Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВСЕВОЛОД БОЛЬШОЕ ГНЕЗДО Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вел. кн. Всеволод Юрьевич (Димитрий). Фреска юго-восточного столпа Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 годы Всеволод (в крещении Димитрий ) Юрьевич, Большое Гнездо ( 1154 - 1212 ), великий князь Владимирский (с 20 июня 1176) Память 14 апреля (Владимир. ) Родился 19 октября 1154 года, младший сын кн. Юрия Долгорукого от второго брака (по не подтверждаемому надежными данными предположению, с византийской царевной). На р. Яхроме, где Юрий Долгорукий находился в полюдье во время рождения сына, князь заложил г. Дмитров , названный в честь новорожденного. После смерти Юрия Долгорукого, владевшего в конце жизни Киевом (нач. 1155 - 15 мая 1157), в Суздальской земле при поддержке ростовцев и суздальцев вокняжился старший брат Всеволода Юрьевича - блгв. кн. Андрей Боголюбский (вопреки воле их отца, предназначавшего этот стол младшим сыновьям - блгв. кн. Михаилу (Михалку) Юрьевичу и Всеволоду Юрьевичу). В 1161 году кн. Андрей изгнал Ростовского еп. Леона , вторую семью отца и его " передних " бояр, а также племянников Мстислава и Ярополка Ростиславичей из своих владений. Всеволод Юрьевич вместе с матерью и старшими братьями Мстиславом и Васильком уехал в Византию, где имп. Мануил I Комнин дал Мстиславу и Васильку во владение четыре города на Дунае и " волость Отскалана " . В 1168 году Всеволод Юрьевич вновь был на Руси, зимой 1168/69 года участвовал в походе на Киев , организованном кн. Андреем Боголюбским . Русские князья при поддержке половцев захватили город, были ограблены Софийский собор , Десятинная церковь , многие киевские монастыри. Зимой 1170 /71 года Всеволод Юрьевич вместе с братом Михаилом , действуя по повелению своего старшего брата Глеба Юрьевича , правившего тогда в Киеве, с помощью берендеев и торков одержал победу на р. Буг над напавшими на Киевское княжество половцами.

http://drevo-info.ru/articles/13678567.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Андрей Боголюбский. Реконструкция антрополога Герасимова по подлинному черепу из захоронения. Киевский исторический музей. Зал " Киевская Русь " Андрей Юрьевич Боголюбский (1110-20-е - 1174 ), князь Владимиро-Суздальский , святой благоверный . Память 4 июля , в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых Родился между 1120 и 1125 годом , второй или третий сын ростово-суздальского кн. Юрия Долгорукого от первого брака с дочерью половецкого хана Аепы Осеневича. Князь Андрей был одной из ключевых политических фигур на Руси в 1160-1170-х гг., сыграв решающую роль не только в образовании на северо-востоке Руси могучего Владимиро-Суздальского княжества (на месте периферийной Ростовской отчины своего прадеда Всеволода Ярославича и деда Владимира Мономаха ), но и в оформлении и деятельном осуществлении принципиально новой политики, направленной на превращение Владимира-на-Клязьме в главный политический центр Руси, призванный заменить в этой роли древний Киев . Деятельность князя до вокняжения во Владимире О жизни князя Андрея до 1146 года ничего не известно кроме того, что он женился (после 1130 г.) на дочери богатого боярина Кучки, владельца берегов р. Москвы. Отец Андрея, князь Юрий Долгорукий , живя в Суздальской земле, мечтал о столе киевском . Удобный случай предъявить свои права на старший русский стол представился Юрию в 1146 г., когда киевляне пригласили к себе в князья его племянника Изяслава Мстиславича . Между дядей и племянником началась упорная борьба, в которой приняли участие почти все русские области и почти все ветви княжеского дома, а также соседи Руси — половцы, угры и поляки. Два раза Юрий занимал Киев и был изгоняем, и только в 1155-м году, уже по смерти Изяслава (+ 1154), он овладел окончательно Киевом и умер киевским князем в 1157 г. В восьмилетней борьбе из-за Киева князь Андрей был деятельным помощником отцу и имел случай не раз выказать свою замечательную храбрость.

