Взято ныне Господом «дыхание жизни нашей, помазанник Господень.... о котором мы говорим: под тенью ею будем жить среди народов» ( Плч. 4:20 ). Взят тот, кого шесть лет тому назад чудесно возвратил нам Господь из когтей погибели. Тогда Всевышний поднял над Русью Свой угрожающий перст, призывая ее к покаянию, а ныне опустил на нее Свою карающую десницу, увидев, что первая угроза недостаточно воздействовала на сердца. Впрочем, и та угроза была не первая: сколько раз Господь спасал из рук злодеев Государя Александра Николаевича, показывая этими устрашениями, что Россия виновна пред Ним, но до тех пор мы не одумывались, пока Бог не отвратил Свою защитительную десницу и потрясенная отчизна должна была омывать слезами покаяния искаженный ранами труп царя-страдальца. Однако и это временное просветление умов, выражавшееся в самоукорениях и в исправлении жизни многих, оказалось настолько непрочным, что даже и тот великий день, когда Господь грозил оставить нас не только без Царя, но и без потомства его, это незабвенное 17-е число сего месяца, не могло вразумить нас. Пусть же теперь русские люди изменят дни радости на дни скорби, мучений совести и стыда пред Богом. Да, именно стыда пред Богом, праведно отвергающим нас. Ибо спросят нас теперь многие: где же, Святая Русь, твои прославленные молитвы? Где твоя вера? Где твоя любовь к твоему Государю? Или ты так оскудела всеми сими дарами, или настолько прогневал Бога народ твой, что даже святые мужи в тебе не могли умолить Его и отвратить гнев Его от тебя? Да, поистине, последний укор справедлив. Господь показывал нам делами Своего Промысла то, что говорил в древности народу Своему через пророка: «Я готовлю вам зло и замышляю против вас и так обретитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши. Но они говорят: не надейся; мы будем жить по своим помыслам и будем поступать каждый по упорству злого своего сердца» ( Иер. 18:11–12 ). «Ты не молись о народе сем во благо ему. Если они будут поститься, Я не услышу вопля их» (14, 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Владимир 12 сентября 2011, 16:29 Очень понравилось, спасибо о. Андрей! Я не священник и не знаю духовной жизни других, но создается впечатление, что это Вы «списали» с меня, а значит, духовная жизнь многих сходна. А по поводу реплик о том, что Вы портите и развращаете паству, вспомнился ответ Антония Великого пришедшей к нему постнице, которая «...ела один раз в неделю, и то не изысканную пищу, но напрасно трудилась...» Людмила 12 сентября 2011, 16:23 А я согласна с о.Андреем.Крестить надо всех,кто приходит.Ведь ясно,что человек,заявляющий,что крестится,а в церковь ходить не будет,скорее всего о церкви не имеет никакого понятия.А во-вторых,мы,недальновидные,что о себе знать можем.Может " припечет " так,что не только пойдет,а побежит в церковь.А в-третьих,вдруг человек завтра помрет,так хоть покрестится.А в-четвертых,некрещенный человек не имеет защиты Божией от бесов,могут в такой омут душу втянуть,что уже и не вытащишь.Спаси всех Господи. Владимир 12 сентября 2011, 12:53 Если имею дар пророчества,и знаю все тайны,и имею всякое познание и всю веру,так что могу и горы переставлять,а не имею любви,-то я ничто.И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение,а любви не имею,нет мне в том никакой пользы.(1 Кор) Владимир 12 сентября 2011, 12:22 Зачем человек пришел креститься? Спасти душу и иметь жизнь вечную.Если он преследует иные цели (колдовство, отречение от веры и т.д) то выкидыш счастливее его. Осуждение священника-грех.Спаси,Господи,и помилуй ненавидящия и обидящия мя,и творящие ми напасти,и не остави их погибнути мене ради грешнаго.(молитвы утренние). Дмитрий р.Б. 12 сентября 2011, 11:30 Ещё раз прочитал статью с глубоким уважением отношусь к о.Андрею , но в очередной раз не понял той радости которую читаю в отзывах многих людей.Чему радуемся?Тому что о.Андрей призывает крестить и причащать всех подрят?Да священник должен любить своих прихожан,да и всех людей (как и мы с вами),но какая же это любовь когда он лучше других знает что причастие без покаяния будет во вред человеку, или когда мамочка поднося ребёнка к Чаше говорит " открой ротик дядя канфетку даст " не есть ли хула на Святого Духа,а священник это знает и причащает ,любовь ли он испытывает зная что опаляет младенца огнём.Поддержываю точку зрения священника Александра и слава Богу в нашей епархии таких большинство.И число прихожан увеличивается.И прихожане идут больше в тот храм где соблюдаються все правила.Или мы хотим стать как католики.Простите меня ради Бога.Спаси Господи.

