Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Римско-католическая Церковь. Католицизм ИНГЕНУИН [Генуин] (VI - нач. VII в.), св. (пам. зап. 5 февр.), еп. Сабионы (нем. Зебен, близ совр. г. Кьюса (Клаузен), обл. Трентино-Альто-Адидже, Италия) ИНГОФРИД († до 678), св. (пам. зап. 9 апр.), 4-й аббат монастыря Луксовий (Люксёй, на месте совр. г. Люксёй-ле-Бен, Франция) ИНДАЛЕЦИЙ (I в.?), св. мч. (?) (пам. зап. 15 мая, 30 апр.), первый еп. г. Урци (Урцитана, в окрестностях совр. г. Альмерия, Испания) ИНДУЛЬГЕНЦИЯ в Римско-католической Церкви освобождение от временного наказания за отпущенные в таинстве Покаяния грехи, а после смерти - от страданий в чистилище, очищающих от неискупленной вины за прощенные грехи ИННОКЕНТИЙ IV (ок. 1195 – 1254; до избрания папой - Синибальдо Фьески), папа Римский (с 25 июня 1243), канонист ИННОКЕНТИЙ V (1225 - 1276; до избрания папой - Пьер де Тарантез), блж. Римско-католической Церкви (пам. 22 июня), папа Римский (с 21 янв. 1276) ИННОКЕНТИЙ XI (1611 - 1689; до избрания папой - Бенедетто Одескальки), блж. Римско-католической Церкви (пам. 12 авг.), папа Римский (с 21 сент. 1676) ИННОКЕНТИЙ XII (1615 - 1700; до избрания папой - Антонио Мария Пиньятелли дель Растрелло), папа Римский (с 12 июля 1691) ИНСТИТУТЫ ПОСВЯЩЕННОЙ ЖИЗНИ в Римско-католической Церкви канонически утвержденные церковной властью сообщества, к-рые добровольно принимают посвященную Богу форму жизни, заключающуюся в следовании «евангельским советам» (обетам) «INTER MIRIFICA» декрет о средствах социальной (массовой) коммуникации, принятый на 2-й сессии Ватиканского II Собора ИОАНН [Иоанн Реомский] (V-VI вв.), св. (пам. зап. 26-28 янв.), основатель мон-ря Реомай (Реом, впосл. Мутье-Сен-Жан) в обл. Бургундия (совр. Франция) ИОАНН [Жан из Шатийона] (1098-1163), св. Римско-католической Церкви (пам. зап. 1 февр.), еп. Алета и Сен-Мало (Бретань) ИОАНН XXII (1244/45 - 1334; до избрания папой - Жак Дюэз), папа Римский (с 7 авг. 1316) в период «Авиньонского пленения пап» ИОАНН XXIII (ок. 1370 - 1419; до избрания папой - Бальтазар (Бальдасаре) Косса), антипапа т. н. пизанской линии (1410-1415) в период схизмы в католической Церкви кон. XIV - нач. XV в.

http://pravenc.ru/rubrics/122076_15.html

Уже самым своим восхождением на папский престол Гильдебранд бросил вызов императору Генриху VII, не спросив его дозволения на этот шаг, а лишь post factum известив его об этом. Гильдебранд был проникнут идеями о папском всевластии, которые уже давно созрели у него и вылились в целую систему. Он видел папство как богозданный вселенский абсолютизм, которому должны повиноваться все и от которого зависит не только духовное благосостояние всех земных правителей и властелинов, но и их правление в этом мире. Знаменитый документ Dictatus Papae, составленный при дворе папы Григория VII, ясно выражает его взгляды и принципы: «Римская Церковь была основана Самим Богом и никем кроме Него»; «Никто кроме Римского первосвященника не имеет права называться вселенским (универсальным)»; «Только он может низлагать епископов и возвращать им архиерейское достоинство»; «Только он может возлагать на кандидата имперское достоинство и отбирать его у недостойных»; «Ему должно быть позволено низлагать императоров»; «Он не может быть судимым никем»; «Он может освобождать народы от их присяги недостойному человеку». Естественно, все это были лишь заявки, недостижимый идеал всемирной теократии. Никогда в истории Римский папа не обладал такой властью, к которой стремился Гильдебранд. Драматическая борьба папы Григория VII с императором Генрихом VII, несмотря на такие перипетии, как отлучение от Церкви императора папой и беспримерное унижение Генриха в Каноссе (1077 г.), не принесла результатов при жизни папы. Он скончался в изгнании. Его город Рим лежал в руинах. Такой крах был плодом чрезмерного увлечения Гильдебранда политической деятельностью. Борьба между папством и империей продолжалась более 100 лет. В ходе ее папы много раз прибегали к запретам и отлучениям от Церкви как отдельных лиц, так и целых народов. Постепенно эти меры делались все более привычными и девальвировались. Отлучение от Церкви, которое почти что лишило императора Генриха его короны и заставило три дня, стоя босиком в снегу, выпрашивать у папы прощения, больше уже никого не пугало. Необычайным напряжением всех сил следующим поколениям пап все-таки удалось победить германскую императорскую династию Гогенштауфенов - «породу аспидов», как они ее называли. Западная Римская империя как единая сверхдержава перестала существовать.

