Святая жизнь и духовная мудрость преподобного привлекали к нему множество людей. Он был истинным отцом каждого, искавшего у него помощи. Преподобный был искусный живописец, ковач меди и строитель одежд, занимался он также плотничеством, кузнечным ремеслом, резьбой по дереву. Преподобный ни минуты не проводил без труда и тогда принимался за пищу, когда совершенно терял силы от истощения. За 7 лет до своей кончины св. Дионисий сам выкопал себе могилу в Сосновце и ежедневно приходил к ней, непрестанно напоминая себе о смерти. Скончался 1 июня 1437 году на 75-ом году жизни. Общецерковное прославление святого Русской Церковью последовало на Московском Соборе в 1547 году. Тропарь Дионисию, игумену Глушицкому Божественною любовию от юности распалаемь,/Дионисие преподобне,/вся, яже в мире красная, возненавидев,/Христа единаго возлюбил еси/и сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси,/со зверьми живый, весь Христови./Отонудуже и Всевидящее Око, твоя труды видев,/даром чудес и по преставлении обогатил тя есть./Темже вопием ти:/моли непрестанно о всех нас,/честную память твою присно/в песнех почитающих. Тропарь Дионисию и Амфилохию Глушицким Светильницы светлии явльшеся/доброту земную мудренно оставльше/и идоша во внутреннюю пустыню, купно с Дионисием Амфилохие,/смирение и всю добродетель извыкоша и обретоша безсмертие,/постом, и бдением, и прочим воздержанием себе принося Христу,/и ныне на Небесех Престолу Христову предстоя,/молитеся, отцы Богомудрии, Дионисие и Амфилохие,/умирити мир и спастися душам поющих вас,/согрешением оставление даровати,/чтущим всечестную память вашу. Использованные материалы Редакция текста от: 22.01.2015 14:22:52 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/5981.html

губ. в.», 1856 г., 41 (м-ри Курск. губ.); 1859 г., 40 (очерк Путивл. у.); Н. С., “Софрониева и Глинская пустыни», брошюра в 40 стр., неизвестно когда и где напечатана; Строев, “Спис. иер. и наст.», 649, 17; “Чтения в И. Общ. ист.», 1876 г., III, Отд. 2, 62 (воспомин. архим. Пимена). 766. Глушицкий – Покровский, мужской, приписной (с 1681 г.) к Глушецкому-Сосновицкому – Дионисиеву монастырю, в селе Покровском, Вологодской губ., Кадниковского у., Кокошиловской волости, в 24 вер. к сев.-зап. от Кадникова и в 7 вер. от Дионисиева мон., при рч. Глушице. Основан в 1403 г. преп. Дионисием, искавшим уединения и устроившим в 1393 г. Николаевский-Святолуцкий мон. В 1681 г., когда около монастыря образовалось село, архиеп. Вологодский Симон указал настоятелю с братиею переселиться, для лучшего безмолвия, в Сосновецкий монастырь, откуда посылались для священнослужения иноки в Покровское село. По штатам 1764 г. монастырь упразднен и иноки окончательно отсюда выселены. “Ист. Росс. Иер.», III, 698 (с грамот.); V, 564 (с грамот.); Ратшин, 63, 70; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 69; “Опис. монаст.», 1817 г., 32; “Словарь ист. о свят.», 21, 95; “Воен. стат. обозр. Волог. губ.», 340; “Справоч. кн. Волог. губ.», 1856 г., 59; “Вестн. И. Р. Геогр. Общ.», XXII, смесь, 19 (учреждение Вологод. епархии); “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1841 г., 84 (надел. лесом); Проценко, “М-ри в России», 20; Ключевский, “Жит. свят.», 193, 415, 462; “Вологод. губ. вед.», 1849 г., 52 (освящение храма); 1855 г, 38 (опись ружья XVII ст.); 1857 г., 40 (Летоп. Устюга, 1417 г, Дионисий и Амфилохий); Верюжский, “Преп. Григорий Пельшем., основатель Лопотова м-ря», 9; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 125, 257 (преп. Дионисий), 126, 258 (преп. Амфилохий), 127, 259 (преп. Макарий), 133, 273 и 274 (преп. Тарасий и Феодосий); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 748, 7; “Акты Арх. Эксп.», I, 213 (Окружн. гр. 1547 г. митроп. Макария на Вологду и Белооз. об установл. празднов. Русск. святым), 308 (соборн. приговор 1581 г.; игум.