е) Свидетельницей встречи Иисуса Христа Симеоном была 84-летняя, престарелая Анна, называемая пророчицей, более 60 лет проведшая во вдовстве и засвидетельствовавшая своё благочестие постом, молитвами и постоянным пребыванием и службою у храма. Удостоившись видения Спасителя, она восхваляла Господа и возвещала всем во Израиле рождение Мессии. Кто такая Анна и почему Евангелист упоминает о её присутствии в храме во время принесения туда Иисуса Христа, совершенно неизвестно, но можно догадываться, что Евангелист, рассказывая о происхождении Анны от колена Асирова, и давая ей имя пророчицы, вероятно вследствие её готовности возвещать пришествие Мессии всем чающим явления Его, хотел показать, что во всех коленах были люди благочестивые, достойные принять Мессию, и что пришествие Христа не осталось незамеченным для Израиля. Поклонение волхвов (Мф.2:1–23) За ангелами и людьми, по повелению и откровению Божию, благовествовавшими Израилю явление Мессии, вестницею того же величайшего события для язычников служила необыкновенная звезда, побудившая своим появлением Восточных мудрецов прийти в Иерусалим, с целью поклониться великому Царю. Их вопрос о новорождённом Царе смутил подозрительного Ирода, а с ним и весь Иерусалим, опасавшийся новых казней со стороны царя-иноплеменника. Первосвященники, по пророчеству Михея, открывают Ироду место рождения Христа в Вифлееме, а Ирод посылает туда волхвов, предлагая им точнее разведать о новорождённом Царе, с целью – будто – чтобы и самому, вслед за ними, пойти поклониться Ему, на самом же деле, чтобы убить Его, намреваясь таким образом сделать волхвов орудиями своего Христоубийственного замысла. Новое указание виденной на Востоке звезды привело волхвов в приют Богомладенца, Которому они с поклонением принесли приличные дары – а особое откровение, полученное ими во сне, побудило их тайно удалиться в свою страну. Между тем Ангел открывает Иосифу замысел Ирода и заставляет родителей Иисуса, вместе с Ним, искать спасения в Египте; а ярость осмеянного царя предаёт неправедной смерти Вифлеемских младенцев от двухлетнего и ниже возраста, которых Ирод осудил на смерть, с целью убить в их числе и Христа. Последовавшая затем вскоре смерть Ирода даёт возможность родителям Богомладенца возвратиться в Иудею, а слух о воцарении подражавшего отцу в жестокости сына Иродова Архелая – привёл Иосифа в отечественный город Назарет, который с тех пор делается родиной Богочеловека, и во исполнение древних пророчеств, даёт Ему имя Назорея ( Суд.13:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

После сего нужно идти к пределам св. земли и, став на берегу Иордана, воспеть песнь Втор. 32 . Далее нужно идти воинствовать под начальством Иисуса Навина и воспеть его устами. Ещё далее пусть пчела (Деввора) пророчествует тебе для того, чтобы ты мог усвоить себе её песнь, Суд.5 . Дальнейшая ступень, которую тебе следует перейти, есть песнь Давида, воспетая им по избавлении от врагов, Псал.18 . Затем ещё ты должен обратиться к пророку Исаии и вместе с ним воспеть песнь возлюбленному о его винограднике, Ис.5 . И только после того, как ты пройдешь все эти ступени, восходи к наиболее возвышенному, чтобы воспеть Песнь Песней». Нельзя не видеть, что эго хвалебное предисловие к П. Песней написано Оригеном по образцу предисловие таргума. Разность между ними только в том, что Ориген из числа приготовительных ступеней исключает песнь Адама и Анны пророчицы и, с другой стороны, присоединяет к приготовительным ступеням песнь Исаии, вопреки историческому порядку их происхождение, между тем какь таргум ставит песнь Исаии уже выше Песни Песней. Точно также во всем дальнейшем толковании П. П. Ориген несомненно выходит из тех же толкований, которые заключены в нынешнем таргуме и иногда прямо принимает их, заменяя в них только имя Израиля именем христиан, иногда противопоставляет им свои объяснения. Например, касательно слов Песн.1:2 Ориген прямо говорит, что их мало объяснять о Моисее и пророках (то есть так, как они объясняются в таргуме), а нужно искать лобзаний Божиих более близких к вам и преискренних, каковы лобзание Христовы. Объясняя слова Песн.1:3 «миро излиянное имя твое, которые в таргуме относятся к распространению и известности в мире повествований Моисея, Ориген замечает: «известность Моисея прежде ограничивалась только тесными пределами Иудеи; никто из греческих писателей и никакая вообще языческая литература не знали Моисея, точно так же, как и других пророков». Другими словами, иудейское толкование этого места недостаточно; его нужно объяснять о Мессии Христе, «с пришествием которого и закон и пророки выведены из неизвестности».

