Руська Православна Церква Офіційний сайт Московського Патріархату Головні новини У свято Входу Господнього до Єрусалиму Предстоятель Руської Церкви звершив Літургію в Храмі Христа Спасителя та очолив хіротонію архімандрита Серафима (Пасанаєва) на єпископа Мінусинського і Курагінського Святіший Патріарх Кирил виступив зі зверненнями у зв " язку з кричущими прикладами тиску на Українську Православну Церкву Напередодні свята Входу Господнього до Єрусалиму Святіший Патріарх Кирил звершив всеношну в Храмі Христа Спасителя Святіший Патріарх Кирил звершив освячення московського храму Чуда Архангела Михаїла в Хонех у Братєєві та очолив хіротонію архімандрита Авксентія (Абражея) в єпископа Несвізьького Святіший Патріарх Кирил звершив утреню з читанням акафіста Пресвятої Богородиці у Храмі Христа Спасителя Архів   Головна / Помісні Церкви У Белграді відслужили панахиду за російськими воїнами, що захищали Сербію в роки Першої світової війни Версія для друку 2 серпня 2011 р. 18:04 1 августа 2011 года в связи с 97-й годовщиной начала Первой мировой войны на Новом кладбище в Белграде епископ Хвостанский Афанасий совершил панихиду по воинам, погибшим во время Первой мировой войны. Архипастырю сослужили протоиерей Виталий Тарасьев, настоятель подворья Русской Православной Церкви в сербской столице, иерей Владимир Вранич, сотрудник Сербской Патриархии, протодиакон Стевиц Рапаич, секретарь Церковного суда Белградо-Карловацкой митрополии и диакон Александр Секулич, сотрудник кабинета Святейшего Сербского Патриарха. Панихида была совершена у памятника российскому императору Николаю II и воинам, погибшим в Первую мировую войну. На богослужении присутствовали Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Сербии А.В. Конузин, представители Министерства обороны Сербии, представители Демократической партии Сербии, Радикальной партии Сербии, политического движения «Сила Сербии», председатель партии «Новая Сербия» В. Илич, представители фирм «Лукойл» и «Югоросгаз», русские эмигранты.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1591915...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Но противодействие евномианской ереси приведет не только к возникновению полемической литературы, оно не удовольствуется повторением формул с привкусом агностицизма; оно приведет к углублению понимания тайны Бога, которое обретет наиболее яркое выражение в мистических произведениях Григория Нисского . Продолжая традицию Филона Александрийского, он показывает, что духовный путь христианина ведет его к открытию того, что Бог ускользает от него и что Непознаваемого следует постигать как непознаваемое. Эти идеи будут развиты псевдо-Дионисием в его Мистическом богословии и окажут большое влияние на всю христианскую мистику. Иоанн Златоуст рассматривает проблему божественной трансцендентности в плане общерелигиозном. В этом смысле он оказал большое влияние на восточную литургию, в которой чувство священного страха, дух благоговения и поклонения развивались в мистической атмосфере. Образы мистического восхождения Позднейшая традиция обязана Отцам IV в. также и символическими образами, выражающими различные этапы восхождения души к Богу. Мистическое восхождение служило символом «подъема» Израиля из Египта в Иерусалим 1236 или же на Синай 1237 . Можно говорить также и о «восхождении на Кармель». Говоря о горе св. Авксентия, диакон Стефан пишет в Житии Стефана Младшего: «Если кто-нибудь назовет ее горой Божией, или горой Хорив, или горой Кармель, или Синайской горой, или Фаворской, или Ливанской, или Святым градом, расположенным на Иерусалимских холмах, он не погрешит против сходства» 1238 . Можно легко развить и другой образ: восхождение в молитве представлять как «лестницу Иакова, верх которой достигает неба и на которой стоит Господь» 1239 . В Египте ступенчатая пирамида в Сихаре понималась как гигантская лестница, предназначенная для того, чтобы облегчить восхождение души фараона к его отцу Ра – Солнцу. И Пиндар (древнегреческий поэт V в. до н. э. – Прим. пер.) полагал, что на небо можно подняться по лестнице. Христос вспоминает лестницу Иакова ( Быт. 28:12–13 ), когда говорит апостолам: «Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» ( Ин. 1:51 ). А Филон видит в лестнице Иакова «колебания созерцания» 1240 . Преп. Афраат видит в ней «тайну Христа, позволяющую праведникам подниматься к высотам» 1241 . В среде сирийских яковитов любили складывать гимны в жанре seblama, т. е. «лестницы» 1242 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

