Эта работа по выявлению взаимосвязи пророческих и исторических книг не только нужна для понимания определенной реакции пророка на события. Она важна потому, что сама история оценивается пророками как место встречи Божественной и человеческой воли, и народ в любом случае должен научиться извлекать правильный духовный урок из поражений и бед. Этому, в частности, посвящена замечательная книга " малого " пророка Аввакума, в некотором смысле пересекающаяся с кн. Иова. Аввакум, современник вавилонских завоеваний в Палестине, задает Господу два вопроса. Первый: почему Господь допускает зло по отношению к Своему народу? " Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, ...восстает вражда ...поднимается раздор... закон потерял силу ... суд происходит неправедный. "/Авв. 1, 2-4/. Господь отвечает пророку: " ... внимательно вглядитесь, и вы сильно изумитесь... Я подниму халдеев, народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями. Страшен и грозен он; от него самого происходит суд его и власть его. Быстрее барсов кони его ... весь он идет для грабежа, устремив лицо свое вперед/именно так, кстати, изображались месопотамские воины на древних барельефах/, он забирает пленников, как песок. И над царями он издевается... над всякою крепостью он смеется ... сила его - бог его. "/1, 5-11/. Итак, Бог объясняет Аввакуму, что нашедший на них враг есть на самом деле орудие Божие для наказания/т.е. в конечном итоге для исправления/. Этот урок актуален и сегодня: в случившихся бедствиях не столько внешний враг виноват, сколько собственное безверие и забвение заповедей, за которые и насылает Бог на Свой народ сокрушительное бедствие. Подобная мера крайняя, но в случае абсолютно бездуховной жизни только она способна через страдание привести к покаянию. Второй раз вопрошает Господа Аввакум: " Но не Ты ли издревле Господь мой, Святый мой? мы не умрем! Ты, Господи только для суда попустил его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2171...

14 . Вышний даде глас, т.е. гром 119 . С Евр.: «Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные». 15 . Низпосла стрелы, и разгна я, и молнии умножи, и смяте я. С Евр.: «Пустил стрелы Свои, и рассеял их, множество молний, и рассыпал их». Стрелы, т.е. молнии. Подоб. Авв. 3:4–11 . 16 . И явишася источницы воднии; во 2-й кн. Цар. ( 2Цар. 22:16 ) – морстии 120 . И открышася основания вселенныя, от запрещения Твоего Господи, от дохновения духа гнева Твоего. Давид говорит так сообразно с понятиями Еврейского народа, который думал, что земля основана на водах (см. Пс. 23:2 ). Т.е. когда силою страшной и необыкновенной бури (что означают слова: дохновение духа гнева Божия) открылись источники вод или моря, тогда открылись и основания земли или, как говорит Давид, вселенной 121 . Может быть, псалмопевец имел в виду иссушение дна Чермного моря сильным южным или восточным ветром ( Исх. 14:22 ). С Евр.: «И явились источники вод, и открылись основания вселенной от грозного (гласа) Твоего, Господи, от дуновения духа гнева Твоего». В духовном смысле св. Афан. Александрийский под водными источниками разумеет «евангельское слово», или св. пророков и св. апостолов, или св. крещение; а под основанием вселенной – «писания всепремудрого Моисея; потому что в них положены основания веры и Боговедения». 17 . Низпосла с высоты и прият мя, восприят мя от вод многих. Водами в Св. Писании называются иногда бедствия ( Пс. 31:6, 68:1–2 ; Ис. 28:2, 43:2 ) или множество врагов ( Апок. 17:15 ). Т.е. избавил меня от множества врагов и несчастий; по св. Афан. – от искушений. Ниспосла с высоты и прият мя, «т.е. всех удостоверил, что подал мне помощь с небеси, сподобил же сего промышления, увидев силу врагов» (Бл. Феод.). С Евр.: «Он простер руку с высоты, и взял меня, и извлек меня из вод многих». 18 . Избавит мя от врагов моих сильных (в 2Цар. 22:18 – избави, с Евр.: «избавил меня от врага»). От «врага», т.е. Саула или Авессалома; яко утвердишася паче мене, т.е. потому, что враги уже слишком усилились, и Давид доведен был ими до жалкого положения. С Евр.: «Избавил меня от врага моего сильного и от ненавидящих меня, которые были сильнее меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

