Е., по-видимому, был погребен в Авраамиевом Ризоположенском монастыре. По сообщению «Повести о победах Московского государства», написанной в 20-х гг. XVII в. в среде смоленских дворян, к-рые остались в России, после того как по Деулинскому перемирию 1619 г. Смоленская земля отошла Польше, мощи Е. покоились вместе с мощами его учителя прп. Авраамия в этой обители. От мощей преподобных совершались чудотворения: «Мнози же и неизреченныя чудеса испущающе от их преподобных ран (так в публикации, правильно: рак.- Е. К.) от святых бо глав их. А во главах у святых ран (рак.- Е. К.) устроено место, аки кладязь, и на всяко лето в их праздник вода изхождаше и помост церковный во церкви понимаше (так! - Е. К.). Людие же для благословения воду черплюще; от воды тоя мнози недужнии исцелевахуся и здравии бываху. Отшедши же Божественной литургии, и абие в церкви и в месте том, откуда вода исхождаше, суша бываше. Токмо едино черплющия вода в сосудех оставляшеся и в год блюдома для благословения ради недужных исцеления. При нозех же святых ран (рак.- Е. К.) прут великий железный растуще и по вся годы прибывающе, аки древо» (Повесть о победах Московского государства. Л., 1982. С. 26-27). При взятии Смоленска поляками в 1611 г. (см. Смутное время ) мон-рь был разорен, по-видимому, тогда были утрачены св. мощи преподобных Авраамия и Е. Почитание В Смоленске Е. наряду со святыми Меркурием и Авраамием считался небесным заступником города. Е. почитался вместе со своим учителем, в службе преподобным Авраамию и Е. последний назван «божественным» и «богомудрым». По наблюдениям Е. Е. Голубинского , в месяцесловах имена Авраамия и Е. появляются в 1-й пол. XVI в. с памятью 21 авг., в день преставления прп. Авраамия. Списки службы преподобным Авраамию и Е. фиксируются в это же время (ГИМ. Новоспасск. 6; РНБ. Соф. 1492), встречается отдельно канон святым (ГИМ. Син. 850). Упоминание в службе «агарянского», «варварского» и «иноплеменного» пленения и «обстояния» Смоленска указывает на раннее происхождение службы (литовцы захватили город в 1239, а монголы дошли до находившегося под Смоленском сел. Долгий Мост). По мнению С. П. Розанова, сохранившаяся редакция службы является ее 3-й переделкой, при которой к службе прп. Авраамию были добавлены молитвенные обращения к Е. В одном из списков службы в Трефологии XVI в. (РГБ. Ф. 304/1. 619) Е. назван только в заглавии: «Память преподобных архимандрит смоленских Авраамия и Ефремиа»; возможно, протограф этого списка отражал начальный момент почитания Е. (сан архимандрита у прп. Авраамия и Е., по всей видимости, анахронизм).

http://pravenc.ru/text/182093.html

В Житии прп. Феодосия Печерского († 1074) кон. XI - нач. XII в. говорится о посмертном чуде исцеления одного священника «от клироса святыя и великыя церкве София», т. е. киевского Софийского собора (Успенский сборник XII-XIII вв. М., 1971. С. 132). В 1136 г. К. появляется одновременно с епископией в Смоленске. В Уставной грамоте св. блгв. кн. Ростислава (Михаила) Мстиславича говорится: «Се уставляю епископью о немь же епископу быти живу и клиросом своим» (ДРКУ. С. 141). Согласно Житию прп. Авраамия Смоленского, еп. Смоленский свт. Игнатий († ранее 1219) «призва единого от своего честнаго крилоса перваго от старейших протопопу именем Георгии» и поручил ему привести к нему Авраамия (Жития прп. Авраамия Смоленского и службы ему/Ред.: С. П. Розанов. СПб., 1912. С. 17, 78). К. собора Св. Софии в Новгороде впервые упоминается в 1060 г., когда еп. Лука, умерший по дороге из Киева в Новгород, был погребен в соборе Св. Софии «своим клиросом» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 120; Т. 42. С. 66). Тот же К., очевидно, имеется в виду под словом «софьяне» в статье 1194 г. в связи с выборами нового владыки после смерти архиеп. Гавриила (Григория) (Там же. С. 40; ср.: Там же. С. 232). В Новгороде, где в сер. XII в. сложилась практика местного избрания кандидатов на архиерейство, «софьяне» принимали в этом активное участие наряду с др. полноправными горожанами. Впервые упоминаются клирошане в Боголюбове и во Владимире-Залесском в связи с гибелью св. блгв. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского в 1174 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 369, 370; Т. 2. Стб. 592-593). В 1230-1231 гг. впервые в летописи указан К. ростовского Успенского собора (в связи со встречами в Ростове св. еп. Кирилла II - ПСРЛ. Т. 1. Стб. 453, 457; см. также под 1238 г. об отпевании в Ростове св. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича: Там же. Стб. 465). «Зборы вся» в Галиче упоминаются в 1187 г.; вероятнее всего, речь идет о соборных орг-циях духовенства (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 656). В Успенском соборе Владимира-Волынского существование К. отмечается летописью не ранее 40-х гг. XIII в. (Там же. Стб. 740).