об. п., р.-кат. 527 д. об. п., отступников от православия 1 д. муж. п., лютеран-немцев 25 д. об. п., чехов 8 д. об. п., евреев 400 д. об. п. Есть рим-кат. костёл 10 и две каплицы – одна каменная на кат. Вольском кладбище, а другая деревянная в саду при реальном училище. Настоятель – протоиерей Андрей Григор. Корнаковский (с 1882 года, а на службе с 1844 года), 2-й свящ. – Иоанн Симеон. Капустиский (с 1884 г., а на службе с 1875 г.). Диакон – Иона Максимов. Котыкович (с 1886 г.), псаломщ. – Авксентий Моисеев. Синякевич (с 1884 г) и пономарь – Нарцисс Иоанн. Котыкович (с 1880 года). К этому приходу приписаны две церкви – одна домовая, что при тюремном замке, а другая кладбищенская – обе в г. Ровно. 398 . В том же г. Ровно , на город. кладбище есть церковь во имя святого первомученика архидиакона Стефана. Кладбищенская. Построена в 1848 году на средства генеральши Екатерины Красовской, на гробе её мужа генерала Стефана Красовского. Освящена 23 февраля 1850 года. Прежде была часовнею или молитвенным домом. Деревянная, совместно с такою же колокольнею, крыта жестью. Утварью достаточна. При церкви хранится два Гос. 4% непрерывно-доходных билета, из коих – один на 500 руб., за 26,353, внесённый в 22-ю книгу под литер. В, стр. 5,161, в 1863 г. 1 мая, и другой – на 300 руб., за 10,361–110,361, внесённый в 6-ю книгу под литер. В, стр. 2,105, в 1868 г. 3 октября. Оба эти билета пожертвованы строительницею храма Екат. Красовскою. Одна половина процентов с обоих этих билетов идёт в пользу церкви, на её поддержание, а другая – в пользу причта за поминовение имён покойных – генерала Стефана Красовского, жены его Екатерины и прочих их сродников. Сверх того, в 1865 году родственник Красовских капитан Николай Беляев пожертвовал 5% билет Гос. банка на сумму в 100 р. за 62–636; а в 1866 году приобретён 4% непрерывно-доходный Гос. билет на сумму в 250 руб., завещанных бывшим заседателем Ровен. уездного Суда Иваном Лангенсом, внесённый во 2-ю книгу под литерой Р, на стр. 597, 18 авг. 1866 г., за 3,747–103,747, без права передачи по переуступочной ведомости. Проценты с этих двух последних билетов, согласно воле завещателей, идут в пользу причта за совершение заупокойных литургий и панихид по родственниках Беляева, самом Лангенсе и жене его. Земли, по межевой книге и плану от 1851 года, значится: под кладбищем, где стоит ныне Стефановская церковь , 520 саженей, а под вновь отведённым участком, где погребены нижние военные чины, 420 саж. – всего 940 саженей; в 1881 году владелец г. Ровна князь Станислав Любомирский прибавил ещё под кладбище 632 сажени, так что по новому плану, составленному Ровенск. землемером Эмбером, имеется всей земли под церковью и кладбищем, обведённым канавой, – 1,472 саж. Церкви принадлежит дерев. домик для церк. сторожа, построенный в 1881 году на церковный счёт (150 руб.). Церковь эта приписана к предшествующему Соборному приходу г. Ровно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Во время ссылки его Церковью римской управлял диакон Феликс, возведенный в епископы. Феликс и по возвращении Либерия хотел продолжать свои епископские обязанности и Констанций соглашался разделить Церковь между обоими совместниками; но партия Либерия была сильнее и Феликс принужден был оставить Рим. Полагать должно, что он возвышением своим обязан был своей снисходительности к арианам; однако всегда выказывался православным и даже, по многим памятникам западным, более православным, нежели сам Либерий. 