И протопопа Аввакума, бедного горемыку, в то время с прочими остригли в соборной церкви власти, и на Угреше в темницу, проклинав, бросили. Верный разумеет, что делается в земли нашей за нестроение церковное». Как и между самыми святыми необычно свят и велик был протопоп Аввакум, это с особенною ясностию видно из его рассказа о следующем бывшем ему виднии: протопоп, постясь, ничего не ел в течении четырех дней и сильно ослабел. Однако он пропостился еще несколько Дней, и, в этом состоянии, сподобился такого видния: «Божиим благоволением в нощи вторые недели, против Пятка, распространился язык мой и бысть велик зло, Потом и зубы быша велики; а се и руки и ноги быша велики, потом весь широк и пространен под небесем и по всей земли распространился; а потом Бог вместил меня небо, землю и всю тварь. Мне же молитвы непрестанно творящу и лествицу перебирающу в то время». И затем, обращаясь к царю, в послании к которому из Пустозерска он рассказывает про это видение, говорит: «ты владееши, на свободе живучи, одною русскою землею; а мне Сын Божий покорил за темничное седение небо и землю... Небо мое и земля моя, свет мой и вся тварь. — Бог мне дал, якоже выше сего рекох». Аввакум не только себя и свои подвиги ставил очень высоко, но и свои писания к разным лицам приравнивал, видимо, к посланиям ап. Павла, которому он старается подражать. Его послание к некоему брату начинается так: «Раб и посланник Исус Христов, волею Божиею, и узник о Господе, старой грешник,протопоп Аввакум Петров, брату имереку, еже о Христе с братиею, радоватися вам, другом моим, и здравствовати о Спасе, Бозе и Господе нашем Исусе Христе. Молю вы, чада церковная, и коленам вашим касаюся». В посланы ко всем своим ученикам пишет: «молю убо вы аз, юзник о Христе Исусе, не мудрствовате паче, еже подобает мудрствовати». В «книге всем горемыкам миленьким» он пишет так: «Раб и посланник Исус Христов, волею Божиею земляной юзник, протопоп Аввакум, чадом святая соборные и апостольския церкви: Акинфею с сестрою Маврою, Родиону, Андрею».

http://sedmitza.ru/lib/text/439657/

Ф. 141. Д. 46. Св. 80. Л. 138), а в 1645 и 1653 гг.- царь Алексей Михайлович (Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. С. 21, 382). В XVII в. существовала традиция, согласно к-рой в дни престольных праздников П. Б. м. (1 мая и 8 сент.) игумен, келарь и казначей обители посещали царя «со святыми водами» (Калужский объединенный музей-заповедник (КОМЗ). Кп 8540). В 1656 г. в мон-рь приезжал патриарх Никон (Минов) ( Жизневский. 1889. С. 26-27). В 1660 г. старцы П. Б. м. Авраамий, Феодосий и Иона покинули обитель с целью восстановления медынской Благовещенской пуст. (РГАДА. Ф. 233. Кн. 100. Л. 180; Калужские ЕВ. 1891. 18. С. 615-616). 9 марта 1666 г. в П. Б. м. был доставлен протопоп Аввакум Петров и отдан «под начал» (РИБ. 1927. Т. 39. Стб. 708). В обители Аввакум, заключенный в «переменные цепи», находился в заточении до мая. 5 сент. Аввакум вторично был доставлен в П. Б. м. из Угрешского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря , где его поместили «заперши, в темную палатку, скованна и держали год без мала» ( Аввакум. 1904. С. 18) вплоть до весны 1667 г. В обители Аввакума посещали различные духовные лица, к-рые пытались его увещевать и склонить к подчинению канонической Церкви. 30 апр. 1667 г. протопоп Аввакум был доставлен в Москву для суда над ним Вселенских патриархов; он был помещен на подворье П. Б. м. на Посольской ул. (Там же. С. 20). В 1685 г. в П. Б. м. введена архимандрития. После введения штатов обитель отнесена к мон-рям 1-го класса. В 1775-1776 гг. в П. Б. м. из московского Покровского мужского мон-ря (см. Московский в честь Покрова Пресвятой Богородицы ставропигиальный женский монастырь ) была переведена Крутицкая ДС для обучения детей священнослужителей, однако о дальнейшей судьбе ДС в стенах П. Б. м. достоверных данных нет. В связи с этим в XVIII - нач. XIX в. установилась следующая практика: настоятель мон-ря, находясь чаще всего на должности ректора семинарии, поручал руководство мон-рем наместнику-иеромонаху. В разные периоды в XVIII - сер. XIX в.

