190 Язык их (богов Вавилонских) выстроган художником... и не могут говорить (Послан. Иерем. ст. 7. срав. ст. 58). Рука моя овладела царствами идольскими, в которых кумиров более, нежели в Иерусалиме и Самарии ( Ис. 10:10 ). Зачем они подвигли Меня на гнев своими идолами, чужеземными, ничтожными? (Иерем. 8:19). И ныне прибавили они ко греху: сделали для себя литых истуканов из серебра своего, по понятию своему, – полная работа художников ( Осии 13:2 ). Истреблю истуканов твоих и кумиров из среды твоей, и не будешь более поклоняться изделиям рук твоих ( Мих. 5:13 ). 192 Theophil ad Autolyc. lib. II; Isidor. Pelus. lib. III, epist. 112; Basil Magn. contra Evnom. lib. V et de Spir. Sancto cap. 16; Cyrill. adversus Julian. lib. 1; Chrysost. homil. in Genes. VIII; Theodoret.,in Genes, quaest. 19; August. de Trinit. lib. 1, cap. 7 и друг. 193 Святой Иоанн Златоуст (in Psal. 50) замечает, что языческие идолы называются иногда в Писании богами – ο κατ τιμν, οτε χριτι προσηγορας, λλ δα τν πτν τν πλανηθντν κα οτως καλεσντν. Известно также, что в Писании имя богов приписывается иногда царям, правителям, судьям и священникам ( Исх. 22:28 ; Пс. 81и 6; 135:2 и др.). По отношению к этим-то богам Моисей и мог именовать Всевышнего Богом богов и Господом господей, а не по отношению только к богам или истуканам языческим. 196 Augustin. contra Faustum lib. X, с. 10; Lactant. Inatit. lib. I, c. 3; Orosius-presbyt. Histor. lib. VI, c. 1, pag. 986 in tom. 31. Patrolog. curs, compl. Святой Иустин называет это всеобщее предание и верование – καθολικ δξα, lib. de monarchia Dei, cap. 1. 198 Tertull. Apolog. с. 17; item de testimonio animae c. II et VI; а в русск. переводе . Карнеева, изд. в Спб. 1847 г. смотр, стр. 42, 194–197 и 203. Ту же мысль повторяют: Минуций Феликс : Audio vulgus, cum ad coelos manus tendunt, nihil aliud, quam Deus dicunt: et Dews magnus est, et Deus verus est, et si Deus dederit. Vulgi isti naturalis sermo est, an Christiani confitentis oratio? (Octav. cap. 18); Арнобий (ad gentes lib. II) и подробнее Лактанций (Divin. Instit. lib. II, c. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

192 Это слово может получить различное значение в зависимости от того, к чему отнесено: 1)осторожно может значить: бережно, почтительно, не причиняя вреда и насилия, хотя такой смысл может казаться странным в применении к злобным врагам и грубым воинам; 2)осторожно может значить: внимательно, крепко, с молчаливым намеком на всю трудность Его удержать и, может быть, заранее торжествующую иронию этой попытки сделать это внешней силой. 193 К этому можно присоединить еще и другое предположение. Оно остроумно и убедительно развивается митр.Антонием в его небольшом очерке «Целование Иуды». По закону Моисееву, в случае обвинения в религиозном преступлении, угрожающем смертью, «рука свидетелей должна быть на нем прежде (всех), чтобы убить его, потом рука всего народа» ( Втор.17:7 ). Иуда, выступая в качестве такого свидетеля, должен был исполнить этот закон, ибо без этого Иисус не мог быть взят, но он его исполнил – конечно, коварно, – в виде дружеского приветствия. 194 ταρος есть, конечно, иное, чем φλος (личный друг, возлюбленный), и обозначает, скорее, «член одного содружества (гетерии), общины, собрат, содружник». 195 Ср. торжественное именование Сыном Человеческим в речи о Страшном Суде: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей, и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы... и тогда скажет Царь» и т. д. ( Мф.25:31–34 ). 198 Рассказ у Матфея о покупке на сребреники земли горшечника для погребения странников ( Мф27:6–10 ) сопровождается ссылкой на пророчество Иеремии ( Иер.32:9 ), которое соединено здесь с Зах.11:12 . (Эта ссылка представляет пример неточности и вольности в истолковании, которые встречаются иногда у новозаветных писателей при пользовании их Ветхим Заветом). В Деян.1:17–19 мы имеем в речи апостола Петра перед избранием двенадцатого апостола вместо Иуды стилизованный и отступающий от Матфея рассказ о его смерти. «Он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего, но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его; и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови». Очевидно, приобретение земли неправедной мздой, по сопоставлении с евангельскими рассказами, можно понимать только в смысле переносном, то есть что тот именно участок, на котором повесился Иуда, и был куплен для кладбища на сребреники (точнее, они вошли в состав этой суммы, конечно, превосходившей значительно 30 сребреников). Далее в речи Петра сказано, что Иуда отпал от жребия его служения и апостольства (τς διακονας τατης κα ποστολς апостольского служения), «чтобы идти в место свое (τν τπον τν διον)» ( Деян.1:25 ) Эго выражение в «место свое» является осторожным в неопределенности своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

