Ориген оказал огромное влияние на последующую христианскую (особенно восточную) мысль. Приверженцами Оригена были отцы-каппадокийцы (особенно св. Григорий Нисский , согласный с Оригеном в отношении идеи апокатастасиса). Большой вклад сделал Ориген в области богословской терминологии (например, ввел термин «ипостась»). Ориген был первым, кто предпринял попытку систематизировать все учение христианства. Однако многие взгляды Оригена находились в явном противоречии с православием и поэтому были осуждены на V Вселенском соборе. Среди осужденных положений перечисляются учение о предсуществовании душ, в частности души Христа, о шарообразности воскресших тел, об апокатастасисе и др. §7. Августин Августин (или лат.: св. Аврелий Августин) – не просто один из выдающихся философов Средневековья, а философ, положивший начало всему западному средневековому методу философствования. До Августина, собственно говоря, христианской философии как таковой не было, предпринимались лишь попытки философствовать, опираясь на положения Священного Писания. Августин явился именно тем гением философии (не говоря о других его достоинствах: он был замечательный богослов, церковный деятель, епископ), который заложил начала нового философствования. Благодаря творческому синтезу философии Плотина и христианского богословия Августин создал, без преувеличения, гениальную, величественную и стройную философскую систему. Жизнь и произведения . Родился Августин в 354 г. в г. Тагасте на севере Африки. Отец его был язычником, мать – христианкой. Пятнадцатилетним юношей он уезжает в Карфаген, где получает достойное для своего времени образование. Здесь в руки ему попадает диалог Цицерона «Гортензий», возбудивший в нем интерес к философствованию. Августин знакомится в Карфагене с манихеями, которые убеждают его в том, что именно их религия является истинной. Августин считал, что манихеи действительно логично объясняют с философской точки зрения многие положения христианства, которые он не мог понять, непосредственно читая Священное Писание . Прежде всего – это волновавший Августина на протяжении всей жизни вопрос о происхождении зла и страданий. Он не представлял, как возможно зло в мире, сотворенном всемогущим и всеблагим Богом. Манихеи же утверждали, что зло в мире – от злого бога, добро – от доброго. На некоторое время это решение устраивает Августина, поскольку снимает с Бога ответственность за зло. Но и полностью удовлетвориться этим решением Августин не мог, понимая логическую самопротиворечивость двубожия.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/re...

Весной 338 г. три августа встретились в Виминации на Дунае и договорились о перераспределении имперской территории. Оставив за собой те части государства, управлять которыми они были назначены отцом, они присоединили к ним владения Дал­мация и Ганнибалиана. В результате старший Константин сохра­нил власть над Галлией, Испанией и Британией; азиатские про­винции, включая упраздненное Понтийское царство и Египет с Ливией и Пентаполем, отошли к Констанцию; а Италия, Афри­ка, дунайские и балканские провинции вместе с обеими столи­цами империи достались младшему брату – в ту пору 15-летне­му Константу. В 339 г. Констант уступил Констанцию Фракию с Константинополем. Это было платой ему за поддержку, оказан­ную в фактически сразу наметившемся конфликте между стар­шим и младшим из братьев. Константин II был недоволен тем, что ему не удалось вос­принять власть отца в ее полноте, на что он считал себя в праве претендовать. Констанций был далеко – вернувшись из Рима на Восток, он командовал войсками, которые вели затяжную войну с персами, а его владения напрямую не соприкасались с областью Константина, так что, стремясь к верховной вла­сти, он попытался вначале устранить младшего брата, отказав­шегося выполнять его указания. В 340 г. Константин II повел войска из Галлии в Италию воевать с братом. Навстречу ему из Рима двинулась армия Константа. Сам он был еще крайне молод и неизбежным образом неопытен, но у него оказались способные военные советники. У Аквилеи основные силы Кон­стантина вместе с самим императором попали в засаду и были разгромлены. Константин погиб в бою, прожив всего 23 года. Его труп был брошен в воды речки Альсы. Победитель Кон­стант присоединил владения брата к своим, став правителем всего Запада. В тот момент Констанций довольствовался при­надлежавшей ему частью империи – Востоком, который не уступал области младшего брата ни численностью населения, ни богатством. Секст Аврелий Виктор в «Истории цезарей» характеризует Константа как безнравственного и корыстного правителя, кото­рого ненавидели и презирали солдаты 137 .