http://pravoslavie.ru/48492.html

Во время литургии это послание было доставлено в Захарьевскую церковь , где настоятельствовал о. А. Введенский . Выйдя причащать народ, он сообщил «о полученном от Митрополита отлучении» и сказал, что «кто смущается этим, пусть не подходит к св. чаше, а кто не смущается, пусть приобщается. Толпа отхлынула, и причастилось только 4 человека» 1116 . Уведомляя верующих о том, что три петроградских священника поставили себя в положение отпавших от общения с церковью, митрополит Вениамин указал и срок действия своего прощения – «доколе не принесут покаяния перед своим епископом». В этом отношении послание от 28 мая 1922 года повторяет Синодальный акт от 22 февраля 1901 года, касающийся Л.Н. Толстого. При редактировании последнего митрополит С.-Петербургский и Ладожский Антоний настоял на том, чтобы после слов « церковь не считает его своим членом и не может считать» было добавлено: «доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею» 1117 . Литургия в Николо-Богоявленском Морском соборе, совершенная святителем Вениамином 28 мая 1922 года, стала последним его служением. Она пришлась на Неделю святых отцов Первого Вселенского Собора. Апостольское и евангельское чтения этого дня звучали как прощание митрополита с паствой, как его последний завет: «И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие./.../Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада/.../. Посему бодрствуйте...» ( Деян.20:25,29,31 ). «...Тех, которых Ты дал мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду...» ( Ин.17:12–13 ). Православный народ оказался не в состоянии вовремя и в полном объеме воспринять и исполнить слова митрополичьего послания. Случись это, Введенский остался бы с четырьмя прихожанами, и никакого обновленческого раскола в Петрограде не имело бы места. Не брезгуя никакими средствами, «сын погибели» кинулся в атаку на митрополита Вениамина. С 29 мая Введенский становится подручным следователя Ф.П. Нестерова, и его клевета и доносы легли в основу обвинительного материала по объединенному делу «петроградских церковников». В тот же день он сопровождал в Александро-Невскую лавру «почетного чекиста» И.П. Бакаева, который в ультимативной форме потребовал у митрополита снять отлучение с Введенского, Красницкого и Белкова. Обычно кроткий владыка ответил решительным отказом – подобный компромисс он рассматривал как предательство правды Божией, как отречение от Христа. В ожидании распоряжений из Москвы митрополит Вениамин был подвергнут домашнему аресту.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вообще убеждение в том, что религия есть единственная и ничем незаменимая основа для честной жизни, вот одно из главных положений нашего великаго писателя. В дополнение к своей статье о Достоевском, считаю долгом благодарнаго чувства добавить еще несколько о помянутом писателе, крещенном иудее Эфроне. Именно он был, хотя и верующий христианин, но последовательный христианин из евреев, – таковых я высоко уважаю и страшно негодую, когда после крещения новообращенным ставят в вину их происхождение. Я был глубоко опечален, когда однажды, в силу только что изданнаго неразумнаго закона, уже окрещенному иудею, студенту Г. отказали в праве поступить в военное училище, хотя он окончил курс гимназии первым учеником с золотой медалью, чем и озлобили его и из русскаго патриота сделали революционера. Впрочем, возвратимся к Эфрону. Этот почтенный старец искренне признавал все догматы нашей Христовой веры, но всегда хранил в своей душе следующия слова Апостола Павла: «Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих родных мне по плоти (т. е. израильтян), которым принадлежит усыновление, и слава, и заветы, и законоположения, и богослужения, и обетование: их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всеми Бог, благословенный во веки» ( Рим. 9, 3–5 ). Это писал тот Павел, котораго иудеи гнали всю жизнь и довели его до обезглавления, что он и предвидел (2 Тит. 4, 6). Многие наши глупые современники утверждают, будто Ветхий Завет вовсе не Боговдохновенная книга, а некоторые дошли до такого безумия, что говорят, будто Господь (Иегова) Ветхаго Завета есть сам диавол и тем наводят хулу и на Господа Иисуса Христа и святых Апостолов, которые говорили, что «все Писание боговдохновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек ко всякому доброму делу приготовлен». (2 Тит. 3–17). 