Novellae Iustiniani/Ed. R. Schöll, G. Kroll. Berolini, 1959. Vol. 1. P. 35–36. См.: Курбатов Г. Л. Политическая теория в ранней Византии. Идеология императорской власти и аристократическая оппозиция//Культура Византии. IV – первая половина VII в. С. 114; Литаврин Г. Г. Политическая теория в Византии с середины VII до XIII в.//Культура Византии. Вторая половина VII–XII в. С. 65–66; Мейендорф Иоанн , прот. Церковь , общество, культура в православном церковном Предании//Его же. Православие в современном мире. С. 226–227; Peritisi A. La concezione politica e sociale...; Γλικατζ–Αρβελρ Ε. Η πολιτικ ιδεολογα της Βυζαντινς αυτοκρατορας. Αθνα, 1977. Σελ. 148–152; Καραγιαννπουλος . πολιτικ θεωρα τν Βυζαντινν // Βυζαντιν. 1970. Τ. 2. Σελ. 40–41, 55; Καραγιαννπουλος . πολιτικ θεωρα τν Βυζαντινν. Θεσσαλονκη, 1988. Σελ. 59, 65–66; ср.: Козлов А. С. О понимании византийцами своего места во всемирной истории: (На материалах восточно-римской хронистики IV–VI вв.)//Византия: Кумуляция и трансляция культур. Екатеринбург, 1997. С. 21; Failler А. Prières du patriarche pour l’empereur//Actes du XIV e Congrès... Vol. 2. P. 88. На значимость теории симфонии указывал еще в начале XX в. Ярослав Бидло: Bidlo J. Vizantijska kultura. Zagreb, 1924. S. 46,47. Ср. учение о патриархе как «живой иконе Христа» («Исагога», титул II): Медведев И. П. Развитие правовой науки//Культура Византии. Вторая половина VII–XII в. С. 231. Еще один пример концепции симфонии – письма и послания Николая Мистика . О них пока см.: Малахов С. Н. Проблема «царства» и «священства» в письмах патриарха Николая Мистика //Научные чтения, посвященные столетию... М. Я. Сюзюмова... С. 22–24. Современный обобщающий труд: Dagron G. Empereur et prêtre. Étude sur le «césaropapisme» byzantin. Paris, 1996. Русский перевод соответствующего отрывка из Шестой новеллы Юстиниана см.: Мейендорф Иоанн , прот. История Церкви и восточно-христианская мистика. С. 160; ср. также: Муравьев А. В. Учение о христианском царстве у преподобного Ефрема Сирина //Традиции и наследие Христианского Востока. С. 333; и всю статью (с. 327–342).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Солунский архиепископ советует верующему войти «...в тот покой ( κενην τν κατπαυσιν), каковым является наше умное созерцание ( κατ νον μν θεωρα) 1115 и восхождение ( ... ννευσις) через него к Богу» (225С). Итак, созерцание является покоем: но точно так же для Бога Его покой есть созерцание. Бог Паламы есть Бог живой и личный, безначально и непрерывно осуществляющаяся любовь трех Лиц друг к другу (с этим связано, по мнению Радовича, и именование Святого Духа «Любовью»), и человек призван приобщиться жизни Св. Троицы, Ее безначальному движению и потокам любви, Ею испускаемым на тварный космос и на человека 1116 . Сам Бог – в той мере, в какой Он открывается человеку, – является Верховным Образцом для христианина, в особенности – для монаха-исихаста; не только делу Сына, но и делу всей Св. Троицы должен подражать аскет. «Безначальное действие ( ργον) Божие, – свидетельствует Палама, – [это] обращение к Самому Себе ( πρς αυτν πιστροφ), ибо [Бог] изначально пребывал в движении ( κινετο γρ νρχως), созерцая Себя Самого ( τ αυτο θεωρα)» (228А). Этот