В древности перемещение епископов с кафедры на кафедру в принципе не допускалось. Епископ – жених Церкви, в которую поставлен. Согласно 14-му апостольскому правилу, «непозволительно епископу оставляти свою епархию и во иную переходити, аще бы и от многих убеждаем был, разве, когда будет некоторая вина благословная, сие творити его понуждающая, яко могущего большую пользу обитающим тамо принести словом благочестия. И сие не по своему произволу, но по суду многих епископов и по сильнейшему убеждению». Исключения допускались, но в древности они были редки. Помощниками правящих епископов в 4 в. были хорепископы, которые ставились в малых городах и еще чаще в селах. В 57-м правиле Лаодикийского Собора, однако, запрещалось ставить новых хорепископов. Но и после того, как прекратилась практика поставления хорепископов, в некоторых епархиях в помощь правящему епископу посвящались епископы-помощники, с титулами ранее существовавших и упраздненных епархий – титулярные епископы, которые впоследствии послужили прообразом викарных епископов, но древние хорепископы, в отличие от викарных епископов нового времени, управляли своей малой областью, составлявшей часть епархии. Помощниками епископа в управлении епархией были также пресвитеры, особенно те, которые служили в кафедральном храме. В 3 в. при кафедрах везде почти существовали пресвитериумы, своего рода пресвитерские советы. В 4–5 вв. обязанности отдельных членов пресвитериума находят свое закрепление в канонах (Гангр. 7, 8; Феоф. 10; 4 Всел. 2, 3, 23, 25, 26). Особенно часто в этих канонах упоминается должность эконома. Как институт наиболее полное развитие пресвитериум получил в Константинопольской Церкви, по примеру которой устраивались пресвитериумы и в других Церквах Византии. Среди должностных лиц константинопольского пресвитериума были: эконом; сакелларий, заведовавший монастырскими делами; скевофилакс – ризничий; хартофилакс – хранитель официальных документов; сакелий, на попечении которого находились приходские церкви и приходское духовенство; протэкдик – главный ходатай по церковным делам; протопресвитер – ему вверялись богослужебные дела и испытание ставленников в пресвитеры и диаконы; иеромнимон, помогавший протопресвитеру в заведовании богослужебными делами; канстризий – помощник скевофилакса (ризничего); референдарий – посредник между епископом (патриархом) и государственной властью; логофет – счетовод и помощник протэкдика и хартофилакса; ипомниматограф – помощник хартофилакса, заведовавший нотариальными делами. За исключением протопресвитера, все эти должностные лица могли быть и не пресвитерами, а диаконами. 34.4.Епархиальное управление в истории Русской Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В 1700 г., после кончины патриарха Адриана, во главе Русской Церкви был поставлен митрополит Рязанский Стефан Яворский со званием «экзарха, блюстителя и администратора патриаршего стола», или местоблюстителя патриаршего престола. Опираясь на формальные основания, период местоблюстительства можно рассматривать как продолжение предыдущей, патриаршей, эпохи, поскольку юридически, пока не был учрежден Святейший Синод, патриаршество не было отменено. Но реальная церковная жизнь при патриаршем местоблюстителе митрополите Рязанском Стефане имела существенно иной характер, чем в 17 столетии при патриархах. Можно указать на ряд факторов, сближающих эту эпоху с последующим, а не с предыдущим периодом. Соотношение государственной и церковной власти в самой церковной жизни значительно изменилось в сторону преобладания государства, в этом отношении знаменательным событием стало восстановление Монастырского приказа в 1701 г. При патриархах было непредставимо, чтобы указы по делам церковным издавались даже не царской властью, а боярской думой, а при митрополите Стефане Сенат издавал такие указы и даже делал выговоры местоблюстителю, и это при том, что как личность митрополит Стефан был более властной и сильной натурой, чем последний патриарх 17 столетия Адриан. Второе обстоятельство связано со значительным западным влиянием на церковную жизнь уже в начале 18 в., чего в таких масштабах в 17 столетии быть не могло: достаточно сослаться на такие явления, как латинизация духовной школы (применительно к Московской славяно-греко-латинской академии эту латинизацию можно точно датировать 1700-м годом), как ставшее характерным и обычным делом замещение архиерейских кафедр выходцами из Киевской академии и лицами, получившими образование на Западе, – это относится ко всем наиболее представительным церковным деятелям эпохи. И наконец, третьим обстоятельством, заставляющим считать начало 18 столетия началом нового периода церковной истории, было то, что учреждение Синода не стало совершенно неожиданным событием, реформа обдумывалась, планировалась и готовилась с того момента, когда было решено отложить избрание нового патриарха. Ведь нормальным образом избрание должно было состояться не позже чем через год после кончины патриарха Адриана. Учитывая все эти обстоятельства, время местоблюстительства можно включить в синодальный период, как это делается традиционно, хотя в нем он составляет особую эпоху.