последовало множество изданий (см. ниже) Выбор. 1642–1643 Земледелие. 1643, 1647 содержит знания по земледелию и медицине Богородичная Книга. 1643 содержит подбор песнопений и тропарей Богородице из различных церковных книг Ножны. 1643 Псалтирь. 1643 содержит изъяснение псалмов, написанное святителем Феодоритом Киррским (простым языком) Выборки.1644, 1663 Летняя книга содержит подборку из житий святых лета, с 1 марта до 31 августа (простым языком) Троический Октоих содержит каноны Троице и Христу, иногда собственного сочинения, иногда из древних отцов. Посмертно изданы Воскресный путь. 1675 содержит 56 бесед на воскресные Евангелия, переведенные на простой язык – труды разных писателей Путеводитель христиан. 1685 раскрывает три великие добродетели (веру, надежду, любовь) 3. Агапий Ланд и его время Годы, в которые жил и писал Агапий Ланд, относятся к тяжелому периоду турецкого ига. Порабощенное эллинство разделялось на две группы: одни находились под турецким владычеством, другие – на управляемых Венецией островах (Крите и Семи Островах). Положение последних было лучше. Страшные времена религиозной нетерпимости и битв прошли. Греки жили мирно с венецианскими правителями, венецианцы сохраняли грекам множество свобод. В православных церквях служили без ограничений, в греческих школах появились образованные учителя, вместе с тем культурный дух Запада начал распространяться среди образованной публики и простого народа. Многие писатели оставили достойные упоминания духовные и светские труды. XVII век стал для Крита эпохой духовного подъема. Именно на первую половину этого века пришлась юность и время учебы Агапия Ланда. Попытка возрождения началась еще при Патриархе Кирилле Лукари (1620–1638). Тогда была основана патриаршья типография в Константинополе, но ее не удалось сохранить. По личному побуждению Патриарха началась работа над первым переводом Нового Завета на разговорный язык, которую он не успел закончить, погибнув в 1638 году мученической смертью . После смерти Лукари перевод Нового Завета попал под запрет. Та же участь была уготована и следующим патриархам: Парфению II (1653) и Парфению III (1657).

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

О молодых и новоночальных о. Агапий имел особую заботливость, «чтобы враг нашего спасения под видом добра не обольстил их к вечной погибели... Молодость, говорил он, по своей природе и худым привычкам, очень непостоянна, а поэтому наставнику надо с мужеством охранять новоначальных и молодых иноков, внушая слова Св. Писания: – в терпении вашем стяжите души ваши, – то есть что те только приобретают спасение, которые претерпят до конца жизни в борьбе со страстями и сохранят непорочность совести!» Внутренний молитвенный труд о. Агапия хорошо уясняется из писем к нему епископа Феофана Затворника , к которому о. Агапий обращался за советами. Таких писем имеется в печати девять. Приведу несколько выдержек из них. Епископ Феофан пишет о. Агапию: «Кроме того, что вы видите в помянутой вами книжке о молитве Иисусовой, я ничего вам прибавить не умею. Если для вас мало того, то потрудитесь сами просмотреть об этом в той книжке, на которую та книжка указывает. А что покажется и после недостаточным – спрашивайте у своих Богом вам данных руководителей: настоятеля обители, духовного вашего отца, отца восприемного и единомысленных братий». «Положите себе жить в памяти Божией и ходить в присутствии Божием – и это одно приведет вас к доброму концу. Все же от благодати Божией. Без благодати Божией никаким другим способом ничего духовного приобрести нельзя. Как уканет благодать в сердце, тогда все пойдет, как следует быть». «Тому состоянию, в котором вы себя чувствовали во время св. поста, нельзя не порадоваться. Благослови вас, Господи, и всегда так пребывать! Восприимите смиренное ничего себе неприписывание, видение одних своих недостатков, погрешностей и ощущений и болезненное из сердца взывание: «Боже, милостив буди мне грешному!» И благодать Божия никогда не отдалит от вас своего осенения и покрова. Аминь!» «Послушание, на вас наложенное, надо нести. Это враг вас мутит. И все ваши изветы – его суть изделия. Без послушания быть в обители стыдно. И вам дано послушание для избежания сего стыда, и притом такое, которое вам подручнее всякого.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/prizov...

