ПСЗ. 16. 12060. Ср.: Завьялов. Ук. соч. С. 155–190, 190–234, 283–321, 322–340 (о пунктах А, Б, В и Г). Чудецкий П. Опыт исторического исследования о числе монастырей русских, закрытых в XVIII и XIX вв., в: ТКДА. 1877. 4. С. 73. ПСПиР. 4. 1200; Чудецкий. Ук. соч. С. 57, 58, 73, 74; ИРИ. 6. С. 1144–1147. Покровский И. Русские епархии в XVIII веке. Приложение 2; Завьялов. Ук. соч. С. 235. Милютин. Ук. соч., в: Чтения. 1861. 2. С. 565; Завьялов. Ук. соч. С. 266. В 1768, 1775 и 1793 гг. увеличивалась общая сумма расходов на монастыри по штатам. ПСЗ. 13061, 14361 и 17124. Завьялов. Ук. соч. С. 346–348, таблица. Там же. С. 274. Эти данные не вполне надежны, ибо отдельные монастыри переходили из одной категории в другую, некоторые были впоследствии закрыты, другие опять возобновлены. Чудецкий. Ук. соч. С. 73–75, 88–102, 104–107. ПСЗ. 16. 12121; Милютин. Ук. соч., в: Чтения. 1861. 2. С. 568–569; Чудецкий. Ук. соч. С. 74; Завьялов. Ук. соч. С. 270–271. ПСЗ. 22. 16375, 16649 и 16650. ПСЗ. 13721. Об этом см.: Харлампович. Малороссийское духовенство (1898) и Шляпкин. Ук. соч. «Доношения» Арсения, в: Чтения. 1862. 2. С. 25. Об Арсении Мацеевиче см. очень содержательное исследование: Попов М. Арсений Мацеевич и его дело (1912); Титлинов. Гавриил Петров (1916); Морошкин И. Арсений Мацеевич и его дело, в: Странник. 1885. 3. С. 457–487, 655–672; Иконников В. Арсений Мацеевич, в: Рус. ст. 1879. 4, 5, 8–10; одновременно с Арсением Мацеевичем осуждены были еще два архимандрита, которые сочувствовали ему. Прав. соб. 1875. 3. С. 248. Титов А. Павел Конюскевич, в: Ист. в. 1888. 1. С. 180 и след.; Толстой М. Святитель Павел, митрополит Тобольский, в: Чтения. 1870. 2. С. 158, 163, 168. В качестве примера монашеской оппозиции можно привести следующий случай: вскоре после секуляризации монастырских владений в Киевской митрополии (1786) Екатерина II посетила Киев и хотела побывать на богослужении в Межигорском монастыре в окрестностях Киева. Монахи же, узнав об этом намерении императрицы, рано утром в намеченный для посещения день, по слухам, подожгли свой монастырь — и так визит Екатерины не состоялся. Рождественский П. Самуил Миславский, митрополит Киевский, в: ТКДА. 1877. 4. С. 17.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

В Ростове почтили память митрополита Арсения Мацеевича Ярославль, 13 марта 2007 г. 235 лет прошло со дня представления митрополита Арсения Мацеевича. Почтить его память в Косьмо-Дамианской церкви Ростова собрались многочисленные горожане. Праздничную литургию возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, сообщает сайт Ярославской епархии . Митрополит Арсений Мацеевич, пожалуй, самый энергичный и деятельный церковный реформатор Ростовской епархии XVIII столетия. Мужественно выступавший против любого вмешательства государственной власти в дела церковные, он попал в опалу, лишился кафедры и сана. Имя ростовского митрополита было предано забвению. И лишь в 2000 г. на юбилейном архиерейском Соборе священомученик Арсений был канонизирован. Святитель Арсений пострадал тогда, когда, казалось бы, Православная вера была господствующей религией " , - отметил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. Арсений Мацеевич в ссылке 1763 -1772 г За двадцать лет служения в Ростове Великом митрополит Арсений сделал много добрых дел, в числе которых открытие святых мощей святителя Димитрия Ростовского. Исторические документы свидетельствуют о том, что в своем архиерейском доме ростовский митрополит организовал мастерскую работ по эмали, покупал краски, переучивал своих штатных иконописцев. Поэтому для многих, быть может, даже далеких от церкви людей, имя Арсения Марцеевича связано с народным финифтяным промыслом. Нынешние художники-эмальеры считают Арсения Мацеевича своим небесным покровителем, у которого просят благословения на труды и творческие успехи. " Связь эта кому-то видна, кому-то не видна, кто-то чувствует. То, что художники есть в храме, это доказательство того, что пересекаются люди и вера. Дай Бог, чтобы это все чувствовали душой " , - сказала художник Галина Соколова. Символично, что в этот день Владыке Кириллу настоятель церкви Косьмы и Дамиана Александр Парфенов вручил именно финифтяный образ Арсения Мацеевича. Иконки с изображением святого на память получили и все прихожане. 16 марта 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/21330.html

