За иконой медленно двигались тяжеловесные, золотые и безногие фигуры попов, впереди их— седобородый большой архиерей, на голове его— золотой пузырь, богато украшенный острыми лучиками самоцветных камней, в руке— длинный посох, тоже золотой. Казалось, что чем дальше уходит архиерей и десятки неуклюжих фигур в ризах,— тем более плотным становится этот живой поток золота, как бы увлекая за собою всю силу солнца, весь блеск его лучей. Течение толпы было мощно и всё в общем своеобразно красиво...» (23,378). А вот Шмелёв: «Закрою глаза и вижу. Сталкиваясь, цепляясь, позванивая мягко, плывут и блещут тяжёлые хоругви, святые знамёна Церкви. Золото, серебро литое, тёмный, как вишни, бархат грузным шитьём окован. Идёт не идёт,— зыбится океан народа. Под золотыми крестами святого леса знамён церковных— грозды цветов осенних: георгины, астры,— заботливо собранное росистым утром девичьими руками московки светлоглазой. «Святый Боже, Святый Крепкий... Святый Бессмертный...» Строго текут кремлёвские. Подняли их соборы: Спас на Бору, Успенье, Благовещение, Архангелы... Тёмное золото литое, древнее серебро чернью покрыла копоть, сиянье скупо. Идут— мерцают. И вдруг— проснётся и ослепит, из страшной далёкой дали,— Темное Око взглянет. Благоволение или— гнев? Трудные, строгие хоругви. Бородатые мужики-медведи, раскинув косые плечи, головы запрокинув в небо, ступают тяжёлой ступью, бредут враскачку, будто увязли ноги. Тяжелы древние хоругви: века на них. Подняты над землёй Великие Иконы— древность. Спасов Великий Лик, тёмный-тёмный, чёрным закован золотом. Ярое Око— строго. Пречистая, Богоматерь Дева, в снежно-жемчужном плате, благостная, ясно взирает лаской. «...Упование рода христианского...» И древний Корсунский Крест сияет хрустальным солнцем, «...и благослови достояние Твое... Побе-э-ды-ы... на супротивные да-а-руя...» Взрывно гремит, победно несётся к небу. Шумит океан народный, несметную силу чует: тысячелетние нёс знамёна! «...прииди и вселиси в ны...» Льётся святая Песня— душа над тленьем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Вскоре после прибытия Серапиона в лавру игумен ее, Симон, был избран на святительскую кафедру всея Руси, а на его место умолен был неотступными просьбами братии пустыннолюбивый Серапион. И не только мольбами братии, но и повелением нового митрополита и великого князя Иоанна побужден был восприять игуменство лавры (1493 г.), ибо так было угодно Пресвятой Троице и преподобным Сергию и Никону. Великий князь Иоанн очень уважал подвижника-игумена и это показал самым делом. Однажды случилось самодержавному великое искушение: какие-то злонамеренные люди оклеветали перед ним в тяжкой вине чародейства трех именитых боярынь. Строгий Иоанн по обычаю тогдашнего времени осудил их на страшную казнь сожжения. Напрасно умоляли его митрополит и бояре умилосердиться над осужденными. Блаженный Серапион, услышав о предстоящей казни и зная невинность обреченных на смерть, помолился Живоначальной Троице и всемирной Заступнице Богоматери и, призвав на помощь великих чудотворцев Сергия и Никона, дерзнул предстать пред лице разгневанного государя наедине, многими слезами умолил его отменить тяжкий приговор и этим спас государя от греха и три невинные жертвы – от напрасной смерти, подобно тому как великий чудотворец Николай ходатайством своим избавил от смерти трех невинных мужей. После этого и великий князь возлюбил мужественного игумена за дерзновенное слово истины, которое избавило его от тяжкого греха. Имея великое попечение о благоустройстве обители, и особенно о жизни достойной иночества, блаженный Серапион был на соборе о церковных имениях и немало подвизался об ограждении монастырских угодий и волостей. Когда кончился собор, рассуждавшие о вдовых священниках белозерские пустынники, и в числе их преподобный Нил Сорский , начали выражать сожаление, что монастыри владеют землями и селами, и молили самодержавного, который всегда принимал их у себя с большим уважением «крепкого ради жития их, чтобы он помыслил об этом». По воле державного созван был собор (1504 г.) всех архиереев русских в царствующий град для совещания о том, прилично ли монастырям иметь волости.