«Проходить делание молитвы Иисусовой нужно под руководством опытных людей. Ибо от духовного бессоветия и от доверия своему мнению, рассуждению, душевным и телесным чувствам – происходит в неопытных молитвенниках ложное душевное радование или наоборот – малодушная скука и сердечное ожесточение» (стр. 41). О.      Агапий очень советовал делание молитвы Исусовой вести в тайне: «Постарайся со смиренным тщанием укрыть от всех свое смиренное делание. Когда дорогие вещи кладутся неосторожно при пути – они удобно похищаются ворами, а хранимые в крепких кладовых, под хорошими замками сохраняются от всех безопасно» (стр. 42). «Кто истинно упражняется Иисусовой молитвой, тому бывает всегдашняя жажда, со всяким отсечением своего разумения и воли, если только найдет опытного человека, с простосердечием и любовью пользоваться духовным советом и во всем стяжать правое истинное рассуждение» (там же). На вопрос некоторых лиц о том, как может держаться молитва Иисусова в сердце, о Агапий отвечал: «Это вещь очень секретная. Мы сами по себе хотя очень тщательно старались ум держать неисходно в сердце, – без дарования Св. Духа это невозможно и не бывает; но пусть это вас не смущает, что не можете ум держать в сердце постоянно; трудитесь с усердием и просите милость Божию, чтобы Он дал вам сие дарование, как Ему угодно, а преждевременно сего желать запрещаю. А во время немощи, лености и умного изнеможения имейте всегда в сердце благоразумное и благородное терпение, с благословением предавайте себя воли Божей в смиренном чувстве покаяния и зрением своей греховности, с вопитием к Богу: – помилуй мя, Господи, яко немощен есмь. Смущаться и унынию себя предавать в это время не должно, а благодушно и пождательно ожидать доброго изменения» (стр. 42). Своих учеников о. Агапий понуждал: «чтобы они любили не одно голое слово, но проводили бы его до чувства сердца и, с помощью Божьей благодати, принуждали бы себя к точному исполнению всякого доброго дела, памятуя, что только нуждницы восхищают Царствие Божие, а для нерадивых и лукавых оно недоступно, и что наше падшее естество требует всегдашнего к добру принуждения, а особенно к такому добру, которое делается с истинным смирением» (стр. 35).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/prizov...

Бог, невидимый всей созданной твари, не имеющий количества и величины, всюду присутствующий и над всеми надзирающий, все обнимающий, так что нет места вне Его Владычества, – открывает Себя каждому соответственно: святым Ангелам как святым, посылая неизреченные повеления, а злым духам как злым, давая согласие на испытание людей (43,1015). Мы знаем о Боге, что Он любит и щадит Свое создание, что Он есть Источник премудрости и знает, как устроить все касающееся до нас, и что Ему нет ничего невозможного, но все служит воле Его. Мы должны также знать, что все, что Он ни делает, делает для нашей пользы, и должны принимать это с благодарностью как от благодетеля и благого Владыки, хотя бы то было и скорбное, ибо все бывает по праведному суду, и Бог, Который столько милостив, не презирает ни малейшей нашей скорби (55,148). От Божественного Промысла зависит – оказать помощь пловцам, а дел пусть требует каждый сам от себя. Посему и мы, зная, что Божественною десницею дано естеству нашему стремление к добродетели, принесем от себя труды, ибо таким образом достигнут будет счастливый конец (47,280). Однажды вышел преподобный Агапий на море и был взят агарянами и продан в рабство. Двенадцать лет находился Агапий в оковах и трудах, прося Царицу Небесную об освобождении. В одну ночь является ему Всемилостливая во сне и велит идти к своему старцу. Пробудившись, Агапий видит, что оковы с него сняты, и двери его открыты. Встал он и пошел к своему старцу. Тот же, увидев его, повелел вернуться к господину и трудиться для него, как для Господа. Послушался его преподобный и вернулся обратно. Увидев его, хозяин расспросил его обо всем и, будучи поражен верою и послушанием Агапия, а также помощью Божиею, вместе с Агапием пришел на Афон и просил Агапиева старца крестить его и двух сыновей своих, а затем обращенные к истинному Богу приняли ангельский образ и, богоугодно пожив в послушании и монашеском подвиге, отошли в Царство Небесное радоваться с прочими преподобными во Христе Иисусе (80,302).