Небольшая часовня у восточной стены монастыря указывает на место погребения подвижницы XVIII столетия, невольной затворницы инокини Досифеи (в миру княгини Августы Таракановой) – дочери от тайного, но законного брака императрицы Елизаветы Петровны с графом А. Г. Разумовским . В этом монастыре захоронены многие представители родственных Романовым семейств: Оболенские, Сицкие, Трубецкие, Ярославские, Нарышкины, Гагарины, Новосельцевы. Над входом в усыпальницу в начале XX века был устроен портал в русском стиле с мозаичной иконой Нерукотворного Спаса. В годы, последовавшие за закрытием монастыря, когда на его территории разместили концлагерь, усыпальница Рома новых подвергалась систематическому расхищению. В настоящее время захоронения в подклете Преображенского собора приводятся в порядок. В ноябре 1918 года Чрезвычайная комиссия Рогожско-Симоновского района организовала здесь исправительно-трудовой лагерь для женщин, не угодивших новым властям. Одной из таких заключенных была дочь Льва Николаевича Толстого Александра Львовна Толстая. Из ее воспоминаний вырисовывается ужасная картина уничтожения монастырского кладбища, разорения могил, осквернения храмов. Она рассказывала, как заключенные разрывали по ночам могилы в поисках драгоценностей, чтобы за удачную находку получить отпуск в город. Первые годы Советской власти в монастыре находилась женская тюрьма, затем – один из первых в Москве исправительно-трудовой лагерь для уголовников и политических заключенных (ИТЛ). Храм Знамения Богородицы превращен в тюремный барак. Затем здесь размещался филиал Таганской тюрьмы, архив НКВД. В эти страшные годы в монастыре происходили массовые расстрелы. Часть обреченных на смерть людей привозили якобы для санобработки в Знаменский храм и здесь расстреливали. Трупы хоронили у монастырских стен в насыпи со стороны Москва-реки. Последний храм (Никольский) был закрыт в 1926 году. До 1922 года монастырские ценности никем не охранялись. В соответствии с Указом об изъятии церковных ценностей в 1922 году в Новоспасском монастыре было изъято 4 фунта золотых изделий, 38 пудов 37 фунтов золотника золота и серебра, 135 драгоценных камней, жемчужная риза весом 2 фунта с 1582 алмазами. Фелонь из ризницы Новоспасского монастыря хранится в Оружейной палате Кремля. Двадцать наиболее ценных книг находятся в Историческом музее. Судьба большей части ценностей и святынь неизвестна. Решением Моссовета в сентябре 1927 года кладбище Новоспасского монастыря было полностью уничтожено.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

   Ипатия ок.370—415 — знаменитая женщина-математик и философ неоплатонической школы.    По мнению Феодорита V.39, гонения спровоцировал епископ персидских христиан Авда, который разрушил один зороастрийский храм, тем самым вызвав гнев шаха.    Война византийцев с персами шла в 421—422 гг.    Речь идет об Арзанене, области к западу от озера Ван.    По условиям мирного договора 422 г. между Византией и Персией персидским христианам была предоставлена свобода вероисповедания и отправления культа в пределах державы Сассанидов.    Амида — город на р. Тигр на границе Арзанены и Софены Великой области между истоками Тигра и Евфрата.    Атенаида была язычницей. Ее брак с Феодосием II был заключен 7 июня 421 г.    Аскетизм и благочестие императору привила его старшая сестра Пульхерия, которая фактически управляла государством в 411—421 гг. и которая, по утверждению современников, превратила императорский дворец в настоящий монастырь. После брака Феодосия с Евдокией Пульхерия стала утрачивать свое влияние на брата.    Птоломей Филадельф 285—246 гг. до н. э. — египетский царь, знаменитый покровитель литературы и искусств. Считалось, что именно по его инициативе Ветхий Завет был переведен на греческий язык.    Хеврон — город в Иудее область в южной Палестине.    