Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобный Лазарь Муромский. Фрагмент росписи братской трапезной Нововалаамского монастыря в Финляндии. Работа архим. Зинона (Теодора).1992 Лазарь Муромский (Мурманский), Олонецкий (+ 1391 ), игумен , преподобный Память 8 марта и в Соборах Карельских и Новгородских святых Был грек по национальности, родом из Константинополя . В своем родном городе он принял иночество в Высокогорском монастыре от старца Афанасия Дискота - строителя многих обителей. Затем преподобный 8 лет находился под руководством кесарийского епископа Василия . В 1343 году епископ Василий, желая укрепиться духовным благословением Русской Церкви, отправил преподобного Лазаря как знатока иконописи с иконами и дарами к Новгородскому святителю Василию . Преподобный Лазарь должен был сделать для Кесарийской епархии список с великой Новгородской святыни - иконы Софии, Премудрости Божией , и составить описание новгородских церквей и монастырей. Встретив преподобного, новгородский святитель до земли поклонился гостю и благословил его остаться в устроенном им монастыре. Десять лет верно служил преподобный Лазарь святителю Василию, а в 1352 году, после кончины святого архипастыря, он " своими руками одел в готовые одеяния святое тело и много пролил слез " . Опечаленный тем, что лишился он теперь обоих своих наставников (о кончине кесарийского епископа преподобный узнал ранее по письмам), преподобный Лазарь думал возвратиться на родину, но вскоре во сне ему явился святитель Новгородский и указал " идти в северную сторону к морю, к острову Муч, на озере Онега " (Мурманский остров на Онежском озере), а в скором времени и его первый наставник - епископ Кесарийский во сне повелел ему идти на то же место и основать обитель. По летописям известно, что в то время новгородцы предпринимали первые попытки обратить в христианскую веру народы, населявшие Поморье.

http://drevo-info.ru/articles/13675167.h...

В 1867 году монастырь восстановили с назначением штата монашествующих из 7 человек без пособия от казны. При нём был учреждён дом для престарелых и убогих. Возрождение связано с именем богатого жертвователя, пудожского почётного гражданина Малокрошечного. В 1891 году была построена и освящена каменная пятиглавая церковь Всех Святых, украшенная на северной и южной стенах вделанными над окнами овальной формы иконами преподобных Лазаря и Афанасия Муромских (Афанасий Муромский был игуменом монастыря в середине XV века и почитаем наравне с преподобным Лазарем). На втором этаже каменного корпуса расположился домовой храм святителя Николая. Главные святыни обители — мощи преподобных Лазаря и Афанасия Муромских — находились под спудом в двух часовнях. Монастырь окружала каменная ограда. Кладбищенская ограда (1867) считается последней страницей в истории северных монастырских оград. В XIX beke над Лазаревской церковью был возведён деревянный храм большого размера, заключивший её в футляр. Служба в церкви совершалась только раз в год, в Лазареву субботу. В 1912—1913 году в ссылке в монастыре находился основатель секты «иннокентьевцев» иеромонах Балтского Феодосиевского монастыря Иннокентий (Иван Левизор). Советские годы [ править править код ] После установления советской власти церковь Воскрешения Лазаря была заброшена. В 1919 году на территории Муромского монастыря была организована сельхозкоммуна им. Троцкого. 30 августа 1930 года было принято постановление о её закрытии. После 1945 года здесь располагался дом инвалидов. В 1954 году архитектор А. В. Ополовников произвёл её замеры и сделал проект реставрации храма, в котором сохранился небольшой иконостас XVI века. В 1959 году храм разобрали и перевезли на плотах в Кижи, где реставрировали по проекту Ополовникова. Храм занял место в списке музейных реликвий как самый древний памятник деревянного зодчества, известный на территории России. С середины 1960-х место запустело. Муромский Свято-Успенский монастырь (начало XXI века) Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Муромский_Успе...

