Эти два медика несторианина жили почти в одно время. Бар Али, глазной врач, умер 28 марта 1001 г. Бар Бахлул родился в Аване в провинции Тирхан, и жил во второй половине X в. Словарь, составленный бар Али и посвященный диакону Аврааму, впоследствии был дополнен и завершен этим последним. Издание первой части: Hoffmann G. Syrisch-arabische Glossen. Kiel, 1874; второй части: Jesu Bar- " Ali. The Syriac-Arabic Glosses. Ed. by J. H. Gottheil. Memorie della R. Accademia Nazionale dei Lincei: Classe di scienze morali, storiche e filologiche; 5,13. Roma, 1910. Словарь, автором которого является бар Бахлул, ценен переводами греческих слов, взятых преимущественно из технических наук и цитатами из источников. Этот словарь и был, главным образом, в ходу у всех сирийцев, даже западных, а равно и у маронитов. Было также произведено объединение двух словарей. Издание. Duval R. Lexicon syriacum auctore Hassan Bar Bahlul. Parisiis, 1886−1903. Исследования. Gesenius W. De Bar Alio et Bar Bahlulo commentatio. Leipzig, 1834; Rahlfs A. Göttinger Gel. Anzeigen, 1893. S. 960−1010; Baumstark. S. 241. § 161. Авдишо (Ebedjesus) бар Бриха, или Нисибинский знаменитый несторианский писатель С 1290 г. был епископом Собы (Нисибина), умер в 1318 г. Является автором «Номоканона» – компиляции соборных канонов в двух томах и «Каталога несторианских писателей», составленного двенадцатисложным стихом, который представляет исключительную ценность для несторианской патрологии. Кроме того, Авдишо, автор книги «Жемчужина» (об истинах веры), в которой излагается несторианское богословие в форме символа веры . 8 Издание Номоканона. Mai A. Scriptorum veterum nova collectio. T. X. P. 317−366; лат. перевод: Ordo Iudiciorum Ecclesiasticorum compositus a Mar " Abdišo metr. Nisibis. Latine interpretatus est, notis illustravit J. M. Vosté. Codificazione canonica orientale. Fonti. Serie 2. Fase. 15. Città del Vaticano, 1940. Издание каталога. Abraham Echellensis. Romae, 1658; Assemani. ВО. Т. З. P. 325−361 (с лат. переводом); англ. перевод: Badger G. P. The Nestorians and their Rituals. Vol. 2. P. 361−379; «Жемчужина»: Mai A. Scriptorum veterum Nova Collectio. T. X, 2. P. 317−366 (с лат. переводом); англ. перевод: Badger. Ibid. Vol. 2. P. 380−422.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Thesaurus Syriacus. Oxf., 1901. T. 2. Col. 2422-2424; Brockelmann C. Lexicon Syriacum. Halle, 19282. P. 440-441); И. С. Ассемани фактически отказался от однозначного решения и предложил следующий вариант: «перевезли/перевели и издали» (tulerunt edideruntque - Assemani. BO. T. 3/1. P. 378; см. также: Ibid. T. 1. P. 350. Not. 2). Кроме того, в исследовательской лит-ре высказывались сомнения в исторической ценности самого повествования, а также в том, можно ли отождествлять упомянутого здесь Бар Сауму с митрополитом Нисибинским (подробнее см.: Gero. 1981. P. 29). Однако, несмотря на указанные неясности, нельзя отвергать вероятность того, что текст отразил роль Н. и митр. Нисибинского Бар Саумы в усвоении восточносир. традицией строгого дифизитства в форме учения Феодора Мопсуестийского. Той же линии следуют тексты, согласно к-рым Н. и Бар Саума посетили в Мопсуестии еп. Феодула, ученика и непосредственного преемника Феодора Мопсуестийского, и были благословлены им. Данная традиция отразилась в соч. «Причина основания школ» ( Barhadb. Halw. Caus. 1908. P. 380). Более поздний источник, «Хроника Сеерта», описывает событие несколько иначе: к Феодулу прибыли Н. и буд. католикос Востока Акакий I (см. Акакий Селевкийский ). Последнего епископ Мопсуестийский назвал «столпом Востока», Н. же получил именование «язык Востока» (Hist. Nestor. Pt. 2(1). P. 114). В списке восточносирийских католикосов (XI в.), который приводит Михаил Сириец († 1199), объединены обе традиции: Феодула посетили одновременно Н., Бар Саума и Акакий ( Mich. Syr. Chron. T. 4. P. 775). Феодул является исторической личностью: он жил в V в., был экзегетом, скончался в правление имп. Зинона (474-475, 476-491) (см.: Baumstark. Geschichte. S. 118; Pauly, Wissowa. R. 2. 1934. Bd. 5. Hbd. 10. Sp. 1967; Bardenhewer. Geschichte. 1962r. Bd. 4. S. 262). Геннадий Марсельский (2-я пол. V в.) и Авдишо бар Бриха († 1318), митр. Нисибинский, приводят названия его экзегетических сочинений ( Gennad. Massil. De script. eccl. 91; Ebediesus.

