Лук в дусе ярости 156 . «В таинственном смысле, – говорит св. Ефрем Сирин , – указывает это на учеников Господа нашего, и на тех раздаятелей благ, ниспосылаемых многоразличной благодатью Божией, о которых упоминает и Божественный Павел ( 1Кор. 12:7–11 )». Ст. 5. И будут, яко ратницы, попирающе брение на путех в брани, и ополчатся, яко Господь с ними, и постыдятся всадницы коннии. С евр.: И они будут, как герои, попирающие врагов на войне, как уличную грязь, и сражаться, потому что Господь с ними, и посрамят всадников на конях. Продолжается прежняя речь. Т. е., у Иудеев, со временем, будут свои воины, храбро и легко попирающие врагов, как попирают грязь на улице; при помощи Божией они храбро сразятся с врагами, так что постыдятся и всадники неприятельские «обратят хребет и, спасаясь бегством, будут поражаемы». (Бл. Феодорит). «Всадники – суть враги Иудеев – Греки, владевшие Сирией», говорит св. Ефрем Сирин . Ст. 6. И укреплю дом Иудов, и дом Иосифов спасу, и вселю я, понеже возлюбих я, и будут аки бы не отвратих их: зане Аз Господь Бог их, и услышу я. С евр.: И укреплю дом Иудин, и спасу дом Иосифов и возвращу их; потому что Я умилосердился над ними, и они будут, как бы Я не оставлял их: ибо Я Господь Бог их, и услышу их. Пророк показывает причину милостей к Иудеям. Причина эта та, что Господь Бог умилосердился над ними, снова возлюбил дом Иудин и дом Иосифов. Домом Иудиным пророк называет Иудеев и колено Вениаминово, а домом Иосифовым – все десять колен Израильских. Все сии колена, Бог, по любви Своей к ним, обещает сделать сильными и крепкими, освободить их от рабства и снова вселить в отечественной земле, сделать их настолько благополучными, счастливыми, что они забудут плен и рабство, будут, яко бы Бог не отвратих их, как бы Бог не отвергал, не наказывал их пленом, опустошением. «Яснее, – говорит бл. Феодорит, – перевел это Симмах: «и будут, как бы не изгонял Я их. Ибо приведу их в такое цветущее состояние, что не будут иметь и понятия о бывшем пленении, видя себя в первобытном благоденствии». Бл. Феодорит. А это потому, говорит Сам Бог, что Я, Господь и Бог милостивый, исполню все моления их, и сделаю их счастливыми и сильными. Сн. Ос. 14:5–9 ; Иоил. 3:20 ; Ам. 5:6; 9:11–15 . Авд. 1:17–21 ; Мих. 7:18–20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Мы держимся мнения Кука. и взята была она в дом фараонов. Быт. 12:16 И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды. Быт. 12 Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову. Какие удары были нанесены дому фараона, мы не знаем; позже, при подобном же случае с Авимелехом, дом царя был наказан бесплодием ( Быт. 20:18 ). Быт. 12:18 И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? Быт. 12:19 для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. Взял было её себе в жену, т. е. не взял ещё; вероятно, после взятия Сары ко двору должно было пройти немало времени, пока её сочли достойною предстать пред владыкою. Так, по крайней мере, было при дворе Персидском ( Эсф. 2:12 ). Поэтому можно предположить, что само взятие Сары фараоном ко двору послужило ей спасением от дерзких попыток вельмож или воинов обидеть пришельца, и что действительно, как видно в Быт. 12:16 , Авраму это доставило почётное положение в стране. И теперь вот жена твоя; возьми [ее] и пойди. Быт. 12:20 И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, Фараон приказывает охранять Аврама на пути, провожая его из страны. Нет сомнения, что он убедился или сновидением, как Авимелех ( Быт. 20:3–7 ), или, может быть, словами Сары, если он спрашивал её, что он встретился с мужем, особо хранимым Провидением. и жену его, и все, что у него было, [и Лота с ним]. Глава XIII. Отделение Аврама от Лота, первое откровение Авраму Быт. 13:1 И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и всё, что у него было, и Лот с ним, на юг. М. Филарет переводит «Вышел Аврам из Египта и жена его… в полуденный край " » и присовокупляет замечание, что именем этим евреи означали южный край Палестины ( Авд.1:19–20 ). Точно такое же мнение высказывают комментаторы Англиканской Библии. Негеб, юг, употреблялось как имя собственное в Палестине для обозначения южной части её (см. ниже Быт. 13:3 ), как море употреблялось в смысле запада.