При Исходе израильтян из Египта Красное море расступилось перед ними, но сомкнулось над преследовавшим их войском фараона.    То есть Красное море.    Западно-римский император Гонорий умер в Равенне в августе 423 г. от водянки на сороковом году жизни.    Иоанн был главой императорских нотариев.    Узурпация Иоанна продолжалась с 423 г. по 425 г.    Гонорий также возвел Галлу Плацидию, сестру Гонория, в ранг августы, а ее сына Флавия Плацида Валентиниана род. 2 июля 419 г. в ранг цезаря. Это произошло в 423 г.    Военная экспедиция в Италию была отправлена в следующем, 424 г.    Ардавурий был аланом по происхождению.    Аспар, прославившийся захватом Равенны, в будущем станет военным магистром Востока, консулом, «первым из патрициев». В 457 г. он возведет на престол Льва I, но затем будет им казнен по обвинению в антиправительственном заговоре.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

  Тяжелой утратой для обоих учеников Святителя стала его кончина 30 апреля 1867 г. Игумен Антоний получил сообщение об этом от матери Марии 1 мая в день памяти Святого пророка Иеремии. В ответном письме игумен Антоний с поэтической метафоричностью находит общие черты в жертвенной жизни пророка и своего учителя: «Горестное известие Ваше я сегодня получил и благодарю за дружеское Ваше внимание. Я отслужил уже соборную панихиду по незабвенном нашем Отце и Учителе, Высокопреосвященнейшем Игнатии. Новопреставленный, Новый Иеремия, плакал всю жизнь о бедственных временах наших, о потемнении камыков святыни, о монашестве прилепленном к оставленному миру. Девственный и чистый, он из смирения обвязывался как чресленником (Иеремии, Гл. 13) нашими грехами и многих извел из пропастей из глубины погибели… Преподобная Матерь Мария поклонитесь за меня неоднократно стопам почившего. Матери Марии предстояло пережить уход еще двух своих наставников и старших товарищей — монахини Августы и игумена Антония. Предчувствуя приближение расставания с ними мать Мария писала в стихотворении «Семячко»: Увы мне, убогой Марии! Сама я трясусь, как былинка, Под бурей воздушной стихии! У каждого зелья — тычинка; А вы-то, мои две опоры, Раненько становитесь хворы, Расслаблены, больны и хилы! Страданье сковало вам силы, И дух от скорбей изнемогший, На нужды мои не внимает: Мой тоненький стебель, иссохший, Несносный червяк обнимает… [ 193 ]   С 1863 по 1871 г. монахиня Мария занималась педагогической деятельностью, о чем подробно пишет в «Автобиографии». В 1873 г. из-за ухудшившегося состояния здоровья она вынуждена уйти на покой. Духовная писательница возвращается в Старо-Ладожский Успенский монастырь и остается в нем до последних дней своей земной жизни. Здесь она, как напишет позже в «Автобиографии», «свободнее стала заниматься духовною литературой». В 1877 г. мать Мария издает поэму в драматической форме на библейский сюжет — «Юдифь». Идея создания произведения в стиле плачей библейских пророков обсуждалась ею еще в переписке с игуменом Антонием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Как–то раз, когда какой–то корабль проходил мимо Вуколеона 92 , царь спросил, чей это корабль, и услыхав, что он принадлежит царице, воскликнул: – О, горе мне, я становлюсь жалким купцом, если это корабль моей супруги! 93 Отослав корабль, он повелел сжечь его вместе со всеми товарами. 