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Прежде латиняне пришли в лавру св. Афанасия, потом в Иверскую лавру, в Ватопедскую обитель. За неповиновение беззаконникам многие иноки приняли мученические венцы, а обители были преданы разрушению и сожжению. Затем они перешли на другую сторону Горы и достигли обители св. вмч. Георгия, именуемой Зограф. По приказу Михаила слуги папы обрушились на Зографский болгарский монастырь. Когда инокам было предъявлено требование принять унию, никто из них не хотел даже слушать о католичестве. Большинство зографцев покинуло обитель, а самые твердые, числом 26, остались в монастырской башне. Это были: игумен Фома, иноки Варсонофий, Кирилл, Михей, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, Иоасаф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометиан, Парфений и четыре мирянина. Святые мученики за веру православную были сожжены в монастырской башне 10 октября 1284 года. Память пострадавших преподобномучеников празднуется вместе со всеми святыми, подвизавшимися на Святой Горе, — в Неделю, следующую по Неделе Всех Святых. Но празднуется и отдельно память преподобномучеников: Иверских — в Ивере (13/26 мая), Ватопедских — в Ватопеде (4/17 января), Зографских — в Зографе (10/23 октября). Октябрь 11 Феофан Печерский, преподобный Преподобный Феофан, называемый Постник, подвизался в Киево–Печерской обители в XII b. Название преподобного Постником показывает, что он угодил Господу строгим постом и воздержанием. Однако в древних сказаниях совершенно не описываются его труды и подвиги. Святые мощи прп. Феофана открыто почивают в Ближней, Антониевой, пещере Киево–Печерской лавры. Память празднуется общецерковно. Октябрь 12 Амфилохий Глушицкий, преподобный О жизни и подвигах прп. Амфилохия Глушицкого дошло до нас очень мало сведений. Где родился прп. Амфилохий, кто были его родители, как прошли детские годы подвижника — обо всем этом не сохранилось никаких известий. Известно, что преподобный подвизался в одном из монастырей города Устюга Великого и подвизался, вероятно, немалое время, потому что там он получил сан священника.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Святая праведная дева Гликерия Новгородская была дочерью Пантелеимона, старосты улицы Легощей в Новгороде. Скончалась она около 1522 года. Нетленные мощи ее, по свидетельству второй Новгородской летописи, обретены 14 июля 1572 года близ каменной церкви в честь святых Флора и Лавра. Архиепископ Новгородский Леонид с собором духовенства предал их торжественному погребению в этом храме. В тот же день получил исцеление при гробе праведницы четырехлетний сын подьячего Богдана Суворова. Святая дева Гликерия изображена на старинном образе Новгородских чудотворцев. На этой иконе вверху изображена Святая София — Ипостасная Премудрость Божия, с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечею. В первом ряду изображены святители: Никита, Нифонт, Иоанн, Евфимий, Иона, Моисей, Серапион, Григорий, Феоктист, Лука; во втором ряду святители: