Позиция священномученика Иоанна не устраивала многих. В ночь на 12 октября 1934 г. священномученик архиепископ Иоанн был убит на пригородной даче. Убийство иерарха открыло путь для включения Латвийской Церкви в ведение Константинополя. 11 марта 1936 г. Латвийским митрополитом был избран гарнизонный священник из Даугавпилса протоиерей Августин Петерсон. Протоиерей был пострижен в рясофор без изменения имени, 29 марта рукоположен во епископа и возведен в сан митрополита. Хиротонию возглавил митрополит Фиатирский Герман из Константинопольского Патриархата. Без уведомления Московской Патриархии Латвийская Церковь была принята в ведение Константинопольской Церкви. § 5. Церковная жизнь в Литве Положение Церкви в Литве также напрямую зависело от политической обстановки. После Первой мировой войны и конфликта между Польшей и Литвой часть литовской территории (Виленский край) была включена в состав Польши. В 1919 г. в Вильнюс был назначен архиепископ Елевферий (Богоявленский). Несогласие с польской автокефалией стало основанием для преследований архипастыря. В том же году после всенощного бдения на праздник Покрова Пресвятой Богородицы он был арестован, заключен в католическом монастыре, а спустя три месяца выслан за пределы Польши. Вместо него польское церковное руководство назначило на Виленскую кафедру бежавшего из Советской России архиепископа Смоленского и Дорогобужского Феодосия (Феодосиева), согласившегося с автокефалией Польской Церкви. Архиепископ Феодосий возглавлял Виленскую епархию до 1939 г. Изгнанный из Польши архиепископ Елевферий до 1923 г. находился в Берлине, пока не получил предложение переехать в Ковенскую Литву. Архипастырь прибыл в Каунас, где сразу же приступил к организации епархиальной жизни. Положение православия в Литве было незавидным. Согласно законам нового государства, в одной только столице, Каунасе, было отобрано у Православной Церкви более десяти зданий. Среди них был Александро-Невский собор, Петропавловский военный крепостной собор, а также целый ряд приходских, школьных и больничных храмов. Единственной действующей православной церковью в городе осталась кладбищенская Воскресенская церковь . Этот храм, рассчитанный на 200 человек, стал кафедральным собором. При храме поселился и правящий архиерей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Положение Православной Церкви на территориях, присоединенных к СССР Отношение Зарубежного Синода к войне будет непонятно без рассмотрения вопроса о положении Московского Патриархата в первые годы после начала боевых действий. 1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу, а две недели спустя в эту страну вошли и советские войска. В период с 1939 по 1940 г. к СССР были присоединены Прибалтика, Западная Белоруссия, Западная Украина, Бессарабия, Северная Буковина и часть Финляндии с их право славными епархиями, монастырями и приходами. Начало войны несколько улучшило положение Церкви в Отечестве. Количество приходов Московской Патриархии сразу же выросло до 3742, 250 большая часть которых находилась на территориях Западных Украины и Белоруссии. По мнению историка В. И. Алексеева, именно раздел Польши между Германией и СССР спас Московскую Патриархию от полного и окончательного уничтожения. 251 Патриархия теперь рассматривалась государством как один из элементов контроля над населением вошедших в состав СССР регионов. Так, назначенные соответственно на Западную Украину и в Прибалтику экзархи Николай (Ярушевич) и Сергий (Воскресенский) имели поручение от НКВД организовать здесь агентурную сеть. 252 На старых территориях такая сеть к тому времени уже была создана. Во всяком случае, в декабре 1941 г. в Киеве была арестована большая группа священников и мирян Московской Патриархии по подозрению в шпионаже. Под подозрение попали 49 священнослужителей и 95 мирян. Подвергся аресту и глава Украинской автономной Церкви архиепископ Алексий (Громадский). Два священника, Александр Вишняков и Павел Остринский, признались, что являлись осведомителями НКВД и имели задание следить за настроениями на оккупированной территории, а также влиять на эти настроения. У священников была обнаружена прокламация, подписанная митрополитом Сергием (Страгородским) . Оба священника были расстреляны, с остальных была взята подписка о неучастии в антигерманской работе. 