В Императорское Московское Общество Истории и Древностей Российских поступило несколько статей, заключающих в себе сведения об Арсении Мацеевиче , Митрополите Ростовском, лишенном сана и сосланным в заточение за сильный и резкий протест против отобрания церковных имений и учреждений, так называемых, Духовных Штатов. Эти статьи сообщаются здесь в следующем порядке: 1) Арсений Мацеевич (дополнение к биографии его, помещенной в Словаре Митрополита Евгения); 2) Заметка о заточении Арсения в Ревельской крепости; 3) Список о бывшем Ростовском Митрополите Арсении; 4) Выписка из последовавших в нынешнем (1762) году новостей; 5) Письмо Амвросия, Епископа Переяславского, к Митрополиту Ростовскому Арсению и 6) Донесение Митрополита Арсения Св. Синоду. Первая из этих статей составлена отцом протоиереем М. Я. Диевым, вторая, – Н. В. Закревским, четыре последние сообщены мной, из хранящихся у меня рукописей. Личный характер Арсения заслуживает полного внимания. Заботясь о распространении просвещения между духовенством своей епархии, он учредил Семинарию в Ярославле; как ревнитель Православия, он писал изобличения на Лютеранский пасквиль «Молоток», направленный против сочинений Стефана Яворского , несмотря на то, что за подобную же защиту Православия пострадал Феофилакт Лопатинский, которого «Увещание раскольникам», исправленное и дополненное Арсением, в 1744 году разослано Св. Синодом по церквям. Та же, непреклонная и безбоязненная твердость Арсения обнаруживалась в строгом управлении духовенством Ростовской Епархии 1 и развилась в полной силе, когда он счел долгом совести возвысить голос против отобрания церковных имений, и против распоряжения Коллегии Экономии, требовавшей отчетности в Архиерейских доходах. Об этом поступке нельзя судить по современным понятиям. Арсений был твердо убежден в правоте своего дела, в неприкосновенности церковного достояния и если увлекся слишком далеко, то наверное вполне искупил свою дерзость многолетними, тяжкими страданиями. Относительно места заточения и кончины Арсения, доныне существуют два различных мнения. Одни уверены, что Арсений скончался в Сибири и указывают могилу его в Верхнеудинске; другие утверждают, что он умер и погребен в Ревельской крепости. Последние, как кажется, совершенно правы; заметка г. Закревского сообщает подробности о заключении Ревельского страдальца, а письмо покойного Преосвященного Михаила (в статье от протоиерея Диева) разъясняет и саму причину ошибочного мнения о ссылке Арсения в Сибирь.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Maceev...

