Визит Свят. Патриарха Пимена//ЖМП. 1973. 2. С. 20-24). В марте 1973 г. Католикос-Патриарх Давид и митр. Сухумско-Абхазский Илия (Гудушаури-Шиолашвили) присутствовали на Всемирном конгрессе миролюбивых сил в Москве. Католикос-Патриарх Давид V (VI) (Девдариани). Фотография. 60-е гг. ХХ в. Католикос-Патриарх Давид V (VI) (Девдариани). Фотография. 60-е гг. ХХ в. Католикос-Патриарх Давид рукоположил неск. епископов: на Манглисскую кафедру - Георгия (Гонгадзе), на Алавердскую - Григория (Церцвадзе), на Бодбийскую - Илариона (Самхарадзе), однако возраст большинства архиереев по-прежнему превышал 60-летний рубеж. В янв. 1974 г. ГПЦ насчитывала, как и прежде, 15 епархий, из к-рых лишь 5 были замещены: Мцхетско-Тбилисская (Католикос-Патриарх Давид), Цилканская (митр. Гайоз (Кератишвили)), Манглисская (еп. Георгий (Гонгадзе)), Кутаисско-Гаенатская (митр. Роман (Петриашвили)), Сухумско-Абхазская (митр. Илия); еще 5 имели временное управление: Бодбийская, Урбнисская, Маргветская (Католикос-Патриарх Давид), Чкондидская, Батумско-Шемокмедская (митр. Роман); 5 были вдовствующими (Алавердская, Ацкурская, Агарак-Цалкская, Цагерская, Никорцминдская) (Груз. церк. календарь. 1974. С. 119). Патриарх Давид скончался 9 нояб. 1977 г., похоронен в Тбилисском Сиони. В 1975 г., во время церковного праздника, были совершены теракты в кафедральных соборах - Тбилисском Сиони и мцхетском Светицховели. 14 апр. 1978 г. была подожжена резиденция Патриарха ГПЦ. Грузинская Церковь с 1977 г. На XII Церковном Соборе ГПЦ Католикосом-Патриархом был избран митр. Сухумско-Абхазский Илия II (Гудушаури-Шиолашвили). 25 дек. 1977 г. в мцхетском кафедральном соборе Светицховели состоялась его интронизация, где присутствовали представители Поместных Церквей (Патриарх Московский и всея Руси Пимен, представитель Болгарской Церкви архим. Наум, представитель Александрийской Церкви архим. Григориос), Католикос всех армян Вазген I, многочисленные представители общественности и зарубежные гости. В 1978-1983 гг. Католикос-Патриарх Илия рукоположил новых епископов на большинство кафедр: на Сухумско-Абхазскую - Николая (Махарадзе), на Чкондидскую - Иоанна (Ананиашвили), на Кутаисско-Гаенатскую - Шио (Авалишвили), на Цилканскую - Фаддея (Иорамашвили), на Бодбийскую - Афанасия (Чахвашвили), на Урбнисскую - Константина (Меликидзе), на Самцхе-Джавахетскую - Ананию (Джапаридзе), на Никорцминдскую - Амвросия (Катамадзе).

