И. выступил против упразднения в 1801 г. Картли-Кахети и вхождения территорий царства в состав Российской империи на правах губернии, настаивая на соблюдении договоренности о сохранении правления царского дома Багратиони, регламентированной заключенным между российской имп. Екатериной II Алексеевной и царем Ираклием II в 1783 г. Георгиевским трактатом. И. принял участие в восстании кахетинских дворян в 1802 г., выдвигавших на царский престол Картли-Кахети сына царя Ираклия II Юлона (Иулона). 25 июля И. и князья Шида-Кахетии присягнули на верность царевичу Юлону, с тем чтобы он присягал российскому императору. И. 1-й подписал «Письмо Кизикских князей и народа князьям и народу Внутренней Кахетии», где сообщалось о факте принятия присяги, а также содержались призыв «не отстать от нашего братства» и обращение к еп. Некресскому Амвросию (Микадзе) «ободрить народ» и «обязать его клятвою... Юлону» (Там же. Т. 1. С. 363). Популярность И. обеспечила приток в ряды восставших значительной части населения Вост. Грузии. По инициативе И. от лица груз. народа на имя российского имп. Александра I 21 июля была составлена петиция о выполнении пунктов Георгиевского трактата, которую И. отвез в Тифлис Кноррингу (ЦГИАГ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 52. Л. 1-2). Его арестовали, 31 июля И. дал показания. В ходе расследования он сослался на то, что «был введен в недоразумение», и обещал в случае освобождения добиться принесения кахетинцами клятвы верности российскому императору. Его слова подтвердили арестованные князья и др. лица (АКавАК. 1866. Т. 1. С. 364, 367, 373-374, 391-392). 1-2 авг. Лазарев с войсками выступил в Кахети «для укрощения восставших кахетинских князей» и взял с собой И. как «оказывающего усердие и приверженность к России», о чем сообщил в рапорте Кноррингу от 11 авг. 3 авг. И. в качестве посла был отправлен в ставку кахетинских князей, где он должен был ознакомить их с письмом Лазарева и «лично объяснить князьям, сколь поступки их противны долгу присяги». 5 авг. И. и неск. князей «знатнейших фамилий» вернулись в ставку Лазарева; князья, а позже и народ приняли присягу российскому царю (Там же. С. 377-380, 383, 385-388; 1870. Т. 4. С. 160).

http://pravenc.ru/text/469506.html

Грузия. Современные епархии Грузия. Современные епархии Епархии ГПЦ управляются архиереями, к-рых назначают Католикос-Патриарх и Синод. Границы епархий определяются решением Синода и в основном совпадают с политико-адм. делением гос-ва. Епархиальный архиерей в рамках вверенной ему епархии пользуется полнотой власти в делах вероучения, христ. нравственности, священнодействия и пастырства. С подтверждения Католикоса-Патриарха он рукополагает духовенство и назначает должностных лиц, благословляет постриги, определяет место служения белого духовенства и монашествующих, представляет высшую судебную власть. Ведению епархиального архиерея подчинены все мон-ри, кроме ставропигиальных, а также духовные учреждения его епархии. В управлении епархией участвует коллегиальный совещательный орган - Епархиальный совет. В наст. время в составе ГПЦ насчитывается 35 епархий (в т. ч. вдовствующая Чиатурско-Сачхерская), 172 мон-ря (97 муж., 75 жен.), в т. ч. 10 ставропигиальных (5 муж., 5 жен.). Наибольшее количество мон-рей - в Руисско-Урбнисской (34) и Мцхетско-Тбилисской (24) епархиях, наименьшее - в Болнисской, Никорцминдской, Тианетско-Пшав-Хевсуретской, Потийско-Хобской, Чкондидской (по 1), в Западноевропейской епархии мон-рей нет. Большинство епархий - внутренние; в Ахалцихско-Тао-Кларджетско-Лазскую епархию входят также 3 иля (вилайета) и сев. часть Эрзурумского иля Сев. Турции; в Дманисско-Агарак-Таширскую (возобновлена решением Синода ГПЦ 6 февр. 2006) - часть Сев. Армении; в Некресско-Эретскую - часть Азербайджана; юрисдикция Западноевропейской епархии распространяется на груз. приходы в Европе. ГПЦ имеет неск. высших духовных учебных заведений (Тбилисская и Гелатская ДА, Кутаисский богословский ин-т им. св. Давида Строителя; при Тбилисской ДА действует богословский ин-т и ин-т народного и церковного песнопения); 4 духовные семинарии (Тбилисская, Кутаисская, Ахалцихская, Батумская); 7 духовных гимназий (2 Тбилисские, Мцхетская, Ланчхутская, Потийская, Озургетская, Карельская); Хулойское уч-ще; Хашурский духовный лицей. Действует Зестафонский центр духовного образования им. ап. Симона Кананита. Офиц. печатными органами Патриархата являются ж. «Джвари вазиса» (Крест из виноградной лозы), газеты «Мадли» (Благодать), «Сапатриаркос Уцкебани» (Ведомости Патриархии).