Он пренебрегал исклю­чительно важными легионами, стоявшими на Рейне и на верх­нем Дунае, в задачу которых входила защита восточной границы империи от проникновения свирепых варварских племен, вме­сто этого он любил развлекаться с германскими пленниками» 138 . В конце концов негодование легионеров достигло точки кипе­ния. 18 января 350 г. высокопоставленный чиновник в галль­ском Августодуне (Отене) устроил праздничный банкет. Нахо­дившийся в этом городе Констанс в это время был занят охотой. Пока он охотился, командовавший преторианцами комит Фла­вий Магненций, который, по одним сведениям, был родом из Британии, а по другим – франком и уроженцем Галлии, обла­чился в императорский пурпур, и подвыпившие гости аккламировали его августом и императором. Узнав о происшедшем и не имея на кого опереться, Констанс бежал, но был скоро настигнут и на 27-м году жизни убит. Магненций овладел Галлией, Брита­нией, Италией, Африкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Вообще наш Евсевий не мог представить ясных доказательств того, что будто бы «Ликиний возжег гонение на христиан и произвел пожар несчастия ужаснее прежних» 380 . Что касается до Евсевиевых обвинений Ликиния в том, что будто этот император разорил земледельцев, то этим обвинениям трудно поверить. Земледельцы, по словам языческих историков, видели только добро со стороны Ликиния. Аврелий Виктор говорит, что Ликиний благожелательствовал земледельческому сословию потому, что сам происходил из крестьян, а Ливаний в своей речи за языческие храмы утверждает, что при Ликинии и города находились в цветущем состоянии 381 . Притом нужно заметить, что и Зосима обличает Константина Великого в расточении государственной казны, в ужасных поборах, которые заставляли граждан римских плакать и иногда отдавать своих дочерей за деньги всякому желающему, чтобы иметь возможность внести требуемые подати 382 . Если нельзя вполне доверять этим словам языческого историка, то несправедливо будет отдавать в подобном же случай предпочтение нашему историку и соглашаться с отзывами его хулы о Ликинии. Далее, Евсевий преувеличивает даже возраст Ликиния, когда описывая разврат Ликиния он называет этого императора σχατ γηρως (для того чтобы читателям внушить большее отвращение к Ликинию), хотя известно, что Ликин умер будучи не старее 60 лет и, следовательно, свои преступления совершал будучи гораздо моложе. Наконец неправильно наш Евсевий ставит возвышение Ликиния в зависимость от расположения к этому кесарю Константина: Ликиний был обязан своим возвышением не Константину, а самому себе и отчасти Галерию 383 . Таким образом несправедливость Евсевия в отношениях его к императорам-врагам христиан становится выше всякого сомнения. Однако нужно сознаться, что ему трудно было удержаться на точке зрения объективного повествования при трактации такого предмета как гонители христиан и при мысли, что его истории будут читать преимущественно христиане, которые были страстно возбуждены против языческих императоров и которым утрировка в изображении порочности их врагов не могла не нравиться...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

Крисп недоуменно посмотрел на отца, и тот тихо сказал: – Сегодня ты расстаешься не только с ними, но… и со мной. – С тобой?! – Да, сынок! После того, что случилось в шторм, Гилар не преминёт воспользоваться столь удобным случаем, чтобы отомстить мне. И наверняка уже через десять минут о том, что я принял крещение, и не воспрепятствовал тому, чтобы это сделали другие, будет извещен начальник порта. Это еще полбеды – он тоже мой давний приятель. Самое страшное, что Гилар наверняка доложит об этом и фрументарию. – Кому? – Есть такой чин в тайной полиции. Ты думаешь, Гилар рад тому, что спас судно от шторма, а заодно и свою жизнь? Как бы не так! Я давно знаю его: жажда мести в нём – сильней даже