http://pravenc.ru/text/638558.html

Пицундский собор в середине X века стал кафедрой Абхазских Католикосов. Здесь происходили выборы Католикосов-Патриархов Абхазии, рукоположение епископов. В XI-XV веках собор неоднократно обновлялся. В XVII веке, под угрозой нападения со стороны турок, кафедра католикосов Абхазии переносится в Гелати (Грузия), собор был заброшен. Во второй половине XIX века собор был вновь отстроен и освящён в честь Успения Богородицы. Собор относится к типу крестовокупольных, трёхнефных и трёхапсидных храмов. Возведён из камня и кирпича. В распределении этих материалов наблюдается определённый порядок. Стены храма от цоколя сложены исключительно каменными блоками, затем кладка приобретает смешанный характер: ряды камня перемежаются с кирпичными прослойками. Чем выше, тем каменные прослойки тоньше, а кирпичные - толще. Верхняя часть стен, барабан и покоящийся на нём купол, внутренние опоры-столбы сложены полностью из кирпичей различного размера. На центральной алтарной апсиде снаружи между окнами толстым кирпичом выложены кресты. Гладкие стены покрыты штукатуркой, в прежние времена украшенной фресками, от которых теперь сохранились лишь пояс медальонов в алтаре. Внутри собора, в западной его части, находится усыпальница, в которой находятся две гробницы, устроенные апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту, о чём свидетельствуют фресковые изображения двух апостолов внутри усыпальницы. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/396377 Патриарший собор Андрея Первозванного в Пицунде был основан в начале X века во времена правления Баграта III - великого грузинского царя из династии Багратионов. Его построили в честь святого Апостола Андрея Первозванного. В середине X века обитель стала кафедрой Абхазских Католикосов. Здесь проводили рукоположение епископов и выборы Католикосов - Патриархов Абхазии. В XI-XV веках храм неоднократно перестраивали. В начале XVII века кафедру католикосов Абхазии перенесли в Гелати под угрозой нападения со стороны турок, и собор был заброшен. В конце XIX века обитель вновь была отстроена и освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=03812

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАКИМ АБХАЗСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иоаким, Иоваким (груз. , ; 1470-е), католикос Абхазский (Западногрузинский) Занимал кафедру епископа Цаиш-Бедийского . В период между 1470 и 1474 годами был возведен на кафедру Абхазских католикосов католикосов Антиохийским патриархом Михаилом IV , собиравший в Западной Грузии пожертвования, по распоряжению груз. царя Баграта VI (1466-1478), воспользовавшегося политической раздробленностью Грузии на Западную и Восточную, и при поддержке владетельного кн. (мтавара) Одиши (Мегрелии) Шамадавле Дадиани. Кафедра католикоса Иоакима находилась в Пицунде . От имени патриарха Михаила был составлен документ " Мцнебай сасджуло " ( " Каноническая заповедь " или " Наставление в вере " ) на грузинском языке. В этом документе о поставлении католикоса Иоакима говорится: " Как Нино , мать грузин [kartvelta] обратила Картли и ее рубежи, так и здесь святой Андрей Первозванный светом без тьмы просветил и облаговонил всех смиренных в вере. Ныне мы подобно ему благословили и утвердили главой экклесии католикоса Иовакима. Отныне, братья и отцы мои, подчиняйтесь пастырю наместника Бога " . " Наставление в вере " наделяет католикоса Иоакима такими эпитетами: " богоугодный и богопомазанный, настолованный апостолами Павлом и Андреем " , " столп и утвердитель веры " , " защитник и хранитель Христа и соратник Павла " , " честный и преподобный апостол второй из нового Иерусалима от Гроба Господня католикос " . В составлении " Наставления в вере " патриарху Михаилу помогали епископ Иоаким (будущий католикос), имеретинский царь Баграт II (1455-1478 гг.) и владетель Одиши Шамадавле Дадиани (1470-1474 гг.). Они провели церковно-историческое исследование и сопоставление свидетельств, хроник и церковных записей во всех церквях и монастырях Абхазии и Западной Грузии, на основании которых установили, что " изначально католикосы для Картли и Апхазети хиротонисаны от престола Антиохии , [но] по древности и коварству времени были многие правила искажены и изменены " .

