1) Теории о числе праведников. Необходимо компенсировать число отпавших ангелов. Эта теория не основана на Священном Писании . Ее минус в том, что ангелы и люди имеют разное нетождественное служение Богу. И другой момент, это количество отпавших ангелов (в Откровении Иоанна Богослова их 1/3), и по толкованию соотношении Священного Писания Кириллом Иерусалимским нам известно соотношение ангелов к людям как 99:1. Мы должны признать, что число праведников нам неизвестно, т.к. в Библии не упоминается. 2) Свидетельство Слова Божия всем народам. «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» ( Мф.24:14 ); «И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие» ( Мк.13:10 ). Не сказано, что Евангелие все примут, сказано лишь, что всем народам будет засвидетельствовано. Какая вера является спасительной? «Не о них же [апостолов] только молю, но и о верующих в Меня по слову их» ( Ин.17:20 ). Мы видим из Библии, что свидетельство Евангелия предполагает не просто дачу текста и рассказ о Христе, а свидетельство апостольской веры. И мнения Серафима Роуза , Игнатия Брянчанинова о том, что только православная проповедь – есть настоящая проповедь Евангелия, подтвержденная Евангелием. Проповеди «Свидетелей Иеговы», протестантов, католиков не является возвещением Евангелия. Все кто исказил апостольскую веру, не проповедуют Евангелие, а проповедуют ересь. Проповедь Евангелия есть одно из главных свидетельств конца мира. 3) Исчезновение национальных границ. В результате Вавилонской башни возникли национальные границы. Это Бог сделал для того, чтобы зло не распространялось. Эти границы будут служить до проповедания Евангелия всем народам. Ближе к концу мира национальные границы будут исчезать. 4) Появления лжехристов. «Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят» ( Мф.24:4–5 ). 5) Войны и военные слухи. «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец» ( Мф.24:6 ). До XX в. сражения шли между профессиональными армиями, народ с народом не воевал. Грандиозные войны XX в. были бы не возможны без всеобщей мобилизации.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

1Кор. 2:16 . Для наиболее сильного и наглядного изображения разности миросозерцания у людей духовных сравнительно с душевными, разности их расположений, сил, планов, надежд и проч. Апостол выражается о духовных людях, что они имеют «ум Господень, ум Христов». «Кто познал ум Господень, чтобы мог судить его (т. е. духовного человека)? А мы имеем ум Христов». Всеми сими рассуждениями о душевном и духовном человеке, Св. Ап. Павел делает очень прозрачный намек Коринфянам, что судить о нем они не имею права, а если судят, то судят именно как душевные люди. 9) После рассуждения о человеке духовном и душевном, Св. Ап. Павел уже прямо называет Коринфян не духовными, а плотскими и неразумными младенцами за то, что они волнуются и разделяются из-за учителей, которые суть простые соработники у Бога на ниве Божией ( 1Кор. 3:1–9 ). «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе… Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы? Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, чрез которых вы уверовали… Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог, … насаждающий же и поливающий суть одно, … ибо мы соработники у Бога; а вы Божия нива, Божие строение». 10) После Коринфян, свои внушения и обличения Св. Апостол направляет прямо против заправителей толков Коринфских в таком тоне: много, Павлом, как мудрым строителем, уже положено в Коринфе основание церкви Божией, кроме которого иного и быть не может; а другие, строящие на сем основании, смотрят ли из какого материала делаются ими надстройки? Не из сена ли и соломы? ( 1Кор. 3:10–15 ). 1Кор. 3:10, 11 . «Я по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем, но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания (для церкви), кроме положенного, которое есть Иисус Христос». Какое сильное и прямое здесь обличение католикам, утверждающим, что Христос положил в основание видимой на земле церкви своей Петра Апостола!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

