Кроме того, весьма смешным окажется и следующий их поступок. Представляя на суд ни в чем Несогрешившего как повинного в самых ужасных преступлениях и навлекая на свою голову столь страшное нечестие, они бегут порога претория как могущего причинить им осквернение и старательно остерегаются прикасаться к людям еще нечистым. Это потому, что они, думаю, верили, будто камни и тела однородных людей могут осквернять душу человека, а постыднейшее из всех зол, несправедливое убийство, по их мнению, не приносило им совсем никакого вреда. И удивительно, даже более — глупее и неразумнее всего то, что ищут очищения ради заклания агнца, изображающего нам не иное что, как сень таинства Христова, — почитая, следовательно, образ предмета, они нечестивствуют против Самой Истины. Воображая (себя получающими) чистоту в нем, они оскверняются скверноубийственными замыслами против Христа. Справедливо поэтому Господь то называл их гробами побеленными, которые снаружи покрыты разными искусными находящимися на них украшениями, а внутри наполнены зловонною и невыносимою нечистотою (Мф.23:27), то опять говорил, что они оцеживают комара, но поглощают верблюда (Мф.23:24). Наблюдая нередко мелочную точность в отношении самого, так сказать, малейшего и неважного или даже и совсем ничтожного — что такое в самом деле вообще комар? — они ни во что полагают дела, преисполненные беззаконий, и омывают внешность чаши и блюда, а внутренней нечистоте не придают совсем никакого значения. И вот хотя пророк Иеремия и говорит ясно: «Омой от зла сердце твое, Иерусалим, да спасешься» (Иер.4:14), они совершенно ничем считают внутреннее и в сердце находящееся нечестие. Так, и приводя к Пилату Христа, они отстраняются от мест нечистых и тел необрезанных людей, и хотя не совершают сами своими руками беззакония, но исполнителем своей жестокости делают Пилата, по своему безумию полагая, что остаются вне всякой вины. И удивительно то, что и это их нечестие оказываются знавшими святые пророки. Так, блаженный Исаия сказал о них в одном месте: «Горе беззаконнику: зло по делам рук его случится с ним» (Ис.3:11). Так же и Иезекииль: «Как сделал ты, так будет тебе: воздаяние твое воздастся тебе на главу твою» (Авд.1:15). Да и сам божественный Псалмопевец возглашает: «Воздай воздаяние их им, по делам рук их дай им» (Пс.27:4). И действительно, как они Спасителя всех и Христа привели к римским военачальникам, так и сами в свою очередь, подвергаясь тому же самому, предаются владычеству римлян и истребляются рукою тогдашних владык (римских). Ведь столь ужасная война возгорелась против них и они приобщились таким неслыханным бедствиям, что некоторые из них, и даже многие, если бы можно было, предпочли бы лучше умереть, скрывшись в горах и пещерах, чем видеть эту войну. Что они действительно будут иметь такое желание, это предвозвестил Господь в словах: «Когда увидите окруженный войсками Иерусалим, тогда скажете горам: покройте нас, и холмам: падите на нас» (Лк.21:20, 23:30).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3517...

