Закрыть itemscope itemtype="" > «Аввакум. Распря» В Москве прошла презентация книги учёного и писателя Виктора Петрова 10.05.2022 608 Фото: Предоставлены автором Накануне Дня Победы в Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви в Москве состоялась презентация новой книги «Аввакум. Распря» нашего известного земляка, поэта, учёного-историка, члена Союза писателей России, бывшего проректора по науке ГГТУ Виктора Михайловича Петрова. Ведущим встречи был сам Предстоятель РПСЦ митрополит Московский и всея Руси Корнилий (почётный гражданин Орехово-Зуева). Во многом уникальную книгу нашего земляка представил известный российский книгоиздатель, историк, коллекционер, патриот России, благотворитель, меценат, строитель и председатель президиума общественного фонда «Возрождение Тобольска», экс-мэр Тобольска Аркадий Григорьевич Елфимов. Редактором издания стал известный поэт, секретарь Союза писателей России, заслуженный работник культуры РФ Виктор Фёдорович Кирюшин. Замечательные иллюстрации к книге создал потомственный художник известный мастер книжной графики Александр Шибанов (среди его предков — меценат Савва Мамонтов и другие представители купеческой династии Мамонтовых). По признанию автора, о подвижнической жизни легендарного старообрядческого протопопа и писателя Аввакума Петрова он думал всю свою сознательную жизнь. Не одно десятилетие, живя и работая в Томске, Орехово-Зуеве, Лобне, Погореловке, Виктор Петров писал об Аввакуме литературные произведения, упоминал в научных трудах. И вот решил создать новый труд, отображающий многоликую и революционную эпоху семнадцатого века. Когда при активном воздействии Запада, его религиозных агентов, были предприняты попытки нарушить духовное равновесие русского народа, внести смуту в православную Церковь, расколоть её и верующих людей. И им это удалось. В результате недальновидной политики Патриарха Никона и его поспешной церковной реформы вчерашние единоверцы поделились на «старообрядцев» и «новообрядцев» («никониан»).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/10/av...

[Аввакум] Петров (20.11.1620, с. Григорово Закудемского стана Нижегородского у.- 14.04.1682, Пустозерск), протопоп (лишенный сана), крупнейший деятель раннего старообрядчества, расколоучитель. Основные сведения о своей жизни А. изложил в автобиографическом «Житии» и др. сочинениях. Род. в семье священника Борисоглебской ц. Петра († ок. 1636). Мать - Мария (в иночестве Марфа) - была, по словам А., «постница и молитвенница» и оказала большое влияние на религ. развитие сына. В 1638 г. А. женился на дочери местного кузнеца Анастасии Марковне (1628-1710), родившей ему 5 сыновей и 3 дочерей. Переехав в с. Лопатищи того же уезда, А. в 1642 г. был рукоположен во диакона, а в 1644 г.- во священника. Летом 1647 г. бежал с семьей от преследований местного «начальника» в Москву, где нашел поддержку у царского духовника Стефана Вонифатьева , после чего вернулся в свой разоренный дом в Лопатищах. С этого времени А. начал поддерживать активные контакты с кружком «ревнителей благочестия» и последовательно осуществлять их программу исправления нравов, из-за чего вступал в постоянные конфликты как с паствой, так и с властями. В мае 1652 г., спасаясь бегством от разъяренных прихожан, А. вновь направился в Москву, получил назначение в г. Юрьевец-Повольский, где был поставлен в протопопа. На новом месте А. вскоре восстановил против себя мирян и духовенство, был жестоко избит толпой и бежал в Кострому, оттуда в Москву. Здесь он начал служить в Казанском соборе, протопопом к-рого был его покровитель лидер «боголюбцев» Иван Неронов . Оказавшись в самой гуще событий, связанных с церковной реформой, проводимой Патриархом Никоном, А. после ареста Неронова (4 авг. 1653) стал во главе старообрядческой оппозиции реформам. Вместе с костромским протопопом Даниилом он написал несохранившуюся челобитную царю Алексею Михайловичу , где просил за Неронова, проводил последнего в ссылку, проповедовал с паперти Казанского собора; лишенный места, он служил в ц. св. Аверкия в Замоскворечье, а затем демонстративно совершал богослужения в «сушиле» во дворе Неронова, где и был арестован 13 авг. 1653 г. Закованный в цепи, А. был заключен в подземелье Андроникова мон-ря , где его били и морили голодом.

