Тем временем в храме началась служба. Храм был переполнен молящимися. Все они приехали почтить память Матушки Сепфоры, помолиться на месте ее упокоения. Мы пробрались к самой солее, начиналась Божественная Литургия: «Благословенно Царство Отца И Сына И Святаго Духа…» Гл. 2. Домик матушки Сепфоры В конце службы, после «Отче наш», отец Михаил сказал, чтобы все после причастия выходили на улицу, так как потом будет крестный ход и затем сразу панихида. Наши дети причастились, и мы тоже вышли из храма, а чтобы долго не стоять, решили зайти в домик, где раньше жила матушка Сепфора. Еще при жизни на вопрос келейницы, почему Матушка живет в мужском, а не в женском монастыре, схимонахиня отвечала: «Я по велению Пресвятой Богородицы здесь. Мне было во сне такое видение…я скорбела, что мне, схимнице, придется умереть в миру, а Она мне сказала: «Ты в миру не умрешь, ты умрешь в монастыре в Клыкове». Весной 1993 года матушка Сепфора посетила Оптину Пустынь. Там она познакомилась с будущим настоятелем Клыковского монастыря. Когда он подошел к ней под благословение, матушка сказала: «А нам с тобой вместе жить». Немного помолчав, добавила: «А пока бегай, бегай!…» Через несколько лет матушка действительно оказалась в Клыково, в этом домике, куда мы зашли. Маленький деревянный домик, всего 4 комнаты, все очень скромно, в келье, где жила Матушка, все осталось так же, как и было: уголок с иконами и кровать. На столе лежит фотография, которая после смерти матушки Сепфоры начала мироточить. Приходящие паломники прикладывались к ней, а трудница мазала всех маслом из лампадки, после чего все выходили на улицу. Когда мы вышли, крестный ход уже начался. Мы тоже присоединились, на улице было прохладно, поэтому, когда батюшка кропил водой, хотелось прятаться, чтоб не замерзнуть еще больше, а остальные люди, наоборот, просили, чтобы отец Михаил еще покропил. По окончании крестного хода, все остались на улице, так как сразу началась панихида Преображенский храм. Раньше на этом месте его никогда не было Гл. 3. У могилки блаженной старицы

http://pravmir.ru/putevye-zametki-pravos...

Когда мы читали в «Летописи» жизнеописание великих первоначальниц, то слезы неудержимо катились из наших глаз. И вот мы что надумали: поручили нашим младшим сестрам сделать выписки из «Летописи», переплели их в особую книжечку, чтобы и другие паломники, читая наши выписки, могли поплакать. И вот младшие наши сестры начали выписывать понравившиеся места на хорошей бумаге, красивыми большими буквами, чтобы легче было читать. Переплели книжечку в бархатный переплет с золотым крестом и повесили, по благословению игумении, возле житийных образов первоначальниц, чтобы руководители групп паломников, обычно священники, тут же их вслух читали, усевшись кто на ступеньках входа в матушкину келию, кто просто на полу, а некоторые стоя. Матушка Эмилия, начальница этого корпуса, заботилась об организации таких чтений. На этих чтениях некоторые незаметно смахивали слезы, потом начинали тихонько плакать, плач подхватывали другие и чтение приостанавливалось – невозможно было слышать из-за плача. Делали перерыв, чтобы немного успокоиться, а затем продолжить чтение. Эта особенность Дивеева не исчезала до самого закрытия монастыря. Такие сладкие слезы запоминались надолго. Домик матушки Александры Незабываем домик матушки Александры, где она начала полагать создание первого монастыря. Если этот домик будет разрушен, я восстановлю его по памяти с малейшими деталями, потому что все последующие годы, то есть 55 лет, я мысленно всегда бывал в этом драгоценнейшем для меня месте и помню все точные размеры и детали, а житийный образ матушки всегда висел над моей кроватью. Незабываемо было для меня, но и не удивляло, когда я читал о том, как настоятель Казанской церкви о. Василий Садовский, обдумывая детали ремонта храма, вдруг увидел: в алтарь вошла матушка первоначальница. А ведь после ее смерти прошло очень много времени. Отец Василий ни на минуту не подумал, что этого же не может быть и три часа они обсуждали, что и как делать. О том, что это было видение, отец Василий понял лишь когда оно исчезло.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

