7 декабря в Москву прибыла делегация епархии во главе с игуменом Феофаном (Сабовым), администратором епархии, представителем правящего епископа Владимира (Раича), интернированного немцами в 1941 г. Делегацию принял Патриарх Алексий, а 11 декабря состоялась встреча с председателем Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карповым. Самый акт присоединения Мукачевской епархии (без Прешова, который остался в составе Чехословакии) состоялся 22 октября 1945 г. на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, куда был приглашен епископ Мукачевский Владимир. Он зачитал постановление Синода Сербской Церкви о передаче своей епархии в каноническое ведение Московской Патриархии, выразил свое согласие на такую передачу. Синод перевел на Мукачевскую кафедру епископа Уманского Нестора (Сидорука). В июне 1948 г. его сменил архиепископ Макарий (Оксиюк), опытный архипастырь, возглавлявший и Львовскую епархию. Архиепископ Макарий вместе с миссионерами ездил по епархии, беседовал с униатскими священнослужителями, не без успеха убеждая их присоединиться к Церкви Матери. После Львовского Собора 1946 г. и воссоединения с Православной Церковью униатов Румынии в октябре 1948 г. бесперспективность унии в странах Восточной Европы казалась уже большинству униатов очевидной.    Переход униатов Карпатской Руси в православие совершился не столь болезненно, как в Галиции, еще и потому, что в униатских приходах после Ужгородской унии строже и чище сохранялись древние восточные обряды, чем в Галиции, где униатство было глубоко латинизировано. Движение, направленное на восстановление православия на Карпатской Руси, началось спонтанно, еще в конце XIX в., явив там ряд исповедников и мучеников, пострадавших за святое православие от австро-венгерских властей. К лету 1949 г. уже большинство греко-католических священников Закарпатья воссоединилось с Русской Православной Церковью. В день Успения Божией Матери 15/28 августа 1949 г. в мукачевском Свято-Николаевском женском монастыре на Черничей Горе при стечении народа совершали богослужение архиепископ Макарий вместе с епископами Станиславским Антонием (Пельвецким) и Дрогобычским Михаилом (Мельником).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Для проведения Собора нужны были епископы. Их хиротонии Патриарх Алексий назначил на 24 и 25 февраля 1946 года (о. Антония Пельвецкого и о. Михаила Мельника). Днем раньше, «Инициативная группа» воссоединилась с Русской Православной Церковью . Эти события происходили в Киеве. А 8–10 марта 1946 года в соборе Святого Юра прошел Собор, который принял Постановление из четырех пунктов: 1. аннулирование Брестской унии 1596 г.; 2. отделение от Римско-католической Церкви; 3. возвращение к православию; 4. воссоединение с Русской Православной Церковью в Советском Союзе 64 . В августе 1949 года в Мукачевском Успенском монастыре греко-католики Закарпатья воссоединились с Московской Патриархией 65 . Была ли альтернатива этому воссоединению? На этот вопрос сейчас ответить сложно. Нужно заметить, что с ростом националистических настроений на Украине вопрос о воссоединении униатов приобрел ярко выраженную политическую окраску и вызвал многочисленные псевдонаучные спекуляции. Важно другое, что уже с лета 1944 года, когда советские войска освободили Львов, предстоятель униатской Церкви митрополит Андрей Шептицкий пытался найти компромисс и с новой реальностью, и с новой властью. В начале сентября 1944 года он направил послание И. Сталину, в котором приветствовал освобождение Галиции от оккупантов и воссоединение Украины. В другом письме в адрес Правительства СССР просил о признании Униатской Церкви со стороны государства. А в декабре 1944 года (уже после смерти митрополита Шептицкого) в Москву прибыла делегация греко-католической Церкви. Основная цель этого визита состояла в попытке договориться о возможности существования униатов в новых политических реалиях и о трудностях, с которыми они уже столкнулись: закрытием храмов и монастырей, изъятием церковных земель, национализацией церковной типографии. Конструктивного диалога власти с униатами так и не получилось. Папа Пий XII только усугубил ситуацию. В его Рождественском послании 1944 года и в публичных выступлениях начала 1945 года все резче звучали мотивы враждебности к СССР. Альтернативы советское руководство не видело. План «воссоединения» вступил в действие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Экзарх митр. Иоанн (Соколов) намеревался командировать правосл. духовенство из Вост. Украины в Дрогобычскую и Станиславскую области, однако М. выступил против этой инициативы, опасаясь угрозы для жизни священнослужителей со стороны националистов. Против были и чины областного управления НКГБ, т. к. подобные перемещения могли спровоцировать конфликты с националистами. Наиболее легко воссоединялись приходы, священники к-рых бежали с нем. войсками. На их места М. направлял правосл. духовенство с Холмщины и Лемковщины. Как сообщал уполномоченный Совета по делам РПЦ при СНК УССР П. С. Ходченко, «сам Оксиюк просит подобрать хороших, с высшим богословским образованием, знающих украинский язык» священнослужителей для работы по организации правосл. братств и миссионерской деятельности (Там же. С. 35-36). В сент. 1945 г. в информационном докладе в Москву Ходченко сообщал о необходимости выделить викарного епископа в помощь М. Тогда же возникла мысль «на викарного епископа поставить кого-либо из униатских священников, например, Мельника или Пельвецкого, воссоединить их с Русской Православной Церковью и посвятить в архиерея до созыва съезда (собора) представителей, присоединившихся к «Инициативной группе»» (Там же. С. 37). В письме патриарху Алексию от 3 окт. 1945 г. Костельник подчеркивал, что новая правосл. иерархия «должна быть нашими людьми из униатов», галичан, что свидетельствовало бы об укорененности Православия на этих землях и соответствовало бы важнейшей местной традиции (Там же. С. 48-49). Костельник сообщал, что к Инициативной группе присоединилось значительное число греко-католич. духовенства (более 800 чел.) и, т. о., пора проводить заключительные мероприятия: епархиальные съезды духовенства в городах Львове, Дрогобыче, Тернополе и Станиславе, а затем общий Собор для принятия решения о воссоединении греко-католиков с РПЦ и ликвидации Брестской унии на Зап. Украине (Там же. С. 49). По существу Инициативная группа подменяла собой епархиальную власть как в деле приема греко-католиков в Православие, так и в адм. руководстве приходами, что вызвало негативную реакцию патриарха. В письме Карпову от 7 дек. 1945 г. он отметил целесообразность приема «отдельных заявлений на воссоединение от униатских священников и через православного епископа», т. е. через М. (Там же. С. 50). Патриарх Алексий одобрил идею проведения епархиальных съездов, дабы продемонстрировать «свободное волеизъявление униатского духовенства» и отсутствие давления со стороны правосл. духовного начальства или гражданской власти, но осторожно выступил против созыва всеуниатского Собора (Там же. С. 49).