Доселе в устах Русских сохранились сказания о ссылочном Мацеевиче, не столько со стороны предосудительной, как доброй. Вначале настоящего столетия возник вопрос о том, что Мацеевич сослан был сначала в Нижегородский Благовещенский монастырь, потом, по закрытии оного, отправлен в Сибирь, первоначально в Нерчинский Успенский, наконец, в Селенгинский монастырь, но на дороге в оный, будучи сопровождаем солдатом городовой команды, Афанасием Блиновым, скончался, не доезжая до Верхнеудинска, 13 июня 1773 года и что на Верхнеудинском городском кладбище, на могиле Мацеевича, построена часовня жителями, почитающими это место за гроб бывшего Митрополита Ростовского. К разрешению этого вопроса, поместим здесь письмо Иркутского Епископа Михаила к издателю Истории Российской Иерархии, Пензенскому Епископу Амвросию, писанное от 21 июня 1816 года. «Недавно отыскал я в моей Консистории дело, которое много объясняет сообщенное вам, Действительным Тайным Советником, Сенатором и Кавалером Лопухиным, известие о месте погребения оного Арсения. Я почти уверен, вместе с почтенным Иваном Владимировичем, что оный бывший Митрополит конечно в Сибири не был и что сюда послан был другой Арсений, и ныне прославляется под именем первого. Обстоятельства, убеждающие меня к сему уверению, суть следующие: 1) известно, что Ростовский Арсений лишен монашества и назван Андреем, а Верхнеудинский наш Арсений официально в вышеозначенном деле, начавшейся перепиской Иркутской Губернской Канцелярии с Иркутской Духовной Канцелярией, в исходе 1767 года по 25 июля 1773 года, именуется иеромонахом Арсением. 2) А, что он, действительно, был таковым, сие доказывается тем, что благословлял людей по-священнически и по дозволению бывшего тогда Иркутского Епископа Софрония, приобщался Святых Таин в священнических ризах и в алтаре, с прочими иеромонахами. 3) Первому, как досказывает Иван Владимирович Лопухин, производилась, в заключении его Ревельском, сперва гривенная порция, а последнему, в заштатном Нерчинском Успенском монастыре, двухкопеечная, без всякой прибавки о которой просил в 1768 году оного монастыря Игумен Исайя чрез Консисторию, но не получил оной в пользу несчастного.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Maceev...

—455— номии, рассылались по митрополичьим и архиерейским домам офицеры, пересчитывали деньги, пересыпали и перемеривали хлеб, добирали и вымогали недоимки, запечатывали магазины и амбары и выдавали все архиереям и монастырям с весу, меры и счету. Все эти сцены сильно возмущали горячее сердце Арсения Мацеевича . 6 марта 1763 года он послал в Синод резкий протест против этого обидного для духовенства хозяйничанья офицеров. Синод нашел, что все, написанное в этом протесте, относится к оскорблению Ее Императорского Величества, и донес в этом смысле государыне. На следующий же день императрица дала Синоду собственноручный указ, в котором, между прочим, сказано: «Как я уповаю, что и Святейший Синод без сомнения признает, что власть всех благочестивых монархов, в число которых и я себя включаю, не для них единственно, но паче для общего всех истинных сынов отечества благосостояния, сохраняема и защищаема быть должна; и как в том его архиерея Арсения доношении я усмотрела превратные и возмутительные истолкования многих слов Священного Писания и книг святых: того ради, для охранения моих верноподданных спокойства, оного архиерея Арсения, таким преступником от вас признанного, Святейшему Синоду на справедливый суд предаю». Вызванный на этот суд Арсений отвечал, что он в своем доношении «ничего клонящегося к оскорблению Ее Величества быть не уповал, а все то написал по совести, чтобы не быть двоедушным». Когда стали рассматривать бумаги Мацеевича, захваченные при его аресте, то в них напали на следы еще более тяжкого преступления. Оказалось, что в 1762 году Арсений в неделю православия велел протодиакону произнести, по старинным рукописям, анафематство «на всех обидящих святые Божии церкви, отнимая у них села и угодья». На вопрос Синода: «Что значит это проклятие?» – Арсений отвечал: «Грабители церковного имения потому внесены, что суда на них сыскать не можно». После таких признаний, можно было ожидать, какой приговор произнесен будет над подсудимым. По определению Синода, комфирмованному государыней, Арсений лишен сана и, под именем Анд-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

