тело, тлеет, истлевает, угнетается и истончевается постом и другими подвигами, то внутренний обновляется. И наоборот, если тело питается и утолстевается, то душа истлевает или приходит в забвение Бога и высокого своего назначения, как …сказано: … И забыл Бога, создавшего его (см. Втор. 32, 15 ). О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии, и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося сорок дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих, почему не могли изгнать беса от человека, Господь отвечал: По неверию вашему ( Мф. 17, 20 ), а потом прибавил: Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста ( Мк. 9, 29 ). Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. Во 2-й главе Марка, когда спросили Господа: Почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? Он отвечал: Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни ( Мк. 2, 18–20 ). Женихом здесь Господь назвал Себя, а сынами брачными – Своих учеников, а в лице их и всех верующих. Отнят же Жених от сынов брачных в среду и пяток, т.е. в среду Господь предан был на распятие, а в пятницу распят. Поэтому Святая Церковь и установила освящать сии дни постом (2, ч. 1, с. 86–88). Пост похвален и нужен в свое время и в своем месте: лучше держись умеренного употребления пищи и пития, избегая сытости, которой признак – малое отягощение, и, с другой стороны, – излишнего и неуместного воздержания. Обе крайности нехороши и вредны. Умеренность же и среднее из них делает человека более способным к духовному деланию (2, ч. 2, с. 92). Готовясь к причастию, должна употреблять (кроме болезни) пищу без масла; накануне причастия после повечерия ничего не вкушается. В другие дни после всенощной здоровые и крепкие также не должны ничего вкушать, а слабые и немощные да соображаются со своей немощью: если могут, пусть потерпят, а если не могут, пусть вкушают мало и смиряются за это и за немощных и неисправных себя считают (2, ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

То есть, как-то участвовать в молитве именно физически, потому что детям трудно именно духовно быть собранными, они еще не воспитаны настолько. А вот если они будут креститься, это хорошо. Очень важно ребенку какое-то поручение дать в храме: например, свечки поправлять на подсвечнике. Если ребенок почувствует, что он как-то участвует в общем Богослужении, то ему легче будет стоять на службе. – Спасутся только православные или исповедующие другие религии, люди добрые, хорошие, – они тоже могут спастись, или только православные спасутся? – Однажды старца Амвросия Оптинского спросили о католиках: спасутся ли они. Но что старец Амвросий ответил: «Я в католицизме не спасусь». Это был очень мудрый ответ. Он не дал четкую оценку их состоянию, но сказал о себе. Мы не знаем, как Бог будет вести людей других вер. Вот смотрите, в Послании к римлянам святого апостола Павла мы находим слова о язычниках. Здесь сказано: «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую…» ( Рим.2:14–15 ). И далее: «…в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» ( Рим.2:16 ). Вот, даже о язычниках сказано, что они будут судимы по закону совести. Поэтому о себе мы можем прямо сказать: мы не спасемся, если мы отойдем от веры отцов, потому что это есть абсолютное Божие Откровение Православия. А как вот Господь этих людей будет вести – это уже духовная тайна. – Я знаю человека, который исповедует Виссариона Торопова, религию его. Собирался он туда переехать, но не переехал. У него сейчас заболевание, и вдруг у него сейчас пошла какая-то теплота, и он объясняет, что в него вселился дух святой. Он носит крест, но форма креста не привычная, а с каким-то кольцом. Ну, вокруг него, в общем-то, и люди группируются определенные. Люди, которым он тоже говорит, что дух святой его посетил.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ты пишешь о своем стеснительном и прискорбном положении. Что делать? Не вотще нам объявлено в евангельском и апостольском учении, что тесен и прискорбен путь, вводящий в жизнь вечную (см. Мф. 7, 14 ), и что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие ( Деян. 14, 22 ) и что все, желающие жить благочестиво… будут гонимы ( 2Тим. 3, 12 ). Помышляя все это, твердо держи в памяти слова Самого Господа: Терпением вашим спасайте души ваши ( Лк. 21, 19 ), причем чаще перечитывай в уме евангельские блаженства, и особенное внимание обрати на последнее: блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах ( Мф. 5, 11–12 ). А чтобы не погрешить нам обвинением других, необходимо нам помнить и следующие заповеди Господни: не гневаться напрасно, не судить и не осуждать, любить врагов, добро творить ненавидящим нас, благословлять проклинающих нас и молиться за обижающих и гонящих нас (см. Мф. 5, 22, 44 ; Лк. 6, 37 ). Более всего и прежде всего следует нам молиться за обижающих нас, как научает нас и святой Дорофей: «Помози, Господи, якоже веси, таким-то и за их молитвы мне окаянной». Краткая эта молитва, как показывает опыт, очень сильна и нам помогает и изменяет противное расположение других (2, ч. 3, с. 102). ...Повторю евангельские слова Самого Господа: Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир ( Ин. 15, 19 ). Аз же грешный со своей стороны прибавлю: ни губернатор, ни министр не вечны, и долготерпение Божие имеет предел; пусть покуражатся, пока попустит Господь, а после и самим достанется столько, сколько не думали и не ожидали. Неложно псаломское слово: Видел я нечестивца, превозносящегося и высящегося, как кедры ливанские: и прошел я мимо, и вот нет его: и искал его, и не нашлось место его ( Пс. 36, 35–36 ). Хотя тяжело и очень оскорбительно переносить несправедливые противодействия от таких лиц, которые должны защищать правду, и лиц не малых, а великих и высоких, но после будет отрадно по нелицеприятному суду Единого Судии живых и мертвых. Выбор пал на вас; поэтому тяните до другого выбора, как можете и как сумеете, если достанет сил физических, вопреки всех ухищрений человеческих и вражеских, а там видно будет, на что решиться: служить или не служить (2, ч. 1, с. 191–192).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

