Итак, как же мы по церковному учению можем вступать в общение со своими Ангелами Хранителями? Здесь два пути – молитва и богоугодная, по заповедям жизнь. Молитвы святому Ангелу Хранителю известны. Они в утреннем и вечернем правиле, есть Канон и Акафист Ангелу Хранителю. Наиболее краткие молитвы подобного рода: «Святый Ангеле Хранителю, моли Бога о мне!» и «Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный! Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави, и на путь спасения направи. Аминь». Конечно, желательно иметь дома иконочку святого Ангела Хранителя, чтобы удобнее и благотворнее было ему молиться. Что нам нужно о знать о святых Ангелах Хранителях в тематике богоугодной жизни? Обратимся к Евангелию… «Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалиться, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:2–5, 10). Святитель же Василий Великий писал: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его, – ангел не отступит от всех уверовавших в Господа, если только не отгоним его сами худыми делами; ибо, как пчел отгоняет дым, и голубей смрад, так и хранителя нашей жизни – ангела отдаляет многоплачевный и смердящий грех». В другом месте: «Поскольку и каждый из нас имеет святого ангела, ополчающегося окрест боящихся Господа, то он может, по изобличении во грехах, сделаться повинным бедствию; его перестанет закрывать стена, то есть, защита святых сил, которые, пока пребывают с человеком, соблюдают непреоборимыми охраняемых ими…» О чем хочется сказать в связи с вышеизложенными цитатами… Мы видим, что каждый православный христианин от Святого Крещения огражден от зла и от нечистых духов, словно стеной святости благодати Божией и Ангела Хранителя. В книге «Добротолюбие», кажется, есть слова о том, что видели бы мы, православные христиане, какие светлые Силы борются за нас, за то, чтобы мы не отпали от спасительного пути! Одним из них есть наш святой Ангел Хранитель, который всегда рядом с нами. Но и мы должны с Божьей помощью бороться за себя, очищая душу и тело молитвой, постом, добрыми делами, участием в Таинствах церковных до уровня чистоты «евангельского дитя», как сказано в вышеупомянутом отрывке из Священного Писания.

http://pravoslavie.ru/98866.html

Но нечто привлекательное наряду с пользой молитвы имеет в себе и место ее, а именно место собрания верных. Это и естественно. Потому что в собраниях верных присутствуют как небесные силы, так присуща оным и сила Самого Господа нашего и Спасителя; кроме того, тут же присутствуют и души святых, особенно, по крайней мере, по моему мнению, души святых уже отшедших; а еще вернее сего то, что присутствуют тут души святых еще живых; что же касается до того, как происходит это, объяснить это не легко. О присутствии же (в молитвенных христианских собраниях) ангелов можно заключать из следующего: Если Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его (т.е. Господа) и спасает их ( Пс 33,8 ; Быт 32,1 и д.); и если Иаков не только о себе, но и о всех почитателях Бога всеведущего выражает истину словами: ангел, который избавляет меня (а также и всех благочестивых), от всех зол ( Быт 48,16 ): то тем более естественно, чтобы во время правых собраний большого числа (верных) во славу Христа ангел каждого ополчался вокруг каждого богобоязливого, находился бы подле каждого мужа, которого защита и руководство ему вверены 312 , так что в собраниях святых присутствует двоякое общество: одно состоящее из людей, другое из ангелов. И когда Рафаил говорит, что он молитву уже и одного Товита ( Тов 12,12; 3,1 и д.) 313 приводил себя на память, а потом молитву и Сарры ( Тов 3,11–25 ), которая позднее через брак с (младшим) Товией сделалась того старшего Товии (т.е. Товита) невесткой: то что же нужно сказать о том, когда многие сходятся в одном духе и в одних мыслях ( 1Кор 1,10 ) и составляют одно тело во Христе ( Рим 12,5 )? Далее, что и сила Господа присуща обществу Его, о сем говорит Павел: В собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа обще с моим духом ( 1Кор 5,4 ), чем выражено, что причастниками силы Господней были не только ефесяне, но и коринфяне 314 . И если еще телом облегченный Павел верил, что своим духом он может действовать в Коринфе, то, конечно, основательно будет принять, что точно так же и отшедшие блаженные приходят своим духом в церковные собрания и, может быть, еще скорее, нежели как спешить кто туда, состоя в теле. Поэтому-то молитвы в тех собраниях и нельзя считать за маловажные: для присутствующего за оными правым образом он заключают в себе нечто чрезвычайное.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o-molit...

