Зная об этой тайне, Апостол говорил, что евреи «служат образу и тени небесного» ( Евр.8:5 ). Ведь написано, что Моисей видел само «небесное», но передал народу представления и образы увиденного. Божественное пророчество говорит ему: «Смотри, сделай их по образу, показанному тебе на горе» ( Исх.25:40 ; Евр.8:5 ). Таким образом, именно об этом мы и читаем в данном отрывке, ибо Господь сказал Моисею о праздниках (ср. Лев.23:1 и далее). И после этих слов о празднествах посмотрим, в чем Моисея наставляют дальше. Во-первых, о светильнике и подсвечнике и елее, который в него наливают; во-вторых, о столе и хлебах предложения, а также о том, сколько их должно быть и как их надлежит использовать. Так обратимся к написанному, рассмотрим его внимательней и помолимся, чтобы Господь даровал нам благодать и узнали мы в прочитанных письменах волю Духа Святого. Сказано: «Прикажи сынам Израилевым, чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого из оливок, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровения в скинии собрания Аарон и сыны его должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда: это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда» ( Лев.24:2–4 ). Необходим подсвечник чистый; повелевается первосвященнику возжигать светильник, предписано поддерживать в нем огонь, вливая елей, приносимый народом. И если бы народ не приносил елей, то, без сомнения, светильник бы угас, и в святилище не было бы света. Таким образом, согласно буквальному смыслу, существовала строгая последовательность действий: народ приносил «елей чистый, выбитый из оливок», чтобы «светильник» не угасал; а «Аарон и сыны его должны ставить оный пред Господом от вечера до утра» (ср. Лев.24:3 ), поддерживая в нем огонь тем елеем, который приносил народ. 2 . Но так как «закон духовен» (ср. Рим.7:14 ), попросим Господа – если мы еще обращены к Господу – снять «покрывало», которое «доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета» (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

и в восьмой день возьмёт он себе двух горлиц или двух молодых голубей, и придёт пред лице Господне ко входу скинии собрания, и отдаст их священнику «День восьмой, – по объяснению того же св. Отца, – может означать время нашего домостроительства с плотью», т. е. воплощения Сына Божия (тв. ч. 3, стр. 167, 168). По его же объяснению, «весьма ясно указывает на время пришествия Христова то, что осквернённый излиянием семени, по словам закона, нечист до вечера (ст. 16). Ибо при скончании и едва не при самом заходе времён века сего явился Христос, через Которого и в Котором мы омываемся от всякой нечистоты греховной, и, будучи одержимы прегрешениями, избавляемся от малых и великих грехов» (ibid. 169–170). Гл. 16, 2 И речé Госпóдь к Моисéю: глагóли Аарóну, брáту твоемý, да не вхóдит по вся часы в святóе внýтрь завесы, пред лицé очистилища, éже éсть над кивóтом свидения, и да не ýмрет: во облаце бо явлюся над очистилищем и сказал Господь Моисею: скажи Аарону, брату твоему, чтоб он не во всякое время входил в святилище за завесу пред крышку [очистилище], что на ковчеге [откровения], дабы ему не умереть, ибо над крышкою Я буду являться в облаке Гл. 16, 3 сице внидет Аарóн в святóе: с телцéм о говяд грехá рáди, и со овнóм на всесожжéние Вот с чем должен входить Аарон в святилище: с тельцом в жертву за грех и с овном во всесожжение Гл. 16, 4 и в ризу льняну освящéну да облечéтся, и надрáги льняны да бýдут на теле егó, и пóясом льняным да опояшется, и клобýк (в грéч. «кидарис») льнян да возложит, ризы святы сýть священный льняной хитон должен надевать он, нижнее платье льняное да будет на теле его, и льняным поясом пусть опоясывается, и льняной кидар надевает: это священные одежды Если во времена Авраама «образом Христа-первосвященника служил Мелхиседек, то во времена Моисеевы, – по словам св. Кирилла Александрийского – Христа, Священника священников, Начальника и Предстоятеля св. скинии, т. е. Церкви, знаменовал собою увенчанный преимуществами первосвященства, получивший право входить во Святое Святых и облачавшийся в славную и достойную удивления одежду Аарон», который во образ этого поставлен над скинией (тв. ч. 3, стр. 6, 8; ч. 1, стр. 72, 151, 187, 213, 230; ч. 2, стр. 17, 150, 264, 355; ч. 4, стр. 87–89; ч. 10, стр. 22). Ибо «облачение, наиболее приличествующее Первосвященнику, и самый первосвященнический образ, – по его объяснению, – знаменовали царское и вместе первосвященническое достоинство нашего Спасителя» (тв. ч. 5, стр. 224–225).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

" Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый " ; это - общее у Христа (с священником). " Для человеков поставляется на служение Богу " , и это общее. " Чтобы приносить дары и жертвы " за народ; и это (общее), хотя не вполне. Но остальное уже не таково. " Могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить [жертвы] о грехах " . Далее присовокупляет еще нечто иное, именно, что (священник получает священство) от дру­гого, а не сам присваивает его себе; и это - общее: " И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон " (Евр.5:4). Здесь он предостерегает от другого (заблуждения) и показывает, что (Христос) был послан от Бога. То же часто говорил и сам Христос в беседе с иудеями: " Я от Бога исшел и пришел " , и: " Я не Сам от Себя пришел " (Иоан. 8:42). Здесь, ка­жется мне, он также намекает на иудейских священников, как на неистинных священников, присвоивших себе (сан) и нарушавших закон священства. " Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником " (Евр.5:5). Когда же, скажете, Он был рукоположен? Аарон был рукополагаем неоднократно, именно, при прозябении жезла и при нисшествия огня, истребившего тех, которые хотели присвоить себе священство; а здесь подобные люди не только не терпят ничего такого, а напротив пользуются доброю славою. Откуда же (священство Христово)? Это он доказывает пророчеством, (Священство Христово) не имеет в себе ничего чувственного, ничего видимого; потому он и доказывает его пророчеством и, во времени будущем: " но Тот, Кто сказал " , - говорит, - " Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя " . Сыну ли сказано это? Да, говорит, это сказано Сыну. Но способствует ли это к разрешению вопроса? И очень, потому что в этом заключается предуготовление к рукоположению от Бога. " Как и в другом [месте] говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека " (Евр.5:6). Кому сказано это? Кто по чину Мелхиседекову? Никто другой, как Он, потому что все другие были под законом, все соблюдали субботу, все обрезывались: никого другого, говорит, никто указать не может.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Из Кадиса – на гору Ор близ земли Едомской, на которую взошедши первосвященник Аарон умер, по повелеиию Господню, в сороковое лето по исходе сынов Израилевых, в пятый месяц, жив 123 года. С горы Ор пришли в Селмон; из Селмона в Финон; из Финона в Совоф; из Совофа в Гай, – за пределами земли Моавитской; из Гая в Девонгад; из Девонгада в Гелмондевлафем; из Гелмондевлафема на горы Аварим, что против Авава; с гор Аварима на Запад Моавский, около Иерихона близ Иордана, и вооружились при Иордане. Станов было сорок три. Здесь, после того как Евреи победили и прогнали за Иордан народы, и умертвили Сиона царя Аморрейского, и Ога царя Васанского, который был исполин, повелевается Моисею отдать земли Рувиму и Гаду и половине колена Манассиина, и постановить, чтобы сыны Израиля давали Левитам, в участках своего владения, города для жительства и предместия городов, и наконец повелевается учредить города убежищ, – три за Иорданом, и три в земле Ханаанской для того, чтобы в них укрываться тому, кто убьет какого-нибудь человека нечаянно, и чтобы не быть ему убиту опрометчиво от родственника убитого человека; укрываться же до тех пор, пока станет пред собрание на суд. – В сей книге повелевается народу сделать воскрилия на одеждах своих, и к воскрилиям присовокупить прядево гиацинтового цвета, чтобы, смотря на это, он не забывал заповедей Божиих. Здесь получают дочери Салпаада участок отца своего, и по сему случаю дается Божие повеление и закон, что тот брак есть законный, когда ужики (νεψις), сопрягаются супружеством; здесь Моисей видел с горы Аварим, то-есть, Авав землю обетованную, и услышал: «ты не войдешь туда за прогневание, бывшее на воде пререкания». Аарон умер 123-х лет, по исходе же из Египта в сороковый год пятого месяца. – Обозревать землю послано было, по повелению Господню, из каждого колена по одному человеку. Имена их следующия: из колена Рувимова – Саламиил сын Закхуров; из колена Симеонова – Сафат сын Сура; из колена Иудина – Халев сын Иефоннии; из колена Иссахарова – Илаал сын Иосифа; из колена Ефраимова – Навсис сын Навин; из колена Вениаминова – Фалтий сын Рафа; из колена Завулонова – Гудиил сын Зуда; из колена Иосифова сынов Манассии – Гаддий сын Сусса; из колена Данова – Амий сын Гамаи; из колена Асирова – Сафур сын Михаила; из колена Неффалимова – Навий сын Навы; из колена Гадова – Гадидудиил сын Маха.