д. Летом, в тихий солнечный день, они наполняют скит своим благоуханием, а над ними слышится непрерывное жужжание пчел, единственный, кажется, звук, нарушающий, или, лучше сказать, оживляющий глубокое безмолвие скита. Ни одного человека не видно внутри скита. Мы идет к небольшой деревянной церковке, стоящей прямо против Святых врат. Церковь эта отличается особенной простотой. В сенях стоит ведро со свежей, чистой водой, и около него кружка. Тут же видна дверь в небольшую келейку монаха, наблюдающего за церковью. Сама церковь напоминает обычный небольшой зал, очень чистый и светлый. В окнах нет решеток. На стене висят часы. Мы осматриваем церковь, заходим в алтарь, прикладываемся к иконам и уходим, не встретив ни души. Кроме этой первоначальной скитской церкви, недавно выстроена в скиту другая, каменная церковь, но она по своей архитектуре как-то не подходит к пустынному виду скита. Внутри скит имеет следующее расположение. Направо от Святых врат находится знаменитая келья старца иеросхимонаха Амвросия. Это – небольшой домик, выходящий окнами в цветник. Мы входим в него по деревянному крылечку через тесные сенечки, увешанные лубочными картинками и текстами духовного содержания. Из сеней входим в узкий коридорчик, разделяющий домик на две половины. Первая дверь направо ведет в небольшую зальцу, парадную приемную старца. В этой комнате весь передний угол уставлен иконами, перед которыми теплятся лампады. Стены сплошь увешаны портретами известных подвижников, видами монастырей и другими картинами духовного содержания. Мебель состоит из старенького дивана, нескольких столов и стульев. По другую сторону коридора находится собственная келья старца, в которой он жил, а дальше по коридору кельи его келейников. В конце коридора находится выход в хибарку, состоящую из ряда небольших комнат. Такой же точно домик находится и до левую сторону от Святых врат, и в нем обычно проживали начальники скита – старец о. иеросхимонах Макарий, о. Пафнутий, о. Иларион и их преемники. По всему скиту между деревьями разбросаны другие небольшие домики, обычно разделенные на четыре кельи для четырех иноков.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Случай в Ватопеде Однажды, когда старец жил и трудился в Ватопеде, между рабочими с острова Лемнос разразилась ссора, и старец Иродион постарался их унять. Один из рабочих, имевший зуб на старца, которого любили в монастыре за огромное трудолюбие и выносливость, стукнул его по голове. Тогда Господь, Один знающий глубины души человеческой, призвал старца, получившего сотрясение мозга, последовать путем юродства. Он «обманывал» и людей, и бесов: терпел издевательства, притеснения, клевету, сохраняя благодать, дарованную ему от Бога. «Бык выпьет всю воду и лопнет» Впервые я встретил старца Иродиона летом 1987 года. Я тогда жил в Карее в конаке Дионисиата и услышал о нем от приснопамятного благочестивого батюшки Исаака Ливанского, ученика старца Паисия. И вот с одним диаконом из Киккского монастыря на Кипре мы отправились к старцу. Когда мы пришли в его каливу, он сидел под оливковым деревом и выглядел таким благодатным, что можно было подумать, что восседает он на высочайшем троне мира. На его голову вместо шапочки был надет носок, на нем самом – разорванные в клочья штаны, рубашка, тело обмотано одеялом, словно юбкой, на почти разутых ногах были видны разбитые пальцы. На наше приветствие «Благословите, геронда» он радостно ответил: «Господь благословит». И принялся юродствовать: «У меня есть самолеты, я летаю над всеми странами, – он сделал паузу и с улыбкой неспешно продолжил: – я пролетаю над Кипром». И потом сказал: «У меня есть лодки, есть корабли». Остановился и добавил в свойственной ему ласковой манере: «Не глотай все сразу. Бык выпьет всю воду и лопнет. Не держи все в себе». Продолжая юродствовать, он повернулся к диакону: «Дай мне твою ручку». Диакон дал. «Слушай, что тебе говорят батюшки. Будь внимателен к их словам. Ты слышишь?» Сейчас этот «диакон» архиерей в Александрийском Патриархате. Домик… Флорина… Фессалоники… Как-то раз один старец с послушником пришли к отцу Иродиону. Как только геронда увидел монахов, он бессвязно стал произносить слова, которые имели отношение к проблемам послушника: «Домик… Флорина… Фессалоники… монашество… Поезжайте вместе. Ох, он уйдет. Канада… сто тысяч запечатанных» и всякое такое. А тот послушник имел помысел уйти со Святой Горы, построить домик между Флориной и Фессалониками, как говорил старец, и отправиться в Канаду к своим родственникам. В конце концов он покинул Афон.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=3005