24 марта 2000 в Галилее, около Горы Блаженств, Иоанн Павел II встретился со 100 тысячами молодых людей из 80 стран мира. Половина из них принадлежала к Неокатехуменальному Пути. Папа отслужил Литургию под большим шатром, запроектированным основателем Неокатехумената, Кико Аргуэйо. В тот же день Святейший Отец освятил построенный по инициативе и на средства членов Неокатехуменального Пути Центр «Галилейской Дом», который находится на Горе Блаженств. Кто такие неокатехумены, которые так заметны в современной Католической Церкви? История Для Кико Аргуэйо, молодого испанца, переломным моментом было столкновение с конкретной человеческой бедой. Перед ним встала ницшеанская дилемма: или Бог хороший, но не может ничего сделать, чтобы помочь несчастным, или может им помочь, но не делает, потому что жестокий. Большие сомнения закончились большой неожиданностью: «Знаете, что я увидел в тех людях? Я не увидел то, о чем говорил Ницше. Я увидел в них Распятого Христа». Кико НЕ морализаторствовал, не упрекал, а провозглашал, как умел, распятого и воскресшего Иисуса Кико не только испытал Иисуса в убогих, но и решил жить вместе с ними. Этот талантливый художник взял с собой Библию и гитару и ушел жить среди бедных цыган в бараках Пальомерас Алтас в пригороде Мадрида. Когда однажды в такой убогой цыганской семье Кико пробовал разговаривать о Боге, то старая нервная цыганка прервала его: «Это все выдумки попов. Бог есть, но о жизни после смерти мы ничего не знаем. Мой отец умер и всё ещё не пришел домой. Ты его видел? Я вот нет! И ты вообще слышал о ком-то, кто вернулся с кладбища живым? Обеспокоенный «проповедник» не знал, что ответить. Вернулся домой и начал читать Библию. В Апостольских Деяниях нашел фрагмент, который говорил о том, как прокуратор Фест объяснял царю Агриппе дело некоего Павла из Тарса. «Обступив его, обвинители не представили ни одного из обвинений, какие я предполагал; но они имели некоторые споры с ним об их Богопочитании и о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив.» ( Деян 25, 18-19 ). Теперь Кико знал, что ответить старой цыганке. Понял, что она хотела услышать свидетельство человека, который умер, но вернулся с кладбища живой, рассказывая о существовании вечной жизни, в которой исполняются все наши ожидания. Понял также, что христианство опирается именно на эту новость: один человек воскрес; умер, но вернулся живой и живет до сих пор, потому что смерть не имеет над ним уже власти. Тем человеком является Иисус Христос, Божий Сын.

http://azbyka.ru/katehizacija/neokatekhu...

269 Госуд. Секретариат, Рескрипт по аудиенции... (25. 07. 1973), р. 602, где говорится, что Св. Отец Павел VI распорядился, «чтобы, в духе п. 56, § 1 Апостольской Конституции Regimini Ecclesiae Universae, впоследствии Свящ. Конгрегация Таинств рассматривала также дела о незавершённости бра ка, в которых одна из сторон не крещена». 270 1Кор. 7. 12–16: 12 . Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять её; 13. и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. 14. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. 15. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. 16. Почему ты знаешь, жена, не спасёшь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасёшь ли жены? 273 Свящ. Конгр. св. служ., Архиепископу Эстергомскому (Arch. Prim. N 7029/41): «Может ли брак между некрещёными быть расторгнут в пользу веры согласно кан. 1120, § 1, также в том случае, если одна сторона примет крещение в ереси и, оставаясь в ней, пожелает вступить в другой брак с католиком? – решила ответить: ‘В изложенных обстоятельствах пользоваться привилегией Св. Павла не разрешается’». Ср. [Банк, 1959], р. 545. 274 Свящ. Конгр. распр. веры (30. 01. 1807), Coll, I, п. 690: «Ибо, если речь идёт о неверном, который уже удерживал подле себя верную сторону после обращения и продолжает удерживать, и если последняя даст ему уважительную и разумную причину для ухода, особенно из-за прелюбодеяния, то в таком случае уход неверного делает верную сторону неспособной ко вступлению в другой брак... Если же речь идёт о неверном, который, когда его просили о том, чтобы он соединился со стороной, ставшей верной, и жил с ней, отказался от этого по той лишь причине, что ему внушает отвращение прелюбодеяние, совершённое до обращения, то в таком случае отказ неверного делает верную сторону свободной для заключения другого брака, ... Поскольку следует считать, что прежнее пятно прелюбодеяния смыто обращением и крещением, и неверная сторона неразумно и несправедливо коснеет в своем решении не примиряться с верной стороной».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/polozh...