падение лицом на землю: «И пал Авраам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним» ( Быт.17:3 ) – «Они же пали на лица свои и сказали: Боже, Боже духов всякой плоти! Один человек согрешил, и Ты гневаешься на все общество?» ( Чис.16:22 ). «И поднял Давид глаза свои, и увидел Ангела Господня, стоящего между землею и небом, с обнаженным в руке его мечом, простертым на Иерусалим; и пал Давид и старейшины, покрытые вретищем, на лица своя» ( 1Пар.21:16 ). – «И благословил Ездра Господа Бога великого. И весь народ отвечал: аминь, аминь, поднимая вверх руки свои, – и покланялись и повергались пред Господом лицем до земли» ( Неем.8:6 ). – «И, ото шед немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» ( Мф.26:39 ). 9. Примеры, объясняющие ту мысль, что кто с усердием молится, с тем молится Ангел Хранитель Св. Иоанн Лествичник говорит: «Когда при каком-либо изречении своей молитвы почувствуешь внутреннее услаждение, либо умиление, то остановись на оном: ибо тогда Ангел Хранитель вкупе с нами молится». («Леств.»). I. Известно из житий святых, что Ангел Хранитель молился, например, с пр. Маркеллом, как это видел Сергий – игумен, с ним в монастыре живший. (Ч.-М. 29 декабря). II. В юношеских летах благочестивый Григорий, впоследствии епископ Аграгантийский, ходил к разным старцам, чтобы научиться их примером благочестивой жизни и иноческим подвигам. Однажды приближается он к келье одного великого старца и слышит приятное пение многих лиц. Подойдя ближе, он услышал голоса только трех поющих. Когда же подошел к дверям кельи, то услышал, что поет один старец и оканчивает девятый час. Не смея постучаться в двери, чтобы не нарушить спокойствия молящегося, он стоял, объятый страхом. По окончании молитвы, святой тот старец увидел стоящего юношу и тотчас узнал духом, кто стоит перед ним, и сказал: «Чадо Григорие, войди сюда». В больший пришел страх богобоязненный Григорий, когда услышал, что незнакомый старец называет его по имени. Войдя в келью, он увидел одного старца, никого другого он не мог увидеть, и удивлялся, что пел один старец, а слышался голос многих поющих, и уразумел, что Ангелы Божии пели с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пресвятой Дух говорит в псалмах: избавит Господь души раб Своих, и не прегрешат вси уповающии на Него (Пс. 33: 21). Кто мог бы пересказать и описать все несметные чудеса, которые преблагий Бог совершает над всеми любящими Его и прибегающими к Нему с несокрушимой и твердой верой? Мы, стоя здесь для служения благочестивым христианам, видим и слышим от многих благодарения за благодеяния, полученные ими от Бога. Один благодарит, что после совершения богослужений в святом храме он исцелился от болезни, которой страдал; другой благодарит, что Бог отвел от него пагубу, врагов, опасность, угрожавшую ему. Все Тот же преблагий и щедрый Спаситель, исцеливший расслабленного из сегодняшнего Евангелия по его вере и по вере несших его, и в наши дни совершает бесчисленные чудеса, помогая всем добрым христианам, прибегающим к Нему с правой верой и горячей, неотступной молитвой. А как вера одних помогает другим — об этом мы уже столько раз слышали в Святом Евангелии, когда читали о жене хананеянке, слуге сотника, сыне Наинской вдовы и многих других, о которых не время здесь говорить. Почитайте Деяния святых апостолов, и вы увидите, как много может молитва многих людей, молящихся в храме о тех, кто находится в опасности. Мы знаем, что великий апостол Петр за исповедание истины был схвачен, связан и брошен в темницу, где его стерегли четыре стражи по четыре воина в каждой. И пока Петра сторожили в темнице, Церковь непрестанно возносила о нем молитвы. И вдруг Ангел разбудил Петра, говоря: встань скорее! – и цепи упали с его рук (Деян. 12: 7). Ангел сказал ему: опояшься и обуйся в сандалии, – и он сделал так. Потом Ангел говорит ему: оденься и иди за мною. И, выйдя, он пошел за Ангелом, но не знал, что все, делаемое Ангелом, было в действительности: он считал, что видит видение. И пройдя и первую стражу, и вторую, они подошли к железным воротам, ведущим в город, и тут ворота сами открылись, и они, выйдя в них, прошли одну улицу, и тут же Ангела Господня не стало с ним. А Петр, придя в себя, сказал: теперь я воистину знаю, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ иудейский (Там же, 8-11).

