Зосимы привлекла в монастырь многих из языческих племен – финнов, чуди, лопи, каян, мурман и др., живших доселе, подобно зверям, в пещерах и каменистых расселинах, и они, озаренные светом Христовой веры, оставались в обители, где «остризаху власы главы своея и бываху мниси». 18 Возбуждаемые завистью жители поморья, видя расширение владений монастыря и приобретение им новых угодий, и зная, что острова были отданы «в вечное» владение монастырю, продолжали свои посещения острова, чтобы ловить рыбу, высказывая угрозу разрушить монастырь и изгнать иноков. В числе оспаривавших монастырское достояние, были и люди известной вдовы посадника Марфы Борецкой. Несмотря на глубокую старость, Зосима сам отправился в Новгород, чтобы раз навсегда решить вопрос о правах монастыря на владение островами и близлежащими землями. С этою целью он явился к архиепископу и другим важнейшим лицам, управлявшим Новгородом. 22 Когда он пришел к Марфе Борецкой искать управы на ее людей, она не приняла его и велела прогнать. Тогда Зосима сказал сопровождавшим его ученикам: «се дние грядут, в няже жителие дому сего не изследят стопами своими двора сего и затворятся двери сего дому, и к тому не отверзутся и будет двор сей пуст». 23 Архиепископ с боярами, обсудив жалобу Зосимы, вручил ему грамоту на владение островом за печатями: владыки, посадника, тысяцкого и пяти концов Новгорода. И бояре щедро одарили игумена церковною утварью, золотом, серебром и жизненными припасами, с обещанием и на будущее время не оставлять обитель своею помощью. Раскаялась и Марфа. «Я напрасно на него гневалась», –сказала она, «мне наговорили, будто он мою вотчину отнимает». Она послала просить прощения у Зосимы и умоляла его прибыть к ней в дом на обед. Преподобный, не памятуя обиды, изъявил свое согласие. Во время обеда Зосима, взглянув на бояр, сидевших за столом, смутился и заплакал. По окончании стола, Марфа еще раз просила прощения и молитв за себя и за детей, вручив ему вкладную крепость на владение землями и рыболовными тонями в поморье. «Се дает Марфа Исаковска, Великого Новгорода Посадница», говорится в грамоте, «в дом Святому Спасу на Соловки игумену Зосиме, и всем священницам и старцем вотчину свою по морскому берегу, рыбные ловища, землю, и воды, и пожни, и лешей лес от Умские межи, от Кашкаранского ручья, до красные щелейки и тони, тоню каменную, тоню Кашкаранской наволок, тоню точильный ручей, куды я володела Марфа, туды володети и игумену Зосиме и священницам и старцем во веки. А кто мою вотчину у Игумена Зосимы и у старцев отымет, или станет вступатися; и мне с ним судитися пред Христом. А у даные сидел отец мой духовной Софийской поп Иосиф да Олексей Бархатов, а данную писал сын мой Феодор Исаков. Лета 6978 (1470)». 24