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Чт. 1882–3 г.). Ренан в своих исследованиях по семитологии также обращает большое внимание на собственные имена евреев, «финикиян, ассирийцев и вавилонян Νοnvelles, considerations sur le caractére generale des peuples semetiqnes, Journal Asiatique, 1859). «Имя, говорит Рабинович, получает свое происхождение от живого лица, а значение от истории народа, его обычаев, наклонностей и домашней жизни. Древние имена часто скрывают в себе целый ряд происшествий, и выражают иногда радость избавления, иногда вопль отчаяния, но всегда смысл, верный своей эпохе. (1. с. 276). 8 «Хусарсафем» ( ) указывало на те бедствия, которые причинил этот полководец или царь евреям, – подобно тому, как у нас «Святополк Окаянный» указывает на бедствия, постигавшие князей из-за интриг этого князя. «Девора» ( пчела) – напоминало о мудрости и заботах этой пророчицы о благе народа еврейского. «Барак» () указывало на блестящую победу этого мужа, как например из европейских имен – Карл Мартелл (молоток). «Иеруббаал» () напоминало евреям о их ревностном служении Ваалу во время Гедеона и о подвигах этого мужа, как например из наших христианских имен « Максим Исповедник ». Самсон» )) – говорило о блистательных победах того мужа над филистимлянами (Владимир Красное Солнышко). «Самуил» () – напоминало о благочестии Анны и ее усердной молитве к Иегове. «Ноеминь, Мара» ( ) – говорили о несчастие этой женщины, напоминали историю Руфи и происхождении Давидова отца. «Ихавод» () – говорило о плене ковчега и позорном поражении евреев. 9 Песнь состоит из тридцати стихов ( Суд. 5:2–31 ). 2-й стих представляет как бы эпилог песни. Далее следуют три строфы, из коих в каждой по три стиха; это составляет первую часть песни (3–11). 12-й стих составляет интродукцию. С 13 по 21 ст. вторая часть, которая также состоит из девяти стихов. Наконец 3-я часть идет с 22 по 30-й: ст. 31-й стих составляет заключение. Каждая из частей в свою очередь разделяется на отделы: 1) 3–11: а) 3–5; 9 членов; b) 6–8: 11 членов; с) 9–11: 9 членов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Для исследования химического состава и структуры сплава были взяты пробы ил середины (по высоте) наиболее опасной трещины и в районе прибыльной части колокола. Анализ проводился различными современными методами с высокой точностью в лаборатории института «Гипроцветмет обработка». Исследования показали, что «Царь-колокол» изготовлен из типичной колокольной оловянистой бронзы с содержанием обычно присутствующих примесей и сопутствующих металлов. К последним следует отнести серебро и золото. Химический состав металла «Царь-колокола» Содержание основных компонентов, % Содержание легирующих элементов свинец никель алюминий серебро золото 0,0025 и примесей, % железо магний кобальт марганец висмут мышьяк сурьма меньше 0,001 меньше 0,005 меньше 0,005 Полученные данные о химическом составе хорошо согласуются с результатами исследования микроструктуры. Структура состоит из твердого раствора олова в меди (-фаза) и эвтектоида, состоящего из -фазы и интерметаллических соединений меди и олова (δ-фаза). Для решения практических задач, связанных с оценкой долговечности «Царь-колокола», необходимо знание механических свойств металла. К сожалению, вырезать образцы даже для проведения микромеханических испытаний практически не представляется возможным. Поэтому, пока можно дать лишь приближенную опенку механическим свойствам, используя данные об их зависимости и от содержания олова в сплаве. На графике представлены зависимости механических свойств от содержания олова в сплавах, предназначавшихся для артиллерийских стволов и для колоколов. Как видно, «Царь-колокол» изготовлен из оловянистой бронзы, обладающей повышенной твердостью и прочностью и очень низкой пластичностью. Хрупкость металла «Царь-колокола» явилась одной из причин возникновения трещин и местного разрушения в процессе быстрого охлаждения. Медальон с изображением Анны-пророчицы (до реставрации и после реставрации) Аппроксимированная развертка «Царя-колокола», расположение трещин Перед визуальным дефектоскопированием очищенной поверхности колокола был произведен его обмер и разбивка на сектора, затем каждый сектор исследовался с наружной и внутренней стороны. Осматривалась поверхность визуально, невооруженным глазом и с помощью оптической лупы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

