Прощай и люби нас, ибо и мы тебя любим! 177 Это письмо написано вслед за сочинением Филона Александрийского Quod omnis probus liber sit («О том, что всякий добродетельный свободен») и следует его аргументации, свт. Амвросий переводит с греческого целые пассажи. 179 Речь идет о трактате свт. Амвросия «Об Иакове и блаженной жизни» (386 г.). Возможно, это письмо было написано примерно в те же годы. – Примеч. ред. 180 Сам тезис восходит к стоицизму. Ср. название сочинения Филона: «О том, что всякий добродетельный снободен». 181 Свт. Амвросий называет здесь четыре добродетели души, следуя, возможно, Цицерону (см.: fin 1. 45–50, tusc.3. 17). Набор добродетелей в этом письме отличается от привычного для свт Амвросия: abstinentia, fortitudo, iustitia, prudentia, которые упоминаются в Isaac 8. 65; lacob 2. 10. 43; bon mort 10. 44; loseph 13. 75. – Примеч. ред. 184 Букв. «источник» (fons), см: lacob 2. 4. 17. Об Аврааме, Исааке и Иакове как источниках веры см.: Isaac 4. 21. – Примеч. ред. 187 Ср у Филона, omn. prob. liber 5. 30. «Итак, никто ни к чему его не принуждает, ибо он презрел боль, ибо он презрел смерть, и по закону природы он держит в подчинении всех неразумных». Ср. у Цицерона (resp. 1. 51). 197 Ср. у Филона, omn. prob, liber 6. 38: «Я, по крайней мере, часто видел, как девчонки-рабыни, хорошенькие и речистые, при помощи этих двух средств: красоты и умения красиво говорить – порабощали своих хозяев». Свт. Амвросий мог иметь в виду и современный ему пример: поэта Авзония, воспевавшего в стихах свою рабыню-госпожу, молодую германку Биссулу. 212 Имеется в виду процедура manumissio uindicta, когда раба, отпускаемого на волю, ликтор ударял преторским жезлом, называемым uindicta. 221 Ср. у Филона, omn. prob, liber 3. 19: «Прозвучит тот Софоклов стих, ничем не отличающийся от оракулов Аполлона: Правит мною Зевс, из смертных же никто» (см.: Софокл, фр. 688. 3 – Aristot. Eth. Eud. Bekker, p. 1242a, 37). 223 Ср. у Филона, onin. prob, liber 3. 19: «На самом деле лишь тот свободен, кто вождем над собою ставит единого Бога, и, по моему мнению, он сам вождь для остальных, облеченный земной [властью], словно бы наследник великого царя, смертный – бессмертного».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

2238 . Климент Александрийский не был таким мистиком, как Филон, но зато он был истинным учеником Сократа, ставившим знание ( γνσις) столь высоко, что добродетель, по сравнению с ним, находилась в состоянии приниженности. 2239 У Оригена , как и у Филона, первым требованием от стремящегося к совершенству, к γνσις у является возвышение человека над чувственностью, 2240 оставление «египтянина», 2241 причём возвышение это слагается из μθησις, ασκησις и ε φυα. 2242 Как и Филон, Ориген различает двоякого рода жизнь: деятельную и созерцательную, 2243 причём вторую ставит выше первой, видя в ней наилучший путь к познанию Божества. 2244 Вершиной созерцательной жизни является духовное ведение – γνσις πνευματικ. 2245 Два рода добродетелей: умозрительная и неумозрительная (практические) признаёт и  Василий Великий , 2246 симпатизирующий больше созерцательной жизни. 2247 Св. Амвросий, как и Филон, и  Ориген , говорит о трёх путях, приводящих человека к совершенству: научении, упражнении и природе. 2248 Пример первого рода добродетели св. отец, следуя в этом случае Филону, видит в Аврааме, 2249 пример второго рода – в Иакове, 2250 наконец, образ по природе добродетельного мужа св. епископ указывает в Исааке. 