308 Последний же, не довольствуясь тем, что из ссылки своей писал епископам собиравшимся в Сирмиуме, 309 написал еще особенно трем из них, считавшимися более влиятельными: Урзасу, Валенсу и Герминию, с угодливостью воспоминая свои первые мнения, неприязненные святому Афанасию. «Зная, пишет он, 310 что вы чада мира, любите согласие и единение Церкви кафолической, то пишу вам, дражайшие господа и братия, без принуждения, Бог мне свидетель, но в пользу мира и согласия, блага более возвышенного, нежели самое мученичество. Ваше благоразумие да знает, что Афанасий, бывший епископом Александрии, был мною сначала осужден, прежде посылки моих посланий ко двору благочестивейшего императора епископам восточным 311 и был отлучен от общения Церкви римской, о чем может засвидетельствовать все пресвитерство Церкви римской. Если же впоследствии я по-видимому изменил свое мнение, в послании написанном мной к братиям нашим восточным, то это потому, что я должен был вступиться за депутатов, отправленных ко двору и за сосланных епископов, для возвращения их из заточения. «Желаю также, чтобы вы знали, что я просил брата моего Фортуната доставить послание мое к милостивейшему императору Констанцию, Августу. Посланием этим просил я, для пользы мира и согласия, отослать меня в Церковь , препорученную мне от Бога на охранение от всяких зол. «Возлюбленные братья, вы усмотрите из послания этого мое желание быть в мире со всеми епископами Церкви кафолической. Если через вас будет возвращен мир Церкви римской, то в день судный получите вы великую награду. Уведомляю вас, что нахожусь в мире и общении с братьями нашими и сотоварищами Эпиктетом и Авксентием. Надеюсь, что они с радостью примут в том уверение. Следственно, кто отделится от согласия и мира, существующего между нами будет отлучен от нашего общения».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Но обратим внимание на то, как развился и усложнился этот жанр по сравнению с первоначальными тропарями прп. Авксентия! Здесь уже семь строк, в которые втиснуто целое христологическое учение! Притом, конечно, император подаёт пример творческого отношения к богослужению. И гимнография сразу же делает ещё один блистательный виток своего развития: на амвоне Кирова храма Пресвятой Богородицы является прп. Роман Сладкопевец († 556 г.). Это был исторический день 25 декабря, не совсем понятно какого года, словом, на Рождество Христово. Храм был, конечно полон. Появление Романа на амвоне вызвало ехидные смешки: все знали, что диакон поёт очень плохо (от волнения он заикался и терял голос). Но в этот раз все были поражены и потрясены. Роман невозмутимо развернул длинный свиток исписанного с обоих сторон пергамента и запел чистым, ясным, прекрасным голосом: Дева днесь Пресущественного раждает и земля вертеп Неприступному приносит; ангелы с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо превечный Бог... Это была величественная богословская поэма собственного сочинения. И знатоки и ценители сразу увидели, что имеют дело с чем-то неслыханным. А простые люди, женщины и дети, конечно, увидели Младенца Христа — так ясно, словно они сами пробирались вместе с волхвами по заснеженным улицам маленького Вифлеема. И, взволнованные этим видением, они сначала робко, а потом всё смелее и радостнее стали подпевать рефрен: " ... Отроча младо — предвечный Бог " . Два события той ночи тесно переплелись между собой: явление Сына Божия в душах людей и явление в мир величайшего из православных поэтов. Жизнь Романа очень быстро обросла легендами и сама превратилась в поэму, в " струну преславных слов Духа " , как поёт о нём Церковь, утверждая: " Богородицу Марию имел ты учителем " (октябрьская Минея). И вот уже св. Марк Эфесский в своём " Известии о кондаках " пишет: " Творец кондаков — чудный Роман получил дар сей от Богородицы, явившейся ему во сне и подавшей свиток, с повелением съесть (ср. с Апокалипсисом: 10:9-11 " И взял я книгу из руки Ангела и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед... " ). Исполнив это, он тотчас встал, — это было в день Рождества, — взошёл на амвон и начал петь: " Дева днесь... " (Цит. по книге митр. Филарета " Ист. обзор песнопевцев Греческой Церкви " , стр. 168).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=897...

