Весной 1369 г. тверской кн. Михаил Васильевич повелел перенести в Кашин монастырскую ц. Св. Троицы (по данным Никоновской летописи, ц. Пречистой Богородицы), и «место то святое (мон-рь.- М. П.) раскопати, и в гробех мертвых кости разрушали издавна положенных черноризцев». Внезапная болезнь князя и княгини (20 апр. княгиня скончалась) была воспринята как Божия кара за это деяние, кн. Михаил «устрашеся и ужасеся того ради, и прощениа проси у владыки Василиа и у всего священнаго събора». В. повелел князю «не до конца место то разорити, и послушавъ владыки, опять малую церковь поставили», но затем «и ту разнесли». В кон. 1369 г. кн. Михаил Васильевич ездил в Москву к митр. Алексию жаловаться «на владыку на Василиа», но безрезультатно. В 1370 г. тверской князь пытался начать с Москвой мирные переговоры, в качестве посла поехал В. Однако перемирие было недолгим: «владыку отпустили с Москвы, а ко князю великому Михаилу послав, целование сложили по Оспожине дни на 6 день», т. е. через 6 дней после праздника Успения Пресв. Богородицы. Из посланий на Русь К-польского Патриарха Филофея Коккина 1370-1371 гг. следует, что свт. Алексий отлучил от Церкви правителей Твери и В. за их союз с литовцами-язычниками. Патриарх подтвердил отлучение и поставил условием прощения принесение тверичами присяги на верность Москве. В 1371 г. посол вел. кн. тверского Михаила Александровича архим. Феодосий хлопотал в К-поле о снятии отлучения, Патриарх предложил свт. Алексию примириться с тверичами до суда Патриарха, к-рый, по-видимому, не состоялся. Судя по тому, что источники больше ничего не сообщают об этом конфликте, можно предположить, что отлучение с тверских властей было снято. В. погребен в Спасо-Преображенском соборе в Твери, в летописном рассказе об обновлении собора в 1399 г. характеризуется как «изрядныи епископ». Ист.: АСЭИ. Т. 3. М., 1964. 116. С. 152; РИБ. Т. 62. 16-20. Стб. 97-120; 26. Стб. 149-152; 28-29. Стб. 155-166 (Прил.); ПСРЛ. Т. 11. М., 2001. С. 3-4, 6, 8-19; Т. 15. Вып. 1. Стб. 72, 81, 83-84, 91-92, 104, 123, 166, 433; Т. 18. СПб., 1913. С. 23.

http://pravenc.ru/text/150687.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАИСИЙ (Ярославов) († 23.12. 1501, Москва), игум. Троице-Сергиева мон-ря (1478-1482), кандидат в митрополиты всея Руси (1484). Происходил из ярославского боярского рода Ярославовых, вкладчиков Спасо-Каменного в честь Преображения Господня мужского монастыря (на Кубенском оз., под Вологдой); в 3-й четв. XV в. Ярославовы перешли на службу в Московское великое княжество ( Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 230-231). Отцом П. был боярин Ростовского архиеп. Ефрема - Моисей, последовательный сторонник Московского вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного во время династического кризиса 1425-1454 гг. Незадолго до 11 янв. 1436 г. архиеп. Ефрем и Моисей рассматривали духовную грамоту прп. Дионисия Глушицкого (АСЭИ. Т. 3. 252. С. 274); К. В. Баранов выдвинул версию о неточности передачи издателями имени в данном документе, полагая, что там указан П. ( Баранов. 2006. С. 268-272), однако это не подтверждается при обращении к подлинному тексту грамоты (ГИМ. Увар. Ящик 66/20. Отд. III. 4). Ближайшим родственником П. (двоюродным братом) являлся дьяк Леонтий Алексеев ( после 1495/97). С сер. 60-х гг. XV в. он занимал важное место в управлении Русским гос-вом и входил в узкий круг доверенных лиц Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича . Основные биографические сведения о П. сохранились в летописях, актах, памятниках древнерус. лит-ры. Учитывая его происхождение, можно предполагать, что П. родился в пределах Ярославского княжества. Родовые владения семьи П., включая с. Ярославово, находились в Заволжском стане, а также в волости Черемха. Вопреки сложившейся еще в XIX в. историографической традиции (архиеп. Филарет (Гумилевский) , В. О. Ключевский и др.) П. был пострижеником не Спасо-Каменного в честь Преображения Господня муж. мон-ря ( Зимин. 1977. С. 58; Прохоров. 1989; Он же. 1991; Он же. 1993; Он же. 2001; Он же. 2014; Макарий (Веретенников). 2004. С. 24; Соловьев К. А., Никонова Е. В. Спас-Каменный мон-рь на Кубенском озере - уникальная обитель Сев. Фиваиды и ее ист. предания//Рос. гуманит. ж. 2018. Т. 7. 4. С. 314, 315), а Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря ( Алексеев. 2002. С. 200; Новикова. 2008. С. 38-90). По-видимому, П. был наречен в честь св. Паисия Великого ( Макарий (Веретенников). 2004. С. 24). Статус Кирилловой Белозерской обители был повышен после событий 1446 г., когда ее игум. Трифон поддержал в борьбе за Москву вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного. П. подвизался в Кирилловом Белозерском мон-ре в годы настоятельства Кассиана (1448-1469).

