Диакон: «Господу помолимся». И священник, окадив звездицу 17 , полагает её поверх хлеба и говорит: «И пришла звезда и остановилась над местом , где был Младенец (Мф.2:9) лежащее, постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно».    Диакон: «Господу помолимся». Священник, окадив первый покров, закрывает (им) святой хлеб и говорит: «Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом [и] препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется... Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни (Пс.92:1, 5), постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно».    Диакон: «Господу помолимся. Покрой, владыка». И священник, окаждая второй покров и закрывая святую чашу, говорит: «Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля (Авв.3:3), постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно».    Диакон: «Господу помолимся. Закрой, владыка». И священник, окаждая воздух 18 , и закрывая то и другое, говорит: «Закрой нас «в тени крыл Твоих» (Пс.16:8), Боже наш, постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно».    Потом, они оба, сложив свои руки крестом 19 и благоговейно поклонившись, говорят: «Благословен Бог наш, так благоволивший, постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно».    Диакон по поводу предложения честных даров (говорит): «Господу помолимся». Священник (говорит) молитву предложения: «Боже, Боже наш, пославший в пищу для всего Мира небесный хлеб, нашего Господа и Бога Иисуса Христа, Спасителя, искупителя и благодетеля, благословляющего и освящающего нас, сам благослови это предложение и прими его на Свой пренебесный жертвенник, вспомни, как добрый и человеколюбивый, принесших и за которых они принесли, и сохрани нас неосуждёнными в священном совершении божественных Твоих тайн». Громко: «Так как пребывает в святости и славе всечестное и величественное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно».    И после молитвы (священник) окаждает предложение, и заканчивает 20 , говоря: «Слава Тебе, Христос Бог, наша надежда». Диакон: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Потом, диакон, взяв кадильницу и ладан 16 , говорит священнику: «Благослови, владыка, ладан»; и «Господу помолимся». И священник говорит молитву: «Ладан Тебе приносим, Христос Бог, «в воню благоухания» (Сир.50:17) духовного, которую прими, Владыка, на святой, пренебесный и мыслимый Свой жертвенник; и за то ниспошли нам богатую Свою милость, Своё милосердие, и одари ими нас, Твоих рабов, призывающих Твоё имя, Отца и Сына и Святого Духа, постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно».    Диакон: «Господу помолимся». И священник, окадив звездицу 17 , полагает её поверх хлеба и говорит: «И пришла звезда и остановилась над местом , где был Младенец (Мф.2:9) лежащее, постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно».    Диакон: «Господу помолимся». Священник, окадив первый покров, закрывает (им) святой хлеб и говорит: «Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом [и] препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется... Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни (Пс.92:1, 5), постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно».    Диакон: «Господу помолимся. Покрой, владыка». И священник, окаждая второй покров и закрывая святую чашу, говорит: «Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля (Авв.3:3), постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно».    Диакон: «Господу помолимся. Закрой, владыка». И священник, окаждая воздух 18 , и закрывая то и другое, говорит: «Закрой нас «в тени крыл Твоих» (Пс.16:8), Боже наш, постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно».    Потом, они оба, сложив свои руки крестом 19 и благоговейно поклонившись, говорят: «Благословен Бог наш, так благоволивший, постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно».    Диакон по поводу предложения честных даров (говорит): «Господу помолимся». Священник (говорит) молитву предложения: «Боже, Боже наш, пославший в пищу для всего Мира небесный хлеб, нашего Господа и Бога Иисуса Христа, Спасителя, искупителя и благодетеля, благословляющего и освящающего нас, сам благослови это предложение и прими его на Свой пренебесный жертвенник, вспомни, как добрый и человеколюбивый, принесших и за которых они принесли, и сохрани нас неосуждёнными в священном совершении божественных Твоих тайн». Громко: «Так как пребывает в святости и славе всечестное и величественное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3367...

