Святой благоверный князь Феодор, Смоленский и Ярославский и чада его Давид и Константин + Православный Церковный календарь Праздники и посты в 2022 году. Новый стиль Старый стиль Святой благоверный князь Феодор, Смоленский и Ярославский и чада его Давид и Константин Дни памяти: 5 марта (обретение мощей) , 23 мая (Ростов.) , 19 сентября Ярославские чудотворцы Житийная икона Святой благоверный князь Феодор, Смоленский и Ярославский, по прозванию Черный, родился в грозную для Руси годину монгольского нашествия, около 1237–1239 года, и был в крещении наречен во имя святого великомученика Феодора Стратилата, особо почитаемого русскими князьями-воинами. Воинскими подвигами суждено было Богом прославиться в Русской земле и святому князю Феодору. В 1239 году, когда молитвами Пресвятой Богородицы святой воин-мученик Меркурий (память 24 ноября) избавил Смоленск от Батыева пленения, отрока Феодора в городе не было: его увезли и укрыли на время войны в безопасном месте. В следующем, 1240 году умер его отец, князь Ростислав, правнук благоверного князя Ростислава, Смоленского и Киевского (+ 1168; память 14 марта). Старшие братья, наследники, поделили между собой земли отца своего, выделив младшему – отроку Феодору маленький Можайск. Здесь прошло его детство, здесь учился он Священному Писанию, церковной службе и воинскому искусству. В 1260 году святой князь Феодор женился на Марии Васильевне, дочери святого благоверного князя Василия Ярославского (+ 1249; память 3 июля), и стал князем Ярославским. У них родился сын Михаил, но вскоре святой Феодор овдовел. Он много времени проводил в ратных трудах и походах, сына его воспитывала теща, княгиня Ксения. В 1277 году соединенные дружины русских князей, среди которых был святой Феодор, в союзе с татарскими войсками, участвовали в походе в Осетинскую землю и во взятии " славного града их Тетякова " . Союзные войска одержали в этой войне полную победу. Дело в том, что со времен святого Александра Невского (+ 1263; память 23 ноября) ханы Золотой Орды, видя несломленную духовную и военную мощь православной Руси, были вынуждены изменить свое отношение к ней, стали привлекать русских князей к союзу, обращаться к ним за военной помощью.

http://days.pravoslavie.ru/Life/life1565...

Феодор, святитель, архиепископ Ростовский, Ярославский и Белозерский (Иоанн) † 1394, память 28 ноября/11 декабря, 6/19 июля в Соборе Радонежских святых, 23 мая/5 июня в Соборе Ростово-Ярославских святых Ученик и племянник преподобного Сергия Радонежского. Его родители – Стефан, старший брат преподобного Сергия, и Анна – были известны в Радонеже благочестием и глубокой верой. После ранней кончины супруги овдовевший Стефан продолжил воспитание двух сыновей – Климента и Иоанна (будущего святителя) и вскоре принял монашеский постриг в Хотьковском Покровском монастыре. Потом он поступил в Московский Богоявленский монастырь, где был духовником великого князя Симеона. Младший сын Иоанн, обученный грамоте, продолжил духовное образование под руководством дяди – преподобного Сергия. В 12-летнем возрасте отец привёл его к авве Сергию и в храме передал на воспитание великому подвижнику. Тогда же, 20 апреля, преподобный Сергий постриг юного Иоанна в монашество с именем Феодор, в честь преподобного Феодора Трихины. Прожив в монастыре преподобного Сергия более 22 лет, инок Феодор получил хорошее