В дек. 1893 г. неск. тысяч петербуржцев направили прошение на имя Новгородского архиеп. Феогноста (Лебедева) о восстановлении Макариевой пуст. 17 авг. 1894 г. постановлением Святейшего Синода обитель была возобновлена как «Воскресенский практически-миссионерский монастырь» для противодействия распространявшемуся сектантству. Настоятелем В. м. стал миссионер иером. Арсений из Александро-Невской лавры. 16 окт. 1894 г. состоялось освящение места закладки Воскресенского собора. Обитель восстанавливалась в память спасения имп. Александра III Александровича и августейшей семьи при крушении царского поезда 17 окт. 1888 г. у ст. Борки и спасения цесаревича Николая Александровича при нападении на него в г. Оцу (Япония). На месте сгоревшей в янв. 1895 г. Успенской ц. весной того же года был построен одноименный деревянный храм, в к-ром уже в мае состоялись первые миссионерские беседы. При мон-ре действовало об-во трезвости, в 1915 г. преобразованное в Макариевское братство. Среди насельников мон-ря были выходцы из Греции и Черногории. После реконструкции в 1901 г. в Успенском храме были устроены приделы: правый во имя апостолов Петра и Павла, левый во имя преподобных Антония Великого и Макария Римлянина. В 1903-1905 гг. в мон-ре построили братский и настоятельский корпуса, гостиницу, хозяйственные сооружения, на верхнем этаже настоятельского корпуса 26 сент. 1905 г. была освящена домовая ц. во имя арх. Михаила. 1 февр. 1906 г. вместо игум. Арсения, посланного на Афон для борьбы с имяславием , В. м. возглавил иером. Кирилл (Васильев) , трудившийся в обители со дня ее возобновления. При нем в 1906 г. была выстроена 3-ярусная колокольня. В 1912 г. Тихвинский еп. сщмч. Андроник (Никольский) заложил, 10 дек. 1915 г. архим. Амвросий освятил каменный храм во имя арх. Михаила, примыкавший к братскому корпусу. На островке прп. Макария в 1900-1901 гг. была построена деревянная ц. во имя Всех преподобных, в посте и подвиге просиявших, в 1914-1916 гг. храм был перестроен в камне, при храме вскоре возник скит, где постоянно жили 2-3 монаха. Мон-рь владел 2 подворьями. На ст. Любань в одной из комнат деревянного 2-этажного дома 9 сент. 1901 г. сщмч. архим. Алексий (Бельковский) освятил Крестовоздвиженскую ц. На ст. М. Вишера была выстроена и 16 сент. 1901 г. архим. Алексием освящена деревянная ц. в честь Иверской иконы Божией Матери, вскоре сгоревшая, но отстроенная и освященная вновь 7 апр. 1902 г.

http://pravenc.ru/text/155316.html

В декабре 1893 года несколько тысяч петербуржцев направили прошение на имя Новгородского архиеп. Феогноста (Лебедева) о восстановлении Макариевой пустыни. 17 августа 1894 года постановлением Святейшего Синода обитель была возобновлена как " Воскресенский практически-миссионерский монастырь " для противодействия распространявшемуся сектантству. Настоятелем монастыря стал миссионер иером. Арсений из Александро-Невской лавры. 16 октября 1894 года состоялось освящение места закладки Воскресенского собора. Обитель восстанавливалась в память спасения имп. Александра III Александровича и августейшей семьи при крушении царского поезда 17 октября 1888 года у ст. Борки и спасения цесаревича Николая Александровича при нападении на него в г. Оцу (Япония). На месте сгоревшей в январе 1895 года Успенской церкви весной того же года был построен одноименный деревянный храм, в котором уже в мае состоялись первые миссионерские беседы. При монастыре действовало общество трезвости, в 1915 году преобразованное в Макариевское братство. Среди насельников монастыря были выходцы из Греции и Черногории. После реконструкции в 1901 года в Успенском храме были устроены приделы: правый во имя апостолов Петра и Павла, левый во имя преподобных Антония Великого и Макария Римлянина. В 1903-1905 годах в монастыре построили братский и настоятельский корпуса, гостиницу, хозяйственные сооружения, на верхнем этаже настоятельского корпуса 26 сентября 1905 года была освящена домовая церковь во имя арх. Михаила. 1 февраля 1906 года вместо игум. Арсения, посланного на Афон для борьбы с имяславием, монастырь возглавил иером. Кирилл (Васильев), трудившийся в обители со дня ее возобновления. При нем в 1906 году была выстроена трехъярусная колокольня. В 1912 году Тихвинский еп. Андроник (Никольский) заложил, 10 декабря 1915 года архим. Амвросий освятил каменный храм во имя арх. Михаила, примыкавший к братскому корпусу. На островке прп. Макария в 1900-1901 годах была построена деревянная церковь во имя Всех преподобных, в посте и подвиге просиявших, в 1914-1916 годах храм был перестроен в камне, при храме вскоре возник скит, где постоянно жили 2-3 монаха. Монастырь владел двумя подворьями. На ст. Любань в одной из комнат деревянного двухэтажного дома 9 сентября 1901 года архим. Алексий (Бельковский) освятил Крестовоздвиженскую церковь. На ст. Малая Вишера была выстроена и 16 сентября 1901 года архим. Алексием освящена деревянная церковь в честь Иверской иконы Божией Матери, вскоре сгоревшая, но отстроенная и освященная вновь 7 апреля 1902 года.