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Священный Синод, возглавляемый патриархом или местоблюстителем, является органом управления Русской Православной Церковью в период между Архиерейскими Соборами. Предыдущий Устав характеризовал его статус иначе – как орган «высшей законодательной, исполнительной и судебной власти» в межсоборный период. Но различие в формулировках не означает, что Синод совершенно утрачивает законодательную власть. А его судебные полномочия действительно Устав в значительном объеме передает иному учреждению – Общецерковному суду, сохраняя, однако, за Синодом право утверждения постановлений этого суда. Синод ответствен перед Архиерейским Собором (опущено в сравнении с прежним Уставом упоминание ответственности также и перед Поместным Собором в связи с изменением полномочий этого Собора) и через патриарха представляет ему отчет о своей деятельности за межсоборный период. Священный Синод состоит из председателя – патриарха или местоблюстителя, семи постоянных и пяти временных членов – епархиальных архиереев. «Постоянными членами являются: по кафедре – митрополиты Киевский и всея Украины; Санкт-Петербургский и Ладожский; Крутицкий и Коломенский; Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии; Кишиневский и всея Молдовы; по должности – председатель Отдела внешних церковных связей и управляющий делами Московской Патриархии» (5, 4). В сравнении с положением, существовавшим до принятия действующего Устава, в число постоянных членов Синода дополнительно включен митрополит Кишиневский, а число временных членов соответственно сокращено с шести до пяти. «Временные члены вызываются для присутствия на одной сессии, по старшинству архиерейской хиротонии, по одному из каждой группы, на которые разделяются епархии. Вызов епископа в Священный Синод не может последовать до истечения двухлетнего срока его управления данной епархией. Синодальный год распределяется на две сессии: летнюю (март–август) и зимнюю (сентябрь–февраль)» (5, 5). Правящие архиереи, руководители синодальных учреждений и ректоры Духовных академий могут присутствовать на заседаниях Синода с правом совещательного голоса при рассмотрении дел, касающихся управляемых ими епархий, учреждений, школ или несения ими общецерковного послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В повестку дня благочиннических съездов, которые назывались также благочинническими собраниями и действовали под председательством благочинных, входили такие вопросы, как меры к охранению православной веры от распространения католической пропаганды (в западных епархиях), о противодействии старообрядчеству и сектантству, о миссионерстве среди иноверцев, о воскресных и праздничных беседах приходских священнослужителей с народом, о распространении в народе грамотности, об открытии и содержании церковноприходских школ, о комплектовании благочиннических и приходских библиотек. Значительное место на съездах занимала также тема церковного проповедничества. Благочиннические съезды имели попечение о состоянии приходских храмов, обсуждали меры по изысканию средств на их ремонт, на строительство новых церквей, а также на содержание духовенства и причтов. На благочиннических съездах уделялось внимание религиозным и нравственным качествам клириков, их поведению в храме и вне храма, на съездах разрешались недоумения и конфликты между клириками, принимались меры по исправлению нерадивых священнослужителей и причетников. Епархиальной властью благочинническим съездам предоставлялись определенные права и полномочия. Съезды по докладу благочинного выносили суждения о проступках и о заслугах клириков, которые доводились до сведения епархиальной власти и служили основанием для прещении или награждения достойных. Съезды от своего имени объявляли замечания и выговоры клирикам, налагали на провинившихся денежные штрафы, рассматривали жалобы прихожан на священнослужителей и принимали меры по ним в пределах своей компетенции либо в более важных случаях и при более серьезных обвинениях, которые признавались справедливыми, докладывали дело епархиальной власти. В связи с учреждением в большинстве епархий в конце 1860-х годов благочиннических советов, которые избирались баллотировкой всего духовенства благочиннического округа с последующим утверждением избранного кандидата епархиальным архиереем, обязанности съездов и советов распределялись следующим образом: разбор дел, связанных с проступками клириков, был передан в благочиннические советы, а за съездами остались вопросы пастырского служения. В некоторых епархиях благочиннические советы по докладу благочинного или его помощника рассматривали неблагополучную ситуацию в том или ином приходе, если она не была типична для всего округа, а в последнем случае дело переносилось на благочиннический съезд. В отдельных епархиях благочиннические советы были подчинены съездам и отчитывались перед ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Епархиальный архиерей «имеет право отеческого воздействия и взыскания по отношению к клирикам, включая наказания выговором, отстранением от занимаемой должности и временным запрещением в священнослужении; увещевает мирян, в случае необходимости в соответствии с канонами налагает на них прещения или временно отлучает от церковного общения» (10, 19). Тяжкие проступки