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

До сих пор мы говорили об использовании Папием канонических текстов и устных «преданий», многие из которых правильнее было бы называть фольклором. Однако он включал в свое произведение и тексты, не входившие в канонические Евангелия (см. фр. 3, 11). Самой знаменитой является, несомненно, история о блуднице, вошедшая впоследствии – по-видимому, не без влияния Папия – в текст Евангелия от Иоанна (7, 53–8, 11). 1257 Согласно фр. 23, повесть вроде бы уже была в Евангелии от Иоанна во время Папия. Именно так интерпретировал фрагмент Анри де Вис (Henri de Vis). И.Линдер, специально остановившийся на этом вопросе, пришел к выводу, что нельзя решительно утверждать, будто Агапий читал творение Папия 1258 , однако некоторые детали, по мнению ученого, не позволяют считать рассказ Папия простой комбинацией сведений, почерпнутых из Евангелия от Иоанна и из Евсевия. 1259 Доводы И.Линдера не убедили других ученых. 1260 Мы обратили бы внимание читателей, что во фр. 23 имеется скрытое противоречие. С одной стороны, Агапий пишет про трактат Папия, а с другой, говорит, что повествование о блуднице было в Евангелии от Иоанна и приводит далее саму повесть. В чем же тогда заключалось толкование Папия и зачем надо было повторять евангельский рассказ, если он присутствовал в Евангелии? По нашему мнению, уточнение «в книге Иоанна Евангелиста» ввел сам Агапий, ориентируясь на присутствие рассказа в позднейших рукописях, использование же историком каких-то других источников остается под вопросом. Д.Ляйтфут внес повесть о блуднице в собрание фрагментов Папия (см. LHH fr. 4), взяв текст из новозаветного «кодекса Безы» (V в.). Однако по мнению большинства ученых, текст, известный Папию, отличался от «новозаветной» его редакции. 1261 Мы исключили повесть о блуднице из числа фрагментов Папия, но приводим ее здесь в переводе с названного кодекса по изданию LHH (с. 570; курсивом издателями выделены фразы, более или менее отражающие вариант, который, по их мнению, мог знать Папий): И отправились каждый в дом свой, Иисус же отправился на гору Елеонскую, а утром снова является в храм, и весь народ шел к Нему. Книжники же и фарисеи приводят женщину, застигнутую в грехе, и, поставив ее посредине, говорят Ему священники, испытывая Его, чтобы иметь обвинение против Него: «Учитель, эта женщина была взята с поличным – в прелюбодеянии, а Моисей в Законе повелел таковых побивать камнями. Ты же теперь что говоришь?». Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле. Поскольку же они продолжали спрашивать, [Он, восклонившись, сказал им: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень».] И опять, наклонившись, перстом писал на земле. [А каждый из иудеев уходил, начиная от старших, так что все ушли, и остался Он один], и женщина посреди. Иисус же, восклонившись, сказал женщине: " Где они? Никто тебя не осудил?». И она ответила Ему: «Никто, Господи». Он же сказал: «И Я не осуждаю тебя; иди , и впредь больше не греши».