аспект мысли святителя пристально изучался крупным современным богословом и аскетом-молитвенником, духовным чадом св. Иустина Поповича – митрополитом Амфилохием (Радовичем) . Мы можем лишь (и мы хотели бы), проясняя это сложное для нашего теперешнего понимания, но в действительности не являющееся неожиданным для Паламы учение, привести соответствующую выдержку из книги Высокопреосвященного Амфилохия: «Дух как „любовь“ 1117 показывает, что Его „почивание“ в Сыне не является „бездеятельностью“ или некоей пассивной бездвижностью Духа, но, напротив, безначальным и подлинным „действием“ Его, свидетельствующим о постоянном и непрерывном общении Лиц Святой Троицы. К этому „действию“ Троица призывает и тварных сущих через их создание и воссоздание в Духе. Лишь такого рода представление о Духе и триипостасном Божестве вообще в состоянии преодолеть аристотелевско-идолопоклонническое понятие о „неподвижной“ Божественности в пользу библейско-святоотеческого понятия о Божестве, от вечности пребывающем в движении и выступающем во времени как Творец ( ν χρν δημιουργο θετητος).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

η. Μσα απ αυτ την πολ επικνδυνη και αδικαιολγητη κρση, η οποα προκλθηκε στους κλπους της Ορθοδξου Εκκλησας, εξαιτας του Ουκρανικο Ζητματος, βγκε, επσης, να νο δγμα, τι δηλαδ, ο Οικουμενικς Πατριρχης Κωνσταντινουπλεως εναι η Κεφαλ της Ορθοδξου Καθολικς Εκκλησας. Στενο συνεργτες του Οικουμενικο Θρνου, παρερμηνεοντας τον λδ’ Καννα των Αγων Αποστλων, υποστηρζουν, τι ο Οικουμενικς Πατριρχης πρπει να θεωρεται ως Πρτος και Κεφαλ των υπολοπων Προκαθημνων. Οφελουν, δηλαδ, λοι, Πατριρχες, Προκαθμενοι και γενικ λοι οι Επσκοποι, να αναγνωρζουν ως Κεφαλ της Οικουμενικς Ορθοδξου Εκκλησας τον εκστοτε Οικουμενικ Πατριρχη Κωνσταντινουπλεως. Η καινοφανς, μως, αυτ θεωρα, οτε ιστορικ, οτε ιεροκανονικ, οτε δογματικ, οτε εκκλησιολογικ, μπορε να σταθε, γιατ η Ορθδοξη Καθολικ Εκκλησα δεν χει λλη Κεφαλ εκτς απ τον Κριον ημν Ιησον Χριστν. Μνος αινιος Αρχηγς και Κεφαλ αθνατη της Εκκλησας εναι ο Δομτορας αυτς Σωτρας και Λυτρωτς Χριστς. θ. Ουδεμα αμφιβολα υπρχει και καμα αντρρηση μπορε να προβληθε, τι στην Ουκρανα η αρχ της Συνοδικτητας, η οποα αποτελε θεμελιδες κεφλαιο της διοικσεως της Ορθοδξου Εκκλησας, υποχρησε ναντι της αρχς της αυθαρετης και αυταρχικς εξουσας του ενς, του Οικουμενικο Πατριρχη κ.κ. Βαρθολομαου, ο οποος, κατ ειρωνεα των ιστορικν γεγοντων, μλις προ τετραετας εχε συγκαλσει και προεδρεσει και συντονσει τις εργασες της Αγας και Μεγλης Συνδου της Κρτης (18-25 Ιουνου 2016), η οποα και διακρυττε στο μνυμ της, τι: « ρθδοξος κκλησα κφρζει τν ντητα κα καθολικτητ της ν Συνδ. Συνοδικτητα διαπνει τν ργνωση, τν τρπο, που λαμβνονται ο ποφσεις, κα καθορζεται πορεα της». ι. Τλος, επισημανουμε και εμες, τι «ο λληνφωνες κκλησες, μ βση τν στορικ λθεια κα τν κανονικ παρδοση, γι ν ποφευχθε τ ριστικ σχσμα, πρπει ν ποστηρζουν τ στορικ κα εροκανονικ δκαια τς κκλησας τς Ρωσας κα ν μ στηρζουν ετε μφανς, ετε δι τς σιωπς των τν ντικανονικ εσπδηση τς Κωνσταντινουπλεως σ ξνη δικαιοδοσα. ν πρξουν τ ντθετο, ποστηρζοντας, λγ φιλογενεας κα πατριωτισμο, τν λληνα Πατριρχη, περιππτουν στν αρεση το θνοφυλετισμο, τν ποον κατεδκασε συνοδικ δια Κωνσταντινοπολη τ 1872».