Хлыстовство и скопчество имеют между собою много общего; но зато, с другой стороны, они настолько враждебны друг с другом, что их примирение невозможно. Если бы хлысты имели власть и силу, они истребили бы скопцов, в собственном смысле этого слова. Да и были попытки такого рода. «А на крест меня отдали иудеям (т. е. властям), говорил основатель скопчества, божьи люди (хлысты). И это была правда. Хлысты зверски убили его первого спутника Мартынушку, в самом начале его скопческой проповеди. Хлыстовский «пророк» Филимон и его сестра – хлыстовская «пророчица» – неоднократно покушались убить и самого Селиванова. Так же враждебно относятся хлысты к скопчеству и в настоящее время. Но и скопцы не остаются в долгу перед хлыстами... Селиванов сначала принадлежал к хлыстовству. Но он не был заурядным членом хлыстовского «корабля»: он не был даже простым хлыстовским «пророком». По выражению лжепророчицы Анны Романовны, из корабля знаменитой орловской «богородицы» Акулины Ивановны, он был «бог над богами, царь над царями, пророк над пророками». Тем не менее, едва ли он думал об основании новой секты. Он слишком был популярен среди хлыстов и слишком тщеславен, чтобы рисковать приобретенным почетом и властью во имя него-то неизвестного. Но, не желая оставлять хлыстовства, он, несомненно, имел твердое намерение быть его реформатором. В его время хлыстовство уже утратило свою репутацию: в глазах народа оно стало настоящей клоакой разврата. Природа мстила за разрушение ее прав. Отрицание брака широко открыло дверь распутству. Прелюбодеяние, кровосмешение, растление малолетних, а рядом с ним – ревность, вражда, ссоры, даже убийства на почве ревности, свальный грех и т. п. пороки, господствовавшие в хлыстовских «кораблях», привели Селиванова к мысли о необходимости борьбы и реформы, и к убеждению, что реформатором хлыстовства должен быть именно он, Селиванов. Недаром его друг – «прозорливец» – говорил ему в «пророческом» духе: «тебе много дел надо сделать на земле: свою чистоту утвердить и всю лепость (разврат) укротить, и грех искоренить».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

