Глава 1     Книга пророка Авдия представляет собою самое малое произведение ветхозаветной библейской письменности. Содержание ее составляет видение об Едоме. Сущность этого видения заключается в предсказании погибели Едому и возвещении спасения на Сионе. Пророк слышит, что уже послан вестник к народам с призывом вставать и выступать против Едома войною ( Авд.1:7 ). Пророк созерцает, что Едом уже умален и находится в презрении ( Авд.1:2 ), разорен и разграблен, – несмотря на неприступность скал, на которых он расселен ( Авд.1:3–6 ), – и даже изгнан до границы ( Авд.1:7 ). Прежние союзники Едома стали его врагами ( Авд.1:7 ), мудрецы Едома истреблены ( Авд.1:8 ), храбрецы поражены страхом и весь народ доведен до погибели ( Авд.1:9 ). Причиной столь тяжкого нападения Едома служит преступление его против Иуды, и, именно, вероломное отношение к братскому народу в день бедствия его ( Авд.1:9–14 ). Но Едом является для пророка не только врагом Иуды, а и представителем боговраждебного языческого мира. Поэтому, от суда над Едомом пророк обращается к суду над всем языческим миром ( Авд.1:15–21 ). В день суда все народы, по изображению пророка, «будут пить, проглотят, и будут как бы их не было» ( Авд.1:16 ). Дом Исава, едомитяне, явятся тогда соломою, сожигаемою пламенем ( Авд.1:18 ), а на Сионе будет спасение, дом Иакова получит во владение наследие свое ( Авд.1:17, 19–20 ), и будет Царство Господа ( Авд.1:21 ). О лице пророка Авдия не сообщается никаких сведений ни в его книге, ни в остальной библейской письменности. Даже самое имя пророка некоторые авторы (Августин, Кюпер) склонны считать только псевдонимом, а не собственным именем пророка. Каких-либо серьезных оснований для этого, однако, нет. Но зато нет и оснований для того, чтобы отождествить Авдия, писателя пророческой книги, с каким-либо другим Авдием, упоминаемым в Библии ( 4Цар.1:13 ; 2Пар.17:7 ), или признать достоверность тех противоречивых сведений об Авдии, которые сообщаются в древней литературе. Время жизни Авдия и происхождения его книги установить с точностью очень трудно, так как для этого нет необходимых данных.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 15 1–12. Границы Иудина колена. 13–15. Удел Халева и его завоевание. 16–17. Храбрость Гофониила и награда. 18–20. Благословение Ахсе от отца. 21–62. Города в Иудином колене. 63. Иевусеи в Иерусалиме. Нав.15:1 .  Жребий колену сынов Иудиных, по племенам их, выпал такой: в смежности с Идумеею была пустыня Син, к югу, при конце Фемана; Первый жребий вышел Иудину колену, которое получило удел в южной части Ханаана, в которой находился и Хеврон. Удел Иудина колена граничил с Идумеей, простираясь к пустыне Син, по-еврейскому начертанию Цин (см. Нав.15:3 ) 130 , «к югу, при конце Фемана». Название Цин носила та пустынная полоса, которая находилась в самой южной части Ханаанской земли ( Чис.13:22 ), близ границы Идумеи ( Чис.34:3 ) и по которой проходила пограничная черта между последней и уделом Иудина колена. Местонахождение пустыни Цин видно в частности из того, что в ней находился Кадес ( Чис.20:1 ; Втор.32:51 ). Феман – еврейское слово, употребляющееся а значении нарицательного и собственного имени. Как слово нарицательное феман значит «юг». В этом смысле оно употреблено в Нав.12:3 и Нав.13:4 . В значении собственного имени Феман употребляется как личное имя ( Быт.36:11,15 ) и как название области в Идумее ( Быт.36:34 ; Ам.1:11–12 ; Иез.25:13 ) или вообще как название Идумеи ( Иер.49:7 ; Авд.1:8–9 ; Авв.3:3 ). Как собственное имя употреблено это слово, нужно думать, и в данном месте, так как указание на юг уже сделано было непосредственно ему предшествующим выражением «к югу». Феман может служить здесь обозначением юго-западной Идумейской области, ближайшей к южной части Ханаанской земли 131 . Нав.15:2 .  