http://gr.pravoslavie.ru/135389.html

κπληξη προκαλε η χρση αυτο του συγκεκριμνου χωρου, πως γενικ και η παραπομπ στους πατρες αυτς της περφημης Συνδου. Λαν γνωστ τυγχνει τι αφορμ για τη συγγραφ της επιστολς στθηκε η παρμβαση του Ππα Κελεστνου στα της Εκκλησας Καρθαγνης και η διενργεια απ αυτν εκκλησιαστικς δκης, κατπιν εκκλτου προσφυγς Αφρικανο Επισκπου. Επικρνοντας την ν λγ ενργεια του Ρμης, οι Συνοδικο πατρες  γραφαν ειδικτερα: «ν προφτ τονυν το καθκοντος τς φειλομνης προσκυνσεως κπληρουμνου, κετεομεν, να το λοιπο πρς τς μετρας κος τος ντεθεν παραγινομνους εχερς μ προσδχησθε, μηδ τος παρ μν ποκοινωνητους, ες κοινωναν το λοιπο θελσητε δξασθαι· πειδ τοτο κα τς ν Νικα συνδ ρισθν εχερς εροι σ σεβασμιτης· ε γρ κα περ κατωτρων κληρικν κα περ λακν φανεται κε παραφυλττεσθαι, πσ μλλον τοτο περ πσκοπων βολεται παραφυλαχθναι; Μ ον ο ν τ δ παρχ π τς κοινωνας ναρτηθντες παρ τς σς γιωσνης, σπουδαως, κα καθς μ χρ, φανσιν ποκαθιστμενοι τ Δεν κρνεται περιττ να παρατεθε και να ολκληρο χωρο, που οι πατρες της ν Καρθαγν Συνδου ζητον τον Ππα να μην αποστλλει τους εκπροσπους αυτο προς εξταση της υποθσεως. Ο Προκαθμενος της Εκκλησας Κωνσταντινουπλεως δεν παραθτει το απσπασμα αυτ αυτοσιο: «κβιβαστς τονυν κληρικος μν τινν ατοντων μ θλετε ποστλλειν, μτε παραχωρεν, να μ τν καπνδη τφον το κσμου δξωμεν εσγειν τ το Χριστο κκλησ, τις τ φς τς πλτητος, κα τς ταπεινοφροσνης τν μραν τος τν Θεν δεν πιθυμοσι Η διατυπωθεσα τη νετερη πλον εποχ θεωρα σχετικ με τις «περριες εθνες» στα εκκλησιαστικ, εναι δνειο απ το λεξιλγιο των επισκπων Ρμης, οι οποοι απ το 5ο δη αι. προβαλαν αξισεις επ της «μερμνης τς οκουμνης» (universalis cura; sollicitudo omnium ecclesiarum), η οποα. κατ τη γνμη τους. δεν ταν καν προνμιο, αλλ «ιδιατερο καθκον» και «διακονα» της Εκκλησας Ρμης. Η Ιερ Σνοδος Ιεραρχας της Ορθοδξου Εκκλησας της Ρωσας το 2008 εξφρασε την ντονη ανησυχα για τις επιδιξεις της Εκκλησας Κωνσταντινουπλεως να καθιερσει το προωθομενο απ επιμρους ιερρχες και θεολγους αυτς καινοφανς εκκλησιολογικ δγμα, το οποο «ρχεται σε απλυτη αντθεση με τη μακραωνη κανονικ παρδοση». Ο ορισμς της Συνδου «Περ τς ντητος τς κκλησας» απαριθμε τις βασικς αξισεις των Πατριαρχν Κωνσταντινουπλεως, τις οποες εκενη την εποχ δηλοποιοσαν οι εκπρσωποι της Εκκλησας αυτς. Εναι χαρακτηριστικ τι κατ τη δεκαετα, η οποα μεσολβησε, οι ιδες του Προκαθημνου της Εκκλησας Κωνσταντινουπλεως σχετικ με τα προνμι του χουν σημαντικ διευρυνθε. Το Γρμμα του Πατριρχη Βαρθολομαου προς τον Αρχιεπσκοπο Αλβανας Αναστσιο δηλοποιε πλον το δικαωμα να επεμβανει επ παντς θματος και εξ ιδας πρωτοβουλας στα των λλων κατ τπους Εκκλησιν, το οποο αποτελε αξωση επ υπερορας δικαιοδοσας εφ’λων των αυτοκεφλων Εκκλησιν.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/5444182...

