534 Рех ­­ говорю, взываю к ним. Возносить рог (символ власти) ­­ полагаться на свою силу, хвастаться ею; враги сравниваются с необузданными буйволами, которые гордо подымают вверх голову свою и потрясают ею. Не глаголите на Бога неправду с евр.: «(не) говорите (на Бога) жестоковыйно». 535 В ст.7 очевидно после гор нужно дополнить: «приходит к нам помощь». От пустых гор – с евр. «гор пустыни», – конечно, разумеются горы идумейской и аравийской пустыни, след. юг. Преосвящ. Порфирий переводит: «не поднимайте высоко рога вашего и не говорите на Бога неправду, что не на востоке, и не на западе, и не на пустынных горах Бог Судия существует, дабы сего смирить, а сего возвысить». 536 Чаша – символ определенного (часть чаши) Богом для людей наказания; чаша опьяняющая ср. 59:5, Ис.51:17,22 и др. Грядущие наказания страшны, опьяняющи; поэтому чаша представляется наполненною чистым, нерастворенным вином (обыкновенно вино пили в смешении с водою), приправленным возбуждающими пряностями ( Ис.5:2 ), поэтому в высшей степени опьяняющим (ср. прекрасную параллель у Аввак.2:15,16 ). Нет противоречия между словами: (полна) вина нерастворенного ( ακρκου) и растворения ( κερσματυς), потому что, как заметно уже, растворение состояло только в примеси пряностей, след., относительно воды оно было неподместным; у преосв. Порфирия слово κερσματυς переведено: «для угощения». Уклони: очевидно ­­ наклонил, чтобы налить, или дать пить. С евр.: «и Он наливает из нее». От сея в сию, т.е. чаши. Смысл: Бог часто уже наливал из Своей великой чаши гнева в отдельные чаши и подавал народам, достойным наказания; но она от этого не опорожнилась, для вас остались еще отстой (дрождие). 537 Ведом во Иудеи – здесь кажется поставлено последующее вместо предыдущего. Бог ведом был во всей Иудее, и имя Его славилось во всем Израиле, потому что Он так часто и такие великие совершил дела. Некоторые слова во Иудеи принимают в значении чрез Иудею или на Иудее, Бог стал известен язычникам чрез то, что Он сделал во Иудее. Вместо Иудеа, в некоторых евр. списках стоит Иуда, в котором одном существовал еще только народ Божий (Израиль), потому что 10 колен были уже в плену ( Ис.37:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

8. Дд, II, 17-18, ср. 1 Енох 6. 9. Устав, IV, 3-4. 10.  Там же, II, 7-8, ср. I, 7-8, V, 15-16. 11. Толк. на Аввак VIII, 2-3. 12. Книга Тайн, 8-11 ТК, I, с. 320. См. комментарий на эту тему в кн. И. Амусин. Находки у Мертвого моря, с. 25-26, К.Старкова. Кумранская община и внешний мир. ПСб., Л., 1974, (88), с. 68 сл. 13. Дд, X, 14 сл. В Евангелии мы находим прямую полемику против культа субботы. См, напр. Лк 14, 5. 14. Некоторые из этих сектантов сохранили старое ессейское наименование эбионим, «бедные» ( Ориген. О началах, IV, 22, Против Цельса, II, 1, Евсевий. Церк. История, III, 27, Епифаний. О ересях, XX, 17), другие назывались ноцрим, «назарейцами». Сохранившиеся о них сведения довольно скудны. Но и они указывают на тесную связь сектантов с ессейством. См.: J. Danielou. Les manuscrits de la Mer Morte…, р. 117. 15. См.: R. Brown. apocrypha; Dead Sea Scrolls — JBC, II, р. 555. 16. Толк. на Аввак V, 9-12 «Имеются в виду дом Авессалома и люди общины, которые молчали, когда наказывали Учителя Праведности, и не помогли ему против Человека лжи, который презрел учение перед лицом всей общины» (пер. Амусина). «Толкование тому о доме Авессалома и о людях из Совета, которые молчали при обличении Праведного Наставника и не помогли ему против Человека Лжи, который отверг учение среди всего их общества» (пер. Старковой). 