http://sedmitza.ru/lib/text/434826/

367-368 368-369 369-376 КЛЕРК Джон (ок. 1480 - 1541), англ. церковный и политический деятель, дипломат; католич. (с 1523) и англикан. (после 1534) еп. Бата и Уэлса 376-381 КЛЕРМОН город (с 1630 Клермон-Ферран) на юге центральной части Франции, кафедра католич. архиеп-ства 381-394 КЛЕРМОН-ГАННО Шарль Симон (1846-1923), франц. археолог, ориенталист, специалист по древней палестинской эпиграфике, дипломат КЛЕРМОНСКИЙ СОБОР (1095), собор католич. Церкви, созванный папой Римским Урбаном II (1088-1099) в г. Клермон (ныне Клермон-Ферран, Франция) 394-397 КЛЕСЛЬ Мельхиор (1552-1630), кард., еп. Венский, церковный и гос. деятель в Австрии в период Контрреформации 397-399 КЛИБАНОВ Александр Ильич (1910-1994), советский историк, источниковед, религиевед, исследователь сектантства 399-402 КЛИМЕНЕЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Климецкий, Клименицкий, Клименцы), находился в Петрозаводском у. Олонецкой губ., на юж. побережье Климецкого (Клименцы) о-ва Онежского оз. 402-406 КЛИМЕНТ (I в.), ап. от 70 (пам. 22 апр., 10 сент., 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 10 сент. и 30 июня - в Соборе всех апостолов) 406-407 407-408 408-409 409-413 КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.) 413-462 462-463 462-469 470-471 КЛИМЕНТ (Верниковский Константин Александрович; 1863-1909), еп. Винницкий, викарий Подольской и Брацлавской епархии 472-473 КЛИМЕНТ (Друмев Васил Николов) (ок. 1841 - 1901), митр. Тырновский, болг. писатель, церковный и политический деятель 473-475 475-477 КЛИМЕНТ (Зедергольм Карл Густав Адольф, после принятия Православия - Константин Карлович; 1830-1878), иером., переводчик, писатель 477-480 480-482 482-483 483-485 486-488 КЛИМЕНТ (Тризна; † между янв. 1685 и июлем 1686), нареченный еп. Могилёвский, Мстиславский и Оршанский (1679-1686) 488-489 489-491 491-494 494-496 496-499 499-512 КЛИМЕНТ VI (1290 или 1291 - 1352, до избрания папой - Пьер Роже), папа Римский эпохи «Авиньонского пленения пап» (с мая 1342)