1 Вероятно, имеется в виду грех. — Примеч. ред . 2 У св. Григория Богослова буквально: «смешение» (κρσις) и «растворение» (μξις). — Примеч. ред . 3 Речь идет о том, что плоть Христова образована в утробе Девы Марии Самим Богом Словом через наитие Святого Духа, а не посредством естественного зачатия. — Примеч. ред . 4 То есть поясом. — Примеч. ред . 5 Прп. Иустин Попович имеет в виду святоотеческое учение о причастности тварного мира Богу вследствие его сотворенности Богом Словом — Логосом (см. «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть»: 6 В этом смысл учения св. Иринея о «рекапитуляции» — возглавлении Христом человечества через краткое повторение Им основных моментов жизни человечества в целом и каждого человека в отдельности. — Примеч. ред . 7 «Под углом зрения Христа» (лат.). — Примеч. ред . 8 Скверну греха. — Примеч. ред . 9 Ср.: Евр.5– Примеч. ред . 10 В русском синод. переводе: Никто не отнимает ее [душу] у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. — Примеч. ред . 11 «Воанергес»: 12 Рамо (церковнослав.) — плечо. — Примеч. ред . 13 В день Воскресения Христова, на Пасху, мы таинственно приобщаемся к грядущему восьмому дню, ныне пребывающему в Церкви прикровенно, а после всеобщего Воскресения открывающемуся явным образом. Это «день» нетления и вечной жизни. Так как Бог смерти не сотворил, и начало тления вошло в мир через грехопадение Адама, то есть не по воле Божией, а по Его попущению, то, говоря о нетленном дне Воскресения, преподобный Иустин замечает: «Если есть день, который непосредственно сотворил Сам Господь, то этот день есть день Воскресения». — Примеч. ред . 14 «Hieron.»: 15 В греческом тексте PG. Т. 91. Col. 484А вместо τν τρων οσιν (φσεων) стоит τν τεροουσων, т. е. буквально «разносущных». — Примеч. ред. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3466...