2251 Однако, чаще св. Амвросий делит добродетели на два класса: добродетель теоретическую, точнее, логическую ( λογικ) и добродетель практическую ( πρακτικ 2252 ). При этом на первый план, подобно своим образцам, св. отец выдвигает теоретическую добродетель или мудрость, которая, по его словам, не только бесконечно возвышается над другими добродетелями, но и служит их естественным источником. 2253 Следуя также своим восточным учителям, св. Амвросий идёт дальше по этому пути идеализации «умственной» добродетели. Так, он отождествляет добродетель со знанием 2254  и эпитет sapienta прилагает не к отдельным (теоретическим) добродетелям, а ко всей вообще добродетельности и добродетельной жизни человека. 2255 Далее, совершенного или праведного человека св. отец отождествляет с мудрым, а о самой мудрости говорит, что она завершается мистическим познанием или непосредственным созерцанием Божества ( σοφα θεωρητικ), немыслимым без предварительного аскетизма, отрешения от чувственности и материальности и вообще практических добродетелей. Впрочем, обычно св. Амвросий трактует больше о добродетели практической, чем «умственной».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Мы, православные, каждое воскресение прикладываемся к Евангелию. А жить по Евангелию когда начнем? И вот эта вот жизнь по Евангелию — она должна быть у самих родителей, и родители этим делятся с детьми. Когда делается выбор, человек опирается на евангельские слова, и ребёнку, особенно маленькому, можно пояснить, почему родитель сделал такой выбор, и на какие евангельские слова он опирался. Не нужно конечно это превращать в монотонщину, но, тем не менее, иногда в качестве рефлексии это тоже подойдёт. Священное Писание как жизненная ценность По большому счёту, наша задача сводится к тому, чтобы зажечь своим внутренним горением и передать свой духовный опыт. Ведь мы хотим передать свой духовный опыт, мы хотим передать те ценности, которые у нас есть. Священное Писание для нас тоже ценность, оно входит в наши ценности. Мы хотели бы, чтобы и для наших детей Священное Писание стало ценностью. Для этого нужно научиться передать ребенку эти ценности, а не просто сказать ему: Библия там, читай каждый день, и будет всё хорошо. Наша задача — не только дать комплекс знаний, но пробудить работу души и сердца — а это уже не просто. Дать комплекс знаний — это просто, тем более, существует бесконечное количество методических пособий, материалов — и дореволюционных, и современных — как рассказать о сотворении мира, Вавилонской башне, о Давиде, Аврааме, Исааке, Иакове и Моисее. Мы дадим ребёнку эти знания, и в принципе в нормальной церковной семье, к двенадцати годам ребёнок неплохо разбирается в основных библейских сюжетах. Ну а дальше, а передали мы суть всего этого? В чём подвиг Авраама, который, услышав призыв Бога, оставил всё и пошёл в неизвестное место? А его подвиг, когда единственного сына — без упрека, без сомнения, он готов был принести в жертву Богу? А подвиг Моисея, который, несмотря на свое косноязычие, пошёл к фараону, и несколько раз ходил, и вывел свой народ из рабства? И когда он вывел из рабства, казалось — вот всё – а не всё, и еще долгих — долгих сорок лет продолжалось скитание по пустыне. В чём здесь суть, в чём здесь смысл? Очень важно раскрыть смысл – и тот, древний, и смысл современный — для нас, чем тот или иной отрывок из Священного Писания может отразиться в нашей жизни, как мы можем на него опереться?

http://azbyka.ru/deti/besedy-o-hristians...