• Вершина исихастской гносеологии и антропологии – личное преображение и условнобесконечное созерцание, ведение, обожение бесконечным Божеством, что есть суть христианского совершенства и вершина усвоения мудрости. 3) Анализ исихастских мотивов в житии прп. Саввы показал, что: 3 .1) Свт. Филофей особое внимание уделяет добродетельной монашеской жизни и ее следствию – личному преображению, облагодатствованию подвижника. В качестве дополнительных тем в житии усматриваются богословские размышления и термины, отголоски исихастской полемики, аспекты политического исихазма, тематика духовного устроения человека. Другими словами, в житии прп. Саввы так или иначе свт. Филофеем отражены все измерения исихазма. 3 .2) Анализ смысловых акцентов и ключевых языковых форм жития выявил большое разнообразие языковых средств в описании телесных и душевных добродетелей прп. Саввы. Из телесных добродетелей близких по смыслу исихии как келейной практике можно выделить непрестанную Иисусову молитву ( διλειπτη προσευχ) и подвиг молчания ( κρη σιωπ; σιγ). Из добродетелей душевного уровня, выражающих смысл обожения, можно выделить бесстрастие ( πθεια), оно же таинство любви (τ τς γπης μυστριον), оно же божественное служение или безмолвие ( το θεου λατρεα; συχα), делание души храмом Божиим (τ τμενος Θεο). 3 .3) Добродетель и благодать составляют в обожении синергийное единство, где благодать еще становится источником богопознания. Поэтому учение о благодати в житии тесно связано с исихастской гносеологией. Но гнозис исихазма не укладывается в понятия только мистического реализма, он совокупляет и божественное просвещение, и разумное постижение, и чувственное восприятие. Характеризуя высшую созерцательную добродетель, свт. Филофей прибегает к широкому синонимичному ряду выражений, таких как непосредственное созерцание ( μεσος θεωρα), единение с Богом ( νωσς), неведомое знание ( γνωστος γνσις) и др. 3 .4) При описании благодатных даров и состояний исихаста в житии ярко отмечена тема света, озарения и обожения: озарение, блеск, осияние – τ λλμψεις; τ φς; αγλη; λαμπρτης το περφτου φωτς; просвещение – φωτισμς; обожение – θωσις; новый человек – καινς νθρωπος. Кроме световых вариаций для характеристики энергии Божией используется и наименование силы, Христовой или божественной ( το Χριστο δναμις; δναμις θεα).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Эта нравственная, или этическая философия (πρακτικ φιλοσοφα) соответствует у свт. Григория Нисского начальному этапу духовного совершенствования христианина, изложенному главным образом в книге Притч, за которым идет второй этап – «созерцание природы» (φυσικ θεωρα), раскрываемое в книге Екклезиаста, и третий этап – «мистическое богословие» (μυστικ θεολογα, θεογνωσα), которому посвящена книга Песни песней, что в целом соответствует трем частям античной философии: этике, физике и метафизике 324 . 4. Богопознание 4.1. Общие положения «Ни одни вопрос не приковывает внимания свт. Григория Нисского так сильно, как вопрос о человеческом богопознании, его возможности и необходимости, его свойствах, происхождении и возрастании» 325 . В самом деле, практически в каждом своем сочинении свт. Григорий Нисский рассматривает этот вопрос; но особенно полно он освещается в трактатах «Против Евномия», «О жизни Моисея», «О девстве», в «Беседах о Блаженствах», «На Екклезиаста» и «На Песнь песней». Этот вопрос имеет для свт. Григория Нисского жизненно важное значение, поскольку