Они видели в Святом Духе только некую безличную энергию, что-то, что нам бы напомнило электричество или силовое поле. Но апостолы свидетельствуют о том, что Святой Дух — личность, и более того, Бог. Например, мы читаем: Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал и х (Деян 13:2). Дух говорит о Себе как о личности — «Мне», «Я», у Него есть особые замыслы в отношении Варнавы и Савла, и именно Он призывает их на служение. Апостольский собор в Иерусалиме начинает свое обращение словами Ибо угодно Святому Духу и нам (Деян 15:28). Святой Дух несомненно личностен, и Он проявляет волю — что-то Ему угодно, а что-то нет, и Он проявляет ее через соборное решение Церкви. Особые дары Святого Духа подаются через апостольское рукоположение: Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого... через возложение рук Апостольских подается Дух Святой (Деян 8:17-18, см. также Деян 14:23). Те, кого рукоположили апостолы, наделены даром рукополагать следующее поколение церковных служителей — и так любого современного православного епископа или священника связывает с апостолами непрерывная цепочка рукоположений. Дух, свидетельствующий об истине Господь Иисус говорит: Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. ...Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин 14:26; 15:26). Как Церковь не есть просто собрание единомышленников, но организм, живущий Святым Духом, так и вера всякого христианина не просто набор убеждений, но проявление — и дар — живущего в нем Духа. Как говорит апостол, никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор 12:3). Святой Дух проявляет Себя в великих подвижниках более явно, чем в обычных верующих, потому что святые дают Ему больше возможности действовать, но Он пребывает в любом христианине, и никто не может обладать подлинной верой во Христа без Святого Духа.

http://radonezh.ru/2022/06/14/sergey-hud...

В 39-м году, когда христианство проникло и в столицу Востока – Антиохию и распространилось здесь между язычниками, Апостолы послали к ним Варнаву. Варнава, вызвав к себе на помощь Савла, целый год трудился с ним над устроением Церкви Антиохийской. В ней-то в первый раз верующие стали именоваться христианами. 5. Первое благовестническое путешествие Апостола Павла Когда Церковь Антиохийская была достаточно устроена, Дух Святой воззвал Павла и Варнаву на проповедь в других местах. Они отпущены были после поста, молитвы и возложения рук. Со словом благовестия Апостолы отправились сначала на остров Кипр, родину Варнавы, и дошли до города Пафоса. Здесь римский проконсул Павел Сергий пожелал слышать Слово Божие, но бывший при нем иудейский волхв старался отвратить его от веры. Савл поразил слепотою волхва и тем обратил проконсула. Из Пафоса Апостолы отправились в Малую Азию и прибыли в Антиохию Писидийскую. Здесь в один субботний вечер они посетили синагогу. После чтения законов и пророков начальники синагоги предложили им сказать поучение народу. Павел встал и проповедал о необходимости веры в Господа Иисуса Христа. При выходе Апостолов из синагоги язычники просили проповедать им о том же в следующую субботу. В назначенный день почти весь город собрался слушать Слово Божие. Иудеи, видя собравшийся народ, исполнились зависти и стали сопротивляться всему, что говорил Павел. Тогда Апостолы смело сказали им: «Прежде всего вам надлежало проповедать Слово Божие; но как вы отвергаете оное, и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то мы обращаемся к язычникам». Слыша сие, язычники радовались и прославляли Господа; но иудеи подняли на проповедников гонение и выгнали их из своих пределов. Апостолы же, отрясши на них прах с ног своих, пошли для проповеди в Иконию и Листру. В Листре Апостол Павел исцелил хромого от рождения. Изумленные язычники приняли Павла за Меркурия, а Варнаву за Юпитера, и хотели им как богам принести жертву. Апостолы с трудом вразумили толпу, что они суть такие же люди и пришли для обращения их от ложных божеств к истинному, Живому Богу. Несмотря на сильное впечатление, произведенное в народе исцелением хромого, иудеи, прибывшие из Антиохии Писидийской, скоро успели вооружить жителей Листры против проповедников Христовых. Павел был побит камнями и замертво вынесен из города. Когда же ученики собрались вокруг него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавой в Дервию. Проповедав Евангелие сему городу и приобретши довольно учеников, он отправился обратно в Антиохию. На сем пути они снова побывали в Листре, Иконии и Антиохии Писидийской и к основанным в сих городах Церквам рукоположили пресвитеров. Возвратившись в Антиохию, они собрали Церковь и возвестили все, что Бог сотворил через них, и как Он отверз дверь веры язычникам. 6. Апостольский Собор в Иерусалиме