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Можно остановиться здесь для примера на том месте книги, где резко обозначается присутствие Бога карающего и подробно изображаются мучения и различные истязания душ. Некоторые моменты книги запечатлевают личный опыт. Там автор становится особенно убедительным. Агапий Ланд осуждает, например, дурной обычай христиан своего времени устраивать базары (ярмарки) в воскресные дни, упоминая, что видел такое в Морее (то есть на Пелопоннесе) и в других землях «мусульман» (то есть находившихся под турецким владычеством). Или он вспоминает свою родину – Крит, и события того времени, церковную жизнь верных в Фурне и Иерапетре. В качестве примера Ланд упоминает богобоязненную семью князя Андрея Каравелы, с которой был связан. Андрею Каравеле и двум его сыновьям-священникам он посвятил позднее «Выборки» (1644). Из местного предания унаследованы рассказы о том, что происходило в старые века на Крите. Но Агапий приносит и собственное свидетельство о чудесах, произошедших на святом источнике Госпожи Пигадиотиссы (буквально Родничницы) в деревне Трапсан на Крите. О них он слышал, будучи секретарем Андрея Корнара от него самого, ибо Корнар был помещиком той деревни. Так, благодаря живому общению составителя с верующими, затрагивая их душу, книга «Грешников Спасение» приобретала своих читателей. Ланд делит свое сочинение на три части. В первой части исследуются грехи и их выражения, говорится о скорбях и спасительности удаления от мира. Вторая имеет своим предметом исповедь и Божественное Причащение, будущий Страшный Суд, рай и ад. Третья часть посвящена рассказу о Богородичных чудесах. Первые две части имеют собственно поучительный характер, несут наставительный, назидательный смысл и действительно показывают спасение грешников; третья часть идет приложением, как собрание повествований, прибавленных писателем в конце книги. Эта третья часть сохранилась и в качестве самостоятельной в рукописях Святой Горы. Одна из них помечена 1639 годом – за два года до издания книги. Успех книги был явным, что видно из ее возобновлявшихся изданий: 1641, 1664, 1671, 1685, 1703, 1740, 1743, 1766, 1773, 1779, 1803, 1806, 1851, 1859 годы... Здесь мы остановимся, чтобы не приводить новейшие издания, которых немало и по сей день. Книга «Грешников Спасение» была переведена на арабский, румынский и частично на турецкий языки. Преславной Приснодеве Богородице, Госпоже всего творения

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

К сожалению, в АФВМ найдено только два письма. Оба они написаны за два года до смерти о. Агапия. Приведем некоторые выдержки из них. «Очень стал здоровьем слаб, – писал он в 1903 г., – за одно благодарю Бога, что нет у меня никаких земных попечений. Помаленьку перемогаюсь – надо терпеть. Терпение болезней по ставится вместо подвигов... А они лезут и лезут на меня, которых я и не хотел бы. Приходится с ними мириться и пользоваться единственным лекарством, которое святые отцы предлагают от всех болезней, – это терпение». В другом письме старец пишет: «Жизнь моя течет по старому руслу, один день погрызет одна болезнь, другой день – другая. Всегда сопутствуют зубная боль, головная, озноб, жар. Прошу Ваших св. молитв, чтобы Господь укрепил меня в терпении, чтобы сколько-нибудь достойно провести остаток дней своих... » За несколько дней до смерти, которая последовала 7 апреля 1905 г., старец Агапий написал гимн «Смиренное благодарение Бога». Начинается он словами: «Благодарю Тебя, Господи, за слепоту телесных моих очей и дивлюсь Твоему премудрому вседержительству, как Ты устроял посредством слепоты удобный путь к моему спасению. Смиренно благодарю Тебя, Господи, за все приключающиеся со мной по Твоему смотрительному Промыслу неприятные и скорбные последствия от болезни телесной... потому что они составляют мое единственное... мое врачевание». В этом произведении отобразилось высокое духовное состояние Валаамского