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Исх.29:29 .  А священные одежды, которые для Аарона, перейдут после него к сынам его, чтобы в них помазывать их и вручать им священство; Исх.29:30 .  семь дней должен облачаться в них [великий] священник из сынов его, заступающий его место, который будет входить в скинию собрания для служения во святилище. Как известные части от мирной жертвы поступают в пользу не только Аарона и его сынов, но и всех будущих первосвященников и священников, так точно и облачение предназначается не для одного Аарона, но и для всех его преемников. В этом наследственном облачении они должны будут принимать помазание и вручение священства в течение семи дней. Исх.29:31 .  Овна же вручения возьми и свари мясо его на месте святом; Исх.29:32 .  и пусть съедят Аарон и сыны его мясо овна сего из корзины, у дверей скинии собрания, Исх.29:33 .  ибо чрез это совершено очищение для вручения им священства и для посвящения их; посторонний не должен есть сего, ибо это святыня; Как и всякая мирная жертва, жертва посвящения закончилась трапезой (ср. Лев.7.15 и др.). И если трапеза выражала мысль об общении, то в настоящем случае она указывала на то, что Аарон и его сыновья принимаются в особенный священнический союз с Богом, в благах и благословениях которого никто не мог иметь части, кроме очищенных священников. Поэтому никто посторонний и не мог вкушать ее. Исх.29:34 .  если останется от мяса вручения и от хлеба до утра, то сожги остаток на огне: не должно есть его, ибо это святыня. Повеление о сожжении оставшегося из мяса и хлеба должны были привести в исполнение сами посвящаемые ( Лев.8.32 ). Основание, по которому запрещено доедать на другой день остатки мяса от овна посвящения и от хлебов, указано в словах: «ибо это святыня». Оставшееся к другому дню могло или от случайного недосмотра в деле сбережения, или от действия воздуха и т.п. подвергнуться некоторому изменению, порче, не вполне благоговейному хранению ( Лев.7.19 и др.). Повелением сжечь остатки святыня ограждалась от подобных случайностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Когда Моисей поставил скинию и помазал её, и освятил её и все принадлежности её...... тогда пришли... начальники колен... и представили приношение своё пред Господа: шесть крытых повозок и двенадцать волов, – по одной повозке от двух начальников и по одному волу от каждого, – и представили сие пред скинию» 601 . «Двенадцать князей (в иносказательном смысле) изображают служебных духов, а волы – Апостолов. Двенадцать колен, от которых произошли Пророки и Апостолы, были также образом их. Шесть колесниц изображають шесть стран, в которые пронеслось Евангелие Христово». – (Затем), «принёс приношене своё Наассон, сын Аминадавов, от колена Иудина. Приношение его было: одно серебряное блюдо.... одна серебряная чаша..., одна золотая кадильница» (Числ, VII, 12–14) и проч. ««Одно серебряное блюдо» изображает нравы Апостолов, а «серебряная чаша» изображает нравы Пророков. «Кадильница», исполненная благовоний, изображает душу Еммануила, которой не возмущали греховные страсти..... И ещё: «кадильница» представляет собою избранную Церковь , восходящую в скинию мысленную; а ароматы в кадильнице изображают племена и народы, которые верою соединены в воню благоухания» 602 . Для служения при скинии было определено колено Левиино, причём из рода Ааронова выходили первосвященники и священники. Поставляя во священники, Моисей «кровию и елеем помазывал жрецу правое ухо, правую руку, а также правую ногу ( Лeb. VIII, 23. 24 ). Это – образ дарованных нам благ. Кровь – образ спасительной крови, а елей – образ всесвятого помазания; правое же ухо – прознаменование похвального послушания, а рука и нога – символы добрых дел. Посему-то помазаны были правая рука и нога правая, так как есть дела шуии и послушание вредное» 603 . – Первым первосвященником был брат Моисея, Аарон. – В 23 ст. VI гл. кн. Исх. Моисей говорит о последнем: «Аарон взял себе в жену Елизавету, дочь Аминадава, сестру Наассона; и она родила ему Надава и Авиуда, Элеазара и Ифамара». Не без цели, замечает Бл. Феодорит, Моисей «сделал нам известным не только отца, но и брата жены первосвященника Аарона.... (Этим он) указует соединение колен: царского и священнического, потому что Наассон – сын Аминадава; Аминадав сын