17. «Благородные народа — это пришедшие копать колодец жезлами, которыми начертал руководствоваться Предначертатель в течение всего срока нечестия. Другие же, помимо их, не постигнут (этого), пока не встанет Наставляющий правде в конце дней» (Дд, VI, 8-11, пер. Старковой). Глагол амад, вставать, не означает обязательно воскресения. См.: К. Старкова. Литературные памятники, с. 46 сл. То, что в Кумране найдены копии Книги Даниила и фрагменты Книги Еноха, есть косвенное доказательство их веры в воскресение мертвых. О наличии у ессеев этой веры свидетельствует Ипполит Римский в своей книге «Опровержение всех ересей», IX, 27. Русск. пер. — ТК, I, с. 373. 18. Дд, XIX, 14, XX, I, 14. Устав, IX, 11. О двух Мессиях говорится в «Завещании XII патриархов», апокрифе, который родствен кумранской литературе. Один помазанник должен происходить из священнического колена Левия (Зав Рувима, 6, 7-12, Зав Леви, 8, 11-17, Зав Иуды, 24, 1-3, Зав Дана, 5, 10-13), а другой — из колена Иудина (Зав Иуды, 24, 5-6, Зав Неффалима, 8, 2-3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

 1. Быт. 1:1—2(ср. первую). 2. Быт. 5:1—4, 8:1—21. 3. Быт. 22:1—19 (ср. 10-ю). 4. Исх. 12:1—12 (ср. 3-ю). 5. Исх. 14:14—15(ср. 6-ю). 6. Иса. 2:1—5, 1—18 (с большими пропуск.). 7. Иез. 37:1—14 (ср. 11-ю армянск.). 8. Аввак. 1:1—6, 2:11—14, 2:18—3, 3. 9. Ион. 1:1—2, 3, 11—4, 11 (ср. 4-ю). 10. Дан. 3:1—23, 46—100 (ср. 15-ю).    С данным порядком сходен порядок чтений галликанской церкви:  3. Быт. 7:10—8,21. 4. Быт. 22:1—19. 5. Быт. 27:1—40. 6. Исх. 12:1—50. 7. Исх. 13:18—14:9, 15:14—21. 8. Иез. 37:1—14. 9. Иса. 1:1—5, 24. 10. Нав. 3:4—34. 11. Ион. 1:1—3, 10. 12. Дан. 3.    О глубокой древности некоторых отдельных великосубботных чтений сохранились свидетельства у церковных писателей. Так, св. Афанасий Великий в четвертом своем пасхальном послании (332 г.) упоминает о пении на Пасхе песни из 13-й главы Исхода и называет ее праздничной песнью. Св. Кирилл Иерусалимский в 18-м огласительном слове говорит о чтении при крещении оглашенных в великую субботу пророчества Исаии: Светися, светися Иерусалиме). При рассмотрении каждой паримии в отдельности нельзя не заметить, что все они распадаются на три группы: одни из них являются, так сказать, рядовыми, другие говорят о празднике Пасхи, третьи, наконец, имеют ввиду совершавшееся за пасхальным бдением — крещение оглашенных. Рядовыми чтениями являются, несомненно, первая (Быт. 1:1—13) и, быть может, отчасти вторая (Иса. 60:1—16) паримии. В древности литургийные чтения обязательно брались из обоих Заветов — Ветхого и Нового. По обычаю, перешедшему в христианство из еврейства, ветхозаветные чтения полагались из закона и пророков. В нашем богослужении остатком этого обычая являются все триодные паримии вечерен. Первая великосубботная паримия из Бытия тоже есть первое рядовое чтение из закона. Вторая паримия из Ис.60:1—16 отчасти является вторым рядовым чтением из пророков, а отчасти, как было сказано выше, имеет в виду крещение оглашенных. Характерно ее начало: Светися, светися Иерусалиме. Не совершался ли в древности пред этой паримией обряд осенения свечей, какой бывает теперь пред второй паримией на вечернях 40-цы и первых трех дней страстной седмицы и который, по свидетельству Симеона Солунского, служит благословением на освящение храма? В великую субботу этот обряд в древности имел еще и то особенное значение, что тогда в данный день зажигался новый огонь, который иногда и специально добывался для этой цели каким либо особенным образом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Содержание Книга первая Опровергает язычников, которые бедствия империи, особенно же последнее опустошение Рима готами, приписывали христианской религии, запрещающей культ богов. Рассуждает о благосостоянии и невзгодах, бывших в то время, по обыкновению, общими и для людей добрых, и для злых. Обуздывает наглость тех, которые ставили в укор христианству изнасилование христианских женщин воинами. Предисловие    О цели и содержании предпринятого сочинения    В этом сочинении, любезнейший сын мой Марцеллин, тобою задуманном, а для меня, в силу данного мною обещания, обязательном, я поставил своей задачей защитить град Божий, славнейший как в этом течении времени, когда странствует он между нечестивыми, «живя верою» (Аввак. 