Иоаким, Симеон, Мартирий, Василий, Антоний; преподобные — Варлаам Хутынский, Савва Вишерский, Михаил Клопский, Александр Свирский; в третьем ряду преподобные: Александр Ошевенский, Зосима и Савватий Соловецкие, Нил Столбенский, Арсений Коневский, Никодим Кожеезерский, Ефрем Новоторжский, Антоний Римлянин, Антоний Сийский; в четвертом ряду преподобные: Антоний Леохновский, Ефрем Перекомский, Варлаам Шенкурский, Сергий и Герман Валаамские, Евфросин Синоезерский, святой князь Владимир, святая княгиня Анна, блаженные Феодор, Христа ради юродивый, и Николай Кочанов; в пятом ряду святые Арсений Новгородский, Афанасий Череповецкий, Корнилий Палеостровский, Антоний Дымский, Ксенофонт Робейский, Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий Алфановы; в шестом ряду изображены лики святых: Мартирий Зеленецкий, Феофил и Иаков Омучские, Кирилл Челмский, князь Феодор, князь Мстислав, Иоанн и Лонгин Яренгские, Диодор Юрьегорский, Елеазар Анзерский, Макарий Оредский, Артемий Веркольский, Иаков и Иоанн Менюжские и праведная Гликерия. Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий Глушицкие, преподобные Преподобный Амфилохий Глушицкий был сподвижником и преемником в игуменстве преподобного Дионисия Глушицкого († 1437; память 1/14 июня), основателя Глушицкой обители.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Сосновец. Дионисиево-Глушицкий Сосновецкий монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1420. Адрес: Россия, Вологодская область, Сокольский район, д. Сосновец Координаты: 59.574426, 40.111018 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В научном архиве Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника хранится подборка из 17 документов, касающихся закрытия Дионисиева Глушицкого Сосновецкого монастыря. Она включает в себя тетрадь без обложки объемом в 4 листа, содержащую воспоминания председателя комиссии по ликвидации знаменитой обители и копии документов от августа - сентября 1924 года. Копии документов хранились в личном архиве Ивана Илларионовича Чуркина, который был помощником начальника милиции по политчасти Свердловско-Сухонского (в настоящее время Сокольского) района Вологодской губернии. В августе 1924 года по решению Свердловского РИКа он возглавлял комиссию по ликвидации Глушицкого Сосновецкого монастыря. Глушицкий Сосновецкий монастырь был основан Дионисием при реке Глушице в 1420 году. При жизни преподобного Дионисия (умер в 1437 году) в нем существовало несколько келий и деревянная церковь Иоанна Предтечи. Царская грамота 1647 года предписывала, чтобы глушицкие игумены при соборных архиерейских богослужениях становились выше игуменов Корни-лиево-Комельской обители. До 1680 года небольшая пустынь была приписана к Покровскому Глушицкому монастырю, находившемуся в четырех верстах севернее. В 1744-1745 годах в Глушицах строится первая кирпичная церковь Дионисия и Амфилохия Вологодских чудотворцев с северным приделом Рождества Иоанна Предтечи и " входною трапезою " . Над приделом располагались ризни-чья палатка и колокольня. В церкви находилась рака с мощами Дионисия и Амфилохия (канонизированы в 1547 году). Первая половина XVIII века была периодом расцвета обители, число братии в которой доходило до 40 человек. Однако секуляризация церковных земель, проведенная Екатериной II, лишила монастырь главного источника его благосостояния. По штатам 1764 года монастырь стал третьеклассным, а количество монахов было сокращено до 18 человек.