12. Общественный подъем в России и погребение Достоевскаго 41 . Гоголевский волостной старшина, о чем бы не разсказывал, всегда сводил свою речь на повествование о том, как он возил однажды Императрицу Екатерину. В моих жизненных воспоминаниях подобное отчасти место занимают воспоминания о годах с 1876 по 1883-ий, когда мыслящее русское общество, и особенно русское юношество, было увлечено возстанием Балканских Славян против Турок, затем войной русских с турками, далее трагическою кончиною Государя Александра II и, наконец, воспоминанием о том же Достоевском наших наиболее видных литераторов и профессоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Вот тот, кого шесть лет тому назад чудесно возвратил нам Господь из когтей погибельныхъ 51 . Тогда Всевышний поднял над Русью Свой угрожающий перст, призывая ее к покаянию, а ныне опустил на нее Свою карающую десницу, увидев, что первая угроза недостаточно воздействовала на сердца. Впрочем, и та угроза была не первая: сколько раз Господь спасал из рук злодеев Государя Александра Николаевича, показывая этими устрашениями, что Россия виновна пред Ним, но до тех пор мы не одумывались, пока Бог не отвратил Свою защитительную десницу и потрясенная Отчизна должна была омывать слезами покаяния искаженный ранами труп царя-страдальца. Однако и это временное просветление умов, выражавшееся в самоукорении и в исправлении жизни многих, оказалось настолько непрочным, что даже и тот великий день, когда Господь грозил оставить нас не только без Царя, но и без потомства его, это незабвенное 17-е число сего месяца 52 не могло вразумить нас. Пусть же теперь русские люди изменят дни радости на дни скорби, мучений совести и стыда пред Богом. Да, именно стыда пред Богом, праведно отвергавшим нас. Ибо спросят нас теперь многие: где-же Святая Русь твои прославленныя молитвы? где твоя вера? где твоя любовь к твоему Государю? Или ты так оскудела всеми сими дарами, или настолько прогневал Бога народ твой, что даже сзятые мужи в тебе не могли умолить Его и отвратить гнев Его от тебя? Да, поистине последний укор справедлив. Господь показывал нам делами Своего Промысла то, что говорил в древности народу Своему через пророка: «Я готовлю вам зло и замышляю против вас; итак обратитесь каждый от злаго пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши. Но они говорят: не надейся; мы будем жить по своим помыслам и будем поступать каждый по упорству злаго своего сердца» ( Uep. XVIII, 11–12 ). «Ты не молись о народе сем во благо ему. Если они будут поститься Я не услышу вопля их» (XIV, 12). «Хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не преклонится к народу сему» ( Uep. XV, 1 и Ueз. XIV ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

вот Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город» (Мф. 23:29–34). Приведенные слова Христа блаж. Феофилакт так изъясняет: «возвещает Он горе не за то, что они созидают гробы для пророков (это дело богоугодное), но за то, что, делая это лицемерно и осуждая отцов своих, они поступали хуже их, превосходили их нечестием и очевидно лгали, когда говорили: если бы мы жили во дни отцов наших, то не убили бы пророков; ибо они хотели убить Самого Господа пророков» (Благов. ч. 1, стр. 404–405. Казань, 1855 г.). 13) Нетление мощей, мудрствуют сектанты, противоречит законам природы, по которым всякое живое существо, следовательно, и человек, должно в конце концов умереть, подвергнуться тлению и разрушению. 13) Всемогущий Бог, создавший из ничего весь мир и давший природе известные законы ее бытия в силе ограничивать и в известных случаях направлять их так, как Ему угодно. Известные действия Божьи называются чудесами именно потому, что они совершаются не в обычном порядке явлений и известных нам законов природы, а совершаются непонятным для нас образом всемогущей силой Божьей. Господь, воскресивший из мертвых и ожививший уже смердевшее тело Лазаря в силе сделать нетленными и тела умерших «друзей» Своих, святых угодников Божьих, для прославления Себя и их и для укрепления в вере немощных: «человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19:26). Мудрствование сектантов лучше всего опровергается самим существованием нетленных мощей. 