253 По мнению Алексеева, создание на присоединенных территориях больших экзархатов следует рассматривать в общем контексте советской антицерковной политики. Дело в том, что на территории Западной Украины, Западной Белоруссии и Прибалтики накануне войны было несколько епархий и архиереев. Создав здесь экзархаты, Советское государство, по сути, поставило местных архиереев в положение викариев. Иными словами, самостоятельные епархии были фактически упразднены. При этом некоторые иерархи предпочитали устраняться от дел или уходить на покой, как, например, митрополит Рижский Августин (Петерсон) и архиепископ Пинский Александр (Иноземцев). 254 Церковная власть на новых землях, таким образом, сосредоточилась в руках двух митрополитов – Николая (Ярушевича) и Сергия (Воскресенского).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Препятствуя усилению Русской Церкви, нацисты способствовали укреплению национальных структур, например «Украинской автокефальной Церкви». 305 Страх перед единой Русской Церковью был у немцев столь велик, что они отказывались от ее организации даже в мае 1944 г., когда Германия стремительно теряла захваченные земли. 306 Оккупированные Германией территории России в церковном отношении были подчинены разным юрисдикциям. На северо-западе церковной жизнью руководил экзарх Прибалтики митрополит Сергий (Воскресенский), формально находившийся в подчинении митрополита Сергия (Страгородского) . Экзарх не стал покидать Прибалтику после вступления туда немецких войск и развернул активную миссионерскую деятельность. В проповедях архипастыря звучало обличение коммунистического режима и призыв к совместной борьбе русского и германского народов против коммунизма. 307 Сам экзарх поминал митрополита (затем Патриарха) Сергия на богослужениях. Более того, своему духовенству, служившему на территории Ленинградской епархии, митрополит предписал молиться за митрополита Алексия (Симанского). Поминовение последнего прекратилось только после того, как с советского самолета были сброшены подписанные митрополитом Алексием листовки с призывами бороться против захватчиков. По мнению В.И. Алексеева, гитлеровцы терпели позицию митрополита Сергия (Воскресенского), во-первых, по причине его антисоветских выступлений и, во-вторых, из желания максимально разделить православное население. Помимо этого, митрополиту Сергию удалось убедить немцев, что его подчинение Москве для них выгоднее, чем подчинение Вселенскому Патриарху. 308 В Москве заявления Прибалтийского экзарха вызывали возмущение. В сентябре 1942 г. Московская Патриархия предписала прекратить поминовение имени митрополита Сергия (Воскресенского) в московской Преображенской церкви, где он был ранее настоятелем. 309 Часть прибалтийских приходов во главе с митрополитом Рижским Августином (Петерсоном) и митрополитом Таллинским Александром (Паулусом) с началом немецкой оккупации перешла в юрисдикцию Константинопольского Патриарха. 310

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Причиной его являлось не только бедственное положение Русской Церкви в СССР, решающую роль здесь сыграло стремление получивших независимость государств предельно оградиться от какого бы то ни было российского влияния. Упорное сопротивление русского духовенства (особенно монахов Псково-Печерского монастыря) в Эстонии удалось сломить в 1920-е гг., а в Латвии только во второй половине 1930-х гг. Так, например, оказалась закрыта влиятельная организация «Единение русских православных студентов Латвии» 271 . В июле 1940 г. республики Прибалтики вошли в состав СССР, и уже в августе Синод, а затем и глава Латвийской Православной Церкви митрополит Августин (Петерсон) под давлением верующих и оппозиционного духовенства ходатайствовали перед Московской Патриархией о воссоединении с Русской Церковью. В том же месяце с подобным ходатайством обратился