F. Heyer. Stuttg., 1978 [Библиогр.]; Никитин В. А. Под сенью священного Арарата//ЖМП. 1979. 1. С. 51-57; 2. С. 63-67; Культура раннефеодальной Армении (IV-VII вв.). Ереван, 1980; Умнов А. Памяти Патриарха-Католикоса Мкртича I Хримяна (1820-1907)//ЖМП. 1983. 7. С. 48-52; 8. С. 64-67; Garsoian N. G. Armenia between Byzantium and the Sasanians. L., 1985; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 409-418; Зирекянц В. Армяно-католические отношения в период Киликийского армянского государства (1080-1375 гг.): Курс. соч./МДА. Загорск, 1989. Ркп.; Мовсесян К. Армянские епархии в России/МДА. Загорск, 1991. Ркп.; Assfalg J. , Kr ü ger P. Petit dictionnaire de l " Orient chrétien. Turnhout, 1991. P. 160-163; Иванов Н. А. Система миллетов в араб. странах XVI-XVII вв.//Восток. 1992. С. 37-41; Арутюнова-Фиданян В. А. Армяно-византийская контактная зона (X-XI вв.). М., 1994; Езник Петросян, еп. Армянская Апостольская Святая Церковь. Эчмиадзин, 1996. Краснодар, 19983; Саркисян Г. , Худавердян К. , Юзбашян К. Потомки Хайка. Ереван, 1998; Мурадян П. Идея конфессиональной толерантности и межнационального согласия в армянской книжности XII-XIII веков//ХВ. 1999. Т. 1 (7). С. 358-373; Нелюбов Б. А. Армянская Церковь//Альфа и Омега. М., 1999. 2 (20). С. 308-339; Garso ï an N. L " Église Arménienne et le grand schisme d " Orient. Louvain, 1999; Гарсоян Н. Г. Был ли созван Собор в Валаршапате в 491 году?//ХВ. 2001. Т. 2 (8). С. 116-120; Thomson R. W. The Crusades through Armenian Eyes//The Crusades from the Perspective of Byzantium and the Muslim World/Ed. A. E. Laiou, R. P. Mottahedeh. Wash., 2001. P. 71-82; вероисповедание: Гермоген (Добронравин), еп. Краткий очерк Армяно-Григорианской Церкви//ДБ. 1858. 45. С. 243-248; он же. Вероучение Армянской Церкви//Там же. 48. С. 335-372; Михаил Салантьян, архиеп. О согласии и мнимом несогласии вероисповеданий Церкви Армянской и Церкви Греческой//ХЧ. 1869. Ч. 1. С. 222-238; Троицкий И. Изложение веры Церкви Армянския, начертанное Нерсесом, католикосом армянским, по требованию Боголюбивого государя греков Мануила: Ист.-догм.

http://pravenc.ru/text/76124.html

Духовным главой греко-католиков Ливана является патриарх Антиохии, Александрии, Иерусалима и всего Востока. Он располагает двумя резиденциями, одна из которых находится в Египте, в городе Александрии, а другая в столице Сирии — Дамаске. Представители этой общины составляют около 6 % населения Ливана и около 12 % ливанских христиан. Более 2/5 всех греко-католиков проживает в мухафазе Бекаа, из них подавляющее большинство в г. Захли, который является центром ливанских мелькитов. По установившейся традиции мелькитская община избирает шесть своих депутатов в парламент. Армянская апостольская церковь [ править править код ] Четвёртой по числу приверженцев христианской (мусульмане и грузины только ошибочно считают армян нехристианами из-за того, что ААЦ в литургии использует не общепринятый среди всех остальных христиан Никео-Цареградский символ веры, а Никейский символ веры с добавлениями, в основном, заимствованными из Никео-Цареградского символа, читаемого всегда находившимися в евхаристическом общении с ААЦ сиро-яковитами) церковью является Армянская Апостольская церковь. Это - армянская национальная автокефальная церковь, принадлежащая к православным церквям дохалкидонской традиции, во главе которой стоит католикос всех армян, имеющий свою резиденцию в Эчмиадзине, под Ереваном. Армяне — самое многочисленное неарабское национальное меньшинство Ливана, составляющее около 6 % всего населения страны. Православные армяне составляют около 4/5 армянского населения Ливана, или около 6 % всех жителей страны. Из них более 67 % проживает в Бейруте, около 25 % в городах мухафазы Горный Ливан. Армяне сохраняют свой язык, традиции, обычаи и имеют свои религиозные и культурные организации, школы, колледжи, периодическую печать и т. д. В парламенте православные армяне представлены несколькими депутатами. В большинстве своём армяне переселились в эти области уже в XX веке в результате бегства от геноцида, устроенного младотурками в 1915 году. Большинство армян в период с 1915 по 1924 г. были замучены и погибли, но некоторым удалось бежать в труднодоступные районы Османской империи, одним из которых традиционно был Ливан.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Лива...