691 Смотр. Авд. 10, 11. 2 Парал. XXVIII, 6 – 17; Исаии VII, 6.-ТЕ, которые почитают Авдия домостроителем Ахаава, или пятидесятиначальником Охозии или надзирателем художников храма при Иосии, 2; Парал. XXXIV, 12, не могут доказать своего мнения. 694 Полный список их можно видеть в 1 – й книге Паралипоменон, VI, 8 и след. Должно приметить, что священство здесь особенно приписанное Азарии, которого почитают Иодаем, не исключает прочих, но только значит особенную его силу. Списки Иосии и других евреев не согласны с сим списком. 695 Греческий и латинский тексты сея книги далеко отстоят один от другого. В латинском, например, Товит, умирая 102 лет, говорит о храме, как уже сожженном, XIV, 4. 11. В Греческом, будучи 108 лет, он пророчествует о сем, как о будущем. Иосиф Флавий ни слова о Товите. 696 Иные полагают оное при Камбизе, при Дарии Истаспе, при Ксерксе, при Артаксерксе Охе, но ни одному из сих царей не приличествует имя Навуходоносора, и ни один из них не царствовал в Ниневии. Uyд. I, 1 . Возвращение Иудеев из плена и очищение алтаря, IV, 3; V, 18, 19, правление священника Иоакима, IV, 6, и долговременный мир в дни Иудифи, XVI, 23, 28, суть такие обстоятельства, которые с трудом приложить можно ко временам, предшествовавшим пленению вавилонскому. Времена Манассии наименее противоречат сим событиям. Иосиф о Иудифе не упоминает. 708 Парал. IV, 9. В нем разделяют некоторые двор мужей, жен и двор языков. Но сии понятия, взятые из второго храма, недостоверны, когда говорим о первом. Но более известны двор новый 2 Парал. XX, 5, и притвор Соломонов, Иоан. Х, 23 . 711 3Цap. VII, 23. 2 ; Парал. IV, 2. Сия фигура делает понятным то, каким образом оно могло быть кругло, иметь в диаметре 10 локтей и только 30 в окружности, что иначе было бы невозможно. Оно вмещало 2.000 мер воды, то есть, соответственно нужде и употреблению, и 3.000 – то есть, когда наполнено было до краев. 712 3Цap. VII, 15 . Та же мера находится у Иеремии LII, 21. Но во второй книге Паралипоменон, III, 15, стоит число 35. Иные думают, что здесь высота обеих столпов представлена в совокупности; а иные догадываются, что написано ошибочно, вместо .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Отмеченное сторонниками литературной критики то обстоятельство, что зависимость Книги Иоиля от более ранних пророчеств проявляется сильнее в «эсхатологических» пассажах, чем в описании нашествия саранчи, как раз вполне естественно. Самое главное для Книги Иоиля то, что претерпеваемые в настоящее время бедствия нужно истолковывать в качестве наступления предсказанного жившими ранее пророками конца времен. Многочисленные внутренние лексические взаимосвязи между Иоил.1:1–2:27 и 2:28–3:21... возникли как следствие осуществления этого замысла» (J. Jeremias, Joel/Joelbuch 93 f.). 2.2.2 Книга как литературное пророчество Необыкновенно интенсивное использование (цитирование, вариации, аллюзии, обыгрывание контекста) других пророческих книг говорит о том, что Книга Иоиля возникла и должна была восприниматься в качестве литературного пророчества, а также в качестве истолкования пророком пророчеств в эсхатологической перспективе. По причине значительной связанности Книги Иоиля с предшествующей ей Книгой Осии и со следующей за нею Книгой Амоса, а также с другими текстами, входящими в Книгу двенадцати пророков, становится вполне возможным даже то, что Книга Иоиля была написана именно с целью включения ее в этот контекст, то есть в (еще незаконченную) Книгу двенадцати пророков. Важнейшие интертекстуальные соответствия Книги Иоиля можно представить в виде следующей таблицы: Легенда: курсивом обозначены точные цитаты. Само наличие такой литературной экзегетической техники опровергает гипотезу сложного многоступенчатого становления текста, предложенную О. Лоретцем (ср. O. Loretz, Regenritual); спорным является также используемый им метод колонометрической литературной критики. Тематически в Книге пророка Иоиля прежде всего актуализируется изложенное в книгах пророков богословие дня Яхве, как оно представлено в Ис.13 и 34; Иез.30 и 38; Иер.4–6 ; Ам.5:18–20 ; Авд.15а.16– 18; Соф.1:14–18 ; Мал.3 , при этом в текст включена полисемантическая (многозначная) метафора саранчи, появляющаяся также в книгах