2:4), так и в той вечной жизни, которую сейчас он «ожидает с терпением» (Рим. 8:25), веря, что «суд возвратится к правде» (Пс. 93:15), и которую он обретет в силу несомненного ее превосходства, защитить против тех, которые ставят своих богов выше его Основателя. Велик и тяжел этот труд; но «Бог нам прибежище» (Пс. 61:9).    Знаю, какие нужны силы для того, чтобы убедить гордых, как велика доблесть смирения, благодаря которой все земные величия, колеблющиеся от непостоянства времени, превосходит не присвоенная себе человеческой спесью высота, а та, которая даруется божественною благодатью. Ибо Царь и Основатель этого града, о котором мы задумали говорить, открыл в Писании Своем народам определение божественного закона, в котором сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6; 1 Пет. 5:5). Но то, что принадлежит одному только Богу, старается присвоить себе и надменный дух гордой души, и любит, чтобы ему вменяли в славу Щадить покорных, низлагая гордых.    Поэтому, насколько того требует предпринятый мною труд и насколько это представляется возможным, нельзя обойти молчанием и земного града, который, стремясь к господству, сам находится под властью этой страсти господствовать, хотя ему и поклоняются народы. Глава 1. О врагах имени Христова, которых варвары при опустошении Рима пощадили ради Христа

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

К первым принадлежат: 1) „Чин совершения вечерни Господней (The order for the administration of the Lord Supper or Holy Communion»), 2) „Чин совершения повседневного утреннего богослужения» и 3) „Чин совершения повседневного вечернего богослужения». Порядок совершения вечери Господней уже изложен мною при раскрытии учения американской церкви о таинстве причащения и потому я опускаю его. Что касается утреннего богослужения, то оно начинается произнесением отдельных стихов из Библии ( Аввак. 2:20 ; Псалм. 121:1; 18:15 и Фил. 1:3 ), и чина исповедания и отпущения грехов, уже изложенного мною при раскрытии учения американской церкви о таинстве покаяния. По окончании исповеди и прочтения „Отче наш...» поются или читаются псалом 94-й и другие псалмы, положенные на каждый день по уставу. Затем следует „первое чтение» мест из Ветхого Завета, положенных по календарю, пение или чтение славословия „Тебе Бога хвалим...», или песнь трех отроков, бывших в пещи Вавилонской: „благословите, вся дела Господня Господа..» ( Дан. 3:57–88 ). Потом совершается „второе чтение», заимствованное из Нового Завета опять по календарю, сопровождаемое пением или чтением Лк. 1:68–79 : „благословен Господь Бог Израилев»... или псалма 99-го: „воскликните Гоеподеви, вся земля»... После этого читается апостольский или никеоцареградский символ со вставкою слова filioque, произносятся краткие ектенийные возгласы и читается целый ряд коллект: а) коллекта дня, в коей испрашивается, чтобы Господь очистил мысли и сердца молящихся, б) коллекта о мире, в которой испрашивается, чтобы Господь избавил верующих от врагов, в) коллекта о благодати, в которой испрашивается, чтобы все наши деяния были управляемы промыслом божественным. Далее читаются несколько молитв: 1) за гражданскую власть, во главе с президентом, в которой испрашивается, чтобы Господь „благословил Своего раба – президента Соединенных Штатов... и исполнил его благодатью Св. Духа, дабы он постоянно следовал Его воле и ходил по Его путям...”; молитва за клир и народ, в которой испрашивается, чтобы Господь „излил животворный Дух благодати на епископов, священников и на все общины, вверенные их попечению, дабы они могли благоугождать Ему“...; молитва о соединении верующих, в которой испрашивается, чтобы Господь всех людей привел к познанию истины (христианской) и соединил их воедино.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

