Тренёв был студентом Санкт–Петербургской духовной академии, когда архимандрит Феофан был там инспектором; а я был тогда на два–три года моложе курсом. И хорошо доселе помню лицо его. Вся эта книга написана не в похвалу отца Феофана, а в осуждение со злостью. Особенно был неприемлем Тренёву аскетизм владыки. И будто я чуть не «нос утирал» ему. Какая злоба! Да, он часто советовался, – то со мною, то с другими, – но поступал по–своему. И мы чтили его. Оно и понятно: всякий человек смотрит на вещи из своего угла; какова его душа, так он и смотрит на других. И Тренёву, как человеку плотскому, неприятен духовно–аскетический тип; ему знакомее – «Любовь Яровая». Письма о нем У меня хранятся два письма о нем. Может быть получу еще два. Пишу копии с них. Первое – от очевидца в Астрахани. «.. .Получив Вашу. .. открытку. .. в скудных своих словах, но с любовью, я описал, что знаю о великом подвижнике наших дней. Преосвященный Феофан был на Астраханской кафедре, как яркая путеводная звезда, не только для духовенства, но и для всех тех, кто думал вести свою жизнь по заповедям Христа». Затем следуют «Воспоминания» автора, протоиерея Митрофана Молчанова, «об Астраханском епископе Феофане (Быстрове) , который занимал Астраханскую кафедру с 1911 по 1913 г.». «1. В 1911 году во второй половине августа я имел счастье быть в Астрахани. В то время ожидали приезда нового владыки на Астраханскую кафедру. Была получена телеграмма из Царицына о том, что владыка Феофан следует в Астрахань на пароходе общества “Кавказ и Меркурий”. В телеграмме было указано, что по прибытии владыки в Астрахань будет совершена литургия архиепископским служением. Такое распоряжение удивило не только соборный причт, но и всех причастных к встрече владыки Тем более, что это вообще было совершенно исключительно для новых владык; но и потому, что пароход прибыл уже к трем часам вечера, как увидим далее.). Кафедральный протоиерей, маститый старец, отец Николай Летницкий, сделал соответствующее распоряжение и ко встрече, и ко служению литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Карабинов : «Признается должным приближаться к типику, но оказывается возможным почти бесконечно от него и удаляться» 742 . Справедливы замечания ректора Астраханской духовной семинарии протоиерея Николая Летницкого: Если принято и почти неофициально узаконено уклонение от устава, то кто и где может указать границы этого уклонения? Богослужебная практика не должна быть плодом произвола, – непременно она должна быть точным выражением известного порядка, авторизованного высшей властью Церкви. Богослужебные формы должны как создаваться, так и исправляться людьми опытными, авторитетными, а не зависеть от случайной прихоти того или другого лица; и если неумолимая жизнь показывает, что существующий церковный устав в некоторых своих подробностях перестает быть руководителем богослужения и обращается в исторический памятник, то он, следовательно, должен быть подвергнут авторитетному пересмотру и в этих именно своих подробностях Церковию изменен и приспособлен к жизни верующих. Опасным и вредным для Церкви Летницкий считал такое отношение к уставным нормам, когда формы и порядок богослужения, определяемые уставом, приобретают в сознании верующих догматический авторитет (...) когда и сама церковная власть, считаясь с указанным сознанием верующих, опасается