Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЬБАН БРИТАНСКИЙ [Албаний, лат. Albanus, англ. Alban] (Веруламский), св., первомученик Англии (пам. 23 авг.; пам. зап. 22 июня). Единственный бриттский мученик, почитание к-рого сохранилось и после англосакс. завоевания Британии в V в. А. Б., рим. воин-язычник, укрыл в своем доме скрывавшегося от гонителей пресвитера, к-рый обратил его ко Христу; когда об этом стало известно, к дому были посланы воины, чтобы схватить пресвитера, однако А. Б., надев одежду пресвитера, выдал себя за него. Приведенный к судье, он исповедал Христа, отказался принести жертвы и после пыток был приговорен к усечению мечом. Воин, к-рый должен был казнить А. Б., устрашенный чудесами (пересохло русло реки, забил источник на горе), обратился ко Христу и тоже был обезглавлен. Над могилой А. Б. в окрестностях Верулама (Verulamium) впосл. воздвигли церковь и, вероятно в VIII в., возник мон-рь Сент-Олбанс . Почитание А. Б. фиксируется с 428/29 г. с упоминания о посещении гробницы А. Б. святыми Германом , еп. Осера, и Лупом , еп. Труа (Vita Germani. 16; Bedae Hist. Eccles. I 18). «Страсти св. Албана», традиционно приписываемые Гильде Премудрому (VI в.) (De excidio Britaniae. 10), были, вероятно, составлены в Аутиссиодуре (совр. Осер) ок. 515 г. Хотя имени А. Б. нет ни в 1-й (италийской), ни во 2-й (галльской) редакциях мартиролога Иеронима, о широком почитании его в Галлии свидетельствует упоминание у Венанция Фортуната (Carm. VIII 3). О мученичестве святого повествует также Беда Достопочтенный (Hist. Eccles. I 7), на к-рого в основном опираются позднейшие средневек. историки, Гальфрид Монмутский (Hist. Brit. V 5) и Матвей Парижский (XIII в.) (Chron. maior. I 149). Беда и проч. древние авторы единогласно относят мученичество А. Б. ко времени гонения Диоклетиана (304 или 305), однако утверждения Лактанция (De mort. persecut. 15) и Евсевия Кесарийского (Церк. ист. VIII 13. 13) о том, что правивший в то время на Западе империи Констанций Хлор не преследовал христиан, заставляет нек-рых ученых сдвигать дату мученичества А. Б. к гонениям более раннего времени - 2-й пол. III в. (S. Borig-Could; W. Levison).

http://pravenc.ru/text/115636.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Альбан (Албаний) Британский, мч. - житие Мч. Албан Веруламский Албан Веруламский (ок. 209 - 305), первомученник Британский, местночтимый святой в Сурожской епархии. Память 22 июня и в неделю Всех святых, в земле Британской просиявших. Город Веруламий, где, по преданию, пострадал святой Албан, с IX в. в называется его честь St Albans, в наше время это северный пригород Лондона. Согласно Беде Достопочтенному, пострадал во время гонения Диоклетиана, другие источники относят его мученичество ко времени правления Септимия Севера. Рассказ о мученичестве святого Албана заимствован Бедой из третьей, последней редакции " Страстей святого Албана " (Passio Albani), обнаруженной В. Мейером в конце XIX в. Об Албане упоминает также Гильдас без указаний на точное время его мученичества. Беда так описывает его мученичество: VI... Тем временем Диоклетиан на востоке и Максимиан Геркулий на западе разоряли церкви и преследовали и убивали христиан в десятый раз после Нерона. Это гонение было более длительным и свирепым, чем все предыдущие, ибо продолжалось без перерывов десять лет, сопровождаясь сожжением церквей, гонениями невинных и казнями мучеников. Также и Британия стяжала тогда великую славу своими исповедниками Божьими. VII. Во время гонения пострадал святой Албан. Фортунат в своей " Похвале девам " , где он перечисляет блаженных мучеников, пришедших к Господу со всего света, говорит о нем: " славный Албан, плодородной Британии житель " . Когда безбожные правители издали жестокие эдикты против христиан, Албан, который тогда еще был язычником, дал приют некоему клирику, бежавшему от преследований. Когда он увидел, что этот клирик дни и ночи проводит в постоянных молитвах и бдениях, благодать Божия сошла на него, и он стал подражать своему гостю в вере и благочестии. Узнав вскоре истину о спасении, Албан отверг мрак идолопоклонства и сделался искренним христианином. Когда упомянутый клирик уже прожил у него несколько дней, до нечестивого правителя той области дошли слухи, что в доме Албана скрывается еще не преданный казни исповедник Христа, и он тут же велел своим воинам разыскать его. Когда они пришли к дому мученика, святой Альбан сам вышел к воинам вместо своего гостя, накинув на себя его одеяние, то есть плащ. В этом плаще его, крепко связав, повлекли на суд.