http://pravenc.ru/text/2578675.html

Ист.: СГГД. Ч. 1-5; АИ. Т. 1-5; ПСРЛ. Т. 1-43; ДАИ. Т. 1-12; АЮБДР. Т. 1-3; Приправочная книга Московского у. 7094 г. (отр.)//ВОИДР. 1852. Кн. 13. Отд. 2. С. 115-184; ПКМГ. 1872-1877. Ч. 1. Отд. 1-2; 1895. Указ.; Акты Московского гос-ва. СПб., 1890-1901. Т. 1-3; Можайские акты 1506-1775 гг. СПб., 1892; Памятники соц.-экон. истории Моск. гос-ва XIV-XVII вв. М., 1929. Т. 1; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. СПб., 20022; АФЗХ. Ч. 1-3; АСЭИ. Т. 1-3; Иоасафовская летопись. М., 1957, 20142; Каштанов С. М. Очерки рус. дипломатики. М., 1970. С. 342-484; он же. По следам троицких копийных книг XVI в.: (Погодинский сб. 1846 и архив Троице-Сергиева мон-ря)//Зап. ОР ГБЛ. М., 1979. Вып. 40. С. 4-58; АРГ, 1505-1526; Лурье Я. С. Рассказ о боярине И. Д. Всеволожском в Медоварцевском летописце//ПКНО, 1977. М., 1977. С. 7-11; Памятники рус. письменности XV-XVI вв.: Рязанский край. М., 1978; АФЗХ. Ч. 3: Акты моск. Симонова мон-ря (1506-1613 гг.). Л., 1983; Источники по соц.-экон. истории России XVI-XVIII вв.: Из архива моск. Новодевичьего мон-ря. М., 1985; Явочный список вотчинных владений Моск. уезда писцов 1584-1586 гг. Т. А. Хлопова «с товарыщи»/Подгот.: В. Б. Павлов-Сильванский//Источниковедение отеч. истории, 1984: Сб. ст. М., 1986. С. 238-253; Боровский у. в XVII в.: (Мат-лы дозора 1613 г.). М., 1992; Мат-лы для истории Звенигородского края. М., 1992. Вып. 1: Приправочный список с писцовых книг Звенигородского у. 1558-1560 гг.; 1997. Вып. 4: Рузский у. по писцовой книге 1567-1569 гг.; Саввин Сторожевский монастырь в док-тах XVI в.: (Из собр. ЦГАДА). М., 1992; АСЗ. Т. 1-4; АРГ: АММС; Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича. М., 2000; Города России XVI в.: Мат-лы писцовых описаний. М., 2002; Кучкин В. А. Издание завещаний моск. князей XIV в.: г.] Первая душевная грамота вел. кн. Ивана Даниловича Калиты//ДРВМ. 2008. 1(31). С. 95-108; он же. То же: г.] Вторая душевная грамота вел. кн. Ивана Даниловича Калиты//Там же. 2008. 2(32). С. 129-132; он же. То же: г., апр. 24-25] Душевная грамота вел. кн. Семена Ивановича//Там же. 2008. 3(33). С. 123-125; он же. То же: г.] Первая душевная грамота вел. кн. Ивана Ивановича//Там же. 2008. 4(34). С. 97-101; он же. То же: г.] Вторая душевная грамота вел. кн. Ивана Ивановича//Там же. 2009. 1(35). С. 93-100; он же. То же: [Янв. 1372 г.] Первая душевная грамота вел. кн. Дмитрия Ивановича//Там же. 2009. 2(36). С. 110-113; он же. То же: г. марта 25 - мая 16, вероятнее всего 1-я пол. мая] Вторая душевная грамота вел. кн. Дмитрия Ивановича//Там же. 2009. 3(37). С. 132-136; Давыдов Н. В. Шатурский край при царе Михаиле Федоровиче в письмах и мерах кн. В. П. Кропоткина. М., 2010.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