http://pravenc.ru/text/1841443.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИГНАТИЙ († ранее 1219), свт. (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), еп. Смоленский. 4-й епископ на Смоленской кафедре, занимал ее после Симеона (после 1180 - не ранее 1197), ранее Лазаря (после 1205 - ок. 1219). (В справочной лит-ре XIX в. время жизни святителя ошибочно относили к 1-й пол. XII в.; см., напр.: ИРИ. Ч. 3. С. 65.) Вероятно, И. до своего поставления на кафедру являлся настоятелем Смядынского во имя святых князей Бориса и Глеба монастыря (создан на месте убиения св. Глеба) и участвовал в освящении монастырского храма в честь св. князей Бориса и Глеба. Освящение состоялось в 1191 г. при кн. Давиде Ростиславиче, когда в мон-рь из Вышгорода были перенесены старые раки князей-страстотерпцев. Смядынский игум. Игнатий назван в проложном сказании о перенесении рак ( Воронин Н. Н., Жуковская Л. П. К истории смоленской лит-ры XII в.//Культурное наследие Др. Руси. М., 1976. С. 69-79; Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. С. 450). Свт. Игнатий, еп. Смоленский. Фрагмент иконы " Прп. Авраамий, святители Игнатий и Ефрем Смоленские " . 2001 г. Иконописец С. Кульманов (Преображенский собор Авраамиева мон-ря, Смоленск) Свт. Игнатий, еп. Смоленский. Фрагмент иконы " Прп. Авраамий, святители Игнатий и Ефрем Смоленские " . 2001 г. Иконописец С. Кульманов (Преображенский собор Авраамиева мон-ря, Смоленск) Хиротонию И. во епископа Смоленского возглавил Киевский митр. Никифор II или его преемник Матфей (вопрос о том, кто занимал Киевский митрополичий престол в 1199-1210, остается невыясненным). Об И. сообщается в летописании Сев.-Вост. Руси в связи с похоронами во владимирском Княгинином в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре 19 марта 1205 (6713) г. 1-й жены Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича кнг. Марии Шварновны (в иночестве прп. Марфы): «Божиим же промышлением приключися тогда быти Смоленьскому епископу Игнатью, игумену Михаилу Отрочья монастыря, занеже пришла быста к великому князю Всеволоду молиться о мире от Мстислава Володимерича (ошибочно вместо «Мстислава Романовича».- М.