У старца Амвросия Оптинского было правило — никому не отказывать в просьбах о материальной помощи. И он продолжал ее оказывать даже и тем лицам, про которых ему говорили, что они просят у него на вино. Поэтому отказ в просьбе может иметь место лишь при действительной уверенности отказывающего, что он отказом принесет духовную пользу и отказ его продиктован не собственной скупостью, а лишь любовью к ближнему. Здесь нужно много рассудительности, и если кто боится, что ее у него не хватит, то ему лучше исполнять отеческое правило — никогда не отказывать при просьбах находящимся в нужде, всегда доверяя словам просящих. Возникает часто и другой вопрос: сколько давать нуждающимся? Отвечая на такой вопрос, ап. Павел пишет к коринфянам: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность» (2 Кор. 8,13). «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением, ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9, 6-7). Итак, апостол не предлагает нам давать через силу, с нуждой для себя, однако говорит, что за щедрость мы будем награждены более. Надо помнить и еще один совет старцев и исполнять его, когда это будет возможно: давать более того, что у тебя просят. Глава 8 СТРАННИКИ, ПОСЕТИТЕЛИ И ГОСТИ Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам. Евр. 13, 2 Не забывайте общительности. Евр. 13, 16 Среди дел «для души» христианину в течение дня часто поручается Господом оказать гостеприимство ближним, а также ищущим помощи, утешения в скорби или совета, т. е. помочь чем-либо «меньшему» из Его братии (Мф. 25, 40). Несмотря на то, что жизнь ветхозаветных патриархов отдалена от нас несколькими тысячелетиями и протекала в совершенно иных социальных условиях, нам у них можно многому поучиться. Вот родоначальник израильского народа Авраам — «друг Божий», как называет его ап. Иаков (Иак. 2, 23). Одной из основных черт характера Авраама является гостеприимство.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1873...

Уста праведного льют каплями мудрость, а губы мужей (мудрых) знают благодать. Уста мудрых обучаются премудрости, правда же избавляет их от смерти. По кончине мужа праведного не гибнет надежда: ибо сын праведный рождается для жизни, и во благах своих плод правды соберет. Свет праведным – всегда, и от Господа они обретут благодать и славу. Язык мудрых доброе знает, и в сердце их почивает мудрость. Любит Господь благоговейные сердца, и приятны Ему все непорочные в пути. Мудрость Господня просветит лицо разумного: ведь Она опережает жаждущих её, прежде, чем те уразумеют ее и легко созерцается любящими её. С рассвета ищущий её не утомится, и бодрствующий ради неё вскоре беззаботен будет. Ибо она сама ходит кругом, ища её достойных, и на путях своих показывается им благосклонно. Мудрости никогда не одолеет злоба. Потому я и стал ревнителем красоты её, и возлюбил ее, и взыскал с юности моей. И постарался привести её в невесту себе, ибо всех Владыка возлюбил её. Ведь она – вводит в тайны ведения Божия и избирает дела Его. Труды ее – добродетели, целомудрию и разуму она учит, правде и мужеству, полезнее которых ничего нет в жизни для людей. Если же кто и большого опыта желает, то ей известно древнее, и что должно произойти. Знает она повороты слов и разрешение загадок, предугадывает знамения и чудеса и исходы событий и времен, и для всех – советник благой. Ибо бессмертие пребывает в ней, и слава в общении слов ее. Потому я обратился к Господу, и помолился Ему, и сказал Ему от всего сердца моего: «Боже отцов и Господи милости, сотворивший всё словом Твоим и мудростью Твоею устроивший человека, чтобы он властвовал над созданными Тобой творениями и управлял миром в святости и правде! Дай мне у Твоих престолов сидящую Премудрость и не отвергни меня из числа отроков Твоих: ибо я раб Твой и сын рабы Твоей. Пошли её (с небес), от святого жилища Твоего и от престола славы Твоей, чтобы она пребывая со мною научила меня, что благоугодно пред Тобою, и руководила мной в познании, и сохранила меня в славе своей: ибо все помышления смертных боязливы, и нетверды намерения их».

