Его Высокопреосвященство осматривал последний и на собрании попечителей высказал сему предначертанию сочувствие, с тем, чтобы на общеприходском митинге был подробно разработан план нового строительства. Долго оставаться в Нью-Британи нельзя было, так как вечером в воскресенье была назначена вечерня в Бриджпорте (по пути в Нью-Йорк), и Владыка вскоре распростился с гостеприимным и радушным хозяином и со своими спутниками отбыл из Нью-Британи. Бриджпорт – один из старейших приходов в нашей Епархии 839 . Величественный звон, лучший во всей Миссии, приветствовал приближение Архипастыря к храму. На ступенях притвора встретили Владыку прихожане с возжженными свечами, а в церкви – с крестом о. Ф. Букетов, настоятель соседнего Анзонийского прихода. Свящ. В. Туркевич, настоятель Бриджпортской церкви, управлял хором, за отсутствием псаломщика. Небезызвестный в летописях нашей Миссии Бриджпортский хор и на этот раз поддержал свою славу. Исключительное заведывание им находится теперь в руках о. Туркевича, который как образованный музыкант сообщил самую благородную постановку исполнению даже очень сложных партесных песнопений и сумел поднять хор даже выше его прежнего уровня. На вечерне сослужили Владыке прот. Хотовицкий и свящ. Ф. Букетов с диаконом А. Кальневым. После литии с благословением хлебов Его Высокопреосвященство долго поучал народ уроками из евангельского чтения, указывая путь, каким должно идти, дабы не лишиться блаженного удела Лазаря после смерти и избегнуть грозной участи, постигшей богача. Вечерня закончилась помазанием богомольцев елеем. Отзываемые неотложными нуждами Генеральный Консул Н.Н. Лодыженский, любезно сопровождавший Владыку в Нью-Британ и Бриджпорт, и диакон Кальнев в тот же вечер отбыли в Нью-Йорк, а Высокопреосвященный Владыка провел ночь и часть следующего дня в гостеприимной семье о. Венедикта Туркевича» 840 . 7/20 ноября 1905 г. В понедельник архиеп. Тихон молился на всенощном бдении, которое прот. Александр Хотовицкий совершал в нижнем зале Трехсвятительской церкви Анзонии, предположенной чрез месяц к великому освящению.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

После возвращения святого Патриарха Тихона к управлению церковному и ряда его заявлений о лояльности государственной власти многие из архипастырей, пастырей, церковных деятелей и рядовых мирян, осужденных трибуналами по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей, были амнистированы. В октябре 1923 года освободили из-под стражи и отца Александра. После освобождения он не имел штатного места ни в одном из приходов и служил по приглашению в разных московских церквах. Но на свободе он оставался не долго. Уже 4 сентября 1924 года Е. Тучков, начальник 6 отдела ОПТУ, составил список из 13 священнослужителей и церковных деятелей Москвы, которых он рекомендовал подвергнуть административной ссылке. Новомученику Александру, включенному в список, дается в этом документе такая характеристика; " Поп-проповедник с высшим образованием, очень активный, резок и пользуется влиянием на тихоновцев. Настроен антисоветски " . 9 сентября 1924 года новомученик Александр был подвергнут допросу. " По своим религиозным убеждениям, - сказал он на допросе, - я причисляю себя к тихоновцам. С Патриархом кроме служебных отношений я связан более близко, но в последнее время в связи с осуждением по делу изъятия ценностей я встречаться с Патриархом избегал, полагая, что это может быть неудобным. По поводу реставрации власти я никогда нигде не высказывался и подобной мысли у меня не было " . Особым совещанием при коллегии ОГПУ новомучених Александр был сослан на поселение в Туруханский край сроком на 3 года. Его и без того болезненное здоровье было подорвано пребыванием на Крайнем Севере. Удостоенный сана протопресвитера, отец Александр по возвращении из ссылки стал одним из ближайших помощников Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Сергия (впоследствии Патриарха), который хорошо знал его со времени его служения в Финляндии. В 1930-е годы протопресвитер Александр служил настоятелем храма Ризоположения на Донской улице. Один из прихожан этого храма вспоминает о нем: " В 1936 году отец Александр проповедей не произносил, очевидно, они были ему запрещены. Я присутствовал в 1936 - 37 годах много раз на служении отца Александра. Высокий седой священник, тонкие черты лица, чрезвычайно интеллигентная внешность. Седые подстриженные волосы, небольшая бородка, очень добрые серые глаза, высокий громкий тенор... четкие вдохновенные возгласы. Своим обликом он напоминал целый ряд священников-беженцев из западного края. У отца Александра было много прихожан, очень чтивших его... И сегодня помню глаза отца Александра. Казалось, что его взгляд проникает в твое сердце и ласкает тебя. Это же ощущение было у меня, когда я видел святого Патриарха Тихона... Так же и глаза отца Александра; светящийся в них свет говорит о его святости " .