26 . В Кол. 2, 18–19 Ап. Павел обращается к колосским христианам с следующим увещанием: «никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом, и не держась Главы, от Которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим». По словам одного св. отца 233 , колосские «прелестники» распространяли следующее лжеучение. «Недостойно, – говорили, – величия Единородного (учить), что Единородный приводит нас ко Отцу, ибо это больше, нежели сколько сообразно с человеческою малостию. Почему благословнее (полагать), что нашему приведению (ко Отцу) послужили Ангелы. Исходя из сей мысли, они вводили и особое служение Ангелам и убеждали простосердечнейших к ним обращаться, будто к нашим спасителям». Таково было глубокое заблуждение колосских лжеучителей; «нельзя не видеть в них зачатка гностиков» 234 . Причину означенного заблуждения Апостол видит в нарушении колосскими лжеучителями церковного единства: ст. 19: от Главы Церкви «все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим». Следовательно, заключая от причины к действию по противоположности, колосские христиане во избежание заблуждения должны были впредь восстановить церковное единство и неизменно держаться Главы Церкви, на чтó и указывает Ап. Павел в след. – стих. 20–23; 3, 1–18 – своих увещаниях. Главою Церкви во всей ее полноте (19: « все тело») является единый Христос; о Его наместнике на земле нет даже никакого намека. С римско-католической точки зрения, Апостол здесь умалчивает о видимом главенстве в Церкви как раз в то самое время, когда наиболее требовалось поучать колосских христиан именно такому главенству как источнику и основе видимого церковного единства. 27 . Нельзя же сказать того, что Ап. Павел не учил о епископальном управлении, по крайней мере, в той или другой местной Церкви 1Тим. 3. 4. 5 ; 1Тим. 1–4 ; Тит. 1–3 ; – и однако в своих посланиях он ничего не говорит о воплощении видимого единства Церкви в лице римского епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

2й период (14 лет) включает три путешествия, которые начинались в Антиохии и завершались в Иерусалиме. 3й период – время пленения (5 лет) и последующего затем освобождения от уз на один или два года. Мученическая кончина Павла наступила в 66–67 (?) г. Поскольку иудеи в большинстве отвергали благовестие, апостолы обращались к язычникам. Однако принцип благовествовать сначала иудеям, а потом язычникам сохранялся и далее. Промежуточным звеном были иудейские прозелиты, то есть язычники, которые не принимали иудейского закона, но держались иудейской нравственности. Христианизация язычников обозначила проблему необходимости соблюдения обрядового закона Моисея (в первую очередь обрезания, т.е. обращения их в еврейскую веру). Это заставило св. апостолов совместно со священниками, согласно заповеди Христовой «а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ), собраться в 51 г. на первый Апостольский Собор в Иерусалиме. Интересно, что председательствовал на Соборе не Петр, как, наверное, хотелось бы католикам, а епископ Иерусалимской Церкви св. ап. Иаков – «брат Господень». Предложение ап. Иакова было принято единодушно как резолюция Собора. «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» ( Деян.15:28, 29 ). Обратим внимание на Богочеловеческий, «угодно Святому Духу и нам», характер постановления этого Собора, как, собственно, и других Соборов Церкви. Постановление «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины» является снисхождением в пользу евреев, и, согласившись на иерусалимское постановление, Павел в тайниках своего сердца уже отрицал его обязательность. Постановление имело временный характер. Для христиан из иудеев закон Моисея был обязателен. Обратим внимание на пассивный характер формулировки «золотого правила»: «не делать другим того, чего себе не хотите». Здесь указан необходимый минимум. Заповедь Христа носит активный характер: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» ( Мф.7:12 ). Послание Апостольского Собора вызвало среди христиан большую радость и утешение.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