http://pravoslavie.ru/69179.html

Третье препятствие к принятию благодати Божией есть пребывание в смертном грехе: как нет общения света со тьмой и Христа с Велиаром, так нет общения и благодати Божией со грехом смертным. Наконец, четвертое препятствие – это житейские попечения. Поэтому, как Моисей, приближаясь к купине горящей, снимал обувь с ног своих, так и ты, входя во храм Божий на молитву, отложи всякое житейское попечение, чему поучает тебя и Святая Церковь в Херувимской песне. Стоя в храме, помышляй, что ты стоишь на небе. Как на небе, так и в церкви есть престол Божий; как на небе нет никаких попечений земных, так пусть не будет их и в церкви; как на небе одно непрестающее славословие Господу, так пусть будет и в церкви; как на небе с благоговением предстоят престолу Божию Ангелы и все святые Божии, так пусть будет и в церкви: кто в церкви, этом земном небе, занят бывает житейскими попечениями, тот и небо делает землей, или, по слову Христову, дом молитвы обращает в вертеп разбойников. Господь изгнал из храма торговцев и менял: разве тот не торгует в церкви, у кого душа занята только прибылью да расчетами? Разве тот не меновщик, у кого и в церкви только лихва на уме? Разве не достойны таковые, чтобы Христос Господь бичом осуждения страшного изгнал их из церкви Своей? А чтобы нам избавиться от этого осуждения, будем входить в церковь Божию со страхом и стоять в ней со смирением. В доме молитвы будем прилежно молиться; стоя во храме, будем помышлять, что стоим на небесах. И тогда Господь Бог исполнит все прошения наши, ниспошлет нам благодать Святого Духа здесь, на земле, а когда разрушится храмина тела нашего, то сподобит нас войти в дом Свой Небесный, и тогда насытимся мы лицезрением Его, когда явится нам слава Его. Аминь. (Поучение Иоахима, патриарха Московского и всея Руси Из рукописи Патриаршей или Синодальной Библиотеки 147) 193. Как творить милостыню Пророк Даниил, из-за ненависти Вавилонских вельмож, был ввержен в ров львиный. Шесть дней уже прошло, как он никакой пищи там не вкушал, и вот Господь посылает Ангела Своего в Иудею, к другому пророку, Аввакуму, который в это время нес похлебку на поле к жнецам. Ангел сказал Аввакуму: «отнеси этот обед... в Вавилон, к Даниилу, в ров львиный. Аввакум отвечал: господин! Вавилона я никогда не видал и рва не знаю. Тогда Ангел Господень взял его за темя и, подняв его за волосы головы его, поставил его в Вавилоне над рвом силою духа своего. И воззвал Аввакум и сказал: Даниил! Даниил! возьми обед, который Бог послал тебе. Даниил сказал: вспомнил Ты обо мне, Более, и не оставил любящих Тебя. И встал Даниил и ел; Ангел же Божий мгновенно поставил Аввакума на его место» ( Дан.14:29–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

А слова были таковы: «Даниил, муж желаний», муж, много возлюбленный Богом, муж особенно приятный Ему! «вникни в слова, которые Я скажу тебе и стань прямо на ноги твои: ибо ныне (выражение: ныне указывает на упоминаемое в 12 ст. замедление прихода Ангела Божия к пророку) Я послан к тебе», послан как вестник Божиих спасительных определений (см. подобное же выражение в применении к Ангелу завета или Сыну Божию у Зах.2:8, 11, 4:9 ). «И когда он говорил мне слова эти, – замечает при этом пророк, – я встал с трепетом». А Божий Вестник между тем продолжал, ободряя пророка: «не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил своё сердце, чтобы достигнуть уразумения (будущей судьбы народа своего, см. ст. 14) и смирить себя пред Богом твоим», т. е достигнуть желаемого тобою разумения судьбы народа твоего путём смирения, путём поста и плача пред Богом, «слова твои услышаны», твоя молитва принята Богом и уже тогда в Божием совете определено было открыть тебе и исполнить то, о чём ты молился, «и Я пришёл по словам твоим», пришёл вследствие твоей молитвы. Предметом молитвы пророка, без сомнения, было осуществление Божиих народу обетований и устранение всех противодействующих этому осуществлению препятствий. Поэтому услышание Богом пророческой молитвы должно быть полагаемо не только в том, что Господь определил возвестить пророку предстоявшую судьбу народа, но и в том, что он определил открыть ему и путь к совершению обетованного спасения и к устранению препятствий, противодействующих этому спасению. Возвещение того и другого и было задачей посланничества Ангела Господня к пророку. Но чтобы возвестить последнее, чтобы принести пророку утешительный ответ о наступлении спасения и об устранении препятствий, для этого Ангел должен был прежде выдержать борьбу в течение 21 дня, в течение трёх седмиц дней поста и плача даниилова (см. ст. 2), с враждебным народу Господню духом царства Персидского. «И князь царства Персидского, – говорил Ангел Господень пророку, – стоял против Меня двадцать один день; но вот Михаил, один из первых князей, пришёл помочь Мне и Я приобрёл там победу 75 при царях Персидских» и Я восторжествовал над духом, враждебно для народа Божия влиявшим на царей Персидских и достиг своего благотворного для сего народа воздействия на сих царей; «и Я пришёл возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена» т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Глава 5 1–6. О молитве и обетах. 