2. 3), если не будем сказанного, что доброе око не узрит зла» ( Аввак 1, 13 ; Святой Исаак Сирин, сл. 21). Хорошо говорит Премудрый: видяй право помилован будет ( Притч. 28:13 ) и вся противна суть мужу безумну ( Притч. 14:8 ; авва Дорофей, поуч. 16). Не имеющий в себе любви не находит ее и в других, не обретший внутри себя Царствия Божия, не видит его вне. «Если же человек, — говорит Пимен Великий, — достигнет того состояния, о котором сказал Апостол: вся чиста чистым (Тим.1:15), то увидит, что сам хуже всякой твари» (Достопамятные сказания, стр. 249). Человек, вступивший на путь совершенства, устремляя взор свой внутрь, познавая себя, по мере этого познания считает себя худшим всех. Прежде, при страстях и миролюбии, он не видел лесу из-за деревьев, теперь же он яснее видит свое настоящее положение во тьме заблуждений, яснее видит не только лес — страсти, но и мелкие кустики — помыслы. Так солнечный луч пробившись чрез скважину в темную комнату, освещает все темные предметы и показывает даже тончайшую пыль, носящуюся в воздухе (Лествица сл. 26, стр. 223; блаженный Диадох, гл. 27). Существо человеческой природы таково, что чем ближе человек стоит — приближается к совершенству, тем далее от него это совершенство. Чем лучше, например, художник осуществляет свою идею на полотне, тем более он ею не доволен. Так и здесь: «заповедь не имеет меры: чем более кто познает Бога, тем более сознает себя далеким от заповедей» (Святой Феодор Студит, Добротолюбие, т. 4. гл. 36). «Чем ближе человек к Богу, тем более сознает себя грешником. Пророк Исаия, увидев Бога, назвал себя окаянным и нечистым» ( Ис. 6:5 ; авва Матой, Достопамятные сказания, стр. 194). Великий подвижник, преп. Памва, после многолетних трудных подвигов говорил пред смертью: «Я отхожу, однако, к Богу так, как будто и не начинал еще жить Богоугодно и иночески» (Житие, 18 июля). «Я только коснулся начала своего покаяния», — сказал пред смертью и преподобный Сисой Великий, прожив в пустыннических подвигах шестьдесят лет.

http://azbyka.ru/starchestvo

6 Аввак, 2:14, 8:3. Наполнится вся земля ведения славы Господни. – Бог от юга приидет, и Святый из юры приосененные чащи, покры небеса добродетель Его и хваления Ею исполнь земля. 7 См. в Послании Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере прибавлен, вопр. и отв. 3. Здесь же сказано о церковных песнопениях Правосл. Церкви следующее: «все сии книги (триоди, минеи и проч.) содержат здравое и истинное Богословие, и состоять из песней, или выбранных из Свящ. Писания, или составленных по внушению Духа, так что в наших песнопениях только слова другие, нежели в Писании, а собственно мы поем то же, что в Писании, только другими словами. Для совершенного же удостоверения в том, что наши гимны составляются из слов Писания, мы в каждом так называемом тропаре помещаем стих Писания.» 10 Эти песни суть следующие: а) песнь Моисеева. помещенная в кн. Исхода, 15:1–18; 6) песнь вторая того же св. Пророка, находящаяся в кн. Второзакония 32:1–43, в) песнь св. Анны, матери Самуила Пророка, помещенная в 1 Царств 2:1–10; г) песнь-молитва св. Пророка Аввакума, в его книге, гл. 3, д) песнь св. Пророка Исаии, его кн. гл. 26, е) песнь св. Пророка Ионы, его кн. гл. 2; ж) песнь св. трех отроков, помещённая в кн. св. Пророка Даниила, гл. 3; з) вторая их песнь в той же главе; и) песнь Пресв. Богородицы, Лук. 1 , и i) песнь св. Пророка Захарии, отца Предтечи, там же. В книге о служении и чиноположениях православной грекороссийской Церкви па листе 19-м изд. 1792 г. говорится: «О сих песнях упоминает Ориген ; и св. Златоуст в слове: «Всяк сам себе вредить,» что песнь трёх отроков везде поется. Сии песни, кроме 9-й и 10-й, воспевались от Иудеев. Церковь , дабы не соблазнился новостью псалмопения кто либо из обращающихся от Иудеев, определила и их воспевать, к чему присовокупила 9-ю и 10-ю песнь» 12 На сей дар указывая, св. Апостол Павел говорит: Братие! егда сходитеся, кийждо вас псалом имать. 