1. Вопрос Первосвященников И пришли опять в Иерусалим (на 3-й день после торжественного входа). И учил (Иисус Христос) каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины искали погубить Его. Но не находили, что бы сделать с Ним; ибо весь народ неотступно слушал Его. И было в один из тех дней, [и] когда Он пришел в храм, и когда в храме ходил Он, когда учил Он народ в храме, и проповедовал Евангелие; приходят к Нему (ερχονται πρς ατν) подошли к Нему (προςηλζον ατψ) учащему – предстали (πστησαν) первосвященники и книжники [со старейшинами] и старейшины народа, И говорят Ему [и сказали к Нему,] [говоря]: скажи нам, какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе [или кто есть давший Тебе] власть сию [дал], чтобы Ты это делал (=это делал)? 2. Ответ Спасителя. а. Ответ взаимным вопросом о крещении Иоанновом. Иисус [же] ответствуя [Иисус], сказал [к ним]: спрошу (Мф. и Лк. ρωτησω, Мк. περωτσω) вас и Я слово одно одно слово (=об одном) отвечайте Мне; скажите Мне; и скажу вам, – [которое] если скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью Я это делаю. Крещение Иоанново откуда было? с небес ли [было], или от человеков? отвечайте Мне. б. Замешательство неверных совопросников. рассуждали (Мф. διελογζοντα, Мк. λογιζοντα, Лк. συνελογαντο) сами в себе (παρ αυτοις) между собою (πρς αυτος) говоря [, что]: если скажем: с небеси; то Он скажет почему же вы не поверили ему? скажем (=а сказать) от человеков; [боялись народа (τν λαν)] боимся народа (τν χλον); потому что все (Мф. πντες, Мк. απαντες) почитали (εχον) (и) почитают (εχουσι) Иоанна за пророка, – что он точно пророк был; весь народ ( λας) побьет нас камнями; ибо он уверен, что Иоанн пророк. в. Взаимный, отрицательный ответ. ответствуя [говорят] Иисусу, сказали: не знаем, – отвечали, что не знают (μ ειδναι) откуда Иисус также ответствуя, говорит – сказал (Мф. εφη, Лк. επεν) и я не скажу вам, какою властию Я это делаю. И начал говорить им притчами. 3. Притча о двух сынах. а. Изложение притчи. А как вам кажется? у некоторого человека было два сына. Он подошел к первому, и сказал: сын! поди, работай сегодня в винограднике моем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

1Кор.7:2 .  Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Но сколь ни почтенно само по себе безбрачное состояние, оно не может быть явлением обычным и общим правилом жизни. – «Но во избежание блуда» ( τς πορνεας). Это множественное число (от πορνεα) напоминает о множестве искушений и грехов этого рода, существовавших в Коринфе. – «Каждый – каждая» – конечно за теми исключениями, какие указаны в стихах 7 (особое дарование к безбрачной жизни) и 25–28 (о девах). – Некоторые толкователи видят в этом месте унижение брака, который, по апостолу, имеет как будто только отрицательное значение, как защита от разных проявлений блуда. Говорят, что по Апостолу выходит, что брак есть зло, хотя и меньшее, совершать которое нужно только для избежания большего зла. Но на это возражение нужно сказать, что Ап. вовсе и не хотел здесь предлагать какую-нибудь свою теорию о браке: он только отвечает на предложенный ему коринфянами вопрос. А ст. 14-й рассматриваемой главы и ст. 3-й главы XI-й ( 1Кор.11:3 ), где брак поставлен в соотношение с отношением между Христом и человеком, а затем между Богом Отцом и Христом, ясно свидетельствуют о том, что Ап. Павел имел достаточно определенное представление о нравственной стороне брачного соединения. 1Кор.7:3 .  Муж оказывай жене должное бла­го­расположе­ние; подобно и жена мужу. 1Кор.7:4 .  Жена не власт­на над сво­им телом, но муж; равно и муж не властен над сво­им телом, но жена. 1Кор.7:5 .  Не укло­няйтесь друг от друга, раз­ве по согласию, на время, для упражне­ния в по­сте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоз­держа­ни­ем вашим. Но чтобы брак достигал своей цели, для этого жить в браке нужно так, как требует этого самое существо этого установления: нужно исполнять каждому супругу свой супружеский долг (большинство древних рукописей читают только это слово – «долг» ( τν οφειλν), а не «должное благорасположение» ( τν οφειλομνην ευνοαν): оба супруга обязаны жертвовать друг другу своей личной независимостью. Отсюда-то безбрачие – «хорошо» ( καλν). – «Не уклоняйтесь». Прерывать брачные сношения, по апостолу, можно только: 1) по обоюдному согласию; 2) на время, на некоторый срок и 3) для упражнения в делах благочестия – именно для молитвы (прибавка: «для поста» имеется только в очень малом числе рукописей).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