http://pravenc.ru/text/2579798.html

И протопопа Аввакума, бедного горемыку, в то время с прочими остригли в соборной церкви власти, и на Угреше в темницу, проклинав, бросили. Верный разумеет, что делается в земли нашей за нестроение церковное» 163 . Как и между самыми святыми необычно свят и велик был протопоп Аввакум, это с особенной ясностью видно из его рассказа о следующем бывшем ему видении: протопоп, постясь, ничего не ел в течение четырех дней и сильно ослабел. Однако он пропостился еще несколько дней, и, в этом состоянии, сподобился такого видения: «Божиим благоволением в нощи вторые недели, против пятка, распространился язык мой и бысть велик зело, потом и зубы быша велики; а се и руки и ноги быша велики, потом весь широк и пространен под небесем и по всей земли распространился; а потом Бог вместил в меня небо, землю и всю тварь. Мне же молитвы непрестанно творящу и лествицу перебирающу в то время». И затем, обращаясь к царю, в послании к которому из Пустозерска он рассказывает про это видение, говорит: «ты владевши, на свободе живучи, одною русскою землею; а мне Сын Божий покорил за темничное седение небо и землю… Небо мое и «земля моя, свет мой и вся тварь. – Бог мне дал, якоже выше сего рекох». 164 . Аввакум не только себя и свои подвиги ставил очень высоко, но и свои писания к разным лицам приравнивал, видимо, к посланиям ап. Павла, которому он старается подражать. Его послание к некоему брату начинается так: «Раб и посланник Исус Христов, волею Божиею, и узник о Господе, старой грешник, протопоп Аввакум Петров, брату имереку, еже о Христе с братиею, радоватися вам, другом моим, и здравствовати о Спасе, Бозе и Господе нашем Исус Христе. Молю вы, чада церковная, и коленам вашим касаюся». В послании ко всем своим ученикам пишет: «молю убо вы аз, юзник о Христе Исусе, не мудрствовате паче, еже подобает мудрствовати». В «книге всем горемыкам миленьким» он пишет так: «Раб и посланник Исус Христов, волею Божиею земляной юзник, протопоп Аввакум, чадом святые соборные и апостольския церкви: Акинфею с сестрою Маврою, Родиону, Андрею».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

«Вы получили образование, и не грех ли забывать об этом? Ну что будет, если все вдруг возьмутся за половую тряпку и будут спокойно спасаться безответственным мытьем полов?» (Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Псково-Печерский монастырь, 2000, с.72). Аввакум Петров. Об иконном писании//Аввакум Петров. Послания и челобитные. СПб., 1995. С.21. Аввакум Петров. Нравоучение//Там же. С.48 – 49. А заботиться о будущем в любом случае надо. «Народная мудрость говорит: умирать собираешься, а пшеничку-то сей» (Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Псково-Печерский монастырь, 2000, с.161). " Воля Божия определила Вам быть матерью четырех витязей, которых Вы, а не кто другой, должны приготовить к взрослой жизни. И если определил Господь жить нам во время «компьютерное», то можем ли мы оградить детей наших от того, чем живут окружающие? Но вот смотрите: один на компьютере издает богослужебные книги, а другой – нечто непотребное. И разве под суд надо отд а вать компьютер? Сколь ко ума, такта, жи в ой любви необх о димо иметь Вам, чтобы не потерять сыновей и привести их к Богу. Какая уж тут пещера? Тут в пору самой сесть за компьютер, чтобы говорить и о Боге на языке и на уровне понятий детей своих. Ведь компьютер-то тоже изобретен не без Божьего попущения. Бойтесь отдать детей телевизору и улице бесконтрольно " (Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Псково-Печерский монастырь, 2000, сс.238-239). Во время войны с Югославией именно США предпочли разрубить интернетовские связи Югославии. Ее телефонные линии были отключены от американских спутников… По этому поводу даже западные журналисты недоумевали: по их предположаениям именно «диктаторский режим Милошевича» должен был ввести цензуру и отрезать югославов от бесцензурного общения с внешним миром, но вместо Милошевича это сделали американцы… К счастью, этого не произойдет хотя бы потому, что отношение Патриарха к Интернету другое, чем у борцов с «сетью»: «Мы завершаем век, когда с помощью современных систем коммуникаций сообщения по всему миру распространяются за считанные минуты.

http://predanie.ru/book/71827-hristianst...