598 Косма юродивый Верхотурский, подвизавшийся в городе Верхотурье Пермской губернии, скончавшийся 8-го Декабря 1680-го года ипогребенный в ограде Верхотурского собора. См. о нем у преосв. Димитрия во 2-м издании Месяцеслова под 8-м Декабря. 599 Замечательно, что в одном деле о Муромском монастыре второй половины XVII века вовсе не упоминается о преп. Лазаре Муромском (хотя упоминается церковь Лазарева воскресения, находившаяся «sa мohacmыpeм, за полем»), а вместо Лазаря говорится о преподобном чудотворце Афанасии Муромском, см. в Чтен. Общ. Ист. и Древн. 1887 г., кн. III, Varia, стр. 54 sqq (61, 62). 600 Но в Описании жизни и чудес святого преподобного Никодима, Хозьюгского пустынника, Кожеозерского чудотворца, напечатанном в С-Петербурге, в 1860-м году, (в Синодальной типографии, славянским шрифтом), читается послесловие: «Преподобный Отец Никодим православною нашею церковью сопричтен к лику святых и на ряду с ними показан в Прологе, напечатанном в Москве в 1662 году; память ему назначено совершать 3-га Июля в день его преставления, с пением ему стихов 8-го канона (? sic), творцами коих были митрополит Макарий Гревенский и Авва Феодосий». Что Никодим показан в Прологе, это еще не значит непременно, что онесть канонизованный святой (о чем см. выше стр. 565 fin.); равным образом, не значит сего и то, что существует ему служба (см. выше стр. 288 sqq). Но если ему совершается празднование (чего послесловие прямо не говорит), в совершается с ведома, а не благодаря неведению подлежащей власти, что заставляло бы предполагать законную канонизацию, то, конечно, он должен быть признаваем за настоящего местного святого (О службе Никодиму, Хозьюгскому, составленной митрополитом Гревенским Макарием и Сербским аввою Феодосием, бывшими на Севере в ссылке, см. Строева Библиографич. Словарь, стр. 198, и брошюру о Никодиме иеромон. Никодима, Спб. 1900, стр. 15, митр. Филарет отзывается как о сочинении бессмысленном, которое не должно быть одобрено к напечатанию, см. в Указателе кг Собранию мнений и отзывов Филарета сл. служба, стр., 447 col. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

2. Утвердить наместником обители иеромонаха Александра (Марченко). СЛУШАЛИ: Рапорт архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила об освобождении игумена Афанасия (Пименова) от обязанностей настоятеля Муромского Успенского мужского монастыря по состоянию здоровья. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить игумена Афанасия (Пименова) от обязанностей настоятеля Муромского Успенского мужского монастыря. СЛУШАЛИ: Рапорт епископа Алтайского и Барнаульского Антония об освобождении монахини Екатерины (Пашковой) от обязанностей настоятельницы Знаменского женского монастыря в Барнауле по состоянию здоровья и о назначении на эту должность монахини Надежды (Чановой). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить монахиню Екатерину (Пашкову) от обязанностей настоятельницы Знаменского женского монастыря. 2. Утвердить монахиню Надежду (Чанову) настоятельницей Знаменского женского монастыря в Барнауле с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Рапорт епископа Архангельского и Холмогорского Тихона о благословении на открытие Богоявленского Кожеозерского мужского монастыря. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить открытие Богоявленского Кожеозерского мужского монастыря на Кожозере (Онежский район Архангельской области) для возрождения в нем монашеской жизни. СЛУШАЛИ: Рапорт архиепископа Новгородского и Старорусского Льва об освобождении иеромонаха Феодора (Тараскина) от обязанностей наместника Свято-Юрьева мужского монастыря в Великом Новгороде по состоянию здоровья. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить иеромонаха Феодора (Тараскина) от обязанностей наместника Свято-Юрьева мужского монастыря в Великом Новгороде. СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Рязанского и Касимовского Симона о назначении монахини Сергии (Масляевой) настоятельницей Покровского женского монастыря в городе Михайлове Рязанской области. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить настоятельницей Покровского женского монастыря в городе Михайлове Рязанской области монахиню Сергию (Масляеву) с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона о благословении на открытие Аланского Свято-Успенского мужского монастыря в городе Беслане (Республика Северная Осетия — Алания).

http://patriarchia.ru/db/text/4903901.ht...