http://drevo-info.ru/articles/24607.html

Андрей Юрьевич Боголюбский был вторым сыном вел. кн. Юрия Владимировича Долгорукого, внуком знаменитого вел. кн. Владимира Мономаха . Мать его была дочерью половецкого хана Аэпы Асеневича, на которой Юрия женил отец его Владимир Мономах в 1108 г. после того, как та приняла крещение 6 . Летописец, занятый описанием бесконечных войн южнорусских князей и их усобиц, не обратил внимания на рождение сына у Юрия Долгорукого, тогда безвестного князя Суздальского, и не сообщил ни года рождения Андрея, ни места, где он родился. С большою вероятностью годом рождения можно считать 1111-й год 7 , местом же рождения нужно считать Суздаль, где жил тогда Юрий Долгорукий уже с 1096 года, сделавшийся князем этой области в 1107 г. 8 Богато одаренный от природы необычайными умственными способностями и всеми дарами духовными, Андрей получил без сомнения в доме отца своего тщательное воспитание. Хотя, к сожалению, древний летописец ничего положительно не передал нам о первых годах жизни Андрея Боголюбского, но судя по тем чертам нравственного характера, которыми отличался впоследствии Андрей Боголюбский, можно предположить, что он воспитывался наилучшим образом в духе того времени. Главное внимание его воспитателей, нужно думать, было обращено на развитие в душе его христианских убеждений и благочестии, которыми и действительно проникнута была вся жизнь Боголюбского. «Благоверный и христолюбивый князь Андрей, – говорит летописец, – от млады версты Христа возлюби и Всепречистую Матерь Его, смысл бо очистив и ум, яко палату красну, душу украсив всеми добрыми нравы... не омрачи бо ума своего пиянством» 9 . Так как образование в то время было исключительно в руках духовенства, то несомненно, что оно носило характер духовный; чтение же Свящ. Писания и душеполезных книг было на первом плане при этом обучении, коему княжеские дети посвящали все свое детство. Кроме того чтения, их учили и письму, а некоторых даже иностранным языкам; по крайней мере известно, что брат Андрея Михаил Юрьевич «с греки и латыны говорил их языком, яко русским». Любознательный ум Андрея с жадностью внимал словам учения книжного. «От юного бо возраста, от младых ногтей от мирских суемудрей отврати себе, – говорит описатель его жития 10 , – ни на что бо ему бе тщательно от сущих мира, точию к поучением книжным и к церковному пению. Гласы божественными всегда огласоваше ушеса своя, святых книг поучений сладце послушающи, отнюду же притяжа себе зачало премудрости – страх Божий и премудрость разума от писаний святых».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Боголюбская " Описания иконы Описание иконы Боголюбская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (1157–1174; память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери. В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую[...] Икона Боголюбская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников В 1157 году святой благоверный великий князь Суздальский Андрей Юрьевич (Георгиевич), один из первых собирателей и строителей Российской земли, названный за благочестие Боголюбским, покинул Вышгород и направился на свою родину, в Ростово-Суздальскую землю. Святому князю Андрею сопутствовала чудотворная икона Пресвятой Богородицы, нареченная впоследствии Владимирской и ставшая покровительницей всей Российской земли. 18 июня примерно в десяти верстах от Владимира повозка с иконой без видимых причин внезапно остановилась, и лошади не могли сдвинуть её с места. Замена лошадей также ни к чему не привела. Князь Андрей приказал совершить молебное пение в честь Божией Матери перед Её чудотворной иконой, потом уединенно молился в шатре. Во время усердной молитвы князю явилась Сама Царица Небесная и повелела чудотворную икону поставить во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Её Рождества. Чудотворная икона была торжественно возвращена во Владимир, а на месте явления [...]