2)  Общий характер всего исторического писания, его единство и систематичность обнаруживаются в данных его хронологии. Единство хронологической схемы несомненно доказывает единство и систематичность исторического писания, отсутствие единства в первой несомненно доказывает различие писателей и несистематичность писания. Хронология Пятокнижия доказывает первое: она определенна, точна, внутренне связана. В повествованиях книги Бытия датами ее служат лета жизни патриархов, от рождения их до рождения их первых сыновей (Быт. 5гл.,11:10–32;25:7–8,20; 35:28). Так, летоисчисление доводится до времени поселения семейства Иакова в Египте ( Быт.47:28 ). В указанном генеалогическом летоисчислении, сопровождающемся точным определением лет всей жизни каждого патриарха. ( Быт.25:7;35:28;47:28;50:26 ), соблюдаются полная точность, полное единообразие даже в выражениях. Годами жизни Ноя (600-е лето Быт.7:6 ) определяется даже хронология потопа. Так важна первая дата для Бытописателя. С поселением Иакова в Египте тесно связана хронология всех следующих четырех книг: исход из Египта через 430 лет от поселения там Иакова ( Исх.12:47 ); с моментом же исхода соединяются хронологически все дальнейшие события, причем писателем отмечаются тщательно по этой дате не только года, но даже месяцы и дни ( Исх.19:1 ; Числ.9:1,11;10:11;20:1 ; Втор.1:3 ). При этом опять, как и в книге Бытия, соблюдается крайняя точность, полное единообразие и тождество в выражениях. 3)  Но важнее всех изложенных, как бы внешних доказательств единства Пятокнижия внутреннее доказательство: это единство его богословской идеи, которою освещается и объясняется вся священническая историография Бытописателя. Бытописатель излагает «священную историю» человеческого рода или историю «спасения» его от греха. Эту мысль верующие читатели всегда находили в Пятокнижии, и в ней исследователи видели объяснение всего плана Пятокнижия и объединение всего повествования его. И действительно, с первых же глав книги Бытия видна эта мысль. После истории миротворения тотчас же излагается история поселения Адама и Евы в раю и грехопадения с обетованием первоевангелия (1–3гл.). Все же дальнейшие повествования, как мы видели, объединяемые оглавлениями (toledot), показывают, как Господь постепенно хранил «святое семя» Адама и Евы до потопа, в потоп и после потопа до Авраама, а потом в Аврааме, Исааке, Иакове и Иосифе; как разъяснял им и воспитывал в них веру в грядущее семя – Спасителя людей и надежду на имеющее быть спасение и благословение всех народов. Несомненно, все отдельные факты и повествования книги Бытия направлены к этим основным мыслям и освещают, как мы видели, с большею подробностью жизнь носителей святого семени патриархов, мало касаясь всех других племен и народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Судить же о явлениях души человеку, не просвещенному Духом, равносильно тому, как если бы неграмотный человек стал объяснять новейшие открытия в области электричества. По существу, так и бывает при вмешательствах в богооткровенную область умов, не просвещенных Божией силой. Их суждения неизменно грубы, а вместо доказательств выдвигаются насмешка и злоба. Так было и у саддукеев. Первая истина вечности состоит в том, что человеческий дух бессмертен и вечен, как бессмертен и вечен Бог – источник всякой жизни, и в том числе источник жизни человеческой души. Как не умирает жизнь, так, очевидно, вечно будет жив ее источник и все рожденное и питаемое им. Это – аксиома. И как человеческая душа заключает в себе частицу этого вечного источника жизни, то и она этой частью вечности приобщена к вечности. Господь и говорит: «Бог в Аврааме, в Исааке, в Иакове». Бог жизни, не умирающий, и Он в них, и они не умерли. Бог не смерть. Бог – Жизнь, и где Он, там вечность и бессмертная жизнь: «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых». Итак, неумирание, бессмертие человеческой души – тоже аксиома, очень понятная даже естественному сознанию: если не уничтожима тленная, разлагающаяся, постоянно превратная материя, то как же может быть уничтожен дух неизменный и непревратный? И вторая истина вечности открыта Господом, истина о том, что Царство будущего, как освобожденное от земли, тела и тления, будет Царством