Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИЯ I († 6.05.1049), католикос-патриарх Церкви Востока (с 16 июня 1028). Род. в г. Карка-де-Геддан в обл. Бет-Гармай. Отроком пришел в Багдад, обучался в Мадаине (Селевкии), там же был рукоположен во иерея. В молодости был близок к семейству Бану-ль-Джамаль и принял его родовое имя. Рукоположен во епископа Тирхана, входившего в состав «великой епархии» Бет-Арамайе ( Болотов. С. 111/1031. Примеч.). По смерти католикоса Ишоява IV из-за междоусобиц буидских правителей, когда подверглись разграблению патриаршая келья и резиденция в Дар-эр-Руме, выборы его преемника не проводились 3 года (местоблюстителем был еп. Нуманийский Иезекииль (по др. сведениям, Илия)). Ситуация стабилизировалась с приходом к власти эмира Джалал ад-Даулы. Иерархи смогли собраться в Дар-эр-Руме для избрания католикоса (февр. 1028), к-рым стал престарелый И. Интронизация состоялась в Мадаине. Еще до принятия епископского сана И. написал грамматику сир. языка (по сути собрание филологических рассуждений), в к-рой в противовес доминировавшей эллинистической традиции впервые попытался применить методологию и терминологию араб. языковедов. Составил трактат о диакритических точках и знаках препинания, где насчитал 30 акцентов (изд.: Merx); впосл. этот трактат использовал в своей грамматике Иоанн бар Зоби (XII-XIII вв.). И. принадлежит окончательная редакция свода постановлений Соборов, созванных при католикосах и епископах - от Исаака до Хнанишо (IV-IX вв.), и посланий выдающихся деятелей Церкви Востока ( Chabot. Synod. orient.). В 1043 г. секретарь И. Абдаллах ибн ат-Тайиб аль-Ираки перевел этот свод на араб. язык, позднее в переработке Илии бар Шинайи его включил в «Номоканон» Авдишо бар Бриха . И. также приписывается авторство богословского компендиума «Основы религии» в 22 главах на арабском языке (иногда атрибутируется католикосам Илии II или Илии III ) и составление чина литургии. Сохранилось (отчасти в переработке Илии бар Шинайи) несколько сочинений И. по гражданскому праву (право наследования, брачное право), где прослеживается влияние римско-византийских юридических представлений.

http://pravenc.ru/text/389391.html

Текст «Толкования служб» состоит из 5 Слов, различных по объему: о последовании будничной вечерни, о последовании будничной утрени, о последовании воскресной вечерни, о последовании воскресной утрени и о последовании литургии, каждое подразделяется на главы, построенные в форме вопросов и ответов. Значимость соч. «Толкование служб» состоит в том, что оно было составлено еще до литургической реформы патриарха Ишоява III (649-658) и тем самым является свидетельством несохранившейся восточно-сир. литургической традиции (см. ст. Восточно-сирийский обряд ). Исследователями обсуждается вопрос об использовании Г. К. текста литургии апостолов Аддая и Мари с установительными словами или без них, к-рые после редакции данной литургии Ишоявом III отсутствуют в известных рукописях. По мнению Б. Спинкса, свидетельство Г. К. об использовании текста литургии апостолов Аддая и Мари «остается неубедительным», поскольку автор мог взять установительные слова из текста литургий Нестория или Феодора Мопсуестийского. Автор упоминает митр. г. Карка-де-Бет-Слох (совр. Киркук, Ирак) Шубхальмарана как еще здравствующего, что дает основание ограничить период написания трактата первыми декадами VII в. В «Толковании служб» процитированы не только произведения традиц. среди восточносир. писателей авторитетов (свт. Василия Великого, свт. Григория Богослова, Евагрия Понтийского, Феодора Мопсуестийского, Нарсая), но и «Слово о духовной жизни» яковитского ученого Сергия Решайнского, являющееся введением к сир. переводу корпуса Псевдо-Дионисия Ареопагита. Особое внимание специалистами было уделено тому факту, что в «Толковании служб» отдается преимущество произнесению установительных слов, а не эпиклезе при освящении Даров. Эта т. зр. не является типичной для восточно-сир. традиции, к-рая следует мнению Феодора Мопсуестийского, связывавшего освящение Даров со схождением Св. Духа. Возможным источником таких представлений Г. К. могла быть гомилия свт. Иоанна Златоуста «О предательстве Иуды» (Э. Килмартин). Автор толкует литургию, представляя ее как описание жизни Христа от Крещения (начальное чтение псалмов) и до Вознесения (заключительное благословение), отходя тем самым от традиций Нарсая и Феодора Мопсуестийского. Во 2-й пол. VII в. Авраамом Катрая бар Лифе был сделан сокращенный вариант «Толкования служб». Сочинение Г. К. оказало влияние на литургические комментарии Йоханана бар Зоби (комментарий к-рого является стихотворным парафразом комментария Г. К.) и Авдишо бар Бриха. Текст «Толкования служб» не издан, за исключением одной главы, посвященной значению последования литургии (опубликована С. Броком - Brock. 2003).