6 . Мать Феофила Евфросина жила монахиней в своем собственном Гастрийском монастыре (это был ее дом, который она купила у патрикия Никиты и устроила в нем женский монастырь, называвшийся Гастрийским). Призвав к себе дочерей Феодоры (их было пять: Феокла, Анна, Анастасия, Мария и Пульхерия), она неустанно наставляла их в совершенном благочестии, покорности богу, а также призывала поклоняться святым иконам. Это не скрылось от Феофила: возвратив к себе дочерей, он стал их обо всем расспрашивать. Четверо, соблюдая благоразумие, упорно обходили его вопросы, словно какие подводные камни; но Пульхерия, и умом и годами совсем еще дитя, стала рассказывать, как ее там ласкали и угощали всевозможными сладостями, а потом упомянула о поклонении святым иконам. Немного разумея в этом, она сказала, что у бабушки в кивоте много кукол, что она их целовала и давала прикладываться к ним ее сестрам. Это привело царя в бешенство. Не будучи в состоянии сделать что–либо Пульхерии, он запретил своим дочерям приходить к бабушке. 7 . Нечто подобное случилось и с царицей Феодорой. Был у царя во дворце слабоумный мальчишка, ничем не отличавшийся от гомеровского Ферсита (звали его Дендерис): косноязычный, вызывавший насмешки, он был потехой в царском дворце. Однажды он вбежал в спальню августы и застал ее в тот момент, когда она прикладывалась к святым иконам и молитвенно смотрела на них. Уставившись взглядом на иконы, слабоумный спросил, что это такое, и подошел ближе. Августа так ответила: – Это мои прекрасные куклы! Я очень люблю их! Царь в это время сидел за трапезой. Мальчик подбежал к нему, и царь спросил, где он был. Тот ответил, что был у «мами» – так называл он Феодору – и видел, как она вынимала из изголовья красивые куклы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но его нагнали и схватили и, прежде чем получен был приказ о том, как с ним поступить, лишили зрения. Несмотря на суровые меры, предпринимаемые против политических противников, заговоры открываемы были ежегодно, один за другим. Наконец, суровая доля постигла и наиболее близких к царю лиц. На августу Зою был сделан донос, что она замышляла отравить Романа, ее приказано было взять из дворца и заключить в монастырь, где она была пострижена в монахини. Скоро затем воспитатель царя Феодор вместе с его братом Симеоном были арестованы во время обеда, предложенного им патрикием Феофилактом. По подозрению в заговоре на Романа их отправили в ссылку в фему Опсикий. Так постепенно составилась для Константина Порфирородного та исключительная обстановка, в которой он провел 26 лет «в подчинении» у своего тестя. Все это время он лишен был свободы сношений с людьми, не мог выбирать себе друзей и, нося царскую корону, на самом деле был рабом самых стеснительных условий, в которые его поставил его тесть. По-видимому, намерение Романа заключалось в том, чтобы показать всем ничтожество законного носителя царской власти, заставить забыть о нем и постепенно приучить общественное мнение к новой династии, представляемой Лакапинами. Это легко можно видеть из дальнейших его мероприятий. По смерти его супруги Феодоры он приказал короновать и возвести в сан августы Софию, жену своего старшего сына Христофора, обеспечивая за ним наследство в царской власти. Ссылаясь на то, что постоянные заговоры и возмущения не дают ему покоя, он заявил желание занимать первое место в официальных актах, церемониях и провозглашениях и сделал распоряжение в этом смысле (923). Чем дальше, тем решительней были действия Романа. В 924 г. в праздник Рождества были сопричислены к императорской власти сыновья Романа Стефан и Константин и коронованы. Последнему сыну, Феофилакту, постриженному в монахи и возведенному в патриаршие синкеллы, предоставлено было готовиться к высшему сану в церковном управлении. Роман в заботах об укреплении своей династии не удовлетворился и указанными мерами. Он сопричислил к царской власти внука своего Романа, рожденного от Христофора, выдал за болгарского царя Петра внучку свою Марию. По случаю этого торжественного события в 927 г. он почтил своего сына Христофора вторым местом, низведя Константина на третье 378 . С течением времени старшинство перешло на двух других сыновей Романа, так что Константин стал писаться и провозглашаться на пятом месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Наконец, по