80 «Раб и посланник Исус Христов, волею Божиею, и узник о Господе, старой грешник, протопоп Аввакум Петров, брату, имя – рек, еже о Христе с братиею, радоватися вам, другом моим, и здравствовати о Спасе, Бозе и Господе нашем Исусе Христе. Молю вы, чада церковная, и коленом вашим касаюся: аще обретох пред вами благодать, поминайте мя в молитвах своих, да даст-ми-ся слово проглаголати устом моим на сопротивныя Божия и отступники стараго нашего православия» (– 67). Так начинается данное послание. Потом оно говорит об «отступлениях от православия» и особенно подробно о «перстах» и «жертве», – сопровождая речь теми или другими наставлениями, в роде того, как поступать «аще никониане крестят детей», – говорит со страшным фанатизмом, в самых хульных выражениях. И делает это Аввакум не только с целью научить «братию» предметам необходимого ведения, но и с целью более частною – чтобы подойти к положению, что «добро те сделали, кои в огонь забежали сами». «Знал я, – говорит Аввакум, – покойника Дометиана: прост был человек, но вера тепла и несумненна, а конец пускай добре сотворил: отступников утекая, сожегся». В доказательство этого далее указываются исторические примеры, но с оговоркой, что «не всем же так» необходимо делать (– 68–78). После этого послание незаметно переходит к обличению тех, которые мудрствовали, что пришествие пророков Илии и Еноха на обличение антихриста «будет духом, а не плотию», причем одного из таковых лжесловесников называет по имени, именно Трифилия, порицая его за то, что он «учил» не «по писанию», а «мраковидным видением» (– 78–80). В конце послания приписано: «и старец Епифаний молит Бога о всех, таже благословение послав, челом бьет» (– 81). Когда писано послание и кому – ни в тексте послания, ни в приписке к нему не сказано прямо. Поэтому эти вопросы можно решить только приблизительно и с вероятностью, или же только поставить их. Так, не может подлежать сомнению, что называя Дометиана, Аввакум упоминает о тюменском попе. Так как самосожжение последнего последовало в ночь на 6 января 1679 года, то настоящее послание могло явиться не ранее этого года.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Однако, еще не приступая к делу, в 1653 году патр. Никон сделал попытку к восстановлению двух древних обрядов: он издал «память», или, по-теперешнему, указ: 1) чтобы православные для крестного знамения складывали три первые перста правой руки и 2) при чтении молитвы великопостной св. Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего делали бы четыре земных поклона и двенадцать малых, а не семнадцать земных, как тогда стали делать. Это-то распоряжение патриарха и вызвало первое проявление раскольнического духа. Царский духовник, протоиерей Благовещенского собора Стефан Вонифатьев, его друг протоиерей московского Казанского собора Иоанн Неронов, бывший протоиерей г. Юрьевца Аввакум Петров, проживавший тогда в Москве у Иоанна Неронова, бывшие протоиереи – костромской Даниил и муромский Логгин и некоторые монахи решительно воспротивились принять распоряжение патриарха и начали ту смуту, из которой возник и теперь еще существующий раскол так называемых старообрядцев. Они составили выписки из недавно напечатанных книг о том, как складывать персты, и о поклонах, то есть выписали те самые неправильные мнения, о которых мы заметили выше, и подали царю, а по Москве разнесли злобную молву, будто Никон совсем запрещает поклоны. Особенно резко и грубо выступил против патриарха Иоанн Неронов, так что патриарх вынужден был предать его соборному суду. С Неронова сняли скуфью и отправили его в Вологодскую губернию в Спасо-Каменный монастырь. По отъезде Иоанна Неронова Аввакум оставался в Москве и, проживая на его квартире, ходил к богослужению в Казанский собор. Он, несмотря на то, что не принадлежал к соборному причту, вмешивался в дела собора и в богослужениях хотел первенствовать. Когда же соборные священники заметили Аввакуму неуместность его притязаний, Аввакум обиделся, ушел из собора и завел свое богослужение на сушиле (в сарае), на дворе дома Иоанна Неронова, куда и увлек за собою некоторых из богомольцев. Удалившиеся переманивали и других из церкви на сушило, говоря, – со слов, конечно, Аввакума, – что в иное время и конюшня лучше церкви, намекая этим на то, что патриарх Никон вводил будто в Церковь ересь. Патриарх призвал Аввакума и его последователей к допросу; но эти люди не только не выказали раскаяния, но дерзко поносили и патриарха и всех архиереев и даже самого царя, почему и были осуждены в ссылку в разные места: Аввакум сослан в Сибирь, Даниил и Логгин лишены священства и сосланы – первый в Астрахань, а второй в Муром. Оба они вскоре умерли.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Поэтому и сам Капитон слыл «первым за веру стоятелем». 302 Отсюда-то и начинался переходный мостик для занесения примера в темную массу старообрядства. А между тем явление нашло здесь: во-первых, новое оправдание внутреннее, и во-вторых, одобрение от авторитета. Одобрение, бесспорно, было не менее важно, чем и первоначальный пример. И если бы, в частности, одобрение не было дано протопопом Аввакумом, самоистребление не достигло бы своих ужасающих размеров. Ему, конечно, скоро стали известны первые случаи самоуморения и самосожжения. Не позднее 1675 года стал известен и ответ Аввакума. В беседе о последнем времени Аввакум писал: «иные ревнители закона, уразумевше лесть отступления, да не погибнут зле духом своим, собиравщеся в дворы с женами и детьми, сожигахуся огнем своею волею. Блажен извол сей о Господе» (V, 264–5). Так рассудил Аввакум и суд его имел громадное значение. В среде «правоверного» старообрядства началась смелая проповедь. «О братие и сестры! радейте и не ослабейте; великий страдалец Аввакум благословляет и вечную вам память любезно воспевает; тецыте, да вси огнем сгорите; приближися-ко семо, старче, с седыми своими власы, приникни, о невесто, с девическою красотою: воззри в сию книгу, священную тетрадь, еда мы вас мутим и обманываем! Зрите слог словес и чья рука! Не буди нам вам лгати и на святых клеветати: сам сие чертах великий Аввакум, славный страдалец, вторый во всем Павел». Что же? «Старец, взирая, слезы ронит; отроковица, смотря, сердце крушит». Если кто спрашивал, как имя апостолу, заповедавшему самоубийство, если кто возражал, что не в одном Аввакуме «закон затворен», тот слышал лаконический ответ: «велик муж и страдалец... пяти тысяч отцов, ни страдальцев, ни законников, никого не послушаем, только одного отца Аввакума держимся и слушаем». 303 Таково было значение авторитета пустозерского узника в вопросе о самоистреблении. Инок Сергий и Поликарп Петров скоро «расплодили» письмо Аввакума «во всю русскую землю» и самоистребление быстро достигло ужасающих размеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