http://pravenc.ru/text/161371.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИШОДНАХ [Ишоденах; сир.   - «Иисус явился»; латинизированная форма Jesudenah (рус. Иезудена)] (IX в.?), еп. Басрский в юрисдикции Церкви Востока , восточносир. писатель. Сведений об И. почти нет. Из рукописной традиции следует, что он был епископом г. Перат-де-Майшан (Басры; ошибочный вариант - Касры). Его имя иногда встречается в рукописях c перестановкой корней (Днахишо). И. известен как автор «Книги целомудрия» - сборника 140 биографий сирийских подвижников и аскетических писателей от Мар Авгена (IV в.; см. Евгений , прп.) до Иакова Бет-Гармайского (кон. VII - нач. VIII в.). Сочинение было написано не ранее сер. IX в., поскольку в нем упоминается перенесение мощей, датированное 849/50 г. (§ 47). Труд, как считается, представляет собой компиляцию на основе «Рая восточных» Иосифа Хаззаи и ряда др. источников. Текст, сохранившийся, возможно, не полностью (Le Livre de la chasteté. 1896. P. 226), был опубликован с франц. переводом Ж. Б. Шабо по копии рукописи из халдейского мон-ря; переиздан лазаристом П. Беджаном с привлечением еще 3 рукописей под названием «История отцов, которые основали обители» (в приложении к «Истории монахов» Фомы Маргского). «Книга целомудрия» - важный источник по истории восточносирийского монашества сасанидской и раннеарабской эпох, иногда сообщающий уникальные биографические сведения (напр., о прп. Исааке Сирине (пам. 28 янв.)). Как указывает Авдишо бар Бриха († 1318) в «Каталоге писателей», И. принадлежит также 3-томное сочинение по церковной истории. Труд не сохранился и известен лишь по немногим ссылкам в хрониках Илии бар Шинайи ( 1046), Михаила Сирийца ( 1199) и Григория Бар Эвройо ( 1286). П. Нотен на основе анализа текста Илии бар Шинайи попытался отождествить это сочинение с анонимной араб. несторианской «Хроникой Сеерта», но его мнение не получило признания ученых. Из др. произведений И. (введение в аристотелевскую логику, мемры, мадраши, прозаические проповеди, надгробные речи) сохранилась акростишная мемра в честь св. Явнана (Ионы), основателя монастыря в Пероз-Шапуре (Анбаре) (IV в.).