http://pravicon.com/info-1696

Из числа членов Совета отсутствовали: сверхштатный заслуженный ординарный профессор Н.А. Заозерский ; ординарный профессор А.А. Спасский; экстраординарные —75— профессора – С.И. Соболевский, И.В. Попов , Н.Г. Городенский , Μ.Μ. Богословский и А.П. Орлов. Слушали: I. Доклад секретаря Совета Н.Д. Всехсвятского: «Честь имею представить Совету Академии табели баллов по устным и письменным ответам, а также и по поведению, полученных за истекший 1909–1910 учебный год студентами первых трех курсов Академии». По рассмотрении табелей оказалось, что: 1) Из 61 студентов I курса, а) студенты Берников Сергей, Есипов Иван и Протопопов Валентин не держали устных испытаний, не представили никаких письменных работ за I курс (за исключением Протопопова, представившего одно семестровое сочинение по древней гражданской истории) и просят Совет Академии об оставлении их, по болезни, в том же курсе на второй год; б) студент Семенов Андрей, принятый в состав курса по определению Совета от 11 ноября 1909 года, не представил семестрового сочинения по метафизике и ходатайствует о разрешении исполнить эту обязанность после летних каникул; в) студент Ельчанинов Александр, окончивший университетский курс по историко-филологическому факультету, согласно указу Святейшего Синода от 5 мая 1910 года за 6177 обязан сдать устные испытания по специальному предмету, одному из древних и одному из новых языков, хотя отметки по ним и имеются в его университетском дипломе. – г) Поведение сорока восьми студентов означено баллом 5, девяти – баллом 5– и двух – баллом 4+ (студенты Берников и Есипов провели учебный год вне Академии и балла по поведению не имеют). 2) Из 71 студентов II курса не держали, по болезни, устных испытаний: иеромонах Серафим (Иованович), сербский уроженец (по психологии); Телятьев Валериан (по психологии) и Хотовицкий Александр (по патристике, истории философии и психологии). Всеми поименованными студентами представлены в Совет Академии прошения, с —76— приложением медицинских свидетельств, о разрешении им сдать означенные испытания после летних каникул. – Поведение сорока семи студентов означено баллом 5. шестнадцати – баллом 5–, шести –баллом 4+ и двух – баллом 4.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вышло в свет 24-томное переиздание одной из важнейших богослужебных книг Православной Церкви — служебной Минеи 7 июля 2011 г. 21:15 Издательство Московской Патриархии выпустило в свет 24-томное переиздание одной из важнейших богослужебных книг Православной Церкви — служебной Минеи, содержащей службы церковным праздникам и православным святым на каждый день года. Это издание готовилось в Русской Церкви к 1000-летию Крещения Руси, которое торжественно отмечалось в 1988 году. Двадцать четыре тома миней вышли в период с 1978 по 1987 гг. при председателе Издательского Отдела Московской Патриархии митрополите Питириме (Нечаеве) . Текст миней набран гражданским шрифтом и переиздается репринтом, кроме сентябрьского тома и новых приложений, которые выполнены компьютерным набором. Первое переиздание миней было осуществлено в 2002-м году, второе — в 2008-м. Таким образом, настоящее издание 2011 года является уже 4-м выпуском знаменитого корпуса так называемых «зеленых» миней. При каждом переиздании в соответствующие тома добавляются новые утвержденные Священноначалием службы. В переиздания 2002-го и 2008-го годов вошли службы прославленным святым XIX и XX веков: Царственным страстотерпцам, Собору новомучеников и исповедников Российских, святому праведному Иоанну Кронштадтскому, святителям Феофану Затворнику и Игнатию Брянчанинову, святителям Макарию, митрополиту Московскому, Иову, первому Патриарху Московскому и всея Руси , Тихону, Патриарху Московскому и всея России , святителю Филарету Московскому, преподобным Амвросию