он передает на рассмотрение церковного суда. Архиерей утверждает постановления церковного суда (см. раздел 47), обладая правом смягчать их. Архиерей решает вопросы, связанные с заключением церковных браков, и разводами. Вдовствующей епархией управляет архиерей, назначаемый патриархом. В период вдовства епархии в ней не предпринимаются дела, связанные с реорганизацией епархиальной жизни, и «не осуществляются перемены в работах, начатых в период управления предыдущего архиерея» (10, 20). В случае вдовства епархии, перевода правящего архиерея или его ухода на покой Епархиальный совет создает комиссию, которая осуществляет ревизию епархиального имущества и составляет акт для передачи епархии новому архиерею. «Церковное имущество, которым обладал архиерей в силу своего положения и должности и которое находится в официальной архиерейской резиденции, после его смерти вносится в инвентарную книгу епархии и переходит к ней. Личное имущество скончавшегося архиерея наследуется в соответствии с действующими законами» (10, 22). Вдовство епархии не может продолжаться более сорока дней, за исключением особых случаев. Епархиальный архиерей может отлучаться из своей епархии по уважительным причинам на срок до 14 дней без предварительного разрешения высшей церковной власти, на более же продолжительный срок он испрашивает разрешение в установленном порядке. Содержание архиереев определяется Синодом. При оставлении службы им назначается пенсия в размерах, устанавливаемых Синодом. В ныне действующем Уставе сохранено положение прежнего Устава, согласно которому по достижении 75-летнего возраста архиерей подает на имя патриарха прошение об уходе на покой. При этом решение о времени удовлетворения такого прошения принимает Синод.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В новом Уставе, как и в предыдущем, существует, однако, такое положение: «В тех случаях, когда Патриарх Московский и всея Руси признает, что принятое решение не принесет пользы и блага Церкви, он заявляет протест. Протест должен быть сделан на том же заседании и затем изложен в письменном виде в семидневный срок. По истечении этого срока дело вновь рассматривается Священным Синодом. Если Патриарх Московский и всея Руси не найдет возможным согласиться и с новым решением дела, то оно приостанавливается и передается на рассмотрение Архиерейского Собора. Если отложить дело невозможно и решение должно быть принято незамедлительно, Патриарх Московский и всея Руси действует по своему усмотрению. Принятое таким образом решение выносится на рассмотрение чрезвычайного Архиерейского Собора, от которого и зависит окончательное разрешение вопроса» (5, 20). Из уставной формулировки видно, что такое право предоставляется только патриарху, но не местоблюстителю. Когда в Синоде рассматривается дело по жалобе на членов Синода, заинтересованное лицо может присутствовать на заседании и давать объяснения, но при решении дела обвиняемый член Синода обязан оставить зал заседаний. При рассмотрении жалобы на председателя он передает председательствование старейшему по хиротонии постоянному члену Синода. Журналы и Определения Священного Синода подписываются председателем, а затем всеми присутствующими на заседании членами Синода, «хотя бы некоторые из них были и не согласны с принятым решением и подали о том отдельное мнение» (5, 22). Таким образом, такая подпись имеет значение не голоса, подданного за принятое решение, аподписания и не подлежат пересмотру, исключая случаи, когда подтверждения действительности состоявшегося постановления. «Определения Священного Синода входят в силу после их подписания и не подлежат пересмотру, исключая случаи, когда представляются новые данные, меняющие существо дела» (5, 23). Председатель Синода осуществляет высшее наблюдение за исполнением принятых постановлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Вальсамон в своем толковании на 4-е правило 1 Вселенского Собора высказывает мнение, что отцы Собора установили новый порядок выборов: «В древности избрания архиереев совершались в собрании граждан. Но божественным отцам не было это угодно, чтобы жизнь посвящаемых не подвергалась пересудам мирских людей; и потому они определили, чтобы епископ был избираем областными епископами каждой области». Из истории, однако, известно: до 1 Никейского Собора и после него клир и народ собирались для избрания архиерея; клирикам и народу предоставлялось право выставлять своих кандидатов; а главное, они должны были свидетельствовать о достоинствах ставленника. Но решающее значение при избрании епископа и в эпоху гонений, и после 1 Никейского Собора имели все-таки голоса архиереев. Об участии народа в избрании епископа говорится в 61-м каноне Карфагенского Собора: «Подобает определити и сие: аще когда приступим к избранию епископа, и возникнет некое прекословие, понеже были у нас в разсмотрении таковые случаи; дерзновенно будет трем токмо собратися для оправдания имеющаго рукоположитися; но к вышереченному числу да присоединится един или два епископа; и, при народе, к которому избираемый имеет быти поставлен, во-первых будет изследование о лицах прекословящих; потом да присовокупится к изследованию объявленное ими, и когда явится чистым пред лицем народа, тогда