http://pravenc.ru/text/1237969.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВДИШО БАР БРИХА Авдишо бар Бриха [бар Бериха; лат. Ebedjesus, сир.      , араб.  ] († 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока . Известно, что ок. 1285 г. он был епископом Шиггара (араб. Синджар) и Бет-Арбайе, а впосл., при католикосе Ябаллахе III (ранее 1291), стал «митрополитом Нисибинским и Армянским». А. б. Б.- автор «Каталога писателей» (    ); этот написанный 12-сложным стихом перечень является, подобно «Библиотеке» свт. Фотия для грекоязычных авторов, грандиозной классификацией всей известной в то время сир. лит-ры, как оригинальной, так и переводной. Труд разделен на 4 части: книги ВЗ, книги НЗ, творений греч. и, наконец, сир. отцов Церкви; в конце автор оставил список собственных сочинений. Наиболее известны среди них: толкование на ВЗ и НЗ; труд об Искуплении и земной жизни Христа (    ); антиеретическая сумма (    ); Собрание церковных постановлений и канонов (        ) в 2 частях касательно светских и духовных лиц (нек-рые рукописи включают также сир. версию Апостольских правил и постановления несторианского Собора, состоявшегося при католикосе Тимофее I ); «Книга тайн греческих философов»; наконец, главное богословское сочинение А. б. Б.- «Жемчужина» (  ), в 5 разделах к-рого рассматриваются вопросы о Боге, творении, догмате Искупления, Таинствах и эсхатологии. Этот труд представляет собой последний в истории синтез вероучения Церкви Востока, с тех пор практически не менявшегося; сам А. б. Б. сделал его сокращенный араб. перевод под названием «Царская жемчужина» (    ). В богословии автор придерживается традиц. дифизитской христологии, практически неизменной со времен Бабая Великого . А. б. Б. был также гимнографом и церковным поэтом. Главное его поэтическое сочинение «Рай Эдемский» (    ), датируемое 1291 г.,- сборник из 50 богословских мадрашей (толкований) с сопровождающим их комментарием (добавленным в 1316). Кроме того, А. б. Б. принадлежит еще один поэтический сборник, паренетические речи, письма, философские комментарии на Аристотеля и изъяснение таинственной поэмы Симеона Шанклавы , поэта XII в. Многие из сочинений А. б. Б. утрачены. Соч.: Assemani. BO. R., 1725. T. 3/1. P. 3-362; Habbi J. Mimra de-sayume de ‘Avdishu‘ de-Tsova. Baghdad, 1986 [«Каталог»]; Mai A. Scriptorum Veterum Nova Collectio. T. 10. R., 1838. P. 1-366 [«Жемчужина»]; Badger G. P. The Nestorians and their Rituals. L., 1852. T. 2. P. 361-400 [англ. пер.]; Pardaysa de-‘dên/Ed. G. Cardahi. Beirut, 1889; Paradisus Edem. Trichur, 1958 [«Рай Эдемский»]. Лит.: Chabot J. B. Synodicon Orientale ou recueil des synodes nestoriens. P., 1902. P. 609-615; Райт. Очерк. С. 207-210; Baumstark. Geschichte. S. 323-325; Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 214-216; Selb W. Orientalisches Kirchenrecht. W., 1981. Bd. 1. S. 76-78, 223-226. А. В. Муравьев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/62678.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АБУ-ЛЬ-ХАСАН ИБН БАХЛУЛЬ Абý-ль-Хáсан ибн Бахлýль [Хассан бар Бахлуль; араб.      , сир.      ], сироязычный несторианский богослов и ученый 2-й пол. Х в. Род. в с. Авана, обл. Тирхан (совр. Ирак). О его жизни известно мало. Есть сведения, что он преподавал в школах Багдада и получил почетное прозвание «искусный книжник». Согласно «Церковной истории» Бар Эбрея, в 963 г. он принимал участие в выборах несторианского патриарха и высказался в пользу Авдишо I. Основной труд А. Б.