http://pravenc.ru/text/638558.html

Избираем изображение Тайной Вечери в том алтарном же полукружии несколько ниже мозаики. Картина эта сильно напоминает мозаическое представление того же самого сюжета в Киево-Софийском соборе и Михайловском монастыре в Киеве. Посредине алтарной ниши изображен престол и по сторонам его два ангела с рипидами. С обеих сторон престола два раза изображен Спаситель: с левой стороны (от зрителя) Он держит в руках евхаристический хлеб, то есть Тело Христово; к Нему подходят в наклоненном положении с руками, сложенными как бы для принятия священнического благословения, шесть апостолов: это означает причащение апостолов под видом хлеба. С правой стороны престола изображен во второй раз Спаситель с евхаристической чашей в руках, к которой точно в таком же виде, как в первой половине картины, приближаются другие шесть апостолов: это причащение апостолов под видом вина. В целом мы видим здесь, следовательно, символическую форму причащения, важность которой определяется как древностью ее происхождения, так и близким отношением к византийскому прототипу. Известно, что в первые века христианства форма эта не была употребительна ни на востоке, ни на западе; Евхаристия изображалась тогда в виде круглого стола с хлебами и рыбами, за которым сидят апостолы, – композиция, удержанная итальянскими художниками и доведенная ими в XV–XVI bb. до высшей степени драматизма и мистицизма. Однако ж вновь открытые памятники показывают, что и символическая форма явилась не позднее VI beka, и явилась именно в византийской иконографии. Древнейший пример ее найден очень недавно немецкими учеными Гебгардом и Гарнаком в одной греческой рукописи VI b., открытой в Калабрии в Россано, и издан в «Evangeliorum codex graecus purpureus etc». За этим памятником следует в хронологическом порядке целый ряд других памятников, как например: на фресках Некресской церкви (в 30 верстах от Телава), приблизительно того же времени, в греческом Евангелии VII–VIII b., отмеченном у Доббарта (приводим эту ссылку по памяти), затем в лобковской Псалтири IX b., в парижском греческом Четвероевангелии XI b., в Киево-Софийском соборе XI b.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