он полагает, что «ведение Бога есть вечная жизнь» (ανιος ζω τ δεν στι τν Θεν) 326 . Для свт. Григория Нисского «познание истины» ( τς ληθεας γνσις) – это постижение Бога как истинно Сущего 327 . Представление О Боге ( περ τ Θεον πληψις) вложено в саму человеческую природу (γκειται πσι φυσικς τος νθρποις) 328 . Согласно свт. Григорию Нисскому , возможность богопознания основывается на том, что человек является образом и подобием Божиим (εκν το θεο, πεικνισμα, μοωμα, ποτπωμα, κμαγεον) 329 и поэтому может познавать Бога как свой Первообраз; другими словами, речь идет о христианизации известного античною принципа познания: «подобный [познается] подобное» (μοιον μο) 330 . «Как глаз наслаждается лучом [света], – рассуждает свт. Григорий Нисский , – благодаря тому, что в себе самом имеет естественный луч для восприятия однородною... точно так же совершенно необходимо, чтобы и для причастия Богу (π τς το θεο μετουσας) в природе наслаждающеюся было нечто сродное с Причаствуемым (τι συγγενς πρς τ μετεχμενον).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

S. 130). В подобном же духе выдержано и увещание преп. Рим. 12:1). Всякую влагу плотской похоти охлаждай и иссушай умеренностью в питии и прочем, а также всенощными бдениями, чтобы сказать тебе от всей души: Зяне бых яко жех ня сляне, омряедянмм Уео-мх не зябых (Пс. 118:83)» ( ΦΙΛΟΚΑΛΙΑ . ΤΟΜΟΣ Α . Σ . 132). Преп. Иоанн Кассиан Римлянин, повествуя о египетских отцах, замечает, что они «не позволяли монахам, особенно молодым, быть праздными, рачительностью к делу измеряя состояние сердца (acfMm cordis) и преуспеяние в терпении и смирении. Они не только отказываются принимать что-либо для своего пропитания, но от своих трудов питают приходящих братий и странников. Более того, они посылают большое количество продовольствия и припасов в области Ливии, бедствующие от бесплодия и голода, а также в города - для томимых в грязных темницах. Они веруют, что таким пожертвованием от плода рук своих приносят они разумное и истинное служение (тяйоняЫе яс оетмж яст!с! мж; буквально «жертву» Господу)» (/еян Сяен. Institutions cenobitiques. P. 420—422). Таким образом, в представлении ранних отцов-подвижников понятие «служение» включало всю совокупность монашеского подвига, частным видом которого является «служение молитв». 589 В латинском переводе добавляется еще одна цитата: Яко у Тебе мсжочнмк жмеожя (Пс. 35:10). В приписываемых Оригену «Выдержках [из толкований] на Псалтирь» (вопрос об авторстве этих «Выдержек» пока остается открытым; см.: Донеям М. - . Les commentaries patristiques du Psautier (III-V siecles). Vol. I. Roma, 1982. P. 46—51) по поводу Пс. 29, 3 говорится, что эти слова изрекаются Спасителем «от лица праведника» (ах προσπου του δχαου ) и касаются всей Церкви. Ибо все верующие есть единое Тело Христово, и когда страдает один член этого Тела, то страдают и все члены, то есть претерпевает все Тело Христово, нуждаясь в исцелении. Тогда ради нашего исцеления и следует произносить эти слова Псалтири. По поводу же Пс. 35:10 замечается: «Если источник есть жизнь ( ε πηγ στν ζω ), а жизнь есть Христос, то Христос есть и мсжочнмк «жмеожУ»; фраза же ео сееже Теоеж узрмж сееж объясняется таким образом: в созерцании тварных вещей узрим Христа ( ν τ θεωρα τν γεγοντων ψμε & α τον Χρστον ), а с помощью ведения Христа - узрим Бога [Отца] ( εν τ γνσε τ του Χρστου ψμε α τον Θεν ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2648...

