6 . – Поездка старца Арсения Суханова в Грузию (1637–1640 гг.). Христианское Чтение 1884 г., кн. 3–4. Отдельно Спб. 1884 г. (стр. 1–46) напечатано было 90 экземпляров. Получено гонорара 75 руб. 21 коп. За оттиски её и предыдущей статьи 5) уплачено 24 рубля. 1885 г. 7 . – Сильвестр Медведев об исправлении богослужебных книг при патриархах Никоне и Иоакиме. Христианское Чтение 1885 г., кн. 11–12. Отдельно Спб. 1885 г. (стр. 1–37) напечатано было 90 экземпляров. 8 . – Сильвестра Медведева «Известие истинное православным и показание светлое о новоправлении книжном и о прочем». С предисловием и примечаниями С. А. Б–ва. Предисловие подписано: 13 ноября 1885 г./13 января 1886 г. Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете 1885 г. кн. IV-я, стр. I–XLI+1–87 и отдельно М. 1886 г. (300 экземпляров). Отзывы: 1) Исторический Вестник 1886 г. июль, стр. 178. А. Б. 2) Братское Слово 1888 г., 3. Н. И. Субботина . 1886 г. 9 . – К материалам для истории Московских соборов 1666–1667 гг. (Послание восточным патриархам Макарию Антиохийскому и Паисию Александрийскому, приехавшим в Москву для суда над патриархом Никоном . Ркп. Моск. Син. Библиотеки 684, стр. 460–467). Христианское Чтение 1886 г., кн. 1–2, стр. 292–296. Отдельных оттисков не было. 10 . – К биографии Павла митрополита Сарского и Подонского. (1. Слово по преставлении митр. Павла – ркп. Москов. Син. Библиотеки 684, стр. 420–442. – 2. Хартия Новоспасского монастыря архим. Иосифа с братиею о пожертвованиях в этот монастырь м. Павла – оттуда же, стр. 444–455. – 3. Духовное завещание митр. Павла, оттуда же, стр. 468–482. Там же, кн. 3–4, стр. 593–619. Отдельных оттисков не было. 11 . – К патриаршеству Иоакима. (1. Приветствие царю Феодору Алексеевичу патр. Иоакима на Новый год – ркп. Моск. Синод. Библиотеки 684, стр. 40–43. – 2. Приглашение патр. Иоакимом царя Феодора Алексеевича на праздник Успения пресв. Богородицы, оттуда же стр. 43 об.–44. – 3. Соборное определение о ходе на осляти в неделю Цветоносную, 1678 г. март, оттуда же, стр. 416–418).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

39 Новости 1885 319 за 19 ноября Православный Вестник 1885 за 25 ноября. Гражданин 1885 Московские Ведомости 1885 г. за 13 ноября и др. Гражданин 1887 41 Публикуется по изданию Православное русское паломничество на Запад к мироточивому гробу Мирликийского святителя Николая в Бари//Труды Киевской Духовной академии. Киев 1897 С. 99–132 С 211–237. 42 Странствования Василия Григоровича-Барского по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. Изд. Палест. Общества СПб 1885 Ч. 1. С. 84–85. 43 Наш любознательный соотечественник Плака Барский интересовался в Бари между прочим и вопросом о том «коль много манны от мощей святого Николая и чрез коликое время умножается?». На этот вопрос «от тамо началствуюших священников или стражей» он получил такой ответ: «Яко на всяко утро обретается гроб полн и что раздается в день, то умножается в нощи непрестанно бо течет». «Слышахом же еще – прибавляет названный паломник – яко пред праздником его двема или тремя днями иногда зело изобилно манна умножается иногда же мало бывает. И оттуду уразумевают неомилно яко аще когда много бывает манны тогда и собор велик народа христианского иматсниитися аще же манны мало является тогда и людей мало собирается. И толико прозорлив угодник Божий точит целебной манны елико правоверному народу довлети». (Там же С. 78–79). 44 Странствования Василия Григоровича-Барского по св. местам Востока с1723 по 1747 г. Изд. Палест. Общества. Ч. 1 С. 79–80. 