Цикланская – 15 авг. Целительница – 18 сент. Ченстоховская, 6 мар. Черниговская Гефсиманская – 1 сент. Черниговская-Ильинская – 16 апр. Черниговская-Елецкая – 5 февраля. Черская – 16 июля, Численская – 30 окт. Чистительная – 9 июля. Чухломская – 20 июля. Шуйская-Смолен. – 11 июля. Шуйская-Одигитрия – 28 июля. Экономисса-Домостроительница – 4 июля. Югская – 28 июля. Ярославская-Печерская – 14 мая. Ярославская (Казан.) – 8 июля. Яскинкая – 3 мая. Ястребская – 9 июля. Яхромская – 14 окт. Феодоровская – 14 мар. Феодотиевская – 2 июля. Дни памяти св. отец седми Вселенских Соборов 1-го собора 29 мая. 2-го « 22 мая. 3-го « 9 сентября. 4-го « 16 июля. 5-го « 25 июля. 6-го « 23 января. 7-го « 11 октября. Алфавит имен святых. (с переводом на русский язык) Объясиение сокращений; прор. – пророк, апост. – апостол, еписк. – епископ, архиеп. – архиепископ, святит. – святитель, муч. – мученик, преп. пр. – преподобный, свящ. муч. – священномученик, преподоб. муч. – преподобномученик, великомуч. – великомученик, испов. – исповедник, правед. – праведный, бессреб. – бессребреник, равноап. – равноапостольный. – Напечатание имен, а также и дней празднования некоторых святых особенным шрифтом, так называемым курсивом, означает то, что о таких святых и о таких днях празднования не упоминается в месяцеслове Св. Синода, а значатся они в других месяцесловах. – Должно заметить, что некоторые имена святых не могут быть переведены. Имена мужские Аввакум (объятие, т. е. любовь Божия), муч. июля 6; прор, дек. 2. Авда (слуга), муч., мар. 31. Авделай, муч., апр. 17. Авдикий, муч., апр. 10. Авдифакс, муч., июля 6. Авдиес (слуга Иисуса), муч., апр. 9. Авдий (слуга Господень), муч., сен. 5; прор., нояб. 19. Авдон (слуга), муч., июля 30. Авенир, царь, ноябр. 19. Аверкий (удерживающий), муч., мая 26; равноап., окт. 22. Авив (колос), муч., янв.29, авг. 2; диакон, сент. 6 и 15 ноября. Авид или Авдий (работник), муч., сент. 5. Авим, муч., авг. 1. Авип, муч., мар. 26. Авксентий (возрастающий), преп., фев. 14; еписк., апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Небольшое число необразованных новацианских епископов во Фригии составили собор в селении Паза, где находятся источники реки Сингары, и постановили соблюдать время иудейского праздника опресноков 280 и праздновать пасху в одно время с иудеями. Это рассказал мне один глубокий старец, называвший себя сыном пресвитера. Он говорил, что на бывшем соборе присутствовал и сам вместе с отцом, и что там не было ни епископа константинопольских новациан, Агелия, ни Максима никейского, ни предстоятеля никомидийского, ни даже котвейского, а эти-то новациане главным образом и управляли своим исповеданием. Так было в то время. Но немного позднее новацианская Церковь по случаю того собора разделилась. Впрочем, об этом скажем в своем месте, а теперь надобно перейти к тому, что тогда же происходило на западе. Глава 29 О Дамасии римском (епископе) и Урсине; как во время волнения и мятежа в Риме из-за них случилось много убийств В мирное правление царя Валентиниана, не беспокоившего никакой страны, в Риме, после Либерия, принял сан епископа Дамасий. При нем в римской Церкви случилось возмущение по следующей причине. Когда происходило избрание епископа, диакон той же Церкви, некто Урсин, был в числе лиц избираемых. Но так как Урсину предпочтен был Дамасий, то первый, не могши вынести эту неудачу, стал делать в церкви непозволенные собрания и уговорил некоторых неблагоразумных епископов тайно рукоположить себя. Его рукоположили не в церкви, а в сокровенном месте базилики, которое называется Сикини. Это событие произвело в народе раздвоение – и спорили не о вере и не о ереси только, а о том, кому следует занять престол епископский. По сему случаю бывало такое стечение народа, что от тесноты многие лишились жизни. За это многие миряне и клирики тогдашним префектом Максимианом были наказаны, после чего Урсин оставил свои покушения, а вместе с ним успокоились и те, которые хотели поддержать его 281 . Глава 30 О том, что по смерти медиоланского епископа Авксентия, во время мятежа, происшедшего при избрании нового епископа, правитель области Амвросий, вооруженной рукой укрощая мятеж, общим голосом и согласием самого царя Валентиниана, предпочтительно пред всеми, избран в предстоятели Церкви Около того же времени случилось и другое достопамятное происшествие в Медиолане.