http://sobory.ru/article/?object=13301

Награжден набедренником (1907), скуфьей (1909), камилавкой (1911), наперсным крестом от Синода (1914); орденами св. Станислава 3-й степени (1902) и св. Анны 3-й степени (1907). Участник Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. По возвращении в Вел. Устюг принял участие в съезде духовенства и мирян Великоустюжского викариатства, на к-ром был избран почетным председателем. В июне 1918 г. по инициативе К. на чрезвычайном епархиальном собрании духовенства и мирян была образована комиссия по выделению Великоустюжского викариатства в самостоятельную епархию, К. стал председателем этой комиссии. 22 июля того же года Вологодским и Тотемским еп. сщмч. Александром (Трапицыным ; впосл. архиепископ) возведен в сан протоиерея. После образования епархии в сент. 1918 г. являлся председателем Великоустюжского епархиального совета. В 1920 г. К. был назначен на должность священника к Мироносицкой ц. в Вел. Устюге. Одновременно работал архивариусом в Северо-Двинском губ. архиве. В 1921 г., после того как Великоустюжский архиеп. сщмч. Алексий (Бельковский) благословил начать в епархии сбор денег и продуктов, К. был арестован вместе с архиеп. Алексием и др. членами епархиального совета. Их обвиняли в организации незаконного сбора средств на Церковь и нарушении декрета Совнаркома «Об отделении церкви от гос-ва». 12 июня 1921 г. Северо-Двинский губревтрибунал приговорил К. к 5 годам лишения свободы, однако вскоре все осужденные по этому делу были амнистированы. После освобождения К. был назначен настоятелем Успенского собора в Вел. Устюге. 3 авг. 1922 г. К. был арестован по обвинению в противодействии изъятию церковных ценностей . Вскоре был освобожден, но затем вновь арестован по обвинению в контрреволюционной агитации и в нарушении данной им подписки не касаться при чтении проповедей вопросов, не относящихся к религии. На допросе виновным себя не признал. 30 марта 1923 г. Комиссия НКВД по адм. высылкам приговорила К. к 2 годам заключения. Был помещен в исправдом в Вел. Устюге, а затем переведен в СЛОН. Отбывал срок заключения на о-ве Б. Муксалма. В 1925 г., после освобождения с Соловков, нек-рое время жил в Архангельске на положении адм. ссыльного. В том же году переехал в Вологду, где был назначен настоятелем Благовещенской ц. В 1930 г., после закрытия Благовещенской ц., стал настоятелем Богородице-Рождественской кладбищенской ц. Занимал должность председателя Вологодского епархиального совета в 1930-1937 гг. Собирал сведения о закрытых церквах и репрессированном духовенстве, о чем информировал Патриархию. Стал организатором обращения во ВЦИК РСФСР с жалобой на незаконное закрытие Богородского кладбища.