- «Сирийский лексикон» - был составлен им в Багдаде и явился синтезом лексикографических изысканий его предшественников, сочинения к-рых не сохранились. В «Лексиконе» он дает толкования греч. слов и выражений, географических названий, философских, богословских и естественнонаучных понятий, основываясь на многочисленных трудах сир. авторов и сведениях, собранных сир. библейской экзегетикой. В числе источников «Лексикона» и авторов, на к-рых ссылается А. Б., можно назвать Авраама бар Дашандадада (VIII в.), «Лексикон» и «Хронографию» Хунайна ибн Исхака (IX в.), «Трактат о пунктуации» Ишо бар Нона (VIII в.), «Лексикон» Хенанишо бар Сарошвая (IX-X вв.). Достоинством «Лексикона» считается точное цитирование автором своих источников. Пояснения в словарных статьях даются на сир. и араб. языках. «Лексикон» был признан сирийцами всех толков - несторианами, яковитами и маронитами - и широко представлен в рукописной традиции. В рукописях он часто соединяется с др. известным словарем, автором к-рого был Ишо бар Али, и содержит множество интерполяций из сочинений более поздних авторов (напр., Бар Эбрея). Соч.: Duval R. Lexicon Syriacum auctore Hassano Bar Bahlule. P., 1888-1901. Vol. 1-3. Лит.: Duval R. La littérature syriaque. P., 19073. P. 298-299; Baumstark. Geschichte. S. 241-242. E. H. Мещерская Рубрики: Ключевые слова: АВДИШО БАР БРИХА († 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока

http://pravenc.ru/text/62526.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ БАР ТУВАНИТА [сир.      ; араб.      ] (кон. IX в.), еп. Тахала (обл. Бет-Гармай), восточносир. богослов и писатель. Согласно И. С. Ассемани , Туванита - название родного городка Д. б. Т. Авдишо бар Бриха в «Каталоге писателей» называет 9 произведений Д. б. Т.: «Книгу цветов» (    ), «Утешительные речи» (  ), «Изъяснения» (  ), «Ответ на вопросы из Писания» (      ), «Разнообразные затруднения» (      ), «Благодарения» (  ), «Мимры, собранные по размерам», «Объяснения и вопросы (    ) к божественной (  ) пятой книге мар Исаака Ниневийского», «Изъяснение начал знания» (      ). В «Объяснениях... на Исаака Ниневийского» Д. б. Т., по-видимому, критиковал нек-рые положения свт. Исаака Сирина , известнейшего восточносир. мистика, ставшего популярным в Византии и на Руси. Об этих критических высказываниях упоминает защищавший Исаака Сирина писатель Ханун ибн Юханна ибн ас-Салт (IX в.), из чего видно, что в несторианской Церкви IX в. богословие мар Исаака находилось в центре богословских споров (столетием ранее ряд известных несторианских мистиков были преданы анафеме за отход от несторианской ортодоксии и мессалианство). В последнем произведении Д. б. Т. под словом «знание» имеются в виду нравственные правила Евагрия Понтийского , ставшего основным аскетико-богословским авторитетом Церкви Востока после Бабая Великого . Из произведений Д. б. Т., перечисленных Авдишо, сохранились лишь отдельные небольшие цитаты, приводимые Ишоднахом Басрским (IX в.) и рядом позднейших авторов. Мнение Ж. Б. Шабо о тождестве Д. б. Т. и Даниила бар Марьяма , высказанное в 1896 г. и ранее многими принимавшееся на веру, не подтверждается совр. научными данными. Лит.: Assemani. BO. T. 3/1. P. 174; Chabot J. -B. Notes sur quelques points de l " histoire de la littérature syriaque//Revue sémitique d " épigraphie et d " histoire ancienne. P., 1896. Vol. 4. P. 252-257; Райт. Очерк. С. 168; Duval. Littératures. P. 225, 227; Baumstark. Geschichte. S. 207; Degen E. Daniel bar Maryam: Ein nestorianische Kirchenhistoriker//Oriens Chr. 1968. Bd. 52. S. 45-80. А. В. Муравьёв Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН САБА [Иоанн (Йоханнан) Сава, Иоанн Дальятский] (ок. 690 - ок. 780), св. Церкви Востока (пам. в 4-е воскресенье Великого поста), аскетический писатель, один из основных деятелей т. н. несторианского мистического возрождения

http://pravenc.ru/text/171292.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАНИШО [сир.  ], восточносир. несторианский монах, писатель (VII-VIII вв.). Учился в Нисибинской школе вместе с католикосом Ишоябом III , затем поступил в мон-рь на г. Изла. Совершил неск. паломничеств в Иерусалим и в егип. Скит , где детально познакомился с бытом егип. монахов. Возвратившись в Месопотамию, А. оставил Излу из-за нестроений, начавшихся в обители, и поступил в мон-рь Бет-Абе, где преуспел в книжном деле и науках, за что католикос избрал его для упорядочения текста «Худры» (несторианского служебника, содержащего чтения на воскресные дни года, св. Четыредесятницу и пост Ниневитян). А. написал также труд о философских определениях, книги о правильном чтении и произношении трудных слов в сочинениях святых отцов, книгу правил «о равнобуквиях» (изъяснение омонимов). Однако важнейшим его трудом явился сб. «Рай отцов» (сир.    ) - обширный агиографический свод, составленный по просьбе патриарха Геворгиса и ставший обязательной книгой во всех восточносир. мон-рях. Он состоит из 4 частей: 2 первые содержат сир. перевод «Лавсаика» Палладия с добавлениями из др. источников, 3-я - сир. перевод «Истории монахов» , автором к-рой назван блж. Иероним , 4-я - т. н. «Древний патерик» (см. «Апофтегмата патрум» ). Заслуга А. состояла в сведении воедино всех редакций сир. переводов. Соч.: Paradisus Patrum// Bedjan. Acta. T. 7. P.; Lpz., 1897. Hildesheim, 19682; The Book of Paradise being the Histories and Sayings of the Monks and Ascetics of the Egyptian Desert by Palladius, Hieronymus and others: The Syriac Texts, accord. to the Recension of ‘Anân-Îshô‘ of Bêth ‘Âbhê/Ed. with an Engl. transl. E. A. W. Budge. L., 1904. Vol. 1-2. Лит.: Assemani. BO. T. 2. P. 493; T. 3/1. P. 144-146; Райт. Очерк. С. 122-123. А. В. Муравьёв Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН БАР ЗОБИ (кон. XII - нач. XIII в.), иером. несторианского мон-ря Савришо в Бет-Кока (Адиабена), восточносир. грамматист и писатель АВДИШО БАР БРИХА († 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока

http://pravenc.ru/text/114714.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АХУДЭММЕХ [Сир.  ], еп. Тагритский (VI в.). Род. в Баладе (обл. Бет-Арбайя). Первоначально был клириком несторианской Церкви Востока , но после встречи с Иаковом Барадеем (Бурдеаной) сделался приверженцем монофизитства, был рукоположен во епископа г. Тагрит и стал главой монофизитов на территории сасанидского Ирана («мафрианом Востока»). За миссионерскую деятельность среди арабов Месопотамии А. именуют «апостолом арабов». Бар Эбрей сообщает, что А. получил иерейское рукоположение от самого Бурдеаны, в 559 г. Крстапор (Христофор) Армянин совершил его архиерейскую хиротонию в Бет-Арбайе, где А. просветил арабов; по сообщению Михаила Сирийца , А. построил близ Тагрита 2 мон-ря, Айнкена и Гатана, а также монофизитский храм св. Сергия близ Балада. Благодаря его проповеди в христианство обратились ряд магов и даже сын Хосрова I Ануширвана, к-рого А. крестил с именем Геворгис (Георгий); это вызвало гнев шаханшаха, велевшего отрубить А. голову (согласно др. версии, приведенной в житии, А. скончался от голода и болезней в темнице). Мощи его, по сообщению того же Михаила, были положены в церкви Махозе (букв.- городá, по-сирийски - название столицы Сасанидов Селевкии-Ктесифона ). Авдишо бар Бриха упоминает сочинения А. против философов, магов, «различные определения», труды по риторике, о смысле богословского термина «Лицо» (букв.- о составе Лица), о свободе выбора, о человеке как микрокосме и др. Из них сохранились лишь 2 небольших сочинения: «О душе и единстве души и тела» и неопубл. философский трактат (Cod. Brit. Mus. Add. 14 658). Ист.: Chronique de Michel le Syrien, patriarche jacobite d " Antioche/Éd. J. Chabot. P., 1899-1924. T. 2. P. 313; 20; Assemani. BO. T. 3/1. P. 192; Histoire d " Ahoudemmeh et de Marouta/Éd. F. Nau. P., 1905. (PO; 3/1). Лит.: Labourt J. Le Christianisme dans l " empire Perse sous la dynastie Sassanide (224-632). P., 1904. P. 198 sq. А. В. Муравьёв Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77226.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМ КАШКАРСКИЙ [Великий; сир.    , Аврахам д-Кашкар] (ок. 503, Кашкар (Васит, Юж. Месопотамия) - 8.01.588), восточносир. несторианский аскет и богослов. Подвизался при католикосе Мар Абе , известен как реформатор восточносир. монашества. Учился в Нисибинской школе в период, когда ее возглавляли Авраам Бет-Раббанский и Иоханнан. Затем совершил миссионерскую поездку в Хиру , где обратил в христианство нек-рых арабов, и паломничество на Синай. Став отшельником, обосновался в пещере на г. Изла в обл. Тур-Абдин, где позже им был основан «Великий монастырь». Ученики А. К. носили особое одеяние, отличавшее их от монофизитов, и выстригали тонзуру. Для них А. К. составил более строгий сравнительно с общежительными мон-рями устав, переработанный позднее его учеником и преемником Дадишо из Бет-Арамае († 604). Один из биографов А. К. называет 24 его учеников, каждый из к-рых впосл. основал собственную обитель. Возможно, учеников было больше, поскольку ко времени араб. завоевания (сер. VII в.) в Персии насчитывалось до 60 мон-рей, реформированных в соответствии с уставом А. К., на века определившим особый облик несторианского монашества. Известна приписываемая А. К. молитва в «Халдейском часослове». Несториане чтут память «отца монахов» А. К. в шестую пятницу после Богоявления. Соч.: Regulae monasticae saec. VI ab Abrahamo fundatore et Dadjesu rectore conventus Syrorum in Monte Izla conditae/Ed. J.-B. Chabot//Rendiconti della Reale Academia dei Lincei. Ser. 5. R., 1898. T. 7. P. 33-59, 77-102; Syriac and Arabic Documents Relative to Syrian Ascetism/Ed. A. Vööbus. Stockholm, 1960. P. 150-175; Budge E. A. W. The Book of Governors: The Historia Monastica of Thomas Bishop of Margâ A. D. 840. L., 1893. T. 1. P. CXXXIV sq. [англ. пер.]; Braun O. Ausgewählte Akten persischer Märtyrer. Anhang: Ostsyrisches Mönchsleben. Kempten, 1915. (BKV; 22). S. 318-331, 287f. [нем. пер.]. Лит.: Nau F. Histoires d " Abraham de Kaskar et de Balai de Nisibe//ROC. 3 sér. P., 1918-1919. T. 1 (21). P. 161-172; Райт. Очерк. С. 82-83; Baumstark. Geschichte. S. 130-131; Hermann Th. Bemerkungen zu den Regeln des Mar Abraham und Mar Dadischo vom Berge Izla "http://ZNtW. 1923. Bd. 22. S. 286-299; Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 28, Anm. 5; Van den Ploeg J. Oude-syrisch monniksleven. Leiden, 1942. А. В. Муравьев Рубрики: Ключевые слова: АВДИШО БАР БРИХА († 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока

http://pravenc.ru/text/62882.html

в «Хронографии» Илии бар Шинайи (сост. в 1018/19) в связи с избранием на кафедру свт. Исаака Нисибинского. Событие датировано 309 г., а в качестве источника указано несохранившееся сочинение о Нисибинской митрополии (т. н. Narrationes (или Historiae) Metropolitarum Nisibis), предположительно древнее, т. к. автор пользовался им лишь для событий до 60-х гг. IV в. включительно. Фундаментальный текстологический анализ Жития Е. (с обзором предыстории вопроса) был осуществлен А. П. Дьяконовым . Одним из основных инструментов для воссоздания истории текста явилось сопоставление списков учеников Е. Не считая сестер святого, их количество в различных редакциях составляет 9, 12, 28/29 и, наконец, 72 чел. Многие из них жили после Е.; наиболее поздний (монофизитский) список включает имена Иоанна бар Калдуна (кон. X-XI в.) и Дады (известен яковитам с XV в.). Древнейшей из сохранившихся Дьяконов считал редакцию Ишоднаха, а факт ее заимствования из «Рая восточных» он подтвердил указанием «Сирийского лексикона» Абу-ль-Хасана ибн Бахлуля (X в.). Однако и эта редакция, по мнению Дьяконова, отстояла от первоначальной не менее чем на 100 лет. Кроме того, Авдишо бар Бриха ( 1318) в «Каталоге писателей» приписывает Феодору Мервскому (VI в.) составление «в стихах истории Мар-Евгена» ( Assemani. BO. T. 3/1. P. 147), к-рую Дьяконов предложил отождествить с опубликованной и переведенной им метрической гомилией (мемрой) из рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 14653, где она помещена вслед за одной из редакций прозаического Жития Е. Т. о., 1-я редакция Жития Е. была составлена не позднее нач. VI в. Раннюю датировку сказания о Е. также подтверждает наличие сокращенной версии Жития в комментарии Дадишо Катрая (2-я пол. VII в.) на сборник мон. Ананишо «Рай отцов» ( Sims-Williams. 1994). Почитание Е. широко распространено как среди яковитов, так и среди несториан. Помимо гомилии Феодора Мервского Е. посвящен анонимный гимн из рукописи Vat. Syr. 90 ( Assemani. BO. T. 3/1. P. 147. Not. 4), вероятно составленный в XIII в.

http://pravenc.ru/text/186927.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010