Новости Армянская церковь Москвы раз в месяц организует концерты к 100-летней годовщине памяти жертв геноцида 26.05.2015 12:42 Москва, 26 мая, Благовест-инфо. По инициативе главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископа Езраса Нерсисяна каждый 24-ый день месяца проходит мероприятие, приуроченное к 100-летней годовщине геноцида армян. Каждый год 24 апреля армянский народ отмечает как День памяти жертв геноцида в Османской Империи. В 2015 году исполнилось 100-лет со дня этой трагедии. И, весь год в разных уголках мира армянская Диаспора организует разные мероприятия, приуроченные к этой дате. По этой же задумке 24 мая в зале торжеств храмового комплекса Армянской Апостольской Церкви был организован концерт народной армянской песни. «Важная миссия представлять культуру армянского народа московскому зрителю в этот день выпала на долю одного из лучших исполнителей народной армянской музыки Мхитара Кетцяна», информируют в пресс-службе епархии. Песни, которые прозвучали во время мероприятия, имели разные смыслы и значения: от призыва к жизни до мечты и стремления вернуть утраченную родину. По окончании концерта архиепископ Езрас поблагодарил Мхитара Кетцяна за его просветительскую деятельность, с радостью отметив, что впредь ашуг (в Армении и Грузии так называют автора и исполнителя собственных произведений) будет заниматься образовательной деятельностью в Москве. Еще один концерт, посвященный 100-летию армянской трагедии, в том же храмовом зале прошел 23 мая. Концерт назывался «Возрождение», на нем выступили лауреаты ежегодного в Армении фестиваля классической музыки «Возрождение». В этом году фестиваль был посвящен 100-летию геноцида армян и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и проходил под лозунгом «Против преступления геноцида, против войн». Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Епархия Армянской Апостольской Церкви протестует против посягательств на церковь Норашен в Тбилиси 24 октября 2008 г. 16:15 «Епархия Армянской Апостольской Церкви в Грузии от лица 400 тыс. армян, живущих в Грузии, выражает озабоченность и возмущение в связи с новыми актами посягательства на армянскую церковь «Святой Норашен» и прилегающую к церкви территорию, организованными представителями Грузинской Православной Церкви ». Такое сообщение поступило из епархии Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) в Грузии, сообщает «Благовест-инфо». В сообщении подробно излагается история церкви XV века, со дня основания входившей в состав Армянской епархии в Грузии. В 30-х годах XX столетия церковь, наряду с другими религиозными сооружениями, была закрыта для религиозной деятельности и использовалась в качестве хранилища книг. После восстановления государственной независимости правительство Грузии не вернуло церковь ее законному историческому владельцу, подчеркивают в епархии ААЦ. «В мае текущего года священнослужитель Грузинской Православной Церкви отец Тариэл Сикинчелашвили и группа подчиненных ему рабочих начали строить железный забор, включающий в себя религиозные элементы, характерные для Грузинской Православной Церкви — с целью ограждения здания армянской церкви «Святой Норашен» и прилегающей к ней территории. В связи с этим фактом очередной попытки планомерного захвата армянской церкви Армянская епархия выразила возмущение и охарактеризовала его как нарушение грузинской стороной договоренности, достигнутой между Армянской Апостольской Церковью и Грузинской Православной Церковью о цивилизованном разрешении вопроса принадлежности Церкви «Святой Норашен» и иных четырех: «Святой Ншан», Церковь Шамхорецоц Кармир Аветаран «Святой Богородицы», Ереванцоц «Святого Минаса», Мугнецоц «Святого Геворга» церквей в городе Тбилиси», — говорится в заявлении епархии. «Вышеуказанный факт вызвал волну недовольства среди прихожан Армянской епархии в Грузии и ситуация в мае стала чреватой межконфессиональным конфликтом между двумя братскими христианскими народами. Армянская епархия оповестила соответствующие государственные структуры Грузии, а также представителей аккредитованного в Грузии дипломатического корпуса о сложившейся ситуации, воспринятой прихожанами Армянской епархии в Грузии как попирание своих конституционных прав на свободу вероисповедания и религиозного равноправия. Вопреки тому, что мэрия города Тбилиси совместно с Патриархией приняли решение о демонтаже незаконно построенного забора, все же они не реализовали свое решение, мотивируя это тем, что этому препятствует отец Тариэл. Создается впечатление, что отец Тариэл гораздо могущественнее, чем высшая государственная и духовная власть Грузии», — отмечают в епархии ААЦ.