Оптинскому, Силуану Афонскому, Андрею Рублеву, родителям преподобного Сергия Радонежского преподобным Кириллу и Марии, благоверному князю Димитрию Донскому, блаженным Ксении Петербургской и Матроне Московской, службы Собору эстонских святых, а также тропари и кондаки некоторым другим новопрославленным святым. В очередное переиздание 2011 года включены новые службы, составленные Синодальной богослужебной комиссией и утвержденные Святейшим Патриархом и Священным Синодом Русской Православной Церкви. Это службы Собору отцев Оптинских и преподобным Иулиании и Евпраксии Московским. Также в соответствующие тома были добавлены тропарь и кондак священномученику протоиерею Иоанну Царскосельскому (Кочурову) и тропарь и кондак священномученику протопресвитеру Александру Хотовицкому, утвержденные еще Архиерейским Собором 1994 года, но по техническим причинам не попавшие в переиздания 2002-го и 2008-го годов. На корешке и крышке переплета каждого тома, а также на титуле теперь проставлен диапазон дней, службы которых входят в соответствующий том. Это позволит быстро находить на полке том с необходимой службой. Также во всех томах исправлены опечатки и ошибки, обнаруженные в процессе пользования книгами. Издательство Московской Патриархии /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1556630.ht...

171 Святитель ехал на обычной фермерской телеге по очень плохой дороге. Неожиданно в упряжке что-то оборвалось, и лошади понесли. Началась бешеная скачка по ухабам, рытвинам, рвам. Владыку выбросило на землю, при этом одна нога попала под колесо. Резким движением он успел выдернуть ее из сапога, как раз в тот момент, когда колесо наехало на сапог. Но сильно пострадала другая нога, на которую упал святитель, произошло растяжение связок, принесших немало боли и страданий владыке. Даже в таком состоянии святитель намеревался продолжить путь, только теперь надо было идти уже пешком. В это время подъехал фермерский воз, который и доставил владыку к месту назначения. Многочисленные ушибы и вывернутая нога еще долго напоминали святителю о посещении Канады, но он с «обычным благодушием переносил страдания» и с улыбкой вспоминал «прелести канадских дорог» 19. С. 403]. 172 «Конечно, Владыка мог бы переезжать и не в общих вагонах, а в купе, где есть всевозможные удобства, а главное — простор, чистота и отсутствие назойливых глаз. Но ведь — сколько бы приходов должно было тогда прекратить свое существование, лишась, — вследствие перерасхода миссийных сумм, — спасительной поддержки. Нет, уж лучше самому сократиться и потерпеть, лишь бы только эти приходы продолжали существовать, так давно решил Владыка» С. 456]. 173 Александр Александрович Хотовицкий родился 11 февраля 1872 (1870) в г. Кременец Волынской губернии, в семье протоиерея, ректора Волынской духовной семинарии, которую и окончил. В 1895 г. окончил С.-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Еще в Академии юноша подал прошение о зачислении его на службу в Алеутскую миссию и его назначили вторым псаломщиком в Св.-Никольский приход в Нью-Йорке. 23 февраля 1896 г. он был рукоположен епископом Алеутским Николаем (Зиоровым) во диакона, а через день, 25 февраля, — в сан пресвитера. Став настоятелем Св.-Никольского прихода, он взял на себя подвижнический труд по строительству нового храма. Трудами и заботами о.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