http://pravenc.ru/text/1841992.html

«Но у епископов Русской Православной Церкви есть еще немалое число и горячих приверженцев из простого, но верующего народа. Тесным, но многолюдным кольцом он окружает своих предстоятелей церковных и своею горячею верою и благочестивою жизнью представляет красноречивое оправдание их деятельности...» 120 . Хиротония во епископа состоялась в Казанском соборе Петрограда 6 августа 1916 года, в праздник Преображения Господня. Ее совершили: митрополиты Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) 121 , Петроградский и Ладожский Питирим (Окнов); архиепископы Казанский и Свияжский Иаков (Пятницкий), Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский); епископы Рязанский и Зарайский Димитрий (Сперовский), Черниговский и Нежинский, Василии (Богоявленский) 122 , Велетский и Дибарский Варнава (Сербия), Урмийский и Супурганский Мар-Илия (Геворгизов), Великоустюжский Алексий (Бельковский), викарий Вологодский, Гдовский Вениамин (Казанский), бывший епископ Полоцкий и Витебский Иннокентий (Ястребов), председатель Миссионерского совета. Тринадцать лег назад с этим же праздником совпал монашеский постриг Петра Белоликова, и теперь Преображение Господне прочно становилось днем его преображения и началом восхождения от силы в силу. По окончании литургии и чина освящения плодов иерархи вышли в мантиях на архиерейский помост для вручения хиротонисанному епископу архиерейского жезла. Митрополит Владимир произнес речь о предстоящем служении нового епископа. Накануне епископ Сергий (Лавров), которого вызвали из Персии, представил в Святейший Синод доклад о положении дел в Урмии и состоянии Миссии, и поэтому митрополит Владимир при напутствии нового епископа Салмасского хорошо представлял существо дела. «Урмия теперь – это уже не та богатая и цветущая, особенно в христианской ее части, область. Жестокая рука врагов сделала ее совсем неузнаваемой, и вот какую печальную картину представляет она сейчас по донесенным до нас официальным сведениям. Селения христиан в количестве 2/3 разрушены и опустошены. Церковное имущество разграблено. Иконы поломаны или сожжены. Из серебряных сосудов, похищенных из храмов, пьют на своих пирушках мусульманские ханы. Из дорогих облачений сделаны покрывала на седла их лошадей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Архиепископ Алексий (Бельковский) был арестован осенью 1937 года, когда ему было девяносто пять лет. Он не мог выйти из дома по приказу сотрудников НКВД, и они вынесли его сами на простыне. После короткого пребывания в тюрьме архиепископ Алексий в ноябре 1937 года скончался и был погребен на городском кладбище. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. +++++++++++++++++++++++++++++++++++++ К вопросу о дате рождения священномученика Алексия (Бельковского), архиепископа Великоустюжского, первого настоятеля тульского храма святого благоверного великого князя Александра Невского В 2012 году исполняется 75 лет со времени мученической кончины тысяч православных христиан и священнослужителей – расстрелянных и умерших от пыток (летом 1937 г. меры физического воздействия были официально санкционированы и рекомендованы как метод ведения следствия) и нечеловеческих условий содержания в лагерях и тюрьмах. Они были умучены только за то, что не отреклись от Христа, не сняли крест, не предали никого на допросах. В 2000 году Архиерейский юбилейный Собор Русской Православной Церкви единогласно принял решение «прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор Новомучеников и Исповедников Российских ХХ в., поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу». В списке новопрославленных святых значится и имя архиепископа Великоустюжского Алексия (в миру – Петр Филиппович Бельковский), первого настоятеля храма Александра Невского г. Тулы, принявшего мученическую кончину в тюремных застенках Великого Устюга в ноябре 1937 года (память – в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Вологодских святых). Общиной храма святого Александра Невского ведется кропотливая работа по сбору информации о священниках, служивших в храме с 1886 года до его закрытия в 1930 году. В отношении П.Ф. Бельковского эта задача была значительно облегчена тем, что в связи с его прославлением, базовые биографические сведения были собраны Православным Свято-Тихоновским институтом (ныне университет). На их основе членом Синодальной комиссии по изучению материалов, касающихся реабилитации духовенства и мирян Русской Православной Церкви, пострадавших в советский период, Игуменом Дамаскиным (Орловским) было написано подробное «Житие священномученика Алексия, архиепископа Великоустюжского».