Наум.3:15–17 ; Авв.1:5–11 (ср. особенно 1:9), которая описывает вторжение врагов и одновременно его смертоносные последствия. Наряду с этим, посредством аллюзий на казни времен Исхода – Исх.10 (саранча, тьма), а также отсылок к Книге Авдия (см. ниже, F.VIII.4) в Книге Иоиля дается типология Египта и Эдома (ср. S. Bergler, Joel 247–333), в которой, с одной стороны, современные и будущие несчастья представлены как усиленные казни египетские и опасности для Эдома, а с другой стороны, в случае обращения, посредством этого сопоставления народу обещается спасение, в ходе нового исхода, от (фараонова) нападения народов и уничтожение всякого оружия (ср. Иоил.3:10 как ироническое перефразирование Мих.4:3 ). В целом, Книга Иоиля представляет собой пророческую актуализацию богословия Сиона, содержащегося в других пророчествах и псалмах (ср. взаимосвязанность 3:18–21). 2.2.3 Датировка

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Книга пророка Амоса положила начало письменной пророческой традиции. Она же, вместе с книгой Осии, была письменным источником для тех книг, которые впоследствии – в послепленный период – войдут в единую книгу Двенадцати пророков еврейского канона . У многих так называемых малых пророков прослеживается развитие некоторых тем книги Амоса. К примеру, в книгах Софонии, Авдия, Иоиля, Малахии мы находим дальнейшее развитие богословского понятия день Господень (Соф 1:7,14. Авд 15. Иоил 1:15; 2:1,11; 3:4; 4:14. Мал 3:23. Ср. Ам 5:18-20), встречающегося также в книгах «великих» пророков (Ис 2:12. Иер 46:10. Иез 30:3 и др.). Книга Амоса имела, по всей видимости, большое влияние и на книгу Иеремии. Вслед за Амосом, Иеремия пользуется понятием остатка применительно к другим народам: Иер 25:20 («остатки Азота»); Иер 47:4 («остаток острова Кафтора») (ср.: «остаток филистимлян» – Ам 1:8; «остаток Эдома» – Ам 9:12). Пользуется Иеремия и яркими образами книги Амоса (ср.: Иер 46:6 и Ам 9:1; Иер 25:30 и Ам 3:4; Иер 21:12 и Ам 5:6; Иер 46:7-8 и Ам 8:8; 9:5) .   В памятниках Кумрана Кумранские тексты по крайней мере дважды обращаются к книге пророка Амоса, предлагая толкование в духе эсхатологического мидраша. CD-A 7,14-16 интегрирует вместе два пророческих текста – Ам 5:26-27 и Ам 9:11 – и интерпретирует их так: «[Оставшиеся верными] бежали в северную землю. Как сказано: “Пошлю в изгнание скинию ( sikkut ) вашего царя и пьедесталы ваших изображений скинии Моей – в Дамаск”. Книги Закона – скиния Царя, как сказано: “Подниму скинию Давидову падшую”. Царь есть собрание, а пьедесталы ( kiyyun ) изображений и верность ( k ê w â n ) изображений суть книги пророков, чьими словами пренебрег Израиль» . Вариант, который цитируют кумраниты, неизвестен. Да и масоретский текст Ам 5:26-27, к которому мы вернемся в основной части работы, как известно, вызывает немало вопросов. Пока же отметим лишь, что автор кумранского текста цитирует книгу Амоса с единственной целью – убедить членов общины в оправданности отделения от Израиля. Автора не смущает даже то, что Дамаск и Иудейская пустыня, убежище кумранитов, находятся в разных направлениях от Иерусалима.

http://bogoslov.ru/article/1240583

8. Бл. Иероним подчеркивает, что иудеи отнесли Кн. Даниила к «Писаниям» (Кетубим) в связи с тем, что Даниил представлен в книге не столько как пророк (в традиционном смысле слова), сколько как мудрец (бл. Иероним. Толкование на Кн. пр. Даниила, I, 3). 9.  J. Brighm. Hismory of Israel, р. 408. 10. Характерные черты мировоззрения автора Кн. Даниила, указывающие на его связь с традицией мудрецов, отмечены у G. von Rad (Old Testament Theology, v. 2, р. 308 ff.). 11. Ср.: Гесиод. Труды и дни, 109-174. См.: А. Мень. Дионис, Логос, Судьба. Миф о «золотом веке» и упадке человечества был, вероятно, заимствован Гесиодом из восточных источников. См.: ТЛДМ, с. 26, 90. 12. Ср.: Ис 13-14. Иногда символом греховного Града были Эдом или Кириам-Тоху (Город Хаоса) (см.: Авд 1, 1-3; Ис 24, 10, Малах 1, 2-5). 