(См. запись 1942 года: «Мое рукоположение».) 95 Зандер Лев Александрович (1893–1964) – ученик и последователь С. Н. Булгакова, исследователь его творчества. 97 Согласно истории Иова, рассказанной в Библии , Бог послал ему величайшие испытания: сначала уничтожил все его стада и отнял семь сыновей и трех дочерей, а затем поразил его самого проказой. Иов показал себя подлинным праведником и не стал проклинать Бога, однако он вызвал Бога на «состязание», т. е. стал доказывать несправедливость наложенного на него наказания. «О, если бы я знал, где найти Его, – восклицает Иов,–и мог подойти к престолу Его! Я изложил бы пред Ним дело мое, и уста мои наполнил бы оправданиями; узнал бы слова, какими Он ответит мне, и понял бы, что Он скажет мне… Тогда праведник мог бы состязаться с Ним,–и я навсегда получил бы свободу от Судии моего» ( Иов. 23:1–7 ). В итоге Иов оказывается прав в своей настойчивости, и Бог снова даровал ему здоровье, богатство и благополучие. 99 Бурса (от ср.-век. лат. Bursa – сумка) – общежитие для бедных студентов при средневековых университетах; в России до 1917 г. – при духовных училищах и семинариях. 101 Добролюбов Николай Александрович (1836–1861) – русский литературный критик, публицист, революционный демократ. С 1857 г. постоянный сотрудник журнала «Современник». Развивая эстетические принципы В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского, видя назначение литературы прежде всего в критике существующего строя, разработал метод так называемой «реальной критики» (статьи 1859–1860 гг.: «Что такое обломовщина?», «Темное царство», «Луч света в темном царстве», «Когда же придет настоящий день?»). 102 Акафист (позднегреч. akathistos, от а – отрицательная приставка и греч. Kathizo – сажусь) – христианское хвалебное церковное песнопение. Исполняется стоя всеми присутствующими. 103 Александр II (1818–1881) – российский император с 1855 г. Старший сын Николая I. Осуществил отмену крепостного права и провел затем ряд реформ (земская, судебная, военная и т. п.). После Польского восстания 1863–1864 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Это размышление не переносит ли наши мысли в ту храмину в Ливадии, где напутственный святыми таинствами, в благоговейном настроении духа, с покорностью воле Божией, на руках Супруги и Сына Своего предавал Богу Свою душу Благочестивейший Государь наш Император Александр Александрович? Не почило ли здесь родительское благословение на Сыне Его, „проникшемся заветами Родителя своего“ и на отечестве нашем, которое Почивший „любил всеми силами своей русской души и на благоденствие которого полагал – все свои помыслы, не щадя ни здоровья Своего, ни жизни“ 17 . Мы не знаем тайны последних бесед Почившего Царя с Сыном, принявшим Его царство, но Его глубокая вера, благочестие и признанные всем миром великие добродетели Его убеждают нас, что мы не погрешим против истины, если облечем смысл и силу Его последнего благословения словами Царя Давида, сказанными Сыну Его Соломону: „вот я отхожу в путь всей земли, ты же будь тверд и мужествен, и храни завет Господа Бога твоего, ходи путями Его и соблюдай уставы Его и заповеди Его..., чтобы быть тебе благоразумным во всем, что ни будешь делать и везде куда ни обратишься ( 3Цар. 11, 2, 3 ). И ты, Соломон, сын мой, знай Бога отца твоего и служи Ему от всего сердца и от всей души; ибо Господь испытует сердца знает все движения мыслей. Если будешь искать Его, то найдешь Его, а если оставишь Его, Он оставит тебя навсегда“ (1Парал.18,9). И если Благочестивейший Государь наш Николай Александрович „проникся“, как Сам благоволил изречь в своем Манифесте, подобными заветами и „приял священный обет пред лицем Всевышняго“ соблюдать их, то не должны ли мы, при благоговейном воспоминании о Почившем, дать место в сердцах наших радости о воцарившемся Государе нашем? – Он получил в наследство не маленький участок земли, как Иосиф от отца своего Иакова, но величайшее в мире царство твердое и благоустроенное. Он приял царство, успокоенное не от набегов мелких хищных племен, как Соломон от Давида, но умиротворенное с величайшими державами мира и возвышенное общим от них уважением. Он получил от отца своего завет не построить один только храм Богу истинному, для одного народа, в чаянии только в отдаленном будущем просвещения мира истинным богопознанием, но „завет“ – хранить и защищать святую вселенскую Православную Церковь и утверждать благочестие в стомиллионном народе. Можем ли мы не праздновать радостно в честь Его народных торжеств и не взирать с надеждами на будущее нашего отечества, когда оно предано благословением Почившего, вместе с возлюбленным Сыном Его, Благочестивейшим Государем нашим, Божию покровительству?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