28 февраля по старому стилю Русской Православной Церковью совершается память священномученика Арсения (Мацеевича), митрополита Ростовского. 28 февраля 1772 года святитель Арсений под именем Андрея Враля мученически скончался в Ревельском каземате и после своей смерти не был даже удостоен архиерейских почестей – он был похоронен как простой мирянин. 28 февраля по старому стилю Русской Православной Церковью совершается память священномученика Арсения (Мацеевича), митрополита Ростовского.   28 февраля 1772 года святитель Арсений под именем Андрея Враля мученически скончался в Ревельском каземате и после своей смерти не был даже удостоен архиерейских почестей – он был похоронен как простой мирянин. XVIII век – век абсолютной монархии и век абсолютного презрения к православному преданию. В начале столетия император Петр обезглавливает Русскую Церковь, учреждает Святейший Синод и Поместная Российская Церковь низводится до уровня государственного министерства. Иерархи и духовенство со смирением принимают тяжкое иго имперского государства и, не смотря на вопиющее нарушение канонического бытия Церкви, которой подобает знать первого епископа и признавать его как главу (34 Апостольское правило), ясного церковного ответа на это беззаконие получено не было. Канонический церковный строй повержен, православное богословие в тисках богословия западного, Русская Церковь вступает в эпоху жесточайших гонений под видом заботливого попечения о ней. «Архиереи Твои, Господи, облекутся в Правду…» Будущий ростовский святитель родился в самом конце XVII столетия. В 20 лет он принимает монашеский постриг и вскоре после рукоположения в сан иеромонаха отбывает в Тобольскую митрополию для проповедания слова Божия. В 1734 году отец Арсений принимает участие в морской экспедиции для открытия морского пути в Камчатку. После освобождения архиерейской кафедры в Тобольске иеромонаха Арсения представляют Анне Леопольдовне в качестве кандидата на поставление в тобольские митрополиты. В 1741 году состоялась архиерейская хиротония отца Арсения в митрополита Тобольского и всея Сибири. И уже при рукоположении в епископский сан он показал свое «особое» отношение к существующему церковному порядку вещей, когда в тексте архиерейской присяги к словам о власти Синода добавил «от Христа и апостолов происходящей через хиротонию» . Со временем эти слова будут поставлены святителю в вину.

http://pravmir.ru/blazhenny-izgnannye-za...