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Мысль будет яснее, чем по принятому тексту. Вторая половина ст. 19-го по нашему тексту читается: и завладеют полем Ефрема и полем Самарии, а Вениамин завладеет Галаадом. – Поле Ефрема, или по LXX: oroV Efraim, «гора Ефрема» – то же, что поле Самарийское, т. е. область десятиколенного царства. Подлежащим при глаг. завладеют по рус. т. служат стоящие в первой половине стиха 19-го слова которые к югу и которые в долине. Смысл выражения по рус. т. тот, что иудеи займут область израильского царства, а Вениамин, в то же время, завладеет Галаадом, т. е. областью заиорданской. Должно заметить, что сл. завладеет после имени Вениамина добавлено рус. переводчиками, в подлиннике его нет. Во второй половине ст. 19-го возбуждает недоумение упоминание о Вениамине ввиду того, что ранее назван уже весь дом Иакова, включающий и Вениамина. LXX устранили это недоумение, признав слово Вениамин, как и слово Галаад, не подлежащим, а дополнением при глаг. vejarschu ( завладеет); отсюда в слав. т. вторая половина ст. 19-го читается: «и возмут гору Ефремову, и поле самарийско, и Вениамина, и Галадитиду». Мысль получилась еще более темная. Новейшие комментаторы полагают, что 1) подлежащим во второй половине ст. 19-го, как и в первой, должно считать слова ст. 19-го дом Иакова и дом Иосифа; 2) слова поле Самарии должны считаться приложением к предшествующим – полем Ефрема; 3) вместо имени Вениамина в первоначальном тексте должно предположить название страны, по отношению к каковому названию слово Галаад является приложением, – именно название заиорданской области ( veabarhajarden). Вторая половина ст. 19-го, в таком случае, будет читаться: «и завладеют полем Ефрема – полем самарийским, и страною заиорданскою – Галаадом» (Гоонакер). Пророк выражает ту мысль, что новое теократическое царство не только заимеет прежние пределы, но будет еще расширено (ср. Uc LIV:1 ). При этом, пророк указывает расширение границ отдельно для дома Иакова (для иудеев) и для дома Иосифа (для израильтян). Авд.1:20 И переселенные из войска сынов Израилевых завладеют землею Ханаанскою до Сарепты, а переселенные из Иерусалима, находящиеся в Сефараде, получат во владение города южные.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Написанные у Тебя в книге жизни, никогда они не погибнут; им все споспешествует во благое. «когда он будет падать, не упадет» ( Пс.36, 24 ), потому что поддерживаешь их рукою Твоею, храня «вся кости их, да ни едина от них сокрушится». Но «смерть грешников люта» ( Пс.33, 21–22 ), т. е. тех, которых Ты, прежде нежели сотворил небо и землю, по неисповедимой глубине сокровенных, но всегда праведных судеб Твоих предуведал достойными вечной смерти. Счисление же имен и злых дел их у Тебя, исчислившего множество песка морского и измерившего глубину бездны, и их оставил Ты в нечистотах их; посему все им служит во зло. Великое недостоинство их делает, что и самая молитва их обращается в грех, и если до небес взыдут, и главою коснутся облаков, «и положат гнездо свое среди звезд» ( Авд.1, 4 ), и тогда погибнут наконец по грехам и беззакониям своим. 