южным пределом их был край моря Соленого от простирающегося к югу залива; Нав.15:3 .  на юге идет он к возвышенности Акраввимской, проходит Цин и, восходя с южной стороны к Кадес-Варне, проходит Хецрон и, восходя до Аддара, [идет на западной стороне Кадеса,] поворачивает к Каркае, Нав.15:4 .  потом проходит Ацмон, идет к потоку Египетскому, так что конец сего предела есть море. Сей будет южный ваш предел.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прор. Авдий. Миниатюра из Книги пророков. 1489 г. (РГБ) [евр.  ,   - раб, служитель Господа, греч. ρδβλθυοτεΑβδιος, лат. Abdias] (пам. 19 нояб., в Неделю праотец, в 1-ю неделю Великого поста), 4-й в ряду 12 малых пророков . О жизни и времени служения пророка Свящ. Писание ничего не сообщает. Позднее иудейское предание считает его обратившимся из идумеев (см. Едом ) и отождествляет с богобоязненным домоправителем правившего в IX в. до Р. Х. израильского царя Ахава (см. 3 Цар 18. 3-16) (Сангедрин. 39б). Прп. Ефрем Сирин (Толкования. С. 140) писал, что А. был родом из Сихема и являлся современником пророков Осии , Иоиля , Амоса и Исаии (кон. IX-VIII в. до Р. Х.). Блж. Иероним Стридонский утверждал, что А. родился в Иорамаре (колено Ефремово) и был при дворе Ахава, затем последовал за прор. Илией и скончался в Самарии; у его гробницы происходило много чудес. Это же предание, относящее А. к пророкам IX в., принято свт. Димитрием Ростовским . Основным источником для определения времени служения А. остается упомянутое в его книге нашествие идумеев на Иерусалим (ст. 11). В евр., слав. и рус. Библии Книга пророка Авдия занимает четвертое место среди книг малых пророков (между Амосом и Ионой), в Септуагинте - пятое (между Иоилем и Ионой) и является самой маленькой по объему среди книг ВЗ, состоящей из 21 стиха. Подразделяется на две части: стихи 2-14 - пророчества о предстоящей гибели Едома; стихи 15-21 - провозвестие суда над всеми народами и обетование о спасении Израиля. Господь через А. объявляет Едому, народу (Авд 1-3), к-рый как орел «поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо», о его предстоящей гибели: «...и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь» (Авд 4). В последующих стихах (Авд 5-9), прибегая также к сравнениям и иносказаниям, А. изображает крайнюю степень опустошения страны идумеев. Уничтожение Едома представляется как Божие возмездие «за притеснение брата твоего... в тот день, когда чужие уводили войско его в плен и иноплеменники вошли в ворота его и бросали жребий об Иерусалиме, ты был как один из них» (Авд 10-11). В 15-м стихе пророк возвещает наступление Дня Господня . Это будет день возмездия за совершенные дела, день суда над народами и спасения для Иуды (Авд 16-18). Далее следует обетование об установлении нового большего по размерам теократического царства (Авд 19-20). Заканчивается книга словами: «И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава, и будет царство Господа» (Авд 21).