46 «Рассмотрехом красоту града – описывает местоположение г. Бари Григорович Барский – Стоит же на веселом полю далече от горь яко едва зрится от тамо на месте равном лещистом чистом на самом брезе яко от единия страни ограду его омочает волна морская. Строением костелов монастырей и домов есть лепотень народа в себе живущего имат много такожде и от приходящих на поклонение по морю и посуху есть множество. Тамо поставлен есть престол архиерейский и архиепископ тамо живий началствует. Град той оградою каменною огражден есть лепо с врата от камнесеченнаго зданними. Окресгь града суть много садовь мигдаловихь инное овощие имущихь виноградов же такожде и маслинь велие изобилие. Тамо пашен мало от пристанища же морского много живет понеже множество чуждостранних и окрестних людий с корабле приплывають и купле дають». (Странствования по св. местам Ч I С 83).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Собес. 1884, I, 310–329). Под редакцией П. В. Знаменского изданы и самые Записки пр. Василия Лужицкого (Прав. Собес. 1884, I, и 1885, I, II и III. Отд. Казань 1885); «Чтения из истории русской церкви за время царствования имп. Александра 1» (Прав. Собес. 1885, I, 3 – , 263 – ; II, 173 – , 357 – , 443 – ; III, 70 – , 236 – , 257 – , 405 – ); 28 «Речь на 6 апр. 1885 г., день тысячелетней памяти святителя Мефодия славянского» 1885, I, 357–404); 29 «Житие Варлаама Керетского» (Сборн. Академии наук. Отдел. русского языка LV); «Повесть о преп. Варлааме Керетском», с предисловием П. Знаменского (Записки Академии наук, т. 73 (1894), – Прилож. к Протоколам отделения русского языка и словесности, 48–53); «При открытии памятника в Казани имп. Александру II (Прав. Собес. 1895, окт., 1–3, от имени Каз. дух. академии); «Высочайший указ 31 авг. 1825 т. об одежде духовенства» (Русский архив, 1901, кн. 8, 587–589); «Святые Пётр, Алексий, Иона и Филипп, Московские чудотворцы» (Прил. к 11. журн. Деятель за 1904 г., 3–40). Вторая крупная работа П. В. Знаменского посвящена приходскому духовенству. Состоит она из двух частей: «Приходское духовенство на Руси» (Православное обозрение 1867 г. и отдельно, М. 1867, 1–81) и «Приходское духовенство в России со времени реформы Петра» (Правосл. собеседник 1871–1872. Отдельно, Казань 1873, 1–850). Первая часть излагает историю приходского духовенства в допетровской Руси, вторая с Петра до 1860-х годов. Тема исследования навеяна была на Петра Васильевича неразработанностью вопроса в церковно-исторической литературе, в которой, соответственно общему направлению истории, занимались «одними верхними слоями церковной жизни», «совершенно упуская из внимания жизнь и верования народных масс, скромную деятельность низших церковных деятелей, никогда не заглядывая в темные углы церковных приходов – этих единиц, из которых складывается целое – церковь ». Между тем «белое духовенство, имеющее непосредственное влияние на народ, поставленное к нему в самое живое и близкое отношение, составляет самый живой нерв церковной жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Териберка. Церковь Грузинской иконы Божией Матери. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Грузинской иконы Божией Матери Год постройки:не позже 1885. Год утраты:1996 (снесена) Адрес: Россия, Мурманская область, Кольский район, с. Териберка Координаты: 69.165071, 35.142745 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты История Териберки начинается в XVI веке. На протяжении трёх столетий она существовала в качестве сезонного становища, куда на время промысла приходили рыбаки. В XVII веке, при царе Михаиле Фёдоровиче, Дания попыталась поставить под свой контроль морские коммуникации на Севере. Датские военные