http://pravicon.com/info-1727

Тема нашего выступления – «Святой Альбан и спасение Европы». Конечно, мы не высказываем предположения, что один святой может спасти Европу. Но мы верим, что Европа может спастись благодаря Христу, действующему через сонм Своих святых, просиявших в европейских землях, потому что они исповедуют те же истины, что и святой Альбан. В первое воскресенье по Пятидесятнице мы празднуем как раз День всех святых, которые явились плодом действия Святого Духа, сошедшего в день Пятидесятницы. Британские острова имеют святого Альбана, в то время как Германия имеет святую Урсулу, Ирландия – святого Патрикия, Франция – святого Дионисия, Бельгия – святую Гертруду, Нидерланды и Люксембург – святого Виллиброрда, Дания – святого Ансгария, Швеция и Норвегия – двух святых Олафов, Чешские земли – святых Людмилу и Вячеслава, Швейцария – святого Маврикия с Фивейским легионом, Австрия – святого Северина, Венгрия – святого Мартина, Италия – апостолов Петра и Павла, Испания – святую Евлалию, Португалия – святого Мартина Брагского. Все вместе они провозглашают одно и то же: «Мы принадлежим Христу!». Несколько лет назад мы составили службу всем святым, в Западных землях просиявшим. Ниже предлагаем две стихиры на «Господи, воззвах» из этой службы. Они кратко суммируют наши мысли. Стихиры на «Господи, воззвах», глас 8-й Лет тысящу едину/свет Твой, Солнце Правды, от востока на запад пришедше,/земли Европейстии осияваше,/Креста знамение над теми творя,/прежде еже не покры я тьма/нощи Церкве Твоея лишения./Возстав же ныне,/обратимся и востечем/ко перваго нашего в Дусе Святе исповедания источнику,/в блистании востока веры Православныя,/яже от восток паки принесена бысть,//и тако паки Предвечнаго Христа светом осияни будем. Молите Господа Западных земель святии вси/покаяние и обращение нам даровати,/возставление же и воскресение./Люди же, Спаса и Духа не ведущия, научите/печали мipa оставляти,/гордыни надмевания и плоти мудрования./Да и мы, образ живота вашего во Святей Троице имуще,/веру Православную храняще верно,//прежде конца обрящем спасение.