http://pravenc.ru/text/2564704.html

L., 2003; Деопик Д. В., Лаптев С. В. Культура Лянчжу и проблемы археологии сев. части прото-юго-восточной Азии. М., 2005; Непомнин О. Е. История Китая: Эпоха Цин, XVII - нач. ХХ в. М., 2005; Шорт Ф. Мао Цзэдун. М., 2005; Лаптев С. В. Предыстория и история народов Вьет: Археология Ниж. Янцзы и Юго-Вост. Китая периода от раннего неолита до раннего железного века. М., 2006-2007. 3 т.; Усов В. Н. История КНР. М., 2006. 2 т.; История Китая/Ред.: А. В. Меликсетов. М., 20074; История Китая: Мат-лы китаевед. конференций ИСАА при МГУ/Ред.-сост.: М. Ю. Ульянов. М., 2007; Панцов А. В. Мао Цзэдун. М., 2007; Chang J., Halliday J. Mao: The Unknown Story. L., 2007; Taiwan: A new history/Ed. M. A. Rubinstein. Armonk (N. Y.), 20073; Weggel O. Geschichte Taiwans: Vom 17. Jh. bis heute. Münch., 2007; Spence J. D. Chinas Weg in die Moderne. Bonn, 20082; Бокщанин А. А., Непомнин О. Е., Степугина Т. В. История Китая: Древность, средневековье, новое время. М., 2010; Духовная культура Китая/Гл. ред.: М. Л. Титаренко. М., 2006-2010. 6 т; Кучера С. Р. История, культура и право Древнего Китая. М., 2012; История Китая с древнейших времен до начала XXI века/Гл. ред.: С. Л. Тихвинский. М., 2013. Т. 2, 7. Христианство в К. Сиро-уйгурское христианство По известным данным, христианство в К. не имеет апостольского происхождения. Достаточно поздним следует считать предание об ап. Фоме как о просветителе К. (подробнее см.: Tubach. 1995/1996), к-рое встречается в средневек. текстах сир. традиции: т. н. Зукнинской хронике (VIII в.; см. Дионисия Телль-Махрского хроника ), соч. «Христианское право» Абдаллаха ибн ат-Тайиба аль-Ираки († 1043), «Номоканоне» Авдишо бар Брихи († 1318), восточносирийском богослужебном сб. «Худра» - и в Новое время активно использовалось зап. и рус. миссионерами для подтверждения древности кит. христианства. Авдишо бар Бриха передавал предание, согласно к-рому учреждение в К. церковной иерархии во главе с «митрополитом Синастана» приписывается католикосам Церкви Востока Ахаю (нач.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