образование, был обучен иконописанию, греческому языку и имел возможность много читать. Под руководством святого наставника инок Феодор быстро возрастал в духовной жизни и там же, в пустынной обители преподобного Сергия, принял священнический сан. Когда молодой подвижник открыл духовному отцу своё желание основать особую общежительную обитель, преподобный Сергий ответил, что желает видеть его своим преемником в обители Святой Троицы. Однако намерение священно-инока оставалось твёрдым, и преподобный, прозревая в ученике великого подвижника, благословил его избрать место для новой обители. Он облюбовал местечко Симоново, находившееся на берегу Москва реки. Преподобный Сергий сам приходил осматривать избранное место и одобрил выбор ученика. По благословению святителя Алексия († 1378; память 12/25 февраля, 20 мая/2 июня) Феодор построил церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и около 1370 года устроил там общежительный монастырь, который и доныне известен под именем Симонова. Святитель Алексий посвятил Феодора во игумена этого монастыря. В 1380 году в храме Рождества Пресвятой Богородицы были погребены герои Куликовской битвы схимонахи Александр и Андрей.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Именины в сентябре, православные праздники в сентябре Среди церковных событий особое место занимают празднования в честь икон Божией Матери. 8 сентября церковь отмечает сретение (встречу) Владимирской иконы, написанной по преданию апостолом Лукой. 1 сентября, 2010 Среди церковных событий особое место занимают празднования в честь икон Божией Матери. 8 сентября церковь отмечает сретение (встречу) Владимирской иконы, написанной по преданию апостолом Лукой. Календарь православных женских и мужских имен сентября Имена в сентябре (как назвать мальчиков и девочек в сентябре) Именины в сентябре: 1 сентября —  Андрей, Николай, Тимофей, Фекла, Феофан. 2 сентября —  Виктор, Владимир, Дементий, Иоанн, Максим, Никон, Тимофей, Феодор. 3 сентября — Александр, Васса, Дорофей, Ефрем, Марфа, Павел. 4 сентября — Александр, Алексий, Ариадна, Афанасий, Василий, Гавриил, Ерофей, Иоанн, Илларион, Макар, Михаил,  Феодор, Феликс. 5 сентября — Ефрем, Иоанн, Ириней, Николай, Павел. 6 сентября — Арсений, Георгий, Петр. 7 сентября — Варфоломей, Владимир, Епифан, Иоанн, Моисей. 8 сентября — Адриан, Виктор, Димитрий, Георгий, Мария, Наталия, Петр. 9 сентября — Александр, Анфиса, Владимир, Дмитрий, Иоанн, Мефодий, Михаил, Никон, Савва, Степан. 10 сентября — Анна, Василий, Георгий, Демид, Иоанн, Илларион, Лаврентий, Леонтий, Макар, Моисей, Николай, Павел, Савва, Серафим, Сергий, Стефан, Феодор, Феодосий. 11 сентября — Иоанн. 12 сентября — Александр, Арсений, Афанасий, Гавриил, Григорий, Даниил, Дионисий, Елизавета, Ефрем, Иоанн, Игнатий, Леонид, Макар, Никодим, Павел, Петр, Савва, Спиридон, Феодор, Христофор, Иаков. 13 сентября — Александр, Владимир, Геннадий, Дмитрий, Иоанн, Михаил, Мирон. 14 сентября — Марфа, Наталия, Семен, Татиана. 15 сентября — Анатолий, Антоний, Василий, Виктор, Владимир, Герман, Демид, Иоанн, Ксения, Леонид, Михаил, Николай, Павел, Петр, Руфина, Серафима, Стефан, Феодор, Федосий, Феодот, Филипп, Юлиан. 16 сентября — Алексий, Андрей, Василий, Василиса, Владимир, Домна, Дорофей, Ефим, Иоанн, Илья, Константин, Михаил, Николай, Петр, Роман, Сергий, Феоктист, Феофан, Филипп, Харитон.