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

2 . Современное каноническое представление есть результат длительной исторической эволюции. Необходимо подчеркнуть, что в этом историческом процессе исходная точка оказалась прямо противоположной тому, к чему привел этот процесс. Самостоятельность поместных церквей означает отсутствие их правового подчинения высшей церковной власти всей православной церкви, хотя принципиально такая власть существует в виде вселенского собора, но фактически не действует. Правовое устройство православной церкви оказалось незаконченным. Развитие правового устройства остановилось на некотором моменте, очень близком к конечной точке, дальше которого оно, в силу разнообразных причин, не пошло. Церковному сознанию древней церкви не свойственно было представление о вселенской церкви, разделенной на отдельные части, совокупность которых составляет эту церковь . Для этого сознания каждая церковная община была Церковью во всей ее полноте и целостности. Это представление о церковной общине вытекало из догматического учения о Церкви как Теле Христовом. В Евхаристическом собрании, которое есть земное изображение небесной церкви, икона Церкви на земле 16 , неизменно и нераздельно пребывает весь Христос. «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор 10:16–17 ). Как нет и не может быть христианской общины без Евхаристического собрания, так и не может быть христианской общины, в которой бы не пребывал Христос во всей полноте Своего богочеловеческого Тела. Пребывание Христа во всей полноте Его Тела означает полноту и целостность церковной общины. Обращаясь к коринфянам, ап. Павел писал: «Павел, церкви Божией, находящейся ( τ οση) в Коринфе» ( 1Кор 1:1–2 ). Для нас сейчас это словоупотребление чуждо, не только потому, что оно не свойственно духу нашего языка, но и потому, что в нем выражено иное или несколько иное догматическое учение о Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Хвалебная песнь святого Амвросия Медиоланского , гл. 3 Тебя, Бога, хвалим, Тебя, Господа, исповедуем, Тебя, предвечного Отца вся земля величает. Тебе все Ангелы, Тебе небеса и все силы, Тебе Херувимы и Серафимы непрестанными голосами взывают: «Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф, небо и земля полны величества славы Твоей». Тебя преславный апостольский собор, Тебя хвалебное множество пророков, Тебя хвалит пресветлое воинство мучеников. Тебя по всей вселенной исповедует святая Церковь , Отца непостижимого величества, достойного поклонения Твоего Истинного и Единородного Сына и Святого Утешителя Духа. Ты – Царь славы, Христос, Ты – Вечносуществующий Сын Отца. Ты для избавления людей не возгнушался Девичесюго чрева. Ты, одержав победу над смертью, сотворил верующим царство небесное. Ты сидишь по правую сторону Бога во славе Отца и веруем, что Ты придешь судить нас. Поэтому мы просим Тебя: «Помоги рабам Твоим, которых Ты искупил драгоценною Твоею кровию. Удостой нас со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовать. Спаси, Господи, народ Твой и благослови достояние Твое, управляй им и возвеличь его во веки». Во все дни будем благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во век и в век вечный. Сподоби, Господи, в этот день без греха сохраниться нам. Сжалься над нами, Господи, и помилуй нас. Да будет милость Твоя, Господи, на нас, ибо мы уповаем на Тебя. На Тебя, Господи, надеемся, да не постыдимся во веки. Аминь. Молитва перед трапезой Многомилостивый Владыка, Господи Иисусе Христе Боже наш, взоры всех, уповая, обращаются к Тебе и Ты даешь им пищу в свое время; открываешь руку милосердия Твоего и, насыщая все живущее, питаешь нас с первых дней нашей жизни. Ты, благословивший в пустыне хлеб народу, Сам благослови все, что Ты дал нам в пищу, и избавь нас от всякого искушения, ибо мы на Тебя надеемся и Тебе воссылаем славу с Отцом и Святым Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Молитва после трапезы Благодарим Тебя, Христе Боже наш, за то, что Ты насытил нас земными Твоими благами, не лиши нас и небесного Твоего Царства. Но как некогда Ты пришел и стал посреди учеников Своих, мир даруя им, так и ныне приди к нам, Спаситель, и спаси нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