жажды жизни! Он не отстанет, не отомстив мне теперь до конца. До самого страшного конца! – Но, отец!.. – Слушай, и не перебивай. Я принял решение отправить тебя с отцом Нектарием к твоей тете – маминой сестре. К той самой, у которой она гостила здесь, в Александрии. – А ты? – А я немедленно отправлюсь к императору и постараюсь открыть ему глаза на христианскую… на нашу, – снова поправился Марцелл, – веру! – Да он даже не станет слушать тебя! – Не возражай! Это мой долг. Вот тебе письмо к тете. А это расписка. – Какая еще расписка? Крисп взял лист папируса и быстро, благо расписка была написана знакомым отцовским почерком, стал читать: «Выборным по жертвоприношениям города Рима от сына императорского курьера Марцелла Фортуната, Криспа Фортуната из города Рима, 12-ти лет, дом у подножия Квиринальского холма, справа. Я всю свою жизнь приносил жертвы богам и теперь в вашем присутствии принёс жертву, согласно предписания и вкусил от жертвенного мяса, и прошу вас засвидетельствовать это. Будьте счастливы. Подписал Крисп Фортунат». Далее другими почерками было дописано: «Я, Аврелий Виктор, видел, как ты, вместе с отцом… Я Антоний Секунд, подтверждаю… Я, Корнелий Север, свидетельствую…» И снова – рукой отца: «В первый год императора цезаря Гая Мессия Квинта Траяна Деция Благочестивого Счастливого Августа…»9.

http://azbyka.ru/fiction/pridi-i-vizhd/

Но аноним не выражает ни малейшей укоризны Константину по поводу его поведения. От этой группы источников (Евсевий, Сократ, аноним), независимых друг от друга в своих показаниях и обязанных своим происхождением христианскому обществу, отличаются многочисленные известия, записанные язычниками; эти известия приписывают Константину вероломство в убиении Лициния. Так, языческий писатель Аврелий Виктор пишет, что после того как Лициний был разбит Константином в Вифинии, между двумя императорами, по ходатайству Констанции, было условлено, что Лициний сохранит жизнь; но что потом Константин приказал ему отправиться в Салонику, где он и был убит по воле победителя. Другой языческий писатель, Евтропий, также обвиняет Константина в вероломстве: он говорит, что Константин повелел убить Лициния вопреки данной им клятве. Строже всех прочих языческих писателей по этому поводу осуждает Константина Зосима. Константин, говорит он, послал Лициния в Салонику под предлогом, что он там будет в безопасности, но что вскоре же император попрал клятву ногами и повелел убить Лициния. Говоря о войне Лициния с Константином, Зосима ее зачинщиком выставляет последнего; Лициний, по словам Зосимы, не подавал Константину повода к неприязненным действиям, но этот последний, верный своим привычкам, нарушил договоры и изъявил притязание на такие страны, которые находились под властью Лициния. Относительно последнего пункта нужно сказать: кого считать зачинщиком войны – Константина или Лициния – решить нелегко; одно можно утверждать: война являлась политической необходимостью и не зависела, в сущности, от воли ни того, ни другого из поименованных лиц. Гораздо важнее вопрос: есть ли основание рассуждать о вероломстве Константина, когда речь идет о смерти Лициния? Если Сократ прав, когда утверждает, что Лициний замышлял восстание против Константина при известных обстоятельствах, то, конечно, ни о каком клятвопреступлении и речи быть не может. Ибо само по себе понятно, что если побежденному даруется жизнь на определенных условиях, то эти условия надлежит свято соблюдать. Если же побежденный затевает восстание и таким образом нарушает со своей стороны условия, на каких пощажена его жизнь, то это дает право победителю поступать с нарушителями договора так, как найдено будет нужным. В подобном случае казнь вероломного врага будет не чем другим, как действием, сообразным с военным правом, как смотрит на дело и Евсевий. Также и известие Валезиева анонима о том, что убийство Лициния последовало по причине бунта солдат, потребовавших смерти этого лица, не делает Константина ответственным за смерть Лициния. Римская армия этих времен известна самоволием и распущенностью, так что и энергичному императору нелегко было управлять ею. Впрочем, во всяком случае рассказ Сократа нужно предпочитать известию анонима: Сократ ближе сходится с Евсевием.