и глава Эстонской Церкви митрополит Александр (Паулус). После получения разрешения советских властей в конце 1940 г. в Прибалтику в качестве полномочного представителя Московской Патриархии с целью обсудить условия воссоединения выехал архиепископ Сергий (Воскресенский). Первоначально главой православных приходов Латвии и Эстонии был назначен митрополит Елевферий, но 1 января 1941 г. он скончался, и новым митрополитом Литовским, а затем и экзархом Прибалтики стал Сергий. Указом Московской Патриархии от 24 марта 1941 г. был учрежден экзархат, то есть особая митрополичья область, в состав которой входили Латвийская и Эстонская епископии. Никто из их архиереев не лишался сана. Распускались Синоды в Латвии и Эстонии и Епископское управление в Литве. Вместо них митр. Сергий должен был создать в соответствующих викарных епископствах управления экзархата, а также периодически созываемый Синод епископов, которые по отношению к нему имели только совещательные права. Таким образом посланец Москвы становился руководителем, совершенно независимым от местного духовенства. 28 марта митрополиты Августин и Александр в кафедральном соборе Москвы исполнили процедуру публичного покаяния в грехе раскола, клятвенно обещали хранить в дальнейшем постоянную верность Русской Церкви и были приняты в литургическое общение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ранненбургская (григ.) ‘ 1926–: Иоанн Киструсский Ранненбургская (обн.) 1932–27.10(09.11).1932: Нил Ушаков Ревельская см. Таллиннская Ржевская 02(15).01.1923–1923: Игнатий Жебровский 03(16).09.1923–19.02(04.03).1924: Валериан Рудич 1924–1930: 30 .04(13.05).1930–24.10(06.11).1930: Валериан Рудич, паки 24 .10(06.11).1930–21.03(03.04).1933: Никон Пурлевский 21 .03(03.04).1933–11(24).08.1933: Владимир Горьковский 11(24).08.1933–18(31).03.1936: Палладий Шерстенников 18(31).03.1936–23.05(05.06). 1936: Александр Щукин Ржевская (обн.) 04(17).12.1922–20.01(02.02).1923: Николай Соловей Рижская 13(26).08.1910–17(30).11.1917: Иоанн Смирнов 1 1917–1917: Макарий Гневушев, в. у. 1918–1918: Иосиф Петровых , в. у. 10(23).01.1918–14(27).01.1919: Платон Кульбуш, в. у. 1919–1921: 07 (?).1921–12(25).10.1934: Иоанн Поммер 1934–1936: 29 .03(11.04).1936–1940: Августин Петерсон 1940–1943: Сергий Воскресенский 2, в. у. 28 .02(13.03).1943–09.1944: Иоанн Гарклав 1945–1947: Корнилий Попов, в. у. Ровненская и Волынская 1940–02(15).07.1941: Николай Ярушевич , в. у. 1941–08(21).05.1943: Алексий Громадский, окк. Романово-Борисоглебская см. Тутаевская Ромненская 1927–1931; Николай Пирский Рославльская 13(26).09.1920–1927: Вениамин Глебов 28 .04(11.05).1928–11(24).05.1928: Валериан Рудич 1928–08.1931: Даниил Троицкий 1931–20.06(03.07).1935: Стефан Виноградов Россошанская 1928–13(26).08.1930: Памфил Лясковский Россошанская (обн.) 10(23).04.1923–: Григорий Орлов 03 .1923–1927: Алексий Щербаков 1928–1933: Гермоген Лебедев 1933–19.09(02.10).1935: Григорий Орлов. паки Ростовская 02 .1920–08.1926: Иосиф Петровых 1925–1926: Гервасий Малинин(?) 01(14).10.1927–02(15).11.1927: Иннокентий Летяев 01(14).12.1927–1928: Евгений Кобранов Стефан Гнедовский –22.11(05.12).1933: Евгений Кобранов, паки 22 .11(05.12).1933–17(13).11.1935: Серафим Трофимов Ростовская (обн.) 1929–: Иоанн Смирнов 3 –1932: 1932–1934: Софония Яскевич Ростовская на Дону 1919–17(30).08.1927: Арсений Смоленец 25 .10(07.11).1921–1922: Серафим Силичев, в. у.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Служение митрополита Никодима пришлось на 1960-70-е годы, одни из самых сложных и в истории нашей Церкви. И он являл собой в тех условиях иной тип епископа, что не может не заинтересовать меня как исследователя. И, кроме того, мне самой себе хочется дать ответ на вопрос, что заставило его, больного, после только что перенесенного очередного инфаркта лететь в Рим, где и случилась трагедия. Я уже почти подошла к ответу. Он полетел туда ради одной цели — подтвердить у нового Папы Иоанна Павла I, что восточный вопрос, прежде всего вопрос украинских униатов, Католическая Церковь будет решать в том же ключе, в каком и обещал