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И снова неизвестный монах явился рыбаку во сне и повелел над его могилой поставить часовню. Об этом узнали и жившие на тонях Терского берега другие рыбаки-поморы. Они взялись исполнить это повеление, полагая в этом Божьем Угоднике — нового ходатая за них перед Господом. В скором времени выше по берегу, напротив часовни, открылся родник. Местные жители называют его источником Безымянного инока. Часовня Безымянного инока Терского находится рядом с селом Кашкаранцы Терского района Мурманской области. Изначально первое здание часовни находилось рядом с могилой Безымянного инока, почитаемого здешними людьми. В середине 20 века она была разрушена. Восстановили ее в 2003 году, уже на другом месте, на берегу Белого моря. Здание часовни деревянное, крышу венчает довольно крупная луковичная главка с шестиконечным крестом. Внутреннее убранство часовни довольно лаконичное. Стены внутри обиты тесом. Существует древнее предание, согласно которому в 16 веке монахи Соловецкого монастыря вытащили из моря невод с рыбой и телом утонувшего монаха. Тело погибшего было в полной сохранности, что сильно удивило монахов, ибо ближайший к этим краям монастырь находился за сто километров по морю. Тело монаха не опознали. Одновременно к одному из местных рыбаков во сне пришел инок и попросил похоронить его тело в указанном месте. Там и похоронили утонувшего монаха. По местному обычаю, в часовне Безымянного инока Терского молятся об удаче в промысле. http://www.kaliningradgid.ru/architecture/ Часовня Преподобного безымянного инока Терского На 108-м километре дороги Умба - Варзуга установлен дорожный знак: направо указана тропа к часовне, а налево – к источнику. Это место связано с Преподобным безымянным иноком Терским (Кашкаранским). По одной из легенд, в XVII веке море прибило утонувшего инока в монашеском облачении. Местные жители захотели, чтобы он был погребен по христианскому обычаю, но для того, чтобы отслужить панихиду, надо знать имя усопшего. Стали спрашивать по всем окрестным монастырям и скитам, не пропадал ли кто из братии. И выяснилась странная вещь: никто нигде не пропадал. Инока так и погребли как безымянного, а через некоторое время на том месте стали замечать удивительные вещи, которых раньше не было: стала лучше ловиться рыба, стали происходить исцеления, забил ключ. Поняв, что это место святое, местное население поставило крест и часовню, просуществовавшие до начала-середины XX в. По другой версии, здесь жил одинокий монах, давший обет молчания и одиночества и проводивший все свое время в молитвах. Когда он умер, так и не открыв своего имени, люди стали замечать, что его каменистая могила и вода из родника, которым пользовался монах, имеет лечебные исцеляющие свойства. Место стали считать намоленным и чудодейственным. В благодарность ему поставили часовню, от которой к середине XX в. остались лишь ветхие бревна. Лишь недавно предприниматель, пожелавший остаться инкогнито, восстановил часовню и обустроил родник.

http://sobory.ru/article/?object=19699

Первые и главные земельные приобретения сделаны были монастырем на нынешнем Поморском берегу, там, где к половине XV века с наибольшей силой развилась новгородская колонизация Беломорья. Одними из первых и едва ли не самыми значительными были вклады Марфы Посадницы: на Поморском берегу она подарила монастырю несколько страдомых деревень и угодий по реке Суме, у часовни и речной пристани. Затем следовал длинный ряд вкладов других новгородских землевладельцев, даривших монастырю свои участки по рекам Поморского и Корельского берега Между грамотами Соловецкого монастыря мы имеем до 33 вкладных, которые почти все относятся еще к XV веку, особенно ко времени третьего соловецкого игумена Ионы; из них 28 предоставляли во владение монастыря множество участков по рекам Поморского и Корельского берега и по прибрежным островам. Из этих участков насчитывается до 44 только таких, местность которых сколько-нибудь ясно обозначена, именно: по реке Суме – 1, по Бирме – 2, по Выгу и Сороке-до 16, по Шуе – 9, один с двором, избой, двумя хлевами и мыльней, по Кеми – 9, по Поньге (по Корельскому берегу)-1, по Жеравне-1 (село против церкви), на Князь-острове-1, на Кузострове- 1, на Киль-бострове-1 и на Кембострове-1; об остальных участках говорится только, что они находятся на море или на Лопи, в Кореле, между пятью родами корельских детей. Кроме вкладов монастырь приобретал земли куплей: так, в XV веке куплены были им у порога Золотца на Выгу 2 участка, на Шуе – 2, на Кеми – 2, на Кильб-острове – 3 и весь Лотошкин остров. Скоро стали распространяться владения монастыря на далеком Терском берегу. Еще в 1466 году один землевладелец дал монастырю участки по рекам Умбе и Варзуге и по морскому берегу. В 1470 году Марфа Посадница подарила Зосиме свою вотчину между теми же реками, у Кашкаранского ручья и на Кашкаранском Наволоке. Кроме этих двух вкладов в числе вышеупомянутых грамот Соловецкого монастыря имеем еще позднейшие вкладные, по которым монастырь приобрел несколько новых участков на Терском берегу, по рекам Умбе и Варзуге и на Песьем Наволоке. Из поселенцев на монастырской земле по реке Варзуге к 1491 году был уже образован церковный приход и поставлена монастырем церковь 639 . Приобретая вотчины, монастырь ставил в них дворы, куда посылал своих старцев – приказчиков для управления промыслами и угодьями. Так, в житии упоминается монастырский двор при устье Сумы, у пристани, на приобретенной там монастырской земле; другой двор был в селении на Вирме, также у пристани; здесь жил монастырский приказчик, старец-ватаман, и хранились, по выражению жития, «всякия потребы и запасы». Есть намек и на то, что здесь рано образовалась волость и содействием монастыря поставлена была церковь , одна из первых в крае, при которой жил назначавшийся монастырем «инок-иерей», соединявший с должностью приходского священника обязанность надзора за монастырским двором.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

