Перемещению центра жизни в городе соответствует изменение самого темпа жизни. Медленная, спокойная жизнь старого города, дающая простор и возможность возрастания всех духовных сил, сменяется лихорадочной поспешностью. Жизнь превращается в беспрерывное движение, в беспрерывный поток. Этот безостановочный поток жизни обусловливается свойством самого капитала, присущей ему движущей энергией и имеет одну только цель – служение капиталу в его увеличении. Это есть последняя задача капитала, а это означает, что капитал в век капитализма потерял свою первоначальную задачу и из средства облегчения человеческой работы становится высшей самодовлеющей ценностью. Все остальные ценности, которых капитализм не отрицает, являются лишь вспомогательными ценностями. Их существование и место в современной жизни обусловливается тем, насколько они выполняют служебную задачу по отношению к капиталу. В этом нарушении иерархии ценностей кроется одна из величайших трагедий культуры. Человеческая культура, поставившая сама себя как последнюю цель и высшую ценность, в культурном процессе становится средством ею же рожденного капитализма. Этот приоритет ценности капитала над всеми остальными ценностями приводит к следующим явлениям. Прежде всего, это сказывается в небывалом еще развитии материализма, в котором материальные блага управляют духом. Все усилия человека направлены к достижению этих благ, суммой этих благ определяется ценность жизни человека. Господство же материальных благ ведет к необычайному развитию чувственности. С другой стороны, этот приоритет ценности капитала над другими ценностями способствует обмирщению всей жизни и человека. Это есть высшее утверждение земной жизни, ее последней ценности, это же есть и предельное развитие автономной, себя только утверждающей личности человека. Капитал требует от человека высшего напряжения всех его сил и способностей, не подчиняя человека никакому высшему авторитету, кроме авторитета его собственного «я». Человеческое автономное «я» господствует в большом городе. От силы человеческого «я» зависит место человека в современной жизни, та сумма благ, которой он может пользоваться.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Такой же съезд буддийского духовенства созывается и в калмыцкой автономной области. Работа среди евреев. Работа среди евреев велась главным образом местными организациями. В центральном органе евсекции ЦК РКП “Правда” (“дер Эмес”) помещен был за это время ряд ударных статей, посвященных антирелигиозной пропаганде. Движение среди еврейской массы направлено, главным образом, в сторону закрытия хоральных синагог и превращения их в рабочие клубы, а также в сторону борьбы с религиозными праздниками, и в этом отношении т.т., работающие среди еврейской массы, достигли значительных успехов. Что касается духовенства, то, в виду отсутствия в иерархической организации какого нибудь связующего центра, повести борьбу во всероссийском масштабе представляется делом гораздо более трудным. Во время ноты Керзона, когда значительная часть английской и еврейской буржуазии вела борьбу против советской России, еврейское духовенство упорно отмалчивалось, так как связь этого духовенства с буржуазией выражена более отчетливо чем в других религиозных организациях. Председатель антирелигиозной Комиссии ЦК Ем. Ярославский. – Л. 124–125об. Типографские листы того времени. На л. 124 вверху рукописные резолюции: 1) “25/IX. Раздать только членам пленума ЦК. А. Бубнов”; 2) “т. Мехлису на исполнение. А. Н[азаретян]”. Датировано по датам отчетного периода и резолюции А. С. Бубнова. 12–59 Проект постановления Политбюро ЦК РКП(б) о разработке инструкции о регистрации религиозных обществ, предложенный Антирелигиозной комиссией ЦК РКП (б) [Не позднее 1 ноября 1923 г.] ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ В ПОЛИТБЮРО ПК Слушали: О регистрации религиозных обществ. Постановили: Признать необходимым выработку инструкций на предмет регистрации религиозных обществ в духе, дающем “святейшему синоду” и губернским епархиальным управлениям власть над церковно-приходскими советами. ЗАМ[ЕСТИТЕЛЬ] ПРЕД[СЕДАТЕЛЯ] АНТИРЕЛИГИОЗНОЙ КОМИССИИ: Н. Попов . – Л. 127. Машинописный подлинник, подпись – автограф. Вверху рукописная помета о принадлежности документа к делопроизводству заседания Политбюро, протокол п.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разумеется при таком положении дела турецкое правительство, естественно, имело некоторое отношение к церковному управлению греков. Так, оно утверждает избрание 1126 и низложение патриархов; равным образом ему принадлежало право утверждения и епископов; далее, оно утверждало синодальные и соборные постановления в тех случаях, когда они имели важное общественное значение 1127 . Разумеется, эти права турецкого правительства, вытекая из политической тенденции, отнюдь не показывали, что ему принадлежит высшая власть во внутренних церковных делах. И нормальное пользование этими правами со стороны турецкого правительства не нарушало автономности церкви. «Каноны всегда могли сохранять свою силу, и идея соборного управления не угасала в греческой церкви» 1128 . «Христианская иерархия теперь