Поднявшись на противоположную сторону, они еще раз осмотрелись. Нигде не чувствовалось присутствие милицейской засады. Наоборот: окруживший их вечер дышал умиротворением, спокойствием, безмятежной тишиной. Над вершинами деревьев появился месяц, тихим сиянием не мешая искриться, перемигиваться небесным созвездиям. Ветер, носившийся, как дикий зверь, по лесным оврагам, здесь, в открытом поле, тоже стал тихим, ласковым, почти ручным. — Эх, братва, — мечтательно сказал Ушастый, — вот бы поселиться здесь! Жить-поживать да добра наживать… До смерти. Никаких городов больших не хочу, никаких столиц, ресторанов, кабаков. Тут бы маленький домик, землицы чуток, хозяюшку… — Размечтался, — незлобно ткнул его в бок Курган. — Вот выйдешь — и поселяйся. Тебя ведь раньше нас из клетки выпустят. Давай сюда — и будет тебе домик в деревне, землица, бабенка, кошка с собакой… — И нам заодно присматривай, — поддержал разговор Кирпич. — Я лично тоже не против сюда после зоны. — Что присматривать? — повернулся к нему Ушастый. — Домик? Или бабенку с кошкой и собакой? И на ходу получил подзатыльник. — Все сразу! А лучше бабенку с хаткой и всем остальным. Все трое рассмеялись. — Правда, братва, базар в сторону. Выходим на волю — и сюда. Кто первым выходит — за других побеспокоится. Мне тоже надоела моя жизнь… Ни кола, ни двора, мечусь, как собака бездомная. Никто и нигде меня не ждет, кроме как в ментовке да на зоне. Хватит… Будем жить, семьями обзаведемся, как все нормальные люди, делишко раскрутим. У меня, между прочим, кое-какие планы уже имеются, обмозгуем. Никакого криминала. В церковь пойдем, батя теперь свой, да и старику подмогой будем. Все, братва, решено: селимся здесь! Они прошли еще в сторону деревни, уже мерцавшей вдали теплыми огоньками своих домишек. — Подтапливают люди, — Ушастый кивнул в сторону хаты, над которой шел дым. — На стол, небось, накрыли: картошечка, супчик, рыбка… Может, курочку пожарили, яичек сварили… Эх, туда бы сейчас… — А мне кажется, мы сейчас туда и рванем, — Кирпич остановился, всматриваясь вдаль. — По-моему, там не подтапливают, а горят. Пожар там! А ну-ка, братва, ноги в руки!

http://azbyka.ru/fiction/otshelnik-gorsh...