http://pravenc.ru/vol/xxxv.html

Бенедикт XVI посетил гробницу Целестина V в Сульмоне и возложил на нее свой епископский паллиум (аналог омофора в византийской традиции). Жест Бенедикта остался незамеченным тогда, но в наши дни со всей очевидностью раскрылся в своем значении (ср. http://www.bogoslov.ru/text/3151791.html). Бонифаций VIII (Бенедетто Каетани) (1235—1303) (римский епископ с 24.12.1294 по 11.10.1303) – папа римский, значение деятельности которого для жизни Церкви Средневековья и последующих времен трудно переоценить. Реформатор, канонист и автор Буллы Unam Sanctam (18.11.1302) – одного из выдающихся памятников христианской теократической мысли. Гробница Бонифация находится в Соборе Святого Петра в Риме. Авиньонское пленение – период, в который семь канонически признанных Римской Церковью пап имели своей резиденцией не Рим, а Авиньон. Это длилось с 1309 по 1377 год. Dominus Jesus (рус.: «Господь Иисус») саморепродукции – экклезиологический Документ Римской Католической Церкви, опубликованный 6 августа 2000 года. Название восходит к тексту Послания к Римлянам (Рим. 10, 9). Одним из наиболее богословски релевантных высказываний Документа является утверждение о «воипостазировании» Единой Истинной Церкви Иисуса Христа в Католической Церкви (в 17 параграфе Документа: Es gibt also eine einzige Kirche Christi, die in der katholischen Kirche subsistiert und vom Nachfolger Petri und von den Bischöfen in Gemeinschaft mit ihm geleitet wird). Учение о воипостазировании, сформулированное и примененное в данном случае, по аналогии с классической христологической терминологией, в экклезиологической перспективе помогает избежать т.н. «эксклюзивизма», когда той или иной Церкви или традиции приписывается единственность и исключительность в посредничестве спасения во Христе Иисусе, с неизбежным отождествлением данной исторической Церкви с Единой Истинной Церковью Иисуса Христа.    Текст: . Братство Пия X (Fraternitas Sacerdotalis Sancti Pii X (FSSPX) – братство священнослужителей, основанное в 1970 году епископом Марселем Лефевром (Marcel Lefebvre) для сохранения в Церкви традиций и практик, якобы или на деле отмененных Вторым Ватиканским Собором (1962-1965). Формальным поводом для неприятия решений Ватиканского Собора послужило принятие Собором документа о свободе совести. В 1975 году братство утратило канонический статус, а в 1988 году подверглось отлучению от церковного общения за самостоятельное рукоположение епископов, распространявшееся, впрочем, только на рукоположивших и рукоположенных иерархов. В ответ на письменное признание авторитета римского епископа в целом и Бенедикта XVI в частности, отлученные были возвращены в общение с Католической Церковью 21 января 2009 года. В соответствии с богословской и канонической практикой Римской Церкви, клирики братства не считаются раскольниками, но также не обладают никаким каноническим статусом. Братство распространено более чем в 60 странах на всех континентах, каноническое руководство находится в Швейцарии.

http://bogoslov.ru/article/3168987

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН XXII (1244/45, Кагор (Каор), Юж. Франция - 4.12.1334, Авиньон, там же; до избрания папой - Жак Дюэз), папа Римский (с 7 авг. 1316) в период «Авиньонского пленения пап» . О родителях Дюэза ничего не известно; по мнению нек-рых исследователей, буд. папа происходил из семьи торговцев или ремесленников. Начальное образование получил в Кагоре, затем изучал право и богословие в Монпелье и в Париже, однако так и не получил университетского образования. В 1300 г. по рекомендации кор. Карла II Неаполитанского (1285-1309) был поставлен епископом г. Фрежюс. В 1308-1313 гг. занимал пост канцлера Неаполитанского королевства. В 1310 г. был назначен епископом Авиньона, в 1312 г. возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. Виталия, в 1313 г.- кардинала-епископа Порто. Конклав, избравший Дюэза папой, был первым, организованным в соответствии с конституцией «Ne Romani» (1311) папы Римского Климента V . Сначала конклав заседал в г. Карпантра (Юж. Франция), где с 1309 г. располагалась папская резиденция. Из-за разногласий между итал. и провансальскими кардиналами, с одной стороны, и гасконскими - с другой, период вакации Папского престола затянулся более чем на 2 года. В это время участились народные волнения, а светские государи активно вмешивались в дела католич. Церкви в своих странах. После переезда конклава в более спокойный Лион в ходе долгих переговоров была найдена компромиссная фигура - кард. Ж. Дюэз (во многом из-за его преклонного возраста и слабого здоровья). При поддержке кор. Роберта Неаполитанского и гр. Пуатье Филиппа (буд. франц. кор. Филипп V) 7 авг. 1316 г. Дюэз был избран папой (интронизация состоялась 5 сент. того же года). Несмотря на данное И. во время конклава обещание вернуться в Рим (о нем упоминает герм. хронист Генрих из Диссенхофена - Fontes rerum Germanicarum. Geschichtsquellen Deutschlands/Hrsg. J. F. Böhmer. Stuttg., 1868. Bd. 4. S. 21), главной папской резиденцией при нем стал Авиньон (летней резиденцией папы время от времени служил Сорг).