корабли, совершая в 1623 году набеги вдоль побережья Кольского полуострова, обнаружили вблизи Териберки караван русских судов с припасами. Стрельцы, сопровождавшие караван, приняли решение высадиться на берег возле устья реки Териберки, построить «острожек» (деревянное укрепление) и принять бой. В результате неравного противостояния укрепление было уничтожено огнём артиллерии, а русский отряд был вынужден отступить. В следующий раз Териберка подверглась нападению в 1809 году — становище было разорено британским флотом в ходе Русско-английской войны. Постоянным поселением Териберка становится в 1870 году, в ходе реализации при Императоре Всероссийском Александре II программы колонизации (заселения) Мурманского берега Кольского полуострова. Первым храмом в Териберке, о котором имеются сведения, была церковь во имя Святого пророка Божия Илии, построенная в 1874 году на пожертвования рыбаков и освящённая 10 августа 1875 года. В 1885 году благодаря стараниям Ивана Васильевича Кочина, на добровольные пожертвования, возведён храм в честь Грузинской иконы Божией Матери, освящённый 5 апреля 1886 года. Первоначально священники приезжали для службы в Териберку только на летний период, но уже в 1885 году открыт самостоятельный Териберский приход Архангельской епархии. Первым приходским священником (с 1885 до 1886 года) был отец Александр Федоров. В том же 1885 году в Териберке побывал Великий Князь Владимир Александрович (младший брат Императора Всероссийского Александра III, герой Русско-турецкой войны 1877–1878 годов), посетивший Илиинскую церковь.

http://sobory.ru/article/?object=48821

Каз., 1885); Рец. на кн. А. Алмазова «История чинопоследований Крещения и Миропомазания»//Протоколы заседаний Совета КазДА за 1885 г. Каз., 1885. С. 193-198, 267-276; Сведения о некоторых литург. рукописях Ватиканской б-ки, с замечаниями о составе и особенностях богослужебных чинопоследований, в них содержащихся, и с приложениями. Каз., 1885; Церковь св. Климента в Риме и соединенные с нею восп. о слав. апостолах//ПС. 1885. Т. 1. 4. С. 461-488 (отд. отт.: Каз., 1885); Обзор археол. открытий 1886 г. в России и за границей//Волжский вестн. Каз., 1887. 11; О нек-рых церк. службах и обрядах ныне не употребляющихся: [Мат-лы и исслед. по рукописям Соловецкой б-ки)]//ПС. 1887. Т. 1. 1. С. 20-80; 2. C. 226-234; 4. C. 419-433; Т. 2. 5. С. 75-98; 1889. Т. 1. 1. С. 95-124; 3. C. 370-386; Т. 2. 6. С. 244-263; 7. C. 404-427; 8. C. 568-571; Т. 3. 9. С. 49-97 (отд. изд.: К истории правосл. богослужения: По поводу нек-рых церк. служб и обрядов ныне не употребляющихся. Каз., 1889); Церковная археология на рус. археол. съездах: По поводу VII Археол. съезда в Ярославле//ПС. 1887. Т. 3. 9. С. 59-81 (отд. отт.: Каз., Богослужение Иерусалимской Церкви в кон. IV в.//ПС. 1888. Т. 3. 11. С. 350-384 (отд. отт.: Каз., 1888); Славянские рукописи Патриаршей б-ки в Иерусалиме//ПС. 1888. Т. 3. 12. Прил. С. 1-32 (отд. отт.: Каз., 1889); Рец. на кн. прот. К. Никольского «О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах»//ХЧ. 1888. 11/12. С. 854-896; Мат-лы для истории чинопоследования литургии св. Иоанна Златоустого. Каз., 1889. Вып. 1; 1895. Вып. 2; О значении археол. открытий для обработки древней церк. истории//ЗИНУ. 1889. Т. 50. С. 245-266 (отд. отт.: Од., 1889); Памяти покойного проф. КазДА И. Я. Порфирьева//И. Я. Порфирьев: Биогр. очерк и речи при погребении. Каз., 1890. С. 113-121 (отд. отт.: Од., 1890); К вопросу о греч. источниках «Беседы трех святителей»//ЗИНУ. 1891. Т. 55. С. 421-476 (отд. отт.: Од., 1890); О пещном действе: Замечания и поправки к ст. М. Савинова//РФВ.