Арама; Арам – сын Есромов; Есром – сын Фаресов; а Фарес – сын Иудин; сам же Наассон был племеноначальник Иудин. От сродства их произошёл, по плоти, Господь. Посему не напрасно Моисей указал на соединение колен царского и священнического, но этим показывает, что Владыка Христос происшёл от обоих колен, став, по человечеству, и Царём, и Священником» 604 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Моисей созвал все общество к дверям скинии; подозвал к себе Аарона и четырех сыновей его: Надава, Авиуда, Элеазара и Ифамара; обмыл их водою; облек Аарона в первосвященнические, а сыновей его в священнические одежды, которые были устроены по повелению Божию: возлил миро на голову Аарона; и, принесши жертвы, кровью их, смешанною с священным миром, окропил его и сыновей его. После этого, в продолжение семи дней они не должны были отлучаться от скинии. В восьмой день Аарон в первый раз приступил к священнодействию. Когда он возложил жертвы на алтарь всесожжения, от Господа вышел огонь и сжег на алтаре всесожжение и тук. Народ воскликнул от радости и пал на землю. Лев. 6, 9, 12, 13, 10:1–7 Этот огонь, посланный от Бога, должен был гореть на жертвеннике неугасимо. Священники обязаны были поддерживать его день и ночь и, кроме его, не могли употреблять в скинии другого, но Надав и Авиуд, старшие сыновья Аароновы, взявши каждый по кадильнице с углями, наложенными вне скинии, и всыпавши в них курений, принесли пред Господа огнь чуждый. Тогда вышел огонь от Господа и попалил их, так что они пали мертвыми. При этом случае Моисей сказал Аарону: «вот какой осторожности требует Господь от священников, приближающихся к Нему для священнослужения». Аарон молчал. Тотчас вынесены были тела умерших от святилища вон из стана, Аарону же и оставшимся в живых двум сыновьям его Моисей строго воспретил плакать или изъявлять какой бы то ни было вид печали по убитым и отходить от дверей скинии, потому что на них теперь был елей помазания Господня. Прочим их родственникам и вообще всем Израильтянам не запрещалось плакать о сожженных. Чис. 3:5–13; 8:5–22; 1:50–53 Вскоре Бог повелел отделить Себе на служение при скинии все колено Левиино и отдать его в распоряжение Аарону и сыновьям его. Он говорил Моисею: «в тот день, как Я поразил всех первенцев в земле египетской, Я освятил Себе всякого первенца у Израиля, от человека до скота; они должны быть Мои. И вот Я беру Левитов из сынов Израильских, вместо всех первенцев у Израиля: левиты должны быть мои».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

На верхнюю ризу первосвященника возлагался ефуд, сделанный также из золота, виссона и шерсти цвета гиацинтового, пурпурового и червленого, состоявший из двух тканей, которые от груди простирались чрез плечи вниз, быв соединены вверху двумя нарамниками, а внизу поясами. На нарамниках лежали два камня с именами 12 колен Израиля, на каждом камне по 6 имен. «Камни в память суть сыном Израилевым: и воздвигнет Аарон имена сынов Израилевых пред Господом на оба рамена свои, в память о них». На груди первосвященника среди ефуда возлагалась прикрепленная к нему золотыми кольцами, цепочками и гиацинтовыми лентами драгоценная ткань, сделанная из одного с ефудом вещества. Эта четырехугольная ткань, занимавшая на груди первосвященника пространство, оставленное ефудом, называется слово судное (λογιον – Божеский ответ, прорицание), или наперсник. На нем в четыре ряда сияли 12 камней различного рода и величины с именами сынов Израилевых. Таким образом первосвященник, входя во святилище, носил имена сынов Израилевых на наперснике суда у сердца своего, в непрестанную память пред Господом. «На наперсник возложи урим и туммим (свет и правду), и они будут на персех Аарона, когда будет входить пред лице Господа: и будет Аарон всегда носить суд сынов Израилевых на персех пред лице Господне» ( Исх.26. 39 ). Об уриме и туммиме бл. Августин думает, что это слова, которые написаны были на наперснике 31 ; иные – это имя Иеговы, которое начертано было на наперснике 32 ; другие – это 12 камней, вставленные в наперсник, называемые светом и совершенством как по естественным качествам своим, так потому, что Бог открывал волю Свою первосвященнику, облеченному в ефуд 33 . Урим и туммим не был нечто особенное от ефуда или наперсника, потому что не считался особенною священною одеждою. Он принадлежал первосвященническому облачению и служению, и, вероятно, с ним соединен был тот необыкновенный дар ветхозаветного первосвященника – принимать от Бога откровения, – который он имел только тогда, когда облечен был в ефуд ( 1Цар.30:7–8 ) 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