изменять и усовершенствовать устав и оставляет его неприкосновенным, как бы это были сами догматы или же символы всецело апостольского происхождения. Это случилось у нас 743 . Пожалуй, наиболее непримиримо относились к практике произвольных сокращений некоторые миряне. П. Шишипторов жаловался на беспорядок в столичных храмах: В одной и той же церкви один священник опускает то, что оставляет другой. (...) Такое отношение к богослужению можно объяснить только крайней небрежностью, соединенной с надеждой, что несведущий в церковном богослужении народ таких бессмысленных опущений не заметит и против (...) непонятного бормотанья – не вознегодует 744 . Самыми ревностными обличителями нарушений уставности оказались два врача – Василий Николаев и Сергей Апраксин.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С марта 1917 г. в «П. е. в.» публиковали отклики на революционные потрясения и многочисленные, порой противоречивые статьи на социальные темы (с 12 за 1917 журнал выходил без цензуры). Редактор Колосов писал о ценности обретенной свободы («Бойтесь разбить драгоценный сосуд» (1917. 13. С. 225-230)), о многообразии возможного гос. устройства («Христианство, формы государственного правления и социализм» (1917. 16/17. С. 300-303; 18/19. С. 339-355)) и в то же время опасался отделения Церкви от гос-ва («Преждевременная мысль» (1917. 26/27. С. 399-405)). На эту же тему печатали заметки местных авторов (напр., «Взаимоотношения Церкви и государства» А. Рыбакова (1917. 16/17. С. 303-306)) и перепечатывали статьи из других изданий («Религия и государство» прот. Павла Светлова (1917. 28/29. С. 429-433)). Правящий еп. сщмч. Андроник (Никольский) в своих воззваниях не скрывал негативного отношения к состоянию гос. дел, Февральскую революцию именовал «государственным переворотом» («Архипастырское обращение» (1917. 13. С. 217-221); см. также его призыв «К предстоящему Учредительному собранию» (1917. 9. С. 160-164), «К духовенству Пермской епархии» (1918. 3. С. 23-25), «Перед лицом психологии современной разрухи (обращение к духовенству и всем образованным русским людям)» (1918. 4/5. С. 42-47)). Печатались также сатирические заметки и рассказы: «От буржуев житья не стало» Б. Ж. (1917. 26/27. С. 420-422), «Разговор с бестолковым» Тэффи (1918. 1/2. С. 18-21). Среди документов о церковной жизни - «Письма с Церковного Собора» ректора Астраханской ДС прот. Николая Летницкого (1917. 30/32. С. 456-466), постановление патриарха и Синода 65 от 15 февр. 1918 г. (1918. 7/9. С. 76-80), сообщения об обысках в покоях и канцелярии еп. Андроника, о занятии здания ДС под военный отдел исполкома, а здания ДУ - под курсы военных инструкторов («Хроника» (1918. 15/16. С. 145-147)), заметка памяти митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) «Ангел Самарской паствы» свящ. Иоанна Пьянкова (1918. 15/17. С. 161-162). После освобождения Перми от большевиков в возобновленном издании «П. е. в.» были напечатаны «Послание архипастырей и членов Всероссийского Свящ. Собора епархий Сибирских и Приуралья всем членам Православной Церкви епархий, освобожденных от советской власти» (1919. 1. С. 4-7), репортаж о посещении Перми Верховным правителем А. В. Колчаком 1. С. 10-13), «Список священно-церковнослужителей и монашествующих Пермской епархии, павших жертвами большевистского гонения на Св. Церковь» 1. С. 13-19).