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Он первый оценил христианство как громадную нравственную силу, борьба с которой оказывалась уже не под силу правительству. Вследствие этого он решился ввести христианскую общину в государство и воспользоваться ее громадным нравственным влиянием для наиболее прочного утверждения в империи своей власти. Остается, однако, неясным вопрос о том, насколько Константин сам был затронут евангельским учением, и насколько в его церковной политике уделено было места нравственным принципам, вытекающим из проповеди Христа. Все, по-видимому, приводит к тому заключению, что равноапостольный Константин воспользовался новым учением как средством для мировластительства и как политическим орудием, и что божественность евангельского учения мало коснулась его умонастроения и убеждения. Беспристрастные светские историки (Евтропий и Аврелий Виктор) согласны, что Константин был гораздо лучше и благородней в первые десять лет правления, чем после. И, во-первых, ничем нельзя оправдать его отношений к Лицинию и тем более извинить жестокий обман и клятвопреступление по отношению к нему. В 314 г., начав войну без достаточных оснований и победив Лициния в двух сражениях, Константин лишил его всех европейских владений, кроме Фракии. Затем в 323 г. снова Константин воевал с Лицинием и принудил его после потери войска и флота запереться в Никомидии. Сестра Константина, бывшая в супружестве за Лицинием, вошла в переговоры с братом и исходатайствовала для своего мужа под священной клятвой жизнь и безопасность. Но в 324 г. Лициний был умерщвлен по приказанию императора. Ничем также нельзя оправдать бесчеловечные поступки Константина по отношению к ближайшим членам своего семейства. Жертвой его подозрительности и жестокости в 326 г. пали сын его Крисп, племянник Лицини-ан и, наконец, супруга Фауста. Историки, рассказывая о жестоких и ничем не оправдываемых поступках Константина по отношению к самым близким членам семьи, не находят ничего сказать в оправдание его, как только то, что политический успех и военное счастье способны портить и самых гениальных людей.

http://sedmitza.ru/lib/text/442736/

(Секст Аврелий Виктор, «О цезарях», XL, 24). 85 То есть Галерий. 86 То есть Север. 87 Лактанций (XLIV) сообщает о изображенной на щитах солдат монограмме Христа, при этом Лактанций помещает это событие непосредственно перед сражением при Мульвиевом мосте. 88 «Царской тканью» Евсевий скорее всего именует шелк, очень дорогой и продававшийся на вес золота. 89 В это время у Константина был один только старший сын Крисп — Констанций и Константин родились в 317 г., Констант — в 322 г. Возможно, Евсевий описывает лабарум в том виде, в котором он сам его видел, уже с изображением всех детей императора. 90 Вместо легионных орлов. Само описание лабарума почти во всем повторяет вид обычных легионных значков — орлов, за одним исключением: вместо собственно орла на навершии значка расположена монограмма Христа в лавровом венке. 91 Чтение божественных Писаний, как и многие другие эпизоды в книге Евсевия, свидетельствуют, кажется о том, что Константин уже крестился. Так как до принятия крещения чтение Писаний в это время (и еще долго после) возбранялось (см. например, Св. Кирилл Иерусалимский, «Поучение предогласительное», 12.). То же соображение касается присутствия Константина на соборах и торжественных службах. Но то обстоятельство, что Константин был крещен перед самой смертью не вызывает сомнений, и Евсевий, и Феодорит Кирский настолько уверенно об этом сообщают, что ошибка здесь маловероятна. Сообщения же о крещении Константина папой Сильверием давно и прочно отвергнуто историками. Тем более вряд ли можно предположить, что Константин просто воспользовался своим положением для нарушения церковных правил, этому противоречит все его дальнейшее поведение как в споре с донатистами, так и в арианских спорах. Недоумение, однако, вполне разрешимо данным сообщением Евсевия, об оглашении Константина около 312 г., и откладывании крещения на более позднее время, так как оглашенным, но еще не крещеным, уже дозволялось чтение Писания (см. Св. Кирилл Иерусалимский, «Поучение предогласительное», 14) и присутствие на богослужении.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2859...