http://pravoslavie.ru/104868.html

Конституция В. никогда не была оформлена как единый письменный документ. Англ. право можно разделить на 2 части. Одна часть - это т. н. право справедливости (или общее право), состоящее из правовых норм, созданных судом канцлера, др. часть - статутное право, основывающееся на правовых актах (статутах), принимаемых парламентом. Существуют также делегированное законодательство и правовые акты, принимаемые автономными учреждениями, напр. англикан. Церковью. Англ. законодательства в основе своей не кодифицировано. В В. нет, напр., уголовного, гражданского и иных кодексов. В отличие от большинства стран, где приняты документы, являющиеся их конституциями, содержащие правовые нормы, устанавливающие органы гос. власти и их полномочия, в В. особое значение приобрели конституционные обычаи. Среди исторических документов, идеи к-рых не утрачены до сих пор, следует назвать прежде всего Великую хартию вольностей 1215 г. и «Билль о правах» 1689 г. Христианство в В. Начиная с I в. по Р. Х. значительная часть о-ва Великобритания, населенная различными кельт. племенами, входила в состав Римской империи. Первоначально завоеванная римлянами территория образовывала отдельную провинцию империи, получившую название Британия. Св. Альбан Британский (III или IV в.) был первым брит. мучеником за Христа. В 306 г. Константин I Великий был провозглашен императором в брит. г. Йорке. В период правления Александра Севера (222-235) Британия была разделена на 2, а позже на 4 провинции. Вместе они составляли 1 из 12 диоцезов империи и объединялись с Галлией, Нарбонской Галлией и Испанией в одну префектуру. До нач. IV в. о христианстве на Британских о-вах практически ничего не известно. В 314 г. 3 епископа из Британии принимали участие в работе Собора в Арелате; в 343 г. делегация из В. присутствовала на Соборе в Сардике, в 359 г.- на Соборе в Аримине. Археологические и довольно скудные письменные свидетельства указывают на то, что к кон. IV - нач. V в. христианство утвердилось в романизированной части страны и было распространено в основном среди жителей городов и романо-брит. аристократии. Одним из наиболее важных событий религ. истории не только В., но и всей Европы в это время стало возникновение и распространение ереси пелагианства , к-рое связано с именем бритта по происхождению Пелагия (ок. 360 - после 418). В 20-х гг. V в. пелагианство получило столь мощную поддержку в Британии, особенно среди военной верхушки, что в страну была направлена специальная миссия для искоренения ереси. Во главе этой миссии (ок. 429) были поставлены еп. Осера св. Германий и еп. Труа Луп. В результате их деятельности В. была возвращена в лоно кафолической ортодоксии. Примечательной чертой религ. жизни В. было также становление монашества, проникшего сюда из Галлии и отчасти Италии. Известно, что еп. Луп был тесно связан с важнейшим монашеским центром Юж. Галлии - аббатством Лерин (см. Лерен ); по сообщению одного из источников нач. VIII в., Луп ввел устав Лерина в ряде брит. мон-рей.

http://pravenc.ru/text/150119.html

Михаил Сарни рассказал о том, что «настоящее почитание» западных святых первого тысячелетия началось сто лет назад – со времени массового переезда эмигрантов из России после 1917 г. Особенно это было заметно во Франции, где обосновалось множество наших соотечественников. Так, известно, что преподобная Геновефа (Женевьева), покровительница Парижа, прославившаяся в V в., явившись в сонном видении одной из русских эмигранток, посетовала, что православные Парижа ее не почитают. Это подвигло православных, русских и французов, в 1936 г. основать приход во имя преп. Геновефы. Сегодня частица мощей святой покоится в храме при Русской духовной семинарии во Франции, а сама она недавно была включена в месяцеслов РПЦ. В Англии в 1927 г. при участии Свято-Сергиевского богословского института и РСХД возникло  Содружество мученика Альбания и преподобного Сергия (Западную Церковь в этой паре представлял Альбан, первомученик Британский (III или нач. IV в.)). Капелланом этого Содружества в 1949 г. стал иеромонах Антоний (Блум), будущий глава Сурожской епархии. С особой благодарностью историк упомянул о святителе Иоанне (Максимовиче), Шанхайском и Сан-Францискском чудотворце, который в годы своего служения в Западной Европе стремился  восстановить почитание западных святых неразделенной Церкви на православных приходах во Франции, Бельгии, Голландии и других странах. Об этом, в частности, свидетельствует доклад святителя на Архиерейском соборе Зарубежной Церкви в 1952 г. – это «первое развернутое свидетельство о почитании западных святых Православной Церковью», отметил историк. «Как ни обширны были в России сведения о святых, просиявших вне ее, когда совершили великий исход русские из своего Отечества, оказалось, что вне Руси имеется еще множество святых в других странах, неведомых даже тщательным исследователям житий по имеющимся у них житиям и месяцесловам. Даже в ближайших по месту, духу и крови странах оказались неведомыми в России святые, имевшие с нею непосредственную связь своими трудами и жизнью», – сказал тогда архиепископ.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Но в противовес всей этой современной политике я поведу сегодня речь о единственных документально зафиксированных словах одного святого, который жил почти 1800 лет назад, между 209 и 305 годами – историки, как обычно, не могут прийти к согласию относительно датировки. Но мы вполне можем утверждать, что он жил в III веке. Произнесенные им слова (а их в современном английском переводе всего восемнадцать), как мне видится, предсказывают возможное будущее Европы, которая сегодня потеряла себя и гонима течением. Ибо хотя Европейский Союз сильно дискредитировал себя и отвергается многими, мало кто пожелал бы, чтобы на смену устаревшей, постгитлеровской, несостоявшейся, централизованной Европе Евросоюза пришла современная, «альтернативная» Европа. Но слова этого святого, жившего в «стране Brexit », вероятно, могут дать ответ. Этот святой – первомученик Британских островов, римо-британский гражданин по имени Альбан, живший в римском городе Верулам, чуть севернее Лондона. Он предоставил в своем доме убежище христианскому священнику, спасавшемуся от гонителей, и был так тронут силой его веры и мужеством, что захотел больше узнать о христианстве, которое тогда было запрещенной религией. Так Альбан был крещен этим пресвитером. Вскоре представители властей пришли забрать беглого иерея. Но Альбан, просвещенный новой верой, переоделся в одежды пресвитера и этим спас ему жизнь. И вот Альбан был задержан и предстал перед судьей вместо священника. Святой отказался принести жертвы изображению императора и римским богам и за это был побит. Когда ему было велено представиться, он произнес следующие слова: «Мое имя – Альбан. Я исповедую и поклоняюсь Истинному Живому Богу, Творцу всяческих» . Тогда судья приказал, чтобы Альбан понес наказание вместо священника. Святого вывели из города к месту его казни на склоне холма, где он и был обезглавлен. Город, в котором принял мученическую кончину святой Альбан, сегодня называется Сент-Олбанс. Он расположен примерно в 30 километрах, или 20 милях, к северу от Лондона. Память мученика Альбана празднуется 22 июня/5 июля .