http://pravicon.com/info-1713

Была определённая логика в том, кого коммунистическая власть выбирала на роль жертв. Бывших полицейских и армейских хватали отчасти в порядке мести, – как врагов, с которыми ещё недавно было вооружённое противостояние, а отчасти ради того, чтобы обезопасить свою власть от людей, которые в силу своей подготовки, могли бы возглавить восстание. Интеллигенцию преследовали ради того, чтобы обезопасить себя от умных критиков, которые могли бы дать идеологическое обоснование свержению коммунистической власти. Сказанное выше в той или иной степени относится и к другим категориям репрессированных, за исключением случайных жертв. Но это не относится к духовенству 1 . Как известно, Церковь , следуя заповеди «повиноваться и покоряться начальству и властям» ( Тит. 3:1 ), сохраняла лояльность к коммунистической власти (как и к любому другому режиму, в котором ей приходилось существовать) и своих чад призывала к повиновению, а не к мятежу. Да, имели место случаи открытой критики действий властей со стороны тех или иных священнослужителей, но не это было подлинной причиной арестов, потому что репрессии затрагивали не только тех, кто критиковал. Можно привести пример священномученика Петра (Петрикова), свидетельствовавшего на допросе: «Я всегда исполнял все касавшиеся меня законоположения, – не знаю ни одного случая нарушения мною таковых. Пользуюсь свободой верить во что мне угодно, по основному закону страны – конституции... Церковь – «не от мира сего». Мои интересы – интересы чисто духовные: получение благодати и приобретение совершенств, которыми обладает Бог , в Которого верю. Вопросами политики никогда не занимался и в политических вопросах не разбираюсь. Власти подчиняюсь по совести и готов пожертвовать для нее всем, чем только могу, если это будет нужно. Только верой в Бога не могу пожертвовать никому» (4, С. 191). То, что таких людей хватали, сажали и расстреливали, означает, что делали это именно ради того единственного, чем они не могли пожертвовать. В своих антирелигиозных гонениях коммунисты преследовали даже тех, кто совершенно не мог представлять для них угрозы. Например, священномученик митрополит Серафим (Чичагов) , к моменту ареста был уже давно на покое, ему шёл восемьдесят пятый год, он был прикован к постели, – при аресте его вынесли на носилках и в машине «скорой помощи» доставили в Таганскую тюрьму, а затем осудили и расстреляли. Также и священномученик архиепископ Алексий (Бельковский) по болезни не мог самостоятельно передвигаться, ему было девяносто пять лет, когда за ним пришли сотрудники НКВД, и вынесли его на простыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Первым самостоятельным Великоустюжским епископом в XX в. стал сщмч. Алексий ( Бельковский; 1918-1924). (Известен его отзыв о состоянии миссионерского дела в епархии в 1918. Архиерей писал о том, что прежде миссионерам приходилось действовать в основном против старообрядцев- беспоповцев , теперь необходимо бороться с неверием.) После еп. Алексия, ушедшего на покой в 1924 г. в возрасте 82 лет, Великоустюжскую кафедру занимал еп. Иринарх ( Синеоков-Андреевский; 1925-1926). В 1926-1927 гг. В. е. временно управлял Никольский еп. Иерофей (Афоник) . Затем на Великоустюжскую кафедру был назначен еп. Софроний ( Арефьев; 27 дек. 1927 -22 марта 1932, с 24 апр. 1929 архиеп.). Деятельность еп. Софрония осложнялась тем, что в В. е. достаточно быстро распространилось иосифлянство , вождем к-рого в В. е. с 1928 г. являлся еп. Иерофей (Афоник). Затем В. е. занимали еп. Серафим ( Трофимов; 22 марта 1932 - 24 авг. 1933), сщмч. еп. Николай ( Клементьев; 24 авг. 1933 - 11 авг. 1936, с 1934 архиеп.), архиеп. Питирим ( Крылов; янв. 1936 - 3 июля 1937). Др. назначения на Великоустюжскую кафедру неизвестны. В Северо-Двинской губ. обновленчество стало известно летом 1922 г. Во внутренней сводке 6-го отд-ния Секретного отдела ГПУ «О расколе духовенства» от 14 сент. 1922 г. в отношении Северо-Двинской губ. сообщалось, что там под председательством прот. А. Г. Ермолаева был организован епархиальный комитет из 10 чел., комитет выпустил листовку «Живая церковь». В 1923-1927 гг. существовала обновленческая Великоустюжская кафедра, к-рую возглавляли: Николай Орлов (10 окт. 1923 - 1925), Михаил Постников (20 февр. 1925 - 1925), Кирилл Ильинский (10 марта 1925 - 1925), Николай Ашихмин (24 апр. 1925 - 3 февр. 1927). В 1925 г. обновленческая структура включала 139 церквей, 146 священников, 27 диаконов. В 1927 г. обновленческая епархия была обращена в вик-ство при новообразованной обновленческой Сысоло-Вычегодской епархии, к-рой управлял Александр Сахаров, живший в Вел. Устюге. В 30-х - нач. 40-х гг. вик-ство в сане «архиепископа» возглавляли Иоанн Тюрин (1933 - 22 апр. 1936), Михаил Соколовский (22 апр. 1936 - 26 июля 1942).