14) Пустые слова! Мощи некоторых святых долгое время пребывали в сырости, но остались нетленными. Так, напр., останки преподобного Серия Радонежского были 30 лет почти в воде, но сохранились нетленными, как и облекавшая их одежда. А мощи св. Митрофания Воронежского пребыли в очень сыром черноземе 114 лет; дубовые доски гроба святителя истлели, а тело его осталось нетленным. То же можно сказать и о мощах других святых угодников Божьих: препод. Авраамия, Никиты и Антония Новгородских, Леонтия и Иакова Ростовских и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Все время, пока отец Пахомий телесно пребывал с нами, он денно и нощно молился о спасении наших душ и всего мира. Коптское житие Пахомия. Не подлежит сомнению, что мир все еще существует только благодаря молитве монахов, Руфин Аквилейский История монахов, пролог. Это слезы особые: очерствение и грехи людей заставляют нас проливать их. Так Самуил оплакивал Саула. Так в Евангелии Господь оплакивает Иерусалим; а в прошлые времена плакал Иеремия: «Истощились от слез глаза мои, волнуется во мне внутренность моя, изливается на землю печень моя от гибели дщери народа моего…» Это слезы праведника, подавленного бременем тревог, печалей и скорбей мира сего. То же самое явствует из надписания псалма: Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою (Пс. 101) Страждущий здесь — это тот, о котором говорится в Евангелии: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5, 3). Иоанн Кассиан Собеседования, 9, 29. Освободившись во Христе от греховных, порождающих раздоры страстей, которые разделяют людей во времени и пространстве, великий подвижник вступает на пути Божий, кажущиеся непостижимыми. Два брата шли повидаться с Антонием, по дороге у них кончилась вода, и один из них умер. Другому тоже предстояло умереть: вконец обессилев, он лег на землю и стал ждать смерти. Антоний, живший на горе, призвал к себе находившихся с ним двух монахов и повелел им «Возьмите кувшин с водой и поспешите на единственную дорогу: сюда шли два брата. Один уже умер, другой умрет, если вы не поторопитесь. Мне только что было откровение в молитве». Монахи пошли, нашли мертвое тело и похоронили его, подкрепили водой силы умирающего и привели его к старцу. Расстояние между ними было в один день пути. Может быть, кто–нибудь спросит: почему не было сказано об этом раньше, когда первый брат был еще жив? Такой вопрос неуместен. Решать о жизни или смерти Антоний был не властен: это дело Бога, который избрал второго брата и открыл Антонию беду, в которой тот находился Афанасий Александрийский

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

Все это встает в моей памяти при мысле о погребении останков русских воинов в Белграде, среди которых были быть может и те, которых я благословлял на ратный подвиг, во всяком случае одинаковые с ними по духу русские воины. При этих воспоминаниях мое сердце также обращается и к незабвенному Сербскому Королю Александру, светлую личность котораго невозможно отделить от России. Его жизнь отняли у нас наши общие враги – враги Христовы и православной веры. Они без всякой жалости осиротили его еще совсем молодую семью, в которой старшие ея представители находятся еще в детском возрасте. Да будут же прокляты эти безсердечные разбойники, совершившие безпримерно жестокое смертное поражение православнаго молодого и при том великаго военнаго героя Короля Сербскаго Александра I. Доколе же Владыка святый и истинный не судишь живущим на земле за кровь нашу? О, как желательно было бы применить сюда же и дальнейшия слова Священной книги: «И даны были каждому из них одежды белыя, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время...» Теперь такия белыя одежды по всей справедливости должны бы получить многия тысячи и десятки тысяч «дополняющих число», но увы число более великое, чем то, к которому относились эти божественныя слова Апокалипсиса, и хотя нам сказано, что остается еще малое время пока наши братья по вере будут «дополнять число», но сведения, приходящия со всех концов мира, увы, не подтверждают этого предсказания и мы отсылаемся к размышлению о том, что у Господа Бога один день все равно, что тысяча лет и тысяча лет все равно, что один день. Единственным нашим утешением и утверждением надежды остается та мысль, что безпримерныя злодеяния большевиков не могут долго продолжаться. В этом кроме приведенных слов Апокалипсиса убеждает нас еще и то соображение, что назревшия и перезревшия злодейства большевиков, их русское сотрудничество настолько превосходит всякую меру терпения, что поверить в его продолжительность просто невозможно, особенно, если мы еще раз прочитаем приведенныя выше слова Апокалипсиса, где говорится о « малом времени ».