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

Но более их известны своими ритмическими песнопениями в 5 веке: Маркиан, Иоанн монах, Сета и особенно, Авксентий. Церковная гимнография этого направления достигает полного своего расцвета в 6 и 7 веках. В 6 веке известны гимнографы: император Юстиниан (527565 г.), написавший песнь „Единородный Сыне“, Анастасий, Киприан, особенно же величайший, даровитейший и обильнейший из песнописцев, Роман Сладкопевец ( μελδς), диакон в Берите, родом Сириец, написавший около тысячи кондаков и икосов на разные церковные праздники. 365 К этому периоду времени относятся: Георгий Писидийский (в перв. полов. 7 в.), написавший знаменитый акафист Богоматери, Софроний патр. Иерусалимский (с 629 г.), написавший трипеснцы Триоди постной, некоторые гимны и самогласные стихиры; Андрей архиеп. Критский (около 650713 г.), написавший великий покаянный канон и тем возвысивший технику церковного песнопения. 366 Вместе же со стихами благоустроители церковного песнопения соединяли и ритм напевный. Св. Иоанн Златоуст († 407 г.) в бес. на псал. 41 так объясняет значение ритма в писании и стройного ритмического пения: „Господь соединил с пророчествами мелодию для того, чтобы все, увлекаясь плавным течением стихов, с совершенным усердием возглашали священные песнопения. Ничто не возбуждает, не окрыляет так духа, ничто так не отрешает его от земли и уз телесных, ничто так не наполняет любовью к мудрости и равнодушием к житейским делам, как пение стройное, как песнь священная, сложенная по правилу ритма“. Ритм же состоит в мерном пении согласно строению стихов. Определенный чин церковного пения, желание преградить доступ в церковно-богослужебную практику элементов чуждых духа церкви (наприм. приемов театральных и еретических) и прекратить некоторые беспорядки со стороны чтецов и певцов из мирян, расположили некоторых пастырей церкви учредить особые церковные степени клиросных чтецов и певцов, каковое учреждение с 4 века признано необходимым и во всех церквах. О певцах, как особой степени клира, не раз упоминается уже в правилах апостольских (прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

73 Имеется в виду Кишиневская духовная семинария (далее: ДС), открытая в 1813 г. стараниями митрополита Гавриила (Банулеско-Бодони) по типу Киево-Могилянской академии. Полный курс обучения состоял из восьми классов: 1–4 – низших, 5–6 – средних, 7–8 – высших (фара, инфима, граматика, синтаксима, пиитика, риторика, философия и богословие). Семинария располагалась в церковном доме при соборе Архангела Михаила. В 1817 г. переехала в новое здание, построенное рядом с митрополичьей усадьбой. До открытия кишиневской гимназии в семинарии обучались дети дворян и чиновников Бессарабии. В начале XX в. в семинарии обучалось около 500 воспитанников. 76 Диакон (греч. διονος – служитель) – священнослужитель первой (младшей) степени церковной иерархии, который, участвуя в общественном и частном богослужении, служит при таинствах, но не может совершать их. 78 Иподиакон (греч. – ποδιονος помощник диакона) – церковнослужитель, в обязанности которого входит прислуживать архиерею за богослужением. 81 Понятовский Евграф Петрович (1822–1881), протоиерей, настоятель (1862) и ключарь (1878) Рождества Христова кафедрального собора г. Кишинева. 83 Партес, а точнее ранний партес (от лат. pars – части, в переносном смысле – хоровые партии и позднелат. paries – голоса), – первоначально стиль церковной и светской многоголосной хоровой музыки, укоренившийся на Руси в середине XVII – начале XVIII вв. Впоследствии «партесным» или «концертным» пением иногда называли авторские сочинения на тексты богослужебных песнопений или стихи псалмов, музыки, употребляемые за богослужением и в концертной практике, для отличия их от «обихода» – простого гармонического богослужебного пения. В этом смысле говорит о партесном пении в данном случае и автор «Дневника». См.: Там же. С. 339–345. 84 Великий Четверток – имеется в виду четверг Страстной седмицы, когда совершается воспоминание Тайной Вечери Спасителя с учениками. Другие темы этого богослужебного дня: умовение ног ученикам, молитва в Гефсиманском саду, предательство Иуды. См.: Там же. С. 499–500.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010