http://patriarchia.ru/db/text/479003.htm...

Одним из святых, наиболее почитаемых в Армении и включенных в святцы Русской Православной Церкви, является Григорий Просветитель. Благовествуя слово Божие, он претерпел от правившего в начале IV века царя Трдата жестокие преследования: более тринадцати лет томился святой Григорий в застенке, где его единственным собеседником был ангел, а сама тюрьма представляла собой яму, полную ядовитых насекомых. Правда Христова взяла верх, и Трдат обратился к вере, став первым армянским царем-христианином. Сейчас на месте узилища святого Григория находится монастырь Хор Вирап, и паломники имеют возможность посетить его и поклониться месту, где совершался апостольский подвиг просветителя Армении. Тот факт, что в Русской Православной Церкви благоговейно почитают труды Григория Просветителя и явленную им святость, становится еще одним подтверждением неразрывной близости и подлинно христианской любви, существующей между Русской Православной и Армянской Апостольской Церквами. - Армянская Апостольская Церковь широко представлена в России. За последние годы во многих российских городах были открыты новые приходы Армянской Апостольской Церкви. Как представлена Русская Православная Церковь в Армении и планируется ли в ближайшем будущем расширить это присутствие? - На территории Армении Русская Православная Церковь представлена пятью приходами (главный из них - Свято-Покровский храм в Ереване), в которых служат два священника и один диакон. Большинство прихожан данных храмов составляет русскоязычное население Армении. Все храмы канонически входят в состав Майкопской епархии. Поскольку эти приходы расположены на территории независимого государства, изучается вопрос о придании им такого статуса, который вполне соответствовал бы уровню добрососедских отношений между Россией и Арменией. Армянская Апостольская Церковь представлена в России отдельной Ново-Нахичеванской епархией. Источник: " Служба коммуникации ОВЦС МП " [ главная библиотека новости родителям ] Copyright © Zavet.Ru Православное чтение, 2001-18 г.