http://pravenc.ru/text/2458953.html

666 Письмо написано из г. Елатьмы Тамбовской губернии, родного города епископа Михаила, и адресовано друзьям – студентам СПбДА. – Изд. 670 Отец Михаил преподавал в Академии на кафедре апологетики, в связи с чем ректор обязал его представить список тем для курсовых студенческих сочинений к началу учебного года – к 1 сентября 1885 г. – Ред. 671 Кандидатское сочинение отца Серафима (Мещерякова) см.: Отчет СПбДА за 1885–1886 уч. г. – Ред. 672 Тубасов Григорий, временно исправлявший должность помощника секретаря Совета и Правления Академии с 12 июня 1878 г., был уволен с 1 марта 1885 г. – Ред. 673 Митрополит Антоний писал: «Наше время, начавшееся лет сорок тому назад, есть время обмирщения пастырского служения. Труды по пастырскому богословию почти вовсе прекратили появляться. Взамен его появилось «Практическое руководство для пастырей», в котором служение пастырское рассматривается как простая сумма разнородных церковных, канцелярских и хозяйственных обязанностей» (Никон (Рклицкий), архиеп. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время. С. 80). Очевидно, этим и объясняется полуироническое обозначение соответствующей дисциплины духовных семинарий «практикантством». Во многом именно благодаря трудам митрополита Антония пастырское богословие из «практикантства» вновь превратилось в подлинную богословскую науку (см.: Антоний (Храповицкий), митр. Пастырское богословие. Репр.: Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994). – Ред. 674 Кулюкнн Димитрий Львович – выпускник Смоленской ДС. Окончил СПбДА с отличием академический курс в 1885 г., был оставлен для приготовления к занятию преподавательской вакансии; его кандидатское сочинение «Попытка уяснения термина «спасение» и подчиненных ему понятий», выполненное под руководством профессора А. Л. Катанского на кафедре догматики, было признано лучшим. Однако с началом 1885/86 уч. г. он получил другое назначение и в Академию не вернулся. Впоследствии учитель Вяземского ДУ (Именной список. С. 119). – Ред. 675 Чебышев Василий Гаврилович – выпускник Калужской ДС. На IV курсе Академии писал сочинение «Философия Лотце в вопросах, соприкасающихся с религиозным миросозерцанием». Вопреки предположению автора письма, в Академии оставлен не был. Впоследствии священник, законоучитель Гатчинского сиротского института (Именной список. С. 119). – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

80 коп. , а в июле 1885-го (за 1-ю половину года) – 33 руб. 20 коп. , в январе 1886 года (за 2-ю половину 1885 года) – 32 руб. 10 коп. , в марте 1886 года – 10 руб. , в июле 1886 года – 35 руб. 30 коп. (за 1-ю половину года) , за 2-ю половину 1886 года – 30 руб. 95 коп. , в июле 1887 года (за 1-ю половину года) – 35 руб. 5 коп. , за январь 1889 года – 30 руб. 25 коп. , в марте – 36 руб. 20 коп. , в июле 1889 года – 34 руб. 45 коп. , в январе 1890 года (за 2-ю половину 1889 года) – 30 руб. 25 коп. На Братство равноапостольной Марии с 22 июля 1884 года по 22 июля 1885 года Сретенским монастырем было пожертвовано 100 руб. (33 руб. от братии, остальное – кружечный сбор), на 1887 год – 110 руб. (по подписным листам 1885 года) . Пожертвования в пользу Кирилло-Мифодиевского братства в 1885 году – 125 руб. от московского Сретенского монастыря . Добровольное пожертвование на стипендию имени митрополита Московского Иоанникия в Мариинское епархиальное женское училище от настоятеля московского Сретенского монастыря архимандрита Серафима – 100 руб. в 1886 году . Архимандрит Серафим в феврале 1890 года был переведен в Крым настоятелем Балаклавского Георгиевского монастыря, где и скончался 9 августа того же года . 20 августа в московском Симоновом монастыре состоялись его похороны. Заупокойную литургию совершал епископ Дмитровский Виссарион в сослужении архимандрита Андрея и братии. В надгробном слове он напомнил, что покойный был членом нескольких московских благотворительных обществ и особенно деятельное участие принимал в комиссии народных чтений, по его инициативе учреждены были в Москве собеседования с народом и всенародное церковное пение. Он первый поднял в нашей столице вопрос о праздничном отдыхе для приказчиков, – вопрос, послуживший затем предметом многочисленных дебатов в Московской городской думе . В заключение преосвященный владыка просил всех вознести ко Господу искренние молитвы о новопреставленном архимандрите Серафиме. Автор благодарит за помощь Г.А. Романова, А.Л.