1 Коринф. 14:26 13 См. беседу высокопр. московского митрополита Филарета на слова: помолюся духом, помолюся и умом, воспою духом, воспою же и умом. 1Коринф. 14:15.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

с небесе» (1 Кор. 15:47). Посему именем Адама первого обозначает первозданного в мире, а именем Адама второго — Человека, разумеемого в Спасителе, Который называется Сыном человеческим, овчатем, лозою виноградною, хлебом, древом, зерном пшеничным и подобными сим именами; именуется же и Адамом, хотя великое различие между Адамом вторым и Адамом первым. Ибо один произошел из земли, а другой, сый Отчее Слово, «плоть бысть» (Ин. 1:14), не перестав быть Словом оттого, что понес на Себе плоть, как и золото не теряет славы, будучи заключено в чуждом влагалище.    26) Когда же учитель наш говорит: «разумейте Посланника и Святителя исповедания нашего Иисуса... верна суща Сотворшему Его» (Евр. 3:1, 2), не подумай, что от начала сущий у Отца Бог — Слово есть создание. Ибо апостол повелевает разуметь не Божество невидимое, но Господня человека, Которого Павел же наименовал «Ходатаем Бога и человеков, человеком Христом Иисусом, давшим Себе избавление за нас» (1Тим. 2:5). Сего-то повелел он разуметь Иисуса, «верна суща Сотворшему Его»; как и Господь говорит: «смотрите вран, яко не сеют» и проч. (Лук. 12:24); еще: «смотрите крины сельные, како растут» (Лук. 12:27); следовательно, повелевает обратить внимание на видимое, а не на ангелов или другие невидимые твари. Если и Аввакум пророк говорит: «разумех дела Твоя, и ужасохся» (Аввак. 3:2), то этим сказует, что уразумел он дела, а не Творца дел. И апостол повелевает разуметь видимое Господне тело, а не Божество Слова невидимое; потому что «Бога никтоже нигдеже виде» (1 Иоан. 4:12), «ниже видети может» (1 Тим. 6:16). «Бог же бе и есть Слово», как говорит Богослов Иоанн (Иоан. 1:1). Посему кого повелено нам разуметь, человека Христа Иисуса, Который дал Себя во избавление за нас, Которого сказуем «Посланника и Святителя верна суща», того апостол повелевает разуметь как создание. Все создано; но Божие Слово, т. е. Сын, есть не тварь, а рождение по естеству. Ибо Отец создал всё Словом, как говорит Павел: «тем создана быша всяческая» (Кол.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

1 “Dio Menschen sind in Poesie und Kunst nur so lange productiv, als sie religiös Bind”. Goèthe 2 Мы пользуемся при этом сочинением каноника Фаррара «The Life of Christ as represented in art”, London 1694. 4 “Стояла прекрасная Матерь, ликуя подле яслей с сеном, где лежал Младенец, радостную душу которого, ликующую я воспламененную, охватил торжественный восторг”. 5 Тот же смысл сохранился в Vetus Itala: in medio duorum animalium innotesceris. К сожалению, в русском синодальном тексте смысл этот совершенно утрачен, и этот стих читается согласно с Масоретским так: “Соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его“, Аввак. III, 2. 8 Такого рода полуразвалившийся сараи часто встречается на картинах средневековых живописцев, желавших изобразить этот символ разрушения ветхозаветного домостроительства. 