http://pravmir.ru/imeniny-v-sentyabre/

Новый священномученик архиепископ Феодор Волоколамский, в миру Александр Васильевич Поздеевский, родился 21 марта 1876 года в с. Макарьевское Нижегородской губернии в семье священника о. Василия Поздеевского. Нам мало известно о годах детства и юности владыки. В 1896 году он закончил Костромскую духовную семинарию, в 1900 году – Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Его наставниками в Академии оказались люди высокой духовной жизни. Старцем, окормляющим будущих монахов, был выдающийся подвижник, настоятель Седмиезерной Казанской Богородичной пустыни схиархимандрит Гавриил (Зырянов) ; другим наставником был ректор Казанской духовной академии архимандрит, а с 1897 года епископ Антоний (Храповицкий) , будущий блаженнейший митрополит и предстоятель Русской Православной Церкви Заграницей. В том же году Александр был пострижен в мантию с именем Феодор, пред этим пройдя послушнический искус на Валааме. 24 июля 1900 года о. Феодор был рукоположен в иеромонаха. В 1901–1902 годах он был назначен преподавателем Калужской духовной семинарии, а с 3 июля 1902 года – ее инспектором. 13 октября 1903 года о. Феодору была присвоена ученая степень магистра богословия за работу «Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана ». 4 февраля 1904 года он был назначен ректором Тамбовской духовной семинарии в сан архимандрита (про тамбовский период жизни архиеп. Феодора см. статью Р. Ю. Просветова в начале книги. – Издатели). Тамбов в те годы был одним из самых революционных городов. У местной подпольной организации террористов был составлен список лиц, которые должны были быть уничтожены. Среди них был и ректор семинарии. В 1905 году один из студентов стрелял в о. Феодора, которого защитил своим телом инспектор той же семинарии архимандрит Симеон, в схиме Даниил (в миру Михаил Холмогоров). Пуля попала о. Симеону в позвоночник и он был парализован до конца жизни. С того времени о. Феодор не расставался со своим спасителем, каждый день посещал его, позже поселив в келлии Данилова монастыря. Здесь в 1934 году о. Симеон был арестован и умер в тюрьме.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

11-е Святого великомученика Мины Мина, родом Египтянин христианской веры, служил в войске, но когда изданы были указы Диоклитиана против исповедующих христианство , оставил военную службу и в пустыне угождал Богу. Однажды в городе Котуане совершался праздник языческий, сопровождавшийся, по обычаю, пьянством и распутством. Среди неистовой толпы появился Мина и стал обличать идолопоклонников. Его узнали сослуживцы, и градоначальник, после краткого допроса, велел отвесть его в тюрьму. В следующее утро его вывели на суд, и градоначальник, не могши преклонить его к нечестию словами, приказал бить его воловьими жилами и жечь тело огнем. Наконец оказал: «Мина! выбирай одно из двух: или будь нашим, и мы перестанем тебя мучить, или оставайся Христовым и гибни». Мина отвечал: «я был Христовым, остаюсь и останусь Христовым». Тогда велено его влачить по земле, усыпанной крючками, трезубцами и гвоздями железными, наконец обезглавить и сжечь (304 года). Это было во Фригии. Некоторые останки тела его собраны верными и принесены в Египет, в отечество его – в город Александрию, и положены в честном месте, на котором впоследствии устроена и церковь (см. жизнь св. Аполлинарии 5-го января). Преподобного Феодора Студита Феодор, по прозванию Студит, как восстановитель и настоятель впоследствии Студийского монастыря 163 , – родился в Константинополе в 758 году и стараниями своих благородных и богатых родителей получил хорошее многостороннее образование, которое самостоятельно, при помощи избранного чтения, значительно дополнил и утвердил. Усовершенствовавшись вместе с тем и в благочестии, Феодор на 32-м году своей жизни вместе с супругою своею Анною решились посвятить себя иноческой жизни. Удалясь вместе с своим родным дядею по матери – Платоном (пам. его – 5-го апреля) – в уединенное