6:16)” 74 . По закону она должна умереть, а по слову Иисуса может жить! Вот, когда мы придем в эту землю, ты привяжи червленую веревку кокну (2:18). Алой веревке, сохранившей жизнь Раав и ее дому, в традиционной экзегетике уделяется большое внимание: Отцы усматривают в ней яркий прообраз искупления, даруемого грешнику кровью Христа. Уже у мужей апостольских мы находим истолкование значения этого элемента в истории о Раав. “Притом дали ей знак, чтобы она свесила из дома своего красную веревку, — и тем показали, что всем верующим и уповающим на Бога будет искупление кровию Господа. Видите, возлюбленные, в этой жене была не только вера, но и пророчество” 75 . И согласно святому Иустину Мученику красная веревка — прообраз искупительной крови Христа: “…и знак красной веревки, который дали в Иерихоне блуднице Раав посланные Иисусом Навином соглядатаи также представлял символ крови Христа, посредством которой у всех народов бывшие прежде блудниками получают спасение, принявши оставление грехов и уже не согрешая более” 76 . Ориген пишет: “Она вешает красную веревку на своем доме, благодаря которой должна будет спастись при разрушении города. Она не получила никакого знака, кроме этого алого, который имел вид крови. Действительно, она знала, что нет ни для кого спасения, кроме как в крови Христа” 77 . Отвела их на кровлю и скрыла их в снопах льна, разложенных у неена кровле (2:6). И этот штрих не остался незамеченным древними церковными писателями. “Называется кровлей (sola­rium), потому что наполнена солнцем. А кто есть солнце сердца человеческого, если не Тот, о Ком сказано устами пророка: А для вас, благоговеющие пред именемМоим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его (Мал 4:2)? О том же восходящем солнце проповедует в Евангелии Захария: Посетил насВосток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной (Лк 1:78–79). Действительно, также и пророк Аввакум говорит о вознесении Христа и основании на Его заповедях Церкви, используя для этого образы солнца и луны так: Солнце и луна остановились на месте своем (Авв 3:11).