ПСРЛ. Т. 26. С. 217; Т. 6. СПб., 1853. С. 181. Герберштейн называет еще Слободской городок (см.: Герберштейн. С. 162), но, когда он возник, неизвестно. См.: Герберштейн. С. 162. РИБ. Т.6. 73. Стб. 591. ДДГ. 16. С. 43. О границах Дмитровского княжества в XIV в. см.: Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X—XIV вв. М., 1979. Автореф. докт. дисс. С. 40-41. Герберштейн. С. 152. АСЭИ. Т. II. 162. С. 97 (1455 г.). Там же. 356. С. 350 (1457 г.). Там же. 163. С. 98-99 (1455 г.). АСЭИ. Т. I. 191. С. 136. (1447 г.); ср.; 198. С. 142; 289. С. 206. См.: Будовниц. С. 153-154. ДДГ. 7. С. 23; ср. ниже: «...а рубеж Галичю и Дми[трову]...» ДДГ. 61. С. 198. См.: Герберштейн. С. 144. О соборах см.: Воронин Н.И. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV вв. Т. 2. М., 1962. С. 267-289. См.: Будовниц. С. 171-172. См.: Герберштейн. С. 140. Там же. С. 153. Водились там осетры, стерляди, судаки, лещи (АСЭИ. Т. II. 172. С. 108). См.: Бахрушин С.В. Научные труды. Т. 1. М., 1952. С. 72-74; Заозерская Е.И. У истоков крупного производства в русской промышленности XVI—XVII вв. М., 1970. С. 207. См.: Герберштейн. С. 152. См.: Будовниц. С. 160-167. См.: Копанев А.И. История землевладения Белозерского края XV—XVI вв. М.; Л., 1951. С. 16-39. ДДГ. 12. С. 34. Там же. ПСРЛ. Т. 26. С. 188. Редкие источники. Вып. 2. М., 1977. С. 11-12. ДДГ. 22. С. 61. ДДГ. 31. С. 81. АСЭИ. Т. II. 161. С. 97; 174. С. 110. ДДГ. 19. С. 53; 33. С. 84; 47. С. 143; ср.: ПСРЛ. Т. 37. С. 82. ПСРЛ. Т. 18. СПб., 1913. С. 114. Герберштейн. С. 140; Бахрушин С.В. Научные труды. Т. 1.С. 56; Заозерская Е.И. Указ. соч. С. 211, 213, 228. ДДГ. 17. С. 49. ДДГ. 27. С. 70. ДДГ. 17. С. 46. ДДГ. 27. С. 70. ДДГ. 17. С. 50. Там же. С. 49. Кучкин В.А. Земельные приобретения московских князей в Ростовском княжестве в XIV в.//Восточная Европа в древности и средневековье. М., 1978. С. 186. АСЭИ. Т. II. 344. С. 341 (1445—1453 гг.). АСЭИ. Т. I. 98. С. 79. АФЗХ. Ч. I. 2. С. 24; 10. С. 28. См.: Герберштейн. С. 128. См. там же.