http://pravoslavie.ru/31793.html

200 . Воспоминание о Е. Г. Перевощикове. Н. Прохорова. 1891, т. I, стр. 612. 201 . Воспоминания об авторе «Окружного Послания» и Ф. И. Фролове. Свящ. М. Дударева. 1885, т. I, отд. I, стр. 19, 73, 150. 202 . Воспоминания об авторе «Окружного Послания» и переписка с ним. 1884, т. I, отд. I, стр. 195, 243, 297, 355. 203 . По поводу воспоминаний об авторе «Окружного Послания». Иером. Филарета. 1884, т. I, отд. I, стр. 366. 204 . Еще воспоминания об авторе «Окружного Послания». Е. Антонова. 1884, т. I, отд. I, стр. 464. 205 . Воспоминания В. Е. Кожевникова об авторе «Окружного Послания». 1885, т. II, отд. I, стр. 439, 514, 596. 3. Об отношениях церкви к расколу и противораскольнической миссионерской деятельности 206 . План «Полного собрания сведений, относящихся к расколам и раскольникам», представленный Н. И. Надеждиным министру внутренних дел, графу Л. А. Перовскому. 1876, отд. II, стр. 118. 207 . Замечания митроп. Филарета на прошение раскольников, поданное на Высочайшее имя в 1855 г. (С предисловием и примечаниями от Редакции). 1883, отд. I, стр. 109. 208 . Резолюция митроп. Филарета по делу, касающемуся раскола. 1884, т. II, отд. II, стр. 401. 209 . Деятельность митроп. Филарета в борьбе с расколом. А. Зыкова. 1893, т. I, стр. 116, 195, 300, 363, 423, 505, 577, 675, 753. 210 . Пример заботливости митроп. Филарета о знании священниками старообрядческого раскола и обличения его. Свящ. С. Маркова. 1895, т. I, стр. 73. 211 . Мнение Новгородского митрополита Димитрия и Псковского епископа Гедеона по вопросу о единоверии и о клятвах собора 1667 г. (С предисловием от Редакции). 1883, отд. I, стр. 221. 212 . Одна из примечательных речей Императора Николая Павловича. 1893, т. II, стр. 656. 213 . Открытие Хлудовской библиотеки в Никольском единоверческом монастыре. 1883, отд. I, стр. 80. 214 . Несколько слов о казанском собрании епископов поволжских и смежных епархий, бывшем в 1885 г. 1885, т. II, отд. I, стр. 129. 215 . По поводу статьи о казанском собрании епископов. 1885, т. II, отд. I, стр. 375.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ukazatel...