чистого бессмертного Духа и что как таковое оно совсем отлично от земли с ее порядками и будет подобно Царству бесплотных ангелов. Значит, мы ничего не можем знать об этом Царстве, кроме открытого в Божественном Слове, и все человеческие представления о нем, переносимые с земных явлений, конечно, безосновательны, а смелое навязывание Царству вечности узко ограниченных и превратных представлений просто кощунственно. Для верующей же души в открытом Господом Царстве будущего – вся полнота: хочешь быть с Господом, береги в себе частицу Божественного Духа. С нею ты бессмертен, и откроется тебе, после смерти тела, вечность; и в мире ангелов, уготованном тебе, конечно, ты будешь «блажен во всем», т.е. вкусишь бесконечного счастья.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

Интересным археологическим подтверждением принадлежности ранних жителей Ханаана к хамитам можно считать находку в пещере Схул, на горе Кармил (Кармел), останков людей с явно выраженными негроидными чертами. Период патриархов События священной истории периода Патриархов начинаются там же, где разворачивались и события предыдущего, – в Междуречье (см. рис. 7). Здесь лучше всего хранились предания о прошедших временах: Призма царей (ок. 2170 до Р.Х.), обнаруженная в 1922 г. около Ларсы, рядом с родиной Авраама – Уром, – не только говорит о всемирном (правильнее – всечеловеческом) потопе, но и сообщает имена десяти допотопных. Для нас важно то, что праотцы выросли в окружении культуры, основы которой были заложены шумерами (см. рис. 8), и очень многое в повествовании об Аврааме, Исааке и Иакове не просто становится понятным при рассмотрении истории, религии, культуры и права древних обитателей Междуречья, но и подтверждает историчность истории праотцев. В XXIV в. до Р.Х. население южной части Месопотамии в основном говорило по-шумерски, в то время как в центральной и северной части региона звучал также и восточносемитский язык. Он же преобладал в Верхней Месопотамии. Между носителями языков этнической вражды, судя по имеющимся данным, не было. Все жители Месопотамии называли себя одинаково – «черноголовыми» (по-шумерски санг-нгига, по-семитски цаль-мат-каккади). Единого государства не было, однако центром шумерского племенного союза еще в догосударственный период был Ниппур, находившийся в центре Нижнеевфратской долины. Здесь находился храм бога Энлиля, которому поклонялись все «черноголовые», здесь же, предположительно, возникла первая известная нам система письма. В остальных шумерских городах-государствах также были свои храмы, являвшиеся центрами религиозной, культовой, научной и государственной деятельности. Урожай с земли храма шел в запасной страховой фонд общины, на обмен с другими странами, на общественные работы. Об этом рассказывает один из древнейших в мире письменных памятников – архив Ура халдейского, отчизны праотца Авраама. В этом архиве в конце III тысячелетия до Р.Х. был создан так называемый Царский список – перечень царей, последовательно правивших в различных городах Месопотамии «от начала мира». Все династии делятся на допотопные и послепотопные.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Тако христианин, от отечества небеснаго и дому Божияго удаленный, и в многобедственном мире сем находящийся, есть странник и пришлец. Странный человек на чуждой земли всего опасается: тако христианин, в мире сем живучи, всего опасается и бережется, то есть, диаволов, греха, прелести мира, злых людей; ему и родители и сродники и прочие знаемии, и вся люди, «земная, а не горняя мудрствующии», подозрительны. – Странный человек ничего на чужой стороне недвижимаго не заводит и не строит, то есть, ни домов, ни садов и прочаго, разве нужное что, без чего не можно и прожить: тако христианину истинному вси в мире сем вещи недвижимы суть: честь, слава, богатство, злато, сребро, села, домы, пруды, сады, рощи, земля, кареты, кони, скот, одеяния и прочая, словом, все недвижимо в мире ему есть; все бо оставит в мире сем, и самое тело. О чем Апостол святый тако глаголет: «ничесоже внесохом в мир сей: яве, яко ниже изнести что можем» ( 1Тим. 6, 7 ). Почему истинный христианин ничего в мире сем не ищет, кроме нужнаго. О чем Апостол тако глаголет: «имуще пищу и одеяние, сими довольни