http://pravenc.ru/text/469712.html

Ему вторил другой историк: «Восстановить Византийскую империю в ее целости и в былом великолепии можно было только чудом. Михаил VIII попытался осуществить это чудо; и хотя ему не удалось полностью воплотить в жизнь свои грандиозные планы, тем не менее, поставленная им перед собой цель, его практические дарования и гибкий ум делают его последним значительным императором Византии» 391 . Или так: «Несмотря на свои темные стороны, царствование Михаила VIII Палеолога еще раз восстановило ореол византинизма» 392 . Под конец жизни Михаил VIII Палеолог написал устав обители св. Дмитрию в Константинополе, в тексте которого частично коснулся своей биографии. В частности, там присутствуют следующие строки: «Я не искал трона, но был вынужден принять его как достойнейший». Это – слова души... Приложение 13 «Апостольская кафедра в XII–XV вв. «Авиньонское пленение» пап и «Великий раскол» Римской церкви» Еще в конце XII – начале XIII века Римская курия имела все основания считать, что власть Апостольского престола является всемогущей, если не сказать абсолютной. Со времен папы Григория VII Гильдебранда титулатура Римского епископа добавила в себя термин «викарий Христа», применявшийся ранее исключительно по отношению к императору. А Гильдебранд продолжал настаивать на том, что наместник апостола Петра в буквальном смысле слова является воплощением этого апостола 393 . И если Западный император носил под короной митру, надевал понтификальные туфли и при коронации получал кольцо, как епископ, то и Римский папа украсил свою триару золотой короной, надел императорский пурпур, а во время торжественных шествий перед ним несли императорские знамена 394 . Территория, находившаяся под духовным окормлением понтифика, включала в себя всю Западную Европу, Англию и многие периферийные земли, в том числе восточные области, занятые крестоносцами. Какие бы мысли ни витали в головах европейских королей, как бы им ни хотелось смягчить наступление папской администрации на свои полномочия, но каждый из них намертво с рождения знал, что Рим является центром Кафолической Церкви и только Римский епископ может осуществлять религиозные церемонии возле гробницы «Рыбака» – святого апостола Петра. Без апостолика нет Церкви, а без нее нет и самих христианских королей. Эта связь признавалась всеми безусловной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Β IV в. в Риме, как и повсюду, сохранялась обязательная в античном мире оппозиция «полис – некрополис». На протяжении всего IV в. церковное строительство внутри стен города не было связано с захоронениями мучеников или епископов. Выбор места для строительства диктовался другими соображениями: развитие города требовало сооружений разного типа, были нужны церкви епископская, дворцовая, приходские. Такое строительство начинается при папе Сильвестре и активно продолжается в понтификаты Марка (336), Юлия (337–352) и Либерия (352–366). Латеранская базилика. Первая церковь , которую Константин дал городу – епископская Латеранская базилика (источники называют ее также «Константиновской»), которая была частью официальной резиденции пап в вв., до Авиньонского пленения. Базилика первоначально была посвящена Спасителю, при Григории Великом – Иоанну Крестителю и апостолу Иоанну Богослову, с 1144 г. – Иоанну Крестителю. Император подарил Латеранской церкви значительное имущество, начиная с участка земли под строительство (на нем сначала помещалась резиденция знатной семьи Латеранов, которая дала имя этому месту, потом – казарма для придворной кавалерийской части; помещение III в. под апсидой базилики также было связано с казармой). Кроме того, императорский дар включал большое количество литургических сосудов, светильников и других предметов убранства из золота и серебра, земли в Северной Африке и два острова в Средиземном море. Базилика расположена в восточной части города в нескольких метрах от Аврелиановой стены, между улицами Азинариа и Тусколана, вдалеке от традиционного политического центра города – Форума и Палатина. В этом районе жили аристократы города, среди них – Домиция Луцилла, мать Марка Аврелия, и опора языческой оппозиции Меммий Витразий Орфит, занимавший высшую гражданскую должность префекта Рима (353–356 и 357–359 гг.). Источники не указывают точную дату сооружения церкви. Мнение о том, что базилика была построена уже в 313 г., сразу после «мира Церкви», не подтверждается археологическими исследованиями. Судя по особенностям строительной техники фундаментов и остатков стен Латеранской базилики, она была построена между 324 и 350 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