http://pravenc.ru/text/2561394.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иосиф (Савраш), еп. Станиславский и Коломыйский. Фотография. 1957 г. (Савраш Иосиф Михайлович; 27.04.1909, с. Черниев, ныне Ивано-Франковской обл., Украина - 5.06.1984, Ивано-Франковск), архиеп. Ивано-Франковский и Коломыйский. Из семьи железнодорожного служащего, принадлежал к Греко-католической Церкви (см. Униаты ). В 1927 г. окончил гимназию в г. Станиславув (до 1939 в составе Польши, позднее Станислав, ныне Ивано-Франковск), затем там же - униат. семинарию. В 1930-1932 гг. учился на богословском фак-те ун-та Инсбрука (Австрия). 4 сент. 1932 г. рукоположен во пресвитера и назначен настоятелем униат. Покровского храма в Станиславуве. В 1936 г. защитил магистерскую диссертацию по богословию во Львовском ун-те. С 1938 г. настоятель Троицкого храма в с. Золотой Поток (ныне в Тернопольской обл. Украины), с 1940 г.- Благовещенской ц. с. Подлужье (ныне в Ивано-Франковской обл.), с 1946 г.- Михайловского храма в Снятыне (Снятин). Стал участником Львовского Собора 1946 г. греко-католического духовенства, принявшего решение об упразднении Брестской унии и о воссоединении с Русской Православной Церковью. Был возведен в сан протоиерея. После кончины Станиславского и Коломыйского архиеп. Антония (Пельвецкого) решением Свящ. Синода РПЦ от 19 июня 1957 г. определен епископом Станиславским и Коломыйским. 2 авг. того же года пострижен в Пещерной ц. Киево-Печерской лавры в честь Успения Пресв. Богородицы в монашество с именем Иосиф в честь прп. Иосифа Печерского, 3 авг. возведен в сан архимандрита, 4 авг. архиерейскую хиротонию И. во Владимирском соборе Киева возглавил Киевский и Галицкий митр. Иоанн (Соколов) . Все 25 лет архиерейского служения И. прошли на одной епархиальной кафедре. Все это время архиерей постоянно объезжал приходы своей епархии, совершал богослужения и произносил проповеди. При И. в епархии стали регулярными съезды благочинных, при епархиальном управлении был организован миссионерский комитет для работы среди униатов. В 1959 г. И. вместе с архиепископами Львовским Палладием (Каминским) , Мукачевским Варлаамом (Борисевичем) и еп. Дрогобычским Григорием (Закаляком) обратился к Патриарху Алексию I с рапортом в связи с политикой светских властей по ограничению землепользования мон-рей. Архиереи западноукр. епархий просили Патриарха «о ходатайстве перед соответствующими государственными органами о более внимательном и неспешном разрешении этих вопросов» (Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ, 1954-1970. М., 2010. Т. 2. С. 243-244).