приобрела даже более самостоятельности и более полновластное положение, чем как это было при византийских императорах». Конечно, турки – грубый и дикий народ, смотревшие лишь на себя, как на истинных людей, а покорённые народы считавшие презренной райей и, во всяком случае, только служителями своих интересов, далеко не всегда устаивали на законной почве. Предоставив церкви автономность, они из-за своих интересов, а иногда и без видимых интересов, часто нарушали её. История представляет немало примеров беззаконного вмешательства турецкого правительства во внутренние дела церкви. Особенно это имело место в деле избрания и смещения патриархов. Бывало, что за деньги и по разным другим мотивам, например, по проискам придворных лиц и проч., турецкое правительство возводило на патриаршую константинопольскую кафедру таких лиц, которые вовсе не были достойны этого, и низводило с неё лиц достойных, – возводило и низводило по выдуманным причинам, иногда даже не спрашивая мнения Синода, а просто приказывая ему 1129 . Вторгалось турецкое правительство и в другие церковные дела, его же фирманами признанные относящимися исключительно к компетенции церковной власти 1130 . Но это было только право сильного, право деспота. И церковная власть не признавала этого вторжения чуждого элемента во внутреннюю сферу церковной жизни. Правда, пастырям церкви, спасая себя, часто приходилось молча сносить грубый деспотизм иноверного правительства. Но бывали случаи, когда они ставили правду Божию выше временных интересов и, не страшась ничего, решительно возвышали свой голос в защиту её 1131 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Первоначально, при жизни Арсения, отношение сербов-переселенцев к ипекскому патриархату было неопределённое. После же смерти Арсения († 1706), они находились в канонической зависимости от ипекскаго патриарха, и предстоятель их – митрополит подписывался: «экзарх пекскаго фрона» 1461 . Но зависимость вновь образовавшейся сербской митрополии, известной с течением времени преимущественно под именем карловицкой, была скорее номинальной, чем действительной 1462 . С упразднением же ипекского патриаршества, карловицкая митрополия сделалась совершенно независимой, и в этом своём положении была признана константинопольским патриархом 1463 . Управление сербской (карловицкой) церкви на первых порах было устроено, в общем, на строго канонических началах. Высшая церковная власть принадлежала собору сербских архиереев с митрополитом во главе 1464 . Государственная власть совершенно не вмешивалась в церковные дела. Сербы-переселенцы были приняты австрийским правительством с распростёртыми объятиями. Австрийское правительство, обрадованное притоком на его территорию нового трудолюбивого племени, горевшего к тому же ненавистью к туркам, предоставило ему особыми грамотами 1465 много привилегий. Они касались и церкви. В ряду привилегий были: право свободного исповедания веры, право автономного управления церковными делами, освобождение духовенства от повинностей и проч. Управление сербской церкви было свободно и от народного вторжения. Австрийское правительство признало за сербами право гражданского самоуправления. Органом народной власти был конгресс сербских депутатов, который собирался по мере возникновения важных дел. Но конгрессы ведали общественные и народные дела сербов, не касаясь внутренних дел церковных. Конгрессы близко соприкасались с церковью только в одном пункте. Это в избрании митрополита. Право избрания митрополита принадлежало конгрессу, состоявшему из духовных и светских представителей 1466 . Но это право не свидетельствовало о полномочии народа участвовать в церковном управлении. Оно объясняется тем, что митрополит стоял во главе не только церкви, но и народа 1467 . Правда, на конгрессах, после избрания митрополита, поднимались иногда церковные вопросы, но решение их предоставлялось собору епископов 1468 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Проблема широкого внутрицерковного распространения разрушительного антиэкуменического мировоззрения рассматривалась на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 3 октября 1997 г. В ходе обсуждения отмечалось, что ряд церковных изданий систематически публикует материалы подобного содержания. В итоге было принято решение «заявить, что упомянутые публикации воспринимаются Церковью как оскорбительные, направленные на дискредитацию архипастырей и пастырей в глазах верующего народа, печатаются с намерением посеять недоброжелательность и подозрительность как в обществе, так и в церковной среде и таким образом спровоцировать внутренние настроения внутри Русской Православной Церкви» 1110 . Таким образом, со стороны сявщенноначалия канонической Церкви резкому осуждению в антиэкуменической идеологии подвергаются не призывы к охранению чистоты православного духовного наследия, а те фундаменталистские интуиции, которые лежат в основе раскольнического мировосприятия. Заключение При изучении явления старокалендарной схизмы становится очевидным, что возникновение этого феномена является следствием целого ряда причин, главной из которых представляется неглубокая укорененность в церковном предании. Изучение