http://pravenc.ru/text/62666.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ [ евр.  ,   греч. Εφραμ], младший сын ветхозаветного патриарха Иосифа , родоначальник одноименного колена израилева. Был рожден в Египте Асенефой, дочерью Потифера. При наречении ребенка Иосиф сказал: «...Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего» (Быт 41. 50-52). Точное значение имени Е. неизвестно. Согласно этимологии, зафиксированной в Быт 41. 52 (ср. также Ос 13. 15), это имя происходит от евр. глагола  - плодоносить, быть плодородным. Окончание   в древнеевр. языке используется гл. обр. в топонимах, поэтому имя Е. может указывать на к.-л. местность (ср.: аккад.   - область, регион). На смертном одре патриарх Иаков усыновил детей Иосифа - Манассию и Е. и уравнял их в правах со своими сыновьями (родоначальниками Израилевых колен), говоря: «Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои» (Быт 48. 5). Благословляя их, Иаков в первую очередь обратился к младшему Е., а не к перворожденному Манассии, тем самым пророчествуя о буд. величии колена Е., из к-рого произойдет многочисленный новый народ (Быт 48. 13-20). В благословении Моисея 12 племенам Израиля описательно прославляется мощь представителей колена Е. (Втор 33. 17). Историческая близость и родство Е. с коленом Манассии подчеркивается словосочетанием «земля Ефремова и Манассиева» (Втор 34. 2; 2 Пар 30. 10), к-рое обозначало весь центральный горный массив Палестины к западу от Иордана. Оба колена часто упоминаются как «дом Иосифа» (Нав 17. 17; 18. 5; Суд 1. 22, 35; 2 Цар 19. 20; 3 Цар 11. 28; Ам 5. 6; Авд 18, Зах 10. 6). Генеалогия потомков Е. в 1 Пар 7. 20-27 начинается с сыновей Е. - Езеры и Елеада, погибших во время набега на г. Геф, и заканчивается Иисусом Навином. Вероятно, сообщение о гибели сынов Е. отражает неудачную попытку расширить территорию колена Е. на западе. Колено Е. было одним из самых малочисленных колен Израилевых: через год после исхода из Египта взрослых мужчин, годных к войне, было 40 500 (Числ 1. 32-35), к концу странствования по пустыне - 32 500 (Числ 26. 37). Несмотря на это, Е. было обещано великое будущее: по словам Моисея, «это тьмы (десятки тысяч.- Авт.) Ефремовы, это тысячи и Манассиины» (Втор 33. 17). В пустыне род Е. располагался станом к западу от скинии, рядом с коленами Манассии и Вениамина. При переходах эти 3 колена как потомки Рахили снимались с места третьими и шли следом за левитами, несущими ковчег завета (Числ 2. 18-24).

http://pravenc.ru/text/182073.html

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Книга пророка Авдия I. АВТОР О пророке Авдии известно только, что он, как об этом сказано в его книге, самой краткой в ВЗ, был евреем из колена Иуды. II. СОДЕРЖАНИЕ И КОМПОЗИЦИЯ В трудные для евр. народа времена пр. Авдий возвестил торжествующему Эдому суд Господа. Бог поможет Израилю и восстановит его царство. Композиционно К.п.А. подразделяется на три части: 1 . Господь предвещает суд Эдому ( Авд. 1:1–9 ). 2 . Отношение Эдома к евреям ( Авд. 1:10–14 ). 3 . День Господень ( Авд. 1:15–21 ): а) суд над всеми народами ( Авд. 1:15–16 ); б) восстановление Израиля ( Авд. 1:17–20 ); в) установление Царства Господа ( Авд. 1:21 ). III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ 1) Пророк сообщает о падении Иерусалима и о злорадстве, проявленном по этому поводу Эдомом. Это позволяет предположить, что речь идет о разрушении Иерусалима Навуходоносором в 586 г. до Р.Х., после чего пророки выступили с обличением эдомитян ( Плач. 4:21 ; Иез. 25:12–14 ; Иез. 35:5,10–15 ; Иез. 36:5 ; ср. Пс. 136:7 ); 2) исследователями предпринимались попытки отнести время написания К.п.А. к более раннему периоду – времени царствования Иорама (851–845 гг. до Р.