http://sedmitza.ru/lib/text/438772/

В 1628 г. в Георгиевской пуст. подвизались иеромонах и 10 старцев, в 1646 г.- иеромонах, 20 старцев, священник, дьячок. К 1678 г. в обители проживали с семьями 2 священника, 2 дьячка, вдовая попадья. Однако формально мон-рь существовал: в 1703 г. им управлял строитель Варсонофий (Урвачёв), в 1763 г.- строитель иером. Иоасаф (Озерецковский). В 1764 г. Георгиевская пуст. была упразднена, храмы обращены в приход, в составе к-рого были подмонастырская Георгиевская слободка и 3 деревни. К кон. XIX в. в них проживало 502 мужчины и 553 женщины. 253 чел. из общего количества были старообрядцами. В 1782 г. на месте обветшавших церквей был построен новый храм во имя Св. Троицы с теплым приделом во имя вмч. Георгия Победоносца. Причт состоял из священника и псаломщика. Церкви принадлежало 1 дес. 1559 сажен усадебной и кладбищенской, 38 дес. 53 сажени сенокосной, 5 дес. 239 сажен неудобной земли. С 1894 г. при храме существовала церковноприходская школа на 20 чел. В кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. церковь была закрыта, имущество расхищено. В 1984 г. здание храма было разобрано, перевезено на территорию еще не восстановленного гороховецкого Троице-Никольского мон-ря (храм не был восстановлен и к 1993 утрачен). В 1996 г. по благословению Владимирского и Суздальского еп. Евлогия (Смирнова) на месте пустыни был учрежден скит Троице-Никольской обители. В 1998 г. в Г. с. был построен деревянный дом с ц. во имя вмч. Георгия Победоносца с приделом во имя прп. Сергия Радонежского. В скиту проживают неск. насельников, старший - иером. Николай (Кандауров). Арх.: РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 622. Ч. 1; Ф. 281; Ф. 1209. Оп. 1. 625. Л. 266 об.- 270; 15398. Л. 292 об.- 298 об. 15406. Л. 87-89; ГА Владимирской обл. Ф. 556. Р.-24. Ист.: АИ. Т. 1. С. 434-436. 229; Иванов П. И. Описание гос. архива старых дел. М., 1850. С. 241-242; Арсений, иером. Две жалованные грамоты имп. Елисаветы Петровны Троицкой Сергиевой лавре на все монастырские владения//ЧОИДР. 1865. Кн. 4. Смесь. С. 124, 138; Муханов П. А. Сб. [док-тов по рус. истории]. М., 18662. С. 201-202. 130; ПКМГ. 1. Отд. 1. С. 883; Кабанов А. К. Мат-лы по истории Нижегородского края из столичных архивов: Вып. 3. Ч. 1//Действия НГУАК. Н. Новг., 1913. Т. 14. С. 71. 55; С. 72-73. 57; С. 73-74. 58; С. 74-75. 59; С. 77-78. 64; С. 82-83. 65; С. 83-84. 66; С. 84-86. 67; С. 86-87. 69; С. 95-97. 79; Шумилов В. Н. Обзор докум. мат-лов ЦГАДА по истории СССР периода феодализма, XI-XVI вв. М., 1954. С. 150; АСЭИ. Т. 1. С. 77. 94; С. 224. 313; С. 242. 333.

http://pravenc.ru/text/166265.html

Ист.: АИ. Т. 1. 291. С. 530-531; СбРИО. Т. 35 (по указ.); Шумаков С. А. Угличские акты//ЧОИДР. 1899. Кн. 1. С. 4-6, 40-41, 100-101, 111; ДДГ. С. 353-364, 370, 409-414, 452, 458, 469; АСЭИ. Т. 1. С. 586-588; Т. 3. С. 115; АФЗХ. Ч. 2. С. 68, 83; Ч. 3. С. 97, 365 АФЗХ: Акты Моск. Симонова мон-ря. Л., 1983. С. 7; ТКиДТ. С. 56, 59, 69, 73, 75-76, 172-173, 179-183, 205-206; Иоасафовская летопись. М., 1957. С. 123, 144, 149, 191-195, 198; Опись Царского архива XVI в. и Посольского приказа 1614 г. М., 1960. С. 21, 31, 33, 35, 36, 55, 59, 62; Зимин А. А. Из истории центрального и местного управления в 1-й пол. XVI в.//ИА. 1960. 3. С. 146-147; Бегунов Ю. К. «Слово иное» - новонайденное произведение рус. публицистики XVI в. о борьбе Ивана III с землевладением Церкви//ТОДРЛ. 1964. Т. 20. С. 351-364; Разрядная книга, 1475-1598 гг. М., 1966. С. 34, 36-39, 47-49, 51, 54-56, 64; АРГ, 1505-1526. М., 1975. С. 13-16, 30-31, 36-37, 60-61; ПСРЛ. Т. 24-25, 39, 43 (по указ.); АСЗ. Т. 1. С. 60. Лит.: Каштанов С. М. Соц.-полит. история России кон. XV - 1-й пол. XVI в. М., 1967 (по указ.); Зимин А. А. Россия на пороге нового времени. М., 1972 (по указ.); он же. Крупная феодальная вотчина и соц.-полит. борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977 (по указ.); он же. Удельные князья и их дворы во 2-й пол. XV в. и 1-й пол. XVI в.//История и генеалогия: С. Б. Веселовский и проблемы ист.-генеалогических исследований. М., 1977. С. 165-169; он же. Россия на рубеже XV-XVI ст. М., 1982 (по указ.); он же. Очерки рус. дипломатики. М., 1970 (по указ.); Кобрин В. Б. Власть и собственность в средневек. России (XV-XVI вв.). М., 1985 (по указ.); Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в. Л., 1985 (по указ.); Демидов С. В. и др. Церковь Алексея митр. Алексеевского мон-ря в Угличе//ΣΟΘΙΑ: Сб. ст. по искусству Византии и Др. Руси в честь А. И. Комеча. М., 2006. С. 121-152. В. Д. Назаров Иконография В Лицевом летописном своде 70-х гг. XVI в. имеется неск. сюжетов с участием Д. И., напр.: вел. кн. Иоанн III Васильевич благословляет сына Д. И. в поход на Смоленск, возвращение Д. И. в Москву, рассказ о походе его войска на Казань, преставление князя (Шумиловский том - РНБ. F. IV. 232. Л. 624, 629, 657-664, 830 и др.). Д. И. изображен средовеком в княжеских одеждах и шапке, с густыми кудрявыми волосами и небольшой бородой, с энергичной жестикуляцией.