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

   10. Но на этом торжестве нам особенно надобно подумать о том, возлюбленнейшая братия, что сегодня истреблено рукописание нашего осуждения, отменен приговор на наше повреждение. Ибо та природа, которой сказано: «ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт 3.19), сегодня вознеслась на небо. Ибо за это самое возвышение нашей плоти блаженный Иов образно называет Господа птицей. Поскольку он предвидел, что Иудея не уразумеет тайны вознесения Его, то произнес суд о неверии ее, говоря: «стези туда не знает хищная птица, и не видал ее глаз коршуна» (Иов 28.7). Ибо правильно Господь наименован птицею, потому что он плотское тело уравновесил с эфиром. Стезю этой птицы не познал тот, кто не уверовал в вознесение Его на небо. Об этом торжестве через Псалмопевца говорится: «величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!» (Пс 8.2). О нем еще говорится: «восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном» (Пс 46.6). И еще о нем же сказано: «ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков» (Пс 67.19). Потому что, восходя на высоту, Он вел с Собой плененную пленницу, ибо наше повреждение Он пленил силой Своей невредимости. А дал дарования людям потому, что, послав свыше Духа, Он даровал иному слово премудрости, другому слово знания, иному благодать добродетелей, иному благодать врачеваний, иному разные языки, иному истолкование языков (1Кор 12.8-10). Итак, Он дал дарования людям. Об этой славе вознесения Его и Аввакум говорит: «солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих» (Авв 3.11). Кто обозначается именем солнца, если не Господь, и кто — именем луны, если не Церковь? Ибо доколе Господь не вознесся на небеса, Святая Церковь Его, противная миру, отовсюду была объята страхом; а после Вознесения Его, она укрепилась, открыто проповедала то, чему тайно веровала. Итак, «солнце и луна остановились на месте своем», потому что когда Господь вознесся на небо, тогда Святая Церковь Его возросла «силою проповеди». Поэтому голосом той же Церкви через Соломона говорится: «вот, он идет, скачет по горам, прыгает по холмам» (Песн 2.8). Ибо она обсудила высокость столь многих дел и говорит: «вот, он идет, скачет по горам». Потому что шествуя к искуплению нашему, Он делал некоторые, так сказать, «скачки». Хотите ли, возлюбленнейшая братия, знать о «скачках» Его? С неба перешел Он в чрево, из чрева перешел в ясли, из яслей перешел на Крест, с Креста перешел во гроб, из гроба возвратился на небо. Вот, явившаяся во плоти Истина для того чтобы расположить нас к последованию за Ней, сделала для нас некоторые скачки; потому что Он скакал, «радуется, как исполин, пробежать» (Пс 18.6), для того, чтобы мы от сердца говорили Ему: «влеки меня, мы побежим за тобою; — царь ввел меня в чертоги свои, — будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя!» (Песн 1.3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   h5 Авв.1:6—11. Ибо вот Я подниму халдеев, народ жестокий и неудержимый, ходящий по широтам земли, чтобы захватить чужие поселения. Он внушает страх и ужас: от него самого будет исходить суд его и тяжкое бремя. Кони его легче барсов и быстрее вечерних волков и рассыплются повсюду всадники его, ибо кони его прибудут издалека: они прилетят, как орел бросающийся на добычу. Все они прибудут, чтобы грабить. Их лицо, как жгучий ветер, и соберет он пленников, как песок, и будет он торжествовать над царями, и жестокие правители будут посмешищем ему. Сам он смеется над всякою крепостию: он окружит ее валом и возьмет ее. Тогда изменится дух его: он будет ходит вокруг и сокрушаться, — эта сила его есть сила Бога его.     LXX: Ибо вот я воздвигну халдеев, народ жестокий и неудержимый, который ходит по широтам земли, чтобы овладеть селениями не своими, он страшен и славен. От него самого будет исходить суд его и захваты будут уходить от него. И выскочат кони его быстрее рысей и волков Аравийских, и сядут на коней всадники его, и полетят на грабеж издалека, и будут лететь, как орел, готовый к тому, чтобы пожрать. Придет конец нечестивых, сопротивляющихся лицам их; и соберет он пленников, как песок, и сам будет посмеиваться над царями, и жестокие правители будут увеселением для него; он поругается над всякою твердынею и устроит насыпь и возьмет ее. Тогда изменит дух свой и будет ходить вокруг и смиренно говорит: «Такова крепость Бога моего».    — То, что я сказал вам: „Присмотритесь к народам, внимательно смотрите и вы удивитесь и придете в изумление, потому что во дни ваши совершится деяние, которому никто не поверит, когда о нем будет рассказано“, — это и есть именно то, что описывает следующая речь: Вот я воздвигну Навуходоносора и Халдеев, народ воинственнейший и неудержимый, свидетелями крепости которого и военной храбрости являются почти все греки, которые писали историю варваров. И дело его состоит не в том, чтобы обрабатывать землю плугом, но чтобы жить мечем и грабежом и чтобы захватить города, не принадлежащие ему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3154...

    П. Что же это означает?     К. Это представляет нам прекрасный образ вещей невидимых.     П. Каким образом?     К. Порицая непокорность иудеев, Бог сказал: вот посылаю «не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних, и от востока до запада будут ходить …ища слова Господня, и не найдут его» (Ам.8:11-12). Но, друг мой, у тех, которые угнетены таким голодом, и лишены пропитания, поддерживающего добродетель, и не имеют снедей небесных и вышних, не по всей ли необходимости ум становится как бы переселенцем каким и беглецом? Он переходит к постыдному и, как бы из собственной земли, изгоняемый из твердости в добродетели, нисходит в другое состояние хотение, уже не Богу подвластное, но подчиненное скипетру диавольскому: ибо первый, внесший грех в мир, есть по моему мнению, отец и царь греха, образом и оттиском которого, думаю, весьма справедливо признать фараона, предводителя египтян, у которых весьма глубок был мрак заблуждения и решительно ни один способ зла не был не испытан.     П. Какое же огорчение постигло блаженного Авраама от того, что он пришел в страну Египетскую?     К. Самое великое; потому что едва он не перенесся за пределы всякого зла. Легко ты узнаешь и это из Священного Писания, которое гласит: «И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая; увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов» (Быт. 12:14-15). Смотри, друг мой, он едва не потерял жену свою.     П. Какое неприятное происшествие и способное огорчить!     К. А то же бывает и с нами самими в духовном смысле; ибо кому случится, как бы из своего отечества, ниспасть из привычного и весьма любимого благонравия и добродетели, перейти к худшему и подчиниться скипетру диавольскому, на того отовсюду и всячески страшно нападают и злоумышляют злые и противные силы; а если увидят, что кто-нибудь из подпадших власти их может иметь не некрасивое разумение, они стараются передать его своему предводителю и предлагают ему для удовлетворения похоти, чтобы он приносил плод уже не Богу, а сатане; ибо «пищи его, как написано, избранныя» (Авв.1:16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