http://pravenc.ru/text/62574.html

Именной указатель Идентификация и аннотирование встречающихся в указателе имен произведены на основе информации, почерпнутой из энциклопедических словарей, электронных баз данных, справочников по истории ГУЛАГа и личных архивов членов редакционной коллегии, а также из воспоминаний как самих соловецких узников, так и не связанных с Соловками людей. Случаи, когда сведения о том или ином человеке ограничены данными, представленными лишь на страницах мемуаров, говорят об отсутствии параллельных источников информации и указывают на возможные неточности. В квадратных скобках указаны встречающиеся в воспоминаниях способы написания имен и фамилий, в круглых – способы написания, которые встречаются в справочных материалах. Все даты приведены по новому стилю. А А., лагерный врач Аввакум Петров (1620–1682), протопоп, идеолог старообрядчества Августин (Пятницкий; 1884 – 31 августа 1918), архимандрит. Расстрелян Авенариус Рихард (1843–1896), швейцарский философ, один из создателей и теоретик эмпириокритицизма Аверкий (Кедров Поликарп Петрович; 1879 – 27 ноября 1937), архиепископ Волынский и Житомирский Авраамий Палицын (ум. 1626), соловецкий постриженик, келарь Свято-Троицкого Сергиева монастыря Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854 – 16 октября 1928), священномученик, митрополит Ярославский Александр (Толстопятов Анатолий Михайлович; 1878 – 26 сентября 1945), епископ Молотовский и Соликамский. Арестован в сане иеромонаха в марте 1924 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки Александр, заключенный священник Алексеев Сергей А. (ум. 1930), заключенный священник. Расстрелян Алексий (Бажнов Димитрий Владимирович; 1872–1938), деятель обновленческого раскола Алексий (Палицын Василий Михайлович; 1881 – 8 апреля 1952), архиепископ Куйбышевский и Сызранский. Арестован в 1926 г. и отправлен на Соловки Аля, знакомая О. В. Второвой-Яфа Амвросий (Либин Николай Ксенофонтович; 1878 – 29 ноября 1937), епископ Лужский, викарий Ленинградской епархии. Арестован в сане протоирея в феврале 1924 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Конец XVII столетия ознаменовался бурным пробуждением русской богословской мысли, выразившемся в спорах о времени пресуществления Святых Даров. В ходе полемики, ставшей фактически первой полноценной богословской дискуссией в России, мнениями обменивались наиболее образованные люди эпохи. Был среди них и свт. Димитрий Савич, будущий митрополит Ростовский. He принадлежа к числу главных действующих лиц евхаристических споров и не принимая непосредственного участия в дебатах, свт. Димитрий тем не менее внимательно следил за развитием полемики и излагал свои взгляды в ряде сочинений. Рассматривая эти сочинения в контексте событий конца XVII в., мы можем понять, как развивались взгляды ростовского святителя, и увидеть, как проистекало его становление как богослова. Дебаты вокруг таинства Евхаристии, вспыхнувшие в Москве в 1680-х гг., вовсе не были случайностью или неожиданностью: масштабная антипротестантская полемика потрясала вселенское православие весь XVII в. и вопрос о таинстве Причастия был в ней одним из центральных 1 . Между тем, начало споров вокруг времени пресуществления Святых Даров в России было связано с вопросом сугубо внутренним – с Расколом. О том, как судили о времени пресуществления Святых Даров клирики Великорусской Церкви до середины XVII в., у нас есть лишь фрагментарные свидетельства 2 . Их разнородность позволяет предположить сосуществование самых различных взглядов – как «латинских», так и «восточных». Отсутствие в Русской Церкви четко выраженного догматического учения по вопросу о времени пресуществления Святых Таин стало источником разногласий, когда догматика и литургика оказались в центре пристального внимания оппозиционных богословов-начетчиков, изыскивавших следы отступлений патр.