Основан монастырь в XIV в. по особому чудному явлению новгородского епископа Василия после своей кончины преподобному. Святой архипастырь поручил устроить обитель византийскому монаху авве Лазарю, постриженцу Римской Высокогорской обители, избравшему настоящее место, как наиболее подходящее для сурового подвижничества. Преподобный Лазарь - грек родом из Константинополя, называемого в Древней Руси Цареградом, принял иночество от старца Афанасия Дискота, строителя ряда обителей. Затем восемь лет находился под духовным руководством кесарийского епископа Василия. В 1342 г. епископ Василий отправил прп. Лазаря, как знатока иконописи, с дарами к новгородскому святителю Василию, чтобы инок сделал для кесарийской епархии список с великой новгородской святыни - иконы Софии, Премудрости Божией и составил список новгородских церквей и монастырей. Встретив преподобного, новгородский святитель до земли поклонился гостю, благословил остаться в устроенном архиепископом монастыре. Десять лет служил прп. Лазарь свт. Василию и после его смерти пошел, как повелел ему духовный отец " в северную сторону, к морю, к острову Мучь, на озеро Онего. Прп. Лазарь был старшим современником прп. Сергия Радонежского, он и земной путь свой завершил всего на год раньше, 21 марта 1391 года, в возрасте ста пяти лет. Преподобный понес много трудов, много претерпел от полудиких племен, обитавших в Прионежье, пока монастырь не утвердился оплотом Православия в суровом северном крае. При жизни основателя монастыря пришедшими из Киева иноками была возведена первая во всем Поморье церковь во имя Успения Пречистой Богородицы Печерской на Богом показанном месте, где Лазарь видел " Жену светолепную, сияющую золотом, и благообразных мужей, поклоняющихся ей " . Затем была срублена церковь Рождества Иоанна Предтечи с трапезной. А маленькая церковь Воскрешения Лазаря, построенная в 1390 году и давшая жизнь монастырю, оказалась за пределами киновии, " на гробищах " , т. е. на кладбище. Прп. Лазарь был погребен у алтаря поставленного им Предтеченского храма. Мощи преподобного пребывают под спудом в том месте и по сию пору.

http://sobory.ru/article/?object=12832

Храм имел два придела: в честь Божьей Матери Всех Скорбящих Радости и святителей Николая Мирликийского и Дмитрия Ростовского. План для постройки этого храма был прислан бывшим настоятелем монастыря наместником Троицко — Сергиевой Лавры архимандритом Антонием. Под церковью устроили усыпальницу для погребения настоятелей, благотворителей, выдающихся иноков. В 1855 году в каменном архиерейском корпусе была устроена домовая однопрестольная церковь во имя Святителя и чудотворца Тихона Задонского. Освящена после 1861 года. Глава 4. Строители Высокогорской пустыни Много воды утекло с апреля 1716 года, когда было начато строительство первой часовни, до закрытия монастыря в советское время. (Ликвидирована обитель постановлением Арзамасского уездного исполкома от 4 января 1921 г.). Более двухсот лет свет православной веры сиял над этим красивейшим местом. Не одно поколение монахов усердно трудились здесь во Славу Божию. Настоятели сменяли друг друга. Строились храмы, приделы и часовни, старели вместе с монашествующими, возобновлялись вновь. Кто-то из строителей внёс больший вклад, кто-то меньший. Имена настоятелей известны благодаря игумену Афанасию, извлекшему их из сохранившихся до революции документов и синодиков. 1. Первым Строителем, устроителем и хранителем начальной часовни был иеромонах Лука. Он скончался в первый год возведения часовни. После его смерти при часовне жили иеромонах Иосиф и монах Илья. Но оба они не назывались строителями. 2. Второй Строитель иеромонах Герасим из Арзамасского Спасского монастыря положил основание самой обители. Он был избран в 1718 году арзамасцами, управлял ею вплоть до 1734 года, до самого разорения от разбойников. При нём построена первая тёплая деревянная церковь в честь иконы Божьей Матери Тихвинская, с приделом во имя святых Благоверных князей Петра и Февронии Муромских Чудотворцев, недалеко от прежней часовни. 3. Возобновлённую пустынь в 1743 году строил иеромонах Иов. Он начал и закончил в 1745 году тёплую каменную церковь Вознесения Господня с двумя приделами во имя Божьей Матери Всех Скорбящих Радости и св. Петра и Февронии Муромских. 4. От четвертого Строителя, иеромонаха Варсонофия, не умевшего даже писать, осталась «сказка», как и на что существовала обитель. 5. Пятый строитель, иеромонах Клеопа (скончался в 1753г.) прославился тем, что тело его было найдено нетленным, державшим в руках прощальную грамоту, когда копали могилу на юго-западном углу Вознесенского Собора. 6. 6. 7. 8. 9. Порфирий, Тимофей, Мефодий и Иринарх по монастырским синодикам значились Строителями, но в какой очерёдности – неизвестно.

