Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Радиловский Яков; † 1585/86), еп. Перемышльский, Самборский и Санокский, просвещенный и деятельный архиерей Западнорус. митрополии. В 1537 г. по просьбе Перемышльского еп. Лаврентия (Терлецкого) Яцко Радиловский был назначен его коадъютором и преемником, активно участвовал в жизни епархии, в 1546 г. добился освобождения самборского духовенства от уплаты части податей. После смерти в 1549 г. еп. Лаврентия Я. Радиловский принял монашество и был поставлен во епископа Перемышльского; частично возвратил кафедре имения, утерянные в предшествующие годы, и приобрел новые. В 1553 г. А. получил привилей польск. кор. Сигизмунда II , согласно к-рому он и его преемники подлежали суду исключительно короля или королевских комиссаров. Тогда же Сигизмунд II приказал перемышльским старостам прекратить притеснения правосл. духовенства. А. вступил в конфликт с католич. епископом Перемышльским по поводу уплаты десятины с церковных имений правосл. Церкви в пользу католической, выиграл процесс, получил разрешения на строительство церквей в Нов. Самборе и в имении католич. епископов г. Радымно. В 1565 г. А. добился от Сигизмунда II запрещения польск. шляхтичам в Санокской земле препятствовать своим правосл. подданным в отправлении богослужения. А. заботился о просвещении своей паствы, основал школы в Перемышле и Саноке, церковные братства в Судовой Вишне и Самборе, способствовал переписыванию церковных книг. В связи со старостью и слабым здоровьем он добился в 1578 г. назначения своим преемником племянника Ивана Радиловского, однако в 1581 г. уступил епархию еп. Арсению (Стецко Брылинскому). Ист.: АрхЮЗР. Т. 6. 34. С. 67-70; Т. 10. 20. С. 33. Лит.: Добрянский А. История епископов трех соединенных епархий: Перемышльской, Самборской и Саноцкой от наидавнейших времен до 1794 г. Львов, 1893. С. 46-60; Bendza M. Prawosawna diecezia przemyska w latach 1596-1681: Studium hismoryczne-kanoniczne. Warsz., 1982. Л. В. Соболев Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/116004.html

Котельниче. После перевода 24 янв. 1929 г. Вятского архиеп. Павла (Борисовского) на Ярославскую кафедру и до назначения 24 апр. того же года еп. Стефана (Знамировского) в Вятку Н. официально исполнял обязанности временно управляющего Вятской епархией. В февр. 1929 г. предложил митр. Сергию для усиления позиций канонической Церкви в Предуралье поручить еп. Авраамию (Дернову) управление приходами Глазовского у. с временным предоставлением ему статуса правящего архиерея, а еп. Георгия (Анисимова) назначить на Нолинскую викарную кафедру. Заместитель местоблюстителя вскоре стал действовать, следуя этим предложениям. С окт. 1929 г. в Котельниче проживал за штатом после отбытия срока заключения духовный наставник Н. архиеп. Евгений (Зернов). В кон. 1929 или нач. 1930 г. Н. был назначен правящим архиереем Пятигорской и Прикумской епархии. Первоначально пребывал в Кисловодске и служил в Пантелеимоновской ц., но вскоре решил, что этот храм непригоден в качестве кафедрального собора. Переехал в Пятигорск, где его кафедральным собором стал Михайловский храм. 16 сент. 1930 г. арестован по обвинению в участии в контрреволюционной группировке. 15 дек. того же года в связи с арестом уволен Патриархией на покой. В янв. 1931 г. приговорен Особой тройкой Полномочного представительства ОГПУ в Северо-Кавказском крае к 10 годам исправительно-трудовых работ. Срок заключения отбывал в Беломорско-Балтийском ИТЛ. В авг. 1937 г. в лагере против Н. было возбуждено новое следственное дело. Он обвинялся в том, что «систематически занимался антисоветской агитацией, направленной против политики партии и правительства, клеветал на сталинскую Конституцию, за что лишался зачёта рабочих дней». Расстрелян по приговору Особой тройки НКВД Карельской АССР от 26 авг. 1937 г., похоронен в безвестной могиле. Арх.: ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263; ГА Кировской обл. Ф. 237. Оп. 77. Д. 1. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 88; Список православных епископов, подвергавшихся гонениям до 1 марта 1930 г.//Красный террор в годы Гражданской войны: По мат-лам Особой следств. комиссии по расследованию злодеяний большевиков: [Сб. док-тов]/Под ред. Ю. Фельштинского и Г. Чернявского. М., 2004. С. 237. Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/2565492.html