http://pravenc.ru/text/293399.html

Выполненный И. перевод Жития прп. Антония Великого был широко распространен в рус. и серб. рукописной традиции XIV-XVII вв. (о списках см.: Ангелов. 1967; Творогов. 1990; Он же. Переводные жития в рус. книжности XI-XV вв.: Кат. М.; СПб., 2008. С. 24; 1999; Helland. 2004). В XVI в. этот перевод Жития прп. Антония Великого включен под 17 янв. в ВМЧ митр. Макария ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 403). Это Житие в переводе И. оказало заметное влияние на средневек. рус. лит-ру (СККДР. Вып. 1. С. 134). Так, оно отмечено в Житии прп. Феодосия Печерского, написанном прп. Нестором ( Архангельский А. С. К изучению древнерус. лит-ры: Творения отцов церкви в древнерус. письменности. СПб., 1888. С. 13-15; Шахматов А. А. Несколько слов о Несторовом Житии Феодосия//ИОРЯС. 1896. Т. 1. Кн. 1. С. 65). На этот перевод ссылается Киево-Печерский патерик (БЛДР. 1997. Т. 4. С. 316, 318, 648), его хорошо знал автор Жития прп. Авраамия Смоленского Ефрем (Там же. Т. 5. С. 34, 43, 458). Одно место из текста Жития разъяснял в XVI в. Зиновий Отенский ( Зиновий, инок Отенский. Истины показание к вопросившим о новом учении. Каз., 1863. С. 490-499). Послесловие И. к переводу этого Жития имеет самостоятельное историко-культурное и лит. значение. Помимо исторических сведений оно содержит размышления автора о принципах перевода («Не бо есмь толма смотрели елинескы речи образа тех образ не имущю словеньску языку, нъ на разум нудящее полагахом елико же могохом»; см.: Творогов. 1990. С. 202), близкие к воззрениям Иоанна Экзарха, изложенным в предисловии к переводу «Богословия» Иоанна Дамаскина и содержащимся в т. н. Македонском листе . Второй из переводов И.- обширное Житие сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского, возможно из-за большого объема (составляет целую книгу), не получил значительного распространения в слав. рукописной традиции, а в России стал известен только в сер. XVII в. Впервые рукопись Жития сщмч. Панкратия («Панкратий») упоминается среди «русских книг» в греч. описи имущества мон-ря Ксилургу на Афоне, составленной в 1142 г. ( Мошин. 1950; Он же. 2002. С. 337); однако, судя по позднейшей рукописной традиции, нет оснований считать этот кодекс непременно восточнославянским; более вероятно, что он был болгарским - «русский» выступает в данном случае как синоним определения «славянский». Текст памятника представлен 2 серб. списками: РНБ. Q.n.I.33 (2-я пол. XIII в.) и ГИМ. Син. 82 (3-я четв. XIV в.), 2-й из к-рых, возможно, восходит к 1-му. Единственный известный рус. список (3-я четв. XVII в.; ГИМ. Воскр. 121-бум.) выполнен непосредственно (в т. ч. и запись писца XIV в.- см.: Амфилохий (Сергиевский), архим. Описание рукописей Воскресенского ставропигиального первоклассного, именуемого Новый Иерусалим, мон-ря, писанных на пергамене и бумаге. М., 18762. С. 173) с рукописи Син. 82, привезенной в 1655 г. с Афона Арсением (Сухановым) . Текст перевода Жития сщмч. Панкратия остается неизданным.

http://pravenc.ru/text/469448.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКАКИЙ (Левицкий Артемий Григорьевич; г. р. неизвестен, Москва - 9.12.1874, с. Абай), игум., алтайский миссионер. Закончил ветеринарное отд-ние Московской медико-хирургической академии. В 1839 г. призван на миссионерское служение основателем Алтайской духовной миссии архим. прп. Макарием (Глухаревым), при к-ром служил в миссии как катехизатор и врач. 23 дек. 1845 г. пострижен в монашество, в праздник Рождества Христова, 25 дек. 1845 г., рукоположен во иеродиакона, 30 дек.- во иеромонаха. Первым местом миссионерского служения А. в сане иеромонаха была дер. Мыюта, затем он стал миссионером Черно-Ануйского отд-ния миссии, где обращал в христианство алтайцев-язычников и казахов-мусульман (крестил 1398 чел.). Обучал детей алтайцев и русских грамоте, основал ряд миссионерских поселений для новокрещеных алтайцев, где они, с одной стороны, уже не находились в экономической зависимости от нехрист. родовых начальников и воинственно настроенных против них сородичей, а с др.- легче переходили от кочевого образа жизни к оседлому. В числе основанных А. поселений - с. Абай (ныне в Усть-Коксинском р-не Республики Алтай ). Прославился даром исцелений, а также борьбой с купцами и виноторговцами, обманывавшими и развращавшими новокрещеных алтайцев. В 1852 г. исполнял обязанности начальника Алтайской миссии (из-за отъезда на лечение прот. Стефана Ландышева). В 1866 г. по его молитвам избавилась от нашествия саранчи Абайская долина. За ревностные миссионерские труды возведен в сан игумена. Погребен в ограде молитвенного дома с. Абай. Алтайскими миссионерами почитался как ученик основателя миссии прп. Макария. Соч.: Извлечения из миссионерских записок//ПрТСО. 1858. Т. 17. С. 287-292; Выписка из дневника миссионера Черно-Ануйского отделения Алтайской духовной миссии иеромонаха Акакия за первые семь с половиною месяцев 1866 года//ДЧ. 1867. Ч. 1. 1. С. 15-27; Записки миссионера Черно-Ануйского отделения Алтайской духовной миссии иеромонаха Акакия за четыре с половиною месяца 1866 года//Там же. 1868. Ч. 3. 9. С. 17-27. Лит.: Путинцев М., прот. Алтай - его святыни: Миссионерство. М., 1891. С. 68-69; Макарова-Мирская А. Апостолы Алтая. М., 1997. Прот. Борис Пивоваров Рубрики: Ключевые слова: МАКАРИЙ (Глухарёв Михаил Яковлевич; 1792, - 1847), прп. (пам. 18 мая, в Соборе Алтайских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), архим., основатель Алтайской духовной миссии АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника " АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых)