22:5) и проч. Итак, Церковь есть Здание, дом, жилище, палатка, город, Иерусалим Небесный, Столп и проч., служащие местом обитания Богу. Она может реально быть представлена одним, двумя, тремя и т. д. человеками, народом, наконец, человечеством и даже всею тварью 711 , всегда и везде, и при всяких условиях оставаясь сама собою. Не останавливаясь на дальнейшем разборе относящихся сюда текстов (который можно найти в указанных ранее толкованиях), вернёмся к тексту ( Мф.16:18–19 ). Христос сказал: «созижду, – οκοδομσω – Церковь Мою». Глагол οκοδομω, как имеющий тектоническое значение домостроительства, указывает с несомненностью на предносящийся пред Христом образ Церкви-Здания. Этот образ развивается в дальнейшем, когда Христос говорит о «ключах Царства Небесного – τς κλεδας τς βασιλεας τν ορανν» ( Мф.16:19 ). Заметим прежде всего, что поставление этой «власти ключей» рядом с «построением на» и «Царства Небесного» рядом с «Церковью» доказывает весьма большое сродство соответственных членов в парах этих понятий. Устанавливается какое-то тесное соотношение между Церковью и Царством Небесным. Но является вопрос такого рода: если построение Церкви будет, собственно, не на Симоне-Петре, но на исповедуемом им Христе, то «власть ключей», текстуально относимая к Петру («тебе», 601), по-видимому, тоже относится не к Петру, как к личности, а к Петру, как исповеднику Христа. «Власть ключей» принадлежит в собственном и точнейшем смысле Самому Иисусу Христу: «так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит; знаю твои дела: вот Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего» ( Откр.3:7–8 ). Святый и Истинный есть χων τν κλεδα Δαβδ, и Петр может только получить (δσω): Я дам, говорит Господь, этот ключ из рук Имеющего его, – получить как отправляющий известную функцию, основанную на исповедании Христа. Что же это за функция? Христос говорит: «...что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф.16:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

23, 40). «Аарон отделен был на посвящение ко Святому святых, он и сыновья его, на веки , чтобы совершать курение пред лицом Господа, чтобы служить и благословлять именем Его на веки » (1 Парал. 73, 13). Иерем. 31, 3 «издали явился ко мне Господь и сказал любовью вечною Я возлюбил, тебя и потому и простер к тебе благоволение». Иерем. 32, 40 «и заключу с ним вечный завет , по которому Я не отвращюсь от них, чтобы благотворить им». 299 Можно привести в качестве аналогии наше применение слова «святой» к предметам и местам священнослужения: св. храм, алтарь, престол, сосуды и т. д., в общем значении sacer, т. е. изъятый из мира вещей священным употреблением, хотя и к нему принадлежащий. 300 Так, в статье «Dam» в Dict. de Theol. Cath IV, 1, p. 13, читаем «dans le Nouveau Testament jamais le mot ανιος n’a le sens restreint. Il ne se trouve, en effet, que dans les passages ou mention est faite de la fin du monde, forme dernier de toutes choses, après lequel il n’y a plus à esperer où à attendre de changement.» След, вечность здесь истолковывается как неизменность, однако не только в применении к Богу, к которому она действительно относится, но и к твари, находящейся в состоянии «вечных» мук. Cp. SalmondsChristian doctrine on immortality, 515, 649, 652 – E. B. Pusey: What is of Faith as to everlasting punishment 1880 и др. Филологически значение слова αν в новозав. употреблении двояко: оно может означать как вечность, так и мировую эпоху, которая не может быть бесконечна. Даже Иоанновское употребление не однозначно. По-видимому, тексты Ин. 6, 51, 58; 12, 34 ; 1Ин. 2, 17 ες τν ανα должны быть истолкованы в смысле вечности. В других случаях в смысле временном: Ин. 4, 14; 8, 51–2; 10, 28; 11, 26; 13, 8 ; выражение отрицательное; 8, 35. Слово αν в применении к Богу принимает значение вечности, в особенности во множеств. ανες ( Лк. 1, 33 ; Рим. 1, 25; 9, 5; 11, 35 ; 2Кор. 11, 31 ; Евр. 13, 8 , в частности в удвоении ανες τν ανων (Рим. 16, 37). В значении эпохи мира αν см.: Мф. 12, 32; 13, 22 ; Лк. 16, 8 ; Рим. 12, 2 ; 2Кор. 4, 4.4 301 По подсчету Pusey (1.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