http://pravoslavie.ru/104868.html

Случилось так, что в тот час, когда привели Албана, судья как раз возносил жертвы демонам (по христианской традиции Беда везде именует языческих богов демонами). Увидев Албана, он впал в ярость оттого, что его единоверец посмел предать себя воинам и подвергнуться великой опасности ради укрываемого им гостя. Он велел подвести Албана к изображениям демонов, перед которыми стоял, и сказал ему: " Ты предпочел укрыть у себя мятежника вместо того, чтобы выдать его воинам, дабы он понес заслуженное наказание за хулу, возводимую им на богов; за это ты сам подвергнешься каре, которой он избежал, если отвергнешь обычаи нашей религии " . И святой Албан открыто объявил себя перед врагами веры христианином, не убоявшись угроз правителя, и, вооружась на духовную брань, смело отверг его приказание. Тогда судья спросил его: " Из какой ты семьи и какого рода? " Альбан ответил: " Что за дело тебе до моего рода? Если ты желаешь узнать о моей вере, то я христианин и готов исполнить долг христианина " . Судья сказал: " Я требую, чтобы ты назвал свое имя; говори же без промедления " . Он ответил: " Родители мои назвали меня Албаном, и я клянусь всегда служить и поклоняться истинному живому Богу, сотворившему все сущее " . Судья в гневе воскликнул: " Если хочешь наслаждаться дарами вечной жизни, принеси жертвы великим богам " . Албан ответил: " Жертвы, что вы приносите демонам, не помогут жертвующим и не утолят желаний и просьб молящих. Напротив, те, кто поклоняются этим идолам, в наказание будут ввергнуты в ад на вечные муки " . Услышав это, судья пришел в ярость и велел бичевать святого исповедника Божьего, надеясь, что под ударами тот ослабеет и утратит твердость духа, выразившуюся в его словах. Албан же, подвергнутый самым жестоким мукам, сносил их терпеливо и даже радостно во имя Господа. И судья, увидев, что муки не заставили его отречься от христианской веры, приказал казнить его смертью. Когда его вели на казнь, он подошел к быстрой реке (имеется в виду река Вер), протекавшей между городской стеной и ареной, где предстояло ему пострадать, и увидел там великое множество людей обоего пола и всех званий и возрастов, которые сошлись - без сомнения, по промыслу Божьему, - чтобы лицезреть блаженнейшего исповедника и мученика. Они так заполнили мост, что в тот вечер его едва можно было перейти. Там собрались почти все, и судья остался в городе один, без помощников. Святой Албан, горячо желая как можно скорее принять муки, спустился к реке и возвел глаза к небу. Тотчас же дно реки обнажилось в том самом месте, и он увидел, что воды расступились и дали ему дорогу. Среди тех, кто наблюдал это, был и палач, посланный его казнить. Движимый Божьим вразумлением, он поспешил к святому, когда тот шел к месту казни, отбросил бывший у него с собой меч и простерся перед ним, громко возглашая, что готов сам принять смерть вместе с мучеником или даже вместо него.