http://zavet.ru/publ/patr-int.htm

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru В Армянской церкви используют формулировку святителя Кирилла, но не для исчисления природ, а для указания на неизреченное и нераздельное единение природ во Христе. Также используется изречение святителя Григория Богослова о " двух природах " во Христе, по причине нетленности и непреложности естеств Божественного и человеческого. По исповеданию Нерсеса Шнорали изложенному в " Соборном Послании Св. Нерсеса Шнорали Армянскому народу и переписка с императором Мануилом Комнином " : " Едино ли естество принимается ради неразрывного и нераздельного соединения, а не ради смешения - или два естества полагаются только ради показания несмешанного и неизменного бытия, а не для разделения; то и другое выражение остается в пределах православия " . Русский богослов конца XIX в. И. Троицкий, анализируя " Изложение веры " Нерсеса Шнорали, пришёл к следующим выводам. Начиная с средних веков и вплоть до последних лет Армянская церковь называла Православную диофизитской, а Православная Церковь Армянскую - монофизитской. В 1964 году в городе Орхус , Дания , начался диалог между богословами Православных и Древневосточных церквей. Стороны пришли к следующим выводам: Диалог продолжается и поныне. Церковная организация Эчмиадзинскому католикосату подчиняются в религиозном отношении Киликийский католикосат (Антилиас), Иерусалимское и Константинопольское патриархатства и епархиальные управления: в США (Калифорнийское и Североамериканское), в Южной Америке, в Западной Европе (центр — в Париже), на Ближнем и Среднем Востоке (Ирано-Азербайджанское, Тегеранское, Исфаханское, Иракское, Египетское), на Дальнем Востоке (Индийско-Дальневосточное), на Балканах (Румынское, Болгарское и Греческое). Армяне, живущие в пределах Турции, подчинены Константинопольскому армяно-григорианскому патриарху, живущие же в пределах Персии, России и Армении состоят в ведении Эчмиадзинского патриарха. Этот последний патриарх считается главой всех армян григорианского исповедания и имеет титул католикоса. Главные основы иерархического устройства и управления Армяно-григорианской церкви аналогичны тем, что приняты в Православной Церкви.

http://drevo-info.ru/articles/1374.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Католикос всех армян Геворг IV (Керестеджян Григор; 5.07.1813, К-поль - 6.12.1882, Вагаршапат), Верховный Патриарх и Католикос всех армян (с 1866). Получил образование в к-польском лицее Жарангаворац. В 1835 г. возведен в сан священника, в 1841 г.- архимандрита, а в 1848 г. избран епископом. С 1844 г. архиерей епархии Брусы, с 17 окт. 1858 г. занял арм. патриарший престол К-поля. Участвовал в разработке национальной Конституции Османской империи, однако ввиду несогласия с рядом ее статей 21 апр. 1860 г. подал в отставку. С окт. 1861 г. вновь архиерей в Брусе. 27 мая 1866 г. в качестве избранного католикоса Г. издал послание, в к-ром подчеркивалось, что доктрина Армянской Апостольской Церкви должна оставаться неизменной, применение новоарм. языка (ашхарабара) должно осуществляться при увещевании и проповеди, а обряды следует совершать лишь на древнеарм. (грабаре). Велика заслуга Г. в деле упорядочения и развития национального образования. В 1867 г. в Эчмиадзине им была организована комиссия по образованию, к-рая занималась устроением школ во всех городах и селах с арм. населением, в 1873 г. им же была учреждена епархиальная образовательная комиссия. В 1874 г. Г. основал Эчмиадзинскую семинарию, впосл. названную в его честь Геворгянской (действует поныне), ежемесячный ж. «Арарат», сыгравший большую роль в стимулировании развития арменоведения, Эчмиадзинский музей, усовершенствовал типографию и хранилище рукописей в Эчмиадзине. В 1879 г. построил церковь на могиле Месропа Маштоца в Ошакане. Являясь крупным знатоком духовного песнетворчества, Г. осуществил важное для своего времени упорядочение богослужебных певч. книг. Пригласив в 1873 г. из К-поля видного церковного музыканта-теоретика Н. Ташчяна , он способствовал распространению и обучению новой арм. безлинейной нотации, изобретенной в 1813 г. в К-поле А. Лимонджяном . Одной из наиболее ценных инициатив Г. является приведение к единообразию, издание и канонизация выверенных на основе большой собирательской и сравнительной работы песнопений Армянской Апостольской Церкви, входящих в Литургиарий (Патараг, изд. 1874 и 1878), Гимнарий (Шаракноц, изд. 1875) и Бревиарий (Жамагирк, изд. 1877). По критериям того времени эти издания были равносильны научным публикациям, что имело решающее значение и для сохранения музыкально-певч. наследия Армянской Церкви, подвергшегося ряду искажений в XV-XVIII вв., и для дальнейшего его изучения. Как источниками этими изданиями пользуются и в наст. время. Г. продолжил и довел до логического завершения систему обучения певч. искусству, внедренную католикосами Мовсесом Сюнеци и Симеоном Ереванци. Лит. (на арм. яз.): Абегян М. Геворг IV, Католикос всех армян. Вагаршапат, 1899; Орманян М. История нации. Бейрут, 1961. Т. 3. Ч. 2. А. С. Аревшатян Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/161824.html