место, пленившее их своим живописным положением – Саккудиан, близ Константинополя, Феодор под руководством благочестивого Платона, участвовавшего на 7-м Вселенском соборе, предался здесь самым строгим подвигам иночества и притом ревностно продолжал изучать священное Писание, толкования св. отцов и творения Василия Великого . Заслужив своею святою жизнью общее уважение и любовь и посвященный в пресвитера, Феодор еще при жизни своего дяди, хотя и против своей воли, был избран игуменом, как самый достойный и способный для управления обителию и самый желательный для руководства братиею, признанный всеми единодушно, подвижник. И действительно, с неутомимым и беспредельным усердием предался Феодор новой деятельности; под его влиянием строго соблюдались монастырские уставы и быстро подвигалось внутреннее устройство монастыря. Между тем, вскоре предстоял ему новый подвиг... подвиг противодействия нарушителям правды и истины Христовой, подвиг самопожертвования в борьбе с сильными мира, и не устрашился, не уклонился от него строгий ревнитель Божиего закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Адмирал Федор Ушаков — святой праведный воин Феодор После праведной кончины Феодора Феодоровича прошло почти два столетия. Его подвижническая и высокодуховная жизнь, его добродетели не были забыты в родном Отечестве. Его заветами жили русские воины и флотоводцы, ученики и продолжатели его идей и идеалов преумножали славу русского флота. 5 октября, 2004 После праведной кончины Феодора Феодоровича прошло почти два столетия. Его подвижническая и высокодуховная жизнь, его добродетели не были забыты в родном Отечестве. Его заветами жили русские воины и флотоводцы, ученики и продолжатели его идей и идеалов преумножали славу русского флота. Адмирал Федор Ушаков — выдающийся русский флотоводец, не потерявший в боях ни одного корабля. Об этом человеке мы подробнее поговорим в нашей статье! Адмирал Федор Ушаков (1745 — 1817) По благословению Блаженнейшего Владимира митрополита Киевского и всея Украины. Святой праведный Феодор Ушаков родился 13 февраля 1745 года в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции и происходил из небогатого, но древнего дворянского рода. Родителей его звали Феодор Игнатьевич и Параскева Никитична, и были они людьми благочестивыми и глубоко верующими. В послепетровские времена дворянских юношей обыкновенно определяли в гвардию, служил в ней и отец святого праведного Феодор Игнатьевич, но после рождения третьего сына Феодора он был уволен от службы с пожалованием сержантского чина лейб-гвардии Преображенского полка. Вернувшись в родное сельцо, он сменил царскую службу на хозяйственные хлопоты и воспитание детей. День рождения будущего адмирала Российского флота — 13 февраля — приходится между празднованием памяти двух воинов-великомучеников: Феодора Стратилата и Феодора Тирона (память 8 и 17 февраля), — а вся жизнь российского флотоводца, от младенчества до дня кончины, прошла под благотворным влиянием его родного дяди, преподобного Феодора Санаксарского — великого воина в духовной брани. Преподобный Феодор родился и вырос в том же сельце Бурнаково, отсюда ушел в юности служить в лейб-гвардии Преображенский полк, но затем, стремясь душою к иному служению, желая стяжать звание воина Царя Небесного, бежал из столицы в пустынные двинские леса, чтобы одному Богу работать, укрепляясь в подвиге поста и молитвы; был сыскан, доставлен к Императрице, которая, вняв Промыслу Божиему о молодом подвижнике, благоволила оставить его в Александро — Невском монастыре, где он принял монашеский постриг в 1748 году, — и это исключительное для дворянского семейства Ушаковых событие, вкупе с последующими известиями о его монашеском служении Богу, было постоянным предметом бесед среди родственников и служило им назидательным примером. Большое семейство Ушаковых состояло в приходе храма Богоявления-на-Острову, находившегося в трех верстах от Бурнаково на левом берегу Волги.

http://pravmir.ru/admiral-ushakov-fedor-...