(3052) Так как врата ада поднимаются отовсюду с возрастающей изо дня в день ненавистью к этому фундаменту, заложенному Богом, чтобы ниспровергнуть, если возможно, Церковь , мы считаем необходимым ради защиты, сохранения и возрастания католической паствы, с одобрения Святого Собора, предложить всем верным учение, в которое они должны верить и которое должны поддерживать в своем основании, учение о незыблемости и природе примата Святейшего Престола, на котором зиждутся сила и надежность Церкви, согласно древней и неизменной вере Вселенской Церкви, а также воспретить и осудить заблуждения, столь вредные для паствы Господней. Глава 1: Учреждение Апостольского первенства в блаженном Петре (467, 3053) Мы учим и провозглашаем, следуя свидетельствам Евангелия, что первенство юрисдикции [primatus iurisdictionis] над всей Церковью Божией было обещано и передано прямо и непосредственно блаженному Апостолу Петру Христом, Господом нашим. Ибо именно одному Симону, которому Он сказал: «Ты наречешься Кифа» [ Ин 1, 42 ], после того как тот исповедовал Его, говоря: «Ты – Христос, Сын Бога живаго», Господь обратил такие торжественные слова: «Блажен ты, Симон, сын Ионин; потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» [ Мф 16 , 16сл]. И именно одному Симону Петру Иисус после Воскресения даровал юрисдикцию главного пастыря и руководителя своей паствы [summi pastoris et rectoris iurisdictionem], говоря: «Паси агнцев Моих» [ Ин 21 , 15сл.]. (3054) Этому учению, как ясно видно из Священного Писания, открыто противостоит ложное мнение тех, кто, искажая форму управления, учрежденную Иисусом Христом, Господом нашим, отрицает, что одному только Петру даровано Христом истинное и собственное первенство юрисдикции [vero proprioque iurisdictionis primatu], по сравнению с другими Апостолами, взятыми отдельно друг от друга или всем вместе; или мнение тех, кто утверждает, что это первенство не было прямо и непосредственно [immediate directeque] передано блаженному Петру, но всей Церкви и тем самым Петру, как ее служителю.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