(18) И обратит лице свое на островы морские, т.е. Александр пойдет в верхнюю Киликию, которая отложилась от него. И возмет многи из возмутившихся Киликиан. И погубит князя укоризны своея в Киликии. И укоризна его возвратится ему, т.е. возмутитель предан будет казни. (19) И обратит лице свое, т.е. Александр, в крепость земли по гордости своей; и изнеможет, и падется, и не обрящется, т.е. Александр. (20) И станет на место его испровергший могущество его, т.е. Птоломей, который ниспровергнет владычество и царство Александра. И в малы дни сокрушится, т.е. сам Птоломей. Не во гневе и не в ярости брани, потому что умер после трехдневной болезни. (21) И станет на месте его уничиженный; то есть владения Александра, захваченные Птоломеем, похитит ничтожный Димитрий, который будет сокрушен Ионафаном; и приидет тайно, и соодолеет царству лестми, Димитрий придет и овладеет царством без труда; потому что Александр будет убит, и Птоломей умрет от болезни. (22) И крепость городов будет разхищена Димитрием. И сокрушатся от лица его старейшины завета; о сем повествуется: слыша Ионафан, яко суть начальницы Димитриевы в Кадисе, иже в Галилеи, с силою многою (Мак.11:63). (23) И сотворят к нему лесть. Войско его, которое возненавидит его, и самые близкие к нему будут злоумышлять против него. И взыдет, и преодолеет в царстве своем крепком. (24) И сотворит, яко не сотвориша отцы его, то есть Александр с помощью малочисленного народа опустошит Антиохию и жителей отведет в плен. И на города их замыслит замысл, то есть, на города двух умерших царей. (25) И даже до времене возстанет, то есть не на долгое время будет славен, потому что близка его погибель. И сердце его на царя, то есть на Антиоха, сына Александрова, которого возрастил и воцарил на престоле отца его Трифон. И укрепится царь южский, т.е. Антиох младший. И сотворит с ним сечь силою великою, потому что соберутся к нему все возненавидевшие Димитрия. И не станут, яко помышляют нань помышления злая, потому что Трифон замышлял зло против Антиоха.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Примечателен для нас также следующий факт. С конца XVIII века невесты членов царской семьи, переходившие из инославия в православную веру, брали себе отчество «Феодоровна». К ним относятся Мария Феодоровна (супруга Павла I), Александра Феодоровна (супруга Николая I), Мария Феодоровна (супруга Александра III), Александра Феодоровна (супруга Николая II) и Елизавета Феодоровна (супруга великого князя Сергея Александровича). Таким образом они свидетельствовали свою веру в то, что Сама Пресвятая Богородица становится их Восприемницей и Покровительницей. Имя Феодор означает «Божий дар», и отчество «Феодоровна» равнозначно здесь именованию «православная», «христианка». Оно невольно обращает нас к размышлениям о начальных тайнах нашей веры. Особенно важно это для понимания будущего подвига святой царицы Александры и святой великой княгини Елизаветы. Само имя «христиане» выражает, что мы — Христовы, люди, облекшиеся во Христа (Гал. 3, 27), имеющие помазание от Святаго (1 Ин. 2, 20). Даже внешние с самого начала называют этим именем уверовавших во Христа. Мы помним, как в книге Деяний царь Агриппа, выслушав апостола Павла, сказал: «Ты немного не убеждаешь меня сделаться христианином» (Деян. 26, 28). Апостол Петр в своем Послании пишет: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Петр. 4, 15—16). Так именуются верующие в христианских апологиях, обращенных к язычникам, так обыкновенно называются они в мартирологах. «Христианин есмь», — отвечал каждый исповедник Христов на первый вопрос мучителей, кто он. И так отвечают святая царица Александра Федоровна и святая великая княгиня Елизавета Федоровна. «И будете ненавидимы всеми за имя Мое», — говорит Господь Своим ученикам (Мф. 10, 22). В полной мере дано будет вкусить этой ненависти и нашим святым, принявшим по дару Божию новое имя. Но со славой страданий за Христа и с распространением веры среди народов имя «христианин» станет высшей славой, подобно тому как и Крест Христов, который до этого был древом клятвы, унизительным орудием казни. Во исполнение пророчества «работающим Мне наречется имя новое» (Ис. 65, 15).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/26/da...

