Сам Авимелех сказал ему: «удались от нас, потому что ты стал гораздо сильнее нас». Исаак удалился и расположился шатрами в долине Герарской. И здесь пастухи Герарские отнимали колодези ключевой воды, которые выкапывали рабы Исаака. Тогда он отодвинулся на юго-восток к Вирсаве. В первую же ночь по прибытии его на это место, освященное молитвами его отца, явился ему Господь, ободрил его и подтвердил Свое обетование быть с ним, благословить его и умножить потомство его ради Авраама. Исаак устроил тут жертвенник и вознес свои молитвы ко Господу. Сюда пришел к нему и Авимелех со своими вельможами. Они сказали: «мы увидели ясно, что Господь с тобою»; и просили его заключить с ними клятвенный союз. Исаак забыл все причиненные ему обиды, сделал для них пиршество, и дали взаимную клятву не делать друг другу зла. Таким образом, на том же месте, где заключил клятвенный союз с Авимелехом Авраам, произнес подобную же клятву и сын его, по желанию царя Герарского. Но по мере того, как прекращались искушения отвне, у Исаака открывалась домашние неприятности. Любимый сын его, Исав, достигши до тех лет, в которые он сам вступил в супружество с Ревеккою, решился самовольно вступить в брак, и взял за себя двух Хеттеянок, которые постоянно делали огорчения Исааку и Ревекке. Быт. 27:1–40 Наконец, состарился Исаак, и притупилось его зрение. Стотридцатисемилетний возраст напоминал ему, что в эти годы окончил жизнь старший брат его, Измаил: и он сам начал готовиться к смерти. Он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: «сын мой! вот, я состарился; не знаю, когда умру. Итак, возьми теперь орудия свои, колчан и лук, поди в поле, налови мне дичи и приготовь мне кушанье, как я люблю, и пронеси мне есть: тогда я благословлю тебя, пока еще не умер». Ревекка слышала, как Исаак говорил это Исаву. Так как она, еще до рождения сыновей, имела откровение о преимуществе меньшого над большим, знала очень хорошо кроткий свойства Иакова и дикий нрав Исава, и приписывала важное значение клятве, с которою старший брат уступил свое первородство младшему, то и решилась употребить хитрость в пользу достойнейшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Такой радушной и гостеприимной девицей оказалась Ревекка, дочь Вафуила, внучка Нахора. Удовлетворив просьбу раба, она радушно пригласила его в дом отца своего, где раб изложил цель и обстоятельства своей поездки и высватал сыну АвраамовуИсааку – дочь Вафуила – Ревекку. Одарив невесту и родственников ее богатыми подарками, раб, не смотря на просьбы родителей Ревекки, на другой же день отправился с высватанной невестой в обратный путь. Братья и мать, отпуская Ревекку, благословили её и пророчески сказали: «сестра наша! да родится от тебя тысяча       тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих». ( Быт. 24:60 ). Посмотри, говорит св. Иоанн Златоуст , как эти люди, без собственного ведома предсказывают девице будущее, потому что сам Бог направлял к тому мысли их 359 . Когда путники приближались к цели своего путешествия, Исаак случайно вышел в поле «поразмыслить». Ревекка увидев его и узнав, кто это, сошла с верблюда 360 и в смущении взяла покрывало и покрылась. Узнав от раба все обстоятельства, при которых он выбрал привезенную для него девицу, Исаак «ввел ее в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась его женою, и он возлюбил её, и утешился Исаак в печали по Сарре, матери своей» (24:67). Св. Кирилл Александрийский толкует историю женитьбы Исаака как прообраз отношения Иудеев и язычников к церкви Христовой. «Не удостоил Авраам из дщерей ханаанских взять жену возлюбленному сыну своему Исааку, но велел ближайшему слуге своему идти в страну идолослужителей и там озаботиться взятием наиприличнейшей жены ему. Ибо не восхотел и Бог Отец синагогу иудейскую ввести в союз с Христом, который зиждется в Исааке. Исаак есть рожденный поздно и возлюбленный, и Христос явился в последние времена и есть возлюбленный, есть «услаждение» и «веселие», потому что так толкуется имя Исаака. А что Хананеи могут представлять собою образ Израильтян, это может быть ясно и весьма легко, из толкований самого имени их 361 . Кому же более приличествует идти, или лучше, переходить к смирению, как не иудеем? Они смирились, быв лишены славы Христовой и впадши в крайнее неразумие, потому то не из