28. Трепещу при мысли, как изменчив человек и как праведен Ты, Судия земли! Велики судьбы Твои, Господи Боже Судия праведный и сильный, судящий и дающий праведный суд; они не испытаны и глубоки. Когда помышляю о сем, в трепет приходят все кости мои; потому что человек, живя на земле, не может уверить себя, что все дни жизни своей благочестиво и свято будет служить со страхом, и радоваться с трепетом; а не будет служение его без страха, и радость без трепета. «Пусть не хвалится подпоясывающийся, как распоясывающийся» ( 3Цар. 20, 11 ), да не хвалится пред Тобою всякая плоть, но да убоится и вострепещет от лица Твоего; потому что не знает человек, любви ли достоин он, или гнева, но все сие блюдется в неизвестности до будущего века. Ибо видим, Господи, и от отцов наших слышали, (о чем не могу воспомянуть без великого трепета, и сказать без многого страха), что многие первоначально восходили до небес, и полагали гнездо свое среди звезд, а после ниспадали до бездн, и души их оцепенели во зле. Видели мы, что звезды спали с неба чуть удара змеиного ошиба, а лежавшие во прахе земном, при помощи восставляющей десницы Твоей, Господи, чудесно возвысились. Видели мы живых умершими, и умерших востающими от смерти. Видели мы, что ходившее между сынами Божиими, среди каменей огненных, как брение обратились как бы в ничто. Видели мы, что свет омрачался, и из тьмы воссиявал свет; потому что «мытари и блудницы … идут в Царство Божие» ( Матф.21, 31 ) тех, которые, по видимому, достойны обитать в нем «сыны царства извержены будут во тьму внешнюю» ( Матф.8, 12 ). И за что же это? Не за то ли, что и они взошли на ту гору, на которую первоначально взошел некто Ангелом, а сошел диаволом? Которых же предопределил Ты, предусмотрит их достойными, тех и призвал и освятил и очистил, чтобы действительно они были достойною обителью величия Твоего. С ними и в них обретаешь Ты Себе святое и чистое утешение; или увеселяешься, и увеселяешь юность их, обитая с ними посреди их, и они-то – святый храм Твой, в чем великое достоинство человеческого нашего естества. 29. Один Ты можешь насытить желание души моей и никто кроме Тебя!

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Не только этот пророк, а и другие, когда имеют в надписании: видение, которое видел Исаия или Авдий, то не только излагают виденное, например: «я видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном и два Серафима вокруг его» ( Ис. 6:1, 2 ), но и сообщают то, что им было сказано, то есть: слыши, небо, и внуши земле ( Ис. 1:2 ), и: «сие говорит Господь Бог к Идумее: слух слышал я от Господа и посла послал Он к народам» ( Авд. 1:1 ). Ибо пророки прежде назывались видящими, так как они могли сказать: «очи наши всегда к Господу» ( Пс. 24:15 ) и: «к Тебе возвел я очи мои, живущему на небесах» ( Пс. 122:1 ). Поэтому и апостолам заповедуется Спасителем: возведите очи ваши и видите нивы, яко плавы суть к жатве уже ( Ин. 4:35 ). Эти очи сердца имела и невеста в Песни Песней, которой жених говорит: «ты ранила сердце мое, сестра моя – невеста, одним из глаз твоих» ( Песн. 4:9 ). И в Евангелии читаем: «светильник тела твоего есть око твое» ( Мф. 6:22 ). В ветхом завете также говорится, что весь народ видел глас Божий ( Исх. 20:18 ). Поэтому пусть смолкнут бредни Монтана полагающего, что пророки предсказывали будущее в экстазе, в умоисступлении; ибо несознаваемого они не могли и видеть. Я знаю, что некоторые объясняют Иудею и Иерусалим как небесные, Исаию как образ Господа Спасителя, потому что он де предвозвещает пленение той страны на нашей земле и затем возвращение и восшествие на гору святую в последние дни. Но мы все это отвергаем, считая противным вере христианской, и, следуя исторической истине, в смысле духовном объясняем таким образом, что все, что они бредят о небесном Иерусалиме, относим к Церкви Христовой и к тем, которые как по причине грехов выходят из нее, так вследствие раскаяния возвращаются на прежнее место, – в Церковь , о которой, думаем, говорится и следующее в том же самом пророке: «светись, светись