(впосл. епископ). Блж. Феодорит Кольский, просветитель лопарей. Мурманск, 2002; он же. Прп. Трифон Печенгский и его духовное наследие. Мурманск, 2003; он же. История Кандалакшского мон-ря. СПб.; Мурманск, 2012; он же. Кашкаранские святыни Терского берега. СПб.; Мурманск, 2012; он же. Князь Александр Невский и Кольский Север: Неизвестные страницы жития. СПб.; Мурманск, 2013. (Кольский патерик; Кн. 4); он же. Кольский Север в средние века. СПб., 2017. 3 т.; Большакова Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем. Мурманск, 2005; Гортер А. А., Гортер В. Т., Супрун М. Н. Освобождение Вост. Финмарка, 1944-1945. Архангельск; Вадсен, 2005; Грашевская О. В. Политика сов. гос-ва в отношении РПЦ в 1940-1980-х гг.: центр и местные власти: На мат-лах Мурманской обл.: АКД. М., 2005; Гражданская война на Мурмане глазами участников и очевидцев: Сб. восп. и док-тов. Мурманск, 2006; Державин В. Л. Сев. Мурман в XVI-XVII вв.: (К истории рус.-европ. связей на Кольском п-ове). М., 2006; Ходяков М. В. Идея создания «маленькой России» на Европ. Севере в 1918 г.//Европ. Север в судьбе России, ХХ в.: К 80-летию проф. А. А. Киселева: Сб. науч. ст. Мурманск, 2006. С. 76-81; Иванов В. И. Мон-ри и монастырские крестьяне Поморья в XVI-XVII вв. СПб., 2007; Поливцев С., свящ. Трифонов Печенгский мон-рь. Мурманск, 2007; Кольская энциклопедия. Мурманск; СПб., 2008-2016. Т. 1-5; Калугин В. В. Житие Трифона Печенгского, просветителя саамов в России и Норвегии=Den Hellige Trifon av Petsjenga, Samenes Opplyser i Russland og i Norge. М., 2009; Орехова Е. А. Колонизация Мурманского берега Кольского п-ова во 2-й пол. XIX - 1-й трети XX в.: АКД. СПб., 2009; Фёдоров П. В. Северный вектор в рос. истории: Центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. Мурманск, 2009; он же. Культурные ландшафты Кольского Севера: Структура и ист. динамика. Мурманск, 2014; Никонов С. А. Кандалакшский мон-рь в XVI-XVIII вв.: Исслед. и мат-лы. Мурманск, 2011. 2 ч.; он же. Освоение побережья Баренцева моря мон-рями Поморья во 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/2564372.html