глава 7). Разуметь под этими зверями именно эти четыре монархии дают основание слова одного из предстоящих лиц, виденных Даниилом, объяснившего Даниилу по просьбе его смысл видения зверей: эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли ( Дан. 7 :17ё). Цари означают царства, которые они возвысят, и которыми будут владеть. Кроме того и состав огромного истукана, виденного Навуходоносором во сне, также означает те же четыре царства, как объяснил Даниил Навуходоносору значение его сна: Ты, царь, царь царей, которому Бог даровал царство.., ты – эта золотая голова! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и ещё третье царство, медное, которое будет владычествовать над всей землёй. А четвёртое царство будет крепко, как железо. 2:31–45) Наиболее полное объяснение видения Даниилом четырёх зверей и сна Навуходоносора об истукане мы находим у Ипполита. Вот его слова: „Сказавши о львице, выходящей из моря, пророк означил Вавилонское царство в мире (равно как и тем), что у оного тела глава была златая... После львицы видит второго зверя, подобного медведице: это были Персы, ибо после Вавилонян владычествовали Персы. Словами: три клыка во рту у него, показывает, трёх народов Персов, Мидян и Вавилонян; то же показывает в (виденном) теле после золота упоминаемое серебро. Потом третий зверь – рысь: это были Эллины. Ибо после Персов принял власть Александр Македонский, победивший Дария: он в теле означается медью. Замечая, что у него четыре птичьих крыла и четыре головы, очевидно, указывает, как разделится царство Александрово: ибо в четырёх головах разумеет четырёх царей, восставших из него, так как Александр умирая, разделил своё царство на четыре части. Потом говорит: зверь четвёртый, страшный и ужасный, зубы его железные и ногти его медяны. Кто это, как не Римляне? Это есть железо – стоящее ныне царство (Римское): ибо голени его железны. После сего остаётся нам (объяснить) ступни ноги в теле, в коих часть некая железна и часть глиняна, смешанные между собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

В год появления секты еноховцев (1886) вероучение ее заключалось в следующем: «настало последнее время существования мира. Чрез 3,5 года, считая с коронации Государя Николая II, 14 мая 1895 года, Христос придет судить живых и мертвых». Предвестники славного Христова пришествия Илия и Енох в лице Иоанна Кронштадтского и о. Николая Благовещенского – уже пришли и проповедуют миру покаяние. Уже и антихрист воцарился в лице царствующего Государя Николая II. Действие свое антихрист начал еще раньше; он прежде скрывался под чужим именем, присутствовал в сенате и издавал указы об убое скота во время чумы и людей во время холеры 1902 г. На нем всецело исполнились слова пророка Даниила: «А десять рогов, значит, что из этого царства восстанут 10 царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних и уничтожит трех царей. ( Дан.7–24 ). Он – антихрист, т.е. настоящий Царь, уничтожил трех царей: взорвал миной Александра II-ro, отравил Александра III-ro и сместил с престола настоящего Николая II, который теперь скрывается от антихриста, неизвестно где, но в свое время явится и овладеет царством. При коронации он убил 30 тысяч христиан, как о том сказано в Апокалипсисе: И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил, и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклониться образу зверя ( Откр.13–15 ), и еще: пятый Ангел вылил чашу свою на престол; и сделал Царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания ( Откр.16:10 ). Все же добрые и полезные узаконения царя – антихриста – ничто иное, как лесть и обман, дабы расположить на свою сторону неопытных в вере. Воцарившись в Русском Государстве, которое уподобилось по своему неверию и беззаконию царству иудейскому пред пришествием Христа на землю, и утвердив свой престол в Петербург в и Москве, – этих духовных Содоме и Гоморре – он покорил себе и Церковь , прельстив представителей ее архиереев и священников – жалованьем, крестами и медалями, так что в Церкви теперь осталась одна видимость. Ее настоящее состояние вполне напоминает состояние церкви ветхозаветной во время Христа и Апостолов: было тогда у евреев и священство, и храм, и жертва, и все книги закона, но никто из священников и первосвященников не узнали Христа и не поверили Ему, и не последовали за Апостолами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