Ориген оказал огромное влияние на последующую христианскую (особенно восточную) мысль. Приверженцами Оригена были отцы-каппадокийцы (особенно св. Григорий Нисский , согласный с Оригеном в отношении идеи апокатастасиса). Большой вклад сделал Ориген в области богословской терминологии (например, ввёл термин «ипостась»). Ориген был первым, кто предпринял попытку систематизировать всё учение христианства. Однако многие взгляды Оригена находились в явном противоречии с православием и поэтому были осуждены на V Вселенском соборе. Среди осуждённых положений перечисляются учение о предсуществовании душ, в частности души Христа, о шарообразности воскресших тел, об апокатастасисе и др. §8. Блаж. Августин Блаж. Августин (или лат.: св. Аврелий Августин) – не просто один из выдающихся философов Средневековья, а философ, положивший начало всему западному средневековому методу философствования. До Августина, собственно говоря, христианской философии как таковой не было, предпринимались лишь попытки философствовать, опираясь на положения Священного Писания. Августин явился именно тем гением философии (не говоря о других его достоинствах: он был замечательный богослов, церковный деятель, епископ), который заложил начала нового философствования. В целом философия идёт по пути смены направлений, философских парадигм. Мы уже изучали парадигмы досократовской философии, парадигмы философии классического и эллинистического периодов и видели, что каждый раз между двумя парадигмами есть период, когда критическая философия подрывает основы предыдущего метода философствования. Так было со школой софистов, когда они разрушили философствование досократовских школ и подготовили переворот Сократа. Так случилось и с эллинистической философией, когда скептики подорвали основы стоической, эпикурейской и других школ, и только гений Плотина позволил философии с честью выйти из этого сражения и заложить основу для следующего философствования. Так же как и Сократ, Плотин основывался на принципе, который дал возможность преодолеть совершенно непобедимые, на первый взгляд, скептические аргументы, – на самопознании. Философом, продолжившим дело Плотина, основываясь на христианском, а не на языческом (как это было у Плотина) мировоззрении, стал блаж. Августин. Августин очень многое взял от Плотина, критически переработав его идеи, и от многого отказался – от тех языческих положений, которые никак не могли быть перенесены в христианскую философию.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

Как бы там ни было, 1 мая 305 г. состоялась церемония тор­жественной отставки Диоклетиана. «Холм в трех тысячах от Никомедии, колонна со статуей Юпитера, слезы старого императора, говорящего с солдатами, дожидающегося его дорожная карета» (Буркхард, цит. изд., с. 251–252) – так описывает обстановку этого акта Буркхард, опираясь на Лактанция . Максимиан, хотя и против воли, сдублировал эту церемонию в своей резиденции в Милане. Диоклетиан удалился из Никомидии в родной Иллирик и поселился поблизости от родных мест в Салоне (современ­ном Сплите), где для него был воздвигнут грандиозный дворец, в руинах которого в средневековье располагался целый город. Диоклетиан умер в этом дворце в 313 г., по Евсевию Кесарийскому , от дряхлости. Аврелий Виктор полагает, что его отравили. Остан­ки императора были погребены во встроенном в Салонский дво­рец мавзолее. Максимиан после отставки переехал в свою виллу в Луканиию, а его сын Максенций водворился в Риме. Новыми августами стали прежние цезари Гай Флавий Вале­рий Констанций Хлор на западе и Гай Галерий Валерий Максимиан на востоке. По словам Евсевия Кесарийского , написавшего биографию его сына святого Константина, «старшие по времени государи, не