http://pravenc.ru/text/63790.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕРКУРИЙ Прп. Авраамий и мч. Меркурий Смоленские. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Российской просиявших». Кон. 20-х — нач. 30-х гг. XX в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница Троице-Сергиевой лавры) Прп. Авраамий и мч. Меркурий Смоленские. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Российской просиявших». Кон. 20-х — нач. 30-х гг. XX в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница Троице-Сергиевой лавры) (XIII в. (?)), мч. (пам. 24 нояб. и в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), Смоленский. Житие М. в ранних списках датируется 2-й четв. XVI в., оно вошло в ВМЧ митр. Макария под 24 нояб. (Успенский и Царский списки). В некоторых списках Житие отнесено к 28 июля - дате празднования Смоленской иконе Божией Матери. По наблюдениям Ф. И. Буслаева, архиеп. Сергия (Спасского), А. П. Кадлубовского, Л. Т. Белецкого, Ф. Г. Спасского и др. исследователей, почитание М. может рассматриваться как проявление на рус. почве греческой и общеевроп. традиции культа вмч. Меркурия Кесарийского: совпадает дата празднования памятей святых, много параллелей обнаруживается в Житиях святых, в службах им. Составление Жития М. в 1-й сохранившейся версии, т. н. минейной редакции, было связано с идеологической программой прославления смоленских святынь после взятия Смоленска вел. кн. Московским Василием III Иоанновичем в 1514 г., как и утверждение праздника Смоленской иконы Божией Матери, а также строительство Смоленского собора в Новодевичьем мон-ре. По-видимому, наиболее ранний из ныне известных списков Жития М. находится в рукописном сборнике, принадлежавшем игум. Нифонту (Кормилицыну), настоятелю Волоколамского мон-ря (1522-1543) (РНБ. Q. XVII. 15. Л. 351-355, ок. 1538 г.). Повесть о М. представлена здесь как история чуда Пресв. Богородицы, заступницы Смоленска, и расположена рядом с Повестью о чудесах от Владимирской иконы Божией Матери. В сборнике материал организован по «Главизнам», отсюда это название было заимствовано в ВМЧ и сохранилось за минейной редакцией Жития М.