http://pravicon.com/info-1727

А. Б. изображается как рим. солдат с мечом или крестом на миниатюре Альбановой Псалтири в Санкт-Годехарде (Хильдесхайм) и иллюстрированного жития XIII в., принадлежащего перу Матвея Парижского, мон. из Сент-Олбанса (Dublin, Trinity College E. I. 40), на витраже в Уорике (капелла Бошан, 1447). Трудно определить, А. Б. или Альбану Майнцскому († ок. 406) посвящены многие церкви во Франции и Германии. В Майнце патроциний св. Альбана Майнцского впервые упоминается в 756 г. Раскопки под Санкт-Альбаном в Майнце выявили, однако, достаточно крупное здание V в., построенное на античном кладбище, где христ. захоронения совершались уже в IV в. и продолжались в ср. века. Это может служить объяснением сведений IX в. из мартиролога Рабана Мавра (21 июня), а также сочинений X-XI вв. о мученической смерти А. Б. в Майнце от рук ариан. Не вполне ясно происхождение св. Альбина (Albinus, пам. зап. 22 июня), к-рого, согласно сообщению (ок. 984) о перенесении его мощей императрицей Феофано из Рима в Кёльн в мон-рь св. Пантелеимона (сер. XI в.), стали называть так по просьбе архиепископа Майнцского, дабы отличать от св. Альбана Майнцского. В этом сообщении и в позднейшей традиции Альбин отождествлялся с А. Б., указывалось также, что в Риме Альбина почитали отдельно как рим. мученика. Вероятно, совмещение Альбина Римского и А. Б. произошло в момент обретения мощей первого в Риме, когда для идентификации Альбина избрали созвучное имя и тот же день поминовения в Римском мартирологе. Ист.: BHL, N 210d - 211a; Beda Venerabilis. Historia ecclesiastica gentis Anglorum//Opera historica/Ed. J. E. King. L., 1979. Vol. 1; Translatio s. Albini//MGH. T. 15. Pt. 1. P. 686-688; Constans de Lyon. Vie de S. Germain de Auxerre/Ed. R. Borius. P., 1965. (SC; 112). P. 12-18, 27; Mayer W. Die Legende des hl. Albanus des Protomartyr Angliae in Texten vor Beda//Abhandl. der Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen. Philos.-hist. Kl. N. F. 1904. Bd. 8. Heft 1. Лит.: Levison W. St. Alban und St. Albans//Antiquity. 1941. Vol. 15. P. 337-359; Kracht H. J. Geschichte der Benediktinerabtei St. Pantaleon in Köln, 965-1250. Siegburg, 1975; Borig-Could S. Lives of the English Saints. S. l., 1990r. P. 5-11; Crusius I. Basilicae muros urbis ambiunt: Zum Kollegiatstift d. frühen u. hohen Mittelalters in deutschen Bischofsstädten//Stud. zum weltlichen Kollegiatstift in Deutschland. Gött., 1995. S. 9-34.