2Мак.2:14 Подобным образом и Иуда затерянное, по случаю бывшей у нас войны, всё собрал, и оно есть у нас. «Иуда затерянное ( τα διαπεπτωκτα, т. е. βιβλα), по случаю ( δια) бывшей у нас войны, все собрал…» Здесь имеется в виду несчастное время Антиоха Епифана, когда много списков Свящ. Писания погибло, в силу указа Антиоха об их розыске и уничтожении. Но, несмотря на все это, книги сохранились и теперь предлагаются Египетским Иудеям. 2Мак.2:15–17 Итак, если вы имеете в этом надобность, пришлите людей, которые вам доставят. Намереваясь праздновать очищение, мы писали вам об этом; хорошо сделаете и вы, если будете праздновать эти дни. Бог же, сохранивший весь народ Свой и возвративший всем наследие и царство и священство и святилище, «Наследие и царство и священство и святилище…» (слав.: «освящение»), τν κληρονομαν κα το βασλειον, κα τ ιερτευμα κα τν αγιασμν, – то царское и священническое достоинство избранного народа, о котором говорится в Ucx XIX: 5–6 (« εσεσθ μοι βασλειον ιερατευμα κα θνος γιον). Отсюда видна также неправильность перевода слова » αγιασμν – святилище: славянское «освящение» вернее. – Κληρονομα – собственность Иеговы. 2Мак.2:18 как обещал в законе, – надеемся на Бога, – Он скоро помилует нас и соберет от поднебесной в место святое. «Обещал в законе» – δι νο νμου – собственно через закон, или посредством закона, при условии верности ему со стороны Израиля. – «В место святое» – ες τον γιον τπον, где храм. – «Скоро помилует» – ταχως ελεσε – здесь выражается ожидание наступления Мессианского царства в ближайшем будущем; к этому ожиданию давало сильные основания то, что Бог «избавил» их «от великих бед и очистил место» святое от языческих алтарей, идолов и идолослужений. 2Мак.2:19–20 Ибо Он избавил нас от великих бед и очистил место. О делах же Иуды Маккавея и братьев его и об очищении великого храма и обновлении жертвенника, О прозвании Μακκαβαος – см. к 1Mak II: 3 и о братьях Иуды – 1Mak II: 2–5 . – «Об очищении великого храма и обновлении жертвенника» говорится в 1Mak IV: 42 и д. – «Великого» – ради его назначения служить к почитанию истинного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