http://pravenc.ru/text/578543.html

Георгия. Собор начался молебном о ниспослании Святого Духа, после чего прот. Г. Костельник занял место председателя, объявил Собор официально открытым и огласил порядок его работы. Затем слово было предоставлено еп. Антонию (Пельвецкому). Он посвятил свой доклад деятельности Инициативной группы с момента ее создания и до начала Собора, созванного для того, чтобы «в новых условиях нашей государственной жизни, когда украинский народ соединился, пересмотреть постановления Брестского собора 1596 г. и решить вопрос нашего воссоединения с Православной Церковью». Во время доклада еп. Антония в зал заседаний прибыли представители Московского Патриархата - епископы Львовский и Тернопольский Макарий (Оксиюк) и Мукачевский и Ужгородский Нестор (Сидорук), а также управляющий делами патриаршего экзарха Украины прот. К. Ружицкий. Затем с докладом «О мотивах воссоединения Греко-Католической церкви с Русской Православной Церковью» к Собору обратился прот. Г. Костельник. Он дал развернутый обзор истории унии, «которая внесла кровавый раздор в наш народ и стала орудием уничтожения его», подверг критике догматы Римско-католической Церкви как ошибочные и несовершенные в сравнении с догматами правосл. Церкви. В конце выступления прот. Г. Костельник предложил, чтобы «наш Собор ликвидировал постановления Брестского собора 1596 года, отрекся от Рима и унии с Римом, возвратился к Святой Православной Церкви». «Предлагаю,- сказал он в заключение,- просить Его Святейшество Алексия, Патриарха Московского и всея Руси, принять нас в состав Всерусской Православной Церкви». В ходе дискуссии о программных предложениях было заслушано 12 выступлений представителей греко-католич. клира и мирян. Большинство выступавших полностью поддержали предложения о немедленном расторжении унии и воссоединении с РПЦ. С возражениями выступил только свящ. В. П. Лесюк, к-рый высказался за то, чтобы отложить объединение на время, «подождать выносить поспешное решение». Это предложение не нашло поддержки у др. делегатов. В конце дискуссии прот.