«Егда в Риме Петр апостол от Нерона царя пострада и повелеша его пригвоздить к кресту, Петр же глаголаше: не подобает ми подобитися смерти Владыки моего Христа, но учините мя стремглав в распятии моем. Распинатели же поворотиша вверх ногами Петра и в колоду вдолбиша верхний конец креста по прошению (V, 279). «От православных последи поставлен по обычаю, – вверх головою поворотили» (VIII, 223), – отсюда на Петровом кресте – колода, а не титло (V, 278). «Егда же соблудиша римстии людие над церковью, нарекоша имя ей костел, понеже стоит на костях апостола Петра: оттоле же прият и крест с колодкою Петров, а Христов отринуша прочь и стали писать распятие Христово на сеновном, еже есть на четвероконечном кресте» (V, 279). Таким образом, по объяснению Аввакума, и семиконечный крест не есть Христов крест. «И той Петров крест не безчествуем, – добавлял Аввакум, – но в своем его месте держим в церкви» (V, 219). Где же? При решении этого вопроса Аввакум отсылал читателя посмотреть чин освящения церкви в старопечатном Потребнике. «В Потребниках написано, два креста в освящении церковном назнаменани на листах, указано, как престол и алтарь украшать: над антиминсом крест Христов с возглавием назнаменати и антиминс с ним на престол положи... а другой крест без верхнего возглавия, Петров, сиречь водружальный крест, на другом листу назнаменан, как сделать древяной, по тому образу подпись на нем учинить сице: освятися сей алтарь в лета сия, индикта сего и месяца день, и поставить древяный водружальный крест в алтаре, за престолом на стене стоит неподвижно. Гляди на престол и на церковь , и люди Христовы паси, по заповеди Его, якоже приказано тебе». В объяснение своих слов расколоучитель, разумеется, шел искать писания и силы его. Ссылаясь на изречение Христа апостолу Петру у Мф. 16:18–19 : и дам ти ключи царства небесного, – он давал ему следующее толкование, обращая взор читателя к кресту, стоящему за престолом. «Пускай, стереги церковь Христову, на тебе церковь положена, сиречь приказано тебе то дело, верному и доброму пастырю: стой в алтаре пастырь и гляди на всю церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Недолго продолжалась, таким образом, жизнь протопопа в Москве, немного пришлось ему и ратовать здесь за старую веру. Через какие-нибудь шесть месяцев свободной жизни снова уже начиналась для него далекая ссылка, снова глянула ему в глаза северная зима с ее морозами и вьюгами, с ужасами дальнего и тяжелого пути. Перед ними дрогнуло сердце даже этого закаленного в бедствиях человека и из его усталой груди в первый и в последний раз вырвалась мольба о пощаде. С дороги, из Холмогор, отправил он к царю новую челобитную, не поднимавшую уже никаких общих вопросов, а носившую чисто личный характер. «Христолюбивому государю, царю и в. кн. Алексею Михайловичу, – так начинал Аввакум это короткое свое послание, – бьет челом богомолец твой в Даурех мученой протопоп Аввакум Петров. Прогневал, грешной, благоутробие твое от болезни сердца неудержанием моим, а иное тебе, свету–государю, и солгали на меня, им же да не вменит Господь во грех ! Помилуй, равноапостольный государь–царь, робятишек ради моим умилосердися ко мне! С великою нужею доволокся до Холмогор; а в Пустозерской острог до Христова Рождества невозможно стало ехать, потому что путь нужной, на оленях ездят. И смущаюся грешник, чтоб робятишка на пути не примерзли с нужи». В виду этого он просил позволения остаться в Холмогорах или где-нибудь в другом, не столь далеком, как Пустозерск, месте, и вся челобитная заканчивалась своего рода воплем измученного страдальца: «И в Даурской земле у меня два сына от нужи умерли. Царь государь, смилуйся». В конце ноября один из учеников Аввакума, юродивый Киприан, передал его челобитье государю, а 6 декабря последний получил и новую просьбу за сосланного от старого его друга, бывшего протопопа Ивана, теперь старца Григория Неронова. Вступаясь за своего приятеля и бывшего сподвижника, Неронов писал царю, что церковные власти, оскорбившись просьбой Аввакума назначить новых иерархов, налгали на него, будто он по улицам и площадям учил народ, увещевая не ходить в церковь . Он уверял даже (вопреки истины, впрочем), что Аввакум по указу государя молчал, дожидаясь собора. «Только он с Ларионом архиепископом, да с твоим государевым духовником говорил наедине о сложении перстов и о трегубой аллилуйе, и о прочих догматах... да о том же он говорил в дому окольничего Ф. М. Ртищева; а больше он нигде и по улицам ходя о том не говаривал». В виду этого старец Григорий просил не отправлять протопопа в Пустозерск, а позволить поселиться вместе с ним в Игнатовой пустыни на Саре.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/protopop...