возвращении своем из уединения в одном из Поволжских монастырей снова на свою настоятельскую и благочинную деятельность в Сергиевой пустыни, он взял меня из Спасо-Бородинского монастыря. Целый год, живя на монастырской даче вместе со своей матерью, приехавшей ко мне из Москвы, я занималась под его постоянным наблюдением изучением не только творений Святых Отцов, но Богословием. Затем я перевела с французского на русский язык «Деяния семи Вселенских соборов» из книги «История Христианства» аббата Флери. Этот перевод составил семь объемистых тетрадей. По прошествии года моего жительства при обители преп. Сергия архимандрит Игнатий устроил меня с матерью моей в Староладожском монастыре в келии другой своей ученицы, монахини Августы Козьминой, вместе с нею я занималась 14 лет чтением и списыванием с древних рукописей Св. Отцов по церковному и русско-печатному шрифту». В этих занятиях «внутреннего делания» послушницы-поэтессы уже нет упоминания о поэзии, хотя в Спасо-Бородинском монастыре она продолжала писать стихи, некоторые из которых вошли в книгу «Мирянка и отшельница», изданную уже после трех лет ее пребывания в монастыре и встречи с Игнатием (Брянчаниновым) , посчитавшего необходимым наложить на нее «обет молчания». Известно, что в кадетской молодости он и сам не был чужд поэзии, показывал свои стихи Пушкину, выступал как чтец-декламатор в петербургском салоне А.Н. Оленина, да и в «Аскетических опытах» многие его религиозные размышления являются своеобразными «стихотворениями в прозе». Но в 40е годы его высказывания о лермонтовском Печорине, державинской оде «Бог», Гоголе вызывали примерно такую же реакцию, как стихотворный диалог митрополита Филарета с Пушкиным. «Чернец» Ивана Козлова, «Мцыри» Михаила Лермонтова, «Гусар-затворник» самой Елизаветы Шаховой – эти «литературные сюжеты» нашли воплощение в реальной жизни. В 1825 году на Афоне принял монашество один из самых известных поэтов «Беседы» Шишкова-Державина Сергей Шихматов. История пострижения князя-монаха имела широкий резонанс и была связана с именем его духовного отца архимандрита Фотия. В 1840 году монахом-католиком стал Владимир Печерин. «Печерин – католический монах! Это просто непостижимо», – запишет в своем дневнике А.В. Никитенко, отметив, как и многие другие, этот «странный переворот». Елизавета Шахова – третья в этом ряду русских поэтов и первая среди поэтесс. Но в данном случае современников поразил не столько уход в монастырь поэтессы, сколько наложенный на нее «обет молчания» – отказ от поэзии. Здесь, как и в случае с Сергеем Шихматовым и архимандритом Фотием, решающую роль сыграла фигура ее духовного наставника архимандрита Игнатия (Брянчанинова) . Поэтому и «обет молчания», наложенный им на послушницу-поэтессу (вполне обычный для любой другой ситуации) воспринимался как нечто чрезвычайное, как вторжение Церкви в святая святых поэзии, посягательство на свободу творчества.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

И вот отец Павел рассказывает: «Топят баньку-то, а игуменья и зовет: «Павелко!» (меня, значит), «Иди, с владыкой в баньке помойся!» И Патриарх Тихон мне спинку мыл, и я ему». Отец Павел очень любил рассказывать эту историю, она очень трогательно звучащая, и одновременно она для меня важна тем, что он своим таким нехитрым рассказом немножко снижал то пафосное значение этой встречи для слушателей. Потом из всего поведения отца Павла будет понятно, почему он это делал. Тем не менее в этом монастыре отец Павел учился в церковно-приходской школе, нес послушание на скотном дворе, пел на клиросе, звонил в колокола. И когда после революции монастырь был закрыт и преобразован в так называемую Афанасьевскую трудовую артель, он работал в качестве трудника и помощника в этой сельскохозяйственной артели. Но в 1929 году произошла