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Входили в монастырь через главные – Святые врата. Прежде чем войти, обязательно останавливались и молились на иконы, установленные над ними. Часто Святые врата расписывали фресками. Размышляя над содержанием росписи, человек должен был проникнуться пониманием того, куда и зачем он идет. В 1585 году старцем Александром с «Омелином (Емельяном. – Е. Р.) и Никитою» были расписаны Святые врата Кирилло–Белозерского монастыря. Примечательно, что на щеке северной подпружной арки врат старцы написали видение Моисеем Неопалимой Купины на Синае (Рыбин. Знамение креста. С. 35). Моисей изображен снимающим сандалии, что согласуется с рассказом Библии : когда Моисей пошел посмотреть на удивительный терновник, который горел, но не сгорал, то из среды горящего куста к нему воззвал Господь и сказал: «Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» ( Исх.3:5–6 ). Так и входящий в монастырь должен был оставить за монастырской оградой все греховное и нечистое, прежде чем ступить на святую землю обители. Стоя у монастырских стен, каждый человек должен был вспомнить о Небесном Иерусалиме, о котором в «Откровении Иоанна Богослова» сказано так: «И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» ( Откр.21:27 ). На полукруглых столбах Святых врат Кириллова монастыря изображены архангелы Михаил и Гавриил. Архангел Михаил как глава Небесного воинства охраняет обитель, а архангел Гавриил держит в руках свиток – книгу жизни. И те, («кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное», – говорится в «Откровении» ( Откр. 20:15 ). Такие серьезные размышления о конце мира и участи собственной души тревожили всех, входивших в обитель, от монаха до простого паломника. Трапезные постройки составляли отдельный комплекс из самой трапезной палаты, поварни, хлебни, ледников, амбаров. Под трапезной было небольшое хранилище для крупы (во времена преподобного Антония здесь хранилось десять четвертей ячневой крупы).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вывод. Если гормональные контрацептивы приводят к таким страшным заболеваниям, как рак, тромбоз глубоких вен, лёгочная эмболия и бесплодие, не говоря уже о других, менее тяжёлых заболеваниях, и даже несут в себе угрозу жизни и матери, и ребёнка, то ясно, перед риском какой трагедии ставит себя женщина, идя на такой шаг. Брак и монашество – Есть ли сущностное различие между путями спасения в монашестве и браке? – Такого различия нет, ибо спасение любого человека совершается на основании одних и тех же заповедей и по одним и тем же духовным законам. Святитель Игнатий (Брянчанинов) так выразил соотношение между тем и другим: «Важность – в христианстве, а не в монашестве; монашество в той степени важно, в какой оно приводит к совершенному христианству». Правило 10-е Гангрского собора гласит: «Если кто из соблюдающих девство станет превозноситься над бракосочетавшимися, да будет отлучён». Были случаи, когда даже великим подвижникам Господь указывал поучиться смирению у мирян. Так, преподобный Макарий Великий был послан Богом поучиться к двум замужним женщинам, а преподобный Антоний Великий с этой же целью – к александрийскому сапожнику. И тот, и другой увидели в этих живущих в миру людях пример такого осознания своей греховности, своего недостоинства, смирения, которого даже они сами не имели, и возблагодарили Бога за это научение. Хотя, конечно, возможности освобождения от страстей и достижения духовного совершенства в монашестве и в супружестве различны. Господь объяснил, при каком условии верующий может стать монахом не по форме, а по существу: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною ( Мф. 19, 21 ). – Иисус Христос сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мф. 16, 24 ). Из истории христианства мы знаем немало случаев, когда люди отвергались всего, в том числе и семьи, и становились подвижниками. Но священники говорят, что пока с тобой жена, благословения на монашество тебе никто не даст. Как этот вопрос можно решить?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010