http://pravenc.ru/text/2580032.html

Академии и отд. отт. – «Открытое письмо» в «Астрах. Епарх. Ведом.» 14. – В 1898 году: «Архиепископ Елассонский Арсений и его вновь открытые исторические мемуары» в «Трудах Киевской Дух. Академии» I u след. (и отд. отт. г. Киев). – «Новый почетный член церковно-археологического Общества при Киевской Дух. Академии» в «Астрах. Епарх. Ведом.» 5 – В 1899 г.: «К истории Киевской Трехсвятительской церкви за вторую половину XIII столетия» в «Трудах Киевской Дух. Академии». – «Незабвенной памяти профессоров А. С. Павлова и Н. Ф. Красносельцева » в тех же «Трудах К. Д. А.» – « К Ключаревской летописи дополнение» в «Астрах. Епарх. Ведом.» 1. – В 1900 году: «Новоизбранный патриарх Александрийский Фотий Пероглу (по личным воспоминаниям)» в «Трудах Киев. Д. Академии» – «Последнии дни, кончина и погребение высокопреосвященного Иоанникия, митрополита Киевского и Галичского» в тех же «Трудах». – В 1901 году: «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного востока. Т. П. Евхологии». Киев. – «Древнейшие патриаршии Типиконы: Иерусалимский и Константинопольский» в «Трудах Киевской Д. Академии». – «Недостатки современного церковно-религиозного воспитания и причины, их породившие» в тех же «трудах», и особое издание Киевского религиозно-просветительного Общества. – «Памяти в Боге почившего о. Протоирея Гостинно-Николаевской церкви Г. Г. Покровского (ко дню его годовщины)» в «Астрах. Епарх. Ведом.» 15. – В 1902 году: «Книга «Требник» и её значение в жизни православного христианина (По поводу новейших воззрений на эту книгу)» в «Трудах Киевской Духовной Академии» и особое издание Киевского религиозно-просветительского Общества. – «Новые данные для истории Типикона великой церкви Константинопольской» в «Трудах Киев. Д. Академии». – В 1903 году: «Служебник-книга таинственная (По поводу суждений о ней в новейшей художественной литературе)» в «Трудах Киевской Духовной Академии» и особое издание Киевского религиозно-просветительного Общества. – «Современное русское паломничество в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Е. в. являлись сугубо церковным ведомственным изданием, штат которого состоял из редактора, корректора и письмоводителя, иногда 1-2 помощников редактора. Очень часто редактирование офиц. и неофиц. частей осуществлялось раздельно, в этих случаях офиц. часть обычно подписывал секретарь или другой чиновник консистории, а неофиц. часть - ректор или др. сотрудник ДС или ДУ. А. Г. Стадницкий (впосл. митр. Ташкентский Арсений ) был преподавателем Кишинёвской ДС и редактировал «Кишинёвские ЕВ» в 1887-1895 гг. Буд. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I в 1904-1905 гг. был инспектором Псковской ДС и исполнял обязанности редактора «Псковских епархиальных ведомостей» , а в 1909-1911 гг. в должности ректора Тульской ДС редактировал «Тульские епархиальные ведомости» . Редакторами в Е. в. были и др. ректоры духовных семинарий: архим. сщмч. Ермоген (Долганёв ; впосл. епископ Тобольский) в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата» в 1898-1901 гг., архим. сщмч. Фаддей (Успенский ; впосл. архиепископ Тверской) в «Олонецких ЕВ» в 1903-1908 гг., архим. Анастасий (Грибановский ; впосл. митрополит, Первоиерарх РПЦЗ) в «Московских церковных ведомостях» в 1906 г., архим. сщмч. Мефодий (Краснопёров ; впосл. епископ Петропавловский) в «Уфимских епархиальных ведомостях» в 1908-1913 гг., архим. сщмч. Иоанн (Поммер ; впосл. архиепископ Рижский) в «Литовских ЕВ» в 1911-1912 гг., архим. сщмч. Лаврентий (Князев ; впосл. епископ Балахнинский) в них же в 1913-1915 гг., архим. Вениамин (Федченков ; впосл. митрополит Саратовский) в «Таврических ЕВ» в 1912-1913 гг., архим. сщмч. Серафим (Остроумов ; впосл. архиепископ Смоленский) в «Холмской церковной жизни» в 1914-1915 гг. и др. Значительный вклад в издание Е. в. внесли редакторы - местные историки и краеведы, такие как Н. И. Суворов («Вологодские ЕВ» в 1865-1896), Н. Н. Корсунский и М. П. Троицкий («Ярославские ЕВ» в 1871-1898 и 1903-1915), прот. Евфимий Сецинский («Подольские ЕВ» в 1892-1905), И. Н. Летницкий ( «Астраханские епархиальные ведомости» в 1896-1918), Н. В. Малицкий («Владимирские ЕВ» в 1903-1919).