В 1-й год пребывания в Архангельской епархии Н. были открыты псаломщическая школа (окт. 1893), в к-рой 30 юношей в возрасте 15-20 лет обучались церковному пению, церковному чтению, грамоте, арифметике; Петровская б-ка с читальней (31 окт. 1893), при ней - школа в честь прав. Иоанна Кронштадтского; Кузнечевская кладбищенская богадельня, устав которой утвержден 15 дек. 1893 г.; школа для детей самоедов на Новой Земле; Дом трудолюбия при Всеградской Михаило-Архангельской ц. (15 мая 1894). За 3 года управления епархией Н. полностью объехал ее территорию (некоторые места можно было посетить только зимой): был на зимовьях самоедов и зырян, в рыбацких становищах, в селениях старообрядцев, путешествовал на пароходах и баркасах, на телегах, на собачьих и оленьих упряжках, верхом и пешком, по морю, по порожистым рекам, по тундре, не раз с угрозой для жизни. В 1893 г. за полгода Н. совершил 3 большие поездки по епархии. В 1-ю поездку (20-28 июня) он посетил Соловки, Кий-Островский Крестный Онежский мужской монастырь и поморские города Онега, Кемь и Сумский посад Кемского у.; во 2-ю поездку (8-19 июля) - рыбацкие становища вост. стороны Мурманского берега Баренцева м.: старинный пос. Териберка (церкви прор. Илии и в честь Грузинской иконы Божией Матери), был в Трифоновом Печенгском во имя Святой Троицы монастыре , в г. Кола, на становище Рында (Преображенская ц.). 10-21 авг. состоялась 3-я поездка Н. по епархии - в Холмогоры, Шенкурск и окрестные приходы. В 1894 г. Н. предпринял 4 большие поездки по епархии. С 11 февр. он осматривал Пинежский и Мезенский уезды, был в Красногорском Богородицком монастыре. В июне 1894 г. путешествовал в Пертоминский в честь Преображения Господня мужской монастырь Архангельского у. и посетил окрестные приходы, в частности Яренгский приход, в церкви к-рого почивали мощи праведных Иоанна и Лонгина . С 6 по 17 июля Н. объехал Соловецкий в честь Преображения Господня мужской монастырь , Кемь, Кереть, Ковду, Княжую губу, Кандалакшу, Умбу, Кашкаранский Тихвинский приход и Кузомень. В Керети он заложил школу, в Княжей губе - церковь. 19-20 авг. побывал в приходах 5-го благочиния Шенкурского у., по берегам Сев. Двины, на границе с Вологодской губ., которые архиереи не посещали с 1859 г.

http://pravenc.ru/text/2565312.html

Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в Александровске. 1899 г. Проект архит. И. Г. Иванова по рис. В. М. Васнецова. Фотография. 1899 г. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в Александровске. 1899 г. Проект архит. И. Г. Иванова по рис. В. М. Васнецова. Фотография. 1899 г. В 1899 г. в новом уездном центре края Александровске был возведен в русском стиле пятиглавый храм во имя свт. Николая Чудотворца. Проект разработал архангельский архит. И. Г. Иванов по рис. В. М. Васнецова (см. ст. Васнецовы ). Деятельное участие в сооружении храма и обустройстве его внутреннего убранства принимали С. И. Мамонтов, акад. А. А. Киселёв, архангельский губернатор А. П. Энгельгардт и др. Закладка храма во имя свт. Николая Чудотворца и основание г. Романова-на-Мурмане 21 сент. 1916 г. Фотография. 1916 г. Закладка храма во имя свт. Николая Чудотворца и основание г. Романова-на-Мурмане 21 сент. 1916 г. Фотография. 1916 г. В нач. XX в. среди всех слоев населения, включая духовенство, распространились революционные и реформаторские идеи. Этому процессу способствовала ссылка на территорию края «неблагонадежных». Продолжали появляться новые приходы: с 1899 по 1917 г. открыто 7, из них 2 должны были играть роль адм. центров благочиния; в 1899 г. открыт приход в Александровске, в 1916 г.- приход в Романове-на-Мурмане. К 1917 г. в составе 1-го благочиния было 11 приходов (Александровский, Кольский, Кильдинский, Териберский, Печенгский, Пазрецкий, Ловозерский, Нотозерский, Гавриловский, Рындский, Китовский), в к-рых действовали 23 церквей и 17 часовен. Во 2-м благочинии было 12 приходов (Умбский, Варзужский, Кузоменский, Тетринский, Чапомский, Понойский, Чаваньгский, Оленицкий, Кашкаранский, Ковдский, Кандалакшский, Княжегубский), к к-рым относились 30 церквей и 11 часовен. Однако Ковдский, Кандалакшский и Княжегубский приходы, хотя и располагались на территории Кольского п-ова, относились не ко 2-му, Александровскому благочинию Архангельской епархии, а к 3-му, Кемскому, и числились в Кемском у.