Х.) – и рассматривать Авдия как самого старшего из пророков Свящ. Писания. При Иораме эдомитяне освободились от иуд. владычества ( 2Пар. 21:8–10 ), а арабы и филистимляне захватили Иерусалим. В пользу такой датировки книги говорит тот факт, что в иуд. каноне К.п.А. стоит в одном ряду с сочинениями малых пророков, написанных до плена; кроме того, в Иоил. 2:32 , очевидно, содержится ссылка на Авд. 1:17 . Авдий говорит лишь о взятии и разграблении Иерусалима, но не упоминает ни о разрушении храма, ни о пленении жителей, ни о халдеях. Кроме Авдия об Эдоме говорят и другие, более поздние, пророки ( Ам. 1:6,9,11,12 ; Ам. 9:12 ; Иер. 49:7–22 ), а эти тексты, как достоверно установлено, датируются более ранним периодом, т.е. до 586 г. до Р.Х.; 3) истинность этих двух версий датировки не доказана, но более правдоподобным представляется предположение о более раннем происхождении книги. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Не только этот пророк, а и другие, когда имеют в надписании: видение, которое видел Исаия или Авдий, то не только излагают виденное, например: «я видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном и два Серафима вокруг его» ( Ис. 6:1, 2 ), но и сообщают то, что им было сказано, то есть: слыши, небо, и внуши земле ( Ис. 1:2 ), и: «сие говорит Господь Бог к Идумее: слух слышал я от Господа и посла послал Он к народам» ( Авд. 1:1 ). Ибо пророки прежде назывались видящими, так как они могли сказать: «очи наши всегда к Господу» ( Пс. 24:15 ) и: «к Тебе возвел я очи мои, живущему на небесах» ( Пс. 122:1 ). Поэтому и апостолам заповедуется Спасителем: возведите очи ваши и видите нивы, яко плавы суть к жатве уже ( Ин. 4:35 ). Эти очи сердца имела и невеста в Песни Песней, которой жених говорит: «ты ранила сердце мое, сестра моя – невеста, одним из глаз твоих» ( Песн. 4:9 ). И в Евангелии читаем: «светильник тела твоего есть око твое» ( Мф. 6:22 ). В ветхом завете также говорится, что весь народ видел глас Божий ( Исх. 20:18 ). Поэтому пусть смолкнут бредни Монтана полагающего, что пророки предсказывали будущее в экстазе, в умоисступлении; ибо несознаваемого они не могли и видеть. Я знаю, что некоторые объясняют Иудею и Иерусалим как небесные, Исаию как образ Господа Спасителя, потому что он де предвозвещает пленение той страны на нашей земле и затем возвращение и восшествие на гору святую в последние дни. Но мы все это отвергаем, считая противным вере христианской, и, следуя исторической истине, в смысле духовном объясняем таким образом, что все, что они бредят о небесном Иерусалиме, относим к Церкви Христовой и к тем, которые как по причине грехов выходят из нее, так вследствие раскаяния возвращаются на прежнее место, – в Церковь , о которой, думаем, говорится и следующее в том же самом пророке: «светись, светись Иерусалим, ибо пришел свет твой и слава Господня взошла над тобою», и: «в тебе явится Господь и слава Его покажется над тобою, и пойдут цари в свете твоем и народы в блеске твоем, когда приидут все сыновья его издалека и дочери его будут принесены на плечах и покроют его верблюды Мадиама и Ефы, принося золото и ладан, и стада Кедара и овны Наваиофа поспешат и будут умилостивительными жертвами на алтаре Господнем» ( Ис. 60:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

12, 9. 1), а Иудейский царь Александр Ианней (ibidem 13. 15. 