http://pravicon.com/icon-34

Андреев Феодор, свящ. 434 Андрей, митроп. 377 Андрей, епископ 47, 467 Андрей, преп. 87 Андрей юродивый 336 Андрей, игумен 119 Андрей Боголюбский 30, 37, 38, 87, 96, 100 Андрей Васильевич, князь 93 Андрей Боголюбский, князь 126, 127 Андрей Кесарийский , свят. 115 Андрей Курбский, князь 79, 125 Андрей Первозванный, апостол 8, 276 Андрей Полоцкий, князь 137 Андрей Рублев, преп. 464 Андрей Юрьевич, князь 93 Андрей, князь 129 Андриан-скопец 122 Андроник Невежа 92 Андроник Никольский , епископ 398 Андроник, епископ 381 Андроник, преп. 52 Андроников Алексей, прот. 397 Аничков 41 Анна, сестра Визант. Императора 11 Анна Иоанновна, императрица 270, 300, 302, 313, 324, 325, 328, 329, 338, 348, 365 Анна Всеволодовна 98 Анна Кашинская, преп. 129, 293, 352 Анна Леопольдовна 271 Анна Михайловна, царевна и великая княгиня (Анфиса) 217 Анна 88,129 Антиох Иерусалимский 115 Антоний, патриарх 53 Антоний II, Каталиков Грузии 374 Антоний, Экзарх Грузии 373 Антоний, митроп. 55, 84, 85, 257, 306, 395 Антоний Амфитеатров , архиеп. 317 Антоний Вадковский , митроп. 284, 285, 317, 364 Антоний Зубко, епископ 360, 361 Антоний Капустин, архим. 326 Антоний Алексеевич, юродивый 337 Антоний Амфитеатров , архиеп. 281 Антоний Васильев, епископ 445 Антоний Кралев, епископ 179 Антоний Пассевин, иезуит 142 Антоний Печерский, преп. 87, 97, 98, 101,106,127 Антоний Радивиловский, игумен 251 Антоний Рафальский, архиеп. 279 Антоний Римлянин 101,119, 158 Антоний Сийский 121 Антоний Смирницкий , архиеп. 281 Антоний Храповицкий , митроп. 283, 285, 317, 318, 341, 345, 352, 375, 379, 380, 381, 383, 468, 469, 470, 472, 473, 478, 479, 481, 495 Антоний, митроп. 395 Антоний, муч. 88,136, 292, 403 Антоний, архиеп: 120, 492 Антоний, епископ 51, 52,184, 454, 468 Антоний, архим. 264 Антоний, игумен 174 Антонин Грановский, епископ 414, 416,419,420 Анфим, чернец 348 Антоний, послушник 398 Атнотий, послушник 398 Анфиса, схимонахиня 217 Апполинарий, епископ 468, 469, 484, 486 Апполинарий 60 Апраксин П. граф 469 Аракчеев А. 278, 349

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, слепо привязанный к южной Руси, к Киеву, Юрий Долгорукий под конец своей жизни добился своей цели: он сделался великим князем Киевским и умер в этом звании, так и не поняв важного значения совершавшихся при нем событий на севере. Но за то всю важность отлива южнорусского населения на север, истинное значение этого заселения севера славянами понял и должным образом оценил знаменитый сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский – первый великий князь северной Руси, который был главным виновником собирания Руси на севере, даже при жизни отца своего и еще более после его смерти, и главным виновником ее возвышения и усиления. III Андрей Юрьевич Боголюбский был вторым сыном вел. кн. Юрия Владимировича Долгорукого, внуком знаменитого вел. кн. Владимира Мономаха . Мать его была дочерью половецкого хана Аэпы Асеневича, на которой Юрия женил отец его Владимир Мономах в 1108 г. после того, как та приняла крещение 8 . Летописец, за­нятый описанием бесконечных войн южнорусских кня­зей и их усобиц, не обратил внимания на рождение сына у ЮрияДолгорукого, тогда безвестного князя Суздальского, и не сообщил ни года рождения Андрея, ни места, где он родился. С большей вероятностью годом рождения можно считать 1111-й год, 9 местом же рож­дения нужно считать Суздаль, где жил тогда Юрий Долгорукий уже с 1096 года, сделавшийся князем этой области в 1107 г. 10 Богато одаренный от природы необычайными умственными способностями и всеми дарами духовными, Андрей получил без сомнения в доме отца своего тщательное воспитание. Хотя к сожалению древний летописец ничего положительно не передал нам о первых годах жизни Андрея Боголюбского, но судя по тем чертам нравственного характера, которыми от­личался впоследствии Андрей Боголюбский можно предпо­ложить, что он воспитывался наилучшим образом в духе того времени. Главное внимание его воспитателей, нужно думать, было обращено на развитие в душе его христианских убеждений и благочестия, которыми и дей­ствительно проникнута была вся жизнь Боголюбского.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А от Владимирской иконы Божией Матери в изобилии потекли чудеса. Вел. князь Андрей Юрьевич брал ее с собой в походы и молился перед ней. После его победы в 1167 г. над волжскими болгарами от Владимирской иконы Божией Матери и Святого Животворящего Креста заблистал свет. В тот же день видел свет от Креста Господня греческий император Мануил и одержал победу над сарацинами. В память этих событий оба государя согласились установить 1 августа праздник в честь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. При вел. князе Андрее Юрьевиче был установлен на Руси праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы, и вел. князь Андрей соорудил для этого праздника на реке Нерли прекрасный храм, существующий до сих пор. А праздник этот стал любимым всего русского народа. В 1169 г. произошло на Руси печальное событие: вел. князь Андрей Юрьевич стал по праву старшим в роде и должен был занять киевский престол, но им владел его племянник, князь Мстислав Изяславич. Князь Андрей пытался уладить дело миром, как в прежнее время ему удалось примирить отца своего, вел. князя Юрия Долгорукого, с князем Изяславом. Но на этот раз попытка его окончилась неудачно. Началась война. Против Мстислава были и недовольные им южные князья. Послал свое войско и вел. князь Андрей Юрьевич, но сам остался во Владимире. Киев был взят и в течение двух дней так страшно разорен, что навсегда потерял свое значение, а север стал возвышаться. Так стала слагаться новая, Северная Русь и утверждаться власть ее князя. Любимым местопребыванием вел. князя Андрея было Боголюбово — то место, где явилась ему в 1155 г. Пресвятая Богородица. Здесь он основал город и в нем обитель и велел написать для нее икону Пресвятой Богородицы в том виде, как Она ему явилась. Называется она Боголюбской. В 1174 г. против вел. князя Андрея составился боярский заговор, и он был убит в своем дворце в Боголюбове изменниками боярами, не любившими его за строгость. Узнав об этом, владимирцы подняли мятеж, но по улицам Владимира стали носить чудотворную икону, и мятеж утих. Тогда старые города, Ростов и Суздаль, стали воевать против «младшего» города Владимира, но Владимир победил и стал стольным городом всей земли Русской. Там княжили братья вел. князя Андрея Боголюбского, сначала Михаил, а после его смерти Всеволод, прозванный Большое Гнездо. И вел. князья стали называться владимирскими. Вел. князь Всеволод был дедом св. Александра Невского и родоначальником московских вел. князей и царей, создавших единую Русь.