http://drevo-info.ru/articles/25772.html

В злополучные времена пастыри церкви являлись истинными утешителями народа. Делом и словом Божиим ободряли они упадших духом, карали нечестивых, призывали благословение на достойных. Вот почему имена этих пастырей вызвали дань похвалы со стороны Антония, сохранившего их потомству в благодарное воспоминание. Во главе учёных того времени стоит Католикос Иоанн, названный Златоустом, живший в дни Баграта IV, царствовавшего с 1027 по 1072 год. Кроме многих проповедей, которыми Иоанн ознаменовал свое пастырское поприще, он перевёл с Греческого книгу «Наставления» Афанасия Александрийского и одно из сочинений Григория Назианзина , много содействовал украшению Мцхетской церкви. За ним следуют: Арсений Католикос Имеретино-Абхазский, возведённый в этот сан в 1390 году по воле Имеретинского царя Георгия сына Александрова 12 . Николай, заведовавший церковью до Тамары и в её царствование; Антоний говорит (купл. 653), что он посетил Иерусалим и присутствовал на соборе, бывшем против еретиков. Католикос Иоанн, современник Тамары, старавшийся о соединении Армян с православными. Католикос Арсений, сын Булмаиса, живший, как полагают, в XIII веке, хотя не значится в списке Католикосов того времени; он составил пролог или жизнеописание святых, память которых празднуется в феврале, марте, апреле и мае. Католикос Николай, принявший кормило церковного управления во время царя Константина 13 и 1490 г.; он много подвизался в восстановлении церквей после нашествия Тамерлана. Католикос Виссарион Орбелиани, святительствовал после Доментия, сосланного в заточение, и умер в 1735 г. Он написал «Жизнеописание Грузинских Отцов», недошедшее, впрочем, до наших времён. Книгу под названием «Наковальня»; она составлена при содействии ученого Капуцина Франциска Болонского, который в то время находился в Тифлисе, и содержит в себе полемику на те догматы латинской церкви, по которым она в IX столетии отделилась от восточной. «Канон священномученику», «Канон и синаксарий или историческое повествование о хитоне Господнем»; три последних сочинения напечатаны в грузинской праздничной мине.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Грузинская Православная Церковь КИРИОН III (II) (Садзаглишвили (Садзагелов, Садзегели) Георгий Иеронимович; 1855-1918), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 27 июня), католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918) КЛАРДЖЕТСКАЯ ПУСТЫНЬ (Двенадцать пустыней Кларджети) комплекс древних мон-рей, большинство из которых были основаны прп. Григорием Хандзтийским (Ханцтели) и его учениками КУМУРДО кафедральный собор исторической Кумурдойской епархии Грузинской Православной Церкви, памятник груз. средневек. зодчества КУМУРДОЙСКАЯ ЕПАРХИЯ (V-XVII вв.) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви с кафедрой в соборе Кумурдо КУРМУХСКАЯ ЕПАРХИЯ (ок. 506 - XVI в.), одна из древнейших епархий Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви КУТАИССКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ (сент. 1894 - 14 июня 1904, восстановлена 8 июня 1995, с 3 июля 2012 - в составе Гелатской Духовной Академии и Семинарии (ДАиС)), высшее духовное учебное заведение Зап. Грузии ЛАГОДЕХИ монастырь во имя вмц. Варвары (2000) - см. в ст. Некресско-Эретская епархия Грузинской Православной Церкви ЛЕОНИД (Окропиридзе Лонгин Соломонович; 1861 - 1921), католикос-патриарх всей Грузии (14 окт. 1918 - 11 июня 1921) ЛОМИСИ наименование посвященных вмч. Георгию мон-ря и неск. церквей в горной части Вост. Грузии, входящих в юрисдикцию Цилканско-Душетской епархии ГПЦ МАКАРИЙ ХАХУЛЕЛИ Макарий Хахулели (Постник; († 1035)), настоятель (кон. X - 1-я треть XI в.) мон-ря Хахули (ныне на территории Турции), преподобный Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 21 дек.) МАКСИМ II (Абашидзе) (1725-1795), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) (1776-1795) Грузинской Православной Церкви МАЛАХИЯ I (Абашидзе), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) (1519 - 40-е гг. XVI в.) Грузинской Православной Церкви, последний предстоятель Церкви в Зап. Грузии, резиденция к-рого находилась в кафедральном соборе во имя Пресв. Богородицы в Бичвинте (Пицунде)