http://pravenc.ru/text/115636.html

«Мое имя – Альбан» Мне очень интересны произнесенные Альбаном слова, первые из которых звучат так: «Мое имя – Альбан ». Римо-британское имя «Альбан» означает «белый». Многие знакомые нам слова и названия произошли от латинского слова «alba», то есть «белый». Это и «Альбион» – неформальное название Британии, которое она получила благодаря белым меловым скалам юго-восточного побережья, которые прежде всего открывались взору римских и других завоевателей. Альбан значит «Белый»: белый цвет символизирует верность христианскому наследию, преданность нашей вере Слово «белый» символизирует верность нашим корням и христианскому наследию, преданность нашей вере, которая должна быть воплощена в жизнь в странах, где мы живем. «Белый» означает нашу верность единству и чистоте веры. Верность не какому-то неопределенному, туманному «христианству», а православному христианству; не просто православному христианству, а православному до такой степени, чтобы вера воплощалась в каждом аспекте жизни – социальном, экономическом и политическом. Поэтому слова: «Я – Белый (то есть: «Я – Альбан»)» – можно понимать как исповедание ценностей Церкви постконстантиновской цивилизации, которые выразились в духовном идеале «Ρωμιοσνη» в Новом Риме, созданном святым равноапостольным Константином для объединения Европы и Азии. Хранителем этих ценностей затем стала Святая Русь – духовный идеал евразийской христианской империи. «Я исповедую и поклоняюсь Истинному Живому Богу» Казнь Святого Альбана (миниатюра, XIII век)      Эти слова святого Альбана выражают его веру – веру, ради которой он был готов умереть и ради которой стал мучеником. Эта вера заключается в поклонении и служении христианскому Богу, Истинному Богу, Пресвятой Троице. Сегодня люди поклоняются огромному множеству различных «богов»: настоящими идолами стали деньги, технологии, личный комфорт, секс, хорошая еда, социальные сети, телевидение, спорт, звезды-знаменитости и, конечно, свое «я» . «Потому что я этого достоин/достойна» – вот лозунг современного общества, порабощенного эгоизмом.

http://pravoslavie.ru/104868.html

Собор всех святых, на Британских островах просиявших И здесь у многих может возникнуть недоумение: а зачем нам, православным, почитать святых протестантской Великобритании и католической Ирландии? Но дело в том, что почти тысячу лет Британские острова пребывали в лоне Православия, как и вся Западная Европа. В 1054 г. произошло трагическое отпадение Римской Церкви от Церкви Вселенской. А в 1066 г. норманны-католики завоевали Англию, покорив её папе. Веком позже была завоёвана Ирландия. Так эти страны из православных стали католическими. А в начале шестнадцатого века король-многожёнец Генрих VIII порвал с Римом, чтобы не спрашивать разрешения у папы на новые браки, и самого себя объявил главой англиканской церкви. В итоге Англия стала протестантской. Поскольку Ирландия была долгое время оккупирована Англией, там тоже началось насаждение англиканства. Страна разделилась по религиозному признаку на католиков и протестантов. Но Православие вернулось. Оно вновь пришло на Британские острова с русской и греческой диаспорами. Возвращение это началось уже в XVIII веке, а в начале ХХ века достигло своего апогея. Итак, мы говорим не о католиках или протестантах, но именно о православных святых Британии . Их такое множество, что просто невозможно перечислить всех: первомученик Альбан, святители Айдан и Кутберт Линдисфарнские, Августин и Феодор Кентерберийские, Давид Валлийский, Патрикий Ирландский , преподобные Колумба Ионский и Брендан Мореплаватель, Бригитта Килдарская и Хильда Уитбийская, царственные страстотерпцы Эдуард, Освальд и Эдмунд, благоверные короли Альфред Великий, Кадваллар и Этельберт… Сами их имена звучат как красивая песня на незнакомом языке. Святой остров Иона (Айона) — «шотландский Афон». Место подвигов преподобного Колума Килле (Колумбы), его многочисленных учеников и преемников Воистину, Британская земля – святая земля. Древние предания связывают с ней имена апостола Андрея Первозванного , апостола от 70-ти Аристовула, праведного Иосифа Аримафейского. Есть там и места, связанные с явлениями Пресвятой Богородицы, а также и свои чтимые Её образы.

http://pravmir.ru/svyatye-britanskoj-zem...

  001     002    003    004    005    006    007