13. Концепция Августина изложена в его книге «О Граде Божием» (XIV, 28 сл). Идеи Августина, основанные на Библии, получили развитие в главных направлениях христианской историософии. Она отрицает как языческий циклизм, так и учение об однолинейном прогрессе, рассматривая историю как целостный поток, который до наступления Царства Божия отличается двойственным характером (см.: А. Мень. Истоки религии, гл. VIII). Град земной обречен, ибо в своих устремлениях не выходит за пределы посюстороннего. Град же Божий идет по пути бесконечного восхождения (см. Н. Бердяев. Смысл истории. Париж, 1963, с. 227). 14. Дан 4, 25 сл.; 5, 1 сл. 15. Дан 7, 2-8 «Четыре ветра» в ст. 2 указывают на всемирное значение событий, отраженных в видении. Как полагают современные экзегеты, ст. 4-5 первоначально читались так: «Первый — как лев, но у него орлиные крылья, между зубов во рту его три клыка. Ему сказано: Встань и ешь мяса много. Я смотрел, доколе не вырваны были его крылья, и поднят он был от земли. Вот еще зверь, похожий на медведя; он стоял с одной стороны и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему». Три клыка первого зверя означают, по-видимому, трех главных вавилонских царей «Человеческое сердце» второго зверя указывает на относительную мягкость законов Мидийского царства. Четыре головы третьего зверя — Кир, Ксеркс, Артаксеркс и Дарий. Рог четвертого зверя (эллинистические царства) — Антиох Эпифан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

34:3. Привилегии пастырей Израилевых. Перечисленные продукты животноводства (козье молоко, сыр, мясо, овечья шерсть) конкретизируют метафору о пастырях, пользующихся всеми благами, но пренебрегающих своими обязанностями. Царские чиновники и высшее священство жили за счет различных поборов и налогов с населения, хотя считалось, что население не эксплуатируется, а благоденствует под их властью. 34:3,4. Обязанности пастырей. Если предыдущая метафора касается привилегий пастырей, то теперь внимание сосредоточено на обязанностях, которыми они пренебрегают. Эта метафора более широкая: она указывает не только на то, что пастырь должен обеспечить насущные нужды своей паствы, но и заботиться о больных овцах и искать заблудших. В этом отношении обязанности пастырей совпадали с обязанностями царей, которым предписывалось утверждать справедливость и заботиться о бесправных и обездоленных (напр., о вдовах и сиротах). 34:7–16. Метафора царя-пастыря на Ближнем Востоке в древности. Концепция царя-пастыря восходит к шумерскому царю Лугальзаггиси (ок. 2450 г. до н. э.). Современный ему царь Лагаша Урукагина утверждал, что бог Нингирсу, властелин его страны, избрал царя в качестве пастыря, который должен заботиться о городе во имя богов и народа. Боги, которые отвечали за поддержание справедливости (Шамаш в Месопотамии, Амон в Египте), также представлены в образе пастырей. Эта концепция сохранилась на Ближнем Востоке и в более поздние эпохи, о чем свидетельствуют тексты об ассирийском царе Ашшурбанипале (VII в. до н. э.) и Навуходоносоре (VI в.до н. э.). 35:1–15 Пророчество о судьбе Эдома 35:2. Гора Сеир. Гора Сеир – это древнее название горной области к югу от Мертвого моря по обеим сторонам рифтовой долины к югу от залива Акаба. Название Сеир встречается в текстах из Амарны XIV в. до н. э. Согласно Писанию, горы Сеир были заняты сначала хорреями ( Втор. 2:12,22 ), а затем эдомлянами. Сеир стал синонимом Эдома. 35:5. Роль Эдома в падении Иерусалима. Этот стих подчеркивает длительную вражду между Эдомом и Израилем. В Писании в других местах говорится о том, что эдомляне радовались, когда Навуходоносор II разрушил Иерусалим (напр.: Пс. 136 ; Иоил.3:19 ; Авд. 1–14 ). Это единственный текст, где говорится о прямом предательстве Эдома по отношению к Израилю. 36:1–38 Пророчество о возрождении Израиля

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   2. Кто из чад христианских, имеющих спасительное учение Божие, привлеченный твоим баснословным вздором, оставив Бога присносущаго и Святаго присносущаго Его Духа, перейдет на твою сторону и станет слушать о рожденном Боге, чтоб и самому попасть в число глупцев, научаясь покланяться «твари паче Творца, иже есть благословен во веки, аминь» (Рим.1:25)? Мы не имеем Бога сотвореннаго, или созданнаго, но несотвореннаго и несозданнаго, рожденнаго от Отца безначально и безлетно. И если ты хитришь, желая рожденное (γεννητν) двусмысленно называть происшедшим (γενητν), я не приму твоей речи, хотя бы ты и не мыслил, что Сын меньше Отца вследствие