старца, который всей своей непростой жизнью явил подвиг терпения, смирения и любви. Старца Агапия по праву можно назвать самым великим делателем молитвы Иисусовой на Валааме. Обращаясь к молитвенному опыту старца, порой сложно сравнивать его с современниками, с теми схимонахами и отшельниками, которые проходили свой подвиг не только на Валааме, но и в других обителях. Воспри- няв афонскую практику исихазма от своего учителя, схимонах Агапий оставил миру бесценное сокровище – письма и келейные записи, которые и для монашествующих, и для мирян могут послужить путеводителем в правильном прохождении умного делания.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По образцу со смирением и терпение тоже имеет три свойства, но, к сожалению, старец упомянул лишь об одном свойстве, или же продолжение этих записей до нас не дошло. «Терпения также три свойства, первое – благодатное, даруемое Богом за брань со страстями и за сердечное истинное смиренномудрие и за твердую веру к Божественному вседержительству и смотрительному о нас неусыпному Божию зрительству и попечению всемогущему, всеблагому и все- видящему. Об этом терпении многие и много писали. Спаситель терпение назвал самым благонадежным средством к духовному плодоношению и окончательным венцом христианского спасения и совершенства. И сии, говорит, приносят плод в терпении, овыя в тридесят, овыя шестьдесят, а овыя во сто. И еще говорит, претерпевый до конца, тот спасется». Далее в записке старца Агапия есть высказывания, не связанные общей темой. Например, старец говорит, что «чтение писаний – свет сердечных и душевных очей». Нам известно, что схимонах Агапий часто говорил ученикам, чтобы они ежедневно читали Священное Писание , которое, как считал старец, необходимо изучать всю жизнь. Вообще слово «учение» у старца Агапия понимается определенным образом: «Я решил положить начало от всего и от всех учиться, потому что духовная жизнь, по свидетельству святых Отцов, есть бесконечная наука и наука из наук. Желаю жить да учиться». Теперь перейдем к рассмотрению частных наставлений, изречений, которые запечатлены в разных архивных источниках. На вопрос, как часто причащаться Святых Христовых Таин, схимонах Агапий отвечал: «Большая помощь и великая польза от частого причащения Св. Таин». В архиве есть высказывания старца, обращенные к новоначальным инокам. Первые слова назиданий содержат в себе призыв к послушанию. Старец учит: «Наипаче проходить святое послушание, наложенное от настоятеля, с благочестием, страхом Божиим, терпением, разумной кротостью и молчаливостью». А духовникам, в послушании у которых находятся молодые иноки, советует: «Молодость по своей природе и (своим. – Авт.) худым привычкам очень непостоянна, а потому наставнику нужно с мужеством охранять новоначальных и молодых иноков, внушая им слова Священного Писания – в терпении вашем стяжите души ваша».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Духовные корни зависимостей — Что это ты делаешь? — спросил маленький принц. — Пью, — мрачно ответил пьяница. — Зачем? — Чтобы забыть. — О чем забыть? 26 июня, 2015 — Что это ты делаешь? — спросил маленький принц. — Пью, — мрачно ответил пьяница. — Зачем? — Чтобы забыть. — О чем забыть? 