http://pravenc.ru/text/2564372.html

В июле 2004 года из Америки в Россию с реставрации вернулась древняя заступница российского Севера - Тихвинская икона Божьей Матери. И вот в тот самый день, когда этот драгоценный образ встречали в родной обители - в Тихвинском монастыре Санкт-Петербургской епархии, в поморском селе Кашкаранцы разбила свои палатки группа старшеклассников из Московского лицея К предложению настоятеля прихода помочь очистить здание церкви (клуба) от гор мусора, сваленных под алтарем (сценой), удалить развалившиеся печи и тому подобному, ребята отнеслись с удивительной готовностью. И в течение десяти дней своей летней практики, под руководством преподавателя Тимофея Пискунова, они приводили в порядок помещение Тихвинской церкви. Разбирая горы мусора и битого кирпича (его было вывезено четыре машины), им удалось обнаружить изуродованный золоченый напрестольный крест. Такой крест всегда находится в алтаре на престоле храма и выносится лишь в конце Божественной Литургии для поклонения верующим. И этот найденный крест долгое время был святыней Кашкаранской церкви, пока в 1932 году не был исковеркан руками безумных богоборцев, а затем брошен в мусор. Этот напрестольный крест-мученик сейчас восстановлен мастерами из Санкт Петербурга, вызолочен и украшен новыми эмалевыми образками. Из истории спасения Кашкаранской иконы Тихвинской Божьей Матери (игумен Баданин " Кашкаранские святыни Терского берега " ) Кашкаранцы как промысловое урочище известны с 1470 года, когда Марфа Борецкая отдала его Соловецкому монастырю. В переписной книге Соловецкого монастыря, составленной в 1669 году, сказано: " Промысл рыбной Кашкаранцы. Часовня новая, покрыта тёсом на скат... А в ней Божия милесердия образ Воскресение Христово, да образ Богородица Одигитрие " . Самостоятельный Кашкаранский приход образован по указу Духовного правления 12 декабря 1890 года. До этого времени селения Кашкаранцы и Сальница, вошедшие в новый приход, находились в составе варзужского Успенского прихода. По описи 1854 года в них числилось: в Кашкаранцах 138 человек (18 дворов), в Сальнице — 17 человек (5 дворов).

http://sobory.ru/article/?object=13184

Соч.: Святые мученицы Пузовские Евдокия, Дария, Дария и Мария. Мурманск, 2002; Блж. Феодорит Кольский, просветитель лопарей. Мурманск, 2002; Прп. Трифон Печенгский и его духовное наследие: Житие, предания, ист. док-ты: Опыт крит. переосмысления. Мурманск, 2003; Знание или любовь?: О допустимости научных методов в толковании Евангелия. Мурманск, 2005; Неизв. подробности жития прп. Варлаама Керетского из обнаруженного древнего канона 1657 г. письма соловецкого мон. Сергия Шелонина//ЕжБК. 2005. Т. 1. С. 210-217; Герман Печенгский//ПЭ. 2006. Т. 11. С. 227-228; Гурий Печенгский//Там же. Т. 13. С. 470-471; Житие прп. Феодорита, просветителя Кольского. Мурманск, 2006; Идеи богосл. полемики в Рус. Церкви в 1-й пол. XVI в. и их влияние на церк. движение к достижению «Симфонии»//ЕжБК. 2006. Т. 1. С. 88-96; Краткий ист. обзор геогр. мест размещения Трифонов-Печенгского монастыря с XVI по XXI вв.//III Ушаковские чт. Мурманск, 2006. С. 43-50; Миссия среди лопарей//МисОб. 2006. 12(134). С. 18-26; Предание о Тихвинской иконе Божьей Матери, что в с. Кашкаранцы на Терском берегу Белого моря. Мурманск; СПб., 2007; Прп. Варлаам Керетский: Ист. мат-лы к написанию жития. СПб.; Мурманск, 2007; Варзуга: Жемчужина Кольского Севера: К 590-летию первого рус. поселения на Кольском Севере. Мурманск; СПб., 2009; Прп. Трифон Печенгский: Ист. мат-лы к написанию жития. Мурманск; СПб., 2009; Проблема достоверности средневек. агиогр. мат-ла на примере Житий святых Кольского Севера//РЧ, 17-е. М., 2009. Вып.: Прославление и почитание святых: Мат-лы конф. С. 33-42; Неугасимая лампада «Курска»: К 10-летию трагедии 12 авг. 2000 г. Мурманск; СПб., 2010; Жития новомучеников Кольского Севера. СПб.; Мурманск, 2011; Икона Великого князя: Сказание о великом кн. Михаиле Александровиче Романове и его молельной иконе Божьей Матери «Казанская», что ныне пребывает в ц. прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище С.-Петербурга. СПб.; Мурманск, 2012; История Кандалакшского мон-ря. СПб.; Мурманск, 2012; Кашкаранские святыни Терского берега. СПб.; Мурманск, 2012; Война и любовь. СПб., 2013; Князь Александр Невский и Кольский Север: Неизв. страницы жития. СПб.; Мурманск, 2013; Правда о русском мате. СПб.; Мурманск, 2014; Подвиг «Тумана»: Люди и судьбы. СПб.; Североморск, 2016; Север как феномен: Христианство на подступах к Кольскому Северу//Кольский Север в средние века. СПб., 2017. Т. 1; Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси: Аборигены края и первые христианские поселения//Там же. Т. 2; Активная христианизация Кольского Севера в XVI в.: Просветители края, итоги миссии и их последователи//Там же. Т. 3.