Преподобный Феодор Санаксанрский (1718–1791) Преподобный Феодор происходил из известного дворянского рода Ушаковых (знаменитый флотоводец, праведный Феодор Ушаков – его племянник). Уже с юношеских лет, со времени службы в Преображенском полку, его мысли влеклись к монашеской жизни. Тайно оставив службу, он переоделся в нищенскую одежду, ушел на берега Северной Двины, в пустынные поморские леса, и в заброшенной пустующей келье прожил три года, трудясь в молитве и посте, вынося всю трудность подвига отшельничества. Самую скудную пищу – достаточную лишь, чтоб не умереть, – доставляли подвижнику окрестные крестьяне. Ему было двадцать лет. Потом он перешел в Саровскую пустынь. Его долго не принимали из-за неимения вида, а когда настоятель смилостивился, то благословил его читать псалмы в церкви. По особой манере чтения настоятель понял, что Иоанн (такое имя носил преподобный до пострига) – господский человек или дворянский сын, и поселил его, подальше от неприятностей, в уединенной келье в лесу. Но сыскная команда захватила Ушакова, как не имевшего документов. При допросе он сознался, что ушел из Преображенского полка, и его отправили в Петербург. Когда Феодора привезли во дворец, гвардейцы с любопытством смотрели на бывшего товарища. Трудно было узнать блестящего преображенца в этом человеке с бледным сухим лицом, во власяной одежде, подпоясанной ремнем. Императрица Елизавета Петровна, выслушав Ушакова, велела ему поступить в Александро-Невскую лавру. После трехлетнего испытания, 19 сентября 1747 года, двадцатидевятилетний Иван Ушаков, по высочайшему повелению, пострижен в иночество в присутствии императрицы Елизаветы Петровны с именем Феодора. В лавре отец Феодор продолжал вести подвижническую жизнь. Императрица продолжала милостиво относиться к нему и, бывая в лавре, спрашивала его, хорошо ли ему жить и не терпит ли он от кого обид. Многие из петербургских жителей, всех слоев общества, стали обращаться к отцу Феодору за духовными наставлениями. Как ни отнекивался он, ему пришлось давать духовные советы. В числе обращавшихся к нему были и гвардейцы, прежние его сослуживцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Аннотация «Многие христиане отказываются от почитания иконы Спасителя, из-за того, что антихристиане насмехаются над ними и осуждают их за это» – так описывает Абу-Курра положение с иконопочитанием у православных Халифата. Здесь он в общем и целом повторяет идея Иоанна Дамаскина , но – и в этом его новация – на арабском языке. Введение Феодор Абу Курра (755–830) был православным епископом города Харран в Месопотамии, а до этого – монахом монастыря преп. Саввы Освященного в Иудейской пустыне. 1 Феодор был первым православным ученым-богословом, излагающим христианское богословие по-арабски, и во многом именно это сделало его известным. Через много лет после его смерти сирийский патриарх Антиохии, Михаил I (1199) написал в его память следующее: «Поскольку он был софистом, был вовлечен в полемику с язычниками (т.е. мусульманами) и знал сарацинское наречие, то тем он удивлял простой народ». Действительно, он настолько хорошо знал «сарацинское наречие», что оставил после себя 20 подлинных сочинений на арабском языке и другие сочинения, которые были приписаны ему из-за его славы выдающегося автора и полемиста. Кроме этого, сохранились 43 работы на греческом языке, так же приписываемые ему, однако его известность связана, по большей части, именно с трудами на арабском языке. Он писал и говорил на языке, который только становился языком исламской цивилизации и одновременно священным языком Корана и новой мировой религии. 2 Это было время начала массового обращения в ислам большей части христианского населения александрийского, антиохийского и иерусалимского патриархатов, располагавшихся на территории Сирии, Палестины, Месопотамии и Египта. Феодор Абу Курра был автором сочинений, написанных по-арабски в ту эпоху, когда большинство христианских авторов, живших под исламским правлением, писали еще на греческом, сирийском или коптском языке. Удивительно то, что он вообще писал по-арабски, ведь его родным языком был сирийский. К примеру, несколько его сочинений были написаны и по-сирийски («Против яковитов»). Он первый воспользовался возможностями арабского языка, чтобы быть посредником и апологетом христианства среди мусульман.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Karskij...