уже да рукоположится». Народ участвовал в избрании епископа как свидетель. Но уже в 4 в. действительно обнаружилась тенденция устранять от участия в выборах «толпу» (χλος). Правило 13-е Лаодикийского Собора предусматривает: «Да не будет позволяемо сборищу народа избирати имеющих произвестися во священство». Вальсамон из этого правила делает вывод: «В древности избираемы были народом не только епископы, но и священники, что и запрещено». Но в правиле говорится все-таки не о народе (λας), а о толпе, черни – χλος. Поэтому более точным представляется толкование Зонары: «Не только избрание епископов производить запрещено сборищу черни, но не дозволено избирать и священников». История Церкви свидетельствует о том, что со временем во избежание беспорядков и смут при избрании епископа мирян стали представлять знатные люди. Таким образом, сословие мирян не устранялось полностью от избрания епископа, но их представляло уже не случайное «сборище народа». Постановление об этом внесено в 137-ю новеллу Юстиниана, вошедшую в 1-й титул Номоканона. Однако светская власть не могла иметь решающего значения при избрании епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Согласно последним исследованиям сотрудников Центра изучения национальных конфликтов и «Клуба Регионов»,  с сентября 2013 года по март 2014 года в России произошло 570 «этнически мотивированных действий». К такой категории исследователи отнесли действия от размещения ксенофобного контента в интернете до массовых столкновений с применением оружия. Очагами межэтнических конфликтов были названы Москва, Санкт-Петербург , Дагестан, Чечня, Ингушетия. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 28 июня, 2023 14 июня, 2023 4 февраля, 2014 19 апреля, 2024 15 апреля, 2024 7 апреля, 2024 4 апреля, 2024 15 августа, 2023 30 июля, 2023 28 июня, 2023 14 июня, 2023 4 февраля, 2014 19 апреля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99

http://pravmir.ru/artem-sharafutdinov-nu...

В 1942 г. в Крыму появились архиереи Украинской автономной Церкви и автокефалисты, после чего церковный подотдел прекратил свое существование. Ранее пребывавший в Николаеве автономный епископ Серафим (Кушнерюк) был резко негативно встречен автокефалистами и румынами, началась борьба, подобная существовавшей на Украине. Вскоре бывший обновленческий, а теперь автокефальный епископ Викентий (Николорчук) по указанию румынского командования подчинился патриарху Румынской Церкви. В докладе генерального комиссара Крыма от 28 декабря 1942 г. говорилось, что о стремлении к объединению представителей двух направлений ничего неизвестно: «Напротив, вследствие подчинения автокефалистов Бухарестскому патриарху противостояние усилилось». Сам генеральный комиссар отнесся к этому шагу еп. Викентия негативно и договорился с главой полиции безопасности в Симферополе, что епископу будут препятствовать в исполнении его службы 849 . Реакция вышестоящих германских ведомств также была резко отрицательная. РМО 7 апреля 1943 г. писало в МИД, что еп. Викентий и его священники получают постоянную поддержку румынских комендатур, а для германской администрации признать его невозможно. В связи с этим Восточное министерство просило оказать давление на румынское правительство. Встревоженный МИД 21 апреля направил запрос в РСХА, отметив: «Необходимо предпринять все, чтобы воспрепятствовать этим устремлениям к объединению». Шеф полиции безопасности и СД 23 июня выразил свое полное согласие с такой позицией и предложил побудить службу РМО при командующем войсками в Крыму указать румынским войскам, что с их стороны необходимо проявлять сдержанность в церковных делах гражданского населения. 2 июля 1943 г. референт МИД Колреп сообщил это мнение Восточному министерству, указав, что непосредственное давление на румынское правительство в настоящий момент оказывать не следует 850 . Вскоре еп. Викентий был арестован и расстрелян, но не за свои контакты с румынским патриархом. В упоминавшемся докладе протоиерея Архангельского сообщалось, что протоиерей кладбищенской церкви Симферополя Николай Швец зачитал прихожанам воззвание Патриаршего Местоблюстителя Сергия, а распространять его среди верующих помогал диакон А. Бондаренко. «Их патриотический подвиг поддерживал старец Викентий, бывший обновленческий епископ… Все они… были расстреляны немецким гестапо… о. Н. Швеца обвиняли еще в том, что он крестил евреев» 851 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сейчас все хотят переписать историю войны в свою сторону, умалить подвиг наших дедов и прадедов. Правду мы как раз и знаем от военных корреспондентов, которые были на передовой и доносили информацию до мирных жителей. Сейчас существует также понятие «информационная война» и журналисты являются еще и воинами «информационных войн». Поэтому мы решили отметить подвиг военкоров, которые во времена ВОВ были и военнослужащими». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 30 октября, 2021 7 июня, 2021 19 марта, 2021 3 февраля, 2021 2 ноября, 2020 18 августа, 2020 8 июля, 2020 1 июня, 2020 21 апреля, 2020 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи .

http://pravmir.ru/v-moskve-poyavitsya-ts...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010