В 1939 г. богатейшее собрание б-ки Эчмиадзина (более 10 тыс. рукописей на арм. и тысячи на др. языках) было перевезено в Ереван (с 1959 - Ин-т рукописей Матенадаран ). С началом Великой Отечественной войны Армянская Церковь предприняла успешные действия по сбору бескорыстной материальной помощи на оборону страны. Местоблюститель Эчмиадзинского престола архиеп. Геворг Чеорекчян в нач. 1944 г. передал Советской Армии танковую колонну им. св. Давида Сасунского, сформированную на собранные ААЦ пожертвования. В конце войны в связи с существенным изменением отношения к религии в СССР с разрешения гос. властей в Армении впервые состоялся Национально-Церковный Собор ААЦ, на к-ром представители арм. епархий всего мира избрали Католикосом всех армян Геворга VI (1945-1954). Начавшаяся после войны массовая репатриация арм. населения в СССР также положительно сказалась на отношении гос-ва к Церкви. Весьма успешной была деятельность католикоса Вазгена I (1955-1994). Авторитет, к-рым он пользовался как в самой Армении, так и среди армян диаспоры, позволил ему осуществить ряд программ по обновлению церковной жизни. Перемены стали особенно явными с началом в СССР перестройки, в атмосфере резко возросшего национального самосознания, связанного с Карабахским движением. К кон. 80-х гг. ХХ в. Армянская Церковь постепенно вернула в общественном сознании подобающее ей культурно-историческое значение. Велика оказалась ее роль в ходе ликвидации последствий землетрясения в Армении 7 дек. 1988 г., унесшего десятки тысяч жизней. По призыву Церкви из ее зарубежных епархий незамедлительно поступили средства на помощь пострадавшим и на восстановительные работы. Завершилось обновление и строительство неск. церквей. После длительного перерыва Церковь вновь включается в систему образования. С 1989 г. в Большом зале Ереванской филармонии проводятся концерты духовной музыки. Церковь финансирует целый ряд детских орг-ций. В нек-рых школах введено преподавание Закона Божия. В Ереванском ун-те открылся фак-т богословия.