Безмерно высоки и едва понятны для человеческой мысли и воображения и те последствия, какие должно было в нравственном состоянии человека и человечества произвести явление дня Иеговы и откровение вечной правды через Мессию. Со всех народов снято будет покрывало неразумия, дотоле лежавшее на всех племенах ( Ис.25:7 ). Вся земля наполнится познанием славы Господа, видением истины, как воды наполняют море ( Авв. 2:14 ). Потоки боговедения из этого моря знания польются на всех без исключения. Благодать Духа Божия изльется на всякую плоть без различия пола, возраста и состояния· сыны и дочери, старцы и юноши, рабы и рабыни будут видеть истину и получат дух пророческий ( Иоил. 2:28,29 ). Слава Господа явится в новом Иерусалиме, на новом Сионе, к свету которого придут все народы ( Ис. 60:3–5 ). Свет этот – не свет солнца и луны, а свет самого Господа; это духовное светило уже не будет заходить, как видимое солнце, или умалять свой свет, как луна: это будет вечный, божественный свет (стт. 19, 20). Народ этого Сиона, облистанного светом Божьим, будет свят, искуплен Господом (62:12). Существенно изменится нравственный быт народов; правда и истина будут царствовать вместе с всеобщей любовью; вместо вражды и своекорыстия, которые ныне правят действиями отдельных лиц и народов, явится мир, исчезнет всякое проявление неприязни. Волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе c козленком, и теленок и молодой лев и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе и лев, как вол будет есть солому, т. е. перестанет быть плотоядным зверем; народы перекуют мечи свои на орала и копья свои на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать ( Ис. 11:6–9; 2:4 ; Мих. 4:3 ). На горе Сион, которая над всем возвысится и к которой придут народы ( Мих. 4:1,2 ), не будут делать ни зла, ни вреда, и настанет полный и вечный мир (5:4,5). Это изображение нравственного переворота, который совершится в человечестве в эпоху Мессии, так велико, что и для нашего времени служит еще только предметом желаний и ожиданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Более того, именно среди этого бедствия созерцается слава Христова, точно так же, как эта слава была явлена на кресте, когда, казалось бы, все рухнуло, и сотрясалась земля, и темнело солнце, и все надежды исчезли. Тем не менее, именно в этой катастрофе, которая была перед глазами человеческими, и было явление славы и любви Божией. Таким сложным образом это все переплавляется в Пасхальный ирмос. В песне пророка мы видим, таким образом, созерцание рождественской и одновременно пасхальной тайны. «Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его. Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог — сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!» (Авв. 3:16-19). По мнению блаженного Феодорита, плач пророка вызван тем, что получив откровение о победе Христовой, он узнал и об участи неверующих иудеев после уверования язычников. Смоковница здесь изображает Иерусалим (ср.: притча о смоковнице), виноград – народ Божий (ср. Ис. 5:7), маслина – фарисеи и саддукеи, «которые величаясь присвояемым ими себе именем праведным, вовсе не приносили плодов ея» (ср. Пс 51:10). Поля бесплодные – это покорные сим наставникам (ср. Иер. 4:3), а волы – иереи (1 Кор. 9:9), возделывающие души т. 30, c. 38]. Но это еще не все, что следовало бы здесь сказать. Когда мы говорим о том, что « праведный верою жив будет », то мы видим выход за рамки узко прагматического понимания закона. Мы знаем, что, в законе говорится: кто будет праведен, то есть исполнять все уставы и повеления Божии, тому будет благо, богатство, здоровье и так далее; кто не будет, тот будет наказан, разорен и так далее... А здесь мы как раз видим, что главное в отношениях с Богом есть не получение от Него каких-то внешних благ, но пребывание с Ним Самим.