Никона в «латинство». Ряд влиятельных старообрядческих лидеров, в первую очередь Никита Добрынин и Геронтий Соловецкий, в 1660-х гг. выдвинули в адрес «никониан» обвинение в хуле на Святые Дары, выражающееся в том, что «новообрядцы» не творят земные поклоны во время Великого Входа 3 . Причиной этого обвинения было убеждение старообрядческих лидеров в том, что пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христову происходит в самом начале литургии, на проскомидии 4 . При этом Никита Добрынин осуждал за «латинство» «Скрижаль» 5 , в которой излагалось традиционное восточное учение о том, что пресуществление происходит во время эпиклезы. Позицию Никиты поддержали и авторитетные пустозерские узники – Аввакум Петров и Лазарь. При этом радикальная доктрина о пресуществлении на проскомидии не была общей для раннего старообрядчества. Так, дьякон Федор, выделявшийся среди старообрядческих лидеров своей ученостью, отвергал подобные взгляды и поддерживал «латинскую» точку зрения о пресуществлении «установительными словами». Сторонников «восточного» учения о пресуществлении во время эпиклезы среди идеологов раннего старообрядчества не было 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

сост. О.А. Платонов Основная литература и источники Аввакум Петров, протопоп. Об иконном писании. Пустозерская проза. М., 1989. Айналов Д.В. Византийская живопись XIV столетия. П., 1917. Айналов Д.В. Лекции по истории древнерусского искусства. Симферополь, 1919. Алдошина Н.Е. Благословенный труд. Московская Духовная Академия. М., 2001. Алпатов М.В. Фрески церкви Успения на Волотовом поле. М., 1977. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1978. Алпатов М.В., Родникова И.С. Псковская икона XIII–XVI веков. Л., 1990. Андреев Н. «О деле дьяка Висковатого». Сборник статей по археологии и византиноведению, издаваемый Институтом им. Н.П. Кондакова . Прага, 1932. Т. 5. Анисимов А.И. О древнерусском искусстве. Сб. ст./Сост. Г. И. Вздорнов. М., 1983. Антоний митрополит. Из истории новгородской иконографии//Богословские труды. М., 1986. Антоний (Храповицкий) , архиепископ. Как сооружать иконостасы в новых храмах?//Хоругвь/Сб. статей. Вып. 1. М., 1993. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. СПб., 1996. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи (Гос. Третьяковской галереи). Опыт историко-художественной классификации. Т. 1–2. М., 1963. Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., 1966. Арсений, иеромонах. Исторические сведения об иконописании в Троицкой Сергиевой лавре//Сборник на 1873 год, изданный Обществом древнерусского искусства при Московском публичном музее/Под ред. Г. Филимонова . М., 1873. Бакушинский А.В. Палехские лаки. М., 1926. Бакушинский А.В. Искусство Палеха. М., 1932. Бакушинский А.В. Русские художественные лаки//Искусство, 1933. 6. Бакушинский А.В. Искусство Палеха. М., 1934. Бакушинский А.В., Василенко В.М. Искусство Мстеры. М.; Л., 1934. Балакин П.П. Древнерусское искусство в Нижнем Новгороде. Нижний Новгород, 1999. Балдин В.И., Манушина Т.Н. Троице-Сергиева лавра: Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XVII–XVIII вв. М., 1996. Безобразов В. Из путевых заметок от Владимира до Вязников//Русский вестник, 1861. Т. 34, 7.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Именной указатель Идентификация и аннотирование, встречающихся в указателе имен, произведены на основе информации, почерпнутой из энциклопедических словарей, электронных баз данных 224 , справочников 225 по истории ГУЛАГа и личных архивов членов редакционной коллегии, а также из воспоминаний, как самих соловецких узников, так и не связанных с Соловками людей. Случаи, когда информация о том или ином человеке ограничена данными, представленными лишь на страницах мемуаров, говорят об отсутствии параллельных источников информации и указывают на возможные неточности. В квадратных скобках