http://pravenc.ru/rubrics/121442_7.html

С именем Давида IV Строителя (1089-1125) связан заключительный период объединения Грузии - при нем был окончательно ликвидирован Тбилисский эмират, а столица гос-ва перенесена из Кутаиси в Тбилиси. Параллельно происходило и церковное объединение: католикос Мцхетский распространил свою духовную власть на всю Грузию, в т. ч. и на Абхазскую Церковь, в результате чего получил титул католикоса-патриарха всей Грузии, а территория Зап. Грузии вошла в состав единого Мцхетского Патриархата. Вопрос о точной дате возникновения А. К. остается спорным. Исходя из отсутствия упоминаний в нотициях К-польского Патриархата Лазской митрополии, а также Абазгийской и Фасисской архиепископий на рубеже IX - X вв., М. Лордкипанидзе, П. Ингороква и Б. Ломинадзе склонны считать IX в. временем возникновения А. К. Другой т. зр. придерживаются К. Кекелидзе и З. Анчабадзе, относя дату возникновения А. К. к X в. Первый раз А. К. упоминается в 1290 г. в грамоте царя Давида VI, первое же упоминание Абхазского Католикоса относится к XI в. и содержится в Картлис Цховреба , где сообщается, что в освящении храма Баграта в Кутаиси принимали участие «два католикоса» - Мцхетский и Бичвинтский, т. е. Абхазский. Тот факт, что А. К. не упоминается в источниках ранее кон. XIII в., а Абхазский католикос не назван среди западногруз. иерархов (епископов Чкондидского и Кутаисского), принимающих участие в коронации царей Грузии в XI-XII вв., дает основание полагать, что сан Западногрузинского католикоса носил скорее титулярный характер. Образование А. К. логичнее было бы отнести к сер. XIII в., когда в результате покорения монголами Грузии единое Грузинское гос-во распалось на два царства - вост. во главе с царем Давидом Улу (сыном блгв. царя Георгия IV Лаша) и зап. с царем Давидом V Нарином (сыном царицы Русудан), что неизбежно повлекло за собой и разделение Церкви. Интересна точка зрения Н. Бердзенишвили, к-рый полагает, что со 2-й пол. XI в. до 2-й пол. XIII в. А. К. временно не существовал, а в XIII в. был вновь восстановлен.

http://pravenc.ru/text/62536.html

А уже дальше, в XII веке, согласно хрисофулу императора Алексея Комнина и акту синода, выясняется, что Алания была присоединена к Сотериоуполю (В. Кузнецов Сотериуполь отождествляет с Себастополем, то есть с нынешним Сухумом). 199 Абхазский ученый начала XX века, автор брошюры с названием «Краткий очерк Абхазской Церкви» М. Тарнава по поводу этого периода писал, что после того как Грузия освободилась от арабов, в Абхазии стало уже чувствоваться давление со стороны Грузии на ее церковную независимость. 200 Но в то же время абхазские князья Шервашидзе в 1239 году объявили себя независимыми – как пишет М. Тарнава. 201 Нужно учесть и то обстоятельство, что уже при Баграте IV (1027–1072 гг.) и позже временно Абхазские Католикосы не избирались. 202 Правда Ф. Жордания писал, что и после политического объединения Грузии Абхазские Католикосы не прекращали свое существование. 203 Итак, до начала XI века в Абхазии, то есть в течение нескольких столетий Себастопольское автокефальное архиепископство (если не исключить VIII век) непрерывно функционировало, правда, в самом последнем периоде, то есть в X веке согласно Notitiae episcopatuum оно не значится как автокефалия, но ясно, однако: эта епархия всегда была связана с византийским Патриаршим Престолом. 204 Но с изменением отношений империи с Кавказом, то есть со второй половины XI века, по-видимому, изменилась и юрисдикция самой Абхазской Церкви. Во всяком случае восстановление самоуправляемой Абхазской Церкви относится уже к самому концу XIV века. 205 Тем не менее, по данным Ю. Кулаковского , в конце XIII века митрополии Алании, Абхазии и Зихии (Адыгеи) объединяются, видимо, под юрисдикцией Константинополя, и заместитель глав этих трех кафедр принимал участие в работе Константинопольского собора, который проходил в первый год правления Андроника Старшего, то есть в 1282 году. 206 Возобновление самостоятельной Абхазской Церкви М. Тарнава связывает с распадом Имеретинского царства и ослаблением Грузии из-за вторжений в страну Тамерлана и владетелей династии «черного барана».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