Новосоловецкая пустынь, приписанная к Ниловой пустыни, свято чтит своего основателя схимонаха Иону (в мире Иоанн, в монашестве Иоиль † позже 1740 г.), коего гробница в монастырском храме; на гробнице находится его изображение. В Ниловой пустыни ежегодно совершается память святочтимых в ней – устроителя и первого игумена Германа 1-го († 22 февраля 1614 г.), архимандрита Феодосия 1-го Доброго († 1761 г.) и др. В этой обители на покое проживали и в ней скончались архипастыри и благоустроители, как то: сибирский митрополит Нектарий, строгий аскет и подвижник Аарон (Еропкин), епископ Корельский († 1730 г.) и другие (см. Месяцеслов русских святых, архиепископа Димитрия, 22 февраля, стр. 191–195). В житии пр. Нила Столобенского упоминается игумен монастыря Никольского на Рожке в Осташковском уезде (Сергий, друг его и духовник); без сомнения Сергий по своей жизни был замечательным подвижником благочестия. Есть и другие угодники Божии, подвизавшиеся и скончавшиеся в пределах нынешней Тверской епархии; но уже миром забытые и никому, кроме Всеведущего Бога, не ведомые. С течением времени по мере развития церковно-исторического быта древнейшей в России Тверской епархии будут открыты и новые, доселе неизвестные угодники Божии, основатели монастырей, мученики, пострадавшие за св. веру и отечество. В синодиках Тверских монастырей (Борисоглебского в Торжке, Успенского в Старице. Ниловой пустыни, и др.) записано много лиц духовных и мирян, настоятелей и иноков, – убитых от врагов, сожжённых (как то: в Старице – во главе с игуменом Серапионом, в Торжке – во главе с игуменом Константином и др.). По исследованию В. В. Зверинского, в пределах нынешней Тверской губернии оказывается более 120 монастырей, частью закрытых (в 1764 г.), а большей частью разорённых и уничтоженных врагами отечества и церкви, причём, без сомнения, много было пролито невинной крови. 1. Св. Благоверный Великий князь Михаил Ярославич, Тверской Св. Благоверный Великий князь Михаил Ярославич Тверской на иконе Собора Тверских Святых занимает первое место, как более других известный и прославляемый в Тверской епархии и чтимый всей церковью, как страдалец за отечество и великий мученик за св. Православную церковь . Он был сын Великого князя Ярослава Ярославича и племянник св. Великого князя Александра Невского, родился в 1271 г.; на Тверское княжество вступил в 1292 г.; браком сочетался с дочерью Ростовского князя Димитрия Борисовича – Анной (8 ноября 1294 г.) и имел от неё четырёх сыновей: Димитрия, прозванного «Грозные очи»; он родился в 1299 г. и убит в Орде 15 сентября 1325 г., Александра – родился в 1301 г. и убит также в Орде 28 октября 1339 г., Константина – в 1306 г. и скончался в 1345 г. и Василия – родился в 1309 г. и умер в 1368 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