3) музыкального инструмента Когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания… ( Нав.6:4 , см. также: Дан.3:5 ); 4) имитации рога, используемого для символических действий пророками И сделал себе Седекия, сын Хенааны, железные рога, и сказал: так говорит Господь: сими избодешь Сириян до истребления их ( 3Цар.22:11 ). Говоря об использовании рогов животных, необходимо отметить, что оно было общим для различных культур древнего мира. Так, например, древние греки так же, как и древние евреи, использовали рог как сосуд для питья и в качестве духового инструмента 9 . Есть сведения о том, что серебряный рог на Востоке использовался в качестве женского украшения, но его также носили победители, например друзы в Ливане и абиссинские вожди 10 . Эквивалентом слова qeren в Священном Писании является to’apa – «возвышенность, рог», во множественном числе – to’apot (см.: Чис.24:8 ; Пс.94:4 ; Иов.22:25 ), но оно малоупотребительно. Переносное значение слова «рог» (qeren) в Священном Писании Чаще всего слово qeren в переносном значении встречается в поэтических текстах Ветхого Завета: в благословении Моисеем колена Иосифа ( Втор.33:17 ), дважды в песне пророчицы Анны ( 1Цар.2:1,10 ), а также в псалмах: 17, 3; 74, 11; 88, 18, 25; 91, 11; 111, 9; 131, 17; 148, 14 и у пророков: Исаии (5, 1), Михея (4, 13), Иезекииля (34, 21). Разработкой учения о разных типах употребления слов в переносном значении занимались ведущие отечественные специалисты в области теории поэтики – А. Н. Веселовский, В. М. Жирмунский и Б. В. Томашевский. Поэтому, исследуя изменения значения слова «рог» в различных библейских контекстах, мы будем ориентироваться на основные положения исследований этих ученых. «Словесная тема, – пишет В. М. Жирмунский, – придает особое звучание многим, даже самым обычным словам. Но в поэтическом языке большую роль играют изменения значения слов. Раздел лингвистики, который занимается этой проблемой применительно к различным аспектам бытования языка, носит название “семантика”, или “семасиология” (от греческого semaino – обозначать)… В античной стилистике и в античной риторике этот круг вопросов был наиболее разработан, и его называли “учением о тропах”, то есть учением о разных типах употребления слова не в собственном, а в переносном значении, которое мы встречаем в поэзии» 11 .

http://azbyka.ru/znachenie-slova-rog-v-b...

Но, нужно сказать, что вообще этого рода пожертвованиями Симеоновское общество не избаловано, и только елка собирает на сумму до двухсот рублей. В последнее время Загребин пожертвовал приюту царские портреты и две большие картины- иконы, одна из них изображает Воздвижение Креста. Число членов общества, по предварительной подписке, к открытию было 33, в первый год собралось до 56, во все остальные годы остановилось на цифре около 100, достигнув наивысшей цифры, 136, в девятый год. Во главе общества стоит совет, составлявшийся из членов-попечителей, почти исключительно принадлежащих к составу причта приходской церкви священнослужителей, при участии лишь церковного старосты, или, сверх того, двух или трех светских членов. В этом порядке сохранился завет основателя общества, протоиерея Содальского, который всегда был того убеждения, что в деле церковно-приходской благотворительности главнейшим распорядителем должен быть не выборный из состава выборных наличных членов, а настоятель церкви вместе с другими священнослужителями, потому уже прежде всего, что средства общества составляются не столько из взносов наличных членов, сколько из капиталов, приносимых и ранее принесенных к подножию алтаря, нередко в непременном уповании не на признательность общества, а на поминовение церкви. Совет никогда не имел председателя; первым подписывался всегда настоятель, исключая лишь небольшой промежуток в начале восьмидесятых годов, когда «первым в совете» считался церковный староста, потомственный почетный гражданин А. А. Челпанов. За все время своего существования общество имело лишь одного почетного члена – супругу генерал-адъютанта Е. Н. Карцеву, избранную в самое первое время. Отчет за 1880–83 годы совет заключал просьбой к прихожанам обратить внимание и удостоить своим сочувствием имеющуюся в церкви «красную книгу», предназначенную для записи пожертвований на устройство в церковной ограде, со стороны Симеоновского переулка, нового дома, «по настоятельным нуждам церкви и для помещения в нем детского приюта с интернатом для девочек, во имя покровительницы храма, святой пророчицы Анны, и в память исполнившегося 5 октября 1881 года полуторастолетия церкви». И в последнем своем отчете, за 1895–96 год, общество безмолвно повторяет ту же просьбу, выражая сожаление, что общество не имеет своего дома, где бы бесприютная старость и бедность находили себе пристанище и необходимое попечение, а также где мог бы помещаться и детский приют-школа, занимающий ныне наемную квартиру.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