http://sedmitza.ru/lib/text/431471/

«Господи! Соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости!.. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля… Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая основания его до верха…» (песнь АввакумаАвв. 3, 1-19). 30 декабря Церковь совершает память пророка Даниила и трех отроков Анании, Азарии и Мисаила. На вечерней службе накануне также звучат рождественские песнопения, хотя она и вовсе не праздничная по своему характеру. «Даниил, муж желаний, камень без руки отсечен видев Тя Господи (см. Дан. 2, 31-45), младенца без Семене рождена пронарече (предрек) Тя, из Девы воплощена Слова, непременнаго (неизменного) Бога, и Спаса душ наших». Благодатная роса от ангела, сохранившая трех отроков, брошенных в разожженную печь по приказу царя Навуходоносора, прообразует Божье снисхождение при зачатии Девой вочеловечившегося Бога… А сами отроки являют собой торжество жизни и воскресения (эпизод с тремя отроками вспоминается особенно в Великую Субботу накануне Пасхи — см. Дан. 3, 24-90). Песнь трёх отроков не включена в еврейский Масоретский текст Библии, но включена в греческий текст Септуагинты, который и используется в богослужении. Да и в каждой службе в 7-й и 8-й песне любого канона так или иначе круглый год воспевается это чудо сохранения жизни трем отрокам в печи Вавилонской. В Рождественском каноне начало 7-й и 8-й песни можно передать на современном русском языке так: Отроки, воспитанные в благочестии, повелением нечестивым пренебрегши, угрожавшего огня не устрашились, но, стоя посреди пламени, пели: «Боже Отцов, благословен Ты!» Окропляющая росою печь представила образ сверхъестественного чуда: ибо она не опаляет юношей, которых приняла в себя, как и огонь Божества утробы Девы, в которую нисшел. Поэтому воспоем песнь: «Да благословляет все творение Господа и превозносит во все века!» (перевод иером. Амвросия Тимрота) Кроме того, два последних воскресных дня перед Рождеством Христовым посвящены вообще всем ветхозаветных пророкам и праведникам и названы в церковном уставе Неделей святых праотец и Неделей святых отец.

http://pravmir.ru/post-dlya-cheloveka-a-...

Диакон: «Господу помолимся». И священник, окадив звездицу 17 , полагает её поверх хлеба и говорит: «И пришла звезда и остановилась над местом , где был Младенец ( Мф.2:9 ) лежащее, постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно». Диакон: «Господу помолимся». Священник, окадив первый покров, закрывает (им) святой хлеб и говорит: «Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом [и] препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется... Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни ( Пс.92:1, 5 ), постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно». Диакон: «Господу помолимся. Покрой, владыка». И священник, окаждая второй покров и закрывая святую чашу, говорит: «Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля ( Авв.3:3 ), постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно». Диакон: «Господу помолимся. Закрой, владыка». И священник, окаждая воздух 18 , и закрывая то и другое, говорит: «Закрой нас «в тени крыл Твоих» ( Пс.16:8 ), Боже наш, постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно». Потом, они оба, сложив свои руки крестом 19 и благоговейно поклонившись, говорят: «Благословен Бог наш, так благоволивший, постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно». Диакон по поводу предложения честных даров (говорит): «Господу помолимся». Священник (говорит) молитву предложения: «Боже, Боже наш, пославший в пищу для всего Мира небесный хлеб, нашего Господа и Бога Иисуса Христа, Спасителя, искупителя и благодетеля, благословляющего и освящающего нас, сам благослови это предложение и прими его на Свой пренебесный жертвенник, вспомни, как добрый и человеколюбивый, принесших и за которых они принесли, и сохрани нас неосуждёнными в священном совершении божественных Твоих тайн». Громко: «Так как пребывает в святости и славе всечестное и величественное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно». И после молитвы (священник) окаждает предложение, и заканчивает 20 , говоря: «Слава Тебе, Христос Бог , наша надежда». Диакон: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