Ханаанской земли взята невеста Исааку, а из Месопотамии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Авраам встает раньше всех. Сказано, что он «оседлал осла своего» ( Быт. 22:3 ), и только потом говорится, что «взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения» ( Быт. 22:3 ), – опять же сам – «и, встав, пошел на место, о котором сказал ему Бог» ( Быт. 22:3 ). Сколько лет тогда было Исааку? Дело в том, что 22-я глава не связана с 21-й главой. Она, скорее, связана с 23-й, в которой говорится о смерти Сарры: «Жизни Сарриной было сто двадцать семь лет: вот лета жизни Сарриной; и умерла Сарра…» ( Быт. 23:1–2 ). Иными словами, Писание подсказывает нам, почему умерла Сарра: она узнала о том, какому риску был подвергнут Исаак, и она не перенесла такого переживания, впрочем, не все святые отцы разделяют эту точку зрения. Она умирает в 127 лет – кстати, это единственная женщина, чья дата смерти указывается в Священном Писании, ибо указанное число имеет символический смысл. Итак, это значит, что Исааку на тот момент, когда Авраам решил принести его в жертву, было 37 лет. Очень часто на картинках изображают Авраама, как он маленького мальчика пытается принести в жертву. Но Исаак был не маленький мальчик, ему было 37 лет! Авраам взял с собой двух отроков. Не надо думать, что отрок – это отрок в теперешнем понимании, такой мальчик-тинэйджер, ребенок. Отрок – это, прежде всего, слуга, и это тот, который не создал еще свою семью. И мы можем предположить, что двое отроков – это самые близкие к Аврааму люди. Это Измаил, которому на тот момент было 50 лет, и Елиезер, который был значительно старше Измаила. То есть самые близкие люди. Возможно, что Измаил присоединился к этому походу между первой и второй женитьбой. В прошлый раз мы с вами вспоминали, что по древнему преданию первую жену Измаил прогнал, потому что Авраам не нашел в ней добродетелей. «Авраам встал рано утром… и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог» ( Быт. 22:3 ). Надо заметить, что это место находилось не так далеко от Авраама, однако мы увидим, что Авраам три дня добирается до этого места. Почему три дня?

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вся жизнь Авраама протекала среди многоразличных испытаний, представляя собою образец терпения, твердой и непоколебимой веры и упования на Бога и совершеннейшей преданности Его воле. Но вера его должна была быть еще тверже, после всех милостей Господа к нему. И вот, после многих лет его жизни, Господь посылает ему последнее испытание, превосходящее силы обыкновенного человека. Испытывая веру Авраама, Бог воззвал к нему и сказал: – Возьми сына твоего единственного, которого ты любишь, Исаака, пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которую Я укажу тебе. Несмотря на всю необычайность такого повеления и на свою великую родительскую любовь к Исааку, Авраам нимало не усомнился, что оно – от Бога, и что его должно исполнить без всякого прекословия. Преданность его Богу была столь велика, что он не пожалел принести в жертву Ему своего единственного возлюбленного сына. В то же самое время он верил, что Исаак, который теперь должен был умереть бездетным, согласно с прежде данными обетованиями будет родоначальником народа и предком обетованного Избавителя. Он думал, как говорит апостол, что Бог силен и из мертвых воскресить ему сына обетования ( Евр.11:19 ). И вот, не открывая никому своего намерения, Авраам рано утром оседлал осла, взял с собою Исаака и двух слуг, наколол дров для всесожжения и отправился в нагорную страну иевусеев, на место, о котором сказал ему Господь 6495 . На третий день, по особенному знамению от Бога, Авраам еще издалека увидел гору, назначенную для жертвоприношения. Тогда он повелел слугам своим остаться здесь с ослом и, взяв дрова для всесожжения, дал их нести Исааку, а сам взял в руки огонь и нож, – и пошли оба вместе на гору. И сказал Исаак Аврааму: – Отец мой! вот огонь и дрова, – где же агнец для всесожжения? Авраам отвечал: – Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И они пошли далее оба вместе. Достигнув места, которое указал ему Бог, Авраам устроил там жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