И когда Александрова дружина вступила в сражение с неприятелями, тогда избито было их великое множество, а св. Александр сам ранил в лицо короля шведскаго; и все пораженные шведы в малом числе обратились в постыдное бегство. Таким образом благоверный князь, Божиею помощью и Богоматери и св. мучеников Бориса и Глеба, одержал славную победу и освободил от врагов ижорскую страну и Великий Новгород, и от этой победы прозван Невским. О прочих победах его теперь не будем говорить, чтобы не продлить слова. Слава Богу, даровавшему России такого чуднаго в вере, мужестве, мудрости и благочестии князя, воителя и победителя неустрашимаго! Отчего мы не могли ныне победить врагов-язычников, при нашем храбром воинстве? Скажем не обинуясь: от неверия в Бога, упадка нравственности и от безсмысленнаго толстовскаго учения, не противься злу, следуя которому сдался на капитуляцию Порт-Артур, а военныя суда – в постыдный плен со всем инвентарем. Какой славный учитель для всего русскаго воинства и для всех военных и других властей св. благоверный великий князь Александр Невский! Но кто из интеллигентов читает ныне о подвигах его и кто верит сказанным чудесам? Вот от этого неверия и от своего гордаго, кичащагося разума и надмения своею военною силою мы и терпим всякия поражения и стали посмеянием для всего мира! Страшный урок дан Богом русской интеллигенции, неверующей в Бога, и себя боготворящей. Научись, Россия, веровать в правящаго судьбами мира Бога Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству. Аминь. Слово X. В неделю 15 по Пятидесятнице Евангелие ньшешняго дня начинается так: «Один из фарисеев, законник, искушая Иисуса Христа, спросил Его: Учитель, какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближняго твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф. 22:35–46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

И призвал, Иаков Рахиль и Лию, и сказал им: «отец ваш», которому «всею силою моею работах» (– 6), десять раз «измени мзду мою: но не даде ему Бог зла сотворити мне» (–7); и все козни отца вашего обратились на него же самого. Когда обещал он дать мне в награду овец пестрых, думая, что родится их немного; тогда родилось множество пестрых овец. А когда обещал мне овец с крапинами, думая, что таких родится немного; тогда все рождались с крапинами. Тогда Рахиль и Лия сказали ему: нет нам части «в дому отца нашего» (–14). Все, что было у него, отдал он сыновьям своим, а нас «продаде и снеде снедию сребро наше " (–15) Истощил и твои силы в те четырнадцать лет, в которые ты работал ему за нас. «Ныне убо, елика тебе рече» Господь, твори; мы готовы идти с тобою в тот день, когда пошлет тебя Бог» 455 . Заручившись сочувствием жен и «видя уже нечистоту совести в Лаване, Иаков не стал теперь, как прежде, рассуждать с ним; а только исполнял повеление Господне» 456 . «И взял с собою весь скот свой, и все богатство свое, которое приобрел, скот собственный его, который приобрел он в Месопотамии, (и все свое), чтобы идти к Исааку, отцу своему, в землю ханаанскую» ( Быт. 31:18 ). Отправился Иаков на родину в отсутствие Лавана, который был занят стрижкой овец и не подозревал о намерении Иакова. Все обстоятельства, случившиеся с Иаковом со времени встречи с Рахилью у колодезя, св. Кирилл Александрийский толкует в преобразовательном смысле по отношению к Церкви Христовой и ее первым апостолам. Удаление Иакова из Месопотамии в Харран, к язычникам, каковым был и Лаван, св. Кирилл Александрийский сопоставляет с выходом св. апостолов на проповедь язычникам. «Итак, удалились они (апостолы) из страны иудейской и, оставив народ надменный и дерзкий, обратились к язычникам, по заповеди Спасителя нашего (Мф. 28:19). Но что они суть пастыри духовные и люди сведущие в детоводительстве к Богу, это они показывают тотчас, не дозволяя себе недеятельности в том, что им было всего приличнее; ибо тотчас же предлагают слово учения о Христе и убеждают делать то, что способно приносить пользу, как несомненно и божественный Иаков делал ясным для пастухов из Харрана, что и сам он был пастух, говоря: «еще есть дне много, не у час собирати скота: напоите овцы, шедше пасите» ( Быт. 29:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Молю вас, господа мои, спасите меня грешного! Ангелы отвечали: — Для того мы и посланы сюда от Бога, дабы спасти тебя. И они взяли душу его ко Господу, а тело его мертвое осталось в огне