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Священник помазывает крещеного младенца или взрослого человека миром. Миро есть особенный состав. Его приготовляют один раз в год на Страстной неделе. Для этого в Великий Понедельник приносят в особую большую комнату, которая называется мироварной палатой, самого хорошего деревянного масла и разных душистых трав и кореньев. Над ними архиерей читает положенные молитвы, кропит масло, травы и коренья святой водой, а священники сливают масло и складывают травы и коренья в серебряный котел. Архиерей сам зажигает под котлом дрова, а после священники варят миро и в это время читают Евангелие. Миро варится до Великого Четверга. В Великий Четверг миро приносят в церковь в особенных сосудах, ставят их на всю обедню в алтарь, и архиереи освящают миро. Варят и освящают миро у нас в России только в двух городах, в Москве и в Киеве, и из этих городов посылают во все церкви. Этим миром и помазывают при таинстве миропомазания. У нас в большие праздники во время заутрени или накануне их, за всенощной, помазывают лоб молящимся, когда они прикладываются к праздничной иконе. Многие говорят, что тогда помазывают миром, но это неверно. Тогда помазывают елеем, или деревянным маслом, над которым священник читает молитву за вечерней, а миропомазание совершается над каждым христианином только один раз в жизни. В миропомазании Господь дает человеку дар делать добро и этого дара никогда не отнимает. При миропомазании священник говорит: Печать дара Духа Святаго. Эти слова в миропомазании самые главные. Во всяком таинстве есть самые главные слова и действия, которые велел произносить и совершать Сам Бог[ 2 ]. В таинстве миропомазания главные слова: Печать дара… главное действие - помазание миром, а в таинстве крещения - какое главное действие и какие главные слова? В таинстве крещения подается какая благодать? А в таинстве миропомазания? В таинстве миропомазания Божия сила подается невидимо для нас, тайно, а помазание миром есть видимый знак этого дара Божия. Поэтому и самое помазание называется печатью. Когда составляется мирской приговор, сельский староста кладет под приговором свою печать. Печать есть знак старосты. И во всякой другой бумаге печать есть знак того человека, который дает бумагу, чтобы всякий видел, что бумага настоящая, законная. Так и Бог велел класть Свой знак на крещеного в миропомазании, Свою печать. Наш Спаситель спас нас Своими страданиями на кресте. Священник и делает на крещеном, когда помазывает миром, крест или знак того, что крещеному дается дар Божий жить свято. Этот дар называется даром Духа Святого потому, что жизнь всем дает Дух Святой. Он называется в восьмом члене «Символа веры» Животворящим и в молитве «Царю Небесный…» - подателем жизни. Сила к деланию добра есть дар или благодать Святого Духа, а само помазание миром в виде креста есть знак или печать этого дара Духа Святого.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Не терпите больше, т. е. не примеряйтесь к тем, кто на ваших глазах в России разрушают Божии храмы, закрывают св. обители, убивают архиереев и весь священнический чин, выбрасывают чудотворныя мощи угодников и благодатныя иконы из св. храмов и часовен и стараются в своих мерзких школах уверять невинных детей и доверчивых юношей будто и Бога нет и Христа не было, а можно спокойно и смело предаваться разврату, не слушаться родителей и обманывать своих жен. Евреи, распространяющие такия преступныя убеждения, даже сами не живут таким зверским обычаем, а распространяют его, желая поголовно сгноить в пороках и затем совершенно истребить русский народ. Молитесь, чтобы Господь не попустил сего, но спас народ и отечество наше, возвратив нам законное царство, возвратив наш народ к искреннему покаянию и православному благочестию. Аминь ». 