В иерархии ценностей, приводимых Спасителем примеров, низшие – золото, освященное храмом, и дар, освященный жертвенником; и высшие – Сам Бог , освящающий храм, в котором Он обитает, и небо, именуемое здесь престолом Божиим. Важен факт освящения материального предмета посредством благодати, исходящей от другого предмета. Источник же благодати не материален – это Сам Бог. Подобные взаимодействия духовного с материальным в процессе освящения пронизывают собой все богослужение, тайнодействия и обряды Православной Церкви в полном соответствии с апостольским указанием: «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор. 6:20 ). Сам Христос Свои исцеления часто осуществлял не только через словесное волеизъявление, но и через разнообразные способы физического воздействия: прикосновение ( Мф. 8:3,15, 9:29 ; Мк. 3:10 ), помазание «брением из плюновения» ( Ин. 9:6 ; ср. Мк. 7:33 ). То же мы видим и в действиях апостолов, не только прикосновением исцелявших ( Деян. 3:7–18 ), но даже тенью своей оказывавших благотворное, исцеляющее действие ( Деян. 5:15 ). Эта благодатная практика распространилась в Церкви и на святые иконы. Их почитание было узаконено на 7-ом Вселенском Никейском Соборе в 787 г. Седьмой Вселенский Собор происходил в разгар упорной борьбы иконопочитателей с иконоборцами. Так как основные доводы иконоборцев базировались на внешнем сходстве почитания икон и скульптурных изображений с идолопоклонством, то в вероучительных творениях и соборных определениях особый акцент делался на духовной стороне иконопочитания. Подчеркивалось, что объектом почитания является не материал, из которого изготовлена икона (не дерево, не полотно и пр.), а сам объект изображения, т.е. прежде всего Господь Иисус Христос , Его Пречистая Матерь, святые. Тем самым иконопочитание отмежевывалось от идолопоклонства, когда обожествлялся сам почитаемый предмет. В псалме 134:15–18 ярко показано: «Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят, есть у них глаза, но не видят, есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Мысль выходца из иудеев, протоирея Александра Меня подтвердил и русский идеолог, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн: " Иудаизм есть утверждение исключительного права иудеев, га­рантированного им самим фактом рождения, на господствующее по­ложение не только в человеческом мире, но и во всей Вселенной " (Мит­рополит Иоанн. Самодержавие духа. СПБ, 1995.) На распятье Спасителя мира завершилась иудейская богоизбранность, а возродится ли в грядущих веках, о том лишь Бог ведает... О какой богоизбранности можно было говорить, ежели иудеи, избравшие шалом, даже храмы Божии обратили в базары: «...и вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». (МФ. 21:12-13) Разочарование в Иисусе из Назарета Галилейского породило в иудеях ненависть к Сыну Божию, и чернь, вдохновленная первосвященниками, книжниками и фарисеями, безумно вопила римскому прокуратору Понтию Пилату: «...Да будет распят!.. Кровь Его на нас и на детях наших!..». (Мф.27:23, 25) Иудеи, пославшие Христа на распятье, не пожалели и грядущих потомков, обагрив их кровью Царя Небесного... Увы, иудеи, пронесшие Иегову сквозь долгие и тяжкие века, но распявшие Христа и поныне не сотворившие плод покаяния, уподобились засохшей, бесплодной смоковнице, запечатленной в Благой Вести. Увы, некогда богоизбранные, алча земных благ, пренебрегли Царствием Небесным, а посему святые апостолы обратились к язычникам, ибо в христианстве нет различия меж иудеем и эллином, а утверждается любовь и равенство всех перед Законом Божиим. Апостолы Павел и Варнава иудеям «с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам». (Деян.13:46) Вскоре пути иудаизма и христианства враждебно разошлись... Святой Лука, апостол от 70-ти, по преданию написавший иконы Царицы Небесной и первоверховных апостолов Петра и Павла, «...написал также книгу Деяния святых апостолов в 62-63 годах в Риме. (...) В центре повествования - Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом), как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (Деян. 15, 6-29)» (Месяцеслов. Настольная книга священнослужителя).

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/16/...