305 δ το παντος διακο’σμησις ρμονι’α τς στι μουσικ πολυειδς κα ποικι’λως κατα’ τινα τα’ε_ κα υθμο’ν πρς αυτν ρμοσμε’νη κα αυτ συνδουσα κα μηδε’ποτα τς συμφωνι’ας ταυ’της διασπωμε’νη, ε κα πολλ τις ν τος καθ ’καστον τν ’ντον διαφορα θεωρεται (In Inscriptions Psalmorum, GNO V, 30–31). Это потрясающий locus classicus в истории идей: он происходит еще от Пифагоровой «музыки сфер», проходит через третий закон движения планет Кеплера и космические тональности Шопенгауэра и доходит даже до теории струн в современной физике (см.: Шопенгауэр, Мир как воля и представление, т. L Р. 258–259; Brian Greene, The Elegant Universe. – New York: Vintage Books, 1999. – P.135 ff.). 306 Такую космическую гимнодию описывает Псалом Пс.148:1–13 : «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его. Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света. Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес. Да хвалят имя Господа, ибо Он [сказал, и они сделались,] повелел, и сотворились; поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет. Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны, огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его, горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры, звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые, цари земные и все народы, князья и все судьи земные, юноши и девицы, старцы и отроки да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах. » 307 Δει’ενυσι δ τοτο κα η’ ργανικ το σω’ματος μν διασκευ πρς πγασι’ας φιλοτεχνηθει!σα παρ τς φυ’σεως. ρς τν τς ρτηι’ας αλον, τ_ν τς περας μαγα’δα, τ_ν δι γλω’ττης κα παρειν καστο’ματος, ς δι χορδν κα πλκτρου, κιθαροδι’αν (In Inscriptions Psalmorum, GNO V, 33; пер. С. Аверинцева в изд.: Μυζыκαλьναя эсτετηκα ζαπαδνοεβροπεйсκογο сρεδνεβεκοβья η Βοζροжδενηя . – М.: Музыка, 1966). 308 По названию фрагмента из Ангелуса Силезиуса, 366 («Сердца, покойного в своей глубине, божественно тихого/Бог касается с радостью, – это Его игра на лютне»). См.: Heidegger, The Principle of Reason, P.68.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

3) 1 Ин 4. 9: Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего (τι τν υν ατο τν μονογεν πσταλκεν Θες), чтобы мы получили жизнь через Него . На основании анализа этих мест можно сделать вывод, что для словаря Иоанна Богослова выражение Единородный Сын является достаточно устойчивым и важным. Все эти места связаны с исповеданием искупительной роли Спасителя как посланника Божия в мире. Но особенным звучанием обладает пролог Евангелия от Иоанна как сам по себе, так и в традиции его церковной рецепции. Трудно найти в Писании другое место, где бы так явно проводилась мысль о божественности Слова Божия, Иисуса Христа, Бога, ставшего человеком. В этом вступлении высятся три композиционно-смысловые вершины, в которых это исповедание проводится особенно явно. Это стихи первый (исповедание Слова Богом — и Слово было Бог ), четырнадцатый (исповедание воплощения Слова — и Слово стало плотию ) и восемнадцатый (при чтении Единородный Бог — исповедание Бога, ставшего человеком). И если многие библеисты, скептически оценивающие принадлежность Иоанну Богослову выражения Единородный Бог , достаточно убедительны с точки зрения лексического строя Иоаннова словаря , то в плане богословия резоны для понимания Единородного Сына как Слова, бывшего в начале, у Бога и Богом, настолько вески , что совсем отбросить возможность изначального появления контаминированного именования Слова как Единородного Бога никак нельзя . Пролог Евангелия от Иоанна, содержащий в концентрированном виде исповедание Слова и Сына Богом, находится в ряду других мест Нового Завета, содержащих это исповедание и создающих незыблемое основание новозаветного благовестия. Иоанну же принадлежит яркое место из Первого послания: знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (οτς στιν ληθινς Θες κα ζω ανιος — 1 Ин 5. 20). Здесь Иоанн Богослов обходится без прилагательного Единородный , но прямо именует Иисуса Христа истинным Богом . Не уступают этим местам по силе и прямоте высказывания близкие места из Павловых посланий, обладающие некоторым сходством в средствах выражения. В Первом послании к Тимофею содержатся строки, отсылающие к Иоаннову прологу, в особенности к четырнадцатому стиху: великая благочестия тайна: Бог (ср. Он, Кто ) явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе (1 Тим 3. 16). Но от внешних и внутренних свидетельств библеистики перейдем к истории имени Единородный Бог в патристике.

http://bogoslov.ru/article/6194793

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010