огнепоклонники вешали на стену кувшин с 2 ручками, в к-ром находилась св. жидкость храма (хаоми) - один из главных компонентов маздеизмского ритуала); фрагменты типичных для маздеизмского ритуала кадильниц на 3 ножках, на к-рых сохранились следы интенсивного воздействия огня. На полу здания также обнаружен пучок прутьев, состоявший из тонкой пластинки, закрученной подобно бронзовой проволоке,- прямая имитация букета из веток растения (барсом, или баресм), к-рый держали в руках участники маздеизмского ритуала, когда они, заходя в молельню, приближались к огню (персид.- атар) и приносили в жертву зверей и птиц, совершали молитву и выпивали хаоми. По-видимому, растения часто заменяли железными прутьями: к примеру, известны золотые прутья из т. н. сокровищ Окса (Амударьинский клад) ( Dalton. 1926. Tabl. 14. N 48). Нагебеби - архитектурный комплекс, расположенный в зап. части Некресского городища,- определяется по фрагментам окружных толстых стен, охватывающих довольно обширную территорию. В центральной части находился марани IV-V вв.- крупное прямоугольное строение площадью до 400 кв. м (приблизительно 20×20 м), возведенное из местного ломаного камня на известковом растворе. Марани имеет обширный квадратный в плане интерьер и хорошо устроенный арочный фасадный вход с запада. По-видимому, внутренняя площадь марани только в наст. время производит впечатление открытого двора, первоначально это было закрытое здание, о чем свидетельствуют остатки каменных колонн многоугольного поперечного сечения, обнаруженные при раскопках. Кровельные конструкции были деревянными, на стропилах была уложена плоская черепица. По внутреннему периметру марани, за исключением юж. стены, были устроены 5 каменных давилен для винограда. К сев. стене пристроен большой резервуар прямоугольной формы, в к-рый вода проникала по глиняным трубам из довольно отдаленного источника. Большое количество воды было необходимо для очистки оборудования, предназначенного для выжимания винограда, и посуды для вина. В свое время в центральном пространстве интерьера строения были заложены до 20 квеври разного размера, нек-рые из них сохранились сравнительно неповрежденными.

http://pravenc.ru/text/2564850.html

«Нет на свете места лучше нашего Лагодеха» Ранним февральским утром 2017 года мы едем в Лагодехи, в гости к митрополиту Сергию (Чекуришвили). Людвиг Млокосевич, российский и польский зоолог и ботаник, путешественник и пионер изучения природы Кавказа, писал: « Нет на свете места лучше нашего Лагодеха». И сейчас у нас есть возможность проверить его слова на практике. Мы проезжаем Алазанскую долину и углубляемся все дальше в Кахетию. Лагодехский район — это самый дальний, восточный район Кахетии и Грузии, а Лагодехи, с населением около семи тысяч жителей, — фактически пограничный город: в трех километрах погранпереход, через который можно уйти в Азербайджан. Лагодехский район — многонациональный, почти каждое село имеет свой этнический колорит. Ещё недавно эти места были символом грузинской глуши, но лагодехский национальный парк в последние годы привлекает все больше посетителей. В 1912 году здесь был основан заповедник с площадью 24000 га, полный зелени и прохлады, горных водопадов и альпийских лугов, бесчисленных родников и серных источников. Ущелье, прикрытое высокими отрогами Кавказского хребта, сохранило от воздействия ледника свою природу и позволило выжить многим доледниковым растениям. Здесь также много диких животных: кабаны и косули порой забредают прямо в огороды жителей Лагодехи, а по ночам слышится вой шакалов и волков.      Митрополит Некресской епархии Сергий (Чекуришвили), духовный наставник здешних краев, встречает нас радушно. Владыка приболел и неважно себя чувствует, но, будучи человеком жертвенным, не отказывает нам в гостеприимстве. По нашей просьбе он рассказывает удивительные истории о своей епархии и о самом себе: о том, как пришел к Богу, как стал священнослужителем и митрополитом, о Промысле Божием в своей жизни, чудесном восстановлении храма в Лагодехи и многое другое. Бога никогда не обманешь Я родился в 1959 году в верующей семье в городе Рустави, в 30 км от Тбилиси. В округе не было ни одной открытой церкви. Яйца на Пасху красили — вот и всё, что оставалось. Но родители мои верили в Бога, и я в детстве всегда знал: Бог есть.