http://sobory.ru/article/?object=34983

Прп. Амфилохий стал сподвижником и помощником прп. Дионисия. А кротость его и смирение просияли повсюду. Пред кончиной прп. Дионисия прп. Амфилохий сказал ему со слезами: «Помолись обо мне, отче, да и меня возьмешь с собой из сей жизни». Но прп. Дионисий отвечал ему, что он много молился об этом, но что Господу угодно, чтобы он еще потрудился в этой жизни. Ему он поручил пред кончиной стадо свое.  Преставился прп. Дионисий в 1437 г., а его ученик и преемник — в 1452 г. Оба преподобных почивают в Сосновецком монастыре, который существовал до наших дней. Прп. Тарасий был игуменом и проповедником слова Божия в Великой Перми, где еще было много язычников. Но, придя к прп. Дионисию, он вручил ему свое небольшое имение и себя самого в послушание, смиренно говоря: «Прежде всего подобает от плода вкусить труждающемуся делателю, то есть самому делать, а потом уже учить народ!»  В Глушицкой лавре он проходил суровое постническое житие и стяжал дар слез. Так он прожил 10 лет при жизни преподобного, а по кончине его был помощником преемника его, прп. Амфилохия.  Погребен прп. Тарасий в Глушицком монастыре, давно уже упраздненном. •  См. коммент. к житию прп. Дионисия Глушицкого — 1 июня. Преподобный Иаков Брылеевский (XV в.) Память его празднуется 11 апр. в день тезоименитства с прп, Иаковом Железноборовским, в день Сошествия Святого Духа на апостолов, 23 янв. вместе с Собором Костромских святых Прп. Иаков Брылеевский (из рода дворян Брылеевых) был учеником прп. Иакова Железноборовского (память его 11 апр.) и трудником Железноборовского Предтеченского монастыря (слово «трудник» имеет два значения: труженик и послушник), Он основал впоследствии Брылеевскую пустынь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в 5 верстах от Предтеченского Железноборовского монастыря, по направлению к городу Бую. Прп. Иаков скончался в XV в. и был погребен в Введенской церкви в пустыне. Преподобный Иоанн Галичский (XV в.) Подвижник Паисиева и Николаевского монастырей. Преподобный Игнатий, Игумен Спасо-Елеазаровский (XV в.) Память его празднуется 15 мая тесте с прп. Евфросином Псковским и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых Прп. Игнатий был постриженником начальника псковских пустынножителей св. Евфросина, в схиме Елеазара (память его 15 мая). Он был рукоположен в сан пресвитера и стал первым игуменом Спасо-Елеазаровой обители еще при жизни преподобного основателя ее. Св. Игнатий был любимым учеником прп. Евфросина, и ему одному тот поведал о видении трех святителей. Вскоре после Игнатия в обитель к Евфросину пришли и другие два брата, прпп. Харалампий и Памфил. Эти три подвижника были как бы три духовных столпа обители и настоятельствовали впоследствии один за другим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

6.      Св. Апостола Фомы. 7.      Мч. Сергия и Вакха, Иулиана и Кесария, Полихрония; мч. Пелагии тарсийской, преп. Сергия вологодск. и Сергия печерск.; обр. мощ. прп. Мартиниана белозерск. 8.      Прп. Пелагии и Таисии; свят. Пелагии девы; прп. Досифея верхнеостровского и Трифона вятского. 9.      Ап. Иакова Алфеева; прав.: Авраама и Лота; мч.: Еввентия и Максима; прп. Андроника и Петра; прп. Афанасии и Лоплии; св. Стефана сербск. 10. Мч. Евлампия и Феотекна; мц. Евлампии, преп. Феофила и Вассиана, блаж. Андрея тотемского; св. Амфилохия владимиро-волынского. Муч. Евлампий во время своих мучений окрестил 200 воинов, уверовавших во Христа, покропив их водой из котла, в который был ввержен. Еще новое свидетельство, что окропительное или поливательное крещение, в случае крайней нужды, дозволительно. 11. Ап. Филиппа, единого от седьми диакон; п. Феофана исповедник .; мц. Зинаиды и Филониллы; прп. Феофана печерск. Воспом. 