18. Благочестие Великокняжескаго рода Владимировичей. В одной из своих статей владыка Антоний с большой любовью писал о благочестии Великняжескаго рода Владимировичей. Посетовав на удаленность иерархии от Высочайшаго Двора, владыка писал: «... С большой радостью я узнал в Петербурге от архиепископа Николая Северо-Американскаго о том, что он, встретив в Америке Великаго Князя Кирилла Владимировича, которому в то время было около 25 лет, слышал от него сетования на отдаление иерархов от Двора, при чем Великий Князь выскааывал предположение, что иерархия опасается подозрений в искании протекций у Высочайших Особ. Великий Князь Кирилл Владимирович говорил о своих Родителях Великом Князе Владимире Александровиче и Великой Княгине Марии Павловне, которые всегда отличались высоким благочестием, что они были бы довольны видаться и беседовать с иерархами. Они любили посещать монастыри, дважды были на Валааме. Один раз они принимали на Валааме монастырскую трапезу, причем духовник иеросхимонах Иоасаф, человек совершенно простой, подвигая тарелку с монастырской похлебкой Великой Княгине, простосердечно говорил ей: «Кушай, барыня, кушай». Наш север – Архангельск, Петрозаводск и т. д. был совершенно удален от центра, заброшен, как бы забыт столицею, и когда там появлялись Высочайшия Особы, то волнениям не было конца. В Петрозаводске в 70-ых годах был городской голова совершенный простец и вот городския власти чрезвычайно опасались, чтобы при приеме Великих Князей он не допустил бы какой-либо безтактности. Во время приема все сошло благополучно. Князья уже сели на пароход и вдруг городской голова простодушно в последнюю минуту крикнул через борт: «Кланяйтесь тятеньке». Тятенька же этот был никто иной, как Император Александр II.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Святой Александр молился так всю ночь; наступило утро и приближалось время литургии. Из палат царских Арий вышел с великою гордостию, направившись к храму; он был окружен царскими сановниками, сочувствовавшими его ереси, и множеством оруженосцев. Когда Арий подошел к тому месту, которое называлось «Торжищем Константиновым» (здесь стоял мраморный столп, имевший на себе изваяние царя), то его охватил великий страх от угрызавшей его совести; по причине страха Арий почувствовал необходимость в удовлетворении потребности телесной, и начал искать некоего скрытого места. Неподалеку оттуда находилось общее народное место; войдя туда, Арий был неожиданно поражен лютою болезнью внутренности, и разверзлась утроба у нечестивого, как у Иуды (Мф.27:1), так что все внутренности вышли из него. Так ужасно погиб еретик. Стоявшие поблизости и ожидавшие выхода Ария, видя, что он долго не выходит, сами вошли к нему, и нашли его мертвым, лежавшим в гное и в крови. И тотчас по городу прошло известие о страшной неожиданной смерти еретика Ария; еретики были посрамлены, православные же весьма радовались, что Христос, Бог истинный, явил мщение Своему врагу и хулителю; наипаче же воздавал благодарение Христу Богу святейший патриарх Александр, благодаря Бога за то, что Он явил милосердие Церкви Своей и спас ее от того лютого волка. Благочестивый царь Константин Великий, узнав о такой смерти Ариевой, еще более укрепился в благочестивой вере и уже до самой кончины своей защищал догматы собора Никейского. Такую силу пред Богом имела праведная молитва великого архиерея Божия Александра. Подобно острому оружию, она умертвила врага Божия и доставила торжество Церкви православной; о сем впоследствии упоминал святой Григорий Богослов в своем слове к цареградцам, отзываясь с одобрением и похвалою об Александре, говоря так: — Поистине скажу вам: вы — ученики славного Александра, ревностного поборника и проповедника Святой Троицы, который и словом и делом вооружился против еретического заблуждения. Вы помните о его равноапостольной молитве, которою он уничтожил начальника и руководителя еретиков на месте, которого был достоин нечестивейший язык, дабы позором воздать за позор и дабы бесчестною смертью, посланною по заслугам, было бы обличено на веки смертоносное зло еретичества, погубившего много душ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