знаю почему, отказались от престола... И тогда-то Констанций провозглашен первым августом и кесарем. Сначала был он украшен диадемой кесарей автократоров и занял первое между ними место, а потом, отличившись в этом сане, облечен высочайшей у римлян властью, – наименован первым из четы­рех избранных впоследствии кесарей» (с. 38–39). Хотя Евсевий, характеризуя восхождение Констанция к вышей власти, выража­ется несколько туманно, из сказанного им с несомненностью вы­текает первенство Констанция. Последним правительственным актом Диоклетиана стало на­значение новых цезарей. Ими стали поставленный для управления Иллириком под верховенством Галерия его племянник Валерий Максимин Даза, и полководец Флавий Валерий Север, ставший помощником Констанция – они оба имели иллирийское проис­хождение. Есть основания полагать, что эти назначения были сде­ланы в угоду Галерию, – возвышен был его родственник, не от­личавшийся ни талантами, ни знаниями, а на запад направлен популярный полководец, которого можно было противопоставить августу Констанцию. Во всяком случае известно, что сделанны­ми назначениями недоволен был ушедший в отставку Максимиан, надеявшийся на возвышение своего сына Максенция. Многие из военачальников и высокопоставленных чиновников на западе, преданных Констанцию, испытывали разочарование из-за того, что цезарем не был поставлен его сын Константин, состоявший тогда в свите Диоклетиана в Никомидии. Галерий знал о серьез­ном заболевании Констанция и надеялся в ближайшее время пра­вить империей единовластно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

И, что замечательно, в этом месте сухой и скучный Аврелий Виктор силою выражения равняется Тациту: Наес tantae libidinis fuit ut saepe prostituerit; tantae pulchritudinis ut multi noctem illius morte emerint… – Прекрасно! – воскликнул Вершнев. – Это напоминает мне Саллюстия – помните? Tantae… – Что же это, господа? – сказала хозяйка, – уж вы изволите разговаривать по-латыни! Как это для нас весело! Скажите, что значит ваша латинская фраза? – Дело в том, что Клеопатра торговала своею красотою и что многие купили ее ночи ценою своей жизни… – Какой ужас! – сказали дамы, – что же вы тут нашли удивительного? – Как что? Кажется мне, Клеопатра была не пошлая кокетка и ценила себя не дешево. Я предлагал сделать из этого поэму, он было и начал, да бросил. – И хорошо сделал. – Что ж из этого хотел он извлечь? Какая тут главная идея – не помните ли? – Он начинает описанием пиршества в садах царицы египетской. Темная, знойная ночь объемлет африканское небо; Александрия заснула; ее стоны утихли, дома померкли. Дальний Фарос горит уединенно в ее широкой пристани, как лампада в изголовье спящей красавицы. Светлы и шумны чертоги Птоломеевы: Клеопатра угощает своих друзей; стол обставлен костяными ложами; триста юношей служат гостям, триста дев разносят им амфоры, полные греческих вин; триста черных евнухов надзирают над ними безмолвно. Порфирная колоннада, открытая с юга и севера, ожидает дуновения Эвра; но воздух недвижим – огненные языки светильников горят недвижно; дым курильниц возносится прямо недвижною струею; море, как зеркало, лежит недвижно у розовых ступеней полукруглого крыльца. Сторожевые сфинксы в нем отразили свои золоченые когти и гранитные хвосты… только звуки кифары и флейты потрясают огни, воздух и море. Вдруг царица задумалась и грустно поникла дивною головою; светлый пир омрачился ее грустию, как солнце омрачается облаком. О чем она грустит? Зачем печаль ее гнетет? Чего еще недостает Египта древнего царице? В своей блистательной столице, Толпой рабов охранена, Спокойно властвует она.

http://predanie.ru/book/221004-hudozhest...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010