Русской Церкви в свое время Иоанн XXIII. Ведь все, что мы имеем в церковной ситуации на Украине сейчас, зарождалось давным-давно. Но после II Ватиканского собора проблемы начали нарастать. Для их решения митрополит Никодим делал все возможное. И эта последняя поездка в Рим совершенно больного человека касалась и этого вопроса в том числе. Вот кратко причины, почему он привлекает меня как историческая личность, как архиерей Русской Церкви и как человек, который незадолго до смерти произнес слова: «Я знаю, что история меня осудит, но все, что я делал, я делал во благо Церкви». Иером. Адриан: Похожие слова произносил и патриарх Сергий (Страгородский). О.Ю. Васильева: Самое интересное, что митрополит Никодим часто цитировал патриарха Сергия. Мне кажется, что он его любил и понимал, не видя и не зная его. Иером. Адриан: Доступны ли сейчас архивы для всех историков? О.Ю. Васильева: Я думаю, что сейчас как раз многие вещи доступны. Мне кажется, что сейчас интересно работать именно в региональных архивах. Зная общую картину, по региональным архивам можно прослеживать более глубокие моменты. Иером. Адриан: Последний вопрос по поводу Псковской миссии и по поводу сотрудничества членов этой миссии, священнослужителей, с оккупационными гитлеровскими властями. О.Ю. Васильева: Разговор между Розенбергом и владыкой Сергием (Воскресенским) был очень четкий. Немцы поддержали именно его, а не Августина Петерсона, который после немецкой оккупации Латвии требовал изгнания митрополита Сергия как «красного» митрополита. Но взамен немцы предлагали создать миссию в оккупированных районах, которая известна как Псковская православная миссия. Я думаю, что к подобному развитию событий и Сергий старший (патриарх Сергий) и Сергий младший (Воскресенский) готовились до войны.

http://bogoslov.ru/article/420649

Спустимся вниз и посмотрим как борьба с религией и тем самым воспитание нового человека отражались на страницах областной прессы, в газете «Южный Урал». В декабре в газете была напечатана заметка Д. Грудина «Равнодушно внимая злу». Оказывается: «Антирелигиозная пропаганда подчас носит не наступательный, а оборонительный характер, оторвана от жизни. В некоторых партийных организациях беспечно относятся к деятельности церковников, проходят мимо таких фактов, когда коммунисты соблюдают религиозные праздники и обряды. В совхозе им[ени] Войкова, село Спасское, вольготно чувствуют церковники. На территории действует церковь. В тенета церковников попадают и некоторые коммунисты. Член партии И. И. Кирюшкин крестил сына. Своих детей недавно крестили коммунисты В. А. Москалев, Н. Н. Бубликов, Г. В. Кошин. Коммунисты М. Г. Рябова, Я. С. Кириченко и другие держат в доме иконы. Это не взволновало партийную организацию. В совхозе «Сорочинский» 44 коммуниста. Комсомолец Вениамин Клименкин, 1939 года рождения, в августе прошлого года крестился в церкви. У коммуниста Г. В. Симоненко в квартире иконы. Коммунисты справляют религиозные обряды также в колхозах «Россия», имени Маслова, имени Сотникова. Осеменизатор колхоза «Россия» коммунист В. В. Доровских в ноябре прошлого года крестил дочь. То же самое сделал заместитель председателя сельпо по заготовкам А. А. Страдонов... В городе Сорочинске активно действуют церковники. В религиозный праздник крещения тайно в ночное время на реке Самаре они организовали купание в ледяной воде. Но этот факт никого не встревожил. Особенно большую тревогу вызывает постановка атеистического воспитания подрастающего поколения. Во второй Ивановской средней школе (директор Б. А. Кобелева) отдельные ученики ходят с крестиками. Активно действуют сектанты менпониты в колхозах имени Маркса и Ленина. Это они втянули в свои сети ученика 8-го класса Луговской школы Петра Петерса, который бросил школу. Бывшие ученики этой же школы А. Классен, Б. Реймер, К. Вине недавно вступили в секту. Какой пример может подать директор Покровской восьмилетней школы Н. В. Судоргина в антирелигиозной пропаганде, когда у нее в доме висят иконы? Она, кстати, руководит лекторской группой на селе» (Южный Урал. 1963. 11 февраля).