древней истории Христианской Церкви позволяет убедиться в том, что в эпоху формирования Александрийской Пасхалии и принципов церковного времяисчисления, которая совпала с периодом Вселенских Соборов, при разрешении календарных вопросов Отцы Церкви всегда ориентировались на принцип церковного единства и принцип астрономической точности. Именно поэтому каноническое указание на запрет совершения Пасхи одновременно с иудеями означает отказ от неточной иудейской пасхалии. Неприятие схизматиками новоюлианского календаря основывается на том, что при переходе на это исчисление в определенные годы праздник Пасхи будет совершаться совместно с иудеями. В данном случае раскольники, ссылаясь на известный канон, трактуют его в абсолютно противоположном смысле. Более того, заявляя о нарушении «новостильными» Церквями канонических норм, старокалендаристы возводят вопрос времяисчисления на догматический уровень, что дает им повод к разрыву церковного единства. Таким образом, важнейшей причиной возникшего раскола является вышеупомянутое неглубокое укоренение в Предании Церкви и забвение базовых принципов разрешения календарного вопроса. В этой связи весьма уместна характеристика сущности всякой традиции, в том числе и церковной, которую дает современный мыслитель Мартин Бубер: «Традиция – благороднейшая свобода для тех, кто воспринял ее ясно и осознанно, но зато убогое рабство для унаследовавших ее как привычку, воспринятую косно и инертно» 1111 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этом смысле свобода имеет своим условием постепенное развитие личной воли, дающее перевес идеальным стремлениям над чувственными влечениями, и равносильна «победе» этой воли над ограничивающими ее влияниями наследственной физической организации. Но так как способность к развитию воли и нормальный духовный и физический склад свойственны большинству людей, то большинство людей свободно или может быть свободным. Таким образом, личная свобода людей «заключается в возможности для их идеальной личной воли, независимой от физической организации действовать – и тем самым творить добро и служить вечным идеям и вечным интересам духа или воли, или же бездействовать – и тем самым попускать в себе обнаружение чуждых этой воле влечений, зависящих от физической организации и исходящих в конце концов от чуждых ей актов мipoboй воли и воли других существ. Отсюда и вытекает требуемая нравственным сознанием возможность «для свободной личности» как постоянного падения, как и постоян- в его духовной природе, и основной вопрос современной автономной морали состоит лишь в том, в каких природных стремлениях и чувствах надо искать этих устоев, чтобы иметь возможность построить вполне сознательный идеал и ясный критерий нравственного поведения. Решение этого вопроса существенно важно не только для людей, желающих жить разумно и сознательно, но и для массы человеческой, руководящейся мнением и примером людей интеллигентных. Господствующая научная мораль нашего времени имеет утилитарно-эвдемонистический характер. Польза и счастье личности признаются основанием и критерием нравственного поведения, причем служение возможно большему счастью возможно большого числа других существ является только средством для достижения цели личного счастья. Вывести идею безусловного нравственного долга из таких принципов невозможно. Неумолимая дилемма: «личное счастье, или нравственный долг» – не допускает ни логически, ни психологически никакого третьего, среднего решения вопроса. Счастье других существ есть мнимое основание нравственной деятельности, потому что даже нравственные поступки, вытекающие из любви, сострадания и жалости, не имеют целью счастья других существ, а направлены только к сохранению и спасению их жизни, хотя бы в ущерб собственной, единичной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Кемерово вопрос помощи бездомным решили иным образом: учитывая особенности региона и малую проходимость вокзалов, нахождение там добровольцев сочли нецелесообразным. Тем не менее на всех вокзалах размещена информация о церковных социальных пунктах и службах, и всех, кому необходима помощь, туда направляют сотрудники вокзала и ППС, рассказали в епархии. Программу «Путь домой» уже реализуют в Воронеже и в Волгограде. Всего на территории России действуют 72 православных приюта для бездомных общей вместимостью в 1990 мест, 110 крупных благотворительных столовых, 56 пунктов выдачи вещей и 12 автобусов милосердия. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 мая, 2016 26 мая, 2016 2 июня, 2016 17 декабря, 2022 25 июля, 2022 8 февраля, 2022 15 января, 2022 27 ноября, 2021 16 ноября, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/tserkov-pomozhet-bezdo...