7–8. Особенности деспотического управления. 9–16. Суетность богатства. 17–19. Достоинство чистых радостей. С Богослужением неразрывны молитва и обеты. Екклезиаст дает наставления и по этим предметам. Еккл.5:1 .  Не торопись языком тво­им, и сердце твое да не спешит про­изнести слово пред Богом; по­тому что Бог на небе, а ты на земле; по­этому слова твои да будут немноги. Он предостерегает читателя от торопливой и многоречивой молитвы. Сознание величия Бога, живущего на небе, и ничтожности человека, живущего на земле, должно побуждать последнего взвешивать каждое свое слово, говорить от глубины сердца, с смирением и благоговением. И в Новом Завете Спаситель предостерегает от многословной и неблагоговейной молитвы ( Мф 6.7–8 ). Еккл.5:2 .  Ибо, как сновиде­ния бывают при множе­с­т­ве забот, так голос глупого по­знает­ся при множе­с­т­ве слов. Как излишняя беспокойная озабоченность вызывает множество сновидений, нарушающих покой спящего, так глупая суетливость во время молитвы рождает бессмысленное и бесцельное многословие. Еккл.5:3 .  Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, по­тому что Он не благо­волит к глупым: что обещал, исполни. Еккл.5:4 .  Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. Обязательно исполнение обетов, но не самые обеты. «Если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха» ( Втор 23.22 ). Еккл.5:5 .  Не дозволяй устам тво­им вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом [Божиим]: «это – ошибка!» Для чего тебе делать, чтобы Бог про­гневал­ся на слово твое и раз­рушил дело рук тво­их? «Вводить в грех плоть» значит – или возбуждать к греху чувственность (ср. Иак 3.6 и д.) или подвергать тело испытанию, наказанию. Вернее последнее понимание, так как выражение «вводить в грех тело» не вполне соответствует библейскому словоупотреблению, по которому грешит не тело и даже не плоть, но воля человеческая. «Ангел» или посланник означает здесь священника, которому поручено было надзирать за обетами. В таком же смысле употреблено это слово и у Мал 2.7 . Греческий и сирийский перевод вместо «перед Ангелом» читают: «перед Богом» (слав. « пред лицем Божиим»). Они или имели в данном месте другое еврейское чтение или понимали выражение «Ангел» в смысле самооткровения Божия. Екклезиаст предостерегает, в случае неисполнения обета, говорить священнику: «это – ошибка», т. е. грех слабости, так как такое лицемерное самооправдание навлечет на виновного гнев Божий и наказание.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И скажет ему Господь: что это вокруг тебя такое великое облако и исполнено оно благоуханием несказанным? Ангел молитвы ответствует Господу: Господи, это молитвы о нем несутся с земли!.. Давно не было такого их обилия: молятся иерархи и миряне, молится о нем Царь и народ, молятся дети, воины, богатые и бедные... И вопросит Господь: что это шум как бы волнующегося моря, и волны его доходят до Моего превознесенного Престола? И ответствует ангел-предстатель печали: Господи, это слезы о почившем в Тебе, Господе неба и земли, смиренном пастыре Твоей Церкви. Дети церковные, осиротелые, плачут о нем... И воззрит Господь на землю, и воззрит на тот храм и на могилу, у которой мы сейчас стоим. И слышит ухо Его и зрят Его очи: вот плач и рыдание, вот каменный пол весь пропитан слезами, и на этом белоснежном мраморе гробницы, и на этом металле кануна осели слезы бесчисленных богомольцев; крупными и мелкими каплями и мельчайшими росинками блистают и горят они здесь при свете негасимых огней молитвы; и просочили они твердый камень, и пропитали непроницаемый мрамор, и канули и наполнили дорогой гроб, силясь волнами своими вознести его до превознесенного Престола Божия... И скажет Седящий на престоле, Ветхий деньми, Судия святый и вечный: Добрый раб Мой! Молитвы и слезы о тебе дошли до слуга Моего. Часть твоя с теми, что пришли сюда от скорби многой. Они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровию Агнца. За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Седящий на престоле обитает в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной. Ибо Агнец, который среди престола, будет пасти их, и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу от очей их. ( Апок. 7:14–17 .) И ответствует смиренный пастырь: «Аминь! Благословение и слава, премудрость и благодарение, и честь, и сила, и крепость Богу нашему во веки вековые Аминь». (VII, 12). Говори, не умолкай. По поводу отношения левых газет к памяти о. Иоанна Кронштадтского 88