И мы видим готовность Авраама исполнить волю Божию. Когда он услышал призыв, он сказал: Вот я . И далее мы читаем: Авраам встал рано утром ,– вы видите, как этот праведный поступает! – оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог (Быт. 22, 3). Ориген пишет: «Авраам встал рано утром, поскольку в тексте прибавлено “рано”, вероятно стремление показать, что свет сиял в его сердце» . Авраам встает раньше всех. Сказано, что он оседлал осла своего , и только потом говорится, что взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения ,– опять же сам – и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог . Сколько лет тогда было Исааку? Дело в том, что 22я глава не связана с 21й главой непосредственно. Она, скорее, связана с 23й, в которой говорится о смерти Сарры: Жизни Сарриной было сто двадцать семь лет: вот лета жизни Сарриной; и умерла Сарра (Быт. 23, 1–2). Иными словами, Священное Писание подсказывает нам, почему умерла Сарра: она узнала о том, какому риску был подвергнут Исаак, и она не перенесла такого переживания; впрочем, не все отцы разделяют эту точку зрения. Она умирает в 127 лет – кстати, это единственная женщина, чей возраст на момент смерти указывается в Священном Писании, ибо указанное число имеет символический смысл. Итак, это значит, что Исааку на тот момент, когда Авраам решил принести его в жертву, было 37 лет. Очень часто на картинках изображают Авраама, как он маленького мальчика пытается принести в жертву. Но Исаак был не маленький мальчик, ему было 37 лет! Авраам взял с собой двух отроков. Не надо думать, что отрок – это отрок в теперешнем понимании, такой мальчик-тинэйджер, почти ребенок. Отрок – это прежде всего слуга, это тот, который не создал еще свою семью. И мы можем предположить, что двое отроков – это самые близкие к Аврааму люди. Это Измаил, которому на тот момент было 50 лет, и Елиезер, который был значительно старше Измаила. То есть самые близкие люди. Возможно, что Измаил присоединился к этому походу между первой и второй женитьбой. В прошлый раз мы с вами вспоминали, что, по древнему преданию, первую жену Измаил прогнал, потому что Авраам не нашел в ней добродетелей.

http://pravoslavie.ru/109426.html

И тогда пролил Господь на Содом и Гоморру дождь из серы и огня и истребил эти города и всех людей в них. И опустошил все место это так, что в долине той, где они были, образовалось соляное озеро, известное теперь под именем Мертвого моря, в котором не может жить ничто живое. Жена же Лотова, когда убегала из города, оглянулась назад, на Содом, и тотчас превратилась в соляной столп. Тем, что жена Лота оглянулась на Содом, она показала, что жалеет об оставленной греховной жизни - оглянулась, задержалась, - и сразу превратилась в соляной столп. Это строгий урок нам: когда Господь спасает нас от греха, нужно убегать от него, не оглядываться на него, т. е. не задерживаться и не жалеть о нем. ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию в кн. " Бытие " : гл. 18, 16-33; 19, 20. Принесение Исаака в жертву Через год после явления Аврааму Бога в виде трех странников исполнилось предсказание Господа: у Авраама и Сарры родился сын, которого они назвали Исааком. Аврааму тогда было сто лет, а Сарре девяносто. Они очень любили своего единственного сына. Когда Исаак вырос, Бог пожелал возвысить веру Авраама и научить через него всех людей любви к Богу и послушанию воли Божией. Бог явился Аврааму и сказал: " возьми сына твоего единственного Исаака, которого ты любишь, иди в землю Мориа, и принеси его в жертву на горе, которую Я тебе укажу " . Авраам повиновался. Ему было очень жалко своего единственного сына, которого он любил больше, чем самого себя. Но Бога он любил больше всего и верил Ему совершенно, и знал, что Бог никогда и ничего плохого не пожелает. Он встал рано утром, оседлал осла, взял с собою сына Исаака и двух слуг; взял дрова и огонь для всесожжения и отправился в путь. На третий день пути они пришли к горе, которую указал Господь. Авраам оставил слуг и осла под горою, взял огонь и нож, а дрова возложил на Исаака и пошел с ним на гору. Когда они шли вдвоем на гору, Исаак спросил Авраама: " Отец мой! у нас есть огонь и дрова, а где же агнец (ягненок) для жертвоприношения? " Авраам ответил: " Господь усмотрит Себе агнца " . И шли далее оба вместе и пришли на верх горы, на место, указанное Господом. Там Авраам устроил жертвенник, разложил дрова, связал сына своего Исаака и положил его