221 Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского. С. 48–50. 222 Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского. С. 51. 223 Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского...//АПВ, 1900, т. IV, 4, с. 72–73. 224 Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского... С. 74. 225 Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского... С. 75. 226 В книге Рафаила Мельникова сказано: «В сроках спуска на сей раз газеты не обманулись, но особых церемоний не было. Правда, молебен служил приглашенный Э. Н. Щенсновичем православный архиепископ Алеутский и Северо-Американский. Присутствовали члены комиссии, матросы из команды и приглашенные Крампом посол России в Вашингтоне граф А.П. Кассини, а также бывший военно-морской атташе генерал-майор Д.Ф. Мертваго...» (Мельников P.M. Крейсер «Варяг». 2-е изд. Л.: Судостроение, 1983. С. 58). Однако епископ Алеутский и Аляскинский Тихон не присутствовал при спуске крейсера на воду; молебен тогда был отслужен священниками Александром Хотовицким и Илией Зотиковым в присутствии членов Российского посольства и массы почетных гостей. 228 Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского... С. 75–77. 229 Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского... С. 77. 230 Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского... С. 78. 232 Письмо преосвящ. Алеутского экзарху Грузии Флавиану (Городецкому) от 24 января (ст. ст.) 1900 г. (Письма святителя Тихона. С. 56.) 233 Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского... С. 80–81. 234 На ободке архиерейской трости было выгравировано: «Владыке Тихону сербы в Америке. 1900» (Недзелъницкий И.Я. Из Северной Америки//ПЦВ, 1900, 13, с. 549).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Для объединения и умиротворения церковной жизни члены епархиального управления предлагали на основании имеющихся данных следующую компромиссную резолюцию: «Вследствие постановления Волынского епархиального съезда православного духовенства и мирян от 29–31 декабря 1924 года (протокол 5) о признании Всеукраинского Священного Синода высшим церковно-административным органом управления на Украине, Волынское епархиальное управление, как избранное этим съездом, не сможет отменить постановления епархиального съезда о признании Всеукраинского Священного Синода высшим церковно-административным органом управления на Украине, а должно работать, согласно постановления епархиального съезда. Но ввиду заявления временно управляющего Волынской епархией председателя епархиального управления Епископа Максима о том, что он не согласен с постановлением епархиального съезда относительно Синода, и при таких условиях не может председательствовать в епархиальном управлении, и как управляющий епархией будет управлять единолично той частью епархии, которая будет к нему обращаться – епархиальное управление должно или ликвидировать себя, на что оно не имеет права, или работать без управляющего епархией Епископа, что будет не канонично. Принимая же во внимание разъяснение Патриарха Тихона о том, что Харьковский Синод, как образовавшийся самочинно, без благословения Патриарха, вопреки определения Всеукраинского и Всероссийского Церковных Соборов 1918 г. о высшем церковном управлении на Украине [отд. 1 п. а) положения о сем управлении], не каноничен, – епархиальное управление, в целях умиротворения и объединения всей епархии в одно управление, считает нужным воздержаться от сношений с Синодом до более детального выяснения вопроса относительно каноничности организаций Всеукраинского Синода и о его ориентации, до этого же времени продолжать работу епархиального управления, как было прежде до съезда. В случае же получения от Синода каких-либо бумаг, поступать так – бумаги информационного характера принимать к сведению, и в потребных случаях сообщать духовенству епархии как информацию; бумаги же требующие получения с мест сведений, могущих быть полезными епархии (как, например, последняя бумага о возможности восстановления монастырей для помещения там разошедшихся по всей епархии монахов), передавать для исполнения избранному епархиальным съездом уполномоченному Священного Синода священнику Александру Хотовицкому, которого считать неуполномоченным Священного