Во 2й блок вошли смысловые акценты, касающиеся воздействия благодати Божией на исихаста. Это так называемые плоды исихазма, дары и венцы Божии человеку за его личные телесные и духовные подвиги. 3й тематический блок характеризуется несколькими умозаключениями и понятиями свт. Филофея об исихазме. В частности, отмечаются богословские исихастские термины, ощущается негативное отношение святителя к итальянцам, затронут политический аспект исихазма в описании влияния прп. Саввы на императора. Наконец, 4-й блок состоит из смысловых акцентов, через которые свт. Филофей объясняет внутреннее духовное устроение человека. По преимуществу они связаны с учением о человеке. Напротив каждого смыслового акцента указаны языковые формы, т. е. греческие слова и фразы, используемые свт. Филофеем в житии прп. Саввы для выражения исихастских идей. Некоторые акценты не имеют кратких языковых выражений, поэтому их необходимо прослеживать из линии повествования. Относительно повторяемости и ритмичности языковых форм можно отметить, что простой визуальный анализ выделенных нами фрагментов текста показывает, что около половины страниц жития и в русском, и в греческом издании содержит языковые средства и образы, так или иначе касающиеся исихазма. Среди них заметны использование и повторы значимых в исихастском богословии слов и словосочетаний, таких как ναχρησις (уединение), σιωπ (молчание), σιγ (затишье), ρεμα (покой); γαλνη (тишина), ερνη (мир), συχα (безмолвие), πθεια (бесстрастие), θεωρα (созерцание), τ φς (свет), λαμπρτης (сияние), λλαμψις (сверкание), θωσις (обожение), δναμις (сила; применяется в тексте по отношению к Св. Духу, Господу Иисусу Христу и Богу вообще), α θεαι κτνες (божественные лучи), θεοφνεια (богоявление), μεταπλττομαι (преображаться), φωτισμς θειοτρος (божественное просвещение). Когда свт. Филофей говорит о возвращении богоподобия человека, он использует свою особую терминологию: вернуть «образу то, что по образу», в греческом – «τ εκνι τ κατ’ εκνα». Статистический анализ слов мог бы дать более полную картину о повторяемости и ритмичности языковых форм, но он требует подготовки электронного текста и выходит за рамки нашей работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Лит.: Арсений (Иващенко), архим. Николай, Мефонский епископ XII в., и его сочинения//ХЧ. 1882. 7-12; 1883. 1-2; То же//Еп. Николай Мефонский и визант. богословие: Сб. исслед. М., 2007. С. 8-120; Δημητρακπουλος Α., ρχιμ. Ορθδοξος Ελλς. Lpz., 1872; Dr ä seke J. Nikolaos von Methone//BZ. 1892. Bd. 1. S. 438-478; Michel A. Humbert und Kerullarios. Paderborn, 1930. Bd. 2; Follieri E. Santi di Metone: Atanasio vescovo, Leone taumaturgo//Byz. 1971. Vol. 41. P. 378-451; Podskalsky G. Nikolaos von Methone und die Proklosrenaissance in Byzanz (11./12. Jh.)//OCP. 1976. Vol. 42. P. 509-523; Angelou A. D. Nicholas of Methone: The Life and Works of a 12th Cent. Bishop//Byzantium and the Classical Tradition/Ed. M. E. Mullet, R. D. Scott. Burmingham, 1981. P. 143-148 (рус. пер.: Ангелу А. Жизнь и сочинения Николая, еп. Мефонского//Еп. Николай Мефонский и визант. богословие: Сб. исслед. М., 2007. С. 282-294); idem. Introd.// Nicholas of Methone. Refutation of Proclus " «Elements of Theology». Athen; Leiden, 1984. P. IX-LXXX; Σισος Λ. Θιλοσοφικ αποδεικτικ και βιβλικ πστη στην αντιπρκλεια πραγματεα του Νικολου Μεθνης//Επιστημονικ επετηρδα Θεολογικς Σχολς Πανεπιστημου Θεσσαλονκης. 1985. Τ. 28. Σ. 385-415; Τερζης Χ. Ο Νικλαος Μεθνης και η θεωρα των Ενδων κατ Πρκλον//Ελληνικ Θιλοσοφικ Επιθερηση. Αθναι, 1988. Τ. 5. Σ. 54-72; Θοσκας Κ. Ο Νικλαος Μεθνης και διδασκαλα ατο περ Θεας Εχαριστας. Αθναι, 1992; Бармин А. В. Кто написал «Другой свод против латинян»?//ВВ. 2001. T. 60. С. 121-125; он же. Полемика и схизма: История греко-лат. споров IX-XII вв. М., 2006; Ермилов П. В., диак. Проблематика богословских споров в Византии XI-XII вв.: Ересь Сотириха Пантевгена: Дис. М., 2005; он же. История К-польских Соборов 1156-1157 гг.: (Проблемы ист. реконструкции и критики источников): Дис. М., 2012; Еп. Николай Мефонский и визант. богословие: Сб. исслед. М., 2007; Бирюков Д. С. Николай Мефонский: Полемика с латинянами и Сотирихом, учение о Пятидесятнице и опровержение Прокла, в контексте учения об иерархии причин и проблемы универсалий//Антология восточно-христ. богосл. мысли: Ортодоксия и гетеродоксия: В 2 т./Ред.: Г. И. Беневич, Д. С. Бирюков. М.; СПб., 2009. Т. 2. С. 341-370; Στερης Γ. Θιλοσοφα και θεολογα του Νικολου, π. Μεθνης: Νικλαος Μεθνης και γιος Λων//Βυζαντινς δμος. 2009/2010. Τ. 17/18. Σ. 405-427.