Иерусалим, ибо пришел свет твой и слава Господня взошла над тобою», и: «в тебе явится Господь и слава Его покажется над тобою, и пойдут цари в свете твоем и народы в блеске твоем, когда приидут все сыновья его издалека и дочери его будут принесены на плечах и покроют его верблюды Мадиама и Ефы, принося золото и ладан, и стада Кедара и овны Наваиофа поспешат и будут умилостивительными жертвами на алтаре Господнем» ( Ис. 60:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ни один священный текст ни одной религии не передает с такими подробностями случившееся во время появления материального мира, не говоря уже о том, что библейская идейная рамка радикально отличается от всех остальных в концептуальном отношении. 2 . С христианской точки зрения, Бог одинаково хорошо знает всё: возможное и действительное, необходимое и случайное, прошлое, настоящее и будущее, потому-то Он и говорит: «... ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось» ( Ис.46:9–10 ). Библейские пророки созерцают будущие события по вдохновению от Бога, поэтому их предсказания совершенно не похожи на остроумную и удачную догадку или же на неопределенное и двусмысленное предвещание. В Священном Писании находятся около 6400 стихов, содержащих пророческие предсказания, причем более половины из них уже сбылись. Некоторые – вскоре после того, как были возвещены ( Дан. 5 гл. и др.), а с другими это случилосв через сотни и даже тысячи лет после их появления в священных книгах. Есть пророчества, осуществление которых мы наблюдаем в настоящее время, и такие, которые связаны с будущим: Второе пришествие Христа, новое небо и земля и т. д. 662 . В своей книге «Общее введение в Библию » авторы Гайслер и Никс пишут: «До наших дней нет ни одного безусловного библейского пророчества, которое не сбылось бы. Сотни предсказаний, часть которых была сделана за столетия до того, сбылись буквально. В Ветхом Завете предсказаны время ( Дан.9 ), город ( Мих.5:2 ) и естество ( Ис.7:14 ) рождения Христа, а также десятки других обстоятельств Его жизни, смерти и воскресения (см. Ис.53 ). Сбылисв и многие другие пророчества, включая провозвестие о разрушении Едома ( Авд.1 ), о проклятии Вавилона ( Ис.13 ), разрушении Тира ( Иез.26 ) и Ниневии ( Наум.1–3 ) и о возвращении Израиля на родину ( Ис.11:11 ). Также о других книгах, например, о Коране, о Книге Мормона и некоторых (индуистских) Ведах, утверждается, что они богодухновенны. Но ни одна из них не содержит предсказательных пророчеств. Так сбывшиеся пророчества недвусмысленно доказывают неповторимое богодухновенное естество Библии» 663 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vys...

Отверзу очи и проч., т. е. Сам Я буду наблюдать, чтобы вражеские кони, блуждая там и здесь, ничем не разнились от слепых» (бл. Феодорит). Исполнение сего пророчества, частью, можно видеть в поражении врагов Маккавеями. Когда военачальник Антиоха Тимофей явился в Иудее с многочисленным войском, дабы поработить ее, и когда произошло упорное сражение, тогда «противникам явились с неба пять величественных мужей на конях..., взяли Маккавея (Иуду) в середину к себе, и, покрывши своим вооружением, защищали его от ран, на противников же бросали стрелы и молнии, так что они, приведенные в замешательство и ослепление, поражены были, полные страха. Побито было (врагов) двадцать тысяч, пятьсот пеших и шестьсот всадников ( 2Мак. 10:29–31 ). Ст. 5. И рекут тысящницы Иудины вся в сердцах своих: обрящем себе живущыя во Иерусалиме о Господе Вседержители Бозе их. С евр.: И скажут князья Иудины в сердцах своих: сила моя – жители Иерусалима, в Господе Саваофе, Боге их. Т. е., тысячники или военачальники Иудейские, видя помощь Божию, смело скажут в сердце своем: мы найдем в Иерусалиме людей, которые живут и укрепляются Силою Господа Вседержителя 192 ; или, по бл. Феодориту, «ободрившись, скажут друг другу, что Иерусалим, при помощи Божией, преисполнится жителями». По мнению св. Ефрема Сирина , «пророк говорит это о Маккавеях, которые, укрепляемые силой Божией, превозмогли и победили греков, вторгшихся в землю их, прогнали и низложили их». Ст. 6. В день он положу тысящнкии Иудины яко главню огненну в дровах, и яко свещу огненну в стеблии, и поядят одесную и ошуюю вся люди окрест: и населится Иерусалим еще по себе во Иерусалиме. С евр.: В тот день Я сделаю князей Иудиных, как жаровню с огнем между дровами, и как горящий светильник среди снопов, и они истребят все окрестные народы, справа и слева, и снова будет населен Иерусалим на своем месте, в Иерусалиме. Пророк продолжает уверять, что Иудеи, при помощи Божией, истребят своих врагов, как огонь истребляет дрова и снопы. Как горящая головня сожигает дрова, говорит пророк, или, как горящий факел истребляет снопы (стеблие), так и вожди Иудейские будут истреблять врагов по правую и по левую стороны, – всюду. Таковы были мужественные Маккавеи Иуда, Иоанаоан и Симон, особенно, Иуда, как огонь, истреблявшие врагов своих – Сириян, Филистимлян, Хананеев и других. (Сн. Авд. 1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Песн. – Книга Песни Песней Соломона Ис. – Книга Пророка Исайи Иер. – Книга Пророка Иеремии Пл. – Книга Плач Иеремии Иез. – Книга Пророка Иезекииля Дан. – Книга Пророка Даниила Ос. – Книга Пророка Осии Иоил. – Книга Пророка Иоиля Am. – Книга Пророка Амоса Авд. – Книга Пророка Авдия Ион. – Книга Пророка Ионы Мих. – Книга Пророка Михея Наум. – Книга Пророка Наума Авв. – Книга Пророка Аввакума Соф. – Книга Пророка Софонии Агг. – Книга Пророка Аггея Зах. – Книга Пророка Захарии Мал. – Книга Пророка Малахии Книги Нового Завета Мф. – От Матфея святое благовествование Мк. – От Марка святое благовествование Лк. – От Луки святое благовествование Ин. – От Иоанна святое благовествование Деян. – Деяния святых Апостолов Иак. – Послание Иакова 1 Пет. – Первое послание Петра 2 Пет. – Второе послание Петра 1 Ин. – Первое послание Иоанна 2 Ин. – Второе послание Иоанна 3 Ин. – Третье послание Иоанна Иуд. – Послание Иуды Рим. – Послание к Римлянам 1 Кор. – Первое послание к Коринфянам 2 Кор. – Второе послание к Коринфянам Гал. – Послание к Галатам Еф. – Послание к Ефесянам Флп. – Послание к Филиппийцам Кол. – Послание к Колоссянам 1 Фес. – Первое послание к Фессалоникийцам 2 Фес- Второе послание к Фессалоникийцам 1 Тим. – Первое послание к Тимофею 2 Тим. – Второе послание к Тимофею Тит. – Послание к Титу Флм. – Послание к Филимону Евр. – Послание к Евреям Отк. – Откровение Иоанна Богослова Апокрифы 1 Мак. – Первая книга Маккавейская 2 Мак. – Вторая книга Маккавейская 3 Мак. – Третья книга Маккавейская 2 Езд. – Вторая книга Ездры 3 Езд. – Третья книга Ездры Тов. – Книга Товита Иудифь – Книга Иудифи Прем. – Книга Премудрости Соломона Сир. – Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова Посл. Иер. – Послание Иеремии Вар. – Книга пророка Варуха Об авторах Джон X. Уолтон – профессор Ветхого Завета и древнееврейского языка в Библейском институте Мооди (Moody Bible Institute) в Чикаго. Он автор ряда книг, посвященных Ветхому Завету. Виктор X. Мэтьюз – профессор религии в Юго-Западном университете штата Миссури (Southwest Missouri State University). Им написано несколько книг о Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Поскольку в книге упоминается конфликт с Эдомом, среди некоторых исследователей Книги пророка Авдия предпринимались попытки отнести время написания Книги пророка Авдия ко времени царствования Ахаза (731–715 гг. до Р.