И. б. Ш. составил грамматику сирийского языка для начинающих ( Gottheil. 1887), снискавшую значительную популярность (о чем свидетельствуют многочисленные списки); приложением к ней служит «Книга толмача в обучении языку сирийцев» - арабско-сирийский словарь, разбитый на 30 тематических глав, с глоссарием омонимов в конце (изд. с лат. пер.: Obicinus, Dominicus. 1636; изд. в евр. графике: Lagarde. 1879). И. б. Ш. принадлежат гимны, формализованные метрические гомилии (напр., «Слово о любви к науке», где не используется буква «алаф» и через весь текст проходит рифма «ан») и послания, одно из к-рых, обращенное к епископам и жителям Багдада (1020), направлено против избрания католикоса Ишоява IV ( Vandenhoff. 1913). Известно также соч. «Книга о весах» (не изд.). Согласно «Каталогу писателей» Авдишо бар Бриха , И. б. Ш. составил 4-томный свод канонических постановлений на сир. языке (не сохр.), представлявший собой, вероятно, сокращенный вариант собрания католикоса Илии I. Авдишо также включил в составленное им собрание церковных постановлений и канонов перевод с арабского на сирийский трактата И. б. Ш. «О наследствах». Это сочинение представляет собой сокращенный и разделенный на 25 глав вариант соответствующего труда Илии I (Scriptorum veterum nova collectio/Ed. A. Mai. Romae, 1838. Vol. 10/2. P. 54-65, 220-231). Ряд исследователей (В. Райт, Р. Дюваль, Г. Граф и др.) считали этот трактат 4-й частью основного канонического свода И. б. Ш., др. (А. Баумштарк) - отдельным сочинением. Еще в древности И. б. Ш. была ошибочно приписана сир. апология христианства, к-рая в действительности представляет собой сокращенное изложение «Собеседований» католикоса Тимофея I с халифом аль-Махди ( Roey A., van. Une apologie syriaque attribuée à Élie de Nisibe//Le Muséon. 1946. Vol. 59. P. 381-397). Авторство приписываемых И. б. Ш. арабоязычных сочинений «Послание о молитве» и «Большое толкование Символа веры», а также сир. поэмы «О мудрости» ( Cardahi G. Liber thesauri de arte poëtica Syrorum. Romae, 1875. P. 85 sq.) спорно.

http://pravenc.ru/text/389403.html

R., 1977. Vol. 3. P. 129). В некоторых местах «Вопросоответов...» прослеживается тенденция к восприятию мусульман как союзников христиан в полемике с иудеями. Автор напоминает оппонентам, что «царь ислама» во много раз более могуществен, чем Соломон, а могущество Соломона является прообразом могущества Мессии (Cair. Copt. Patr. Hist. 61. Fol. 64r). В др. месте автор пытается доказать свою правоту тем, что его мнение основано на согласии 2 мужей - Христа и Мухаммада (Ibid. Fol. 82r). Такое отношение к исламу можно объяснить тем, что автор сосредоточен на опровержении религии иудеев, а также тем, что имел тесные контакты с мусульм. правителями Багдада; возможно, еще во время преподавательской деятельности в Дейр-Кунна он был вовлечен в политическую жизнь ( Holmberg. 1989. P. 74-75). Ист.: Maris, Armi et Slibae De patriarchis Nestorianorum Commentaria/Ed. H. Guismondi. R., 1899. Vol. 1. Pt. 1: Maris textus Arabicus. P. 98-99; 1896. Vol. 1. Pt. 2: Amri et Slibae textus. P. 91-93; Eliae metropolitae Nisibeni Opus chronologicum/Ed. E. W. Brooks. P., 1910. Louvain, 1962r. Vol. 1: Textus. P. 217. (CSCO; 62. Scr. Syr. Ser. 3; 7); Greg. bar Hebr. Chron. eccl. 1877. Vol. 3. Col. 249-250. Лит.: Assemani. BO. 1725. T. 3/1. P. 618; Assemani J. A. De Catholicis seu Patriarchis Chaldeorum et Nestorianorum: Commentarius historico-chronologicus. R., 1775. P. 269-270; Болотов В. В. Из истории Церкви Сиро-Персидской. СПб., 1901. С. 123; Graf. Geschichte. 1947. Bd. 2. S. 155-156; Fiey J. M. Assyrie chrétienne. Beyrouth, 1968. Vol. 3; Holmberg B. A Treatise on the Unity and Trinity of God by Israel of Kashkar (d. 872). Lund, 1989. (Lund Studies in African and Asian Religions; 3); idem. A Refutation of the Jews by Israel of Kashkar (d. 962)//PdO. 1990/1991. Vol. 16. P. 139-148; Rosenkranz S. Die jüdisch-christliche Auseinandersetzung unter islamischer Herrschaft, 7.-10. Jh. Bern et al., 2004. S. 55-57. Е. В. Ткачёв Рубрики: Ключевые слова: АВДИШО БАР БРИХА († 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока

http://pravenc.ru/text/675015.html

Самые древние надписи восходят к I в. или, по меньшей мере, ко II в. Сирийские надписи не очень многочисленны, и нередко имеют отношение к истории христианства. Издания и исследования. Pognon H. Inscriptions sémitiques de la Syrie, de la Mésopotamie et de la région de Mossoul. Paris, 1907; Schühlein F. Die chinesisch-syrisiche Inschrift auf dem nestorianischen Denkmal von Singanfu. Freising, 1928; Chabot J. B. Inscriptions syriaques de Bennaouï. Syria 10 (1929). P. 252−256; Movmeuep. Deux inscriptions Jacobites. Mél. Univ. S. Jos. 22 (1939). P. 1−56; Idem. Inscription syriaque du Gebel Birâs. Ibid. 25 (1942−1943). P. 3−86; Segal J. B. Some syr inscriptionsI of the 2ND-3RD centura A.D. Buil school or stud. London, 16 (1954). P. 3−37; Kamil M. Ein syrisches ostrakon aus dem 5. Jahrhundert. Rso 32 (1957). S. 411−413; Leroy J. MosÏoues funeraires d " Édesse Syria 34 (1957). P. 306−342; Marica A. Les plus anciennes inscriptions syriaques. Ibid. P. 303−305; Segalj. B. New Syriac inscriptions from Edessa. Bull. School Or. Stud. London, 22 (1959). P. 3−41; Idem. New Mosaics from Edessa. Archaeology 12 (1959). P. 151−159; Milik J. T., Teixidor J. New evidence on the North-arabic Deity Aktab-Kutbâ. Bull, of the Amer. School of Orient. Research 163 (1961). P. 2−25; Idem. Epitaphes hierosolymitaines en syriaque estranghelo. Revue Biblique 68 ( 1961 ). P. 541−545; Idem. Deux inscriptions palmyréniennes du Musée de Bagdad. Syria 40 (1963). P. 33−46; Starcky J. Une inscription palmyrénienne trouvée près de l " Euphrate. Syria 40 (1963). P. 47−55; BivarA. D., Shaked S. The Inscriptions at Shimbar. Bull. School Or. Stud. 27 (1964). P. 265−295. § 5. Основные источники Среди сирийских источников наибольшую историческую ценность представляют следующие источники, которые будут рассмотрены в соответствующих разделах: 1. Авдишо бар Бриха, или Нисибинский, автор каталога (несторианской) литературы. 2. «Восточный Синодик» (для истории несториан). 3. Бархадбешабба де Бет-Арбайе и Бархадбешабба Хелуанский, авторы исторических сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Scher//PO. T. 13/4. P. 530-534. Лит.: Райт В. Очерк. 1902. С. 115-117; Bethune-Baker J. F. Nestorius and His Teaching. Camb., 1908; Krüger P. Cognitio sapientiae: die Erkentniss der Wahrheit nach den unveröffentlichten beiden Sermones Babais des Grossen über das geistige Gesetz des Mönches Markus//Studia Patristica. 1962. Vol. 5. P. 377-381; idem. Das Problem des Pelagianismus bei Babai dem Grossen//OrChr. 1962. N 46. P. 77-86; idem. Das Geheimnis der Taufe in den Werken Babais des Grossen//Ibid. 1963. N 47. P. 98-110; Abramowski L. Untersuchungen zum Liber Heraclidis. Louvain, 1963; eadem. Die Christologie Babais des Grossen//OCA. 1974. Vol. 197. P. 219-245; eadem. Babai der Grosse: Christologische Probleme und ihre Lösungen//OCP. 1975. Vol. 41. P. 289-343; Guillaumont A. Le témoignage de Babai le Grand sur les Messaliens//OCA. 1975. Vol. 205. P. 257-265; Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в средние века. М., 1979. С. 68-70, 210, 212; Brock S. Clothing Metaphors as a Means of Theological Expression in Syriac Tradition//Typus, Symbol, Allegorie bei den östlichen Vätern und ihren Parallelen im Mittelalter/Hrsg. von M. Schmidt. Regensburg, 1982. S. 11-38; idem. Christians in the Sasanian Empire: a Case of Divided Loyalties//Studies in Church History. 1982. Vol. 18. P. 1-19; idem. The Christology of the Church of the East in the Synods of the 5th to Early 7th Cent.//Aksum-Thyateira: a Festschrift for Archbishop Methodios G. Dragas. L., 1985. P. 125-142; Chaumont M. -L. La christianisation de l " Empire Iranien: Des origines aux grandes persécutions du IV siècle. Louvain, 1988. (CSCO; 499. Sub. 80); Chediath G. Ms. Vat. Syr. 592, fols. 8-26: Some Useful Counsels on the Ascetical Life by Mar Babai the Great//Studia Patristica. 1993. Vol. 25. P. 253-257; idem. The Christology of Mar Babai the Great. Kottayam, 1982; idem. The Theological Contribution of Mar Babai the Great//Syriac Dialogue. W., 1994. P. 155-167. И. Йевтич, А. В. Муравьёв Рубрики: Ключевые слова: АВДИШО БАР БРИХА († 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока

http://pravenc.ru/text/77284.html

Григорий Бар-Эбрей Абу-ль-Хасан бар Бахлул – см. Ишо бар Бахлул Ава 10 , ученик Ефрема Сирина (IV в.) Ава (Map Ава) I Старший (Рабба), католикос Востока (540−552) Ава II бар Брих-Севьянех 11 из Кашкара, католикос Востока (741−751) Авгарь (Авгар) I, царь Эдессы, см. также Письма Авгаря и Спасителя Авгарь IX, царь Эдессы Авдишо 12 бар Бриха 13 , митр. Нисибинский и Армянский Авдишо бар Шаххаре (бар Шаарах) (Х в.) Авдишо Хаззайа – см. Иосиф Хаззайа Авдишо, друг Фомы Маргского (IX в.) Авдишо (Map Авдишо) Авель Аверкий Авзуд, учитель в Багдаде (IX в.) Авив, мученик – см. Хаббив Авида Авимелех, монах Авиценна (Ибн Сина) Авлавий Авраам бар Дашандад 14 (VIII в.) Авраам бар Лифе (VIII в.) Авраам из Бет-Раббана, глава Нисибинской школы (569) Авраам Картаминский, сир. антипатриарх (808−837) Авраам Кашкарский, основатель Великого монастыря на Изле (588) Авраам Кидунский (Кидунайа), затворник (IV в.) Авраам Мидинин (из Бат-Мадайе), ученик Нарсая (V в.) Авраам, глава Нисибинской школы, племянник Нарсая (нач. VI в.) Авраам Нефтарский (Натпарский) – вв.) Авраам, автор Жития Баридты (VII в.) Авраам, диакон, друг Ишо бар Али в.) Авраам Затворник – см. Авраам Кидунский Авраам, священник в Эдессе (VI в.) Авраам, священник, корреспондент Иакова Эдесского (VII в.) Авраам, ученик Авдишо в.) Авраам, ученик Ефрема Сирина (IV в.) Авраамий из Лавры св. Саввы, переводчик Исаака Сирина Авсамья, священник в Эдессе (=Кириллона) (IV –Vbb.) (πα) Агапит I, папа Римский Адам – см. Завещание Адама, Книга Адама Аддай (Аддей, Фаддей), апостол; см. также Учение Аддая Аддай, священник, друг Иакова Эдесского (VII в.) Адельфий Адорпарва, мученик персидский (IV в.) Азазаил Айталаха (Италаха) 15 Мосульский (VII в.) Айталаха Ниневийский Айталаха Эдесский Акакий (Акак), католикос Селевкии (484/485−496) Акакий, еп. Верии (Алеппо) (Vb.) Акакий, патриарх Константинопольский Аксенайа – см. Филоксен Маббугский Александр Антиохийский Александр Великий – см. также Жизнь Александра Великого, История Александра Великого Алексий Человек Божий, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВДИШО БАР БРИХА Авдишо бар Бриха [бар Бериха; лат. Ebedjesus, сир.      , араб.  ] († 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока . Известно, что ок. 1285 г. он был епископом Шиггара (араб. Синджар) и Бет-Арбайе, а впосл., при католикосе Ябаллахе III (ранее 1291), стал «митрополитом Нисибинским и Армянским». А. б. Б.- автор «Каталога писателей» (    ); этот написанный 12-сложным стихом перечень является, подобно «Библиотеке» свт. Фотия для грекоязычных авторов, грандиозной классификацией всей известной в то время сир. лит-ры, как оригинальной, так и переводной. Труд разделен на 4 части: книги ВЗ, книги НЗ, творений греч. и, наконец, сир. отцов Церкви; в конце автор оставил список собственных сочинений. Наиболее известны среди них: толкование на ВЗ и НЗ; труд об Искуплении и земной жизни Христа (    ); антиеретическая сумма (    ); Собрание церковных постановлений и канонов (        ) в 2 частях касательно светских и духовных лиц (нек-рые рукописи включают также сир. версию Апостольских правил и постановления несторианского Собора, состоявшегося при католикосе Тимофее I ); «Книга тайн греческих философов»; наконец, главное богословское сочинение А. б. Б.- «Жемчужина» (  ), в 5 разделах к-рого рассматриваются вопросы о Боге, творении, догмате Искупления, Таинствах и эсхатологии. Этот труд представляет собой последний в истории синтез вероучения Церкви Востока, с тех пор практически не менявшегося; сам А. б. Б. сделал его сокращенный араб. перевод под названием «Царская жемчужина» (    ). В богословии автор придерживается традиц. дифизитской христологии, практически неизменной со времен Бабая Великого . А. б. Б. был также гимнографом и церковным поэтом. Главное его поэтическое сочинение «Рай Эдемский» (    ), датируемое 1291 г.,- сборник из 50 богословских мадрашей (толкований) с сопровождающим их комментарием (добавленным в 1316). Кроме того, А. б. Б. принадлежит еще один поэтический сборник, паренетические речи, письма, философские комментарии на Аристотеля и изъяснение таинственной поэмы Симеона Шанклавы , поэта XII в. Многие из сочинений А. б. Б. утрачены. Соч.: Assemani. BO. R., 1725. T. 3/1. P. 3-362; Habbi J. Mimra de-sayume de ‘Avdishu‘ de-Tsova. Baghdad, 1986 [«Каталог»]; Mai A. Scriptorum Veterum Nova Collectio. T. 10. R., 1838. P. 1-366 [«Жемчужина»]; Badger G. P. The Nestorians and their Rituals. L., 1852. T. 2. P. 361-400 [англ. пер.]; Pardaysa de-‘dên/Ed. G. Cardahi. Beirut, 1889; Paradisus Edem. Trichur, 1958 [«Рай Эдемский»]. Лит.: Chabot J. B. Synodicon Orientale ou recueil des synodes nestoriens. P., 1902. P. 609-615; Райт. Очерк. С. 207-210; Baumstark. Geschichte. S. 323-325; Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 214-216; Selb W. Orientalisches Kirchenrecht. W., 1981. Bd. 1. S. 76-78, 223-226. А. В. Муравьев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/62678.html