Почему же так важно нам, живым, молиться об усопших? Ведь их участь почти решена. По смерти для человека нет покаяния, он не может изменить свою участь: вчем Господь застал, в том и будет судить. Для них есть только воздаяние за плохие или хорошие поступки в жизни – за зависящее от воли человека приближение к Богу или удаление от Него. Но Церковь и святые отцы практически в один голос учат, что по молитвам Церкви земной: архиереев, священников, сродников усопшего – Господь дарует покойным Свою сугубую благодать, улучшает их участь в загробном мире. Тем более что до Страшного суда участь наших усопших еще до конца не определена. Только после Второго пришествия Христова будут окончательно утверждены либо вечные муки в аду, либо вечное блаженство в раю. А до этого строка своих покойных можно вымолить. И своей любовью, воплощенной в молитве – церковной или домашней, в делах милосердия, совершенных ради них, мы благодатью Божией можем им сильно помочь и даже избавить от вечных мук. Приведем пример из вышеупомянутого синаксаря: «И Дионисий Ареопагит говорит, как полезно душам умерших поминовение. Это подтверждено и многими другими, и повестью о святом Макарии (Великом), который, найдя череп язычника, вопросил его: “Имеют ли хоть иногда какое-нибудь утешение находящиеся во аде?” И тот отвечал: “Великое облегчение имеют они, когда ты, отче, молишься за усопших»”. (Макарий) Великий долгое время делал так – молился Господу – и желал узнать, бывает ли от этого какая польза прежде усопшим. И Григорий Двоеслов своей молитвой спас царя Траяна, хотя и услышал от Бога повеление никогда больше не молиться за нечестивого. Даже богомерзкого Феофила царица Феодора избавила от мучений и спасла молитвами святых мужей и исповедников, как об этом повествуется. И Григорий Богослов в надгробном слове брату Кесарию представляет милостыню за усопших как благое дело. Великий Иоанн Златоуст говорит (в беседе на Послание) к филиппийцам: “Помыслим о пользе усопших, дадим им приличествующую помощь, то есть милостыню и приношения, ибо это приносит им великую отраду и наибольшее приобретение и пользу. Ведь не случайно так установлено и предано Божией Церкви от премудрых апостолов Христовых, чтобы священники при совершении Страшных Таин поминали усопших в вере”».

http://pravoslavie.ru/128709.html

За иконой медленно двигались тяжеловесные, золотые и безногие фигуры попов, впереди их — седобородый большой архиерей, на голове его — золотой пузырь, богато украшенный острыми лучиками самоцветных камней, в руке — длинный посох, тоже золотой. Казалось, что чем дальше уходит архиерей и десятки неуклюжих фигур в ризах, — тем более плотным становится этот живой поток золота, как бы увлекая за собою всю силу солнца, весь блеск его лучей. Течение толпы было мощно и всё в общем своеобразно красиво…» (23,378). А вот Шмелёв: «Закрою глаза и вижу. Сталкиваясь, цепляясь, позванивая мягко, плывут и блещут тяжёлые хоругви, святые знамёна Церкви. Золото, серебро литое, тёмный, как вишни, бархат грузным шитьём окован. Идёт не идёт, — зыбится океан народа. Под золотыми крестами святого леса знамён церковных — грозды цветов осенних: георгины, астры, — заботливо собранное росистым утром девичьими руками московки светлоглазой. «Святый Боже, Святый Крепкий… Святый Бессмертный…» Строго текут кремлёвские. Подняли их соборы: Спас на Бору, Успенье, Благовещение, Архангелы… Тёмное золото литое, древнее серебро чернью покрыла копоть, сиянье скупо. Идут — мерцают. И вдруг — проснётся и ослепит, из страшной далёкой дали, — Темное Око взглянет. Благоволение или — гнев? Трудные, строгие хоругви. Бородатые мужики-медведи, раскинув косые плечи, головы запрокинув в небо, ступают тяжёлой ступью, бредут враскачку, будто увязли ноги. Тяжелы древние хоругви: века на них.  Подняты над землёй Великие Иконы — древность. Спасов Великий Лик, тёмный-тёмный, чёрным закован золотом. Ярое Око — строго. Пречистая, Богоматерь Дева, в снежно-жемчужном плате, благостная, ясно взирает лаской. «…Упование рода христианского…» И древний Корсунский Крест сияет хрустальным солнцем, «…и благослови достояние Твое… Побе-э-дыы… на супротивные да-а-руя…» Взрывно гремит, победно несётся к небу. Шумит океан народный, несметную силу чует: тысячелетние нёс знамёна! «…прииди и вселиси в ны…» Льётся святая Песня — душа над тленьем. 