http://pravenc.ru/text/178609.html

Ист.: ПСРЛ. Т. 3. С. 193; Т. 6. С. 171, 221; Т. 8. С. 77, 113, 200, 271; Т. 12. С. 65, 189; Т. 13. С. 45, 278; Т. 14. С. 59; Т. 16. С. 188; Т. 18. С. 194; Т. 20. С. 257, 258, 335, 404, 580; Т. 21. С. 51, 421, 463; Т. 23. С. 204; Т. 25. С. 262, 263, 323; Т. 26. С. 197, 198; Т. 27. С. 109; Т. 28. С. 104, 270, 271; Т. 29. С. 253; Т. 31. С. 97, 105; Т. 33. С. 105; Т. 34. С. 15; Т. 35. С. 166; ДРВ. Ч. 5. С. 372; Ч. 11. С. 245; Ч. 19. С. 364; Продолж. Ч. 3. С. 169; Ч. 7. С. 68, 141; СГГД. 1813. Ч. 1. 96, 196, 200, 203; 1819. Ч. 2. 59; 1822. Ч. 3. 16; ААЭ. 1836. Т. 1. 303; Т. 2. 7; Т. 3. 8, 291, 294, 298, 301; Т. 4. 15, 95, 99; Сказания современников о Димитрии самозванце. СПб., 18372. Ч. 2. С. 191; Акты юридические. СПб., 1838. 10, 223, 378, 386; ДАИ. 1846. Т. 1. 131. С. 196; 1853. Т. 5. 26, 102; 1872. Т. 12. 57; 1875. Т. 9. 9, 106; АИ. 1841. Т. 2. 87, 128; 1842. Т. 3. 224; 1848. Т. 1. 25, 29, 38, 55, 70, 71, 75, 76, 83-88, 91, 92, 96, 99, 102, 107, 116, 126, 148, 167, 177, 182, 209, 220, 243, 249; Опись книгам, хранившимся в суздальском Спасо-Евфимиевом мон-ре//ВОИДР. 1850. Кн. 5. Отд. 3. С. 43-51; Дворцовые разряды. СПб., 1852. Т. 3. С. 410, 651, 982, 1151; АЮБДР. 1857. Т. 1. 52. С. 240; 63. С. 441; 1864. Т. 2. 147. С. 365; Прошение к пожертвованию от настоятеля суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря Илариона с краткими ист. сведениями о мон-ре//ДЧ. 1862. 5. С. 6; Извлечение из описи суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря 1660 г./Сообщ.: К. Тихонравов//Владимирские ГВ. 1867. Ч. неофиц. 14; ПКМГ. 1872. Т. 1. Отд. 1. С. 222; Описная книга суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря 1660 г./Сообщ.: К. Н. Тихонравов//Владимирские ГВ. 1877. Ч. неофиц. 12-26; То же. Владимир, 1878; РИБ. 1891. Т. 13. Стб. 17, 155, 796; Переписные книги г. Москвы, сост. в 1738-1742 гг. М., 1881. Т. 1. С. 86; Переписка И. А. Голышева с разными учеными лицами. Владимир, 1898. С. 100-101, 144, 262-264, 400, 424, 425; Город Суздаль в 7136-7138 (1628-1630) гг.: Список с писцовой книги г. Суздаля/Изд. Владимирской УАК. Владимир, 1905. С. 66; АСЭИ. 1958. Т. 2. С. 478-548; 1964. Т. 3. С. 465-482; Акты суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря 1506-1608 гг. М., 1998; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 2001. Т. 2. С. 351-373, 405-408; Кат. писцовых книг Рус. гос-ва. М., 2007. Вып. 3: Писцовые книги вост. Замосковья.