Аввакум, «борец» мужественный и твердый, стоит на страже своей и утверждает ногу на укреплении, чтобы созерцать Христа на кресте и сказать: «Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск ее – как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!» ( Авв.3:3–4 ). Софония – «созерцатель» и познатель тайн Господних, слышит вопль у ворот рыбных и плач в другой части города и большое разорение на холмах. Он также заповедует рыдать обитателям лощины, потому что замолк весь народ Ханаана, погибли все, навьюченные серебром. Аггей – «торжественный» и радостный, сеявший слезами, чтобы пожать радостию, обновляет разоренный храм и вводит Господа Отца, говорящего: «Еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу; и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами» ( Агг.2:6–7 ). Захария, «помнящий Господа своего», многообразный в пророчествах, созерцает Иисуса, облеченного «в запятнанные одежды», и камень, на котором «семь очей» ( Зах.3:3, 9 ), и золотой светильник, и столько же лампад, сколько очей на камне, и две маслины на нем, одна справа, а другая слева ( Зах.4:2–3 ). И после видения коней вороных, белых и пегих, и рассеянных колесниц от Ефрема, и коня от Иерусалима провидит и предсказывает бледного царя, сидящего на жеребяти, сыне подъяремной ослицы. Малахия открыто, в заключение всех пророков, говорит об отвержении Израиля и о призвании язычников: «Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву» ( Мал.1:10–11 ). Кто может понять или изложить учения Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила? Из них первый, кажется мне, писал не пророчество, а Евангелие. Второй видит ореховую трость и котел, кипящий со стороны севера, и барса, лишенного пестрот своих; и различными метрами составляет четырехкратный алфавит [книга плача]. Третий [Иезекииль] в начале и в конце своих пророчеств содержит так много прикровенного, что у евреев эти главы, равно как начало книги Бытия, не позволено было читать до тридцатилетнего возраста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

В третьей главе, носящей пророческий характер, св. Петр говорит о " наглых ругателях " , которые смеются над ожиданием христианами второго пришествия Христова (ст 1-4), а затем повествует о последних судьбах мира: подобно тому как первый мир погиб в водах потопа, хотя тогдашним людям и казалось, что мир вечен и никакая гибель ему не угрожает, так и этот мир сгорит в огне. Мир, созданный Словом Божиим, тем же Словом и сохраняется, но до времени, до " дня суда и погибели нечестивых человеков " (ст. 5-7). Что касается мнимого замедления пришествия Господня, то нельзя говорить о сем замедлении по отношению к Тому, для Кого нет времени и у Кого " один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день " (Пс. 89:5). А если определение Божие о кончине мира до сего времени еще не исполняется, то причина этого только в Божественной любви к людям и Божием долготерпении: Господь " долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию " (ст. 8-9). Наступит кончина мира неожиданно: никто не будет знать о времени ее — как тать (вор) ночью, но выражению, употребленному Самим Господом (Мф. 24:43). При этом образе речи как побочная представляется та мысль, что погруженные в сон греховный и беспечные при этом потеряют все, что приобрели и имели, ибо тать похитит все это и погубит (Мф. 13:12; ст. 10). С приходом " дня Господня " последует преобразование мира огнем: " небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят " — небо перестанет существовать, как говорил об этом Господь в Мф. 24:35 и Тай-новидец в Апок. 20:11. Под " стихиями " разумеются простейшие составные части природы, каковыми в древности почитались огонь, вода, воздух и земля. Все разрушится, но не уничтожится, а лишь преобразуется и обновится, причем земля и все существующее на ней, все " дела " , то есть природа и искусство, древа, растения, минералы, животные, города, дома, оружия и учреждения — все это будет страшным образом разрушено действием огня (ср. Авв. 2:13).