http://pravenc.ru/text/2563012.html

Совр. иконописцы изображают К. и в сонме Переславских чудотворцев. Наиболее близким к иконографической традиции XIX в. является образ, написанный в 90-х гг. XX в. А. В. Зданович в иконописной школе при МДА (Сергиев Посад). На иконе «Собор святых земли Переславской» кон. XX в. в Троицком соборе переславль-залесского Данилова мон-ря К. представлен 2-м справа в верхнем ряду. Вариантом этого извода является изображение «Собор Переславских святых», где поясной образ К. размещен над ростовым образом блгв. кн. Александра Невского в левой части иконы ( Сукина Л. Б. Переславль-Залесский: Главы по истории и культуре города. М., 2007. С. 45). В переславль-залесской ц. блгв. кн. Александра Невского в местном ряду иконостаса находится образ К. уникальной иконографии (2010, иконописец В. А. Поляков, Переславль-Залесский). На этой иконе преподобный изображен в рост вместе с переславским прот. сщмч. Евгением Елховским . Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 65; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 150. Л. Б. Сукина Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ДАНИИЛ (Димитрий Константинович; ок. 1460-1540), прп. (пам. 7 апр., 30 дек., 28 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/2458681.html

Наиболее широко распространенный тип «З. ц.» («З. ц.»-2, см. ниже) имеет немало общих статей с др. древнерус. сборниками: Изборником Святослава 1073 г. (105 статей), Изборником 1076 г. (14 статей), Прологом (75 статей), Измарагдом (45 статей), Цветником (см.: Яковлев В. А. К литературной истории древнерус. сборников: Опыт исследования Измарагда//ЗИНУ. 1893. Т. 60. С. 14-23, 260-266; Лёвочкин И. В. Изборник Святослава и рус. сборники XV-XVII вв.//ТОДРЛ. 1985. Т. 40. С. 373-378). Ученые занимались исследованием «З. ц.» в связи с изучением Торжественника ( Черторицкая Т. В. Торжественник - памятник рус. лит-ры кон. XIV-XVI в.: Лит. история сборника: АКД. М., 1979), индексов отреченных книг ( Кобяк Н. А. Индексы отреченных и запрещенных книг в рус. письменности//Древнерус. лит-ра: Источниковедение. Л., 1984. С. 45-54), «Домостроя» ( Некрасов И. С. Опыт историко-лит. исследования о происхождении древнерус. Домостроя//ЧОИДР. 1872. Кн. 3. С. 105, 116-126). Свое происхождение «З. ц.» ведет, по мнению ученых, от подобных памятников визант. лит-ры, которые, впрочем, не сохранились. Название «З. ц.» (в наиболее ранних текстах - «Златая чепь», согласно особенностям севернорус. произношения) генетически родственно греч. σειραι и лат. catena aurea. Первоначально название «З. ц.» в восточнослав. книжности относилось к Пандектам Никона Черногорца. Само словосочетание было заимствовано из предисловия к древнейшему (восточнослав.) переводу Пандектов: «Едина главизна от другой приемлющи вину, яко же ся некые златые чепи, с драгым камением и с женьчюгом сплетены, выю християньскую украшають» (Die Pandekten des Nikons vom Schwarzen Berge (Nikon ernogorec) in der ältesten slavischen Übersetzung/Hrsg. R. Pavlova und S. Bogdanova. Fr./M., 2000. Tl. 2. S. 14; ср.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 3. С. 819) (в обеих редакциях болг. перевода XIV в. слову «цепь» в этом месте соответствует «верига»). Применительно к Пандектам Никона Черногорца название «З. ц.» («Златые чепи») засвидетельствовано в рус. источниках с сер. XIII в.- ранее его использования для обозначения др. сборников. Цитата из кн. «Златые чепи» («пишеть бо в Златых чепех всея вселеныя святых отець»), приведенная в Житии прп. Авраамия Смоленского ( Розанов С. П. Жития прп. Авраамия Смоленского и службы ему. СПб., 1912. С. 14; БЛДР. Т. 4. С. 48), как установил А. А. Турилов , почти дословно совпадает с частью 7-го Слова (разд. «Преподобного Марка ответ») Пандектов (Die Pandekten… Tl. 1. S. 116).