4), брат Аристовула, доканчивал покорение Идумеев. С сего времени из них оставались только разбросанные шайки, занимавшиеся разбоем и грабежем. Эти шайки производили разные злодеяния в Иерусалиме во время осады его Римлянами, и за то страшно были наказаны Симоном Геразким. А те из Идумеев, которые стояли на стороне Симона, истреблены были Римлянами. Небольшие остатки Идумеев слились с Арабами, и Идумеи стали, по пророчеству Авдия, «яко не бывшие» ( Авд. 1:16 ). Несомненно, что главный предмет книги Авдия есть – наказание сынов Едома. Не смотря на то, что это наказание уже постигло их, и самое имя Идумеев исчезло с лица земли, можно сказать, что пророчества св. Авдия, разумея их в высшем духовном смысле, не все исполнились и доселе, исполняются и исполнятся в конце времен, если разуметь под Идумеями вместе и язычников, как разумеют некоторые толковники 12 . По пророчеству Валаама, Едомом овладеет Владыка, имеющий произойти от Иакова, т. е. Спаситель мира ( Чис. 24:19 ). Это овладение Едомом, т. е. языческим миром, в лице прозелитов и пришельцев видим уже в Вет. Зав., но главн. образом оно началось с пришествием на землю Сына Божия, продолжается доселе и кончится, когда будет едино стадо и Един Пастырь, тогда настанет день Господень, все языцы, то есть, неверующие испиют чашу гнева Божия, тогда настанет царство Иеговы (ст. 17, 21). Таким образом книга Св. пр. Авдия, меньшая из всех пророческих; ибо заключает одну главу, имеет в виду величайшие события в царстве Божием в отдаленном будущем 13 ! Примеч. При объяснении книги Св. пр. Авдия мы пользовались теми же пособиями, какими при объяснении прор. книг Осии, Иоиля и Амоса. Толкование на книгу св. прор. Авдия Глава 1 Авд. 1:1 . Видение Авдиино: сия глаголет Господь Бог Идумеи: слух слышах от Господа, известие во языки посла: востаните, и востанем на ню ратию. С Евр.: «Видения Авдия. Так говорит Господь Иегова о Едоме: слышим известие от Иеговы; вестник послан по народам: «вставайте, пойдем против него войною»! «Видение Авдия».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Когда-то в Палестине, как и в других частях Ближнего Востока, обитали львы и медведи. Как в Священном Писании, так и во внебиблейских памятниках упоминания о них весьма часты. Эти хищники были самыми опасными животными в Святой земле и истреблены, по всей видимости, не так давно, менее одной тысячи лет назад. Сегодня из перечисленных пророком опасных животных в Израиле можно встретить лишь змей. Инокиня Елена (Халфен), исследовательница древностей и замечательный экскурсовод по Святой земле, предполагает, что последние в Палестине львы и медведи пали под копьями и мечами крестоносцев. Тема дня Господня — одна из ключевых не только в книге пророка Амоса, но и в других текстах, входящих в корпус Двенадцати пророков [ 13 ] , в частности у Иоиля, Авдия, Софонии, Захарии. Каждый из них добавляет к картине дня Господня всё новые и новые краски. Расширяется и само " полотно " этого дня. У Авдия день Господень грядет уже на все народы (Авд. 15), а не только на Израиль; а в книге пророка Захарии он становится днем окончательной вселенской битвы и днем глобального эсхатологического суда (Зах. 14). Именно такое учение о дне Господнем найдет свое продолжение в Новом Завете — в беседе Иисуса на Елеонской горе и в таких текстах, как Первое и Второе послания к Фессалоникийцам, Второе послание Петра и особенно Откровение Иоанна Богослова. Примечания: [ 2 ] У пророка Осии встречаются выражения день Изрееля (1, 11), у пророка Исаии — день Мадиама (9, 4; 10, 26). Это напоминания о славных в израильской истории событиях, когда Божественное вмешательство спасло народ от врагов. [ 3 ] Peter A. I libri di Sofonia, Nahum e Abacuc. Roma, 1974. P. 44. [ 4 ] Адальберт Петер — профессор ветхозаветной экзегетики в университете Фульды, Германия. [ 5 ] Такой вывод на основании пророческих текстов делает Орацио Симиан-Йофре ( Simian-Yofre H. Amos: nuova versione, introduzione e commento. Milano, 2002. P. 123). [ 6 ] Анализ использования выражения " день Господень " в книгах пророков Софонии и Иоиля см., наприм.: Simian - Yofre H . Ibid. P. 120–123. Meinhold A. Zur Rolle des Tag-JHWHs-Gedichts Joel 2, 1–11 im XII-Propheten-Buch, in Graupner A. et alii . Verbindungslinien. Neukirchen-Vluyn, 2000. P. 207–223. В последней статье имеется также библиография вопроса.

http://e-vestnik.ru/science/prorok_amos_...