7-го Всел. собора. Ап. Филипп, будучи только диаконом, крестил евнуха царицы Каппадокийской, но потому, что получил на это власть от Бога (2 прав. свв. апп. Петра и Павла в Кормч. л. 30); а раскольники-безпоповцы такой власти не имеют, значит, напрасно и ссылаются на пример св. ап. Филиппа. Пример евнуха царицы Каппадокийской ясно показывает, что никто сам собой не разрешает Писания, ибо в нем, как говорить св. Петр, много неудобовразумнтельного, что невежды и не утвержденные превращают, а потому мирянину нужно обращаться за разъяснением св. Писания к закононопоставленным учителям, каковы пастыри Церкви, а не толковать его по своему разумению, как, делают штундисты, пашковцы и др. сектанты. В 19 пр. 9 всел. Соб. прямо сказано, что нужно толковать свящ. Писание, «яко же божественнии отцы достигоша», а в толковании прибавлено: «яко же церковнии светильницы и учители своими писании истолковаша» (Кормч. 1650 г. л. 183). 12. Перенесение из Мальты в Гатчину св. креста, иконы Б. М. (Филермской) и десницы Иоанна Крестителя; свт. Космы маиумск., Мартина; муч.: Тараха, Прова и Андроника; Домники; прп. Амфилохия глушицкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

На все сии строения подавал ему пособие и Бохтюгский удельный Князь Юрий. За семь дней до кончины своей сам он ископал себе могилу в Сосновецкой Предтечевской церкви и, завещав погрести себя в оной, скончался лета 6945/1437, Июня 1, будучи от рождения 74 лет и 6 месяцев. Мощи его доныне там почивают под спудом. Кроме постнических подвигов Преподобный Дионисий упражнялся в иконописании и резьбе и снабжал иконами все строенные им монастыри и церкви, а притом был искусный книгописец, ковач и одеждоделатель. Обитель его прославилась многими угодниками Божьими, каковы были: преподобный Амфилохий, ученик и преемник его в Игуменстве, пришедший к нему в 6925 или в 1417 году из Великого Устюга Иеромонахом, и второй ученик и преемник же его Игумен Макарий, родом Ростовец, также преподобный Тарасий, Игумен Пермский, пришедший из Перми к Дионисию на послушание и в Глушицкой Лавре десять лет при нём в великих подвигах живший, а по кончине его вскоре и сам скончавшийся при Игумене Амфилохии. Ещё Преподобный Феодосий и многие другие, коих мощи почивают в Глушицких обителях. Память Преподобного Дионисия совершается Июня 1, а Амфилохия – Октября 12. Но служба им сочинена общая, и отправляется по древней письменной монастырской книге: особо же Дионисию по печатной Минее. Со времени кончины основателя обеих сих обителей настоятельство над оными всегда было Игуменское, а по временам и Строительское. Но настоятели с большей частью братии пребывание своё имели в Покровском монастыре или Лавре. А когда в 1680 году подселилось к сему монастырю целое село жителей, то в 1681 году Симон, Архиепископ Вологодский и Великопермский, указал настоятелю с братией переселиться, для лучшего безмолвия, в малый Сосновецкий монастырь, где с тех пор доныне всё братство и обитает. Однако же и в Покровский посылаются некоторые из братии для совершения служения. Ныне в Покровском монастыре остаются ещё деревянные ЦЕРКВИ: 1) большая во имя Покрова Богородицы; 2) во имя Преподобных Дионисия и Амфилохия; 3) тёплая во имя Святителя Николая;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

«Бог дивный во святых Хранит вся кости их И ни единая от них не сокрушится, Да имя Божие святится. Зреть тленное нетленным существо Неверию – соблазн, а вере торжество». 554 315 Patericon. р. 102. Здесь же (p. 96.) сказано об Агапите: «жил около 1084 года Господнего». – Более было бы точности, если бы было сказано начал быть известным около 1084 г. сл. пр. 2. 316 «Осмеливаюсь писать о пр. Дионисии, говорит инок Иринарх, как слышал я от блаж. Амфилохия, Макария и Михаила, живших при св. Дионисии. Сам я видел чудеса, совершающиеся при его гробе. В памяти учеников его сохранилась преимущественно пустынная жизнь его». Житие описано цветистым слогом. Синод. ркп. 610. Сокращение жития в прологе. 