З. Абашидзе Мартвильский крест. XV в. (ГМИГ) В 70-х гг. XV в. в Грузию для сбора пожертвований прибыл Антиохийский патриарх Михаил IV . Он поддержал сепаратистские действия царя Картли-Имерети Баграта VI, правителей Мегрелии и Гурии и Цаишско-Бедийского архиеп. Иоакима и посвятил последнего в католикоса Абхазского, что в Грузии было расценено как грубое нарушение церковных канонов. Антиохийский патриарх создал церковный «Судебник», где права Абхазского католикоса были расширены (ПГП. Т. 3. С. 221-233). В этом документе католикос Иоаким величается «десницей иерусалимской... католикосом лихт-имеров и абхазов», преемником на Абхазском престоле св. ап. Андрея Первозванного (Там же. С. 222). После первого католикоса Иоакима ни один католикос Зап. Грузии не был посвящен Антиохийским патриархом: все они выбирались на Поместном Соборе. «Судебник» установил также границы Абхазского Католикосата: «...по сю сторону Чорохи, Овсети, моря Понтийского, доколе простирается Бичвинта Великая» (Там же. Т. 3. С. 223). Т. Коридзе Восточногрузинская Церковь в XVI в., политика грузинских царей на Св. земле В этот период тенденции церковного сепаратизма можно проследить в Вост. Грузии и в Самцхе-Саатабаго. В нач. XVI в. Мцхетские католикосы-патриархи в целях предотвращения сепаратизма брали с духовенства клятву о полном подчинении Мцхетскому Патриаршему престолу при посвящении во епископа. Так, на верность патриарху Евагрию в 1500/03 г. клялся еп. Кумурдойский Герасим (ПГП. Т. 3. С. 238), католикосу Василию VI - еп. Кумурдойский Зосим, католикосу Доментию I - еп. Тбетский Савва, в грамоте настоятель и вся братия мон-ря Вардзиа клянутся патриарху, что впредь не поддадутся козням иноземцев (Там же. С. 242). Во время царствования Георгия IX католикосом Мцхетским стал его брат Мелхиседек II . Воцарившийся в Картли Луарсаб, по мнению нек-рых авторов, заменил поддерживающего политику Георгия IX Мелхиседека II Германом или Малахией . Мон-рь Ниноцминда. XVI в. Мон-рь Ниноцминда. XVI в. Сепаратизм в ГПЦ активно поддерживал Антиохийский Патриархат, стремящийся на условиях дарования «автокефальных» прав отдельным епископам в конечном счете полностью подчинить себе ГПЦ. Так, в нач. XVI в. Антиохийский патриарх Дорофей II даровал епископу Ацкурской кафедры, наиболее крупной в Самцхе-Саатабаго, право посвящать епископов этого княжества без ведома Мцхетского католикоса-патриарха (ПГП. Т. 3. С. 240-241).