Собственно эсхатологический смысл, указующий на отдаленное преображение мира и суд Господень посредством ближайших исторических событий, выведенный через образ языческого царя Гога земли Магог, находится в 8-ой главе книги Иезекииля. От кровавых картин воинственных сражений пророк, конечно же, стремится перенести мысль читателя к духовной брани со злом в «последние дни» ( Иез.38:8, 16 ). Это – время особой войны и особого торжества Божиего промысла. Подобным двояким образом эсхатологический смысл передается другим библейским выражением – [йом янвэ] «день Господень». У пророка Исаии он наступает именно в «последние дни» ( Ис.2:12 ), однако передает не радость наступления мессианского царства, а грозный суд Божий над нечестивыми и грешниками: «Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, – и оно будет унижено» ( Ис.2:2, 12 ), причем под «гордым» и «высокомерным» понимается прежде всего идолопоклонство ( Ис.2:19 −21). У Амоса этот день предстает как всеобщее возмездие Господа за нечестие: «Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он – тьма, а не свет, то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его. Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния» ( Ам.5:18 −20). Эта же идея – в пророчестве Авдия об Едоме: «Ибо близок день Господень на все народы: как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою» ( Авд.1:15 ). Пророк Софония говорит о наказании в день Господень нечестивых жителей Иудеи и Иерусалима ( Соф.1:4 −18), причем у него наказание Божие является очищением, после которого Господь даст верным «уста чистые» ( Соф.3:8 −9) для истинного служения Ему. Таким образом, пророки отталкиваются от актуальных для их современников исторических событий, но предсказывая умаление языческих народов и истребление идолопоклонства при пришествии Мессии, через это указывают и на события конца времен – на страшный суд Божий при наступлении полноты благодати намного позже прихода Мессии. Наличие второго, эсхатологического смысла, подтверждается пониманием ветхозаветных пророчеств у священных авторов Нового Завета: «придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» ( 2Пет.3:10 ; ср. 1Фес.5:2 ; 2Фес.2 −3). Эсхатология в сектантских кумранских рукописях

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Не подстерегай их, ставя засады на путях, чтобы не находили себе спасения и в бегстве, но попадали в расставленные тобою сети и передаваемы были в руки неприязненных. Кто достойно восхвалит несказанную благость праведного Судии, который, к точности зная, что не поверят пророческим словам, присоединил и настоящую угрозу, чтобы, частью устрашив, а частью привлекши к себе, смягчит зверонравных? Ибо Пророк присовокупляет: Авд.1:15 . Понеже близ день Господень на вся языки. Все предающиеся беззаконию народы подвергну наказанию; наложу наказание и на тебя, который не хочешь покориться. Якоже сотворил еси, сице будет ти, воздаяние твое воздастся на главу твою. Справедливому подпадешь наказанию, пожнешь плоды того, что посеял. Авд.1:16 . Яко же еси пил на горе Моей святей, испиют вси языцы вино – вино таинственное, испиют и снидут, и будут яко не бывший. Как тебя подвергну наказанию за учиненное тобою на местах Мне посвященных; так и умствовавшие с тобою в том же беззаконии народы понесут надлежащее наказание. Ибо питием вина назвал Пророк наказание; и сему ясно научает нас блаженный Иеремия, которому повелено было взять чашу и напоить все народы ( Иер. 25, 15 ). Не трудно же дознать сие и из многих других мест писания. Но вы, идумеи, будете наказаны за то зло, какое сделали братьям. Авд.1:17 . В горе же Сиона будет спасение, и будет свята; Потому что иудеев, соделавшихся пленниками, возвращу, и восставлю святой храм. А вместе предвозвещает Пророк и спасение всем человекам, совершенное в Сионе, и на целую вселенную излившееся оттуда освящение спасительным крестом. И наследят дом Иаковль наследивших я. По возвращении же дам им столько крепости и силы, и до такого множества увеличу число их, что овладеют и вашею, и других сопредельных вам народов, землею. Авд.1:18 . И будет дом Иаковль огнь, дом же Иосифов пламень, а дом Исавов в тростие, и возгорятся на них, и поядят я. В такое приведены будете бессилие, что подобно огню истребят они вас. А Иаковом и Иосифом  Пророк назвал одних и тех же, потому что и Ефремом (а это сын Иосифов) не однократно именовал Бог десять колен.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010