10 Флёри говорит: “в Риме и на западе обыкновенно занимались пастырями; между тем как волхвы постоянно выступают в христианских памятниках первого времени”. В очень немногих изображениях этого предмета, Иисус Христос всегда pannis involutes (завернут в тряпки) наподобие итальянского ребенка. Читателю интересно будет видеть единственный известный Флёри образчик поклонения пастырей без волхвов. Он взять с барельефа в Латеране, и относится к IV веку. Пастуха, которого можно узнать по его pedum (посоху), приводит ангел. 12 О Лотто смотри Lanji,p.142. Pio, который особенно восторгался мистической школой, относился с большим вниманием в этому несравненному замечательному живописцу, впечатлительный гений которого носит на себе следы различных влияний и обнаруживает сходство с Корреджио. 14 Художник, конечно, есть сын своего времени, но плохо для него, если он в тоже время и воспитанник его или даже его баловень”. Шиллер. 15 Есть еще и другое древнее изображение на одной древней гробнице, даваемое Флёри, в его L’Evangile Pl. XX. Fig.2; и еще одно на кладбище Св.Петра и Марцеллины, даваемое Лафенестром. 16 Монах Иоанн Гильдесгейм, умерший в 1379г. написал “Историю трех – Historic Trium Regum, – напечатанную Винкином де Ворде в 1499г. Он говорит, что волхвы были, “цари Индии, Халдеи и Персии.” Мельхиор был царь Индии, Валтасар – Годолии и Аравии, Яспер – царем Фарсиса и он был “величествен ростом и без сомнения был черным ефиопом.” “Он был первым из неверных, которые уверовали в Христа.” Достопочтенный Беда говорить: “Волхвы означают три части мира, – Азию, Африку и Европу.” По преданию, один из них был 60 лет, другой 40, а третий 20 лет. Имена их впервые встречаются в церковной истории в 1179г.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rozhde...

5:14), и холмам и бурным потокам (morrenmibus), которых вера усиливается чрез бурю преследований и чрез бедствия притеснения; а также долинам, тем, кои принижены чрез смирение, и опустевшим церквам, и развалинам и собраниям церквей, оставленным на всей земле, как было во всем мире при Диоклетиане и Максимиане во время преследования, чрез которое Церкви подверглись проскрипции и опустошению и когда все язычники и окрестные еретики поносили Церковь. Изрек же Он слово собственно против Идумеи, которая по причине земных дел желала, чтобы все, оставив образ небесного, носили образ перстного (1 Кор. гл. 15). Ибо они назначили себе землю Божию в наследие и от всего сердца и души преследовали Церковь Господню и изгоняли ее с места пребывания ее и опустошали. Но послужило ли на пользу язычникам, помогло ли народам еретическим поругание над землею Господнею, когда Господь говорит к ней, и горам ее, и долинам и горным хребтам или местам лесистым, которые цвели райскою красотою, и холмам, о которых мы выше сказали, в ревности и в ярости Своей Он изрек слово, и вследствие поношения от народов, Он поднимает руку Свою на противников, преследовавших Церковь, чтобы они понесли посрамление и бесчестие свое? Тогда, по истреблении преследователей и по восстановлении мира Церкви, горы Израилевы, то есть апостолы и мужи апостольские, распустят деревья свои, и распрострут ветви свои и будут приносить грозды, которые будут топтать в точиле Господнем и из которых изливается виноградный сок, упояющий народы верующие, и выжимается вино, веселящее сердце человека (Псал. 103), чтобы всякие плоды гор, из которых приготовляется хлеб, сходящий с неба, вкушал народ Бога Израилева. А чтобы мы не отчаявались при преследованиях, то прибавляется: близко время пришествия. Ибо идый приидет и не умедлит (Аввак. 2:3). Поэтому Он обещает пришествие Свое к горам и в тем, кои испытывали злоключения, и дает обетование, что после жестокого преследования земля, прежде вспаханная оралом Христовым, будет возделываться и засеваться всякими добродетелями, из которых будут рождаться и умножаться люди и весь дом Израилев.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010