В мае 1666 года под председательством трех патриархов открылся Большой Московский Собор. Половину из присутствовавшего на нем епископата составляли восточные иерархи. Собор официально подтвердил все сделанные Никоном исправления и объявил противников реформы противниками Церкви. С тех пор приверженцев старых книг и обрядов стали называть старообрядцами или староверами. Ревнители же старых обрядов прозвали своих противников никонианами. Главные причины, вызвавшие раскол, поражают своей мелочностью. Ошибки совсем не затрагивали основ веры. Под «старой верой» подразумевались привычные формы обрядов и неизменные тексты богослужебных книг. Со временем и сам Никон, попав в немилость к царю и пребывая в ссылке, признал историческое равноправие старых и новых обрядов. Но было уже поздно. Анафемы на «непокоряющихся святому Собору» уже прозвучали. Отказавшись выполнить требования Собора, раскольники фактически решились на открытый бунт против власти. Протесты против навязывания обрядовых реформ вспыхивали сначала на окраинах русского государства, а потом и в самой Москве, где сторону раскольников приняли царские стрельцы. После усмирения столичного бунта правительство усилило свою строгость к мятежникам. От преследований и наказаний староверы стали убегать в непроходимые заволжские леса или покидать пределы России, сохраняя в своих общинах чувство тоски, погребальную грусть об утраченной Древней Руси. М.В. Первушин Протопоп Аввакум Петров Протопоп Аввакум Петров вначале был сотоварищем патриарха Никона и активным членом кружка «боголюбцев». Однако после начала богослужебной реформы он становится главным идеологом борьбы за древнерусское благочестие. Его личность была ярчайшим примером той силы духа, которую проявляли русские люди в борьбе за идею. Аввакум родился в 1621 году под Нижним Новгородом в семье священника. Вспоминая свое детство, протопоп писал: «Однажды еще мальчишкой я видел, как умирала соседская скотина, и был поражен до глубины души. Той же ночью я встал тайно перед образом Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010