http://sedmitza.ru/lib/text/4511062/

Сын Киреевского Василий, учившийся в Петербургском лицее, оканчивал курс. В конце Великого поста 1856 года Иван Васильевич выехал к нему для помощи в сдаче трудных экзаменов, особенно по математике. Обратно он не вернулся – 12 июня скончался на руках сына от холеры. В Долбино с сообщением об этом был послан старец Макарий. Наталья Петровна, несмотря на великую скорбь, не пала духом. Она попросила отца Макария разобраться в бумагах покойного, и он в августе и сентябре 1856 года несколько раз приезжал для этого. 20 июня, как записано в Летописи скита, «была в скиту служба – заупокойная обедня по душе преставльшегося 12-го числа сего месяца в Санкт-Петербурге от холеры белёвского помещика Ивана Васильевича Киреевского , известного по своей обширной учености и благонамеренному ее направлению к пользе общей». Вскоре тело Киреевского было доставлено в Оптину. Запись от 25 июня: «После поздней обедни происходило отпевание и погребение тела Ивана Васильевича Киреевского. Службу совершал соборне сам отец архимандрит. На панихиде в числе сослужащих, к особому удовольствию всех присутствующих, и родных покойного в особенности, увидели старцев отца игумена Антония и батюшку отца Макария. Из родных покойного, кроме его вдовы с семейством, были брат его Пётр Васильевич, и двое Елагиных, и сестра Марья Васильевна. Тело предано земле на монастырском кладбище противу алтаря Никольского придела соборного храма, в ногах у иеромонаха Льва». Через год, в день смерти И.В. Киреевского, так записано в Летописи скита: «Среда. По случаю годичного поминовения Ивана Васильевича Киреевского, благодетеля обители нашей, была служба и в скиту всенощное бдение (иконе Знамения Божией Матери) и обедня. После обедни и панихиды в монастыре был обед в больничной церкви, на коем, кроме старцев, были родственники покойного: его семейство и брат (по матери) В.А. Елагин, сестра М[ария] Васильевна] и г. Петерсон» 191 . На памятнике, поставленном в этом, 1857, году, одна из надписей гласила: «Премудрость возлюбих и поисках от юности моея. Познав же, яко не инако одержу, аще не Господь даст, приидох ко Господу» ( Прем.8:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так в отчетном году был следующий факт. 31 августа священник села Трасны прибыл с крестным ходом к станции Ясенки и здесь на Крапивенском шоссе при большом стечении народа ожидал святую Владимирскую икону Божией Матери из села Грецово Богородицкого уезда. Когда на шоссе показалась означенная икона, священник и окружающий его народ увидели, что справа по отношению к иконе, прорываясь через народ, ехал кто-то на сером коне с надетой на голову шляпой. Минуту спустя всем стало очевидно, что это был граф Лев Толстой. Как оказалось, Лев Толстой ехал близ иконы в шляпе от села Кочаково 45 верст и время от времени делал народу внушение, что собираться и делать иконе честь совсем не следует, потому что это очень глупо, и вообще, оскорбительно говорил по поводу святой иконы... Он, очевидно, хотел показать в глазах других свое прямое злонамеренное действие против веры и Церкви Православной. Разъезжая на коне и в шляпе близ иконы Богоматери, он позволил себе в то же время язвительно кощунствовать над нею». Подобное отношение Л.