http://pravenc.ru/text/187637.html

Упоминание в вышеприведенных грамотах меда указывает на еще одну доходную статью Гороховецкой вотчины - бортные урожаи. Впервые борти как особый объект пожалования «великому Василью в пустыню» встречается ок. 40-х гг. XV в. в грамоте Василисы (АСЭИ. Т. 3. 488. С. 470). В дальнейшем в актах неоднократно упоминаются монастырские борти, бортные деревья и бортные знамена, как правило, в контексте споров М. м. с крестьянами соседних деревень. Показательна в этом отношении грамота кн. Черкасского (получившего в 1563 Гороховец в вотчину), отправленная его гороховецким слугам. В ней сначала констатируется, что слуги и крестьяне кн. Черкасского крестьянам М. м. «не велят» ходить «в лесные… монастырские угодья и в бортные ухожаи их знамян», а затем следует угроза княжеским слугам и крестьянам «быти… в великой опале», если они и впредь «учнут» в монастырские «лесные угодья и бортныя ухожаи ходити» (АССЕМ. 1998. 151. С. 307-308). В отличие от споров за рыбные ловли или бортные угодья, поземельные споры о пашнях и пожнях у крестьян вотчины М. м. не так часто фиксируются в сохранившихся источниках. Это, очевидно, отражает второстепенное значение возделывания земли в их хозяйственно-экономической деятельности. Насельники В грамоте Василисы (ок. 1427-1433), в числе «послухов» М. м. указаны «Варсонофеи, игумень монастыря святого Василья… да черноризець святого Василья Конан» (АСЭИ. Т. 3. 487. С. 469). Имена др. насельников известны по материалам поземельных судебных тяжб. Васильевский старец Лаврентий ок. 1470-1485 гг. выиграл у местного крестьянина судебный спор о принадлежности Горловской земли (АСЭИ. Т. 2. 465. С. 504). Ок. 1485-1490 гг. новый спор о принадлежности этой же земли (селищ Покровское, Жуковское и Горловское) удалось выиграть старцу Ивану Вороне (АСЭИ. Т. 2. 483. С. 522-524). В 1590/91 г. васильевский игум. Адриан участвовал в «полюбовном» размежевании земли с крестьянами Купленской вол. Гороховецкого у. (АССЕМ. 1998. 245. С. 465). Известны строители Петр (Пушечников) (1652) и Игнатий (Розбицкий) (1683) ( Строев. Списки иерархов. Стб. 711. 46). 1 мая 1702 г. строитель Игнатий (Медвецкой) был отослан к митр. Рязанскому и Муромскому Стефану (Яворскому) для наказания за «умалчивание слышанных им непристойных слов на государя»; впрочем, после наказания его велено было освободить (РГАДА. Ф. 371. Оп. 2. Ед. хр. 1095). В обители, судя по всему, проживало небольшое число насельников. Так, в 1585 г. в качестве свидетелей в поземельной тяжбе были привлечены «Васильевского монастыря чернои поп да четыре старцы», не названные в документе по именам (АССЕМ. 1998. 221. С. 407). Возможно, это был весь наличный состав братии. Архитектурный комплекс