http://pravenc.ru/text/2565950.html

Επλογος. Συνοψζουμε την σντομη μελτη μας με τα εξς συμπερσματα και επισημνσεις: α) Τ Οικουμενικ Πατριαρχεο δν εχε καννα κανονικ δικαωμα ν παρμβει στην δικαιοδοσα λλης τοπικς Εκκλησας, (εν προκειμνω της Ρωσας), και επομνως διπραξε να σοβαρτατο κανονικ αδκημα, αυτ της εισπδησης. β) Δεν υπρξε ειλικρινς μετνοια απ την πλευρ των σχισματικν. γ) Εσφαλμνως κα νευ κανονικς αρμοδιτητος και δωσιδικας η Αγα και Ιερ Σνοδος του Οικουμενικο Πατριαρχεου εξεδκασε εκκλτους και κρινε επ τελεσιδκων κανονικν υποθσεων πρην κληρικν λλης Εκκλησιαστικς Αρχς, της Ρωσικς Εκκλησας. δ) Τ οικουμενικ Πατριαρχεο δεν εχε καννα κανονικ δικαωμα να αποκαταστσει σχισματικος λλης εκκλησιαστικς δικαιοδοσας, επειδ στην προκειμνη περπτωση και το αδκημα της εισπηδσεως χουμε, αλλ και το κκλητον δεν ισχει. ε) Ο π. Νικτας ορθ μεν επισημανει τι ο Πατριρχης, δεν εναι Ππας και «πρτος νευ σων», ωστσο αποσιωπ τη να οικουμενιστικ θεωρα του « πρτου νευ σων », η οποα προλθε απ τα σπλγχνα του Οικουμενικο Πατριαρχεου, διτι πρτος την εισγαγε ο Σεβ. Μητροπολτης Περγμου κ. Ζιζιολας και συμπλρωσε ο Σεβ. Αμερικς Ελπιδοφρος, και στ) Καταπατσεις των Ιερν Καννων και αυθαιρεσες, απ’ που και αν αυτς προρχονται, δεν θεραπεονται, οτε νομιμοποιονται με τον χρνο, αλλ με την επνοδο στην τρηση των Ιερν Καννων, τους οποους θεοπνεστως θεσμοθτησαν οι γιοι και θεοφροι Πατρες και στην κανονικ τξη της Εκκλησας, πως επσης και με τον καταλογισμ ευθυνν σ’ αυτος που παρανομον και καταπατον. Η προσπθεια του π. Νικτα να παρουσισει την « λη αλθεια » για το ουκρανικ ζτημα υπρξε ατυχστατη. Παρ τον ισχυρισμ του, τι με σα παραθτει, προβλλει δθεν την « λη αλθεια», εν τλει επιτυγχνει να δσει στον αναγνστη μια ψευδ και παραπλανητικ εικνα του ουκρανικο ζητματος, προφανς για να μην ρθει σε αντθεση με την προσταμνη του εκκλησιαστικ αρχ, το Οικουμενικ Πατριαρχεο. Προφανς για να αποφγει, τσον αυτς, σον και η Ιερ Μον στην οποα ανκει, «περιπτειες », αφο η προβολ «λης της αλθειας » κοστζει, συνεπγεται διωγμος και θλψεις σε λους εκενους που τολμον να διαφοροποιηθον απ τη γραμμ που χραξε η προσταμνη του εκκλησιαστικ αρχ. Το φυλλδιο δυστυχς βρθει απ ανακρβειες, εσφαλμνη εκτμηση ιστορικν γεγοντων, παρερμηνεες Ιερν Καννων και αποσιωπσεις λλων εξ’ αυτν, εν η Κανονικ και Συνοδικ μας Παρδοση και εκκλησιαστικ Πρξη αδικεται. Σ’ ολκληρο το κεμενο, απ την αρχ ως το τλος, διακρνεται μια αποστροφ προς την Ρωσικ Εκκλησα, η οποα φταει για λα και ευθνεται για λα. Αντθετα οι ενργειες του Οικουμενικο Πατριαρχεου εναι λες γιες, θερεστες και σμφωνες με τους Ιερος Καννες. Τσο γιες και θερεστες, στε να εναι περιττ ακμη και η σγκληση Πανορθοδξου Συνδου.

http://gr.pravoslavie.ru/135730.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010