http://pravoslavie.ru/102681.html

В Грузии начинается реализация программы реставрации и консервации важнейших памятников культуры 2 июня 2007 г. 18:18 В начале июня по всей Грузии начнется программа реставрации памятников культуры, в рамках которой предполагается приведение в порядок около ста зданий и комплексов. Об этом сообщил журналистам первый заместитель министра культуры, охраны памятников и спорта Грузии Николоз Вачеишвили на брифинге 2 июня. «С сегодняшнего дня начнется первый важнейший этап реставрации и консервации важнейших памятников зодчества, живописи, изобразительного искусства и археологии на всей территории Грузии», — заявил Вачеишвили. Эти работы проводятся в рамках государственного проекта по реабилитации исторических памятников и финансируются Министерством культуры, охраны памятников и спорта Грузии. На реабилитацию исторических памятников в 2007 году из государственного бюджета Грузии выделено 686 тысяч лари (около 392 тысяч долларов). Как заявил «Новости-Грузии» глава управления мониторинга культурного наследие министерства культуры, охраны памятников и спорта Грузии Ника Антидзе, в 2007 году реабилитационные работы будут проведены в монастырских комплексах Хциши, Цугругашени, Дзвели Шуамта, на колокольне Ахали Шуамта, в главном храме Самцвериси, в Некресском замке и в Атенском Сиони. Что касается археологических раскопок, они начнутся в монастырских комплексах Баграти, Самтависи, Алаверди, а также в Ванском районе (Западная Грузия), и в Клдисубнисской церкви святого Георгия. В рамках реабилитационных работ будет начата роспись в монастырском комплексе Зарзма и в церкви Зарата. По словам Антидзе, в 2006 году работы по реабилитации были проведены в монастырских комплексах Убиси, в часовне Джумати, также были отреставрированы девять башен в регионе Сванети (Западная Грузия). Были проведены археологические раскопки в кафедральном соборе Светицховели и в монастырских комплексах Алаверди, Баграти и Самтависи, которые продолжатся и в этом году. «Новости-Грузия» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/252377.htm...

Со времени основания и до VII-VIII вв. город Некреси был сев.-вост. форпостом Картлийского царства, а также играл значительную роль в политических, экономических и культурно-религ. процессах гос-ва. На передовое положение города указывает и тот факт, что здесь через 4-5 десятилетий после Крещения Картли (ок. 326) ( Мусхелишвили. 2003. С. 26) усилиями груз. царя Трдата (совр. историография датирует его царствование 369-393 гг.- Гоиладзе. 1991. С. 78-79) был выстроен христ. храм, кафедра Некресской епархии, о чем как о выдающемся гос. событии сообщают исторические хроники ( Леонти Мровели. 1955. С. 137). В груз. историографии долгое время отождествляли этот храм с наиболее древней из известных церквей Н.- миниатюрной мемориальной часовней. Поскольку храмы большого размера сер. IV - посл. четв. V в. в Вост. Грузии известны не были, считалось, что их не строили вовсе, что груз. власти в течение более чем 100 лет после провозглашения христианства гос. религией Грузии возводили церкви малого размера и фактически любой планировки ( Чубинашвили. 1959; Беридзе. 1974 и др.). Данные источников о величественных храмах, возведенных в Грузии к-польскими зодчими, а также напрашивающийся вывод о том, что они должны были строить в Грузии церкви, адаптированные с учетом местных строительных традиций к общему планированию храмов, характерному для римского и ранневизант. мира IV - 1-й пол. V в., в груз. научной среде были проигнорированы. Археологические исследования, проведенные на Некресском городище в течение последних неск. лет, в результате к-рых были обнаружены 3 базилики значительного размера (Чабукаурская и 2 Долочопские базилики), имеющие довольно схожий архитектурный стиль и сооруженные в первые неск. десятилетий после Крещения Картли, позволили пересмотреть эту т. зр. Они доказали, что с целью привлечения новообращенного в христианство населения, предполагавшего массовое посещение народом богослужений, в Грузии стали строить большие храмы базилического типа (наиболее подходящего благодаря пространственному решению и планировке), символически олицетворяющие величие и могущество новой веры. Т. обр., упомянутый в источниках 1-й храм Некреси, выстроенный царем Трдатом, следует отождествить с одной из этих ранних базилик - вероятнее всего, с Чабукаурской ( Bakhtadze. 2014).