http://pravenc.ru/text/2561010.html

Таким образом ваше воссоединение с Матерью-Церковью означает оживление, воскресение ваше. /Мне думается, что каждый из вас в глубине души своей слышит голос Христа, вопрошавшего скорбящего апостола Петра: «Симоне Ионин, любиши ли Мя?», и в ответ на это вы говорите: «Ей, Господи, Ты веси, яко любим Тя», любим основанную Тобою Церковь , ту самую Церковь, которая верна Тебе, которая хранит Твое учение во всей неприкосновенности и чистоте. И дай Бог , чтобы эта любовь ваша никогда не отпадала, но подвигала бы вас пребывать в единении с Православной Церковью во все дни жизни вашей. Интервью, данное корреспонденту ТАСС членами Президиума Собора Греко-католической униатской церкви протопресвитером Гавриилом Костельником и епископами Антонием (Пельвецким) и Михаилом (Мельником) 9 апреля 1946 года Вопрос: Позвольте обратиться к Вам с просьбой рассказать о состоявшемся в городе Львове Соборе Греко-католической Церкви, вынесшем решение о воссоединении ее с Православной Церковью. Ответ: Собор Греко-католической (униатской) Церкви, созванный Центральной Инициативной группой по воссоединению Греко-католической Церкви с Православной Церковью, состоялся 8–10 марта 1946 года в кафедральном соборе святого Юра в городе Львове. Собор положил конец многовековым тяжелым переживаниям Восточной Церкви под римским ярмом, положил конец церковным раздорам в нашем народе, искусственно вызванным и поддерживавшимся Ватиканом, который всегда действовал с попранием святой истины... Греко-католическая (униатская) Церковь в западных областях УССР состояла из трех епархий (Львовская, Станиславская и Дрогобычско-Самборская), в которых было 102 деканата (благочиния). Центральная Инициативная группа по воссоединению Греко-католической Церкви с Православной Церковью образовалась в мае 1945 года в составе настоятеля Преображенской церкви г. Львова протоиерея доктора Гавриила Костельника, генерального викария Перемышльской епархии священника доктора Михаила Мельника и декана Гусятинского деканата Станиславской епархии священника Антония Пельвецкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возвращение в лоно Матери-Церкви на Львовском Соборе 1946 года оторванных от нее верующих Галичины и окончательное прекращение существования Брестской унии является выдающимся историческим событием. Львовский Собор имеет важное значение. Он был выразителем желания греко-католического духовенства и мирян возвратиться к Православной вере своих праотцев, к вере святого равноапостольного князя Владимира. Борьба за Православие продолжалась на протяжении всей 350-летней истории. Но особенно сильным это движение стало в конце XIX и в начале XX столетий. При этом происходило оно как на территории нашей страны, так и за ее пределами, в том числе и в Соединенных Штатах Америки. Одержанная советским народом победа над фашистской Германией создала благоприятные условия для церковного воссоединения греко-католиков, потому что только в условиях освобождения было возможно порвать с Брестской унией 1596 года, навязанной нашим предкам – украинцам и белорусам, единокровным братьям русского народа. Тридцать лет – небольшой период в истории Церкви, но и за этот отрезок времени в условиях церковного единства было много сделано для укрепления православной само сознательности в наших западных епархиях. Мы с благодарностью отмечаем плодотворную деятельность незабвенного протопресвитера Гавриила Костельника, который потрудился «даже до смерти». Его талант и кипучая энергия в большой степени определили решение Львовского Собора, который выразил давние желания верующих людей Галичины. Сегодня мы также вспоминаем труды Преосвященного Макария, архиепископа Львовского и Тернопольского (позже Предстоятель Польской Православной Церкви), Преосвященных епископов Антония (Пельвецкого) и Михаила (Мельника), многих клириков и мирян, которые послужили Святому Православию. Я хотел бы отметить старание в утверждении Православия ныне живых и здравствующих Преосвященных архипастырей Украинского Экзархата: митрополита Львовского и Тернопольского Николая, архиепископа Ивано-Франковского и Коломыйского Иосифа, архиепископа Житомирского и Овручского Палладия (прежде Львовского), архиепископа Мукачевского и Ужгородского Григория; деканов и рядовых священников, которые много потрудились для православного единства в условиях воссоединения на земле галицкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После молебна «О призывании Святого Духа» о. Гавриил Костельник предоставил слово епископу Антонию (Пельвецкому) для доклада о деятельности «инициативной группы» по воссоединению Греко-католической Церкви с Православной. Во время его выступления в храм вошли посланцы от Московской Патриархии — епископы Макарий (Оксиюк) и Нестор (Сидорук) и управляющий делами Украинского Экзархата протоиерей Константин Ружицкий. Речь епископа была выслушана в полном молчании. О. Гавриил сделал попытку втянуть присутствующих в дискуссию о разрыве с Ватиканом и воссоединении с Московской Патриархией. И на это не последовало ответной реакции. В прениях с о. Гавриилом выступили такие же «инициаторы»: священники Маринович и Лоточинский. По сценарию 1920-х гг. началось зачитывание телеграмм прихожан с требованием о немедленном воссоединении. («Требование с мест» — один из самых удачных внутриполитических приемов власти.) Первый тягостный день закончился принятием постановления, из-за которого все и затевалось. Его можно разделить на четыре части: 1) аннулирование Брестской унии 1596 г.; 2) отделение от Римско-Католической Церкви; 3) возвращение к Православию; 4) воссоединение с Русской Православной Церковью в Советском Союзе. Весь второй день был посвящен церковно-каноническому оформлению решения о воссоединении. Постановлено было направить обращение к патриарху с прошением о принятии (эти документы готовились властью с 1945 г.) в молитвенное и каноническое единение с Русской Православной Церковью. Не была обижена и власть: на имя председателя Президиума Верховного Совета УССР М. С. Гречухи тоже было послано обращение. Приветственные телеграммы от имени Собора были направлены и Константинопольскому Патриарху Максиму, и Московскому и всея Руси Алексию, и представителям центральной власти. Московские разработчики не забыли и тех, кто не явился на это показное мероприятие. Для них было написано и принято специальное «Обращение к духовенству и верным Греко-католической Церкви в западных областях Украины». Документ просто уведомлял их о происшедшем событии — «добровольном воссоединении».