http://sedmitza.ru/lib/text/437435/

...Давид медоточный... – Имеются в виду псалмы, ветхозаветные религиозные хвалебные песни, которые, по преданию, были сложены древнееврейским царем Давидом. ...бысть птица и нощный вран без сна на нырищи. – Ср. Пс.101:7 . ...яко Сампсона Далида... – Согласно преданию (см. Суд. 16:17–21 ) Далида, филистимлянка, возлюбленная Самсона, знаменитого библейского героя, выведав тайну его необыкновенной силы, заключавшейся в семи прядях волос, остригла Самсона во время сна и предала его в руки врагов. ...Тиндарида... храбраго ироя. – Здесь имеется в виду Клитемнестра, дочь спартанского царя Тиндарея и Леды, убившая своего мужа царя Микен – Агамемнона. В лето 6683-го (1175) июня в 29 день... – Андрей Боголюбский был убит в ночь с 28 на 29 июня 1174 г. в своем пригородном замке Боголюбово (откуда и прозвище «Боголюбский»). ...Авелева. – Авель ( Быт. 4:2–8 ) – второй сын Адама и Евы, убитый своим старшим братом Каином из зависти за то, что жертва Авеля была принята Богом более благосклонно. Еще же и ино зло... предаша водам. – Возможно, не соответствующее историческим сведениям известие повести, будто тело убитого князя «предаша водам», опирается на описание казни убийц, тела которых бросили в озеро. ...Михайло Юрьевич... – Михаил Юрьевич, сын Юрия Долгорукого и брат Андрея Боголюбского, умер в 1176 г., пробыв, как сообщают летописи, князем Владимирским всего один год. О мести его за убийство брата летописи не сообщают. Изображение расправы с княгиней-убийцей, по-видимому, авторский вымысел. Стр. 106. ...Всеволод Юрьивич... и позлати я... – Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1154–1212), сын Юрия Долгорукого и брат Андрея Боголюбского, с 1177 г. (или с 1176 г.) князь Владимирский. Построенная в 1158–1160 гг. Андреем Юрьевичем Боголюбским во Владимире церковь Успения Пречистой Богородицы «об едином версе» была в 1185 г. повреждена пожаром, и Всеволод Юрьевич приступил к ее восстановлению. В 1189 г. происходит «великое священие собора». Летопись сообщает «Всеволод же четыре верхи назда и позлати» (см. Воронин Н.Н. Зодчество северо-восточной Руси XII–XV веков. Т. 1. С. 149:354).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что, собственно, известно об этом знаменитом памятнике зодчества? Скупые летописные сведения о храме не сообщают ни даты, ни даже названия церкви: «И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и створи Боголюбный град…и постави церкви две камены». Правда, еще в одной летописи упоминается все-таки то, что храм на Нерли в честь Покрова. Некоторые сведения о ней есть в «Житии Андрея Боголюбского». Из него следует, что храм связан с победоносным походом Владимирцев на болгар и с гибелью от ран княжича Изяслава Андреевича (сына Андрея Боголюбского) в 1165 году. Удивительны и сроки строительства храма. Обычно церковь строили за 3-4 сезона, но «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела », т. е храм был возведен за один год. Читайте также — Монастырь без секретов Само посвящение храма Покрову Пресвятой Богородицы очень необычно. Ведь праздник этот зародился именно на Руси, в Византии его не было. Но наиболее ранние из дошедших до нас икон Покрова относятся к XIV-XV векам. Да и Покровских церквей, построенных на Руси ранее этого времени, не известно. Непосредственно с именем князя Андрея Боголюбского связывается установление праздника Покрова, считается, что он был учрежден на Руси в 60-е годы XII века. Важнейшим аргументом в пользу этого предположения, стало как раз посвящение церкви, построенной в княжеской резиденции. С литературным творчеством самого Андрея Боголюбского исследователи связывают и тексты на праздник Покрова, дошедшие до нас в более поздних списках – «Проложное сказание», «Слово» и «Служба». Фото: www.photorow.ru Правда, есть мнение, что посвящение храма, построенного князем Андреем, могло быть связано и с другим праздником, установленным им после чуда, случившегося 1 августа 1164 года, когда во время похода на волжских болгар от образов Спаса, Владимирской Богоматери и креста, находившихся в русском войске, начали исходить огненные лучи. Именно с этим победоносным походом, успех которого обеспечила икона Владимирской Божией Матери, «Житие Андрея Боголюбского» связывает строительство церкви Покрова. Впоследствии, храм, возможно первоначально посвященный Спасу и Богородице, стал Покровским, вероятно, даже без специального переименования.