http://pravenc.ru/text/150143.html

Преподобноисповедник Рафаил (Шейченко) , говоря на проповеди о жизни преподобного Иоанна Дамаскина при дворе халифа, сказал, что «мы не можем представить себе той восточной древней роскоши, которой окружали себя… восточные правители». И эта фраза была поставлена ему в вину – следователь заявил: «В этой своей проповеди вы, сравнивая жизнь Иоанна с советской действительностью, высказывали клеветнические измышления на материальное благосостояние трудящихся в СССР» . Мученика Иоанна Емельянова обвинили в том, что он «в контрреволюционных целях прославлял могилу умершего иеромонаха Аристоклия и организовал на нее паломничества» . Да, конечно, это серьезная угроза для советской власти, когда один пожилой человек организовывает путешествие нескольких людей на могилу уже умершего иеромонаха Аристоклия. Да, тут, конечно, революция в опасности. И за эти вот паломничества человека приговорили к расстрелу. У другого верующего – мученика Иоанна Малышева – при обыске во время ареста были найдены граммофон и 20 дореволюционных пластинок с церковными песнопениями, в том числе и с государственным гимном «Боже, царя храни». Выяснив, что он проигрывал эти пластинки, следователь на этом построил обвинение в «систематическом ведении контрреволюционной фашистской агитации» . Ничего так, да? За пластинки получить пять лет лагерей? Но пластинки эти были обнаружены при обыске, а значит, решение об аресте было принято до того, как их нашли. Так почему же было принято само решение об аресте? Причина та же, что и в упомянутом выше случае с монетами, которые нашли при обыске: потому что человек принадлежал к Церкви и вел церковную жизнь. И вот еще пара примеров. Больного и старого (ему было уже 95 лет) владыку Алексия (Бельковского) сотрудники НКВД доставили в тюрьму… на простыне Священномученик митрополит Серафим (Чичагов) к моменту ареста был уже давно на покое, ему шел 82-й год, он был прикован к постели – так при аресте его вынесли на носилках и в машине «Скорой помощи» доставили в Таганскую тюрьму, а затем осудили и расстреляли . И священномученик архиепископ Алексий (Бельковский) по болезни не мог самостоятельно передвигаться; ему было 95 лет, когда за ним пришли сотрудники НКВД и вынесли его на простыне .