http://pravenc.ru/text/2564560.html

АСЭИ. Т. 3. 6. Каптерев Н. Светские архиерейские чиновники в Древней Руси. М., 1879. Там же. С. 115 и сл. Исследователь, правда, полагал, что в момент составления докончания десятинники еще не имели судебно-административных функций (С. 116), но как лица, уже определенно обладающие такими функциями, «митрополичьи десятильници» выступают уже в грамоте Димитрия Донского (АСЭИ. Т. 2. 340). «Переяславская десятина» (АФЗиХ. Ч. 1. 136), «Владимирская десятина» (Там же. 189), «Звенигородская» и «Волоцкая» десятины (Там же. Ч. 2. 359). Так, в грамоте 90-х гг. XV в. (АФЗиХ. Т. 1. 190) фигурируют «наместници мои (т. е. митрополичьи.— Б. Ф.) володимерские и десятинницы медушские», т. е. десятинники, округом которых был Медушский стан Владимирского уезда. В грамоте 1512 г. упоминается «Сурожская десятина» (АФЗиХ. Ч. 2. 56), соответствовавшая, очевидно, Сурожскому стану Московского уезда. Юшков С. В. Очерки... С. 15–16. О повинностях, взимавшихся в XV–XVI вв. с приходского духовенства, см.: Назаров В. Д. Полюдье и система кормлений: Первый опыт классификации нетрадиционных актовых источников//Общее и особенное в развитии феодализма в России и Молдавии. М., 1988. Лишь в 60–70-х гг. XVII в. была признана недопустимой практика управления приходским духовенством через светских лиц (Каптерев Н. Светские архиерейские чиновники. С. 129). Ср. сведения о кормах десятинникам в докончании Василия Дмитриевича с Киприаном (АСЭИ. Т. 3. 6, § 11) и сведения о кормах в пользу волостелей на «черных» землях в грамотах середины XV в. (Там же. Т. 1. 260–261). Каптерев Н. Светские архиерейские чиновники. С. 135. В Белозерской уставной грамоте 1488 г. о доводчике белозерского наместника говорится, что там, где он «обедаеть, туто ему не ночевати» (АСЭИ. Т. 3. 22. С. 38). Каптерев Н. Светские архиерейские чиновники. С. 70 и сл.; Николай (Ярушевич). Церковный суд... С. 324 и сл.; Веселовский С. Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. С. 419, 422–423, 426–427. Наиболее ранним документом, содержащим упоминание о «поповских старостах», является грамота митрополита Ионы 1449 г. (АФЗиХ. Ч. 1. 135).

http://sedmitza.ru/lib/text/442931/

Новой тенденцией в рус. Д. было начатое нек-рыми учеными исследование политических причин и обстоятельств создания публично-правовых актов (А. Е. Пресняков, Чаев, Смирнов, Б. А. Романов, Г. Е. Кочин). Обобщающие труды по рус. Д., появившиеся в это время (А. М. Большаков, Н. Коробков, И. Ф. Колесников), отличались традиционализмом в трактовке задач и методов Д. Пособие по груз. Д. опубликовал И. А. Джавахишвили (1926). С кон. 30-х гг. началось преподавание Д. в МГИАИ. 1-е послевоенное двадцатилетие отмечено появлением крупных публикаций актов: ГВНиП (1949), ДДГ (1950), АФЗХ (1951-1961), АСЭИ (1952-1964). Практически был издан основной комплекс рус. актов XII - нач. XVI в. (до 1505). В ДДГ и АСЭИ применялись правила дипломатической передачи текста, что резко повысило археографический уровень публикаций. В АСЭИ ко мн. документам давался историко-географический и генеалогический комментарий (Веселовский, И. А. Голубцов). Эта традиция была продолжена в АРГ (1975), «Полоцких грамотах XIII - нач. XVI в.» (1977-1985) и АММС (1984). В 80-90-х гг. вышли сборники актов Симонова, Соловецкого, Спасо-Евфимиева монастырей XVI - нач. XVII в., московских мон-рей и соборов XV-XVII вв. Была основана серия «Акты служилых землевладельцев», в к-рой печатаются документы XV-XVII вв. (1997-2002). Важнейшее значение для развития русской Д. имела монография Л. В. Черепнина «Русские феодальные архивы XIV-XV вв.» (1948-1951), в к-рой автор рассмотрел все разновидности актов этого периода, выделив проблему происхождения духовных и договорных грамот вел. и удельных князей, а также жалованных грамот. Черепнин решительно отошел от формально-юридической методологии, изучая прежде всего движение и развитие формуляра. Сочетание формулярного анализа духовных и договорных грамот с палеографическим приближало его подход к методике западноевропейской Д. Предложенные Черепниным датировки грамот впосл. неоднократно пересматривались учеными (А. А. Зимин, В. Л. Янин, В. А. Кучкин, В. Д. Назаров, Б. Н. Флоря и др.).

http://pravenc.ru/text/178525.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010