указаны встречающиеся в воспоминаниях способы написания имен и фамилий, в круглых – способы написания, встречающиеся в справочных материалах. Все даты приведены по новому стилю. А Абакумов С. А., сотрудник Архангельской губернской ЧК, первый соловецкий комендант, с мая 1921 г. комендант концлагеря в Холмогорах Абисов Андрей Константинович (1907 – 6 марта 1988), социал-демократ Абрамович, поляк, расстрелян на материке Абрамовский, помощник прокурора Архангельскаго ГПУ Абуладзе Тенгиз Евгеньевич (1924 – 6 марта 1994), кинорежиссер Аввакум Петров (1620–1682), протопоп, идеолог старообрядчества Авдотья Семеновна, наркоторговка Авенариус Рихард (1843 – 1896), швейцарский философ Аврончик, заключенный уголовник Агапов, возможно, имеется в виду социалист-революционер Владимир Владимирович Агапов (1890–14 октября 1937). Расстрелян Адамович, поляк, расстрелян на материке Адельский, лагерный фельдшер Акарский Сергей Леонтьевич (1892–?), белогвардеец, поэт. Арестован в марте 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где был сотрудником лагерного театра и изданий Аксаковы, семья славянофилов Аксельрод Павел Борисович (наст. имя – Пинхус Борухович) (1850 – 16 апреля 1928), идеолог меньшевизма, редактор газеты «Искра», один из лидеров II Интернационала Александр II Николаевич (1818–1881), российский император с 1855 г. Александр III Александрович (1845–1894), российский император с 1881 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Протопоп Аввакум Аввакум Петров (1620–1682) – религиозный писатель, публицист. Староверов и нововеров разделило, конечно, не просто троеперстие и двуперстие, а неизбежное историческое столкновение старой и новой Руси, олицетворением которого в середине XVII века и стало противостояние двух нижегородских земляков – патриарха Никона и протопопа Аввакума. «Виршами философскими не обык речи красить», – так скажет Аввакум о своих посланиях, в которых, как и в двуперстии, он остался верен старой вере. Его современники, поэты-виршевики, начали осваивать польские верши (двустишия, скрепленные рифмами) при Симеоне Полоцком , появившемся в Москве в 1664 году и сыгравшем одну из основных ролей не только в религиозном, но и в литературном расколе. Протопоп Аввакум – последний из могикан поэзии Древней Руси. Молитвы входят в «Житие» и проповеди Аввакума точно так же, как во все другие произведения Киевской, Владимиро-Суздальской и Московской Руси – от Илариона и Нестора до Максима Грека и Ивана Грозного. Три молитвы самого Аввакума сохранились в рукописных книгах и являются едва ли не последними образцами досиллабической молитвенной поэзии. Характерно, что в них тоже есть рифма, но не парная, а как в народных песнях и духовных стихах, в «Слове о полку Игореве» и во всей древнерусской поэзии, – свободная, основанная на ритме. Парная рифма виршевиков – первые младенческие шаги русской поэзии в новой стихотворной галактике, но и в дальнейшем она еще не раз вернется к «белому» стиху. В одном из самых ранних посланий к своей духовной дочери боярыне Федосии Морозовой он подробно объясняет «правило нощное и старое пение»: «Егда молишися, вниди в клеть свою, затвори двери своя, сиречь все помыслы злыя отринь и единому Богу гори душою; воздохни со восклицанием и рцы: «Господи, согрешила, окаянная, прости! Несмь достойна нарещися дщерь Твоя, сотвори мя, яко едину от наемниц Твоих!» Еще же глаголю. Аще и все добродетели сотворишь, рцы душе своей: «Ничто же благо сотворих, ни начах добро творити». Нощию вставай, – не людем себя приказуй будить, но сама воспряни от сна без лености, – и припади, и поклонися сотворшему тя. А ввечеру меру помни сидеть. Поклоны, егда метание на колену твориши, тогда главу свою впрямь держи: егда же великий прилунится – тогда главою до земли. А нощию триста метаний на колену твори. Егда совершиши сто молитв стоя, – тогда «Слава» и «Ныне», «Аллилуия»; и тут три поклоны великия бывают».