http://sobory.ru/article/?object=13896

У круглий «Образ " в класики до наших 28 лютого 2020 р. 13:08 27 февраля 2020 года в рамках работы комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации в Издательском Совете Русской Православной Церкви под председательством  митрополита Калужского и Боровского Климента прошел круглый стол «Образ семьи в русской литературе: от классики до наших дней». Во встрече приняли участие: помощник председателя Издательского Совета, лауреат Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Дмитрий Володихин; заместитель председателя Информационной комиссии при Епархиальном совете г. Москвы, член коллегии по рецензированию Издательского Совета  протоиерей Владимир Вигилянский ; лауреат Патриаршей литературной премии Олеся Николаева; лауреат Патриаршей литературной премии Александр Сегень; руководитель литературного объединения СКОЛ Виктория Балашова; писатель, редактор Елена Тростникова; писатель, лауреат литературной премии имени Афанасия Никитина Полина Матыцына; писатель, многодетная мать Елена Кучеренко; сотрудница аппарата Издательского совета Валентина Курицина. В своем вступительном слове митрополит Климент указал, что в современной литературе грех нередко изображается как что-то красивое, интересное, привлекательное, особенно эта тенденция заметна в текстах семейной тематики. «Описывается не борьба с искушением, не трагизм разрушения семьи, а " красивые чувства " людей, совершающих грех». Помощник председателя Издательского Совета Дмитрий Володихин рассказал о премиях, вручаемых в рамках конкурса «Новая библиотека» за изданные произведения для юношества ( премия имени С.Т. Аксакова) и за произведения о семье (премия имени святых Петра и Февронии Муромских), а также привел примеры образцов показа семьи в литературе разных веков, сделав акцент на «Повести о Петре и Февронии Муромских» и «Семейной хронике» С.Т. Аксакова. По мысли протоиерея Владимира Вигилянского, в классической литературе грех и добродетель всегда четко разводились. Ситуация поменялась в XX веке или несколько ранее, на рубеже веков.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5602391...

Я получил от П[етра] Н[иколаевича] на просмотр присланные Вами месяцеслов и главу о поминовении усопших на общественном богослужении. Последнюю я еще не успел прочитать, а с месяцесловом ознакомился. Для сопоставления я взял изданный на 1940 год в монастыре св. Иова Почаевского во Владимировой на Словакии (войной монастырь этот совершенно разрушен, уцелела только церковь ) православный церковный календарь. Сопоставление показало, что, с одной стороны, в Вашем месяцеслове находятся святые, коих под данным числом месяца нет в календаре, а с другой стороны – в календаре много святых, которых под данным числом нет в месяцеслове. Я выписал их для каждого месяца на отдельном листочке, что и прилагаю к настоящему письму. М[ожет] быть, Вам все это известно и я ломлюсь в открытые двери... Я имею у себя еще Месяцеслов, изданный приснопамятным протоиереем Мальцевым в 1900 году 225 на двух языках – русском и немецком (тексты на каждой странице идут параллельно). В предисловии он пишет, что «материалом для сего служили различные «святцы» или жития святых, находящихся в Четьи-минеях и в прологах, агиологиях д[окто]ра богословия Сергия 226 , архиепископа Владимирского Димитрия, архиепископа Тверского 227 Булгакова 228 , Графа Толстого 229 , Барсукова 230 , г-жи Дестунис 231 , Косолапова 232 , Бахметьевой 233 , Снесарева 234 , протоиерея Вершинского 235 , Краснянского 236 и др., включая сюда данные из греческих и славянских миней, греч[еского] горологиона (часослова), слав[янской] следованной Псалтири, а равно греч[еского] менологиона Urbini 1442 [г.] и мартирологиона римского». Я делаю эту выписку на всякий случай. Указываемые Вами понятия, вероятно, вполне покрывают источники месяцеслова о. Мальцева. Несомненно, здешний календарь не без ошибок. Приведу только один пример – память святого моей родины – Рязани – св. Василия Рязанского: у Вас в месяцеслове память его показана на 10/VI и 3/VII, а в упомянутом почаевском календаре – 12/IV, 21/V, 5/VI и 10/VII. У Мальцева имеется только 12/IV и в этот же день празднование Муромской иконы Божией Матери, с каковой иконой, по преданию, св. Василий приплыл из Мурома в Старую Рязань на мантии. Празднование Муромской иконы Б[ожией] М[атери] установлено на 12/IV Св[ятейшим] Синодом в 1805 году. Там же у Мальцева есть сообщение о том, что мощи св. Василия были открыты в 1609 году и перенесены из церкви Бориса и Глеба в зимний Собор, где они и почивали под спудом (я сам прикладывался к гробнице).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Д. 22. Л. 51а–51а об. Подлинник. Автограф. 92 Преподобный Иулиан (Кочуков) родился в 1597 г. Был схимонахом Муромского Благовещен­ского монастыря. Подвизался подвигом поста под алтарем монастырского собора, где и был погребен. В 1834 г. гробница с нетленными мощами преподобного Иулиана была открыта ра­бочими, подводившими новые своды под Благовещенский собор. После чудесного исцеления женщины преподобным, явившимся ей во сне, началось его народное почитание. В храме стали служить молебны и 26 марта праздновать его память как местночтимого святого. В июле 1933 г. при осмотре мощи оказались неповрежденными. По благословению Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) в Благовещенском монастыре имена святителя Василия Муромского и преподобного Иулиана начали возноситься во время богослу­жения вместе с именами других муромских святых. Была создана новая икона – Собор всех му­ромских святых. Празднование 26 мая/8 апреля. 93 Святитель Василий Муромский († 1129) со святым блаженным князем Константином Му­ромским много потрудился в деле просвещения муромцев. Он служил в кафедральном соборе во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба (на месте нынешнего Троицкого монасты­ря). Погребен в усыпальнице Благовещенского собора. Надгробной плиты не сохранилось. При построении каменной церкви мощи святителя были положены в деревянной колоде под левым клиросом. Святитель Московский Макарий в 1547 г. благословил совершать память благоверных князей вместе со святителем Василием, вместе с ними труждавшимся, 21 мая/3 июня. 95 Вероятно, имеется в виду епископ Муромский Николай (Муравьев-Уральский). См. о нем: наст. сб., кн. 1. 96 Сергий (Гришин Алексей Николаевич; 1889–1943), архиепископ. В 1927 г. хиротонисан во епископа Серпуховского. Управляющий делами Временного Патриаршего Священного Синода. С 1930 г. архиепископ. С 1935 г. архиепископ Владимирский. В 1936 г. арестован вместе с еписко­пом Афанасием (Сахаровым) . Находился в лагерном заключении. В 1941 г. освобожден. Архиепи­скоп Можайский, управляющий Московской епархией, затем Горьковский и Арзамасский. Член Архиерейского Собора 8 сентября 1943 г., избравшего Патриархом митрополита Сергия (Страго­родского). На Соборе был избран постоянным членом Священного Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