Н. Толстого к иконописным изображениям засвидетельствовано в воспоминаниях и других современников. Так, например, Евгений Львович Марков, известный романист и критик второй половины XIX века, рассказывал Н.П. Петерсону, что однажды на прогулке по Москве с одним из воронежских сектантов Толстой, указывая на Иверскую икону Божией Матери, сказал: «Она – презлая». Профессор С.Н. Булгаков вспоминал о своей беседе с Л. Толстым в Гаспре, в Крыму, в 1902 году: «Я имел неосторожность в разговоре выразить свои чувства к Сикстине (Сикстинской Мадонне Рафаэля. – В.Н.), и одного этого упоминания было достаточно, чтобы вызвать приступ задыхающейся, богохульной злобы, граничившей с одержанием. Глаза его загорелись недобрым огнем, и он начал, задыхаясь, богохульствовать». Таким образом, в своей последовательной и непримиримой борьбе с Православной Церковью Толстой доходил до самых воинствующих жестов. В них проявлялась страстная натура, которой была чужда всякая половинчатость.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, например, прихожане и монахини Иоанновского монастыря не допустили 1 ноября — в день ангела отца Иоанна Кронштадтского служить в храмах обновленцев и пригласили епископа Нико­лая (Ярушевича). 26 октября приходской совет из­вестил об этом заведующего районным церковным столом. Владыка выразил свое согласие, но власти запретили его службы. 30 октября протоиерей Иоанн Орнатский и игуменья Ангелина получили извещение: " Отдел Управления Петроградского рай­она настоящим предлагает Вам не допускать к со­вершению богослужения в Вашем монастыре 31 октября и 1 ноября сего года епископа Николая Пе­тергофского (Ярушевича). В случае неисполнения настоящего распоряжения настоятель и игуменья будут привлечены к ответственности, вплоть до аре­ста " Одновременно милиции было предписано проследить за исполнением указания. После полу­чения запрещения прихожане и монахини " обош­лись силами " своего причта, но так и не допустили обновленческих " архиереев " , пытавшихся пробрать­ся в обитель. Одним из ближайших помощников епископа Ни­колая был протоиерей Александр Беляев, он прини­мал покаяния переходивших от обновленцев священников. В этот период владыка Николай часто совершал богослужения в Николо-Богоявленском соборе. Так, 18-19 декабря 1922 г. в день храмового праздника он служил всенощное бдение и позднюю литургию. Причем за бдением епископ предложил поучение на тему " Уроки из жизни Святителя Ни­колая " . В этот день на квартире у о. Александра Беляева по адресу наб. Екатерининского канала, 127-4, состоялся обед для духовенства на 40-50 чело­век. С августа протоиерей А. Беляев был уже толь­ко почетным председателем приходского совета, так как по требованию властей всех священнослужите­лей вывели из его состава. Новым председателем избрали врача больницы им. 25-го Октября В. П. Виноградова. В состав приход­ского совета входило много известных и уважаемых в городе людей: артистки Государственной оперы (бывшего Мариинского театра) Е. Л. Боголепова и В. А. Буллин, секретарь Балтийского пароходства М. Р. Зотов, кассир Петроградского губфинотдела Ф. С. Акентьев, архивариус Политического управле­ния Балтийского флота А. Ф. Петерсон, комендант Финляндских казарм Д. Я. Рожков и другие.

http://bogoslov.ru/article/2518081

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010