http://pravenc.ru/text/199901.html

м. стал испрошенный свт. Алексием у прп. Сергия Радонежского любимый ученик последнего прп. Андроник Московский , выбравший место для обители на берегу Яузы, «недалече града», т. е. Кремля. В А. м. со времени его основания по благословению свт. Алексия был введен общежительный устав. В числе насельников обители и учеников прп. Андроника были преподобные Савва и Александр Московские (впосл. игумены), Андрей Рублёв и предположительно прп. Даниил . В XIX в. мощи преподобных Андроника и Саввы (время обретения неизвестно) почивали в одной раке под сенью в Спасском соборе А. м. в сев.-зап. углу (позолоченная серебряная рака пожертвована в 1876 г. А. М. Полежаевым - не сохранилась). Многие настоятели А. м. были удостоены архиерейского сана либо управляли мон-рем, будучи архиереями на покое: Митрофан (XVI в.), еп. Коломенский, Симеон (Стремоухов; † 1515), еп. Суздальский, свт. Серапион , архиеп. Новгородский, Сергий († ок. 1521), еп. Рязанский, Евфимий († ок. 1642), еп. Тверской, Никифор († 1682), митр. Астраханский, Симеон (Милюков ; † 1699), архиеп. Смоленский, Трифиллий (Инихов ; † 1702), митр. Сарский, Авраамий († 1708), митр. Рязанский, Арсений (Костюрин ; † 1712), архиеп. Воронежский, Иосиф († 1726), еп. Воронежский, Киприан (Скрипицын ; † 1740), еп. Коломенский, Сильвестр (Страгородский ; † 1802), еп. Крутицкий, Авраам (Шумилин ; † 1844), архиеп. Ярославский, Сергий (Спасский; † 1904), архиеп. Владимирский, и др. В нач. XVI в. в А. м. был заточен осужденный на Соборе 1509 г. и лишенный кафедры свт. Серапион, архиеп. Новгородский и Псковский. В 1653 г. в течение 4 недель находился в заточении расколоучитель расстриженный протопоп Аввакум . Спасский собор. 1410-1427 гг. Спасский собор. 1410-1427 гг. В смутное время А. м. был разорен польско-литов. отрядами, восстановлен в 1613 г., в XVII в. считался «божедомским», т. е. в нем отпевали скончавшихся внезапной или насильственной смертью. По описи 1678 г., обитель владела 210 крестьянскими дворами. А. м. пострадал от сильного пожара в 1748 г.

http://pravenc.ru/text/115428.html

Патриаршая грамота вручена игумении Спасо-Вознесенского женского монастыря г. Смоленска игумении Елисавете (Киселевой). Архиерей также преподнес ей крест, хранившийся в архиве митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Патриаршей грамоты удостоена насельница Спасо-Вознесенского женского монастыря г. Смоленска монахиня Варахиила (Чирцова). Ордена прп. Сергия Радонежского III степени удостоены предприниматели С.Е. Егоров и П.Н. Алексов. Медали преподобного Андрея Иконописца удостоены Т.В. Тихонова и Г.И. Новикова. Медалью преподобного Авраамия Смоленского награжден А.А. Макшеев, Е.О. Антонова, монахиня Аркадия (Шанина), монахиня Михаила (Конорова), монахиня Рафаила (Семенова), Г.В. Трофимова, В.С. Трофимова. Архиерейскими грамотами награждены Н. А. Сасова, М.В. Павлова, Н.В. Козлова, С.В. Быстрова, И.В. Усачева. Благодарственные грамоты также вручены А.Б. Лебедеву, А.В. Качанову.  Игумения Елисавета поблагодарила митрополита Исидора за заботу о святой обители и радость соборной молитвы, а также преподнесла в дар икону святителя Спиридона Тримифунтского. В продолжение празднования владыка Исидор и участники богослужения выпустили в небо белых голубей. Затем в нижнем храме Спасо-Вознесенской женской обители состоялась праздничная трапеза. Расположенный на Вознесенской горе города Смоленска Спасо-Вознесенский женский монастырь в первые века своего существования именовался Смоленским Вознесенским девичим монастырем. Обитель была основана в 1515 г. по повелению великого князя Московского Василия III. В 1610-1660 гг. в ней размещался монастырь ордена иезуитов. В 1665 г. обитель была вновь освящена и преобразована в женский православный монастырь. Строительство каменного соборного Вознесенского храма началось в 1692 г. В 1704 г. соборный двухэтажный храм был освящен, верхняя церковь — в честь Вознесения Господня, нижняя — в честь преподобного Сергия Радонежского. В 1812 г. монастырь был разорен французскими войсками, позже вновь восстановлен и действовал до 1929 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010