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/prepodobn...

Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» ( Лк.18:10-14 ). Как-то на собрании АА мне захотелось процитировать стихотворение, но получилось нелепо и не к месту. Один раз я принялся разглагольствовать о духовной жизни и цитировать святых Отцов, но ведущий прервал меня со словами: «Мы здесь не теоретизируем и не поучаем, а делимся своим опытом выздоровления». Я был оскорблен и чуть не ушел с собрания. Сейчас я благодарю анонимных алкоголиков за то, что они придумали правила ограничения и традиции, которые оберегают каждую группу и, в конце концов, мою трезвость от высокомерия, фарисейского духа, от попыток нарушить покаянный, искренний, мытарев дух, что царит на собрании. Я знаю, что трудно избавиться от фарисейства, что гордыня, мнимая праведность, лицемерие в самых тонких и незаметных формах еще долго будут сопровождать меня. Но я вспоминаю предостережение нашей Программы: «Не излечиваются те люди, которые органически не могут быть честными сами с собой» («Анонимные Алкоголики», с. 56). Вот девиз, который я прочитал у святого Амвросия Оптинского: «Где просто — там ангелов со сто, а где мудрено — нет ни одного». Эти слова хорошо подходят для процесса выздоровления, да, наверное, и всей жизни. Сегодня на святой Евхаристии я просил у Бога сохранить меня от духа лицемерия и высокомерия, а если они и коснутся моего сердца, помочь мне честно признать это и ждать освобождения. 18 февраля. Литургическое чтение: Мк.13:9-13 Каков смысл евангельских слов, которые я услышал сегодня в храме Божием? Святые Отцы, да и сама жизнь учит меня, что в Евангелии Господь обращается к сердцу каждого человека, проникая обоюдоострым мечем Своего Слова сквозь толщу веков.

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

Христианская же любовь имеет принципиальные отличия от любви страстной. Эта любовь основана на взаимном уважении, понимании, доверии, нежности, помощи, бескорыстной любви и со временем становится только крепче и больше. Она ведет к спасению и не боится различных мирских трудностей, «не вылетает в окно, когда нищета стучится в дверь» и не бросает человека в бедах, болезнях и несчастьях. Эта любовь есть подобие любви Бога к человеку 52 и любви Спасителя к Своей Церкви 53 . Именно такая любовь и является выполнением одной из важнейших (основных) заповедей: любите друг друга; как Я возлюбил вас ( Ин. 13:34; 15:12 ). Именно о свойствах такой любви, без которой, по словам старца Амвросия Оптинского , «ни раздание всего имения, ни предание тела на сожжение недействительны» (55:70) 54 , и говорит апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» ( 1Кор. 13:4–8 ). Свт. Иоанн Златоуст считает брачную любовь сильнейшим типом любви и отмечает, что «сильны и другие влечения, но это влечение имеет такую силу, которая никогда не ослабевает» (цит. по 59:148). Свт. Тихон Задонский пишет, что супруги должны любить и не оставлять друг друга до самой смерти «Правильно вступившие в супружество должны друг друга любить и верность хранить до конца жизни. Ни муж жены, ни жена мужа не должны оставлять до смерти, но, как обещались и согласились, неразлучны пребывать до кончины» (цит. по 53:834, 835, со ссылкой на: Творения свт. Тихона 6-го издания, 1899 г. Т. 5. С. 174). Приведем мнение митр. Сурожского Антония о христианской любви: «Любовь – удивительное чувство, но оно не только чувство, оно – состояние всего существа. Любовь начинается в тот момент, когда я вижу перед собой человека и прозреваю его глубину, когда вдруг вижу его сущность. Конечно, когда я говорю “вижу”, я не хочу сказать “постигаю умом” или “вижу глазами”, но – “постигаю всем своим существом”. Если можно дать сравнение, то так же я постигаю красоту природы, красоту произведения искусства, когда стою перед ним в изумлении, в безмолвии, только воспринимая то, что передо мной находится, не будучи в состоянии выразить это никаким словом, кроме как восклицанием: “Боже мой! До чего это прекрасно!”. Тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания им обладать, без желания над ним властвовать, без желания каким бы то ни было образом воспользоваться его дарами или его личностью – только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