«Положил основание на камне» (1876–1906): Архиепископ Феодор (Поздеевский). Жизнь. Деятельность. Труды Источник Скачать epub pdf 1. Детство и годы учения (1876–1901) Архиепископ Феодор (в миру Александр Васильевич Поздеевский) родился 21 марта 1876 года в селе Макарьевском Ветлужского уезда Костромской губернии в семье протоиерея Василия Викторовича 1 и Прасковьи Васильевны Поздеевских. Отец и мать его были костромичами, и в городе до сих пор сохранился дом, где они одно время жили. В Макарьевское Поздеевские переехали, очевидно, в связи с назначением главы семейства на служение в местном храме преподобного Макария Унженского. Обосновавшись на новом месте, отец Василий выстроил рядом с храмом большой деревянный дом и развёл замечательный сад со множеством цветов, так что, начиная с весны и до поздней осени, всё, казалось, утопало в них. В этом доме и родился Александр Поздеевский. Его появление на свет было отмечено знаменательным предсказанием, о котором сестра владыки Феодора Прасковья Васильевна рассказывала так: «Был у нас в деревне один блаженный... Как-то отец мой Василий служит, а этот блаженный заходит в храм во время службы и обращается к народу: “Что вы здесь стоите, идите на задки, к бане 2 – там архиерей родился”. Это родился мой брат Александр – будущий архиепископ Феодор. Блаженного звали Герасимом. Впоследствии он предрёк, что родившийся архиерей будет “столпом Православия“» 3 . Это предание до сих пор помнят в Макарьевском, так же, как помнят и блаженного Герасима. За его могилкой на местном кладбище с любовью ухаживают, и часто над ней мерцает огонёк лампадки. Память о блаженном Герасиме соединена в Макарьевском с памятью и почитанием владыки Феодора. Существует предание, что он, уже будучи архиереем, приезжал в родные края и освятил здесь источник. Теперь над источником водружён святой крест. Традиционный патриархальный уклад, которым в течение многих столетий жили семьи русских сельских батюшек, близость к храму, прекрасная природа костромской земли стали определяющими впечатлениями, вынесенными архиеп.Феодором из детства, и во многом указали ему выбор жизненного пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Такими действиями украинское правительство искажает традицию Православной Церкви 24 мая, 2017. Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор II назвал планируемые изменения законодательства на Украине действиями, попирающими права человека и препятствующими религиозной свободе 24 мая. ПРАВМИР. Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор II в связи с подготовкой рассмотрения Верховной Радой Украины законопроектов, направленных против Украинской Православной Церкви, в послании Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу назвал планируемые изменения законодательства действиями, попирающими права человека и препятствующими религиозной свободе. Письмо стало ответом на обращение Святейшего Патриарха Кирилла, направившего 17 мая послания главам государств «Нормандской четверки», Предстоятелям Поместных Православных Церквей, Папе Римскому Франциску, генеральному секретарю ООН и генеральному секретарю Всемирного совета церквей. Копию своего письма Блаженнейший Патриарх Феодор направил Главе Римско-Католической Церкви, представителям европейских и международных организаций и Президенту Украины. В послании говорится: Блаженнейший и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, о Христе Боге весьма возлюбленный и желанный собрат и сослужитель нашей Мерности. Ваше почтенное Святейшество братски о Господе лобызая, мы с превеликим удовольствием приветствуем. Мы прочитали письмо Вашего почтенного Блаженства 01/2607 от 16 мая 2017 года, где Вы сообщаете нам о действиях и законодательных инициативах украинского правительства, которые во многом направлены против Украинской Православной Церкви. Известно, что с момента возникновения национальных государств и развития национального движения на нашем Православном Востоке Православная Церковь стала «яблоком раздора» среди государств, и некоторые политические круги в угоду политическим и государственным интересам пытались ей манипулировать, что причиняло Православной Церкви страдания и делало ее чуждой собственной миссии.

http://pravmir.ru/takimi-deystviyami-ukr...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010