...по силам очищающие себя подобны Богу.— Источник цитаты не удалось установить. 213 ...попросила прочесть святой Символ веры и “Отче наш, сущий на Небесах”.— Символ веры — изложение в сжатой аподиктической форме главных догматов веры. “Отче наш” — обиходная молитва, которой людей обучил, согласно Евангелию, Христос.— Матф. 6, 9. 214 Ныне отпущаешь рабу Твою, Владыко...— Лук. 2, 29; Мария цитирует точно, изменяя только евангельские слова “раба Твоего” на “рабу Твою”. 215 Фармуф (фармуфи) — месяц коптского календаря, соответствует марту — апрелю. 216 ...по ромейскому апреле...— византийцы, желая подчеркнуть свою преемственную связь с Римской империей, называли себя ромеями. 217 В Пафлагонской земле...— Пафлагония — область на северном побережье Малой Азии. Амния находилась в ведении гангрского митрополита и таким образом была подведомственна главному городу в церковном отношении. 218 Понт — страна в Малой Азии на южном побережье Черного моря между Пафлагонией и Арменией. Галатия — область Малой Азии. 219 ...уподобляясь странноприимцу Аврааму и преславному Иакову.— Согласно Ветхому завету, патриарх Авраам оказал гостеприимство посетившему его Богу и двоим ангелам; преславный Иаков — один из родоначальников еврейского народа, странным образом он назван примером нестяжательности. 220 Иов — библейский праведник, которого Бог по подстрекательству диавола решает подвергнуть искусу, чтобы посмотреть, останется ли он, каким был в дни своего благоденствия. Для этого он отнимает жизнь у детей Иова, лишает его богатства и насылает на него проказу, но Иов сохраняет благочестивое терпение. 221 ...Господь, по слову пророчицы Анны, делает нищим и обогащает...— I Царств. 2, 7—8. 222 Измаилиты — арабы; в VIII в. они нередко вторгались в пределы Византии. 223 Династ — крупный земельный собственник. 224 Трудно богатому войти в Царствие Небесное...— не вполне точная цитата из Марк 10, 23. 225 Богатство — благо для тех, кто пользуется им разумно...— ср. Исократ, I, 28—29. 226 ...в поте лица ел хлеб свой...— парафраз. Быт. 3, 19. 227