окончательная ликвидация монастыря, потому что в этом монастыре в отличие от очень многих монастырей спасалось больше сотни монахинь, которые не покинули свою обитель после закрытия. И когда пришло постановление о полном закрытии монастыря и ликвидации храмов Афанасьевской обители, то отец Павел оказался, так же, как и очень многие монахини и работники этого монастыря, абсолютно свободным. И 31 марта 1929 года с благословения игумении Августы отец Павел переехал на жительство в город Новгород. Произошло это не случайно, а по ходатайству бывшего сослуживца отца, который после Первой мировой войны принял монашеский постриг в Хутынском монастыре. И поскольку отец Павел очень хотел монашеского жития, то его отец обратился к своему бывшему сослуживцу, потому что во время мировой войны отец был унтер-офицером и командовал взводом, а его помощник, а тогда уже иеромонах Иона (Лукашев) подвизался в Хутынском монастыре. Таким образом, отец, списавшись с ним, отправил своего сына к нему. По приезде в Великий Новгород отец Павел работал на судостроительной верфи в Деревенице, возле Спасо-Преображенского Хутынского монастыря, и в свободное от работы время пел и читал на клиросе в монастыре, нес послушание звонаря, следил за порядком и чистотой у раки со святыми мощами преподобного Варлаама Хутынского. Во время пребывания в Варлаамо-Хутынском монастыре, по благословению епископа Алексия (Симанского), будущего Патриарха, он становится рясофорным.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

1837 г. Июля 25 д. Бийск. 19 134 Приятнейшее письмо Ваше, достопочтеннейший Григорий Тимофеевич, и потом письмецо с двумя ассигнациями на сто рублей мной получены с чувством радостного благодарения, потому в особенности, что мы имели ощутительнейшую нужду в этом пособии. Будьте благословенны Богом и Отцом светов, от Него же всякое даяние благое, и всякий дар совершенный нисходят, чтобы Вы, упражняясь в сем общении, преуспевали в добродетели, расточая имение теми мерами и образами, какие Провидение Божие Вам предназначило, собирали богатство нетленное и некрадимое на небесах, и истощаясь с одной стороны для ближних, с другой, в тоже время, обогащались любовью к ближнему, и ею приобретали друга в Самом Господе, как поет св. Церковь . Знаю, что мысли такие издавна знакомы Вашему сердцу, но я хочу, чтобы они предстали вниманию Вашему и воздействовали при чтении письма моего, и потому говорю о том, что Вам известно, что написано в Вашем сердце. Говорю Вам, а совесть, между тем, все это обращает на меня самого, и шепчет: «исцелись сам». Жалоба также Ваша на леность свою, в эту минуту делается вразумительной для меня, и я думаю, что Вы искусным обличением возбуждаете сонливую, вялую и унылую душу мою. Если же, в самом деле, страдаете от припадков этой болезни, то без сомнения, знаете все Вам Богом дарованные, и Богом сильные врачевства против нее. Описание Глинской Пустыни, 135 и письмо от незабвенного Аввы 136 получены, все хорошо, и слава Богу о всем! Впрочем, скажу при свидетельстве совести, что письмо Ваше, прежде, нежели было прочитано, при одном взгляде на Вашу руку, восхитило меня в чувствительнейшую радость, независимую от пенязей. Был свидетелем тому и родной брат мой, вдовый священник О. Алексей, 137 который осенью прошедшего года прибыл ко мне служить при миссии, совершенно нечаянным образом оставив богатейший в Вязьме приход, распродав все свое имение, поручив двух своих малолетних дочерей покровительству Божию, и попечению родной сестры, усопшего в Господе о. Аникиты, 138 игумении Августы, 139 которая приняла этих птенцов в свой монастырь на воспитание.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