311 . (84). Служебник, Московской печати, 1627 года, в четверть. С 28 листа сохранилась подстрочная подпись: …к Ивану Лествичнику по благоверной великой старице Марфе Ивановне. 312 . (85). Служебник, напеч. в Москве, 1651 года, в четверть, с подписью по листам внизу: Лета 7161 (1652) октября в 23 день куплена сия книга на монастырские казенные деньги и положена в церковь Живоначальные Троицы Сергиева Богоявленскаго монастыря к святому Богоявлению и великаго чюдотворца Сергия Радонежскаго, при строителе того монастыря соборном старце Аверкие Иванове, да при священницех ту служащих: священноиноке Иове Москвитя(ни)не да Антипе Крутецком, и их трудами на достойное в Троице славимому Богу приношение и хваление. А подписал бренною рукою тоя же обители работничишко многогрешный раб Иовко Никонов сын пореклу Полянской. 313 . (86). Служебник, напеч. в Москве, 1655 года, в четверть, с подписью по листам внизу: Лета 7166 (1658) маия в 15 день Живоначальные Троицы Сергиева монастыря сия книга Служебник из большые казны дана в книгохранительную казну при книгохранителе черном священнике Иосифе Нижегородском. 314 . (87). Служебник, напеч. в Москве, 1668 года, в четверть, по листам внизу две подписи: 1) Смиренный Стефан митрополит Рязанский. 2) Сия книга Служебник преосвященнаго Павла, митрополита Рязанскаго и Муромскаго, а подписал по его архиерейскому приказу подьячей Тит Алтухов лета 7193 (1685) году августа в 31 день. И по указу преосвященнаго Аврамия митрополита Рязанскаго и Муромскаго отдана в ризницу. Подписал иподиакон Афанасий Тимофеев лета 7206 (1698) году июля в 5 день. 315 . (88). Служебник, напеч. в Москве, 1676 года, в четверть, с подписью по листам внизу: Лета 7185 (1677) году февраля в день куплен сей Служебник на Троицкое подворье в Богоявленской монастырь, что у государева двора, а куплен на казенные деньги с печатново двора у наборщика Никиты Михайлова при строителе старце Филарете Протопопове, дано рубль. 316 . (112). Требник без выхода, Московской печати 1633 года, в лист. С л. 15 подстрочная подпись:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010