На Моавитских равнинах Моисей сотворяет медного змея. Византийская миниатюра      У евреев был выбор: идти в Ханаанскую землю с северо-западной стороны или с северо-восточной. В первом случае они опасались филистимлян. Моисей выбрал путь через Идумею. Но царь Едомский не позволил пройти через свою страну. Тогда пришли из пустыни Син к горе Ор, находившейся на границе Идумеи и Палестины, к югу от Мертвого моря. По повелению Господа Аарона возвели на гору Ор, сняли одежды его и облекли в них сына его Елеазара. Здесь, на вершине горы, умер Аарон. Было ему сто двадцать три года. Оплакивал народ его тридцать дней. Произошло это в пятый месяц сорокового года по исходе из Египта. Гору Ор арабы сейчас называют в честь первосвященника Аарона — Джебель Гарун (гора Аарона). Он был первым возведен в первосвященническую степень. У пророка Давида Аарон назван святой Господень (Пс 105, 16). Словами дом Ааронов священные писатели нередко называют ветхозаветное священство. Сорокалетнее скитание по пустыне подошло к концу. В истории Израиля начинался новый период — завоевание Ханаанской земли. От горы Ор евреи двинулись в путь и обошли Идумею с западной стороны. Народ вновь стал малодушествовать и роптать. Тогда Господь послал ядовитых змей, которые жалили евреев. Многие умерли. Народ пришел к Моисею, стал каяться и просил помолиться Господу, чтобы избавил людей от змей. Тогда Господь повелел Моисею сделать медного змея и поднять его на шесте: если змей ужалит кого-нибудь, ужаленный, взглянув на него, оставался жив. Медный змей был прообразом Иисуса Христа. Господь Спаситель Сам указывает на это: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3, 14–15). Прорицатель Валаам      На восточной стороне Иордана на пути евреев было царство Аморрейское. Израильтяне просили их царя Сигона позволить пройти через его владения. Но он выступил с войском против них. Израильтяне победили и завоевали его земли. Точно так же они поступили с царем Васанским Огом. Его владения простирались от притока Иордана — Иавока до горы Ермон. Эти победы воспеты в 135-м псалме, который называется полиелейным (многомилостивым): Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его (Пс 135, 1). В нем сначала Господь воспевается как Творец мира, затем как Покровитель богоизбранного народа.

http://pravoslavie.ru/103709.html

На нем священники приносили в жертву ладан или фимиам. Справа от кадильного жертвенника стоял деревянный, обложенный золотом стол с двенадцатью хлебами предложения, которые менялись каждую субботу. Налево стоял золотой светильник, наподобие дерева, с семью лампадами, в которых горел елей. На дворе, перед входом в скинию, стоял жертвенник всесожжения, окованный медью, и большая медная умывальница для омовения рук и ног священников перед богослужением. Вход в Скинию был с восточной стороны, так что Святая Святых в противовес языческим алтарям обращена была к западу. Скиния без двора была небольших размеров. В длину она составляла 30 локтей (т.е. 15,6 м; священный локоть равнялся 52 см), в ширину и высоту — 10 локтей (5,2 м). Когда Скиния была закончена, Моисей ее освятил, помазав все ее священные предметы елеем. Тогда же для совершения богослужений при Скинии были избраны Аарон и его сыновья из колена Левия. « И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых » (Исх.28:1). Если до дарования закона у евреев любой глава семьи мог выполнять священнические обязанности, т.е. приносить жертвы Богу, то теперь священниками могли быть только потомки Аарона. Во главе священников стоял первосвященник (сначала он назывался также просто священником, Исх.28:1, или «священником помазанным», Лев.4:3, или «великим священником», Лев.21:10). Первым первосвященником был Аарон, которого помазал Моисей (Исх.40:12–15), потом первосвященником, после смерти Аарона, стал его сын Елеазар (Чис.20:26), затем внук Аарона и сын Елеазара – Финеес (Втор.10:6) и т.д.Для помощи в службе священникам при скинии были поставлены остальные представители колена Левия (не потомки Аарона) – левиты (Чис.3:6–8). Когда скиния была сооружена, тогда покрыло ее облако, « и слава Господня наполнила скинию » (Исх.40:34). Облако над скинией было символом присутствия Господа среди Израиля. У границ Ханаана.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010