Если показать ребенку домик, который нарисован просто как чертеж и домик, нарисованный «от руки» – что он увидит? Сначала ребенок может сказать, что красивее тот, который нарисован под линейку, потому что в другом – «кривые линии». Здесь есть, о чем подумать. Как подвести к тому, что один домик – живой, а другой – не живой? А жизнь – это красота, конечно. И.Г. Батюшка, а если бы Вам принесли плоды трудов детей воскресной школы – красивые рисунки, по-настоящему творческие, то можно ли как-то их включить в храмовую жизнь? Ведь мы можем сколько угодно говорить детям, что их творчество, их искусство очень нужны церкви, но ведь в храмах мы этого не увидим! О.В. Такие рисунки и иконы я видел в Москве, в больничном храме при Детской республиканской больнице. Там развешены на стенах картины больных детей на религиозные темы и даже их попытки написания икон. В нашем храме, в притворе, можно выставить детские рисунки, чтобы все видели первые попытки детей войти в церковную традицию, творить красоту. Каждое воскресенье дети Воскресной школы приносят в храм свои рисунки. Я показываю их всем присутствующим. Всегда находятся желающие получить их, и мы их дарим с доброго согласия авторов. Паломники из Германии, Нью-Йорка, Санкт-Петербурга, Москвы и других мест увозят с собой рисунки наших детей. Знакомство детей с красотой И.Г. Отец Виктор, а как мы можем помочь детям увидеть красоту? О.В. У известного поэта Николая Заболоцкого есть стихотворение «Некрасивая девочка». Оно начинается с того, что он описывает радость мальчика, катающегося на новом велосипеде. За ним бегает девочка, видимо, из соседнего подъезда. Он радуется, забыв про нее. И она радуется. Поэт описывает ее вид, который «напоминает лягушонка»: …рот длинен, зубки кривы, черты лица остры и некрасивы. Но для нее «чужая радость также, как своя». Потому что младенческая грация души уже сквозит в любом ее движенье. Потом поэт размышляет над ее судьбой: …будет день, когда она, рыдая, увидит с ужасом, что посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка!

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Mamonto...