Антоний (Храповицкий Алексей Павлович); (17 марта 1863 – 10 августа 1936). Сын новгородского помещика. Окончил Пятую С.-Петербургскую гимназию (1881, золотая медаль) и С.-Петербургскую ДА (1885), к. б. 16 мая 1885 пострижен в монашество. 1885–1886 – профессорский стипендиат С.-Петербургской ДА, одновременно с 16 сентября 1885 – второй помощник инспектора. 29 сентября 1885 рукоположен во иеромонаха. С 8 августа 1886 – преподаватель гомилетики и литургики Холмской ДС, с 10 сентября 1887 – и.о. доцента, а с 9 февраля 1888 – доцент С.-Петербургской ДА по кафедре Св. Писания Ветхого Завета 21 декабря 1887 м. б. («Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности». СПб. 1887). С 5 апреля 1888 – соборный иеромонах Александро-Невской лавры. С 1889 – и. о. инспектора С.-Петербургской ДА, с 11–25 июля 1890 – ректор С.-Петербургской ДС, архимандрит, с 19 декабря 1890 – ректор С.-Петербургской ДА. С 19 июля 1895 – ректор Казанской ДА, одновременно с 7 сентября епископ Чебоксарский, второй, а с 1 марта 1899 – епископ Чистопольский, первый викарий Казанской епархии. С 14 июля 1900 – епископ Уфимский и Мензелинский, с 27 апреля 1902 епископ Волынский и Житомирский, с 6 мая 1906 – архиепископ, 6 мая 1911 награжден правом ношения бриллиантового креста на клобуке. 22 апреля 1906 избран членом Государственного Совета, но 13 января 1907 сложил с себя это звание. 6 мая 1912 был назначен членом Св. Синода с оставлением на занимаемой кафедре, 14 июня (утв. 15 июля) 1911 доктор богословия Казанской ДА. С 14 мая 1914 – архиепископ Харьковский и Ахтырский, 1 мая 1917 уволен на покой и уехал на Валаам. С 16–19 августа 1917 снова архиепископ Харьковский и Ахтырский, с 28 ноября 1917 митрополит. В 1917 был кандидатом на Патриарший престол. С 30(17) мая 1918 – митрополит Киевский и Галицкий. Был на этой кафедре до 1927. Эмигрировал, возглавил т. наз. Карловацкий раскол. Указом митрополита Московского и Коломенского Сергия, заместителя Патриаршего Местоблюстителя, 22 июня 1934 запрещен в богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В статье «Закхей» 8, 1876 г.) автор отстаивает протестантский принцип веры в ущерб делам и потому говорит, что стоит только поверить в искупительную для всего человечества жертву Христа и этого достаточно для спасения человека: «Если ты, читатель, говорится в статье, искренно поверишь сердцем, что Иисус Христос приходил умереть за грехи твои и воскреснуть для оправдания твоего; если ты верой твоею примешь Спасителя в сердце свое, то, конечно, и в твоей душе, и в твоей жизни многое изменится к лучшему. Господь принесет с Собой душе твоей прощение, спасение, мир, радость и жизнь вечную... Итак, подумай об этом. Иисус Христос хочет спасти тебя и вселиться в сердце твоем. Открой же для него сердце твое; пусть в нем возгорится любовь к Спасителю... Внемли же теперь голосу Господню, открой сердце твое Спасителю грешников, не отвергай любви Его и Он благословит тебя во веки» (стр. 30). Такое мистическое настроение души, проповедуемое автором статьи «Закхей», конечно, не может быть признано православной Церковью , как вполне желательное и достаточное для нравственного совершенства человека–христианина. Таким же мистическим характером отличается и статья «Христос воскресе!» («Русский рабочий» 1877 г. 3). В статейке «Одно сокровище» (1883 г. 6) приводится мысль, что спасение человека может совершиться без участия в таинствах. «Вдруг озарится светом евангельским сердце; узрит оно любовь Христову, услышит голос взывающий: «приидите ко Мне... Я успокою» и обрадуется оно. Да; обрадуется, потому что сердце Богом и для Бога созданное, в Нем одном может найти истинную радость и покой... Происходит обмен: человек оставляет прежний путь нечестия, с покаянием приносит свое лукавое каменное сердце Богу и получает сердце новое, на котором начертаны законы Божии, получает прощение, мир и вечную жизнь...» (стр. 2). Статей с такими мыслями в журнале «Русский рабочий» очень много; вот, напр., наиболее выдающиеся: «Кто эти люди» (1885 г. 4), «Апостол Иоанн» (1885 г. 5), «Поднесите к свету» (1885 г. 6), «Христос Утешитель» (1885 г. 12), «Две лепты» (1884 г. 8), «Маленькая пленница» (1883 г. 7), «Каков был Спаситель наш на земле» (1883 г. 8), «Куда ты смотришь» (1885 г. 1) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekta-pa...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010