рождения от Отца. Ибо «не объемлют от терния грозды, или от репия смоквы» (Мф. 7:16): и от человека заблуждающагося не может произойти правильное учение. И Господь налагал молчание на бесов, исповедавших его Христом (Лк.4:41). Ты говоришь, что твое сочинение написано согласно с мыслию Божественных Писаний: скажи мне, какое Божественное Писание научило покланяться Богу сотворенному? А что Бог нерожден, это очевидно всякому: но и это буквально не находится в Божественном Писании; несмотря на то, благочестиво мыслить и говорить так о Боге есть твердое основание в правильном и благочестивом соображении и в самом разуме. Ты говоришь еще, что ты составил главы на подобие стихов для того, чтобы называемые тобою подвижники и подвижницы, или лучше, участники в твоих заблуждениях, могли узнать, как краткою и округленною речью отвечать на каждое возражение. Посему к этим представляющимся тебе сильными софистическим твоим речам, выработанным тобою для опровержения более способных людей, а более с целию открыть уста против истины, приступаем мы — мелкие и простые и не важные, но низшие многих во святой Церкви Божией люди и составим, как я выше сказал, опровержение этой несостоятельной и весьма пустой болтовни.    3. Доселе сделано нашим смирением возражение против твоего предисловия. Теперь перехожу я по порядку к началу твоих глав и против каждаго положения и главы предложу возражения от Божественных Писаний и от здраваго разума и разрешение твоих логических вопросов, дабы рабы Божии и подвижники истины, прочитав и уразумев всю твою нелепицу, насмеялись и сказали: «презорство сердца твоего» соделало тебе сие (Авд.1:3): «ты рекл еси во уме твоем: взыду на небо и выше звезд небесных поставлю престол мой: сяду на горе высоце, на горах высоких, яже к северу, взыду выше облак и буду подобен Вышнему. Ныне же во ад снидеши, во основания земли», и так далее (Ис.14:13—15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2829...

Пс.136:7–9 Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований его. Дщи Вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам: блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень. По переводу с еврейского, 7-й стих читается так: «Напомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: разрушайте, разрушайте до основания его». Под сынами Едомскими разумеются здесь идумеяне, потомки Исава, брата Иакова, родоначальника народа израильского; значит, это был народ, родственный иудеям, но в то же время он был и злейшим их врагом. Вместе с филистимлянами идумеяне не раз опустошали палестинские пределы ( 2Пар.28:17 ). Господь Бог, чрез св. пророков Иезекииля и Авдия, обличал идумеев за то, что они в день разорения Иерусалима вавилонянами были вместе с ними, радовались гибели иудеев и расширяли уста свои в день их скорби, т.е. смеялись и поносили их, простирали руки на пленение в день несчастия их, стояли на распутиях, чтобы поражать бегущих и, таким образом, не давали иудеям возможности спасаться бегством ( Авд.1:11–15 ). За такие злодеяния и «дам отмщение Мое на Идумею, – говорит Господь, – рукою людий Моих Израиля» ( Иез.25.14 ), что и исполнилось впоследствии, когда сын Симона, Иоанн Гиркан (из Маккавеев) поработил идумеев, вместе с Галилеею и Самариею. А потому слово помяни нужно понимать не как зложелание, а как предсказание о том, что идумеяне гораздо больше вреда причинили иудеям, нежели сами вавилоняне. «Воспомяни, Владыко Господи, что соделали сыны едомские в тот несчастный день, когда Иерусалим, возлюбленный Твой город, был опустошаем и разоряем вавилонянами, как они кричали тогда: истощайте, т.е. разрушайте, разрушайте его до оснований его». Затем, обращаясь к Вавилону, называет его дщерию, по обычаю священных писателей называть столичный город дочерью всей страны, как-то: дщи Сионова, дщи Вавилоня, дщи Тирова, и т.д. Дщи Вавилоня окаянная – (пер. с евр.) «губительница», а по переводу других – «разграбленная, опустошенная» (греч.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