Христос указал путь спасения, научил людей истинному боговедению. Еще в Ветхом Завете Он именуется Великим Пророком, а в Новом «Светом Истинным, Иже просвещает всякого человека, грядущаго в мир». В Ветхом Завете было предсказано, что «вся земля наполнится ведения Божия». Господь приводит ветхозаветное пророчество, применяя его к Себе: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» Господь говорил: «Я для того родился, чтобы свидетельствовать Истину». Он Сам является Истиной с большой буквы. Он принес нам истинное боговедение во всей полноте и чистоте, о спасение через покаяние и веру, о вечной жизни. Он начинал свою проповедь не со слов «рече Господь», как это делали ветхозаветные пророки, а: «Аминь, аминь, глаголю вам». Он свидетельствовал о Себе, что пришел «взыскать и спасти погибшаго». В Евангелии о Нем сказано: «Той спасет людей Своих от грех их». Христос пришел не разорить, а исполнить Закон, Он – конец Закона, теперь уже Новый Завет, который предсказывал пророк Исаия. Мы оправдываемся без дел Закона обрядового – его отменил Апостольский Собор, о котором повествуется в книге Деяний. Новый Завет дан для всех людей, а не только для одного богоизбранного народа, как Ветхий. Евангелие нам свидетельствует о Боге, как духовном существе, о том, что Он Един, но троичен в Лицах, о том, что Он, прежде всего, Отец. В Евангелии определенно, а не как раньше, прикровенно, говорится о безсмертии души, о любви к врагам. Ветхий Завет не потерял своего значения – он отменен лишь в той области, где он являлся несовершенным, временным и преходящим. Христос принес, возвестил полноту Истины: «Вся, яже слышах от Отца, сказах вам». И апостолы «возвестили всю волю Божию» и потому «никто не может положить другого основания, кроме положеннаго». Пророк Иеремия говорил: «Грядет день, в который Я возвещу Израилю Новый Завет». Как Первосвященник Христос восстановил союз рода человеческого с Богом, искупил нас от греха, проклятия и смерти. Св. Афанасий Великий говорил: «Слово воплотилось, чтобы мы обожились».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/25/gr...

с особой болью воспринимал жестоковыйность большинства израильтян. «Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть, израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы и законоположение, и богослужение и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки... желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение» ( Рим. 9:2–5 ; Рим. 10:1 ). III. 1) глубокого понимания Христовой любви и постижения личности Иисуса Христа, ставших средоточием его жизни, П. достиг, конечно, не сразу. Даже после того как он присоединился к христ. церкви Дамаска и принял крещение, у него на сердце оставалось еще много вопросов. Сама Церковь по понятным причинам поначалу сдержанно отнеслась к нему, однако это недоверие продержалось недолго, поскольку очень скоро П. начал проповедовать Иисуса как Мессию среди евреев Дамаска. Возмущение иудеев действиями П. было столь велико, что ему пришлось покинуть Дамаск ( Деян. 9:19–25 ) и отправиться в Аравию. Оттуда он еще раз вернулся на несколько дней в Дамаск. Через три года (вероятно, считая с момента его обращения) П. посетил Иерусалим и, познакомившись с Петром, пробыл у него 14 дней. Затем он направился к себе на родину, в Киликию ( Гал. 1:17–21 ; ср. Деян. 9:26–30 ; Деян. 22:17–21 ). Сначала П. провел несколько лет в тиши, в размышлении и постижении всего того, что так растревожило его в Дамаске. Движимый Св. Духом, он исследовал Свящ. Писание, все более убеждаясь, что обетов. Мессия уже явился. Этой внутр. подготовкой к миссионерскому служению среди язычников объясняется та исключит. независимость в отношениях с апостолами в Иерусалиме, которую П. проявил уже в начале своей деятельности. Он так ясно осознавал свою задачу благовествовать язычникам, что не видел никакой необходимости идти в Иерусалим, чтобы получить от апостолов подтверждение своих полномочий ( Гал. 1:1.17 ). Проведя несколько лет в Тарсе, П. получил от ⇒ Варнавы приглашение к сотрудничеству в церкви города Антиохии ( Деян. 11:25 ). Отсюда П. доставил в Иерусалим собранные Антиохийской церковью пожертвования ( Деян. 11:30 ). В Иерусалиме (⇒ Апостольский собор , VI) П. встретился с Иаковом, Петром и Иоанном, которым он рассказал о своем поручении и о своем благовествовании язычникам ( Гал. 2:1–10 ). На этом, спустя 14 лет после случившегося в Дамаске, закончился подготовит. период его служения. Вскоре после этого Господь направил П. на исполнение великой миссии, к которой Он его призвал ( Деян. 12 – Деян. 13:3 ), во всем уравняв с апостолами;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010