http://sedmitza.ru/lib/text/430601/

«Еще немного, и побьют меня камнями» ( Исх.17:4 ). «Разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка... Я один не могу нести всего народа сего» ( Числ.11:12, 14 ). Однако, и испытывая как человек такую печаль, он не произнес хулы как безбожник, но только под давлением своих страданий выказал то, что испытывает его природа. Подобно этому и каждый из пророков высказывает жалобы. Так Аввакум говорит: «Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия людей»? Видели пророки неправду и не сносили этого; поэтому и Аввакум взывал: «Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный» ( Авв.1:3, 4 ). «Начальник требует..., и судья судит за взятки» ( Мих.7:3 ), и закон разоряется. 3. Так страдали все праведники, страдали и жаловались на тяжесть (своего существования) в мире. Но эти примеры не должны смущать твоей ревности, – не говори: разве я лучше Иеремии, пророка, проклинавшего мир? Слова целебные пусть не обращаются для тебя в раны. Это написано для того, чтобы научить тебя, какую борьбу они вели, сколькими опасностями наполнена была жизнь, которую они проходили. А если ты хочешь научиться, каков ты должен быть, обратись к тому, что было после благодати. Страдали пророки, страдали и апостолы, но одни, страдая, скорбели, а другие, страдая, хвалились. Вот выступает Павел, страдая, но не плача, побиваемый, но не проливающий слезы, искушаемый, но хвалящийся. И что говорит? «Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» ( Рим.5:3–5 ). В другом случае апостолы, подвергшись побоям, «пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять безчестие» ( Деян.5:41 ). Значит, того, что было до благодати, нельзя принимать за руководство после благодати. Нам сказано об этом именно для того, чтобы вы научились из их трудов упованию. Так и Иов проклинает день и страдает душой, и, однако, не подвергает душу искушению нечестия, но переносит раны телесные, а не наносит ран душе богохульством. Но, для сокращения беседы, напомним вам сущность дела вкратце.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Здесь мы наблюдаем удивительный способ мышления Псалмопевца, когда он, описывая жизненный процесс в дереве, на самом деле переживает его в самом себе. Этим объясняется легкий переход от описания дерева к описанию деятельности человека: «И всему, что он делает, сообщит успех». Здесь Псалмопевец свидетельствует о третьей стадии проникновения слова Божия в сердце человека. Вечнозеленое дерево является образом и неким подобием древа жизни, которое в начале посадил Бог в раю. Сейчас же Бог сеет слово Свое в сердце человека, и слово растет и приносит плод во время свое. Но это время для Псалмопевца наступает уже сейчас. Уже в этой жизни он живет не по законам этого мира: он – как вечнозеленое дерево среди умирающих деревьев. Истинное блаженство прогоняет в нем страх смерти. Дух новой жизни пребывает не только в нем, но распространяется через него на других. Подобно тому, как влага из листьев и цветов в виде аромата и благоухания распространяется вокруг дерева и способствует гармоничному устроению окружающего, так и блаженство человека исходит из него, сообщая благословение и успех всему, с чем он сообщается. Такое расширение новой жизни, нового бытия праведных противопоставляется распространению глумливыми своего извращенного влияния. Столь кардинальное отличие праведных от неправедных в конце не мешает Псалмопевцу увидеть в самом начале одного и того же мужа, стоящего перед выбором пути. Как совет неправедных, так и закон Господа для мужа с самого начала предстают как слова, не отличающиеся друг от друга принципиальным образом. Сила же слов человеческих бывает гораздо больше силы слов Божиих. Вот пророчество Аввакума о Халдеях: «И над царями он издевается, и князья служат ему посмешищем; над всякою крепостью он смеется: насыплет осадный вал и берет ее. Тогда надмевается дух его, и он ходит и буйствует; сила его – бог его» ( Авв. 1:10–11 ). А вот слова пророка Исаии, исполненные во Иисусе Христе: «Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» ( Ис. 42:1–3 ). На древнееврейском языке смысловое различие между советом-â, так и законом-тôгâ не столь велико, как в русском. Вся разница заключается в том, кто дает совет и в каком направлении муж начинает свой путь: будет ли оно словом Истины или же словом отца лжи.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/bogosl...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010