http://pravenc.ru/text/2563430.html

В Мурманске вышла первая книга серии «Святыни Кольского Севера» 25 июля 2007 г. 18:27 Вышла в свет книга игумена Митрофана (Баданина) «Предание о Тихвинской церкви, что в селе Кашкаранцы на Терском берегу Белого моря» (серия «Святыни Кольского Севера»: Книга I, Мурманск, С-Пб, 2007). Первая книга серии «Святыни Кольского Севера» посвящена истории старинного монашеского и поморского поселения на Терском берегу Белого моря, что на мысу «Кашкаранский наволок». Это место, освященное молитвами трех подвижников веры и благочестия, преподобных Астерия (Аксия), Авксентия и Тарасия Кашкаранских, Соловецких оказалось избранным в удел Пресвятой Богородицей. На могиле трех преподобных с давних времен поморские мореплаватели возносили свои молитвы перед Тихвинской иконой Божьей Матери, неизменно являющей им Свое чудесное заступничество. Покров и защита Пресвятой Богородицы, простираемые над Русским Севером, нашли свое зримое воплощение в чуде, которое было явлено в конце XIX века Тихвинской иконой Божьей Матери, которая и ныне находится в церкви этого поморского села. Православный молодежный портал «Спас» /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/273843.htm...

Сальница, урочище. Часовня Александра Невского. /// Объект утрачен Деревянная часовня.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Александра Невского Год постройки:1898. Год утраты:1937 Адрес: Мурманская область, Терский район, урочище Сальница Координаты: 66.376801, 35.693623 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 50 километрах к западу от Кузомени возник выселок Сальница. В 1854 году он состоял из 5 домиков, в которых жило 17 человек — прихожан варзужской Успен­ской церкви. В декабре 1890 года Сальница вошла во вновь созданный Кашкаранский при­ход. Зажиточный крестьянин деревеньки Сальницы Никифор Дворников в 1896 го­ду построил на свои средства часовню ”в честь святого Благоверного князя Алек­сандра Невского в память священного коронования их Императорских вели­честв” Николая Александровича и Алек­сандры Федоровны. Два раза в год — 20 июля и 23 ноября — из Кашкаранцев приезжали священ­ник с псаломщиком и совершали в часов­не богослужение. Как и другие терские поморы, жители Сальницы занимались ловом семги и от­части зверобойным промыслом. На 5 сентября 1914 года в Сальнице было 6 до­мов, а в них — 17 человек мужского и 15 человек женского пола. И.Ф. Ушаков " По Беломорью " Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=61045

   001    002    003    004    005    006    007   008