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

Деятельное участие в работе комитета В.М. Васнецова, копирование работ которого в живописных классах подтверждают иконы-образцы. говорило о разноплановых, но внутренне взаимосвязанных задачах. Массовой народно-ремесленной культуре давалось «задание» тиражировать на низовом уровне достижения национальной живописи (илл. 103; цв. табл. 59). В уставе учебно-иконописной мастерской, основанной комитетом в селе Борисовке, отмечалось, что артель, не преследуя «чисто коммерческих целей», принимала заказы и могла «воспроизводить в точных копиях наилучшие образы древнего письма и картины известнейших новых церковных художников» (Учебная иконописная мастерская, 1909, с. 9). Это отчасти подтверждает и икона-образец «Иоанн Богослов», выполненная палехским иконописцем В. Хохловым (илл. 112). При желании в ней угадывается сочетание как бы обобщенного образа русского художника, которому, как полагал В.М. Васнецов, надлежало в ХХ в. «открыть» новую икону «Мирового Христа», с местной народной традицией почитания Иоанна Богослова как покровителя иконописного мастерства. Мы уже упоминали, что еще в середине XIX в. ученики суздальских сел в течение 5–6 месяцев писали только икону Иоанна Богослова, образ которого, как полагали, помогал иконописцу осознать свою особую миссию в деле распространения учения Христа. В данном семиотическом наложении новая иконография Иоанна Богослова могла нести глубоко символический смысл: ученикам предлагалось тиражировать принципиально новую икону-идею, в которой средневековое благочестие иконописного ремесла сопрягалось с религиозной миссией русского живописца. 108. Образец подготовительного рисунка по клеткам и икона «Спас Великий Архиерей» («Царь царем, или Предста царица»), исполненные И.М. Бакановым для класса традиционного иконописания в Палехской учебно-иконописной мастерской. 1912. На лицевой стороне рисунка надпись «Работано для школы, Новгородского письма 15-го века, фон золотой, головы санкирь и вохрение красноватое». Частное собрание, Палех. Забота о личном благочестии и моральном облике мастера являлась одной из главных задач учебно-иконописных мастерских.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

После этого собрался Поместный церковный Собор, на который счел нужным приехать и святой Кирилл Иерусалимский . Незаконный митрополит Акакий потребовал удалить его с Собора, однако большинство епископов не согласились с этим. Честные архиереи не видели за святым Кириллом никакой вины. Ведь он спас множество людей от голодной смерти! Тогда Акакий поехал в Константинополь к своему другу императору Констанцию и рассказал ему о мнимых преступлениях святого Кирилла. Император пришел в бешенство: «Да этот Кирилл – настоящий злодей! Приказываю бросить его в темницу на вечное заточение!» В каземате святитель Кирилл пробыл недолго: император Констанций умер, и гвардейцы возвели на престол нечестивого Юлиана Отступника. В первый год своего царствования он ради приобретения популярности отменил все антицерковные постановления Констанция. Оклеветанные православные епископы вышли из заточения. Святой Кирилл был возвращен на Иерусалимскую кафедру. Однако вскоре Юлиан громогласно отрекся от Христа и принялся восстанавливать язычество по всей империи. Святитель Кирилл вновь был отправлен в изгнание, и место иерусалимского архиепископа занял святой Кириак. Но уже через несколько месяцев святой Кириак был замучен по приказу Юлиана Отступника. А вслед за этим и сам нечестивый император погиб в походе против персов. Святой Кирилл вновь стал архиепископом Иерусалимским, и опять – ненадолго: новый император Валент, будучи последователем Ария, в который раз отправил святителя Кирилла в ссылку за его смелые обличения еретиков. Наконец, святой