Человек, у которого верные, здравые ориентиры, по мере своего воцерковления и укоренения в вере, будет и внутренне чувствовать, и умственно понимать, когда к нему подходят с модернистской идеей переделать всех на свой лад. И этой ловушки он избежит, если помнит, «что наш долг – не религию вести, куда захотели бы, но следовать, куда она поведет, и что христианской скромности и достоинству свойственно не свое передавать потомкам, но хранить принятое от предков», потому-то «в Церкви всегда процветал обычай, что чем боголюбивее был кто, тем скорее выступал против новых вымыслов» . В Православной Церкви нам дана полнота истины, и все, что от нас требуется – припасть к ней, усвоить и передать другим без искажений – ни умаляя, ни прибавляя от себя никаких «новшеств». Единственное, что мы можем и должны обновлять в Церкви, – это самих себя. Обновлять от греха, страстей, совлекаться ветхого человека и облекаться в нового, о чем говорил апостол Павел: «Вы слышали о Нем и в Нем научились, – так как истина во Иисусе, – отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4: 21–24). Деяния Вселенских Соборов. T. IV. СПб., 1996. С. 94. Эти стихи взяты из разных мест «Илиады» и «Одиссеи» Гомера. Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1995. С. 101–102. св. Викентий Лиринский. Памятные записки Перегрина. М., 1999. С. 14. Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Александр Федотов 2 октября 2015, 15:50 " Поскольку любой православный христианин знает, что учение Православной Церкви познается из двух источников – Священного Писания и предания... " Почему эти 2 источника не равнозначны? Святое Предание - тоже С БОЛЬШОЙ БУКВЫ пишут, обозначают. Филипп 4 октября 2013, 21:46 Игорь, вот текст из Даля: ВПРОСАК ВПРОСАК попасть или попасться, исплошиться, попасть в беду от оплошности, испросачиться, быть в просаках.

http://pravoslavie.ru/784.html

Эти черты характерны для всех святых и подвижников благочестия. Св. Макарий Великий говорит: «Самомнение — мерзость перед Господом». Даже такой светильник Церкви, как св. Антоний Великий, не всегда доверял верности своих решений. И если родителям удается с помощью Божией возрастить детей не только в чистоте веры, но и в добродетели послушания, в недоверии к себе, в умении подавлять свою волю ради исполнения заповедей Христовых, в искании всюду воли Господней — то они могут быть спокойны за своих детей и в этом мире, и за их участь в жизни вечной. Будем же проверять себя — все ли мы делаем так и так ли живем, чтобы насадить в наших детях послушание, ибо ап. Павел пишет: «Каждый смотри, как строит… У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор. 3, 10, 14–15). Приложение к главе 18-й Насколько важна для детей забота о своих родителях и наличие благословения последних во всех делах и решениях детей, свидетельствует следующий рассказ, взятый из писем старца Амвросия Оптинского (к мирянам). Для понимания письма следует вспомнить обычай иноков Старого Афона — открывать тела усопших братьев через три года после смерти. По виду останков афонцы судят о загробной судьбе брата: белые, чистые кости свидетельствуют о прощении грехов, а черные или же неистлевшие тела — наоборот, о скорбной судьбе за гробом. В последнем случае афонцы всем монастырем усиленно молятся о прощении грехов усопшего. Приводим письмо: «Бывают и грешные тела нерастлевающимися. В одном монастыре случайно открыли тело одного иеродиакона, нерастлевшее и темное. Местный архиерей в это время ездил по епархии. Владыку попросили прочитать разрешительную молитву над этим телом. Но и по разрешительной молитве тело осталось в одинаковом положении. Владыка спросил: " Кто он был и что за причина такого положения? " В ответ получил, что он был единственный сын бедной вдовы и против воли матери пошел в монастырь, а мать по причине бедности всегда на него роптала; кто-то проговорил, что мать его и до сих пор жива.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

5 здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 31 3азирать заглядывать, наблюдать скрытное, замечать чьи-то проступки; порицать, хулить, осуждать (В. Даль). 32 Себялюбие более относится к корысти; забота о самом себе и равнодушие ко благу ближнего, эгоизм. 33 Самолюбие пристрастие к себе, суетность и тщеславие во всем, что касается своей личности, желание первенства, почета, отличия, преимуществ перед другими (В. Даль). 5 здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 5 здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 5 здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 5 здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 37 Сито − частое решето, в которое сеют, бьют, протирают и цедят; самое крупное − грохот, среднее − решето (В. Даль). 38 Наипаче − в особенности, пуще; более всего, особенно же, наиболее, преимущественно (В. Даль). 5 здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 42 Внимать усваивать себе слышанное или читанное, устремлять на это мысли и волю свою; применять наставления к делу (В. Даль). 5 здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 5 здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 5 здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010