26 июня в мире отмечается Международный день борьбы с употреблением наркотиков и их незаконным оборотом. О том, где нужно искать истоки пагубного увлечения человека наркотиками, и что может предложить христианство в деле борьбы с этой бедой (и другими зависимостями) – рассказывает иеромонах Агапий (Голуб), насельник Жировичского монастиря (Беларусь), сотрудник реабилитационного центра «Анастасис» . Один факт. В небольшой и компактной Беларуси с ее 9,5 млн. населения, за 2014 г. от наркотиков умерло, по официальным данным, 257 чел. А на учете стоит на начало 2015 г. — 9.917 чел. А ведь это только надводная часть айсберга. Иеромонах Агапий (Голуб) К сожалению, только специалисты понимают значимость этой эпидемии. Что касается обывателей – большинство убеждено, что это их не касается Свою ошибку они понимают, когда в их собственные семьи приходит беда наркомании. Но и тогда – они, как правило, закрываются, пытаясь решать проблему в одиночку… Пока же проблемой наркозависимости занимаются, в основном, МВД, медицина, психологи. А причины зависимости видят в экономической, социальной, психологической плоскостях. Но глубоко убежден, что основная причина тяготения человека к веществам, изменяющим сознание, заключается в поврежденности и извращенности человеческой природы в результате грехопадения. Человек – образ Божий, и только на пути к своему Первообразу он находит радость и полноту бытия. «Господи, Ты нас создал для Себя, и беспокойно сердце наше, пока не успокоится в Тебе!» (блаженный Августин). И если человек не находит пути к восстановлению связи с Богом – доводится питаться тем, что есть под руками, в том числе и откровенными суррогатами (вспомните евангельскую притчу о блудном сыне). С другой стороны, со времен грехопадения «весь мир во зле лежит» (1Ин., 5;19), и наши души слишком легко ранятся об это зло. А еще прибавьте общую для всех смертность, в свете которой многое в нашей жизни теряет свой смысл. Только как не хочется это признавать, как хочется ощущать, что «мое время никогда не кончится»…

http://pravmir.ru/duhovnyie-korni-zavisi...

S. 310–311). 1205 Эта история в 2-х частях, носящая заглавие Kitab-al- " Unvan, переведена на французский язык Ал. Васильевым и напечатана в V, VII и VIII томах Patrologiae Orientalis. Интересное для нас сообщение помещается во II части (Patrologia Orientalis. Т. VII. S. 516 и др.); В 1912 г. место, касающееся Флорина, переведено было на немецкий язык (с арабского) и издано Baumsmark’oм: Die Lehre des römischen Presbyter Florinus//Zeitschr. für neutestam. Wissensch. Heft. 4. S. 306–319. 1206 Баумштарк полагает, что Агапий свои сведения о Флорине заимствовал, может быть, из того же письма Иринея к Виктору, сирийский фрагмент которого еще раньше был найден и опубликован Гарвеем (Baumstark. Op. cit. S. 318). Однако это едва ли верно. Как мы доказываем ниже, сообщение арабского историка по содержанию гораздо ближе стоит к отрывку из « Περ μοναρχας» и, по-видимому, излагает раннейшую систему Флорина, до увлечения его валентинианством. Поэтому естественнее предположить, что Агапий передает его учение на основании или последнего труда Иринея, который, может быть, был у него в полном виде, или собственных сочинений еретика, относящихся к этому времени. 1210 Взгляды Валентина мы излагаем (как это обычно делается) по системе его ученика Птолемея (Contra haereses. I, 1–9). 1214 Contra haereses. I,5,2 и 4 (у Mignéя Col. 493–500; русск. перев. С. 33–35); I, 7,5 (у Mignéя Col. 517–520; русск. перев. С. 40). 1222 Баумштарк называет учение Флорина своеобразной модификацией системы Валентины (Zeitschr. für neutest. Wissenschaft. 1912. H. 4. S. 316). 1223 К. Kastner в 1910 г. в журнале Katholik выступил со статьей, в которой доказывает, вопреки традиционному взгляду, что Флорин был не гностик, а монтанист и что под этим именем скрывается не кто иной, как известный церковный писатель Тертуллиан (Irenäus von Lyon und der römiche Presbyter Florinus//Der Katholik. 1910. Bd. VI, II. S. 40–54,88–105). Свои мысли, изложенные здесь, Кастнер почти без изменения повторил (по поводу возражений Косн’а) в статье «Zur Kontroverse über den angeblichen Ketzer Florinus»//Zeitschrift für neutestamentliche Wissenschaft.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010