будем» ( 1Тим. 6, 8 ) (5:267). Христиан в мире сем житие не ино что есть, как странствование и непрестанное шествие и спешение к отечеству своему, якоже глаголет Апостол: «не имамы зде пребывающего града, но грядущаго взыскуем». Откуда нарицаются и суть странники и пришельцы в мире сем, якоже о Аврааме, Исааке и Иакове пишется: «яко страннии и пришельцы Быша на земли» ( Евр. 11, 13 ). И Давид глаголет: «яко пресельник аз есмь у тебе и пришлец, якоже вси отцы мои» ( Пс. 38, 13 ). И на другом месте: «пришлец аз есмь на земли» ( Пс. 118, 19 ). Аще убо здешнее житие есть странствование наше, то непременно есть отечество, от Бога Создателя нашего нам уготованное, в котором по странствовании сем упокоеваться должно (3:406). Христианин должен беречься забвения о вечном и жить, как путник Берегись убо сея диавольския козни, буди в мире сем, как путник на пути: помни, что все зде, что ни соберешь, оставишь, и, все позади оставивши, стремись к отечеству своему, емлись за вечную жизнь, в ню же зван был еси.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Приготовление избранного народа Божия . §75. Общее замечание Между тем, и в дальнейшее время Бог, согласно со Своей волей, выраженной в первообетовании, продолжает блюсти и поддерживать доброе семя в борьбе с семенем злым и развращенным, вместе с тем, храня и поддерживая, сравнительно с прежним, более явными и видными путями веру в грядущего Избавителя, время пришествия Которого близилось. Когда после рассеяния народов нечестие и идолопоклонство настолько усилились, что угрожали совершенно затмить собою веру в истинного Бога, а, также, в обетованного Им Избавителя, Бог из среды всех избирает и призывает для Своих великих целей праведного Авраама, образует затем из него целый особенный народ и на нем сосредоточивает все планы Своего Ветхозаветного домостроительства, все направляя здесь к одной цели – к подготовлению и предустроению той великой новой эпохи, которая имела наступить с пришествием на землю Спасителя мира. В ряду такого рода подготовительных, со стороны Бога, средств, первое и самое видное место занимают обетования и пророчества о грядущем Избавителе или Мессии, каковые замечены в Книгах Моисеевых, в псалмах и у пророков, а потому мы и остановим на них свое нужное внимание. §76. Обетования и пророчества в Книгах Моисеевых Хотя, как должно думать, известно было Аврааму, сделавшееся достоянием всей лучшей части человечества, первообетование Божие об Избавителе, но Бог дает его ему снова, выразив его в такой форме: «Благословятся в семени твоем все народы земли» ( Быт. 22:18 ), и в этой же форме повторяет Исааку ( Быт. 26:4 ) и Иакову ( Быт. 28:14 ). Не трудно видеть, что это обетование, по существу своему, было совершенно схоже с, данным первым людям, обетованием, так как и в нем обетованный Великий Потомок представлялся под одним и тем же образом семени, но оно привнесло с собою и некоторые новые частные черты, более определяющие и пополняющие этот самый образ. Тогда, как в первообетовании говорилось о Семени жены, без всякого указания в человечестве, на род, из которого оно имеет произойти, здесь прямо уже были указаны Его родоначальники в Аврааме, Исааке и Иакове. Тогда, как там было указано на сокрушение семенем власти диавола без обозначения тех благодетельных последствий, какие имеют проистечь отсюда, здесь, эти самые последствия, прямо, хотя и в общих чертах, обозначены были через внутреннее и причинное соединение с Семенем благословения всех народов. А, что здесь под семенем разумелся Великий и необычайный Потомок, это ясно было из того, что Ему приписывалось дарование благословения всем народам, – т. е., действие столь же необычайное, как и, приписанное Ему в первообетовании поражение диавола, почему и древне-иудейское предание под семенем, обетованным Аврааму, Исааку и Иакову, равно, как и под семенем, обетованным первым людям, не иного кого-либо разумело, а только Мессию 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Когда Он вышел ранним утром нанять Себе делателей? Утром называет начало божественного устроения. Было утро, когда Адам был создан; в начале Вечный засветил только что сотворенное солнце; показались только что созданная красота луны и великолепие звезд. Утром