на жертвенник поверх дров. Он уже поднял нож, чтобы заколоть своего сына. Но ангел Господень позвал его с неба и сказал: " Авраам, Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего. Ибо теперь Я знаю, что ты боишься Бога, потому что не пожалел единственного твоего сына для Меня " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Итак, не будем унижать делами своего имени, но украсим ими свою веру. Мы называемся сынами Авраама по вере, постараемся же заслужить это название и своими делами. Я уже сказал раньше, что для этого не благородство тела требуется, но последование нраву. Потому-то Авраам, Исаак, Иаков и все патриархи и отреклись от синагоги, что принадлежавшие к ней не унаследовали веры отцов: отказался Авраам от своих чад, потому что они не последовали его вере; отказался от них Исаак и Иаков и все патриархи, потому что кто от Бога отрекся, от того и вся природа отрекается. Но чем подтвердить, что Авраам отрекся от иудеев, – чтобы не показалось, что мы только по вражде к ним говорим такую дерзость, а не с тем, чтобы действительно обличить согрешивших? Блаженный Иеремия говорит от лица народа: Господи, помилуй нас; гора и город, который благословили отцы наши, огнем пожжен; Ты же, Господи, помилуй нас, «Авраам не узнаёт нас, и Израиль не признаёт нас своими; Ты, Господи, Отец наш» (не Иеремия, а Ис. 63:16 ). Так как, – говорят Иудеи, – те, которыми мы величались, отчуждились от нас и отвергли род наш, то помилуй нас Ты, всех побеждающий Своим человеколюбием. Помилуй нас, «ибо Авраам не узнает нас». Отказывается Авраам от чуждых ему по нраву, а усвояет себе, как я сказал, тех, которые чужды ему по племени, но родственны по благочестию. Соответственно этому и Писание, желая показать иудеям, что чьих кто держится нравов, того и имя принимает, говорит: «отец твой Аморрей, и мать твоя Хеттеянка, ...сестра твоя ...есть Содома» (Иезек. 16:3, 46). Смотри, как родство определяется нравами. Так как ты держалась содомских мыслей, то услышала названия: сестра содомлян, дочь хананеев; этим Бог сказал, что не род оправдывает, но вся честь воздается нраву. Но я думаю, что и хананей и аморрей отказались бы от такого родства; при виде богоборцев, чуждых благочестия, и они отреклись бы от них, и хананей не счел бы честью для себя называться отцом нечестивых. Почему так? Если в присутствии хананея ты сказал бы иудею: отец твой – хананей, он мог бы ответить тебе: я не неверный, хотя и хананей; свидетельницей моей веры является хананеянка, взывавшая: «помилуй меня, Господи, сын Давидов» ( Мф. 15:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Но так как сын рабыни стал обижать брата своего Исаака, то Сарра начала говорить Аврааму: «Прогони эту рабу с сыном ее». Грустно было Аврааму слышать слова сии, но Бог сказал ему: «Не оскорбляйся тем, что предстоит Измаилу и рабыне твоей. Во всем, что ни скажет тебе Сарра насчет их, послушайся ее. Ибо в Исааке наречется тебе семя. Но и от сына рабыни сей Я изведу многочисленный народ, потому что и он от семени твоего». Тогда Авраам дал рабе своей, Агари, хлеба и мех с водою и отпустил ее, отдав ей на руки и сына ее. Но она, вышед от него, скоро заблудилась в пустыне. Вода у нее вся вышла, а вокруг не было ни одного источника. Агарь в отчаянии оставила сына своего, томившегося от жажды, поддеревом, а сама села вдали, говоря: «Не могу я видеть смерти сына моего!» Тогда услышал Бог голос отрока, Ангел Божий воззвал с неба к Агари и сказал: «Что с тобою, Агарь? Не бойся!» В это время Бог открыл глаза ей, и она увидела источник ключевой воды, из которого и напоила сына своего. Измаил вырос и поселился в пустыне. Бог благословил его многочисленным потомством. От него произошли измаильтяне и арабы, живущие и доселе на пространных землях Азии и Африки. 11. Исаак Раз Бог искушал Авраама и сказал ему: «Возьми возлюбленного сына твоего Исаака, и иди на землю Мориа, и принеси его там во всесожжение на одной из гор, которую Я тебе покажу». Авраам встал рано утром, оседлал осла, взял с собою двух рабов и сына своего Исаака и отправился в путь. На третий день, когда вдали показалось назначенное место, он приказал рабам остаться с ослом назади; сам же, возложив дрова для всесожжения на спину Исаака и взяв с собою нож и огонь, отправился на показанную Богом гору. Дорогою спрашивает Исаак: «Отец мой! Вот у нас огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Авраам отвечает ему на это: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой!» И пошли далее. Пришедши на место, Авраам соорудил там жертвенник, положив на него дрова, потом связал Исаака, возложил его на костер и уже протянул руку, чтобы взять нож и заклать сына своего, как раздался голос с неба: «Авраам! Авраам! Не налагай руки твоей на отрока.