3. В тот беспокойный период истории события эти не могли быть иными. Но сегодня, когда возможно вынести о них более здравое и уравновешенное суждение, необходимо признать, что чрезмерное значение, которое они приобрели позднее, было чревато последствиями, которые, насколько мы можем судить, далеко вышли за пределы намерений и предвидений зачинщиков, чьи запретные меры касались лишь определенных лиц, но не Церквей и не были направлены на прекращение церковного общения между кафедрами Римской и Константинопольской. 4. Вот почему папа Павел VI и патриарх Афинагор I со своим Синодом, убежденные в том, что выражают общее стремление к правде и единодушное чувство любви своих верующих напоминают завет Господень: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф.5:2324 ) – и по обоюдному согласию заявляют: а) что они сожалеют об оскорбительных словах, о необоснованных упреках и осудительных жестах, которые как с одной, так и с другой стороны окрасили собою печальные события того времени или сопутствовали им б) что они равным образом сожалеют и желают изъять из памяти и среды церковной акты отлучения, которые затем последовали и воспоминание о которых. до наших дней служит препятствием к сближению в духе любви, и предать их забвению в) что они скорбят о том, что дурные прецеденты и последующие события под влиянием различных факторов, прежде всего взаимного непонимания и недоверия, в конце концов, привели к реальному разрыву церковного общения. 5. Папа Павел VI и патриарх Афинагор I со своим Синодом сознают, что этот жест справедливости и взаимного прощения недостаточен для того, чтобы положить конец разногласиям, как древним, так и недавним, все еще остающимся между Римско-Католической Церковью и Церковью Православной, и которые будут преодолены действием Духа Святого, благодаря раскаянию в исторических ошибках и деятельной воле к достижению понимания и совместному выражению апостольской веры и ее требований.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3. Настоящее Совещание, дорогие братья во Христе, осуществляется в рамках великого юбилея не только для Православной Церкви, но и для всего христианского мира. Хотя мы не знаем точную дату рождения Апостола языков Павла, но формально она установлена около 8 г. п. Р.Х., то есть две тысячи лет тому назад. Этот факт побудил и другие христианские Церкви, например Римско-Католическую, объявить сей год годом Апостола Павла. Очевидно, что Православная Церковь, которая многим обязана Апостолу Павлу, не могла остаться в стороне. Первый и самый большой долг — это создание, посредством проповеди и всего апостольского деяния, «избранного сосуда Христова», Церквей на территориях современных Православных и Автокефальных Церквей, а именно Церкви в Малой Азии, в Антиохии, на Кипре и в Греции. Учитывая этот долг, Вселенская Патриархия приняла решение организовать паломничество по некоторым местам проповеди Апостола, находящимся на ее канонической территории, и пригласить братьев Предстоятелей Святейших Православных Церквей, чтобы всем вместе почтить бесчисленные труды и жертвы божественного Павла, который «был… в ранах, более в темницах и многократно при смерти… много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор. 11, 23–27). Все это он перенес при учреждении и укреплении тех Церквей, служение и забота о которых были предоставлены нам Божией милостью. Другой наш долг перед «трудами любви» великого Апостола — это его учение, которое было отражено в его посланиях и в «Деяниях Апостолов», написанных его соработником евангелистом Лукой. Это учение, выражающее «чрезвычайность откровений» (2 Кор. 12, 7), которых удостоился Павел благодатью Господа, остается проводником и компасом Церкви Христовой через века, фундаментом догматов нашей веры, ненарушимым каноном веры и бытия для всех нас, православных христиан. Высота и глубина понятий этого учения были в веках, и продолжают быть источником для богословия Церкви.

http://e-vestnik.ru/world/svyatejshij_pa...

47. Лк.18:8. 48. Канон утрени, песнь 5, тропарь 2//Минея. Январь. Ч.1. М., Издание Московской Патриархии, 1983. С.241. 49. Имени Илария Пиктавийского нет в православных церковных календарях, однако его святость засвидетельствована не только западной церковью, но и отзывом V Вселенского собора. 50. 1Кор.3:7.  Письмо одиннадцатое " Я семь путь и истина и жизнь " (Ин.14:6). " Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину... Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам " (Ин.16:13-14). " Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его... и поставил Его (Иисуса Христа)... главою Церкви " (Еф.1:17,22). " Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины " (1Тим.3:15). " Верую во едину святую, соборную и апостольскую Церковь " . Вот мысли, на которых я хотел бы остановить ваше внимание, друзья мои. Вдумайтесь в них сами, выясните себе связь между ними и сделайте соответствующий вывод. А я поведу с вами беседу издалека, и даже не сам буду беседовать с вами, а познакомлю вас с одним интересным человеком, который расскажет вам о себе поучительную историю и выведет из нее душеполезное заключение. Человек этот, Юрий Александрович Колемин, был секретарем нашего посольства в Мадриде, а затем состоял секретарем канцелярии министра иностранных дел. В бытность свою в Мадриде он содействовал обращению к Православию из католического раскола начальника отделения генерального штаба в Испанской королевской армии Викентия Гарсия Рюи-Переса. Интересны подробности совместных богословских занятий Ю.А. Колемина и его ученика. Вместе они проштудировали литургии святых Василия Великого и Иоанна Златоуста, катехизис и сочинения о.Владимира Геттэ сочинения А.С. Хомякова, специально для Викентия переведенные на испанский язык Ю.А. Колеминым, православный молитвослов и многое другое. По возвращении в Россию г.Колемин выпустил крупное (свыше 300 стр.) сочинение под заглавием: " Римский Духовный Цезаризм перед лицом Соборной Православной Церкви " (СПб., 1913 г.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010