http://pravoslavie.ru/106816.html

09 .1937–08.1937; Семипалатинская Александр Ярещенко Харьковская (укр.) Александр –1926: Артёмовская (обн.) Александр Чигиринская Александр Аккерманская (обн.) Александр Усть-Вымская(обн.) Алексий Баженов 1914–13(26).06.1921: Кировоградская 1920–13(26).06.1921: Одесская, в. у.(?) 1922–1923: Одесская (обн.) 1923–1929: Казанская (обн.) 1933–27.01(09.02).1938: Симферопольская (обн.) Алексин Бельковский 1909–1924: Великоустюжская, паки Алексий Буй 06(19).12.1923–1924: Велижская 1924–1924: Петропавловская (Омское вик.) 10 .1925–1926: Свердловская, в. у. 1925–1925: Акмолинская 1925–1926: Витебская (Полоцко-Витебская) (?) 10 .1925–12.1926: Семипалатинская 1926–12.1926: Острогожская 1926–12.1926: Воронежская, в. у. 1926–1927: Мичуринская 1927–1927: Шацкая 1927–14(27).03.1928: Уразовская 1927–1928: Воронежская, в. y., паки Алексий Готовцев 08(21).05.1921–1923: Звенигородская (Киевск. вик.) 1923–04.1927: Серпуховская 02 .1926–04.1927: Московская Патриаршая область (Совет викариев), в. у. 02 .1927–04.1928: Курская, в. у. 02 .1927–04.1928: Тульская, в. у. 04 .1927–1932: Рыльская Алексий Громадский 21 .08(03.09).1922–20.04(03.05).1923: Луцкая 20 .04(03.05).1923–21.05(03.06).1928: Гродненская 21 .05(03.06).1928–1940: Кременецкая 1933–15(28).04.1934: Гродненская, в. у. (?) 1941–08(21).05.1943: Ровненская и Волынская, окк. Алексий Дородницын 1911–1911: Казанская, в. у. 30 .07(12.08).1914–1917: Владимирская Алексий Дьяконов 27 .04(10.05).1923–1927: Смоленская (обн.) 1927–: Саратовская (обн.) 1934–1936: Псковская (обн.) Алексий Житецкий 01(14).12.1919–17(30).10.1924: Боровская Алексий Замараев 27 .08(09.09).1921–1923: Бежецкая 08(21).08.1923–12(25).06.1924: Брянская (обн.) 12(25).06.1924–26.11(09.12.) 1924; Калужская (обн.) 26 .11(09.12).1924–05(18).04.1927: Симферопольская (обн.) Алексий Златорунский 1930–1931: Сталинградская (обн.) 1931–: Серпуховская (обн.) Алексий Кононов 26 .10(08.11).1922–1925: Забайкальская (обн.) 07(20).11.1922(?)–1926: Петропавловская (Казахстан) (обн.) 16(29).10.1936–18(31).08.1937: Чкаловская (обн.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Осенью 1937 года архиепископ Алексий был арестован. Ему было уже девяносто пять лет. Он не мог выйти самостоятельно из дома, когда за ним пришли сотрудники НКВД и они вынесли его сами на простыне. После короткого пребывания в тюрьме архиепископ Алексий в ноябре 1937 года скончался и был погребен на городском кладбище. Ежегодно в день памяти священномученика Алексия в храме святителя Стефана Великопермского (Стефановском Архиерейском подворье) города Великий Устюг совершается Божественная Литургия в память угодника Божия принявшего мученическую кончину. Церковь святителя Стефана расположена на территории кладбища, на котором находится захоронение священномученика Алексия. После Божественной Литургии духовенством Архиерейского Стефановского подворья храма совершается молебен священномученику Алексию с крестным ходом к его могиле. Также, во время крестного хода духовенство и прихожане храма молятся у Поклонного креста, установленного в честь растреляных на этом месте православных христиан в 30-х гг. ХХ столетия. К сожалению, в каноническом Житии архиепископа дается только год его рождения – 1842, без указания точных дня и месяца, и ни каких сведений о его семье, кроме упоминания о том, что в 1897 году он овдовел. Учитывая же, что в храме в особые дни принято поминать не только почивших священнослужителей, но и членов их семей, общиной храма был осуществлен архивный поиск в целях получения недостающих данных, увенчавшийся успехом. В фонде Тульской духовной консистории в клировой ведомости Александро-Невской, что на Плац-параде церкви г. Тулы за 1896 год был выявлен послужной список священника Петра Филипповича Бельковского, настоятеля церкви, который позволяет сделать вывод об ошибочности указываемой практически во всех печатных и электронных ресурсах и Житиях даты рождения священномученика Алексия (Бельковского) – 1842 год (за исключением «Тульского синодика», где указан 1841 г.). Возникает также вопрос и в отношении года смерти его жены. Жития, а за ними и другие источники указывают, что священномученик Алексий овдовел в 1897 г., а в приводимом ниже послужном списке, составленном в 1896 г., он уже назван вдовцом.

http://pravicon.com/info-1713

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010