12 В тот день придут к тебе из Ашшура и городов Мацора, и от Мацора до реки, и от моря до моря, и от горы до горы. 13 А земля будет пустыней за обитателей своих, за дела их. 14 Паси народ Твой жезлом Твоим, стадо наследия Твоего, лежащих уединённо в лесу посреди Кармеля, пусть пасутся в Башане и Гилъаде как во дни вечности. 15 Как во дни выхода твоего из земли Мицраим явлю ему чудеса. 16 Увидят народы – и устыдятся всей своей мощи, положат руку на уста, оглохнут уши их. 17 Будут прах лизать, как змей, как ползающие по земле. Затрепещут из укрытий своих, и – к YHWH, Богу нашему. Устрашатся они Тебя, убоятся. 18 Кто Бог, как Ты, прощающий вину и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? Не вечен гнев у Него, ибо любит миловать Он. 19 Он вновь умилосердится над нами, уничтожит нашу вину. Ты ввергнешь в пучину морскую все их грехи. 20 Ты явишь истину Яакову, милость Авранаму, как клялся Ты отцам нашим от древних дней. Текст Мих.7:8–20 можно разделить на четыре перикопы (или четыре строфы): Мих.7:8–10, 7:11–13, 7:14–17, 7:18–20 . Различающиеся по жанру и по содержанию, они выражают общую надежду на то, что YHWH помилует свой народ и спасёт его 339 . Наказание и разрушение сменяются прощением и восстановлением. Диалогический характер Мих.7:8–20 позволяет некоторым комментаторам называть весь этот пассаж или, по меньшей мере, две последние перикопы, одна из которых в жанре молитвы ( Мих.7:14–17 ), другая в жанре гимна ( Мих.7:18–20 ), «литургией». Не радуйся, неприятельница моя! Первые три стиха отрывка ( Мих.7:8–10 ) – прямая речь Йерушалаима. Столица, персонифицированная в образе женщины (ср. Плач и др.) 340 , обращается с упрёком к своей неприятельнице () и велит ей перестать злорадствовать (). Кто эта вражина? Ашшур? Бавэль? Эдом? Скандрольо считает, что эта неясность могла быть намеренной, и что под образом неприятельницы могут скрываться любые враги Исраэля 341 . Неприятельница Йерушалаима злорадствовала, видя разрушение Святого града, радовалась позору и унижению его жителей ( Мих.4:11 ). Ср. Ис.14:29 ; Авд.10–14 ; Пс.35 /34:19, 137/136:7; Притч.24:17 ; Плч.1:7, 21, 2:16, 4:21 . Но злорадным насмешкам неприятельницы придёт конец – вслед за разрушением Йерушалаима наступит восстановление, поражение Исраэля сменится триумфом народа Божьего ( Мих.4:13, 7:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Итак, говорит, уже не будешь называться нежной, но волей-неволей будешь переносить труды, неразлучные с рабством. Ты будешь молоть муку, будешь лишена покрывал головы; очевидно, волосы ее будут находиться в крайнем беспорядке, тогда как прежде они были разнообразно заплетаемы. Открый седины, и это будет служить очевидным признаком того, что победители дойдут до такой жестокости, что не пожалеют даже старой женщины. Возсучи голени, прейди реки, открыется студ твой, явятся укоризны твоя. Ибо те из них, которые уже попали в плен и уводимы были из родной страны в страну победителей, должны были во время пути переходить реки, конечно, обнаживши ноги и не соблюдая свойственной женщинам в присутствии других стыдливости, напротив, по необходимости обнажая в присутствии многих обыкновенно скрываемые члены тела. Но можно сказать, что иначе открыт позор ее и обнаружено поношение ее, когда она попала в руки победителей и находилась в унизительном положении, тогда как прежде она жила в роскоши и наслаждалась благополучием. Далее говорит: праведное от Тебе возму, то есть, возьму с тебя то, что ты должна перенести. А что это такое, об этом предвозвестил чрез другого из святых пророков, говоря: якоже сотвори,  сотворю ей ( Иез.16:59 ) и опять: якоже сотворил еси, сице будет ти, воздаяние твое воздастся на главу твою ( Авд.1:15 ). И в другом месте негде сказано о всяком, привыкшем грешить: горе беззаконному: лукавая бо приключается ему по делом рук его ( Ис.3:11 ). Показывает, что Он всегда сообразуется с праведным судом и посылает наказания соответственные прегрешениям. Ибо весьма многочисленны были преступления Вавилонян, и Он обвиняет их в весьма великой жестокости и бесчеловечии, показывает, что это был город гордый, безрассудно полагающийся на свои собственные силы, так что думал, что никак и никогда он не может подвергнутся перемене к худшему. Итак когда, говорит, ты подвергнешься плену, тогда сяди умилена. Умилена вместо: размышляя, хотя и поздно, о себе самой в особенности. Испытай головокружение.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010