совершенно целым. После него вошли и преподобные отцы Патермуфий и Коприй, также не поврежденные от огня, и пребывали близ тела Александрова, воспевая хвалу Богу. Когда печь погасла, святые были выведены к императору живыми и невредимыми, нисколько не пострадавшими от огня, а тело святого Александра было вынесено также не поврежденным от огня, и от него шло великое благоухание. Император с удивлением сказал тогда: — Наши боги — велики, а Христос — ничто! Потом опять стал принуждать святых к поклонению идолам. Преподобный же Патермуфий сказал ему: — Так как ты идешь на сражение не для прославления имени Божия, то не воротишься назад, но будешь ранен смертельно и умрешь страшною смертию. Тогда император сильно разгневался и повелел усечь их мечом. И выведены были святые из города на место усекновения. Там они, пред кончиною своею, обратились с молитвою к Богу, и вот с неба раздался голос, который восхвалял Патермуфия, прощал Коприя и обоих их призывал к вечному успокоению. Тогда они с радостью преклонили под меч свои головы и скончались, положив за Господа жизнь свою. Нечестивый же Юлиан, отправившийся на войну с персами, был побежден персидским войсками и, как предсказал святой Патермуфий, не вернулся в свою землю. Кончина святых преподобномучеников Патермуфия и Коприя, а с ними и святого Александра последовала в июле месяце в девятый день В то время над римлянами царствовал законопреступник Юлиан, а над христианами — Господь наш Иисус Христос, Емуже со Отцом и Святым Духом подобает честь, слава и держава, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Память преподобного Патермуфия Патермуфий, как сообщает о нем Коприй был сначала идолопоклонником. Он стоял во главе шайки разбойников, воровал и даже снимал одежды с погребенных, совершал и всякие другие злодеяния и мерзости, и молва о его злодействах распространялась по всем странам египетским. Обращение его к Богу совершилось по следующей причине.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужаго голоса. ( Ин. 10:3–5 ). Так и в обществах гражданских первым условием их политической силы и благоденствия должно быть крепкое, непринужденное и доверчивое единение между правительственною властию и между подчиненными и управляемыми членами общества. Там же, где авторитет правительственной власти расшатан и объединяющая сила его подорвана, где отдельные члены общества, увлекаемые лишь жаждой самоуправления и руководимые только личными своими вкусами и самодельными идеями об общественном благе, мечтают лишь о неограниченном просторе для своих страстей и беспрепятственном приволье для своих социальных измышлений и гражданских причуд, а вследствие всего этого с подозрительною критикою относятся ко всем правительственным распоряжениям, там нет, и быть не может основательных надежд на правильный и здоровый рост этих обществ и на политическое восхождение от силы в силу. Ибо как можно представить правильное и стройное движение там, где руководящая и правительственная власть хочет например двигать свое общество вперед, а оно уклоняется в сторону или направляется назад; или же наоборот: правительство хочет задержать и остановить бурное движение народных страстей, а они вопреки его воле все рвутся вперед и вперед? Некоторые современные государства, даже не без основания хвалящиеся своим высоким просвещением, могут однако же служить для нас наглядным и печальным примером тех неустройств, какие бывают там, где вместо единения существует разъединение между народом и правительством его. Не с тех ли пор стала сокращаться сила и богатство и нашего отечества и омрачаться слава его, как стали умножаться в нем противники верховной власти и проявляться те неистовые крамолы супостатов, об исчезновении которых св. церковь до сих пор принуждена молиться, после мученической кончины покойного освободителя и отца народного Александра 2-го? А все великие деяния и подвиги, совершенные народом нашим и обессмертившие его в истории, не вдохновлены ли были его безграничною любовию к своим государям и благоговением пред их священною властию, как венчанных помазанников Божиих? Поистине так! И покуда будет жить в народе нашем эта вековая любовь к своим государям и это благоговение пред их священною властию, до тех пор надежда на наше всецелое оздоровление и вера в доброе наше будущее будет с нами, и будет основательна.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010