http://pravenc.ru/text/76124.html

4. Здравствуйте! Скажите, как Русская Православная Церковь относится к Армянской Апостольской Церкви? Армянская Церковь включают в группу Древневосточных Православных Церквей – получается, она является православной? И каковы основные различия догматов Армянской и Русской Церкви? Спасибо! С уважением, Ованес, г. Нижний Новгород Единственное вероучительное отличие Армянской Апостольской Церкви от Русской Православной Церкви заключается в одном из главнейших церковных догматов, в учении о Христе. Русская Церковь, как и вся полнота Православной Церкви, разделяет учение, выраженное в 45 г. на IV Bceлehckoм (Халкидонском) Соборе: во Христе – «две природы» (Божественная и человеческая) и «одна ипостась». Армянская Церковь отказалась принять это учение, сохранив дохалкидонскую Христологию, в которой одна ипостась могла иметь одну природу: во Христе одна ипостась Богочеловека, а потому и одна природа Богочеловека. Поэтому она не является православной и не находится в молитвенном и евхаристическом общении с РПЦ. Неоднократно, как в древности, так и в новое время, православные и армянские богословы вели переговоры о соединении, но поскольку представители Армянской Церкви всегда отказывались признать Халкидонский Собор, переговоры остаются безрезультатными. Хотя многие армянские богословы отрицают, что они монофизиты (признают в Иисусе Христе только Божественную природу, отвергая Его человечество), отказ Армянской Апостольской Церкви признать ясное и точное учение Халкидонского Собора о двух природах во Христе фактически делает ее монофизитской церковью. Остальные отличия между Армянской и Русской Церковью несущественны. Армяне, которые желают присоединиться к Православной Церкви, должны принять постановления и правила IV–VII Вселенских Соборов. «Древневосточные Православные Церкви» – хотя и употребимое, но очень условное и семантически неточное название группы древних церквей, отпавших от единства Вселенской Церкви после отвержения Халкидонского Собора. В этом названии «православный» является переводом английского слова «Orthodox», которое может быть переведено на русский язык и «православный» и «ортодоксальный». Объем этих понятий не совпадает. Первое указывает на истинное вероучение, которое сохраняется только в Православной Церкви, а слово «ортодоксальный» можно употребить в отношении какой угодно вероучительной традиции. Отсюда известные словосочетания: «ортодоксальный иудаизм», «ортодоксальный ислам», «ортодоксальный марксизм». Поэтому монофизитские церкви, куда входит и Армянская Апостольская Церковь, правильнее было бы называть «Древневосточными ортодоксальными церквами».

http://sinfo-mp.ru/zadajte-vopros-arxiep...

— Здравствуйте! Скажите, как Русская Православная Церковь относится к Армянской Апостольской Церкви? Армянская Церковь включают в группу Древневосточных Православных Церквей — получается, она является православной? И каковы основные различия догматов Армянской и Русской Церкви? Спасибо! ( С уважением, Ованес, г. Нижний Новгород) — Единственное вероучительное отличие Армянской Апостольской Церкви от Русской Православной Церкви заключается в одном из главнейших церковных догматов, в учении о Христе. Русская Церковь, как и вся полнота Православной Церкви, разделяет учение, выраженное в 451 г. на IV Вселенском (Халкидонском) Соборе: во Христе — две природы (Божественная и человеческая) и одна ипостась. Армянская Церковь отказалась принять это учение, сохранив дохалкидонскую Христологию, в которой одна ипостась могла иметь одну природу: во Христе одна ипостась Богочеловека, а потому и одна природа Богочеловека. Поэтому она не является православной и не находится в молитвенном и евхаристическом общении с Русской Православной Церковью. Неоднократно, как в древности, так и в новое время, православные и армянские богословы вели переговоры о соединении, но поскольку представители Армянской Церкви всегда отказывались признать Халкидонский Собор, переговоры остаются безрезультатными. Хотя многие армянские богословы отрицают, что они монофизиты (признают в Иисусе Христе только Божественную природу, отвергая Его человечество), отказ Армянской Апостольской Церкви признать ясное и точное учение Халкидонского Собора о двух природах во Христе фактически делает ее монофизитской церковью. Остальные отличия между Армянской и Русской Церквами несущественны. Армяне, которые желают присоединиться к Православной Церкви, должны принять постановления и правила IV-VII Вселенских Соборов. «Древневосточные Православные Церкви» — хотя и употребимое, но очень условное и семантически неточное название группы древних церквей, отпавших от единства Вселенской Церкви после отвержения Халкидонского Собора. В этом названии «православный» является переводом английского слова «orthodox», которое может быть переведено на русский язык и как «православный», и как «ортодоксальный». Объем этих понятий не совпадает. Первое указывает на истинное вероучение, которое сохраняется только в Православной Церкви, а слово «ортодоксальный» можно употребить в отношении какой угодно вероучительной традиции. Отсюда известные словосочетания: «ортодоксальный иудаизм», «ортодоксальный ислам», «ортодоксальный марксизм». Поэтому монофизитские церкви, куда входит и Армянская Апостольская Церковь, правильнее было бы называть «Древневосточными ортодоксальными церквами».

http://patriarchia.ru/db/text/2274603.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010