http://pravenc.ru/text/190001.html

В середине 1930-х гг. о. Кассиан, активно занимаясь научной деятельностью, часто покидал Афон. Летом 1934 г. он преподавал на Экуменическом семинаре в Женеве, летом 1937 г. участвовал во Всемирной конференции в Эдинбурге, а летом 1939 г. – во Всемирной конференции христианской молодежи в Амстердаме. В августе 1939 г. архимандрит Кассиан снова приехал на Афон и остался в Свято-Пантелеимоновском монастыре до октября 1945 г. 59 . В 1936 г. после двадцатилетнего перерыва вернулся на Святую Гору архимандрит Евгений (в миру Евгений? Иосифович Жуков). Он родился в 1884 г. в с. Летницкое Медвежинского уезда Ставропольской губернии в крестьянской семье и пришел на Афон в начале XX века. Жуков был принят в обитель св. Архистратига Михаила, пострижен в мантию, рукоположен во иеромонаха и в дальнейшем назначен помощником настоятеля Ставроникитского монастыря. В 1914 г. о. Евгений приехал в Россию, сохранив греческое подданство, и до начала 1920-х гг. пребывал в Лебяжьей пустыни на Кубани, где активно боролся против обновленчества. В 1924 г. он был возведен Патриархом Тихоном во архимандрита, после чего служил в храме станицы Кавказской, неоднократно подвергаясь арестам со стороны советских карательных органов. После выхода в 1927 г. декларации Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности советской власти о. Евгений отделился от него и перешел к иосифлянам. В 1928–1929 гг. он окормлялся у епископа Козловского Алексия (Буя), а в марте 1930 – январе 1931 г. у епископа Бахмутского и Донецкого Иоасафа (Попова), который назначил его иосифлянским благочинным Кубани. К отцу Евгению в станицу Кавказскую приезжало много верующих. 17 января 1933 г. архимандрит был арестован по обвинению в «причастности к церковно-монархической организации Южно-Русский Синод» и постановлением Особого совещания НКВД от 15 октября 1933 г. по делу Истинно-Православной Церкви приговорен к высылке из СССР, однако направлен в Кемеровские лагеря 60 . В 1936 г., после неоднократных ходатайств, о. Евгений был выслан в Грецию как греческий подданный (по некоторым сведениям, обменян на арестованного греческого коммуниста). В 1936–1972 гг. архимандрит пребывал в монастыре на Афоне, активно переписываясь со своими духовными чадами в СССР и других странах. Он являлся духовным сыном преподобного Силуана и был очень популярен в Греции. Скончался отец Евгений в 1972 г. на Святой Горе 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В окт. 1918 г. в здании церковного причта Успенского собора разместились штаб и Реввоенсовет 11-й армии, а семьи священников были оттуда выселены. М. отказывался покинуть реквизированный властями Архиерейский дом, хотя у него отняли часть помещений и лишили его возможности выходить из своих покоев, превратив фактически в узника. Лишь после того, как стало известно, что военная комендатура собирается применить по отношению к М. силу, он по настоянию близких к нему людей переселился к ректору семинарии прот. Николаю Летницкому в астраханский в честь Преображения Господня мужской монастырь и прожил в обители до дек. 1918 г. Когда же семинария и все монастырские помещения были заняты под курсы красных командиров, архиепископ поселился в доме духовника астраханского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы женского монастыря прот. Николая Пальмова. 19 янв. 1919 г. еп. Леонтий устроил в Астрахани крестный ход, не поставив в известность правящего архиерея, и М. вынужден был вновь жаловаться на него патриарху (принятое по этой жалобе постановление патриарха и Синода о запрещении еп. Леонтия в служении вышло уже после мученической кончины обоих архиереев). 10 марта того же года в Астрахани после расстрела войсками стихийного митинга бастующих рабочих вспыхнуло антибольшевистское восстание, к к-рому присоединилась часть гарнизона. После жестокого подавления выступления рабочих и солдат в городе начались массовые репрессии, в т. ч. были расстреляны мн. священно- и церковнослужители, миряне - члены приходских советов. 25 марта, в день праздника Благовещения, во время проповеди в Благовещенском мон-ре, М. сказал о «погибших в результате ненужных и бесполезных действий гражданских властей». После литургии он отслужил панихиду по невинноубиенным. В кон. марта к М. явилась делегация во главе с протоиереями Димитрием Стефановским и Николаем Пальмовым. Понимая нависшую над архиепископом опасность, они предложили М. немедленно покинуть Астрахань. На это М. ответил: «Вы предлагаете мне побег, и это в то самое время, когда у нас на глазах расстреливают невинных наших братьев.