Владыка вышел для найма. Кого из людей Он нанял Себе прежде всего? Адама. Он назначил работу в раю и охранение. Итак, это первый наем от Адама до Ноя, это одно приглашение, одно время. В то время был нанят Адам для делания, Авель для делания добродетели, (также) Сиф и Енох, переселенный за выдающуюся добродетель. До Ноя (было) первое время призвания. Когда явился Ной, (было) время третьего часа, (и) Он опять вышел для найма. По истреблении первого поколения, вследствие беззакония, род человеческий опять стал нуждаться во вторичном приглашении. Он вторично вводит делателей в виноградник – (это) от Ноя до Авраама; (это) вторичное приглашение. Вникни тщательно, прошу: первый час – это от Адама до Ноя; третий час – это от Ноя до Авраама; шестой час – это от Авраам до Моисея; девятый час – это от Моисея до Христа; одиннадцатый час – это от Христа до кончины. Как одиннадцатый час – конец дня, так и время пришествия – конец веков. Как одиннадцатый час указывает на конец дня, так время пришествия намекает на кончину. Поэтому апостол Павел говорит: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» ( " сия..., братие, образи прилучахуся онем: писана же быша в научение наше, в нихже концы век достигоша») ( 1Кор. 10:11 ). И смотри, как удивительно! Были наняты первые, вторые, третьи, четвертые и наконец пятые, – а награда не была дана первым, пока не пришли последние; они переносили тот же труд, и награды еще не получали. Бог не желал дать первым награду, пока не придут плоды церкви, и прикажет (Он) домоправителю: »...Дай ...от последнего до первого» ( Мф.20:8 ). Что Бог отсрочил дать награду первым, пока придут последние, свидетельствуете Павел в послании к Евреям. Он вспомнил об Аврааме, Исааке, Иакове, патриархах и о других пророках и праведниках, и прибавляет: «И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» ( «сии вси послушествовани бывше верою, не прияша обетования, Богу лучшее что о нас предзревшу, да не без нас совершенство приимут») ( Евр.11:39–40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

404 действовать Богу ни в каком деле, т. е. реально, но он — и один только он — может противиться Богу нравственно, внутри своей самосознательной, т. е. неопределенной, но способной к самоопределению воли. При этом человек, как существо духовно-физическое, подверженное раздробительным формам пространства, времени и механической причинности, не может вдруг, всецело и непосредственно проявить своего самоопределения ни за, ни против Бога, и таким образом для божественного действия представляется сложный ряд последовательных встреч с волею человеческою; и лишь постепенно поборая сопротивление этой волн, вновь и вновь побеждая и убеждая дух человеческий глубже и глубже соединиться с Божеством, Господь возводит человечество к совершенству, и Сам утверждается для нас в действительном проявлении Своей всепобедной любви и мудрости. XXI. Таинственное откровение, весь смысл которого Иаков мог только чувствовать и смутно провидеть, а не ясно понимать, навело на него, как некогда и на Авраама, страх и ужас. Но если тогда Авраам безмолвствовал перед страшным величием тайны Божией, то Иаков, напротив, говорит и действует. Так и следовало: ибо если дух человеческий под конец и в Аврааме получил уже дерзновение говорит Господу и оправдал это дерзновение всецелым самопожертвованием, то тем большую уверенность мог он проявить в Иакове, который имел уже за собою заключенный союз отцов с Богом. Этот союз предполагается уже и Самим Господом в тех словах, которые Он говорил Иакову с вершины таинственной Лествицы. И рече: «Аз есмь Бог Авраама отца твоего, и Бог Исаака». Вот явное оправдание того, что было выше сказано о взаимном отношении этих праотцев. Господь называет отцем Иакова прямо Авраама, а об Исааке упоминаем после и не называя его отцем. Если это противно естественному порядку, то значит согласно с порядком духовным, теократическим. Значит действительно жертва Авраама и завет его с Богом имели своею прямою целью ту самодеятельность человеческого начала, которая представляется Иаковом, страдательная же человечность Исаака есть только переходный момент, только средство, а не цель. Исаак есть жертва,

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010