Синода, а уполномоченным епархиального Синода или Волынской епархии для сношений с Харьковским Синодом и гражданскими учреждениями; бумаги же касающиеся канонических и догматических вопросов, а также внутреннего уклада церковной жизни оставлять без исполнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Справка : 1) Указом Святейшего Синода от 5 июля 1895 года за 2565 Советам Академий предписано было: „дозволять удостоенным степени кандидата переделывать их кандидатские сочинения в магистерские диссертации с большой осторожностью и не иначе, как с особого разрешения Епархиального Архиерея“. – 2) Кандидатское сочинение священника Димитрия Лебедева отмечено было рецензентами баллом 5−. Определили : Дозволить смотрителю Кинешемского духовного училища священнику Димитрию Лебедеву переработать его кандидатское сочинение на вышеуказанную тему в магистерскую диссертацию, – о чём и представить предварительно на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. XVII . а) Отзывы о курсовом сочинении действительного студента Академии Хотовицкого Александра на тему: „Характер и рост внутренней (преимущественно противо-сектантской) миссии в Русской церкви за последнее десятилетие“. 1) Экстраординарного профессора А.П. Орлова: „Задачей г. Хотовицкого было – представить по возможности полную и всестороннюю картину современного (за по- —511— следние 10 лет) состояния русской противо-сектантской миссии, как в её организации, так и жизнедеятельности. Материалом для такой работы служили всякого рода известия о противо-сектантском миссионерстве в Русской Церкви, в систематизированном или отрывочном виде сделавшиеся достоянием печати (отчёты различных миссионерских учреждений и деятелей, журнальные статьи, корреспонденции и т. п.). – Сочинение г. Хотовицкого разделяется на две части: в первой части (1–194 стр.) автор характеризует отношение к внутренней миссии со стороны центрального управления русской церкви, – затем даёт более или менее подробную характеристику устройства и деятельности епархиальных миссионерских Братств, Комитетов, Советов, – обозревает миссионерскую деятельность специальных противо-сектантских миссионеров, – приходских пастырей и народа; наконец, говорит о чрезвычайных формах противо-сектантской миссионерской деятельности (миссионерских курсах; областных и всероссийских съездах). Вторая глава сочинения г. Хотовицкого посвящена обзору внутренних идейных течений в нашей противо-сектантской миссии за последние годы, – в частности, трактует о вопросах, вызванных в ней появлением известных манифестов о вероисповедной свободе (195–259 стр.). В преднамеченный автором план его работы должны были, по его заявлению, войти ещё отделы – „о противо-сектантской литературе и о постановке преподавания сектантства в духовной школе (семинариях и академиях)“ за указанный в теме автора период, но „за ограниченностью располагаемого автором времени“ эти главы остались не написанными. В особом „приложении“ (I–IX) г. Хотовицкий ограничился лишь сжатым обзором того материала, каким он предполагал заполнить намеченные им рубрики. В „заключительных строках“ своей работы (259–271 стр.) автор высказывает несколько замечаний о причинах мало-успешности современной противо-сектантской миссии и о мерах к её возвышению.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Новое время требовало новых методов миссионерской работы. Это понимали все. При этом выработка миссионерских приемов, адекватных новой ситуации, была задачей очень непростой. Стремление говорить на языке эпохи нередко вело к тому, что православные традиционалисты, которые еще составляли большинство прихожан, воспринимали эту новую проповедь как кощунство. Так, например, весьма неоднозначно воспринимались попытки проведения в храмах различных концертов и выступлений артистов. Первоначально Миссионерский совет считал подобные выступления вполне допустимыми. На одном из его заседаний протоиерей П.