С IX в. известно о существовании ц. во имя И. Х. в халд. дер. Иши (ныне Онбудак, Юго-Вост. Турция), жители к-рой считали его своим покровителем и совершали его память в воскресенье, ближайшее к нач. нояб. В 80-х гг. XX в. халд. население деревни было вытеснено курдами и эмигрировало во Францию, в 90-х гг. деревня была разрушена. О совр. почитании И. Х. сведений нет. Сочинения И. Х. оставил большое лит. наследие; часть текстов подписывал именем брата Авдишо, также принявшего крещение и монашество. Согласно «Каталогу», который составил Авдишо бар Бриха ( 1318; Ibid. P. 102-103), И. Х. написал 1900 трактатов, в т. ч. «О созерцании и практике», «О значении великих праздников», «Книгу ризничего» (предположительно отождествляется с сохранившимися «Вопросоответами»), историческое соч. «Рай восточных» в 2 томах, «Письма о возвышенности иноческой жизни», а также ряд толкований: на «Книгу купца» (имеется в виду сочинение аввы Исаии Скитского), на видение прор. Иезекииля, на «Главы о ведении» (очевидно, «Умозрительные главы» Евагрия Понтийского ), на видение Мар Григория (об апокрифическом видении, приписываемом свт. Григорию Богослову, см.: Ibid. P. 103. Not. 3), на «Ареопагитики» . Все эти сочинения, за исключением небольших фрагментов, утрачены. В собрании монастырской б-ки Сеерта хранились рукописи, включавшие сочинения И. Х. «Главы о ведении» (Seert. 78) и «Вопросоответы» (Seert. 79); они считаются пропавшими во время первой мировой войны, их содержание известно из описаний еп. Аддая Шера. «Вопросоответы» - одно из самых больших произведений И. Х. На основании того что его 5-я гл. посвящена, в частности, теме наказаний человека, о чем, как сообщает Авдишо бар Бриха, говорится и в «Книге ризничего», еп. Аддай Шер и вслед за ним Р. Бёле считали, что речь идет об одном и том же произведении. Значительная часть «Глав о ведении» идентифицирована в одноименном корпусе Иоанна Дальятского ( Beulay. 1972). Ряд сочинений из рукописи Seert. 78, к-рые еп. Аддай Шер считал разделами «Глав о ведении», И. Ортис де Урбина отнес к самостоятельным произведениям И. Х.

http://pravenc.ru/text/673711.html

  001     002    003    004    005    006