Х.). Данная точка зрения распространена лишь у немногих исследователей, пытающихся связать время деятельности пророка Авдия с событиями, описанными 2Пар., где сказано, что «Идумеяне и ещё приходили, и многих побили в Иудее, и взяли в плен» ( 2Пар.28:17 ) 343 . В царствование Ахаза Иудея подверглась нашествию сирийцев и израильтян с севера, в то время как с юга и запада перешли в наступление идумеи и филистимляне. Нападение врагов в царствование Ахаза было весьма опустошительным, но нет никаких свидетельств о захвате врагами Иерусалима, следовательно, не могло быть и речи о том, как враги бросали об Иерусалиме жребий, о чём говорится в Авд. 11 . «Пошёл Рецин царь Сирийский, и Факей сын Ремалиин, царь Израильский, против Иерусалима, чтобы завоевать его, и держали Ахаза в осаде, но одолеть не могли» ( 4Цар.16:5 ). Так же и слова пророка Исаии, описывающие нашествие врагов во времена Ахаза, указывают на «уединённое положение иудейской столицы среди опустошённой в других частях страны»: «Осталась дщерь Сиона, как шатёр в винограднике, как шалаш в огороде, как осаждённый город» ( Ис.1:8 ) 344 . На основании 4Цар.16:7–9 известно, что через некоторое время Ахаз признаёт вассальную зависимость от ассирийского царя Тиглатпаласара, который вскоре после обращения к нему Ахаза разгромил сирийцев и умертвил Рецина. Поскольку Иудея добровольно становится вассалом Ассирийской державы, ассирийский царь «едва ли мог допустить разделения своего вассального государства. Победитель Сирии и израильского царства вряд ли бы делился с Эдомом, хотя бы последний и смирился перед ним раньше, чем Сирия – союзница Эдома была раздавлена ассирийским царём» 345 . Таким образом, попытки связать события, имевшие место во время царствования Ахаза, «с тем, о чём говорится в Книге Авдия, не представляются убедительными» 346 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поэтому, когда ангелы, при возвращении Спасителя к Отцу с победою над миром, восклицали: «отверзите врата, князи, ваша, ...и внидет Царь славы» (Пс. 23:7), и, по Исаии, с изумлением спрашивали: «кто это идет от Едома, в багряных ризах от Восора, столь прекрасный в белой одежде?» и говорили Ему Самому: «почто червлены ризы Твоя, и одежды Твоя яко от истоптания точила?»; то Он торжественно отвечает, указывая на победные знаки креста Своего: «Я топтал точило один, и из народов нет мужа со Мною» (Ис. 63:1—3). Некоторые под Идумеею понимают плоть и полагают, что душа призывается к борьбе с нею, чтобы мы, умерщвляя члены наши на земле, блуд, нечистоту, страсть, могли достигнут вечной победы во Христе. Иудеи тщетно воображают, что это пророчество относится к Риму и римскому государству, и что в написанном у Исаии (Ис. 21:11) «бремя Думы (Duma)» можно, с легким изменением формы буквы, читать «реш» вместо «далет» и произносить «Roma» [то есть «Рим», вместо «Дума " ], потому что буква «вав» в их языке принимается и за [латинское] «и», и за «о». Авд.1:2—4. Вот, Я сделал тебя малым между народами; ты весьма презренен. Гордость сердца твоего надмила тебя, живущего в расселинах скалы (или: скал), высоко ставящего престол свой, говорящего в сердце своем: кто низвергнет меня на землю? Если ты поднимешься высоко, как орел, и если среди звезд устроишь гнездо свое, то и оттуда Я низвергну тебя, говорит Господь. (LXX: Вот. Я сделал тебя самым малым между народами; ты весьма бесчестен. Гордость сердца твоего надмила тебя, живущего в отверстиях скал, высоко устраивающего жилище свое и говорящего в сердце своем: кто низведет меня на землю? Если ты поднимешься высоко, как орел, и если сред звезд устроишь гнездо свое, то и оттуда Я низвергну тебя, говорить Господь).   Почти буквально согласуются с этим следующие слова Иеремии, о котором мы выше упоминали: «вот, Я сделал тебя малым между народами, презренным между людьми... Надменность в высокомерие сердца твоего обольстили тебя, живущего в пещерах скалы и старающегося занять вершину холма.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010