благоверный император Феодосий Великий окончательно восстановил святителя Кирилла на Иерусалимской кафедре, которой он мудро управлял вплоть до своей мирной кончины в 386 году. В 381 году архиепископ Кирилл принимал участие во Втором Вселенском Соборе в Константинополе. Собор осудил еретиков и утвердил дополненный Символ веры . Святитель Кирилл также внес вклад в соборные решения. Он определил христианскую Церковь как «Единую Святую Соборную». В своих проповедях святой Кирилл раскрывал смысл Таинства Крещения как уподобление смерти и Воскресению Спасителя. Он говорил тем, кто собирался креститься: «Великое дело – предстоящее крещение. Оно – освобождение пленным, оставление прегрешений, обновление души, святая нерушимая печать, усыновление Богу. В крещении все, что в действительности произошло со Спасителем, происходит и с нами, но безболезненно, без мучений. И мы в крещении делаемся причастниками страданий Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Английское духовенство обещало снова ввести древнейшую англиканскую литургию и отвергнуть новую, как несогласную с восточною православною литургиею. На это восточное духовенство отвечало, что православная церковь признает одну литургию, которая должна быть введена и в Англии, англиканская же литургия ему неизвестна и подозрительна, не внесено ли в нее еретиками что-нибудь противное благочестию, надобно прежде с нею ознакомиться. Английское духовенство требовало, чтоб главою церкви признавался один только Христос, чтоб это достоинство не присваивалось никому из людей, а особенно из мирских. Ответ. «Господь наш Исус Христос есть единственный глава церкви земной и небесной; но так как он сам поставил над своим зданием апостолов и архиереев, дав им власть вязать и решить, то и всякий у нас архиерей есть глава, подчиненный общей главе; настоятели церквей, называемые главами, принимают имя это от истинного главы, совершают дела главы и к нему возводят совершаемое, а не к себе самим». Английское духовенство принимало исхождение св. духа от отца, принимало причащение под обоими видами, отвергало чистилище. Восточное духовенство отозвалось с похвалою об этом согласии с православною церковию, но не согласилось с предложением не равнять авторитета соборов с авторитетом св. писания и признать возможность изменять постановления соборов; восточное духовенство отвечало, что изменение возможно только в вещах второстепенных, относящихся к обычаям, например северным жителям можно позволить есть рыбу в Великий пост, потому что у них нет плодов и овощей, и то опять по соборному же приговору, и никто из членов церкви не имеет права делать, что ему вздумается; в божественных же догматах не может быть никакого изменения против соборных решений. Английское духовенство требовало, чтоб в почитании Богородицы слава Божия не отдавалась твари, святая дева не восхвалялась больше самого бога. На это восточное духовенство отвечало словами пророка Давида: «Убояшася страха, идеже не бе страх». В православной церкви никогда не отдается слава Божия ни Богородице, ни какому другому сотворенному существу; поклонение жертвоприносительное или служебное воздаем единому богу, а рабственное – святым, почитая их как рабов верных и истинных друзей божиих; преклоняемся и пред земными царями, но за это нельзя называть нас человекослужителями и говорить, что мы служим твари более, чем создавшему. Христос ходатай есть примирения нашего с Богом и отцом. Он примирил с ним нас, бывших врагами вследствие преступления Адамова; ни ангел, ни человек, но сам господь спас нас, и спасены мы благодатию. А святые и Богородица ходатайствуют о грехах наших, после крещения сделанных; ходатайствуют о покаянии нашем, о избавлении от бед и напастей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010