http://pravenc.ru/text/2564850.html

Митрополит Волоколамский Иларион поклонился святыням Некресской епархии Грузинской Православной Церкви и посетил монастырь святой равноапостольной Нины в Бодбе 16 октября 2010 г. 19:33 15 октября 2010 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , находящийся в Грузии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла для участия в праздновании 1000-летия собора Светицховели, посетил святыни Некресской епархии. Вместе с митрополитом Иларионом в паломничестве приняли участие наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, пастырски окормляющий русскоязычное население Тбилиси архимандрит Роман (Лукин), настоятель московского храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах протоиерей Феодор Кречетов, настоятельница Горненского монастыря в Иерусалиме игумения Георгия, сотрудники ОВЦС иеродиакон Иоанн (Копейкин), Л.М. Севастьянов, Д.И. Петровский. Председателя ОВЦС и его спутников сопровождали митрополиты Ахалцихский и Тао-Кларджетский Феодор и Некресский Сергий. Делегация посетила монастырь Греми, в котором находится Кварельская духовная семинария имени святого Абибоса Некресели. Митрополит Иларион имел продолжительную беседу с учащимися духовной школы. В своем вступительном слове председатель ОВЦС подчеркнул важную роль Церкви в деле укрепления взаимопонимания и доверия между народами, исповедующими единую Православную веру. Особое внимание митрополит Иларион уделил теме изучения иностранных языков. По словам председателя ОВЦС, современные студенты духовных учебных заведений должны уметь говорить и читать, по крайней мере, на одном иностранном языке с целью углубления своих богословских познаний, а также для плодотворного общения на межцерковном уровне. Далее студенты семинарии задавали владыке вопросы о духовной жизни. В память о посещении Кварельской семинарии митрополит Волоколамский Иларион передал в дар семинарской библиотеке свою книгу «Православие» в двух томах.

http://patriarchia.ru/db/text/1299631.ht...

ЛАВРЕНТИЙ ИЗ БРИНДИЗИ [мирское имя - Джулио Чезаре Руссо] (1559 - 1619), св. Римско-католической Церкви (пам. 21 июля), проповедник, деятель Контрреформации, учитель католич. Церкви 620-623 623-625 ЛАВРСКАЯ КИНОВИЯ подворье Череменецкого во имя ап. Иоанна Богослова монастыря (Гатчинской и Лужской епархии С.-Петербургской митрополии) 627-633 ЛАГОДЕХИ монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери (2002) - см. в ст. Некресско-Эретская епархия ЛАГОДЕХИ монастырь во имя вмц. Варвары (2000) - см. в ст. Некресско-Эретская епархия Грузинской Православной Церкви 633-634 ЛАГУРКА (X-XI вв.), ц. во имя мучеников Кирика и Иулитты (с. Хе, община Кала, муниципалитет Местиа, Сванети) 634-636 ЛАДАН смола особых пород дерева, при ее сжигании распространяется ароматный дым; используется в христ. богослужении для каждения 636-639 ЛАЗАРЕВ Виктор Никитич (1897-1976), искусствовед, специалист по истории визант., древнерус. и западноевроп. живописи, педагог 640-642 ЛАЗАРЕВА СУББОТА в правосл. традиции - 6-я суббота Великого поста, предшествующая празднику Входа Господня в Иерусалим 642-646 646-648 ЛАЗАРЬ [Лазарь Четверодневный] (I в. по Р. Х.), прав. (пам. в Лазареву субботу и 17 окт.), еп. Китийский, «друг Божий», воскрешенный Господом Иисусом Христом (ср.: Ин 11. 11) 648-663 ЛАЗАРЬ (1733-1824), иеросхим. , прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских святых) 663-664 ЛАЗАРЬ († 8.03.1391 (?)), прп. , Мурманский (Муромский), Олонецкий (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 665-669 ЛАЗАРЬ (ок. 1329 - 15.06.1389), мч. (пам. серб. 15 июня), серб. кн., основатель серб. правящей династии, один из самых чтимых серб. святых 669-675 675-676 676-677 677-678 678-679 ЛАЗАРЬ (Баранович; в миру Лука?; † 1693), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский, ректор Киево-Могилянской коллегии, писатель 679-686 686-687 ЛАЗАРЬ (Журбенко Федор Иосифович; 1931-2005), один из деятелей катакомбного движения архиеп. бывш. Одесский и Тамбовский РПЦЗ, лидер неканонической группы «Русская Истинно-православная церковь» (РИПЦ)