http://pravenc.ru/text/2563414.html

Внутренняя отделка храма была готова к октябрю 1826 года, а сам храм освящён 10 октября 1826 года Астраханским архиепископом Павлом (Суботовским) К середине XIX столетия с увеличением числа прихожан храм в воскресные и праздничные дни не мог вместить всех желающих помолиться здесь. Видя это, настоятель церкви протоиерей Иоанн Якиманский совместно со священниками Николаем Летницким и Павлом Нартовым и церковным старостою Иваном Жегулиным решили расширить храм. Было предложено перенести боковые приделы из трапезы храма и поставить их на одну линию с центральным алтарём, а также расширить и саму трапезу на две сажени с обеих сторон. В 1862 году городским архитектором Дмитриевским был составлен план и фасад церкви с показанием предполагаемых пристроек, который и был представлен в начале 1863 года в Духовную Консисторию на её рассмотрение. Была испрошена сборная книга, по которой церковным причтом было собрано пожертвований до 10 тыс. рублей. В 1864 году придельные алтари в трапезе были сломаны и установлены на новом месте под надзором губернского архитектора Шемановского. Освящёны они были Астраханским архиепископом Афанасием (Дроздовым) в честь Толгской иконы Божией Матери 10 января 1865 года, а в честь Апостола Иоанна Богослова 19 сентября 1865 года. В 1877 году старанием настоятеля церкви протоиерея Иоанна Чудновского, священников Павла Васильковского и Григория Юдина и церковного старосты Николая Полетаева храм был ещё более расширен, согласно плану, составленному городским архитектором Фольратом. Трапеза храма из-за тесноты помещёния была расширена с северной и южной сторон на пять сажень в квадрате. Возведены были новые каменные стены, с той и с другой стороны, параллельно с приделами, к которым были пробиты из трапезы арки. Арка же в церковь была расширена более чем на сажень со всех сторон. Накат, потолок и крыша на трапезной устроены новые. А внутренняя средняя часть трапезы сделана куполообразно, соответственно расширенной арке в церковь. Построены были новые каменные кладовые для помещёния библиотеки и церковных вещёй с обеих сторон колокольни. На все эти работы было употреблено 4 500 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=03238

Дети! Авраам был добрый, любил принимать и помогать прохожим и странникам; за это получил великое счастье – под видом странника принял Самого Господа. И вы должны любить прохожих и странников и помогать им. Кого однажды увидел Авраам? Как он принял странников? Что сказал Аврааму Старший Странник? Что подумала Сарра, услышав слова Странника? Что сказал Сарре Странник? Кого понял под Странниками Авраам? Как Авраам назвал своего сына? Чему Авраам, приняв странников, поучает нас? 14. Жертвоприношение Исаака (Быт. 22) Авраам и Сарра очень любили своего сына Исаака; он был добрый и послушный. Когда Исаак подрос, Господь захотел показать всем людям, как Авраам верит в Бога, любит Его и слушает Его. Он сказал Аврааму: «возьми сына твоего Исаака, которого ты любишь, и принеси Мне в жертву на горе, которую Я укажу тебе». Тяжело было Аврааму сделать это; но он любил Бога больше всех и во всем слушался Его. На другой день рано утром Авраам взял двоих слуг и Исаака, наколол дров, положил их на осла, взял нож и огня, – и пошли. На третий день они пришли к горе, которую Аврааму указал Господь. Авраам оставил слуг и осла под горою, положил дрова на Исаака, сам взял нож и огонь и