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Достиг вершины ледяной И обессилел перед будущим: Чужие кущи предо мной, А за спиной – родные пустоши. И высится вдали гора, И вижу, как по склону каменному Восходит день... Но мне пора Обратно, в пустошь, к дому маминому. ПЕРЕВОД ЕВАНГЕЛИЯ Святитель Алекс ий тоскует по Москве. Смолистый дух её – не цареградский уксус. Здесь камни стёрты, места нет траве, А по дорогам – агорянский ужас. Евангелие раскрывает он, Лазорево глядит на жёлтые страницы: Пергамент изощрённо испещрён, Едва читается, но более – лучится! В нём слово греческое н ежно и свежо, Оно, как н а зиму, ушло в живые зёрна, Ему в оковах книги хорошо, Но лишь в душе свободно и просторно. «Чего нам ради в Цареграде жить?» Благую весть он перенёс в тетради. Читай сердечно, плачь и не греши, В лесах родных дай прорасти Элладе. Ещё молчит молочная Москва, Она в тумане и речной прохладе. Пора домой, где свежая трава Знать ничего не знает о Царьграде. КАРТИНА Ко дню венчания Время наше в детях лишь заметно, И растёт и зреет только в них, Остальное – просто волны света, Что не знают горестей земных. Вот и мы, как мир наш, неизменны, Время спит и нам дарует сны. В горизонты, как в живые стены, Так прекрасно мы заключены! ВАРИАЦИЯ Когда бы рождалась жизнь от мечты – Украсился мир цветами, И все явленья земной красоты Стали плодами. В кипенье весеннем воспеты сады, И поэты по-своему правы. Но на яблочный Спас освящают плоды, А не цветущие травы. МОЛИТВА Господи, спаси, обереги Русскую державу от погибели, Дай победу, чтобы люди видели, Как преображаются враги. Огради от всяческого зла Силою Креста животворящего, Поддержи живущего, творящего – Так, как держат Небо купола. Виктор Михайлович Петров родился в 1949 году в Томске. Окончил Томский государственный университет, историко-филологический факультет. Армейскую службу проходил в Заполярье, капитан запаса. Совершил пятнадцать экспедиций по Чулыму, Чети и Кие. Участник археологических раскопок в Минусе, Барабе, Притомье и на Оби. Автор книг по Древней Руси и о русских религиозных мыслителях, историк. Поэтическое творчество представлено книгами " Колчан сибирских стрел " , " Заян " , " Речения Яхрома, чулымского шамана " , " За пределами суток " , " Параллельные миры " , " Крепостной дворянин " и публикациями в " Литературной газете " , коллективных сборниках, журналах и антологиях. Автор книг " Колодец поэзии. Опыт погружения " (премия «Имперская культура»), «Аввакум. Распря» (премия «Скрижали России»). Живёт в г. Лобня Московской области и в д. Погореловка Тамбовской области.

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/24/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. С. Демкова. Фотография. 2006 г. (урожд. Сарафанова) Наталья Сергеевна (род. 1.02.1932, Ленинград), филолог-литературовед, исследователь рус. и слав. средневек. книжности, археограф, автор неск. монографий, более 100 статей, публикатор и переводчик рус. средневек. письменных памятников. В 1955 г. Д. окончила филологический фак-т ЛГУ. С 1 окт. 1955 по окт. 1958 г. обучалась в аспирантуре на кафедре рус. лит-ры филологического фак-та ЛГУ, где под рук. И. П. Ерёмина трудилась над канд. дис. «Житие протопопа Аввакума: (Творческая история текста)», к-рую защитила в 1969 г. С 1 нояб. 1958 по 24 янв. 1964 г. Д. работала младшим научным сотрудником сектора древнерус. лит-ры Ин-та рус. лит-ры (Пушкинского Дома) АН СССР. С 25 янв. 1964 г. до наст. времени преподает на кафедре рус. лит-ры филологического фак-та ЛГУ (ныне СПбГУ), профессор, д-р филологических наук (докт. дис. «Русская проза XVII в. в контексте традиции: (Источники, поэтика, интерпретации)» была защищена в 1997). На протяжении всей научной деятельности одной из главных тем для исследовательницы является ранняя старообрядческая лит-ра. Д. ввела в научный оборот ряд