http://pravenc.ru/vol/xxxix.html

Царь Картли-Кахети Ростом. 1654 г. Рис. Кристофоро де Кастелли из кн.: L’Eglise Georgienne des origines jusofu’et nos jours. R., 1910 В 1724-1735 гг. в К. владычествовали турки. Лезгины беспрепятственно грабили страну, семья царя Константина II укрывалась в горах Тушети. В 1736 г. брат Давида II царь Теймураз II, заключив кратковременный союз с персами, освободил К. от турок и совершил несколько походов против дагестанцев и лезгинских племен. персидский правитель Надир-шах Афшар (1736-1747) утвердил Теймураза II в К., а затем пожаловал ему Арагвское и Ксанское эриставства. В 1744 г. на трон К. взошел сын Теймураза II последний кахетинский царь Ираклий II . После смерти отца в 1762 г. он объединил царства Картли и К. в одно государство - Картли-Кахети (подробнее см. в ст. Картли ). Во 2-й пол. XVIII в. в К. была возобновлена городская жизнь (Телави, Сигнахи), были построены храмы Гвтаеба в сел. Ахатели (ныне в Телавском муниципалитете), Пресв. Богородицы в сел. Манави, Квашвети в Гурджаани, Самеба (Св. Троицы) в Мелаани (ныне в Гурджаанском муниципалитете), являющиеся примерами поздней средневековой грузинской церковной архитектуры. В 1758 г. в Телави открылось ДУ, которое в 1782 г. было преобразовано в ДС. Важным центром просвещения стал монастырь Марткопи. В XVI-XVIII вв. произошли коренные изменения в епархиальном делении К. Доминирующей стала Алавердская епархия, в кафоликоне мон-ря Алаверди была устроена усыпальница царей К. Паства алавердели значительно расширилась за счет христиан Некресской епархии. Спор шел за право окормлять население, проживающее восточнее р. Штори: в Напареули, Энисели и Греми (ПГП. 1977. Т. 6. С. 709; Там же. 1981. Т. 7. С. 614). В документе того времени представители алавердели приводили Некресскому архиерею следующие аргументы: «Коль сделали цари епископа Алавердского первым среди кахетинских архиереев и паству его определили, то выше Хидискури (близ Греми?- Авт.) все за алавердели оставили» (ПГП. 1974. Т. 5. С. 262-263). В надписи 1577 г. из ц. Архангелов в Греми «пастырем столицы Кахети» был назван епископ Алавердский. К 40-м гг. XVIII в. алавердели владели территориями Харчашнийской епархии и окормляли жителей Тушети ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 554). В кон. XVIII в. алавердели именовался католикос-патриарх Грузии Антоний II (Багратиони) . Вторым среди архиереев К. считался бодбели: в Бодбе короновались цари К. Ниноцминдели, бодбели, самебели (кацарели) и руствели претендовали на право окормлять насельников монастырей пуст. Гареджи. К сер. XVI в. в связи с переселением лезгин и исламизацией коренного населения была упразднена Курмухская епархия. Границы Некресской епархии на востоке сократились до с. Гавази, на севере из епархии вышли территории Дидоети.

http://pravenc.ru/text/1683949.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010