http://pravmir.ru/cerkov-pokrova-na-nerl...

Прежде чем говорить о соборе Боголюбского, мы должны устранить одно весьма странное относительно его мнение, в которое вовлечены археологи позднейшими Никоновской летописью и Степенной книгой. Лаврентьевская летопись говорит о соборе, что Боголюбский «и верх его позлати» (под 1160г.). Из этого неопределённого: «верх» Никоновская летопись делает определённое один верх: «совершена бысть,– говорит она,– святая церковь соборная пречистые Богородицы Успение о едином версе» (под тем же 1160г.). Но собор имеет не один верх, а пять верхов или куполов. Отсюда составитель Степенной книги сделал заключение, что та часть церкви, на которой стоят четыре побочных купола, пристроена после Боголюбского братом его Всеволодом, т. е. предполагая, что Всеволод окружил церковь Боголюбского новыми стенами и, уничтожив в ней её собственные стены, сделал её из малой большой. («По сих же ведший князь Всеволод Юрьевич церковь Владимирскую сугубо округ её упространи и украси, юже брат его князь Андрей постави об едином версе во имя пречистая Богородицы честнаго её Успения; Всеволод же, четыре верха наздай, позлати " - I, 290). Но, во-первых, предполагать, чтобы Боголюбский хотел построить в своей новой столице кафедральную церковь таких малых размеров, какие будет иметь собор по отняли мнимой пристройки Всеволода, когда он помышлял и стремился не только сравнять её с Киевом, но и поставить выше (город-Кремль), когда он мечтал основать в ней новую митрополию, когда, наконец, он был именно Боголюбский, а не какой-нибудь несчастный князь Муромский,– предполагать это в высшей степени странно. Тогда его кафедральный собор, несомненно, имел бы размеры меньше всех существовавших кафедральных епископских соборов; а думать это значит именно думать, что Боголюбский не был Боголюбский, т. е. думать невозможное. Во-вторых, полагать, чтобы Всеволод, если он хотел построить большую церковь, не построил её вновь, а создал посредством такой чудовищной и сколько знаем – беспримерной не только у нас, но и у кого бы то ни было, перестройки малой церкви (читатель, конечно, понял выше и не забывает, что речь идёт не о пристройке папертей к малой церкви, а именно о превращении малой церкви в большую), если не ещё более странно, чем предшествующее, то уже никак не менее.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010