требует обязательной диспенсации , а коммендатор не обладает полной юрисдикцией над полученным бенефицием. Лионский II Собор (1274) постановил, что приходские церкви допустимо передавать в К. только лицам, рукоположенным в сан пресвитера, и на срок не более 6 месяцев. Клирикам запрещалось иметь более одной К. Папа Римский Климент V (1305-1314) в начале понтификата активно раздавал К., но затем буллой от 20 февр. 1307 г. осудил и отменил свои предыдущие решения. Папа Бенедикт XII (1334-1242), сторонник строгой монашеской дисциплины, буллой «Super gregem dominicum» (18 мая 1335) отменил все ранее сделанные К., кроме полученных кардиналами, и впредь запрещал подобную практику. Вопрос о запрете К. обсуждался на Констанцском Соборе (1414-1418). Папа Лев Х (1513-1521), к-рый до избрания на Папский престол был аббатом-коммендатором монастыря Монте-Кассино, в ходе Латеранского V Собора издал буллу «Supernae dispositionis» (5 мая 1514), ограничивавшую условия передачи церквей и мон-рей в К. Несмотря на это, количество монастырей, переданных в К., неуклонно росло, особенно во Франции, в Италии и Испании. Для папской власти раздача бенефициев в форме К. была важным инструментом привлечения сторонников и налаживания отношений с европ. монархами, особенно в период «Авиньонского пленения пап» (1309-1377) и последовавшей затем схизмы в католической Церкви (1378-1417). Так, кард. Э. де Талейран Перигор († 1364) менее чем за 20 лет (с 1331 по 1348) получил в К. 10 монастырей (Gallia monastica: Tableaux et cartes de dépendances monsatiques/Publ. sous la dir. J.-F. Lemarinier. P., 1974. Vol. 1: Les abbayes bénédictines du diocèse de Reims. P. 27). К сер. XVI в. во Франции более тысячи мон-рей находились в К. и лишь ок. 30 управлялись регулярными аббатами. В Англии и Германии практика К. была распространена меньше. Часто передача в К. вела к быстрому материальному и моральному упадку монастыря. Однако в некоторых случаях, когда аббатами-коммендаторами назначались сторонники строгого соблюдения монашеской дисциплины, режим К.