В ходе Северной войны началось приобщение монашества к выполнению социальных функций: в 1713-1722 гг. в Новгородский архиерейский дом и мон-ри епархии прислали «на корм» 230 инвалидов и отставных, в 1723-1725 гг.- еще 41 чел. (ОДДС. Т. 5. 339). После кончины митр. Иова наступило «межархиерейство» (1716-1721), во время к-рого возросла адм. роль архим. Феодосия (Яновского), т. к. управлявший Новгородской епархией еп. Корельский и Ладожский Аарон (Еропкин) принимал все его распоряжения к безусловному исполнению. В 1718 г. по приказу царя был отрешен от должности «за плутни и лесть» архим. тихвинского Большого Успенского мон-ря Рувим - устроитель сохранившегося доныне оклада на чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери (бежал в Османскую империю). В мае 1719 г. архим. Александрова Свирского мон-ря Александр в результате разбирательства его конфликта с братией и объявления на него «слова и дела» бывшего архим. мон-ря Кирилла был арестован, а 23 февр. 1720 г. колесован «как оскорбитель и противник» царя (архимандрит неоднократно высказывал неприязнь к Петру I и к его реформам монастырского бытия, церковные власти подозревали его в «склонности к расколу»). С учреждением в нач. 1721 г. Святейшего Синода Новгородские архиереи на протяжении XVIII в. состояли его членами и фактически в нем первенствовали. При этом до кон. 1799 г. все они жили в С.-Петербурге, из них Феодосий (Яновский) и Гавриил (Петров) - в Александро-Невском мон-ре (с 1797 - лавра) как его настоятели. Резиденцией др. владык служило обширное Карповское подворье на Петербургском о-ве (юж. граница подворья впосл. получила название Архиерейская ул.- ныне ул. Льва Толстого; приобретено Феофаном (Прокоповичем) еще в сане архиепископа Псковского у наследников умершего в 1720 обер-коменданта С.-Петербурга Р. В. Брюса). Членам Синода было назначено казенное жалованье «сверх получаемых ими доходов» (ПСЗ. Т. 7. 4407); работа в Синоде была для них основной, на каждый выезд в епархию полагалось испрашивать Высочайшее разрешение.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

«А о прочих объявили, что все учинено изрядно ». Духовные сановники, признавшие весь акт «изрядным», были следующие: 6 епископов – Стефан (Яворский) м. Рязанский, Сильвестр (Холмский) м. Смоленский, Питирим (Потемкин) архиеп. Нижегородский, Варлаам (Коссовский) еп. Тверской, Аарон (Еропкин) еп. Карельский, Феофан (Прокопович) еп. Псковский; и 3 архимандрита: Феодосий (Яновский) СПБ Ал. Невского монастыря, Антоний, Моск. Златоустова монастыря, Иона Казанского Спасо-Преображенского монастыря. Спеша закрепить эту первую формальную победу над духовенством, Петр на другой же день требует закрепления подписями достигнутого согласия. «Понеже вчерась», пишет Петр в особом указе Сенату, «отвас же слышал, что проект о духовной коллегии как архиереи так и вы слушали и приняли все за благо, того ради надлежит архиереям и вам оной подписать, которой потом и я закреплю. А лучше два подписать и один оставить здесь, а другой послать для подписания прочим архиереям». По канцелярской справке и были подписаны два экземпляра и скреплены 27-го февраля и царской подписью. Сила формально обязательного закона этими подписями носителей верховной государственной и церковной власти была выражена полностью. Дальнейшие формальности подписания Духовного Регламента духовными сановниками в епархиях имели уже только моральное значение: – осведомления о совершившемся факте и собирания благожелательных советов об улучшении созданного учреждения. Новая форма высшего управления русской церковью вытекла из единоличной воли абсолютного монарха, без соборной воли самой русской церкви и без соглашения с соборной волей всех других автокефальных православных церквей. Верхушка русской иерархии беспрекословно приняла это учредительное волеизъявление светской власти. Формальная неканоничность этой реформы вне всяких споров. Неканоничность по существу выяснится пред нами вскоре. Удовлетворенный первой решительной победой, Петр дал год сроку для приобщения к этому соир de l " egliseu остальной иерархии. Указом Сената для собирания подписей иерархии всех концов России был назначен светский агент власти, подполковник Семен Давыдов.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