Житие в редакции Амвросия Каменского (РГИА, ф. 796, оп. 33, 222, л. 142 об.−143) «Летописец о ростовских архиереях» с дополнениями (цит. по Титов А.А. Летописец о ростовских архиереях. С. 15−16 И, не быв в Сибири, переведен на Ростовскую митрополию в лто миробытия 7210, от Рождества Христова 1702 году, генваря в 4 день яже есть неделя пред Просвещением. ...не быв в Сибири, преведен на Ростовскую митрополию в лто 7210, от Рождества Христова – 1702, ианнуариа в 4 день, иже б неделя пред Просвещением, между патриаршества. А на престол в Ростов прииде того ж году марта в 1 день, яже есть неделя вторая Великаго Поста. А на престол в Ростов прииде марта в 1 день иже б неделя вторая Великаго Поста. Сей б списатель жития святых, во весь год почитаемыя, и расположи 12 мсяц в 4 книги. Сей б списатель житий святых, во весь год почитаемых, и расположи двенадесять мсяцев четыре книги. А погребал его преосвященный Стефан митрополит резанский со освященным собором. А погребал преосвященный Стефан, митрополит рязанский, со священным собором. Безусловно, Амвросий Каменский сделал несколько дополнений в свою редакцию Жития. Он сообщил, что Димитрий «...постриже во иноческий образ в Киевском Кирилловском монастыр во 18 лто возраста своего» (эти сведения он мог взять из «Духовной» митрополита, составленной им в 1707 г.), «хиротонисася из архимандритов Новаграда Сверскаго монастыря в Сибирскую митрополию...» 756 , он дал «краткое содержание» его основных трудов – «Келейного летописца» и «Розыска о раскольнической брынской вере», воспользовавшись предисловиями, вернее, полными, авторскими, названиями этих сочинений, и добавил, что Димитрий Ростовский был также автором книги «Руно орошенное», «в нейже повствует о чудесех Пресвятыя Богородицы, бывших от чудотворнаго ея образа, иже в монастыр Ильинском Черниговском» 757 . Митрополит Арсений Мацеевич , самым непосредственным образом причастный к открытию мощей Димитрия Ростовского , в свою очередь, составил Житие святителя Димитрия и 25 июня 1758 г. представил его на рассмотрение Синода. Вероятно, именно этот, присланный митрополитом текст Жития (с автографом Арсения Мацеевича – «своеручно смиренный Арсений, митрополит Ростовский») хранится в деле об открытии и освидетельствовании мощей: РГИА, ф. 796, оп. 33, 222, л. 342−352. Арсений Мацеевич работал над Житием в 1757−1758 гг.: он выслал его в Синод в 1758 г., но в рассказе о попадье Татьяне Парфеньевой и об изгнании нечистого духа автор замечает: «Жили в супружеств пятдесят один год, оному попу Максиму нын (в 757-м году) имется от роду восемдесят три года» 758 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После взятия города русскими войсками церковь стала обычным приходским храмом. В 1719 г. Петр I пожертвовал ей икону святого Николая. После окончания Северной войны российские поселенцы обживали в основном пригороды и предпочитали молиться в новых храмах. Старая церковь на улице Вене становилась тесной, здание, несмотря на перестройки, оставалось, по-видимому, достаточно ветхим и прихожане Никольской церкви уходили в другие храмы. Императрица Екатерина II, посетившая Ревель в 1764 г., обещала оказать помощь из государственных средств. Действительно, какое-то время из Эстляндской Казенной Палаты ежегодно отпускались незначительные средства на ремонт храма, но их было явно мало. С периодом правления Екатерины II связано важное событие, оставившее след в истории Никольской церкви. С 1767 г. в Ревеле под именем Андрей Враль по распоряжению императрицы содержался лишенный сана и осужденный Синодом митрополит Ростовский и Ярославский Арсений Мацеевич (1696-1772). Арсений Мацеевич скончался в заточении в 1772 г. и был погребен в Никольской церкви. На юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 г. митрополит Ростовский и Ярославский Арсений был канонизирован и причислен к лику священномучеников. В 1796 г. прихожане Никольской церкви обратились к митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу с прошением о том, что «... Николаевская церковь, построенная в давнейшие лета, пришла в чрезвычайную ветхость, так что во время дождей великая происходит течь, и частые починки не помогают, да и к поправлению совсем неспособна, и потому объявленные священнослужители и церковный староста положили намерение просить благословения Его Высокопреосвященства о дозволении перестройки нового храма». Строительно-ремонтные и реставрационные работы начались в мае 1821 г. Все примыкавшие к церкви пристройки были разобраны, осталось только само церковное здание. Был освобожден участок для расширения церкви, и 25 июня 1822 г. состоялась закладка нового здания. Строительные работы велись без проволочек и уже 3 декабря 1823 г., воздвигнутый на месте старой церкви, южный придел нового храма был торжественно освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы. Церковная летопись объясняет освящение придела во имя Успения Божией Матери тем, что последняя Литургия в старом храме перед разборкой была отслужена именно в день Успения.

http://patriarchia.ru/db/text/340935.htm...