http://pravenc.ru/text/1841852.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУРЖСКАЯ ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ [франц. Pragmatique Sanction de Bourges; полное название «Прагматическая санкция Карла VII о власти Вселенских Соборов, о праве издавать бенефиции, о выборах, об апелляциях, об отправлении Божественной службы»], акт франц. кор. Карла VII, принятый 7 июля 1438 г. на ассамблее франц. духовенства и знати в г. Бурж , согласно к-рому были признаны и текстуально воспроизведены решения Констанцского и Базельского Соборов о приоритете церковных Соборов над властью папы Римского и учрежден статус автономии Церкви во Франции от папского престола. Католич. Церковь во Франции официально получила название и статус «галликанской». Действие Б. П. с. распространялось на территорию королевского домена, в состав к-рого не входили земли Бретани, Дофине, Прованса, Бургундии и оккупированной англичанами Нормандии (эти земли оставались под управлением Римской курии). Подписание Б. П. с. стало результатом активного участия франц. духовенства в Соборном движении , конфликта франц. кор. Филиппа IV Красивого с папой Римским Бонифацием VIII , смерть к-рого позволила франц. королю отделиться от Рима, признав власть созданного и поддержанного им церковного престола в Авиньоне (см. статьи Авиньонское пленение пап , Схизма в католической Церкви ). Попытки оформить право монарха на вмешательство в дела духовенства неоднократно предпринимались в кон. XIV - нач. XV в. (указы 1385, 1389, 1406, 1407, 1418 гг.), причем в нач. XV в., в условиях Столетней войны (1337-1453), вопрос о статусе франц. Церкви затрагивал национальные интересы. В 1438 г. вопрос об изменении статуса католич. Церкви во Франции был решен в обход папы Римского Евгения IV , позднее это решение было одобрено зависевшим от франц. короля авиньонским антипапой Феликсом V . Согласно Б. П. с., автономия галликанской Церкви слагалась из прав духовенства на выборы прелатов (за папой, лишенным возможности назначать церковных иерархов во Франции, было сохранено право утверждать решения франц. духовенства), на раздачу бенефициев и на согласование аннатов (денежные суммы могли выплачиваться папе Римскому только с согласия духовенства, что фактически означало освобождение от аннатов). Б. П. с. лишала папу права вознаграждать прелатов по особому распоряжению. В судебной сфере галликанская Церковь была подчинена Парижскому парламенту, высшему судебному учреждению во Франции, он брал на себя полномочия посредника между франц. духовенством и папским престолом, определял допустимость обращения в Римскую курию, сохранившую функции апелляционного суда. Гарантом церковной автономии выступал монарх, к-рый мог рекомендовать (а фактически навязывать) своих кандидатов на церковные кафедры и созывать Соборы франц. духовенства. В целом учреждение статуса автономии галликанской Церкви от Рима под покровительством франц. монархии является итогом политики, направленной на расширение прерогатив королевской власти.

http://pravenc.ru/text/153659.html

Лорд Галифакс составил из писем архиепископа одно общее, но архиепископ Бенсон не нашел возможным дать последнему свое одобрение. После этого лорд Галифакс прочел адрес в Бристоле по вопросу об унии, и копии этого адреса разослал епископам, спрашивая их, какой должен быть ответ, если его спросят в Риме об отношениях епископов к этому вопросу. Архиепископ отвечал в марте месяце того же года, что он не может давать ответов на вопросы, которые только предполагаются, но не предложены на самом деле. В апреле месяце лорд Галифакс отправился в Рим, имел аудиенцию у папы, и виделся со многими кардиналами. В римско-католическом мире произошло между тем разделение: английские римско-католики стояли против действительности англиканских рукоположений, французские же держали сторону аббата Порталя. 22 апреля папа издал послание «Ad Anglos», адресованное «английскому народу, ищущему царствия Божия», представляя здесь римскую церковь , как единственную обладательницу путями к этому царству. В следующем месяце папой назначена была комиссия для рассмотрения вопроса об англиканских рукоположениях. Члены этой комиссии были исключительно римские богословы, и только двое из англиканских ученых Пуллэр и Лэйси, без ведома архиепископа Бенсона, отправились в Рим с целью дать возможные объяснения. Заседания комиссии кончились в июне месяце 1896 года, а в сентябре издана была пресловутая булла папы Льва XIII «Apostolicae Curae», объявившая англиканские рукоположения недействительными. Вскоре после буллы прекратился и журнал «Англо-Римское Обозрение», вышедший в 1895 году с целью знакомства с англиканством. По-видимому, ворота вечного города затворились для англикан навсегда, и чтобы проникнуть в них, alterius orbis papa, как англикане любят называть архиепископа кентерберийского, должен или пролить слезы покаяния перед primo, подобно Генриху в Каноссе, или ждать второго Авиньонского пленения пап, надеясь, что последнее будет горше первого. В один из дней 1839 года в Оксфорде ждали прибытия русского великого князя Александра. Диакон Вильям Пальмер, после продолжительного совещания с доктором Роо, президентом колледжа св. Магдалины, приготовил петицию для вручения высокому посетителю. В этой петиции Пальмер просил великого князя прислать кого-нибудь из русских богословов в Оксфорд для занятий и изучения англиканства, обещал сам учить посланного английскому языку, с тем, чтобы последний сообщил в России содержание лучших богословских сочинений Англии, и просил подобного же содействия в случае его, Пальмера, приезда в Россию 231 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010