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Повествование о жертвоприношении Авраамом своего сына Исаака содержится в книге Бытия ( Быт. 22: 1-19 ). Образ Исаака является указанием на жертву Иисуса Христа. Не случайно это событие происходит «на одной из гор», символизирующей Голгофу, где произошло Распятие Спасителя.  Как известно, Аврааму для испытания его веры было дано повеление Господне: принести возлюбленного сына Исаака в жертву. Авраам, повинуясь Господу исполнил его. Взяв с собой Исаака, он отправился в путь, на гору, где должно было состояться жертвоприношение: «Авраам встал рано утром,оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог. На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека.И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе» ( Быт. 22, 3-8 ). Описание Перед зрителем открывается картина скорбного пути Авраама с сыном Исааком на гору для исполнения Божиего повеления совершить жертвоприношение. Впереди по узкой горной тропинке шествует отрок Исаак, держа на плечах вязанку дров для совершения жертвы. Ноша для юноши тяжела, путь долог и труден, но Исаак, преодолевая усталость идет вперед, поднимаясь по каменным уступам наверх. За ним следует престарелый Авраам, опираясь на посох. В левой руке его кадило для совершения воскурения -как знака благодарности за принесенную жертву. Взор старца печален и строг – он отдает Господу самое дорогое, что было в его жизни – собственного сына, рождение которого было настоящим чудом, божественным благоволением, ибо супруга его Сарра была неплодна. С глубоким психологизмом мастер передает отчаянную решимость Авраама исполнить повеление Создателя и его безмерную скорбь и печаль, пережить которую невозможно. Драма, происходящая в тишине захватывает сердце зрителя, ожидающего финальной развязки. Но ее здесь нет, по мере восхождения на гору напряжение возрастает, и это не случайно: художник раскрывает истину парадоксальности веры Авраама, в ком сталкивается безграничная любовь к сыну с верой в Божье Слово и следование ему.

http://azbyka.ru/art/zhertvoprinoshenie-...

У Авраама появляется сын, в самом прямом смысле долгожданный. Но Бог хочет испытать веру даже такого праведника, как Авраам. Полностью это событие отражено в Библии в Быт. 22:1-19 . Мы процитируем лишь некоторые стихи. «Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. [Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» ( Быт. 22:1-2 ). Поставим себя на место человека, всю жизнь ожидавшего появления на свет родного сына. И вот наконец свершилось чудо, и престарелые родители увидели своего малыша. Не нужно обладать слишком большой фантазией, чтобы представить себе, как в этом случае они дорожат своим сыном… Но в случае с Авраамом и Саррой Бог предлагает… пожертвовать им самым дорогим, любимым и единственным своим ребенком. Однако в этом состоит таинственный промысел Божий. Он никогда и никому не дает испытания сверх силы, какими бы они для нас тяжелыми ни казались. Авраам знает это и, как и прежде, полностью доверяя Богу и не задумываясь ни на секунду, исполняет Божественную волю. По пути на гору Мориа, не доходя до места, где должна была быть принесена жертва, он говорит отрокам своим, которых тоже взял с собой: «останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам» ( Быт. 22:5 ). Этим Авраам дал понять, что он ничуть не сомневался в том, что Бог не даст погибнуть его сыну. Затем они с Исааком двинулись дальше: «И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе» ( Быт. 22:6 ) и у них между собой происходит очень интересный разговор: «И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли [далее] оба вместе» ( Быт. 22:7-8 ). Снова мы видим потрясающую веру Авраама. И не только Авраама! Исаак, конечно же, догадывался, куда и зачем они идут, а также о своей роли в этом процессе.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010