9. Губернские и всероссийские съезды религиозных обществ могут избирать исполнительные органы; списки членов исполнительных органов представляются в НКВД или Отдел Управления Губисполкома по» принадлежности с соблюдением установленной в п. «в» ст. 3 формы. 10. Съезды религиозных обществ и избираемые съездами исполнительные органы не могут: 1) устанавливать принудительные сборы, 2) обладать культовым имуществом или получать его по договору, 3) заключать какие бы то ни было договоры и сделки. 11. Наблюдение за деятельностью религиозных обществ, съездов и объединений их возлагается на Наркомвнудел и подлежащие его местные органы. 12. Все религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах, но в отличие от последних, не пользуются правами юридического лица и не имеют права собственности. 13. Все религиозные общества всевозможных культов в отношении прав и обязанностей равны и не пользуются никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений. 14. Члены религиозного Общества, или их уполномоченные, наравне с группами верующих, могут собирать добровольные пожертвования для покрытия расходов, связанных с обладанием культовым имуществом, как-то: по отоплению, охране, поддержанию его в чистоте и т. д., а равно для производства работ по ремонту такового здания. 15. Не имея прав юридического лица и права собственности, религиозные общества могут заключать сделки частно-правового характера, связанные с пользованием культового имущества, как-то: договор о найме певчих, о поставке дров, о ремонте и т. д. Примечание. Подобные сделки не могут иметь своим содержанием договорные отношения, хотя и связанные с культом, но преследующие цели торговые и промышленные, как-то: аренда свечных заводов, типографий для печатания религиозно-нравственных книг и т. д. 16. Для выполнения постановлений своих общих собраний, а также внешнего представительства граждане, составляющие данное религиозное общество могут, по мере встретившейся надобности, назначать служителей культа и выделять из своей среды нужное им число уполномоченных лиц, действующих в пределах предоставленного каждому полномочия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Точно известно число православных монастырей на присоединенных землях – 64 с 5100 насельниками, в том числе в Бессарабии – 25, в Западной Украине – 19, Белоруссии – 14, Латвии – 1, Литве – 3, Эстонии – 2 257 . Численность же приходов установить сложнее. В архивных документах имеются сведения об их количестве в Западной Белоруссии – 749, Бессарабии – 893, Латвии – 164, Эстонии – 164, Литве – 72, однако относительно Западной Украины и Северной Буковины они отсутствуют. Известно лишь, что общее число формально зарегистрированных православных приходов на Украине на конец 1938 – середину 1940 гг. выросло с 3903 до 5181, то есть на 1278 258 . Переставшие функционировать религиозные общества в данной республике в тот период с регистрации почти не снимали, и цифра примерно в 1300 новых украинских приходов представляется наиболее верной. В работах западных историков можно встретить явно ошибочное утверждение, что на присоединенной территории Польши находилось около 1200 православных церквей (и украинских, и белорусских). Тот же В. И. Алексеев в другом месте своей книги пишет, что на Волыни (Западная Украина) в годы войны действовало свыше 600 храмов только Автономной Украинской Церкви. Впрочем, он занижает и численность православных приходов на других присоединенных землях, например, в Прибалтике – до 300 259 . Таким образом, общее количество действующих православных церквей в СССР увеличилось за счет территориальных приобретений на 3350. Особо следует отметить большое количество богословских учебных заведений. В Эстонии имелась Духовная семинария в Печорах и православный богословский факультет в Дерптском университете, в Латвии – Духовная семинария в Риге и православная секция при протестантском факультете Рижского университета. В Бессарабии была Духовная семинария в Кишиневе, а в Северной Буковине Духовная семинария в Черновцах. Наконец, на бывшей польской территории существовали две Духовные семинарии – Кременецкая и Виленская (хотя они в связи с проводившейся тогда в Польше общей школьной реформой находились уже в стадии ликвидации), а также две постоянные школы псаломщиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святейший Патриарх указал, что к соцработе необходимо привлекать сугубо диаконов, но и в этом отношении не все московские храмы готовы: где-то диаконов нет вовсе, где-то они уже пожилые. А главное — недостаток опыта. «У католиков и протестантов столетиями существуют общины, монастырские сообщества, которые во главу своего служения ставят социальную деятельность, у них наработан огромный опыт. У нас это было не развито до революции, этого не было и в советское время. Нам сегодня приходится приобретать этот опыт с нуля», — отметил один из опрошенных нами священников. «К сожалению, в целом социальная деятельность в Церкви очень не развита: священники перегружены, кадров не хватает, люди не идут на работу, потому что в Церкви низкие зарплаты, — соглашается Ирина Соловьева. — Чтобы устранить все недостатки, надо очень много времени. Возможно, десятилетия. И усилия всей Церкви, включая, разумеется, и прихожан». То есть нас с вами. Степан АБРИКОСОВ Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 30 марта, 2024 13 июня, 2022 20 февраля, 2022 13 сентября, 2021 5 сентября, 2021 3 сентября, 2021 2 июля, 2021 15 июня, 2021 11 июня, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/bednye-prixodyat-v-cer...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010