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

Заприметил дьявол добрые деяния этого человека, позавидовал ему, как некогда Иову 385 , и стал просить, чтоб Филарет впал в нищету, и чтоб тогда посмотреть, какова будет его простота. «Нет ничего удивительного, – говорил дьявол, – в поступках этого человека, дающего бедным от своего преизбытка». Потом взял на то позволение от Бога, – ведь он не мог сделать это без Бога, – ибо господь подает нищету и богатство, унижает и возвышает; из праха подъемлет он бедного, из брения возвышает нищего, – согласно слову пророчицы Анны 386 . Итак, Филарет не переставал раздавать бедным свои стада и все, чем владел, но Бог не стал воздавать ему сторицею, и, наконец, из–за этих раздач, из–за набегов измаилитов 387 и по многим другим поводам дьявол развеял все и поверг Филарета в крайнюю бедность, так что осталась у него одна упряжка быков, да одна лошадь, да один осел, да одна корова с теленком, один раб и одна служанка. Все пригородные земли его разграбили соседи – могущественные земельные собственники: ибо когда они увидели Филарета нищенствующим и бессильным владеть землею и обрабатывать ее, – они кто насильственно, а кто по соглашению поделили между собой его землю, оставив Филарету поместье, в котором он жил, и отчий дом его. Филарет же, перенося все эти бедствия, никогда не печалился, не богохульствовал и не досадовал, но, как человек, внезапно разбогатев, становится полон радости, так и он, обнищав, радовался, словно сбросил с себя тяжкое бремя – богатство. А про себя он чаще всего повторял такие слова господа: «Имеющим богатство трудно войти в царствие Божие», и еще: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царствие Божие» 388 . Ибо богатство безвредно и не есть порок лишь в том случае, если, пока оно есть, его используют ко благу, а если теряют, то переносят это беспечально, согласно Писанию: «богатство – благо для использующих его ко благу, и бедность – благо для терпящих ее» 389 . Как–то раз, к вечеру, взял Филарет пару упряжных быков с плугом и отправился пахать свое поле. Он пахал и благодарил Бога за то, что Бог удостоил его соблюсти первую данную им заповедь, а именно: «В труде и в поте лица твоего будешь есть хлеб свой» 390 и слово апостола: «…так трудясь, надобно всепомоществовать слабым» 391 , и еще: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» 392 . Благоговея пред божьими заповедями и исполнившись радости необъятной, Филарет с чрезмерной силой погнал упряжку, а сам из–за огромной радости совсем не чувствовал усталости. А когда он увидел, что волы обессилели, – снова припомнил Писание: «Блажен сострадающий душой своей скотине» 393 . Остановил он упряжку и стал молиться Богу, благодаря его за такую нищету,

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Песнь 1-я Покровенный Божественным облаком медленно-язычный (Моисей) извитийствовал Богом написанный закон: ибо он, отрясши от умственного ока грубое вещество, созерцает Сущего, и изучается таинственному ведению Духа, прославляя (Его) Божественными песнями. Досточтимые и священные уста изрекли: «Я не разлучусь с вами, други! Ибо, возседя на Отеческом высочайшем престоле, буду изливать Духа на желающих просиять обильною благодатью. Истиннейшее Слово, взошедши на гору, водворяет в сердце чистое спокойствие: ибо Христос, совершив Свое дело, обрадовал друзей ниспосланием на них, по обетованию, Духа, в бурном дыхании и огненных языках. Песнь 3-я Древле одна молитва сокрушенной духом Пророчицы Анны к Владыке и Богу умов расторгла узы неплодного чрева, и истребила несносную укоризну жены многочадной. Непостижимо верховное Божественное Существо! Оно неученых явило витиями, которые словом заграждают уста премудрых, а осиянием Духа избавляют от глубокого мрака бесчисленные народы. От нерожденного Света произошло всесильное, всеозаряющее нетленное Сияние, которое от существа Отца, посредствам Сына, блистает однородным с Ним светом. Это ныне возвещает народам огненный голос в Сионе. Песнь 4-я Царь царей, единый от единого, Слово единственное, исшедшее от безначального Отца. Ты, как благодетель, истинно облистал равносильным Твоим Духом Апостолов, воспевающих, Господи, Славу Твоего владычества. О Слово Божие! Ты из святого, прободеннаго ребра Твоего дождишь на меня воду, а духом как раскалённою печатью печатлеешь меня, посредствам слова устрояя для сложной природы Божественную купель возрождения. Все приклоняет колено перед Утешителем и перед Сыном Отца, единосущным Ему: ибо все познало в трех лицах Существо истинно не преступное, вечное, единичное; потому что свет воссиял – Благодать духа. Все вы служащие пресветлому Существу, совершенствуетесь от Божественного Господства. Ибо Христос, как благодетель, преестественно совершенствует нас, в огненном виде подавая во всей полноте благодать Духа для спасения. Песнь 5-я

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010