приникла» ( Пс.84:11–12 ). Здесь пророк указывает на встречу Божества и человече­ства, причем каждое из них действовало как ему свойственно; это и значит: «встретились»; встречается же идущий медленно с идущим быстро и хромой с имеющим здоровые ноги. Но пророк указал не только на встречу, но и на единение, происходящее из любви: это обозначено словом: " облобызались», потому что чрез поцелуй любящие и любимые объединяются друг с другом. Бог Слово и не сошел бы в человечество, если бы Творец не имел горячей любви к человеку. «Ибо так возлюбил Бог мир, – говорит Христос, – что отдал Сына Своего Единородного» послал в него ( Ин.3:16 ). Но как произошла эта встреча? «Истина от земли вос сияла и правда с небес... приникла». Истина – плоть, и называется так не потому только, что она, как говорит псалмопевец, воссияла от земли, но и потому, что истина воплотилась и Бог Слово стал истинно человеком. Правда – Боже­ство, почему пророк и говорит, что она приникла с неба, – Боже­ство, которое сотворило правду, сокрушив нечестие, господствовавшее на земле. После соединения однако истина и правда уже не разде­ляются, почему Христос весь и называется истиной, когда напр. Он говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ), равно весь назы­вается и правдой, когда напр. Павел говорит о Нем: «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» ( 1Кор.1:30 ). Продолжая изъяснять таинство, пророк говорит: «ибо Господь дарует благо, и земля наша даст плод свой» ( Пс.84:13 ), – Отец Свое Слово, почему другие переводчики говорят: даст благого, потому что, как тебе известно, сам Христос сказал: «никто не благ, как только один Бог» ( Лк.18:19 ). «И земля наша даст плод свой» – рожден­ную от Марии плоть. Так в образовании таинства Христова действо вали и Бог и земля. «Правда» ( Пс.84:14 ), о которой пророк раньше ска­зал: «с небес... приникла». Божество идет впереди человечества, как и Аввакум говорит: пред лицом его предыдет слово (синод. «пред лицем Его идет язва») ( Авв.3:5 ), и далее относительно человечества: и изыдет на поле при ногах его (синод. – «а по стопам Его – жгучий ветер») (там же). Что согласно со словами псалмопевца, который в за­ключение говорит: «пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои» ( Пс.84:14 ). Так Божество предшествует, т.е. направляет плоть свою на путь домостроитель­ства и исправляет стопы ее, чтобы она не подверглась никаким чело­веческим заблуждениям и обманам. Читать далее Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе : в 12-и томах. - Санкт-Петербург : С.-Петерб. Духовной Академии, 1895-1906./Т. 5. (в 2-х книгах) - 1899. - 1007 с./Собеседование о псалмах. 599-977 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Ст. 5. И засыплется дебрь гор Моих, и прильпнет дебрь горняя даже до Асаила, и наполнится, якоже наполнися от лица труса во днех Озии царя Иудова, и приидет Господь Бог мой, и вси святии с Ним. С евр.: И вы побежите в долину гор Моих: ибо долина гор будет простираться до Асила; и вы побежите, как бежали от землетрясения во дни Озии, даря Иудейского; и приидет Господь Бог мой и все святые с Ним. И засыплется 204 . Т. е., когда Масличная гора разделится на части, тогда долина между Моими горами 205 , говорит Бог Иудеям, засыплется, наполнится бегущими, и долина эта будет простираться даже до Асила 206 ; тогда наполнится она избегающими погибели, как наполнилась во время землетрясения (труса) при Иудейском царе Озии 207 . Вот в какой славе придет Господь Бог мой и все святые Ангелы с Ним, заключает уже пророк от себя. Под. Иез. 38:19, 20 . Если это, со св. Ефремом Сириным , разуметь об осаде Иерусалима Антиохом Епифаном, то можно понимать так: когда Господь явится для поражения врагов, тогда произойдет землятрясение, от которого Масличная гора распадется на части, тогда в страхе и ужасе Иудеи будут спасаться бегством в места безопасные, побегут, как бежали Иудеи во время землетрясения при Иудейском царе Озии. Так проявит славу свою Господь Бог, имеющий явиться со святыми Ангелами, как явился Он с ними, некогда, на Синае. Под. Иоил. 3:1–12 ; Втор. 33:2 ; Дан. 8:13 ; Авв. 3:3 . Ст. 6. И будет в день он, не будет свет, но зима и мраз. С евр.: И будет в тот день, не станет света: светила удалятся 208 . В Св. Писании время света, обыкновенно, означает время радости, утешения, а время мрака – время печали, несчастья, а зима и мороз, само собой, означают нерадостные времена. Т. е время, когда таким образом явится Господь, для наказания врагов, «принесет с собою не спасение, но смятение, страх и трепет». Св. Ефрем Сирин . Под. Пс. 106:10 ; Ис. 5:30, 42; 7:16; 50:3 ; Иер. 2:31 . Бл. Феодорит разумеет время распятия Господа. Ст. 7. И будет день един, и день той знаемь будет Господеви, и не день, и не нощь, и при вечере будет свет.