В марте 1713 г. И. выслал ему благословенную грамоту и антиминс к освящению монастырской церкви. 18 янв. 1708 г. по прошению митрополита, который часто и подолгу болел, в Москве состоялась хиротония во епископа Ладожского, викария Новгородской епархии архим. Иоиля. После кончины еп. Иоиля в 1712 г. И. полтора года оставался без викария. Он просился на покой в Троице-Сергиев или в Колмов монастыри, но Петр I не отпускал его. 24 янв. 1714 г. во епископа был хиротонисан архим. Аарон (Еропкин) , к-рый стал новым викарием Новгородской епархии с титулом Корельский и Ладожский. Весной 1714 г. И. в последний раз посетил С.-Петербург, где провел ок. 2 месяцев. В новой столице к этому времени уже был устроен дом для приезда архиерея - 1-е Новгородское подворье. Участие И. в созидании города на Неве было разносторонним: по многочисленным заявкам он направлял туда певчих, иконописцев, каменщиков, столяров, плотников и принимал меры к подготовке необходимых специалистов в Новгороде. В 1715 г. к Софийскому дому были присланы 60 дворянских детей для обучения чтению и письму. В просветительской деятельности И. опирался и на древнюю культурную традицию, и на «новины». Так, он развивал традиции новгородского летописания, по его благословению продолжалась работа над Новгородской III летописью, начатая при Новгородских митрополитах Иоакиме (впосл. патриарх) и Корнилии. В то же время И. предпринял попытку издать в Новгороде Лексикон греко-славено-латинский иером. Епифания (Славинецкого). Поддерживал контакты со мн. представителями интеллектуальной элиты России рубежа XVII и XVIII вв., в т. ч. принадлежащими к противоположным идейным группам («грекофилам» и «латинствующим»). Вел обширную переписку с митрополитами Ростовским свт. Димитрием (Савичем (Туптало)) , Казанским Тихоном (Воиновым) , Нижегородским Сильвестром (Холмским), архиеп. Холмогорским Афанасием (Любимовым) , Ф. П. Поликарповым-Орловым и др. Митрополит тесно общался с архим. Гавриилом (Домецким) , к-рый оказал на него значительное влияние.

http://pravenc.ru/text/578172.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТФЕЙ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 44 , С. 378 опубликовано: 22 апреля 2021г. МАТФЕЙ еп. Сарайский - см. в ст. Крутицкая кафедра . Рубрики: Русская Православная Церковь. Епископат (см. также по периодам) Ключевые слова: Епископы Русской Православной Церкви Матфей, епископ Сарайский - см. в ст. Крутицкая кафедра См.также: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий и Ветлужский Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2562664.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР (Торопов Алексей Александрович; 1.10.1861, с. Ильинское Пошехонского у. Ярославской губ.- 22.10.1937), еп. Липецкий, вик. Орловской епархии. Род. в семье священника. В 1883 г. по окончании Ярославской ДС поступил в МДА, к-рую окончил в 1887 г. со степенью канд. богословия, и был назначен преподавателем в Жировицкое ДУ. С 24 нояб. 1888 г. преподавал в Ярославской ДС. В 1918 г. овдовел. В 1919-1924 гг. состоял на гражданской службе. 9 июля 1929 г. рукоположен во диакона, а 11 июля 1929 г. в московской Трифоновской ц. Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским) - во священника. 12 сент. 1929 г. пострижен в мантию с именем А. и назначен настоятелем храма бывш. Новоторжского Борисоглебского мон-ря Тверской епархии в сане архимандрита. 21 сент. 1932 г. хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. 24 сент. 1935 г. возглавил Липецкое вик-ство Орловской епархии, с 13 нояб. 1935 по 23 янв. 1936 г. временно управлял Воронежской епархией. 27 июля 1937 г. арестован и заключен в тюрьму Липецка. Во время следствия, к к-рому были привлечены 42 клирика и мирянина, А. согласился подписать те показания, к-рые требовал от него следователь. Осужден 15 окт. 1937 г. тройкой УНКВД Воронежской обл., расстрелян. Арх.: УФСБ РФ по Липецкой обл. Арх. 20479. Лит.: За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 48. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/64290.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ (Балабан Марк; † нач. 1569), еп. Львовский и Каменец-Подольский Западнорусской митрополии , вик. Киевского митрополита. Представитель знатного шляхетского рода, Балабан был активным участником борьбы за освобождение правосл. духовенства от власти Львовских католич. архиепископов, имевших право назначать наместников правосл. Киевского митрополита в Галиции. 13 дек. 1548 г. Балабан был назначен преемником еп. Макария (Тучапского) и опекуном Уневского мон-ря . Несмотря на противодействие Львовского католич. архиепископа, в 1549 г. Балабан, приняв постриг с именем А., занял кафедру. В связи с тяжелым материальным положением Львовской епархии А. попытался подчинить своей власти Уневский и Онуфриевский мон-ри, находившиеся под опекой Львовского братства и считавшиеся митрополичьими, однако действовал при этом так грубо и бесцеремонно, что 20 нояб. 1549 г. кор. Сигизмунд II Август лишил его патронатных прав в отношении мон-рей и предписал возместить нанесенный ущерб. В начавшемся затем судебном процессе о праве опеки над мон-рями, во время к-рого вооруженные слуги и родственники епископа нападали на Уневскую и Онуфриевскую обители, А. не подчинился отрицательному для него решению Киевского митр. Макария и в 1555 г. вызвал его в королевский суд (митрополит скончался ранее назначенной даты суда). В 1566 г. под предлогом оставления кафедры А. добился назначения преемником своего сына Григория (в монашестве Гедеона ) Балабана и еще в течение 3 лет вместе с ним управлял епархией. Лит.: Макарий. История РЦ. Кн. 5. С. 147-148, 193, 450-451; Блажейовський Д. Киïвськоï Церкви (861-1996). Льbib, 1996. С. 189-190. Л. В. Соболев Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/76214.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агапит (Бевцик), еп. Хустский (Бевцик Иван Васильевич; род. 6.03.1965, с. Давыдовка Черновицкой обл.), еп. Северодонецкий и Старобельский. В 1985 г. поступил послушником в вильнюсский Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-рь , в 1988 г. переведен в Киево-Печерскую лавру . В том же году принял монашество с именем А. в честь прп. Агапита, врача безмездного , Киево-Печерского, рукоположен во иеродиакона, в 1990 г.- во иеромонаха. В 1990-1994 гг. учился в КДС, в 1994-1998 гг.- в КДА. В сент. 1992 г. назначен настоятелем Свято-Троицкого храма возрождающегося Ионовского Св. Живоначальной Троицы муж. мон-ря в Киеве, 22 июля 1994 г.- архимандритом и наместником мон-ря. Ионовский мон-рь, к-рый А., братия и прихожане отстояли в борьбе с раскольниками-автокефалистами, пытавшимися захватить обитель, стал в 90-х гг. XX в. одним из наиболее значимых центров Православия на Украине. Опытные духовники, уставное богослужение, профессиональный хор - все это привлекло в обитель множество верующих, особенно интеллигенцию. В бытность А. наместником в мон-ре были обретены мощи прп. Ионы (в схиме Петра) Киевского, а также состоялось открытие для паломников и исследование знаменитых Зверинецких пещер обители. 5 нояб. 1998 г. Свящ. Синодом УПЦ А. определено быть епископом Хустским и Виноградовским. 22 нояб. 1998 г. в Трапезном храме Киево-Печерской лавры состоялась хиротония А., к-рую возглавил Предстоятель УПЦ митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) . С 26 июля 2000 г. епископ Мукачевский и Ужгородский. Решением Свящ. Синода УПЦ от 14 дек. 2007 г. назначен епископом Северодонецким и Старобельским. Лит.: Петрушко В. И. Автокефалистские расколы на Украине в постсоветский период, 1989-1997. М., 1998. В. И. Петрушко Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/63134.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010