Сегодня мне кажется, что дорогой Батюшка Георгий, показав своей жизнью пример неосуждения, обращается ко всем продолжающим земной путь словами святых апостолов Павла и Иакова: ...Не судите никак прежде времени, пока не придёт Господь ( 1Кор. 4, 5 ); Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить, а ты кто, который судишь другого? ( Иак. 4,12 ). 2 февраля 2004 г. – церковная память преподобного Евфимия Великого К воспоминаниям о дорогом батюшке Отец Александр Егоров († 5 марта 2000 г.) остался в памяти многих-многих добрым, чутким пастырем, праведным отцом, благодатным старцем, христианином высокой духовной жизни. Ещё при жизни батюшки глубоко верили в силу его молитв и прозорливость советов, с кончиной же его эта вера усугубилась. Духовная связь с дорогим батюшкой не только не порвалась, но с каждым днём крепнет, преодолевая, все временные законы земного бытия... Здесь сообщу об одном маленьком (а для нас важном) событии, непосредственно связанном с отцом Александром. В 1974 г. мы приобрели в Подмосковье сборный щитовой домик с небольшим участком земли. За три десятка лет домик пришёл в ветхость и почти в аварийное состояние. Нужно было что-то делать. Начинать капитальный ремонт сложно: где жить во время ремонта, опасались и полного разрушения дома при замене нижней части рамы, а главное – дорого... Отец Александр освящал этот дом, неоднократно нас посещал, всё видел и знал... Явилась мысль построить небольшой, но новый домик. Однако приводить её в исполнение мы не решались. И вот тут-то мы и обратились за советом к отцу Александру. Батюшка внимательно нас выслушал и без каких-либо колебаний сказал: «Стройте новый!» При этом добавил: «И стройте как можно скорее!» Благословил нас... Мы незамедлительно начали строительство. Много было препятствий, искушений, но всегда приходила нам и помощь Божия, и приходила вовремя. Об успешном завершении нашего дела стал молиться и другой великий подвижник нашего времени (но о нём, если будет на то воля Божия, скажу отдельно)... Сегодня, когда ещё встречаются трудности, мы пребываем в полном спокойствии, ибо чувствуем предстательство за нас у Престола Божия Его верного служителя...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Первые работы велись собственными силами тех братьев, которые пришли вместе с настоятелем возрождаемого Свято-Ильинского храма в 1996 году. Это были Сергей Александрович Нечик, Евгений Витальевич Харламов и Сергей Иванович Егоров. В первый год, вместе со строительством храма, формировалась и церковная община. Господь постепенно приложил к нашему братолюбию немало верных и благоразумных братьев и сестер, многие из которых стали потом трудиться в восстановленном храме. Пока в храме не было ни крыши, ни пола мы совершали акафисты с народным пением либо в миниатюрном домике привратника, либо в летние праздники прямо под открытым небом. Зимой 1997 года мы провели все необходимые работы по благоустройству домика привратника. Были установлены лестницы, и в подвальном помещении была устроена трапезная, на первом этаже - канцелярия, а в мансарде - жилая комната для настоятеля. И таким образом домик привратника храма превратился в домик его настоятеля. Весной, с первым теплом, мы начали штукатурить фасады храма, и к престольному празднику святого пророка Божия Илии, 2 августа, колокольня храма была побелена известью. 5. Первое посещение правящим архиереем строящегося храма. 30 июня 1997 года строительство храма впервые посетил правящий архиерей -Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Ему очень понравилось как идет строительство, и как мы обустроили домик привратника. Владыка тогда нас очень поддержал. До конца лета мы проложили канализацию и водопровод к храму и домику привратника, и подключились к городским сетям. А осенью питерская бригада альпинистов установила на крышу храма большую луковицу с главным крестом, и к зиме покрыла медью крышу храма. В ноябре мы подключили храм к центральному отоплению, и забетонировали полы во всех помещениях храма. С начала 1998 г. в здании строящегося Свято-Ильинского храма по воскресным дням началось регулярное требоисполнение. Весь 1998 год в храме велись внутренние и наружные отделочные работы. Одновременно, во все воскресные и большие праздничные дни храм убирался от строительного мусора, украшался временными иконами, выставлялись подсвечники, и затем, в середине дня, совершался акафист с народным пением, после которого служилась панихида, и, при потребности, совершались заочные отпевания и таинства крещения. В такие дни храм был открыт для посещения и молитвы до самого вечера. На такие молебные пения в храме собиралось на удивление много церковного народа и молодежи, многие из которых, со временем, стали нашей опорой в различных церковных начинаниях.