текстов, написанных старообрядцами: несколько не издававшихся ранее сочинений протопопа Аввакума (см. Аввакум Петров ), «Прение верного инока с отступником», «Возвещение от сына духовного отцу духовному» в Пустозерск о смерти царя Алексея Михайловича , «Жалобницу» поморских старцев против самосожжений, «Писанейце» керженских старцев в защиту сочинений Аввакума и др. Особенно значителен вклад Д. в изучение творчества протопопа Аввакума, гл. обр. его Жития. Исследовав рукописную традицию Жития, представленную десятками списков XVII-XX вв., Д. пришла к выводу, что его первоначальная редакция, отразившаяся в Прянишниковском списке (РГБ. Собр. Г. М. Прянишникова. 61, нач. XIX в.), создавалась в 1669-1672 гг. К ней восходит редакция Б 1-й пол. 1672 г., особый вид к-рой послужил в свою очередь источником редакций А сер. 1673 г. и В кон. 1674 - нач. 1675 г., причем 2 последние редакции сохранились в автографах. Т. о., Д. продемонстрировала, что автограф не всегда является показателем древности текста и что все 3 полные редакции Жития являются авторскими. Этим вопросам посвящена 1-я монография Д. «Житие протопопа Аввакума: (Творческая история произведения)» (Л., 1974). Найденные и исследованные Д. произведения объединены в ее кн. «Сочинения Аввакума и публицистическая лит-ра раннего старообрядчества: Мат-лы и исслед.» (СПб., 1998). Особо должна быть отмечена работа исследовательницы по подготовке к изданию Пустозерского сб., содержащего автографы Аввакума и Епифания (Л., 1975).

http://pravenc.ru/text/171668.html

Перед наступлением Великого поста в 1653 г. патриарх Никон разослал по московским церквам «Память» о замене двоеперстия троеперстием и о введении поясных поклонов вместо земных при чтении молитвы прп. Ефрема Сирина. По всей видимости, Л. поддержал боголюбцев («братию»), к-рые под рук. Иоанна Неронова выступили против начала богослужебной реформы в Русской Церкви (костромской протопоп Даниил , юрьевский протопоп Аввакум Петров и др.). В июле 1653 г. в крестовой церкви патриарх созвал Собор для рассмотрения доноса муромского воеводы на Л. Несмотря на объяснения Л., Никон приказал его арестовать. За муромского протопопа вступился присутствовавший на Соборе Иоанн Неронов, но патриарх был неумолим. По словам Иоанна Неронова, Никон мстил Л. за «прежде бывшее обличение от того Логгина протопопа в его Никонове небрежном, и высокоумном, и гордом житии». Присутствовавший на Соборе Рязанский архиеп. сщмч. Мисаил , епархиальный архиерей Л., ничего не сказал в защиту священника. 1 сент. в Успенском соборе в присутствии царя и царицы Л. был расстрижен: его остригли, сняли с него однорядку и кафтан. В исступлении Л. плевал в алтарь, затем снял рубашку и бросил ее в лицо патриарху. Расстриженного протопопа волокли по земле до московского в честь Богоявления мужского монастыря , где он был заключен в темницу. Позднее наказание Л. старообрядцы истолковали чудесным образом. Аввакум так описал эпизод с рубашкой: «И - о чудо! - растопырилась рубашка и покрыла на престоле дискос, будто воздух» (Из «Книги бесед»//Житие протопопа Аввакума. М., 1960. С. 125). Л. страдал в темнице от холода, но Господь послал ему шубу и шапку. Когда стрельцы доложили Никону об этом чуде, тот, не поверив, рассмеялся, велел отнять шапку, шубу оставил ( Денисов С. Виноград российский, или Описание пострадавших в России за древлецерковное благочестие. М., 1906. Л. 16 об.- 17 об.). 14 сент. Л. был отослан в родное село в муромских пределах под наблюдение отца с объявлением, чтобы его не почитали ни протопопом, ни священником. После осуждения Л. о его возвращении в Муром просили Рязанского архиеп. Мисаила жители города. Они называли протопопа «мужем учительным», проповедовавшим Слово Божие и обличавшим «церковных мятежников». Просьба была оставлена без ответа.

http://pravenc.ru/text/2110646.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010