149 Имеется в виду греческий православный монастырь во имя праведного Лазаря и сестёр его, Марии и Марфы, построенный в 1879 г. архимандритом Спиридоном, впоследствии (в 1891–1897 гг.) Патриархом Антиохийским. 150 Древнегреческая нимфа из поэмы Гомера «Одиссея», семь лет продержавшая Одиссея в «гостях» на своём острове. Здесь – иронически, в смысле неуместного, навязчивого гостеприимства. 151 Отец Антонин все участки Русской духовной миссии называет «Московия»: Хевронская Московия, Иерихонская Московия (см. выше), и т. д. «Елеонская Московия» – территория, на которой расположен ныне русский Елеонский монастырь, относящийся к юрисдикции Русской Православной Церкви за рубежом. 152 Великий князь Константин Константинович женился 15 апреля 1884 г. на Елизавете Маврикиевне (1865–1927), дочери герцога Морица Саксонского и герцогини Августы Саксен-Мейнингенской. Они воспитали в вере и благочестии восемь человек детей, один из которых (князь Олег) пал смертью храбрых в сентябре 1914 г., четверо (Георгий, Игорь, Иоанн и Константин) погибли в Алапаевской шахте 18 июля 1918 г. вместе с великой княгиней Елизаветой Фёдоровной, дочь Татьяна (в иночестве Тамара) была игуменьей русского Елеонского монастыря в Иерусалиме в 1951–1975 гг. (умерла на Успение 1979 г., похоронена за Вознесенским собором Елеонского монастыря). 153 Буквально: «яйцо за быка». Французская поговорка, означающая примерно: «пытаться за пустяк получить что-либо значительное». О. Антонин имеет в виду несоизмеримость своих подарков августейшим гостям с тем пожертвованием (в 10 тыс. франков), какое получил от них на нужды Русской духовной миссии в Иерусалиме. 155 Русское место, или Александровское подворье – участок, приобретённый Палестинским комитетом в 1859 г., близ храма Гроба Господня. Археологические раскопки на этом месте, проведённые о. Антонином в 1883 г., выявили фрагменты древней городской стены и Порог Судных Врат, через которые Господь прошёл на Голгофу. Позже над раскопками была построена церковь во имя святого Александра Невского, освящённая в 1896 г. (Ныне принадлежит Русской Православной Церкви за рубежом).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

113-114 114-115 АВГУСТИНЦЫ в католической Церкви конгрегации монахов и каноников, следующие Уставу блаженного Августина АВГУСТИНЦЫ-ЕРЕМИТЫ историческое название католического монашеского ордена, основанного буллой папы Александра IV 115-117 АВГУСТОВСКОЕ [СЕЙНЕНСКОЕ] КАТОЛИЧЕСКОЕ ЕПИСКОПСТВО административная единица католической Церкви, созданная на польско-литовском пограничье после включения Царства Польского в состав Российской империи АВГУСТЫ МОНАСТЫРЬ монастырь в Константинополе, основан императором Юстином I (518-527) и его супругой Августой Евфимией - см. Константинополь АВДА († 420), еп. г. Хормизд-Ардашир, сщмч. Персидский (пам. 31, 11, 12 или 30 марта, 5 сент., 17 окт.) 117-118 118-119 АВДИЕС мч. Персидский (пам. 9 апр.) - см. Илиодор и Доса, священномученики, и др. мученики Персидские АВДИЙ 4-й в ряду 12 малых пророков (пам. 19 нояб., в Неделю праотец, в 1-ю неделю Великого поста) 119-120 АВДИШО БАР БРИХА († 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока 121-122 АВЕЛЛАНОВО СОБРАНИЕ название рукописного сборника из собрания монастыря святого Креста в Фонте-Авеллана (Италия) 123-125 АВЕЛЬ (Поплавский Андрей Константинович; род. в 1958), еп. Люблинский и Холмский Польской автокефальной Православной Церкви 125-126 122-123 АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич (1937 - 2004), русский филолог, историк христианской культуры, литературовед, поэт 126-127 127-128 128-129 АВЕРКИЙ († после 1632), сербский монах, каллиграф-книгописец, автор послесловий (в т. ч. стихотворных) к рукописям 129-130 АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) 130-131 131-132 132-133 133-134 АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая)

http://pravenc.ru/vol/i.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010