http://sobory.ru/article/?object=00559

— Вот, владыка, — хозяин района широким жестом обвел полуразрушенные строения, — забирайте все в свое хозяйство. Здесь было ПТУ, мы его отселили. Устраивайте монастырь или что там еще хотите. Времена теперь другие. Вы сегодня правильно сказали: настало время собирать камни. — И глава района засмеялся. Владыка оглядел заросший жирной крапивой двор бывшего монастыря и полуразрушенный собор. — Да, дорогой Сергей Павлович, здесь, пожалуй, только камни и собирать. Ну а насчет кирпича, у вас же в районе заводик кирпичный? — Много, владыка, не обещаю, — развел руками глава администрации, — но тысяч двадцать — двадцать пять дадим. Кстати, здесь в бывшем монастырском саду монахиня живет. Ей уже за девяносто. Почитай ровесница века. — Это интересно, — живо откликнулся архиерей. — А давайте пройдем, владыка. Там у нее домик небольшой. Я еще пацаном был, — продолжал рассказывать уже на ходу глава района, — когда к ней генерал приезжал и помогал этот домик восстанавливать. Говорят, она того генерала с поля боя вытащила, раненого. Я этому верю, у ней награды за Великую Отечественную есть, это уж точно знаю. По тропинке, мимо одичавших яблонь, прошли к небольшому домику. Но сколько ни стучались в дверь, никто не открывал. Постучались громче. Вскоре скрипнула дверь и вышла немного сгорбленная старая монахиня в подрясничке и сером апостольнике. Она оглядела всех внимательным взглядом. Ее почти бесцветные глаза, подернутые влагой постоянной старческой слезливости, словно излучали свет. Свет теплый и ласковый. Архиерей был без панагии, в подряснике и скуфейке, а секретарь так и не расстался с широкополой греческой рясой и большим крестом с каменьями. Что и говорить, протоиерей Владимир Куницын выглядел куда солидней, а небольшого роста худенький архиерей смотрелся скорее секретарем этого солидного батюшки. Но монахиня, обойдя стороной отца Владимира, прошла прямо к владыке и, смиренно сложив руки, попросила: — Благословите, владыка. Архиерей, благословив, спросил: — Как ваше имя, матушка?

http://azbyka.ru/fiction/da-ispravitsya-...

Храм св. Георгия находится в старой части города Лидда, так что мы увидели вокруг него все те же двухэтажные серо-пыльные домики с бельем на балконах и минарет местной мечети (город населяют в основном арабы-мусульмане). Когда мы расположились в автобусе, чтобы двигаться в сторону нашего проживания — в Горний монастырь, то стремительно стала сгущаться темнота. Из окна автобуса мы видели только мигающие огоньки и чувствовали подъем все выше и выше в горы — в 600 м над уровнем моря находится «град Иудов», как названа Горняя в Евангелии. Встреча с Горней будет происходить во все те шесть дней, что мы там будем проживать, а пока послушаем рассказ матушки Евфалии об истории монастыря. Горний монастырь расположен в местечке Эйн Кареме (в переводе с арабского — «Источник в винограднике»), в 8 км на юго-запад от Иерусалима. В 1871 году глава Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) выкупил землю, на которой по преданию когда-то стоял дом Захарии и Елисаветы — родителей св. Иоанна Предтечи. Сюда, как повествуется в Евангелии, пришла Приснодева Мария, получившая от Архангела Гавриила благую весть о рождении Спасителя мира и о том, что ее «южика» (двоюродная сестра) престарелая Елизавета также ждет младенца. «Град Иудов» — так было названо это живописнейшее место вблизи Иерусалима в связи с тем, что, согласно библейской Книге Иисуса Навина, было предоставлено колену Иуды — одному из 12-ти колен Израилевых. По преданию, здесь св. равноап. Царица Елена воздвигла храм, который, как и многие ею построенные храмы, был разрушен в период мусульманского владычества. Предание подтверждают записки паломника VI века архидиакона Феодосия, который пишет о том, что побывал в этом храме, путешествуя по Святой Земле. При создании обители неоценимую помощь в привлечении средств оказал архимандриту Антонину бывший российский министр путей сообщения П. П. Мельников, организовавший в Петербурге специальный комитет по сбору пожертвований. Первой насельницей обители стала инокиня Павла. Она жила поначалу в пещере, но со временем, по благословению отца Антонина, перешла в специально для нее построенный домик. Затем появились другие насельницы. Так как в монастыре не было серьезного хозяйства и средства к существованию (пока не было паломников) добыть было сложно, в монастырь благословляли на жительство, как выразилась матушка Евфалия, «знатных дам», они на свои средства строили каждая для себя отдельный домик и также на свои средства впоследствии их содержали. Вероятно, поэтому в старых путеводителях Горнюю называют поселком-монастырем, потому что домики по горам разбросаны как в поселке, и каждый имеет свое лицо, не похож на другой.

http://azbyka.ru/fiction/desjat-dnej-na-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010