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Едва ли справедливо производить такой суд из «кровавой мести права сильного», тем более, что святость суда ясно засвидельствована Христом – Спасителем, от Которого идут все наши «современные нравственные начала». Для удостоверения этого положения прочитаем внимательно Евангелие. Вы слышали, что сказано древними: не убивай; кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата подлежит суду ( Мф.5:21–22 ). Своими словами Спаситель 1) торжественно признал непререкаемый авторитет суда, 2) расширил область подлежащих его ведению дел, так как к числу таких отнес даже и гнев и 3) подтвердил святость шестой заповеди, ибо пришел не нарушить закон, но исполнить (ст. 17). Если бы Спаситель держался на этот счет другого образа мыслей, то, разумеется, не убоялся бы и выразить их пред Пилатом. В действительности же слышим совсем иное: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше ( Ин.19:11 ). Итак, Господь признает: 1) божественное происхождение власти («свыше», допустим, от кесаря, но кесарева? От Царя царей) и 2) ея право осуждать на смерть (т.е., полноправие, ибо иначе не было бы «никакой» власти). Когда висевший на кресте благоразумный разбойник, «унимая» другого, говорил: мы осуждены (т.е. на смерть) справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли ( Лук. 23,41 ), Спаситель ничего не возражал против этого, тогда как мог бы утешить распятых указанием на жестокую неправду в смертной каре, за то удостоверил истинность слов разбойника (т.е. что разбойники распяты по справедливости и достойно по их злодеяниям) блаженным обетованием: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (ст. 43). Секрет признания святости власти кроется в том, чтобы мы не были яко гады ( Авв.1:14 ). «Властитель – для того, чтобы мы не пожирали друг друга» 2 . Здесь же находится и оправдание военной службы, несущие которую особенно часто подвержены, по-видимому, столкновению с заповедью «не убий», особенно по теперешним временам, когда на каждом шагу чуть не все поголовно клеймят военных именами убийц, палачей, кровожадных опричников и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Прем. 7:17; 19, 17); причем земля понимается не в смысле вообще земного шара, а в смысле одного из составных элементов этого шара. — Разгоревшись: разрушение последует, главным образом, действием огня (ср. ст. 7). — Разрушатся: но не уничтожатся; последует разрушение старого неба и старой земли, которые обновятся преобразованием. Когда всемогущая содержительная сила Божия, которая, как душа тело, поддерживает вселенную, отнята будет от нее, то она будет как мертвый труп, но, восстановленная, она снова оживет и явится в новом виде. — Земля и дела: земля и все то, что на ней есть, природа и искусство, древа, растения, минералы, животные, города и дома, орудия, учреждения и проч. (ср. Авв. 2:13),— все будет страшным образом разрушено действием огня. «Примечай: апостол сказал — земля и дела на ней сгорят, а не люди. Следовательно, он говорит только о погибели нечестивых и их дел нечестивых; ибо погибнет путь нечестивых (Пс. 1:6), а не вместе и сам нечестивый» (Феофилакт).    11Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, 12ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?    11—12. Все это разрушится: настоящее время в подлинной греческой речи вместо будущего. Апостол живо переносится мыслию к этому дню и событию и в духовном созерцании одним словом определяет сущность этого факта — все рушится. — Какими должно быть и проч.: настоятельное увещание к святости жизни и благочестию, каковыми должны украшаться верующие в это великое время. Вопросительная и удивительная форма речи должна еще более усиливать впечатление слов апостола: подумайте, какими высокими в святой жизни и великими в своем благочестии должны быть христиане при таком страшном, но и радостном событии! — Ожидающим и желающим и проч.: они должны ожидать постоянно пришествия этого дня Божия, или Господня, или Христова, который предречен несомненно и непререкаемо Самим Христом (Мф. 24:3, 27, 37 и парал.). — Они должны желать его: (см.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010