А. Миртов говорил о желательности создания народных хоров и организации вечеров, на которых апологетическая беседа сочеталась бы с пением, причем и то, и другое служило бы одной идее, положенной в основание вечера. Положим, вечер посвящается раскрытию истины бытия Божия. Необходимо, чтобы не только лектор, но и песнопения данного вечера были направлены на раскрытие одной и той же мысли. 1429 Однако от таких мероприятий все-таки оказалось больше вреда, чем пользы, и на заседании Миссионерского совета, которое состоялось 14 декабря 1918 г., протоиерей А.А. Хотовицкий и священник В.Н. Воробьев говорили о том смущении, которое вызвало среди прихожан чтение артистами в московских храмах мистерии К.Р. «Царь Иудейский». 1430 Прихожане требовали запретить такие выступления, 1431 и через несколько дней такое запрещение последовало: Признавая со своей стороны устройство как платных, так и бесплатных чтений в церквах произведений светской драматической литературы, хотя бы и написанных на евангельские темы, безусловно недопустимым, поручить управляющему Московской епархией преосвященному Коломенскому сделать ныне же распоряжение о воспрещении впредь устройства подобных чтений в храмах г. Москвы; о том для исполнения послать преосвященному Иоасафу [Каллистову] указ и, вместе с тем, для предупреждения возможности подобных случаев в церквах других епархий послать всем епархиальным преосвященным циркулярные указы. 1432

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

О, если бы было так! Только вряд ли... А жить тут очень трудно: ревматизм в спине по утрам все усиливается и усиливается, так, что еле-еле поднимаешься с постели; лекарства почти не помогают, вследствие страшной сырости в камере (по стенам течет), хотя М.П.Чельцов каждый вечер и натирает меня усиленно втиранием так, что кожа трещит. 4/17 декабря 1922 г. С 30, в ночь на 1-ое, исполнилось уже четыре месяца с тех пор, как Владыку митрополита и «иже с ним» взяли со Шпалерной... В течение четырех месяцев о них ни слуху, ни духу. Много было разговоров о переводе их в Москву, о высылке в Соловки, в Суздаль. И, наоборот, из сфер Трибунала слух - определенные сведения об их расстреле. Ам­нистия 2 ноября (13 ноября) говорит о пересмотре дел в тех случаях, если приговор не приведен в исполнение. Следовательно, если бы они были живы, о них обязательно должна была бы быть речь в Трибунале в смысле или подтверждения приговора, или замене этой меры наказания другой - низшей. Ничего этого не было, хотя дело наше рассмотрено. На этом основании, подумав, решили 1 числа отслужить по нашим страдальцам панихиду и перенести их из заздравного синодика в заупокойный. Так и сделали. Парийский, однако, все время уклоня­ется на молитве от ектении заупокойной по Владыке. Сегодня газетное сообщение о Хотовицком (сщмч. прот. Александр, товарищ по СПб Академии 1895 г. выпуска. - Л.А. ) - расстрела нет, приго­ворены «по совокупности преступлений» к десяти годам. Слава Богу, что нет крови... В поминовении опять перемена: Лев Николаевич (Парийский. - Л.А. ) просил выделить Владыку митрополита и «иже с ним» в особое прошение - «о милости и спа­сении» в виду неизвестности их смерти. 8/21 декабря 1922 г. Один из сидящих здесь - инженер Всеволожский рассказывал Преосв. Венедикту вчера и сегодня на прогулке о смерти владыки митрополита. Как будто верны слухи о переодевании его, об обмороке с ним, продолжавшемся четверть часа, причем во время обморока не было приказано стрелять в него, а тогда, когда он очнулся, стреляли в висок, смерть наступила не сразу - потекла кровь по лицу на бороду, и митрополит не раз правой рукой провел по бороде, смахивая кровь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010