Прп. Нил Сорский Оба этих учения, по сути, не противоречили друг другу, а скорее дополняли, но сторонники каждого из них по-своему видели свое место между суетным и вечным. В итоге в XVI веке в рамки официальной государственной идеологии органично вписалось учение Иосифа Волоцкого. Впоследствии множество монастырей на Руси обросли обширными вотчинами, а церковные деятели активно участвовали не только в социальной, но и политической жизни государства, что продолжалось до екатерининской эпохи в XVIII столетии. Так что уже на начальных этапах становления нашей державы, Русский Север стал колыбелью первой оппозиции по отношению к официальной идеологии. В дальнейшем масштабы духовной и культурной автономии этого региона продолжали расти. Окончательную черту под спором иосифлян и нестяжателей Российское государство подвело в середине XVIII века в царствование Екатерины II (1764 год). Секуляризация монастырских имуществ, проведенная царским указом, стала, по сути, конфискационной реформой. Единственным противником, готовым идти до конца, стал талантливый, образованный и вместе с тем жесткий, деспотичный митрополит Ростовский и Ярославский Арсений (Мацеевич). Казалось, во владыке Арсении воплотились черты Иосифа Волоцкого. Митрополит Ростовский и Ярославский Арсений (Мацеевич) Митрополит, не щадя сил, доказывал невозможность конфискации земель и упразднения монастырей. Он так резко спорил с государыней, что та затыкала себе уши. Подобно многим церковным диссидентам, владыку Арсения ждала ссылка в Ферапонтов, потом — в Николо-Корельский монастырь. Но держать на Русском Севере духовного лидера было опасно: из-за каменных стен уходили его сочинения. Опальный митрополит был переведен в Ревель и кончил дни в каменном мешке под именем «Андрей Враль». В 2000 году митрополит Арсений был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых как священномученик. 3 Испытания Смутой В 1610 году игумен Макарий, настоятель Спасо-Преображенского монастыря на острове Валаам, собрал братию и благословил срочно вывезти иконы, церковную утварь и казну на временное хранение в новгородские обители. У монахов было предостаточно поводов опасаться не только за имущество, но и за свою жизнь. Еще была жива память о разорительных набегах шведов на остров Валаам до заключения с ними мира в 1595 году. Вот и сейчас пришла молва, что после распада русско-шведского союза против польского короля Сигизмунда северные соседи вновь атаковали северные рубежи и двинулись в сторону Корелы (нынешнего Приозерска).

http://sever.foma.ru/skvoz-holod-opasnos...

Много трудился он в деле народного просвещения, стал ревностным проповедником и горячим защитником православия против лютеран и раскольников-старообрядцев. В борьбе с последними он поступал как человек своего жестокого времени. Он не доверял даже гражданским начальникам, обвиняя их в «знатном прихлебстве». Когда дело касалось богатых и почетных раскольников, он властью своей подолгу держал их в заключении, невзирая на жалобы, подаваемые на него духовным и светским властям. Для «вразумления» раскольников Арсений применял меры, прямо противоположные тем, которыми пользовался его предшественник на кафедре святитель Димитрий Ростовский , действовавший «путем кротости и силой своих увещаний». В то же время митрополит Арсений глубоко чтил святителя Димитрия, добился открытия его мощей и составил его житие. В 1734 году иеромонах Арсений (Мацеевич) был назначен в Камчатскую экспедицию под руководством Витуса Беринга для открытия морского пути на Камчатку. Почти три года сопровождал он морскую экспедицию, служил, проповедовал, писал, вел бескомпромиссную борьбу с иноверцами и сектантами. Все это сказалось на здоровье священника, и в 1737 году его уволили с флотской службы и отправили в Вологду к епископу Вологодскому Амвросию (Юшкевичу), занимавшему в то время первенствующее место в церковной иерархии. А в 1738 году Арсений стал соборным иеромонахом синодального дома в Санкт-Петербурге и законоучителем гимназии при Академии наук. Естественно, столь активная жизненная позиция, организаторские способности и выдающийся интеллект не могли не быть замеченными в столице империи. 26 марта 1741 года Арсения рукоположили в епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан митрополита. Во время пребывания своего в Тобольске он преобразовал местную архиерейскую канцелярию в консисторию и защищал новокрещеных инородцев от притеснений воевод, а духовенство — от вмешательства светского суда. Но суровый сибирский климат вредно отразился на его здоровье, и он, вскоре по воцарении Елизаветы Петровны, попросился в Ростов, куда его перевели в 1742 году. Здесь митрополит Арсений обрел себе известность как ревностный служитель Церкви и защитник ее прав. Он боролся с иноверием и расколом, ратовал за русские школы, не терпел нововведений, ревностно проповедовал. И все же главным делом всей своей жизни митрополит считал отстаивание независимости Церкви от государства. Когда его избрали постоянным членом Синода, он отказался дать присягу, в которой говорилось, что высшим судьей является императрица. Арсений заявил: «Высший Судия есть и будет только Христос!» Это могло навлечь на митрополита большие неприятности. Однако Елизавета высоко ценила святителя, и дело обошлось без последствий. Несколько раз владыка Арсений обращался с посланиями к императрице, призывая ее не посягать на земельные владения Церкви.

http://azbyka.ru/fiction/batjushkin-greh...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010