оба пошли на гору. На горе Авраам сложил дрова для костра, связал Исаака, положил его на дрова, взял нож и поднял уже руку, чтобы заколоть Исаака. В это время Господь послал Ангела и сказал Аврааму: «не убивай сына своего; ты любишь Бога, и не пожалел твоего единственного сына». Авраам увидел около себя в кустах барашка и принес его в жертву Богу. Господь сказал Аврааму: «за то, что ты не пожалел для Меня единственного сына своего, Я благословляю тебя, и у тебя будет очень много потомков». Затем Господь сказал Аврааму, что из его потомства будет Спаситель. Авраам с радостью возвратился домой. Дети! видите, как Авраам любил Бога и слушался Его; он не пожалел для Бога даже своего единственного сына. Так и мы должны для Бога не жалеть ничего, любить Бога больше всего и во всем Его слушаться. Каков был Исаак? Что Господь захотел показать всем людям? Что Он сказал Аврааму? Что сделал на другой день Авраам? Что сделал Авраам, взойдя с Исааком на гору? Что Господь сказал через Ангела Аврааму? Какое обещание Господь дал Аврааму? Чему научает нас послушание Авраама Богу? 15. Бегство Иакова (Быт. 28)

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Авраам в Библии 24 апреля, 2012 Содержание статьи Житие Авраама В те времена, когда жил Авраам на свете было очень много язычников. Авраам был потомком Сима и жил в стране Халдейской, вблизи Вавилона. Он оставался верен Богу, несмотря на то, что язычников вокруг было больше. Авраам жил праведной жизнью и не страдал от бедности, он слыл обеспеченным человеком и лишь одно омрачало его сердце — у Авраама не было детей. Бездетность в те времена слыла наказанием от Господа, Авррам был печален, годы шли, надежды на потомство таяли. Но Господь знал, что лучше для Авраама и, когда он и его супруга были уже в почтенных летах, Авррам услышал Бога: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение» (Быт. 12, 1-2). Уйти от земли, на которой годами из поколения в поколение жил весь род Авраама! Решиться на такое было нелегко, но Авраам верил Господу и сделал все точно, как Он сказал. Авраам отправился в путь со своей женой Саррой и племянником Лотом. Вместе с ними пошли все слуги и служанки, верблюды, козы, овцы и крупный рогатый скот. Верблюды несли воду, мешки с пряностями и мукой, сундуки с богатством Авраама. Путь был трудным и долгим. На Ханаанской земле путники разбили шатер и устроили привал. Авраам скрылся в тени могучего дуба, чтобы перевести дух, когда снова услышал глас Бога: «Потомству твоему отдам Я землю сию». Авраам поспешил воздвигнуть жертвенник, чтобы воздать Господу благодарение. Авраам — отец народов Но на Ханаанской земле все было не так уж благополучно: стоял страшный голод. Тяжелые времена Аврааму пришлось переживать в Египте. Жена Авраама Сарра была очень красивой женщиной, и он боялся за нее. Авраам знал, что египетский фараон может приказать убить его, чтобы забрать Сарру себе. Сарре пришлось притвориться сестрой своего мужа, чтобы они оставались в безопасности. Случилось то, чего и боялся Авраам: пораженный красотой Сарры, фараон захотел взять ее в жены. Господь разгневался на фараона, его и его дом постигли тяжкие кары. Тогда фараон призвал к себе Авраама, чтобы спросить — почему тот не представил Сарру женой? Возмущенный фараон велел Аврааму, Сарре и Лоту со всеми слугами покинуть Египет. Странствия Авраама

http://pravmir.ru/avraam/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010