http://pravenc.ru/text/638558.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМА [Груз. , ] († 1735), сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 18 июля). Сведения о нем сохранились в соч. «Мерное слово» католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I (Багратиони) (1744-1755, 1764-1788). По его данным, К.- сын мцигнобартухуцеси (главного везира), иеромонах из пуст. Гареджи , был родом из Кахети. Антоний I встречался с К., когда тот гостил у его матери. Католикос-патриарх характеризовал его как человека праведного и грамотного, «от безбожных варваров» за Христа убиенного. Антоний I также указал, что видел метафрастическое сочинение К., посвященное мученичеству царицы вмц. Кетеван ,- «Восхваление царицы Кетеван» (не сохр.) ( Антоний I (Багратиони). 1980. С. 278-279). По сведениям историка XIX в. П. И. Иоселиани , основывавшегося на нарративных и неизвестных на данный момент письменных источниках и подтвердившего в т. ч. сведения Антония I, К., «возвратившись в Кахети, был убит лезгинами», совершавшими набеги на монашеские поселения с целью грабежа. В календаре ГПЦ годом кончины К. ошибочно назван 1630-й. Ист.: Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. Мерное слово/Ред.: И. Лолашвили. Тбилиси, 1980. С. 278-279, 356 (на груз. яз.). Лит.: Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. Ч. 1. С. 309; Кавтария М. Литературная школа Давидгареджи. Тбилиси, 1965. С. 71 (на груз. яз.); Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1981. Т. 2. С. 496; Жития груз. святых/Сост.: прот. З. Мачитадзе и др. Тбилиси, 2002. С. 115-116. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) ГРИГОРИЙ (Перадзе Григол Романозович; Иверийский; 1899 -1942, концлагерь Освенцим, Польша), архим., сщмч. Грузинской и Польской Церквей (пам. груз. 23 нояб.) ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) ЕВФИМИЙ (Шервашидзе) (1746 - 1822), митр. Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (1776/78-1820), политический деятель, сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 апр.) КИРИОН III (II) (Садзаглишвили (Садзагелов, Садзегели) Георгий Иеронимович; 1855-1918), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 27 июня), католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918)

http://pravenc.ru/text/2458779.html

224 Евдемон – первый Католикос, который занимался ктиторской деятельностью; он изображен на гелатских фресках и похоронен в церкви св. Георгия. 225 Этот Католикос уже не возвращался обратно, но Пицундский собор продолжал считаться кафедральным. 226 Об этом говорит важный факт сохранения в Пицундской церкви традиции изготовления мира. 227 Что же касается причин перенесения кафедры Абхазского Католикоса из Пицунды в Гелати, то необходимо, на наш взгляд, прежде всего обратить особое внимание на следующее обстоятельство. В 1453 году турки, предводительствуемые султаном Мехмедом II, взяли штурмом Константинополь – тогдашний оплот Восточно-Христианской Церкви. 228 На обломках Ромеи образовалась Султанская империя – Высокая Порта, которая поглотила почти все страны Черноморского бассейна, в том числе и Абхазию, ибо уже через год после взятия Константинополя, в 1454 году, большой турецкий флот взял Себастополь (нынешний Сухум). 229 Таким образом, установившиеся абхазо-грузинские связи (особенно в период царствования Тамары) были прерваны еще в период нашествия монголов, а с взятием турками Константинополя – через год и Себастополиса – эти связи окончательно были разорваны. В этот же период участились абхазо-мингрельские набеги друг на друга. Мингрельские князья в этот период пытались утвердить свою власть не только в собственно Абхазии, но и дальше, и в Джигетии, в землях приморских адыгов. 230 Так, в 1533 году Мамия Дадиани совместно с гурийцами и при поддержке имеретинского царя Баграта организовал поход в Джигетию, чтобы привести ее к покорности. 231 Однако этот поход закончился полной неудачей: вследствие измены одного из абхазских феодалов, объединенное мингрело-гурийское ополчение потерпело поражение. Сам Мамия Дадиани был убит, а Гуриели попал в плен. 232 «Поведение абхазских феодалов во время этого похода свидетельствует об их стремлении... добиться политической независимости», – пишет профессор Анчабадзе. 233 Набеги абхазских феодалов усилились особенно в 70-х годах XVII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010