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Когда Корнилий сотник, по наставлению ангела, пригласил к себе апостола Петра, чтобы услышать от него проповедь о спасении, апостол, пришедши, спросил, для какого дела призвали его. Корнилий сказал ему: «Четвертого дня постился я до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде и говорит: «Корнилий, твоя молитва услышана, и милостыни твои воспомянуты пред Богом; теперь пошли в Иоппию и призови Симона Петра, он придет и побеседует с тобою» ( Деян. 10:30–32 ). В этом повествовании между средствами, привлекающими к нам ангелов, названы пост, молитва и милостыня. Действительно, и ангел Рафаил говорил некогда Товиту: «Благо молитва с постом и милостынею и правдою... Егда молился еси ты и невестка твоя Сарра, аз приношах память молитвы вашея пред Святаго; и егда погребал еси мертвыя, подобно присутствовах тебе» ( Тов. 12:8, 12 ). Пост (разумеется, сопровождаемый воздержанием от всяких похотей и страстей) необходим, как средство отрезвляющее, очищающее и утончающее наш дух, так что он делается более и более способным к приятию внушений и озарений из горнего мира. По словам вселенского учителя Василия Великого , «ангелы в каждой церкви записывают постящихся и деятельнее пребывают с теми, которые очистили душу постом» 23 . Молитва, восходящая от нас, указывает, так сказать, ангелам путь к нашей душе. Когда нет молитвы оттого, что мы погружены в суету мирских дел, когда мгла нечистых дел окружает нас, сомнительно, чтобы в таком мраке святые ангелы могли промыслительно видеть нас. Для этого потребно, чтобы мы вступили в область благодатного вездеприсутствия Божия. И вот, когда возгорится пламя молитвы, луч ее пробьется сквозь тьму греха и прострется к небу; там начинается ликование о кающемся, и ангелы нисходят утешить и укрепить его. Что касается милостыни, то она выше и телесного поста и обрядовых упражнений в благочестии. В слове Божием сказано: «Милуяй нища взаим дает Богови; подаянию же его воздастся ему» ( Притч. 19:17 ). Если и постящихся назирают в церкви ангелы, то как им не присутствовать при тех, которые Самого Господа делают должником своим?

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Они содействуют и устроению и распространению церкви Христовой на земле. Так, ангелы освобождали неоднократно апостолов от уз темничных ( Деян.5:19; 12, 7 ), ангел внушил Корнилию призвать к себе ап. Петра и принять от него крещение ( Деян.10:3 ). Ангелы возносят молитвы верных к Богу ( Откр.8:3–4 ). При такой близости к Спасителю и спасаемым, они явятся при последнем откровении Сына человеческого во второе славное Его пришествие исполнителями и участниками последних судов Божиих ( Мф.13:39–42, 49; 25, 31 ). I. Учение об ангелах-народоправителях или ангелах-хранителях отдельных царств и народов принято новозаветной церковью от Церкви Ветхозаветной 33 . В откровении удостоверение в бытии ангелов народоправителей находится в книге пр. Даниила (10 гл). Пророк свидетельствует, что когда умножил он свои вопли и усугубил молитвы к Богу о прекращении бедствий иудеев, о совершенном освобождении их от ига персидского, было ему откровение (видение) великой силы. Явился ему после его трехнедельных поста и молитв ангел, вместе с ним двадесять и един день ходатайствовавший перед престолом Всевышнего об освобождении иудеев от ига персидского, и возвестил откровение о дальнейшем продолжении истории народа Божия в связи с историей всемирных монархий и всего мира. Но при этом небесный вестник допустил пророка до созерцания невидимых споров (борьбы «оружием молитвы», по выражению И. Златоуста) в горнем мире. Он говорил, что молитва пророка была услышана с первого дня… «и я бы пришел по словам твоим (т. е. возвестить откровение воли Божией), но князь царства персидскаго стоял против меня двадцать один день; но вот Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях персидских. а теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена… Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем персидским; а когда выйду, то вот приидет князь Греции… Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном Писании, и нет никого, кто поддерживал бы меня в том (точнее, – против них), кроме Михаила, князя вашего " … Затем вестник открыл о том, что имеет быть в царствах персидском, греческом и сиро-египетском (11 и 12 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010