317 По ркп. житию храм возобновлен в 1393 г. по благословению рост. арх. Григория, но Григорий посвящен 14 мар. 1396 г. и скончался мая 4, 1416 г. Итак год храма показан у Иринарха ошибочно. – Иринарх повторяет известия Паисия Ярославова (изд. в правосл. собеседн. 1861 г. 1:202–203), но у Паисия не указан год построения храма. 318 Николаевский монастырь на св. Луке грамотою княгини Марии 1479 г. передан в ведение Спасо-каменного монастыря. Допол. к ист. акт. 1, 16. По ркп. описанию святых вологодских «преп. Пахомий на кубенском озере начальник монастыря, чудотворец», но ни год, ни день кончины его не показаны и не известны. 319 По ркп. житию храм освящен в 1393 г. по благословению архиеп. Григория. Но год освящения показан здесь не верно. Ист. иер. 3. 699–700. 322 Записки рус. археол. стр. 39. 41. Древности Кириллова монас. стр. 9–12. 87. 88. Чтен. общ. ист. 1859 г. к. 3. 328 Служба у Румянцева 397. У Царского 563. В святцах устава 16 в. (Толстого 1, 100) июля 1. пр. Дионисий глушицкий. 331 Ркп. святцы: «препод. отцы Елеазар и Назарий игумены мурманского монастыря рождества св. Иоанна предтечи, иже в олонецком уезде, новые чудотворцы, родом римляне, преставившиеся в лето 7000 мес. июня, в 4 д.» Свед. о монаст. стр. 423. Об авве Лазаре мар. 8 д. 332 В помяннике елецкого монастыря: «к. Георгия убиенного в Киеве»; в любецком синодике: «в. к. Георгия киевского, во иноцех Гавриила». – По летописям неизвестно ни имя крещения, ни имя иноческое св. к. Игоря. – Хавский: «святой Игорь, он и Давид, Олегович». (См. архангельский собор стр. 11. М. 1862 г). С чего это взято? Г. Хавский считает св. Игоря за одно с блаж. княз. черниг. Давидом, современником св. еписк. Феоктиста (см. 6 авгус.), потому что сей Давид восхваляется в степ. кн. Но блаж. кн. Давид был дядя св. кн. Игоря и сконч. в 1123 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вологда. Церковь Спаса Преображения во Фрязинове. церковь Андрея Первозванного Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм святого апостола Андрея Первозванного в г.Вологда в каменном исполнении построен в 1670 г., и был изначально пятиглавый и семипрестольный. Храм двухэтажный. Летний - в честь Преображения Господня, ранее имел два придела – Рождества Иоанна Предтечи и Дионисия и Амфилохия Глушицких, чудотворцев. Зимний (нижний) – в честь апостола Андрея Первозванного имеет придел святых мучеников Гурия, Самона и Авива. Ранее имел еще два придела – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и свт. Григория Богослова. Храм построен богатыми купцами и был одним из красивейших храмов города. В 30-е годы ХХ столетия храм был закрыт, убранство разграблено и уничтожено, часть икон находится в областном музее. Последний настоятель протоиерей о.Николай Замараев переведен был в клир храма Рождества Пресвятой Богородицы, а в 1937 году был арестован большевиками. В 2002 году причислен к лику святых. Вновь храм открыли в 1990 году, освятили 9 декабря. Источник: http://vologda-eparhia.ru/category/1/4/ Церковь Святого Апостола Андрея Первозванного располагалась на берегу реки Вологды, неподалеку от церкви Николая во Владычной слободе, и прежде именовалась Спасо-Преображенской во Фрязинове. " Фрязиново " - название дворцового села - местность на левом берегу реки (южная часть Заречной стороны), где в XVI - XVIII вв. селились иностранцы, в основном приезжие купцы, которых в Древней Руси называли собирательным именем " фрязины " или " фрязи " . Спасо-Преображенской церковь именовалась по главному престолу в ее холодном храме. Как и многие другие храмы Вологды, церковь Андрея Первозванного сначала была деревянной, а позже каменной. Деревянная церковь упоминается, начиная с 1618 года, а в клировых ведомостях имеются сведения о том, что около 1670 года (по другим источникам - в конце XVII в., 1687 год) на месте обветшавшей деревянной церкви выстроена новая, каменная.

http://sobory.ru/article/?object=01101

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010