http://pravoslavie.ru/5379.html

Самому Собору предшествовал “Иордан”, который о. Гавриил Костельник предложил совершить православному епископу Львовскому и Тернопольскому Макарию (Оксиюку), б. архимандриту Свято-Успенской Почаевской Лавры,  совместно с греко-католиками, насколько это позволяли каноны.  “Иордан” состоялся во Львове. Два раза освящали воду: один раз — греко-католическое духовенство, другой раз — православное. Во время церковного чина все священники стояли вместе. Стояли вместе и иконы, и церковные хоругви. Но и перед о. Гавриилом Костельником, и перед властью стояла еще одна проблема, которая требовала решения в кратчайший срок: объединительный Собор не мог состояться без участия в нем епископов, а они были арестованы еще в апреле 1945 г . Выход нашли быстро. Патриарх Алексий назначил на февраль 1946 г . хиротонию во епископов членов инициативной группы — о. Антония Пельвецкого (на Станиславскую епархию) и о. Михаила Мельника (на бывшую Перемышльскую, ныне Самборско-Дрогобычскую). Львовским епископом остался Макарий (Оксиюк). Митрополит Пимен (будущий патриарх) в московском Новодевичьем монастыре. 20 января 1971 г. 1971 год – В преддверии Поместного Собора Русской Православной Церкви прошло совещание епископов. На нем прозвучала косвенная оценка решений Архиерейского Собора 1961 г . На самом Поместном Соборе никто из архиереев как русских, так и зарубежных епархий не поставил вопроса об отмене этих решений. Митрополит Пимен (Извеков) отметил одиночные высказывания о возврате к прежнему положению в приходах, подчеркнув, что принятие подобных решений противоречит государственному законодательству и не послужит на пользу Церкви. Митрополит Никодим (Ротов) напомнил присутствующим об усилиях Святейшего Патриарха Сергия по нормализации государственно-церковных отношений. Напоминание было весьма красноречивым и не оставляло надежды на какие-либо позитивные решения со стороны власти. Свое открытое несогласие с будущей позицией Собора по одобрению решений 1961 г . высказал архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеин). Не одобрил он и выносимую на Поместный Собор процедуру избрания патриарха. Владыка не был против единственной кандидатуры митрополита Пимена, он был не согласен с открытым голосованием как способом избрания. И так думал не он один.

http://pravoslavie.ru/5465.html

М. не сразу смог приступить к выполнению своих архиерейских обязанностей. Основным координатором церковной жизни на Зап. Украине оставался Львовский и Тернопольский еп. Макарий ( Оксиюк ; впосл. митрополит), а у М. и Станиславского еп. Антония (Пельвецкого) первоначально были почти номинальные полномочия. К моменту образования Дрогобычской и Самборской епархии на ее территории действовали всего 4 прихода РПЦ и 658 приходов УГКЦ. Процесс перехода униат. приходов в Православие занял достаточно продолжительное время. Только в авг. 1946 г. было образовано Дрогобычское епархиальное управление. 29 июля 1947 г. в Дрогобыче прошло 1-е совещание благочинных епархии, на котором были намечены основные направления объединительной деятельности. К нач. 1948 г. в епархии было уже 406 зарегистрированных православных приходов; из 336 униатских клириков перешли в Православие 302, 34 клирика остались в унии. На 1955 г. в Дрогобычской епархии насчитывалось уже 634 правосл. прихода. Процесс ликвидации унии встретил сопротивление со стороны подпольного националистического движения. Националисты требовали от перешедших из унии священников отказаться от служения на Зап. Украине либо возвратиться в унию. Те, кто отказывались, нередко становились жертвами националистов. Так, были убиты благочинный Журавненского окр. свящ. Николай Бобыляк, один из ближайших соратников М., и прот. Феодор Немилович вместе с супругой. Националисты устроили ночной погром в здании Дрогобычского епархиального управления, при этом исчезли мн. документы, а также был похищен сотрудник управления свящ. Василий Хробак (вскоре стало известно о его гибели). Из-за террора националистов из Дрогобычской обл. (в основном из сельской местности) выехали в др. регионы или перешли на гражданскую службу 25 священнослужителей. Правосл. клир Дрогобычской епархии затронули и репрессии советских властей, развязанные под предлогом борьбы с националистическим подпольем на Зап. Украине. В 1946-1954 гг. 49 правосл. священников из числа бывш. униатов были арестованы или высланы по подозрению в связях с антисоветским подпольем. В 1954-1955 гг. в Дрогобычскую обл. стали возвращаться из лагерей бывш. униат. священники, однако только половина из них согласились воссоединиться с Православием. М. лично убеждал некоторых из них в необходимости этого поступка.

http://pravenc.ru/text/2563642.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010